ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 13 по 19 апреля 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

          

(за период с 13 по 19 апреля 2019 г.)


Как проверяют крупных налогоплательщиков

       

Управление сельским хозяйством цифровизируют

        

Тарифы на воду и свет: чего ожидать

        

Разрешение тренеру - в Центре госуслуг или на ЕПИГУ

       

Социальную помощь населению автоматизируют

        

Для осужденных создаются центры профобучения

       

Частным инвесторам в здравоохранении - льготные кредиты

           

Отходы: больше переработки, меньше захоронения

      

Производителей ДСП освободят от таможенных платежей за ввозимое сырье и оборудование

        

Пассажирские и грузовые потоки оптимизируют

            

Уточненная статистика по внешней торговле - раз в год

        

Как будут мониторить объемы экспортируемого кожмехсырья

           

Как получить сертификат оценщика

      

Защищать население от ЧС будут комплексно

          

Как рассматриваются досудебные налоговые споры



Постановлением Кабинета Министров РУз от 17.04.2019 г. N 320 утверждено Положение о Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам.



Кого это касается?


Напомним, крупные налогоплательщики - юридические лица отдельной категории, подпадающие под налоговое администрирование исходя из следующих критериев:

q сумма начисленных налогов и других обязательных платежей по итогам налогового периода - не менее 200 тыс. МРЗП;

q объем товарооборота - не менее 300 тыс. МРЗП;

q общая стоимость активов - не менее 100 тыс. МРЗП.


Подробнее об определении критериев отнесения юридических лиц к категории крупных налогоплательщиков можно ознакомиться в Положении, утвержденным Постановлением ГНК, зарегистрированным МЮ 18.06.2018 г. N 3023.



Что с ними будет?


Изначально функциями по налоговому администрированию крупных налогоплательщиков наделили ГНУ Каракалпакстана, областей и г. Ташкента. Затем они перешли к Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам (Постановление Президента РУз от 26.06.2018 г. N ПП-3802, далее - Инспекция). При этом место нахождения и осуществления деятельности "подопечных" значения не имеет. 

В полномочия Инспекции входит:

q во-первых, организация учета крупных налогоплательщиков и обеспечение полноты поступления от них налогов и других обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством;

q во-вторых, организация налогового контроля за деятельностью крупных налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства, в частности:

q камеральный контроль, а также тематические экспресс-изучения с выходом на места для подтверждения достоверности представляемой информации и правомерности применения налоговых и таможенных льгот (статьи 70, 71-2 НК);

q мониторинг деятельности по вопросам соответствия фактического количества работников с указанным в отчетах, а также объемов производства. При выявлении нарушений налогового законодательства принимает меры по пресечению и предупреждению (статья 71-1 НК);

q контроль за соблюдением законодательства по экспортно-импортным операциям, в пределах своих полномочий (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 30.09.2003 г. N 416);

q контроль за обоснованностью применения нулевой ставки по НДС (глава 38 НК);

q налоговые проверки (глава 14 НК). В рамках проверок финансово-хозяйственной деятельности (ревизий) проверяет бухгалтерские счета и финансовую отчетность, взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы сырья, материалов и готовой продукции;

q получение объяснений от налогоплательщиков или их должностных лиц, проверка наличия имущества, осмотр или обследование территорий, производственных, складских, торговых и иных помещений, в т.ч. мест, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

q проверки соблюдения установленного порядка ведения бухучета денежных средств и материальных ценностей, состояния организации работы пропускной системы при ввозе-вывозе материальных ценностей с территории предприятий;

q в-третьих, на основе взаимного партнерства - сервисно-техническое обслуживание крупных налогоплательщиков по исполнению ими налоговых обязательств;

q в-четвертых, реализация комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений в рамках администрирования крупных налогоплательщиков.



Кто проконтролирует саму Инспекцию?


Структуру и штатную численность Инспекции утверждает председатель ГНК по согласованию с Администрацией Президента. В аналогичном порядке назначается и освобождается от должности ее начальник.

Начальник Инспекции систематически отчитывается о ее деятельности перед главой ГНК. Зампреды ГНК контролируют руководителей Инспекции. Ежеквартально ГНК оценивает работу Инспекции. По итогам решается вопрос о поощрении или применении мер дисциплинарной ответственности к ее руководству и работникам.


* * *



Развитие сельского хозяйства и повышение его конкурентоспособности - основной фактор повышения благосостояния сел, в которых проживает 60% населения республики. На это направлены Указ Президента от 17.04.2019 г. N УП-5708 и Постановление Президента от 17.04.2019 г. N ПП-4292.


