ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Чрезвычайные ситуации /Стратегия достижения целей "Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы" в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 12.04.2019 г. N 299)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 12.04.2019 г. N 299
СТРАТЕГИЯ
достижения целей "Сендайской рамочной
программы по снижению риска бедствий
на 2015-2030 годы" в Республике Узбекистан
1. Климатические и геолого-географические особенности территории Республики Узбекистан, а также инфраструктура отраслей экономики обуславливают риски возникновения широкого спектра чрезвычайных ситуаций.
2. В Республике Узбекистан существуют следующие риски возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера:
недостаточная сейсмостойкость большей части зданий и сооружений;
размещение ряда хозяйств отдельных населенных пунктов в геологически и гидрометеорологически опасных местностях;
наличие условий распространения особо опасных инфекций;
расположение значительной части водохранилищ в сейсмоопасных зонах;
повсеместное функционирование опасных производственных объектов;
разветвленная транспортная инфраструктура, энергетическая и коммунальная системы;
наличие зон чрезвычайной экологической ситуации, а также экологического бедствия.
3. Научные исследования подтверждают тенденцию возможного увеличения в ближайшее десятилетие риска возникновения локальных, местных, республиканских и трансграничных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будут определяться вызванными изменением климата экстремальными явлениями, а также реальной возможностью отраслей и регионов обеспечить устойчивое функционирование объектов в экстремальных условиях.
4. Увеличению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уязвимости населения могут способствовать:
нарастание угроз чрезвычайных ситуаций трансграничного характера;
увеличение масштабов экологического загрязнения;
низкий уровень охвата населения в системе подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях;
слабая развитость системы оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях;
старение и высокий износ технологического оборудования промышленных объектов, инженерно-коммуникационной инфраструктуры;
резкое увеличение миграционных процессов и рост распространения особо опасных и карантинных заболеваний;
интенсивная урбанизация, несоблюдение норм и правил градостроительства при возведении жилых комплексов и промышленных объектов;
нерациональное использование водных ресурсов;
недостаточная развитость транспортных сетей и логистики.
5. Национальная система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основана на функционировании Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее - ГСЧС) с ее координирующим органом Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
6. На основании соответствующих решений Президента и Правительства Республики Узбекистан в стране последовательно реализуется Программа комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. В целях более эффективного использования имеющихся ресурсов страны, обеспечения ее устойчивого развития необходимо повышение уровня и целенаправленности предупредительных мер, уменьшающих опасность, масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций.
В этой связи особое значение приобретает реализация Стратегии достижения целей "Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы" в Республике Узбекистан (далее - Стратегия).
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ
8. Главной целью Стратегии является достижение повышения эффективности проводимых реформ в сфере комплексной защиты населения и территорий от бедствий, существенного сокращения к 2030 году числа погибших и пострадавших, а также прямого экономического ущерба в результате бедствий.
9. Для достижения главной цели основными задачами Стратегии являются:
совершенствование нормативно-правовой и методической базы с учетом национальных интересов и приоритетов в сфере снижения риска бедствий;
модернизация систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оповещения и информирования о них;
создание эффективных и действенных механизмов снижения риска бедствий, ранней профилактики и предупреждения угроз жизни, здоровью и имуществу граждан, устойчивому функционированию объектов и систем жизнеобеспечения;
повышение потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации, внедрение современных методов и инструментов управления и взаимодействия государственных органов, гражданского общества и частного сектора в данной сфере;
разработка и внедрение инновационных идей и технологий в деятельность системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие систем реабилитации населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также восстановления условий жизнедеятельности в зоне бедствия;
совершенствование системы подготовки различных категорий населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СТРАТЕГИИ И МЕРЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
10. Приоритетными направлениями снижения риска бедствий являются:
повышение знаний о риске бедствий;
совершенствование организационно-правовых основ управления риском бедствий;
инвестирование в мероприятия по снижению риска бедствий;
повышение готовности к реагированию при бедствиях.
11. Повышение знаний о риске бедствий предусматривает:
выявление и оценку внешних (трансграничных) и внутренних источников возможных чрезвычайных ситуаций, подготовку прогнозных материалов, ведение базы данных на основе современных геоинформационных технологий;
разработку методологических основ оценки риска и ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций;
повышение уровня осведомленности и информированности должностных лиц органов государственного управления и населения по вопросам снижения риска бедствий, а также их обучение и просвещение;
содействие дальнейшему совершенствованию программ обучения населения, профессиональной подготовки кадров по вопросам предупреждения возможных угроз, снижения их тяжелых последствий и реабилитации;
использование информации о возможных рисках, уязвимости населения и территорий для разработки стратегии снижения возможных тяжелых последствий бедствий;
улучшение взаимодействия между гражданами с целью распространения информации о чрезвычайных ситуациях через общественные и неправительственные организации.