Указом определены основные задачи и направления деятельности Министерства сельского хозяйства (далее - Министерство):

q реализация единой государственной политики в сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности, в сфере защиты растений;

q стимулирование создания цепочек добавленной стоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

q осуществление мер по широкому внедрению кластерной модели агробизнеса;

q координация мер господдержки сельского хозяйства;

q стимулирование механизации сельского хозяйства и углубленной переработки сельхозпродукции;

q формирование современной системы подготовки, использования и экспорта семян сельхозкультур;

q обеспечение на системной основе тесной интеграции образования, науки и сельхозпроизводства, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Задачи направлены на цифровизацию сельского хозяйства, внедрение рыночных отношений субъектов сельхозотрасли, современных ресурсосберегающих и интенсивных агротехнологий.

Документом предусматривается разработка мер по своевременному финансированию агротехнических мероприятий, повышению плодородности низкоурожайных земель, увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции, доступности качественной сельхозтехники.

Министерству переданы:

q Научно-производственный центр сельского хозяйства и продовольственного обеспечения Академии наук и его научно-исследовательские учреждения;

q Узбекский государственный центр по сертификации и испытанию сельскохозяйственной техники и технологий при Кабинете Министров, преобразующийся в Центр сертификации и испытания сельскохозяйственной техники и технологий;

q Центр развития семеноводства при Министерстве инновационного развития и его подразделения;

q Ташкентский государственный аграрный университет и его филиалы.

Координировать деятельность научно-исследовательских учреждений Министерства по созданию и внедрению био- и нанотехнологий, новых сортов сельхозкультур будет Министерство инновационного развития.

В 3-месячный срок в рамках концепции "Умное сельское хозяйство" разработают предложения по внедрению рыночного механизма регулирования цен на зерновую продукцию, проектам и источникам финансирования сферы цифровизации сельского хозяйства.

Также разработают Концепцию по освоению в 2019-2021 годах неиспользуемых земель для выращивания сельхозпродукции.

В соответствии с Постановлением создаются информационно-консультативные центры по агротехнологиям (extension center) при Ташкентском государственном аграрном университете и его филиалах в Нукусе, Андижане и Термезе для подготовки специалистов и тренеров в этой области. В течение месяца разработают соответствующую "Дорожную карту".

Также поручено внедрить новую систему оценки деятельности Министерства, основанную на достижении конкретных показателей и целевых индикаторов, качестве и эффективности программ развития сельского хозяйства, обеспечении продовольственной безопасности.


* * *



Правительство утвердило порядок формирования тарифов на электроэнергию, а также на услуги водоснабжения и канализации (Постановления Кабинета Министров от 13.04.2019 г. NN 309, 310).



Вода: тарифы покроют себестоимость,

счетчики - в каждый дом


Региональным властям поручено пересмотреть и утвердить нормативы потребления питьевой воды населением. Сделать это должны до 1 июля 2019 года. К той же дате проведут сплошную инвентаризацию состояния оснащенности и поверки приборов учета холодной и горячей воды всех групп потребителей.

Устанавливать счетчики будут по программе. Ее разработают и внесут в Кабинет Министров до 1 августа (срок немного сдвинулся, изначальное поручение - до 1 июля) (Постановление Президента от 30.11.2018 г. N ПП-4040). В документе должны указать источники финансирования и сроки полного завершения установки приборов учета в индивидуальном и многоквартирном жилищном фонде.

Утвержденный порядок формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации вступил в силу 15 апреля 2019 года. Вся процедура наглядно отражена в схеме.

Главный аспект - тарифы будут покрывать полную себестоимость оказываемых услуг, учитывать затраты на развитие и модернизацию организаций водоснабжения и канализации.



Свет: тарифы с учетом рентабельности,

малоимущим - поддержка


Приняты Основные направления тарифной политики в электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан до 2030 года. Стоит обратить внимание:

q к 2023 году поэтапно перейдут к методике формирования тарифов с учетом передовой международной практики. С 2023 года утвержденные тарифы будут действовать минимум 3 года (без повышений); 

q тарифы формируются исходя из обоснованных расходов на производство электроэнергии, передачу, распределение и сбыт с учетом полного возмещения операционных и капитальных затрат и поддержания рентабельности в диапазоне - не менее 10% и не более 20%. Рентабельность определяется делением величины чистой прибыли на сумму всех затрат, связанных с осуществлением деятельности по производству, передаче, распределению и сбыту электричества;

q закупка и продажа электроэнергии единым закупщиком будет проводиться по тарифам, определяемым Межведомственной тарифной комиссией при Кабинете Министров. Этот вновь образованный орган состоит из 7 должностных лиц во главе с заместителем Премьер-министра - министром финансов;

q государство поддержит малообеспеченные и уязвимые слои населения путем применения базовой нормы потребления электроэнергии, а также предоставления компенсаций при росте тарифов.

Утвержденный документом порядок формирования тарифов на электроэнергию вводится в действие с 1 января 2020 года. До этого применяется Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 28.10.2010 г. N 239).


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 17.04.2019 г. N 319 утвержден Административный регламент оказания государственных услуг по оформлению и выдаче разрешения на занятие тренерской деятельностью.


Он разработан в соответствии с Указом Президента от 12.12.2017 г. N УП-5278 "О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению".

Чтобы воспользоваться услугой, заявителю необходимо обратиться в Центр госуслуг или зарегистрироваться на ЕПИГУ для получения услуги в электронном виде.

     

       

      

Получение услуги явочно

через Центр госуслуг

    

      

Получение услуги

через ЕПИГУ

     

    

Заполнение заявления установленной формы

для получения услуги

     

Заполняет работник Центра от имени заявителя. В случае невозможности заверения заявления, посредством ЭЦП при обращении за услугой в явочном порядке заявитель может заверить заявление при помощи других средств идентификации подписи (дактилоскопия, электронная подпись и др.). После заполнения заявления работник Центра оформляет его и передает заявителю. Заявитель после проверки правильности внесенных данных заверяет заявление своей подписью

       

Заполняется самостоятельно заявителем, заверяется его личной ЭЦП

     

Размеры сборов за оказание

государственной услуги

     

1) за прием и рассмотрение заявления - 10% МРЗП;

2) за проведение аттестации - 1 МРЗП.

На оплату 50% установленного размера имеют право:

q заявители, обратившиеся за получением разрешения по второму или более виду спорта (в течение 6 месяцев со дня выдачи ему действующего разрешения);

q заявители, имеющие разрешение на занятие деятельностью в качестве тренера-инструктора по виду спорта, и подающие заявление на получение разрешения для осуществления деятельности в качестве тренера или тренера-преподавателя по тому же виду спорта (в течение до 8 месяцев со дня выдачи ему действующего разрешения)

   

С 1 июня 2019 года - в размере 90% от сумм, установленных для получающих услугу через Центр госуслуг

Лица, имеющие звание "Заслуженный тренер Узбекистана" или "Заслуженный тренер Республики Каракалпакстан", ученую степень в области физкультуры и спорта, получают разрешение на занятие тренерской деятельностью бессрочно, без прохождения аттестации и оплаты за ее проведение. Лица, имеющие государственные и международные звания и/или награды, а также внесшие весомый вклад в развитие тренерской деятельности, могут быть освобождены от прохождения аттестации и оплаты за ее проведение решением Комиссии по ходатайству соответствующей республиканской федерации (ассоциации) по виду спорта.

       

       

Сроки проведения аттестации

и принятия решения по ее итогам

     


1. Центр сертификации и компьютеризации Министерства физкультуры и спорта (далее - уполномоченный орган):

а) в течение 10 рабочих дней после получения заявления и прилагаемых документов от Центра государственных услуг или ЕПИГУ принимает решение о месте и дате проведения первого этапа аттестации;

б) в течение 20 рабочих дней проводит 1 этап аттестации;

в) в течение 3 рабочих дней направляет документы заявителей, успешно прошедших первый этап, в соответствующие республиканские (региональные) организации (федерации, ассоциации и др.) по видам спорта и уведомляет заявителя об этом через Центр госуслуг (при обращении в явочном порядке) или ЕПИГУ (при электронном обращении) или самостоятельно в установленном порядке.


2. Республиканские (региональные) организации (федерации, ассоциации и др.) по видам спорта в срок, не превышающий 15 рабочих дней, проводят второй этап аттестации по теоретическим и практическим знаниям по соответствующим видам спорта, по итогам которого выдается заключение, направляемое в уполномоченный орган.


3. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней рассматривает предложения по итогам первого и второго этапов аттестации, готовит проект протокола заседания Комиссии и вносит предложения в Комиссию для принятия решения о выдаче разрешения на занятие тренерской деятельностью с проставленным QR-кодом (матрично-штриховой код) либо отказе в выдаче разрешения.