12. Совершенствование организационно-правовых основ управления риском бедствий предусматривает:
разработку новых законодательных норм и внесение изменений в существующие нормативно-правовые акты;
разработку и реализацию республиканских и местных стратегий, планов снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
эффективную организацию профилактических мероприятий по снижению риска бедствий в рамках новых законодательных норм и соответствующих стратегий укрепления потенциала противодействия в данной сфере;
совершенствование механизмов и стимулов по обеспечению высокого уровня соблюдения действующих правил и регламентов по технике безопасности, в том числе касающихся землепользования и городского планирования;
внедрение практики заслушиваний отчетов о ходе и результативности осуществления национальных и местных планов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
расширение участия и повышение ответственности органов исполнительной власти на местах в вопросах преодоления опасности бедствий на местном уровне;
совершенствование государственной стратегии, направленной на контроль ведения строительных работ в зонах, подверженных риску возникновения бедствий, переселение населения из таких зон с учетом действующих норм и правил.
13. Инвестирование в мероприятия по снижению риска бедствий предусматривает:
расширение государственных и частных инвестиций в мероприятия по укреплению потенциала противодействия бедствиям посредством принятия структурных, неструктурных и функциональных мер;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства при реализации мер по локализации аварийно-спасательного и другого специального имущества;
организацию мероприятий по страхованию риска бедствий;
повышение потенциала противодействия чрезвычайным ситуациям на рабочих местах путем принятия структурных и других мер;
организацию и принятие мер по защите от бедствий объектов исторического, культурного и религиозного значения;
организацию учета оценки риска бедствий при разработке и осуществлении политики в области землепользования и градостроительства;
адресные профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с селевыми, паводковыми, оползневыми и другими опасными природными явлениями, а также засухой;
совершенствование градостроительных норм, правил, стандартов по планировке и застройке населенных пунктов, направленных на повышение эффективности мер по снижению риска бедствий в местных условиях;
повышение потенциала учреждений системы здравоохранения по оказанию неотложной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи при бедствиях;
содействие развитию и укреплению учебного потенциала в области медицины катастроф;
разработку и реализацию стратегий, а также совершенствование механизмов социальной защиты пострадавших от стихийных бедствий;
повышение производственного потенциала предприятий и уровня защиты производственных ресурсов;
совершенствование системы обеспечения безопасности объектов туризма.
14. Повышение готовности к реагированию при бедствиях предусматривает:
совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
модернизацию и поддержание в постоянной готовности систем связи, автоматизированной системы оповещения и информирования об угрозах или возникновении чрезвычайных ситуаций на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
реализацию комплексных мер по обеспечению готовности сил и средств ГСЧС, ее территориальных и функциональных подсистем;
совершенствование взаимодействия руководящих органов территориальной подсистемы ГСЧС с министерствами, ведомствами и организациями в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, повышения навыков руководящего состава, готовности сил ГСЧС и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
внедрение принципов управления риском бедствий в мероприятия по восстановлению и реабилитации после чрезвычайных ситуаций;
укрепление потенциала органов исполнительной власти на местах по организации и обеспечению переселения жителей территорий, подверженных бедствиям;
совершенствование механизмом оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
международное сотрудничество в сфере снижения риска бедствий.
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
15. Основные задачи и приоритетные направления Стратегии будут интегрированы в государственные стратегии, программы развития, планы их реализации, а также программные документы по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других сфер.
16. Для реализации Стратегии будут вовлечены все заинтересованные стороны, в том числе органы государственного и хозяйственного управления, органы исполнительной власти на местах, органы самоуправления граждан и другие институты гражданского общества, международные организации, частный сектор, а также население.
17. Реализация Стратегии будет осуществляться в период 2019-2030 годы в соответствии с Национальным планом действий.
18. В целях достижения наибольшей эффективности с учетом адаптации к проводимым в стране реформам по обеспечению устойчивого развития весь период реализации Стратегии будет разделен на три этапа:
1 этап: 2019-2022 годы;
2 этап: 2023-2026 годы;
3 этап: 2027-2030 годы.
19. По каждому этапу будут разработаны соответствующие планы, описывающие конкретные мероприятия, направленные на решение задач и приоритетных направлений Стратегии.
Планы мероприятий на соответствующие этапы будут объединять и учитывать задачи, мероприятия других стратегических и программных документов различных направлений сферы защиты от чрезвычайных ситуаций и аспектов снижения риска бедствий.
20. При разработке плана мероприятий на последующий этап должны быть учтены достижения и проблемы по реализации предыдущих.
21. Финансирование мероприятий по реализации Национального плана действий будет осуществляться за счет средств соответствующих министерств, ведомств, Совета Министра Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, других организаций, ответственных за исполнение мероприятий, грантов и кредитов международных финансовых институтов и зарубежных организаций, благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, а также других источников, не запрещенных законодательством.
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
22. В результате реализации настоящей Стратегии к 2030 году ожидается:
предотвращение возникновения новых и снижение угрозы известных рисков возникновения стихийных бедствий;
снижение до минимума пострадавших, а также уровня смертности от чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров социального, экономического и экологического ущерба от чрезвычайных ситуаций;
повышение эффективности деятельности ГСЧС, обеспечение полного охвата территорий специализированными службами реагирования;
совершенствование национальных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, обмена информацией, оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
обеспечение максимального охвата населения системой раннего предупреждения чрезвычайных ситуаций;
создание и развитие систем жизнеобеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов руководящего звена и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 12 апреля 2019 г.