4. После принятия Комиссией решения уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней оформляет разрешение или готовит обоснованное заключение об отказе в его выдаче, заверяет его своей ЭЦП и направляет в Центр государственных услуг (при обращении в явочном порядке) или непосредственно заявителю (при электронном обращении) в электронной форме посредством ЕПИГУ.


       

Выдача разрешения на занятие

тренерской деятельностью:

         

Центр госуслуг в течение 10 минут после поступления разрешения направляет его на электронный адрес заявителя и уведомляет его об этом посредством информационно-коммуникационных средств. Разрешение выдается в электронном или бумажном виде с обязательным проставлением на нем своей печати и подписи ответственного работника


В электронной форме посредством ЕПИГУ

      

         

Важно!

1) Отказать в приеме заявления могут только в случае указания заявителем в заявлении недостоверных сведений, а также неуплаты сборов за оказание услуг.

2) Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются:

а) непрохождение претендентом первого и (или) второго этапов аттестации;

б) наличие фактов привлечения ранее к уголовной ответственности за общественно опасные, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также совершение преступлений, направленных против конституционного строя Узбекистана.

Отказ по иным основаниям запрещается.

3) В случае отказа заявителя от получения услуги его заявление оставляется без рассмотрения. При этом сумма уплаченного сбора за его прием и рассмотрение возврату не подлежит.

В случае отказа заявителя от получения услуги до прохождения первого этапа аттестации сумма уплаченного сбора за проведение аттестации возвращается уполномоченным органом заявителю на основании его письменного заявления. В случае неуспешного прохождения заявителем первого и (или) второго этапов аттестации суммы уплаченных сборов не возвращаются.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 13.04.2019 г. N 308 приняты меры по совершенствованию системы социальной защиты населения с применением межведомственного электронного взаимодействия.


В сферу оказания государственных социальных услуг внедряется информационная система "Единый реестр социальной защиты" (далее - Система), владельцем и пользователем которой является внебюджетный Пенсионный фонд. С ее помощью автоматизируют процедуры оказания социальной помощи населению и сформируют единую базу данных заявителей и получателей соцуслуг.

Кроме того, Система предусматривает:

q аккумулирование и обработку информации обо всех видах государственных социальных услуг и помощи, оказываемых нуждающимся слоям населения;

q оценку в режиме реального времени степени нуждаемости семей и соответствие заявителей установленным критериям;

q предоставление необходимой информации из Системы заинтересованным организациям.

Системе предоставят онлайн-доступ к базам данных государственных органов и организаций по утвержденному Перечню. Там же указаны сведения, обмен которыми будет осуществляться посредством межведомственного электронного взаимодействия.

Госорганы, в которых отсутствуют базы данных, сформируют их до конца этого года (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 13.04.2019 г. N 308). До этого времени Система будет получать от них информацию по электронному запросу через Межведомственную интеграционную платформу.

Внедрять Систему будут поэтапно в 2019-2020 годах согласно утвержденному Плану мероприятий.



Апробирование новой системы начнется

в Сырдарьинской области

С 1 октября этого года в Сырдарьинской области запустят пилотный проект по автоматизированному назначению соцпособий и материальной помощи малообеспеченным семьям. Для этого утвердили Временное положение, которое введут в действие с 01.10.2019 г. При этом выплата соцпособий, назначенных до этой даты, производится согласно действующему Положению, утвержденному Постановлением Кабинета Министров от 15.02.2013 г. N 44. Мониторингом пилотного проекта займутся инспекторы Минтруда (12 шт. ед.), переданные Пенсионному фонду на период его реализации.

Для получения пособия семьям с детьми, пособия по уходу за ребенком или материальной помощи жители области должны будут подать заявление одним из следующих способов:

q заполнить электронное заявление на официальном веб-сайте ИС "Единый реестр" или на ЕПИГУ через персональный кабинет (не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу, с которого семья желает получать пособие);

q обратиться в явочном порядке в орган самоуправления граждан по месту жительства и заполнить письменное заявление по утвержденной форме (не позднее 20 числа предшествующего месяца).

В форму заявления вносится следующая информация:

q Ф.И.О. заявителя и членов его семьи, адрес проживания (по месту прописки);

q серия и номер паспорта членов семьи в возрасте 16 лет и старше, номер свидетельства о рождении детей до 16 лет;

q информация о прочих доходах семьи.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 16.04.2019 г. N 318 "О мерах по совершенствованию системы общего образования и профессионального обучения осужденных".


В учреждениях по исполнению наказания ГУИН МВД функционирует 6 филиалов общеобразовательных школ. Они находятся в подчинении соответствующих районных (городских) отделов народного образования. Классы в них открываются независимо от количества учащихся осужденных.

Кроме того, 4 профобразовательных учреждения, расположенных на территории колоний, реорганизуются в центры профессионального обучения. Они переходят в ведение Минтруда. Там займутся воспитанием, обучением и профподготовкой осужденных, привитием и закреплением их трудовых навыков. Перечень профессий краткосрочной профподготовки разработают и утвердят в месячный срок. С 2020/2021 уч. г. в учебный процесс начнут внедрять современные информационно-коммуникационные и инновационные технологии.

В будущем также займутся обучением поднадзорного контингента службы пробации, т.е. осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания. Соответствующие предложения должны внести в 2-месячный срок.


* * *



Подписано Постановление Президента от 16.04.2019 г. N ПП-4290 "О мерах по развитию государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения".


Партнерство в этой сфере осуществляется следующим образом:

q во-первых, проекты реализуются на основе соглашения между государственным и частным партнерами. Предлагается выбор одной или совокупности форм:

q проектирование, строительство, реконструкция, создание, оснащение, модернизация, финансирование, эксплуатация и обслуживание общественной инфраструктуры в сфере здравоохранения;

q предоставление товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере здравоохранения.

Концепции первоочередных проектов, в т.ч. реализуемых с участием республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, утвердят в 3-месячный срок;

q во-вторых, частный партнер отбирается на основе тендера или прямых переговоров (исключения могут предусматриваться решениями Президента и Кабинета Министров). Тендеры на заключение соглашения должны объявить до 15 августа;

q в-третьих, срок действия соглашения определяется партнерами, но не может быть менее 3 и более 49 лет;

q в-четвертых, выделенные "частникам" земли, приобретенное медицинское и иное оборудование и построенные ими объекты в рамках реализации проектов по истечении срока соглашения передаются государству.

Инвесторам будут выдавать льготные кредиты. На это из Фонда реконструкции и развития намерены выделить до 200 млн долл. США.

Кредит оформят исключительно для приобретения современного импортного медицинского оборудования и инвентаря - в размере не более 20% от общей суммы вносимых инвестиций в иностранной валюте. Срок - до 8 лет, включая 3-летний льготный период, с маржой рефинансирующего банка - 1% годовых. Есть условие - объем частных (в т.ч. иностранных) инвестиций должен быть не менее 80% от их общей суммы.


* * *



Постановлением Президента от 17.04.2019 г. N ПП-4291 принята Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов.


Основные направления Стратегии:

q развитие инфраструктуры санитарной очистки, направленное на обеспечение полного охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;

q создание эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов;

q сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, создание современных полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям санитарных и экологических норм, а также принятие мер по закрытию и рекультивации существующих полигонов;

q совершенствование ценообразования и оптимизация тарифов в сфере санитарной очистки;

q использование объектов твердых бытовых отходов в виде источников альтернативной энергии.

Один из принципов документа - "загрязнитель платит". Будет создана правовая и экономическая основа, предусматривающая компенсацию затрат по обращению с отходами самими производителями.

Стратегию реализуют в два этапа:

q 2019-2021 гг. - совершенствование законодательной базы и механизмов экономического регулирования, развитие материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки для эффективной организации оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, укрепление платежной дисциплины, создание методического и информационного обеспечения для развития системы экологического образования;

q 2022-2028 гг. - освоение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры по раздельному сбору ТБО, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов, совершенствование деятельности кластеров по комплексному обращению с отходами, развитие их потенциала по переработке. На этом этапе планируют:

q довести охват населения услугами по сбору и вывозу ТБО до 100%;

q обеспечить переработку не менее 60% образуемых отходов;

q увеличить объем переработки специфических отходов (ртутьсодержащие, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.) до 25%;

q сократить объемы, направляемые для захоронения на полигоны, до 60%;

q привести состояние всех полигонов в соответствие с установленными требованиями, провести полную рекультивацию земель ликвидированных полигонов;

q использовать альтернативные источники энергии на объектах обращения с ТБО до 35%;

q обеспечить мониторинг состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха) до 100%.

Конкретные инвестпроекты в этой сфере предусмотрены Планом действий по реализации Стратегии. На их осуществление пойдут бюджетные средства и привлеченные в частный сектор средства международных финансовых институтов.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 11.04.2019 г. N 297 утверждены меры по дальнейшему развитию производства древесно-стружечных плит и их альтернативных видов (далее - ДСП).


Акт принят в целях всесторонней поддержки производителей ДСП, создания новых производственных мощностей, внедрения в эту сферу передовых технологий и инновационных разработок, широкого использования местного сырья. В связи с чем, предусмотрено следующее:

q во-первых, утвержден адресный Перечень территорий, где имеется камышовое сырье. В малых экономических зонах этих регионов организуют предприятия по производству ДСП;

q во-вторых, сформируют реестр камышовых площадей в разрезе регионов, где можно будет косить камыш на промышленном уровне, не нанося вред окружающей среде, животному миру и перелетным птицам. На основе этого реестра станут привлекать местных и иностранных инвесторов для организации новых производств;

q в-третьих, до 1 января 2022 года предприятия по производству ДСП освобождаются от таможенных платежей (кроме НДС и сборов за таможенное оформление) за ввоз сырья, оборудования, его комплектующих и запасных частей, не производимых в республике, по формируемому перечню;

q в-четвертых, областным хокимиятам поручено выделить предпринимателям земли с низким баллом бонитета для выращивания тополей, павловний, и других быстрорастущих деревьев плантационным способом. При этом организаторы плантаций освобождаются на период до 1 января 2022 года от земельного налога в части засаженных такими деревьями земель;

q в-пятых, с 1 мая текущего года отменяется льгота, по которой юридические лица освобождались от уплаты импортной таможенной пошлины и НДС при ввозе ДСП и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов, пропитанных или не пропитанных смолами или другими органическими связующими веществами (Постановление Кабинета Министров от 07.07.2003 г. N 305).


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 12.04.2019 г. N 305 определены задачи Центра изучения проблем развития транспорта и логистики при Минтранспорта (далее - Центр).


Напомним, Центр создан Указом Президента от 01.02.2019 г. N УП-5647 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта".


Основными задачами Центра определены:

q изучение транспортного потенциала республики, проблем развития системы транспорта и логистики, выработка предложений по их устранению;

q подготовка предложений по развитию международных транспортных коридоров, оптимизации пассажирских и грузовых потоков, развитию международного и регионального транзита, повышению безопасности транспорта и дорожного хозяйства, внедрению инновационных технологий и интеллектуальных транспортных систем;

q исследование проблем и подготовка предложений по снижению вредного воздействия на окружающую среду, ресурсосбережению и улучшению экологии;

q взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями, органами государственного и хозяйственного управления, а также другими организациями по изучению проблем развития транспорта и логистики.

Общая предельная численность управленческого персонала Центра - 15 единиц. Директор Центра назначается на должность и освобождается от нее министром транспорта. Ему предоставлено право привлекать в качестве консультантов высококвалифицированных специалистов госорганов и иных организаций, ведущих проектных институтов, научных и образовательных учреждений, международных организаций и иностранных компаний.


* * *



В Положение о методологии сбора и обработки данных государственной и таможенной внешнеторговой статистики (рег. МЮ от 20.09.2007 г. N 1717) внесены поправки (рег. МЮ N 1717-2 от 15.04.2019 г.).


Изменилась периодичность представления сведений по базе данных внешней торговли товарами (10 знаков ТН ВЭД, с учетом нормативных актов по таможенной статистике внешней торговли). Эти сведения представляет ГТК в Госкомстат.

Ранее уточненные данные направлялись ежемесячно к 15 числу. Теперь - ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным. Порядок представления оперативных сведений не изменился - ежемесячно до 7 числа после отчетного месяца;

Документом предусмотрены также другие изменения. В частности, исключается обязанность ГТК ежеквартально издавать бюллетень таможенной статистики по внешней торговле товарами.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 12.04.2019 г. N 303 утвержден порядок мониторинга вывоза кожевенного и мехового сырья через таможенную границу. Вступит в силу с 1 мая текущего года.


Положение разработано во исполнение Постановления Президента от 03.05.2018 г. N ПП-3693, предусматривающего меры по развитию и росту экспортного потенциала кожевенно-обувной и пушно-меховой отрасли.

Положения акта применяются в отношении деятельности Государственного таможенного комитета (ГТК), Ассоциации "Узчармсаноат", а также организаций - экспортеров кожевенного и мехового сырья (продукции, классифицированной по ТН ВЭД кодами 4101 - 4107, 4112 00 000 0 - 4114, 4301 - 4302).

Вывоз через таможенную границу такого сырья осуществляется на основании решений Президента или Правительства, в которых устанавливаются объемы экспорта. В связи с этим на "Узчармсаноат" возложена обязанность мониторинга экспортных контрактов на предмет соответствия вывозимого количества сырья предусмотренным объемам. Для этого экспортеры представляют в "Узчармсаноат" следующие документы:

q оригинал экспортного контракта и калькуляцию к нему;

q копию документа, подтверждающего уплату сбора в размере 5% от стоимости экспортируемой продукции при вывозе кожевенного полуфабриката ("ветблю") через таможенную границу (коды ТН ВЭД 4104, 4105, 4106 21 000 0).

После получения документов в течение 2-х рабочих дней "Узчармсаноат" сверяет представленные контракты с допустимыми объемами экспорта. При соответствии вывозимых объемов, в течение 3-х рабочих дней в ГТК представляется справка по утвержденной форме о том, что по данному контракту проведен мониторинг.

В свою очередь ГТК на основании полученных справок осуществляет надзор за экспортом кожмехсырья.


Обратите внимание! Если в процессе мониторинга контракта, в ходе анализа рыночной конъюнктуры и производственных расходов появятся обоснованные сомнения относительно низкой цены контракта, "Узчармсаноат" дает экспортеру рекомендательное заключение о средней стоимости кожевенного и мехового сырья.


* * *



Утвержден новый порядок выдачи квалификационного сертификата оценщика (рег. МЮ N 3153 от 15.04.2019 г.).


Указом Президента от 10.01.2019 г. N УП-5624 функции обеспечения госрегулирования оценочной деятельности и утверждения стандартов оценки имущества переданы от НАПУ в ведение Агентства по управлению государственными активами, созданного на базе Госкомконкуренции (далее - Агентство). Соответственно, этот же орган теперь организует квалификационный экзамен для претендентов, принимает от них документы и выдает сертификат оценщика. В связи с этим Агентство утвердило новое Положение, регулирующее этот порядок.

Требования, предъявляемые к претендентам, пакет представляемых ими документов для допуска к экзамену остались прежними.

Вместе с тем несколько изменились основания, при наличии которых претендент не допускается к сдаче экзамена. Перечень дополнен позицией "Лишение права в судебном порядке занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений". А выявление в документах ложной или искаженной информации как основание исключено.

При сдаче квалификационного экзамена претендент предъявляет оригинал паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Документ об образовании, трудовая книжка и сертификат о прохождении курса переподготовки, как ранее, на экзамене не понадобятся. Они сдаются вместе с другими документами при подаче заявления о допуске к экзамену.



Как проводится экзамен и выдается сертификат


Процедура претерпела значительные изменения. Раньше претендентам нужно было защитить проект (разработанный ими отчет об оценке по опубликованным "кейсам") и пройти собеседование по экзаменационным вопросам.

Теперь квалификационный экзамен проводится путем компьютерного тестирования на узбекском или русском языке по выбору претендента. Оно проводится в течение 40 минут и состоит из 75 вопросов, отражающих все разделы программы обучения.

Сдавшим экзамен считается кандидат, правильно ответивший минимум на 70% вопросов.

Срок действия квалификационного сертификата остался неизменным - 5 лет, с возможностью продления на последующие пятилетние сроки. Сертифицированный оценщик обязан ежегодно проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 40 часов, либо специальные курсы обучения. Без них сертификат не продлевается.



За что могут лишить сертификата


Раньше одним из оснований для прекращения действия квалификационного сертификата значилось "составление недостоверного отчета об оценке и экспертного заключения". В новой редакции акта оно исключено и заменено на "неправильное составление отчета об оценке и (или) экспертного заключения".

Если "недостоверность" подразумевает, к примеру, наличие искаженной или неверной информации, то под "неправильным составлением" может пониматься несоблюдение установленной формы, отсутствие необходимых реквизитов и пр.


* * *



Приняты меры по реализации "Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы" в Узбекистане (Постановление Кабинета Министров от 12.04.2019 г. N 299).


Для реализации Сендайской программы* утверждены:

q Стратегия достижения целей "Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы" в Республике Узбекистан (далее - Стратегия);

Национальный план действий по реализации Стратегии.


Главная цель Стратегии - повышение эффективности проводимых реформ в сфере комплексной защиты населения и территорий от бедствий, существенного сокращения к 2030 году числа погибших и пострадавших, а также прямого экономического ущерба в результате бедствий.

Документом определены риски возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного, природного и экологического характера:

q недостаточная сейсмостойкость большей части зданий и сооружений;

q размещение ряда хозяйств отдельных населенных пунктов в геологически и гидрометеорологически опасных местностях;

q наличие условий распространения особо опасных инфекций;

q расположение значительной части водохранилищ в сейсмоопасных зонах;

q повсеместное функционирование опасных производственных объектов;

q разветвленная транспортная инфраструктура, энергетическая и коммунальная системы;

q наличие зон чрезвычайной экологической ситуации, а также экологического бедствия.

Для снижения риска бедствий определены и подробно расписаны приоритетные направления действий. Это:

q повышение знаний о риске бедствий;

q совершенствование организационно-правовых основ управления риском бедствий;

q инвестирование в мероприятия по снижению риска бедствий;

q повышение готовности к реагированию при бедствиях.

От реализации Стратегии к 2030 году ожидается:

q предотвращение возникновения новых и снижение угрозы известных рисков возникновения стихийных бедствий;

q снижение до минимума пострадавших, уровня смертности, размеров социального, экономического и экологического ущерба от ЧС;

q повышение эффективности деятельности Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, обеспечение полного охвата территорий специализированными службами реагирования;

q совершенствование мониторинга и прогнозирования  ЧС, обмена информацией, оповещения и информирования населения о них;

q обеспечение максимального охвата населения системой раннего предупреждения;

q создание и развитие систем жизнеобеспечения населения, пострадавшего от ЧС;

q совершенствование системы подготовки специалистов руководящего звена и населения к действиям в ЧС.

К реализации Стратегии будут привлекаться все заинтересованные стороны, органы государственного и хозяйственного управления, исполнительной власти на местах, самоуправления граждан и другие институты гражданского общества, международные организации, частный сектор, а также население.

         

            

*) Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы.

Вопросами ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий ООН начала заниматься с 60-х годов прошлого века. Первой всемирной акцией по снижению риска бедствий было объявление Международного десятилетия ООН по уменьшению опасностей стихийных бедствий с 1990 по 2000 годы.

В 1994 году в Иокогаме (Япония) состоялась первая Всемирная конференция по уменьшению стихийных бедствий, на которой были приняты Иокогамская стратегия и План действий для безопасности мира: руководство по защите от природных бедствий, готовность и смягчение последствий.

Результаты реализации Хиогской рамочной программы действий на 2005-2015 годы (принятой 22.01.2005 в г. Кобе префектуры Хиого (Япония), были представлены на III Всемирной конференции по снижению риска бедствий в марте 2015 года в г. Сендае (Япония). Основным документом, принятым конференцией, явилась "Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы".


* * *



Совместным Постановлением Минфина и ГНК (рег. МЮ N 3150 от 12.04.2019 г.) утвержден Регламент рассмотрения налоговых споров Советом досудебного урегулирования налоговых споров между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Совет).


Напомним, Совет создан для рассмотрения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами и вынесения заключений по спорным вопросам применения налогового законодательства. Причем принимаются только разногласия, ранее уже рассмотренные Управлением досудебного урегулирования налоговых споров ГНК, решением которого заявитель не согласен полностью или частично (Постановление Президента РУз от 26.06.2018 г. N ПП-3802).


Совет может рассматривать разногласия, связанные с определением объектов налогообложения, исчислением налогооблагаемой базы, применением ставок налогов и налоговых льгот.

Проект Регламента, устанавливающего механизм рассмотрения досудебных налоговых споров, обсуждался на портале СОВАЗ.

В утвержденной редакции акта перечень прилагаемых к заявлению документов значительно сократился: с 6 до 2. Таким образом, вместе с заявлением по утвержденной форме в Совет необходимо представить копии:

q заключения Управления досудебного урегулирования налоговых споров по налоговому спору;

q документа, подтверждающего полномочия представителя или налогового агента заявителя (если заявление подается через них).

Заявитель в добровольном порядке может представить и другие документы, связанные с рассматриваемым спором.

Процедура изучения документов, рассмотрения самого налогового спора, его сроки утверждены без изменений.

Вместе с тем, принятым актом минимальная периодичность проведения заседаний Совета увеличена с 1 до 2 раз в месяц, а срок направления сторонам заключения Совета  по рассмотренному спору сокращен до 1 рабочего дня с момента утверждения (по проекту - в течение 2 рабочих дней).





















































Время: 0.0437
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск