ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Обращение с отходами /

Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 17.04.2019 г. N ПП-4291)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 17.04.2019 г. N ПП-4291



СТРАТЕГИЯ

по обращению с твердыми бытовыми отходами

в Республике Узбекистан на период

2019-2028 годов


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов (далее - Стратегия) направлена на планирование, определение целей и задач, способов их эффективного достижения, приоритетных направлений, а также этапов реализации государственной политики в сфере формирования и развития на долгосрочную перспективу устойчивой системы в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО).


2. Формирование данной системы предполагает поэтапное развитие с переходом от устаревших методов, используемых в области обращения с ТБО, к современным передовым, существующим на сегодняшний день в мировой практике.


3. Стратегия основывается на Конституции Республики Узбекистан, законах Республики Узбекистан "Об охране природы" и "Об отходах", а также Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года N УП-4947.


4. Стратегией расставлены приоритеты в области обращения с ТБО в следующей последовательности:


предотвращение образования ТБО - замедление темпов роста образования ТБО и снижение их опасных свойств;


повторное использование ТБО - повторное использование полученных из ТБО сырья, энергии и материалов;


утилизация и переработка ТБО - использование полезных компонентов ТБО после их предварительной обработки в качестве вторичного сырья для производства товарной продукции;


энергетическое использование ТБО - извлечение биогаза и синтез-газа из образовавшихся ТБО для использования в качестве альтернативного топлива в целях производства электрической и тепловой энергии, а также использования в бытовых целях;


захоронение ТБО - безопасное размещение, изоляция и обезвреживание остаточных (неперерабатываемых) ТБО.



ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ


5. В Республике Узбекистан вопросы обращения с ТБО стоят так же остро, как и во всем мире. Отходы превращаются в проблему, представляющую угрозу экологической безопасности и здоровью граждан. Они отрицательно влияют на окружающую среду, включая земельные ресурсы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, а также на среду обитания животных, воздушную среду и иные компоненты и объекты окружающей среды.


6. Образование ТБО зависит от многих факторов, наиболее значительными из которых являются доходы населения, поведение потребителей, появление на рынке новых упакованных продуктов и демографические показатели.


7. Согласно расчетам прогноз годового объема образования ТБО в Республике Узбекистан оценивается в пределах 14-14,5 млн тонн, а с учетом динамики роста населения в среднем на 1,5 процента к 2028 году этот показатель может достичь 16-16,7 млн тонн.


8. Рост количества торговых сетей (супермаркетов, гипермаркетов и др.) параллельно с ростом ВВП на душу населения приводит к увеличению покупательной способности на упакованные продукты и тем самым - росту образующихся ТБО. Урбанизация также влияет на образование отходов, а жители в городских зонах производят гораздо больше отходов, чем в сельских.


9. Подобная нарастающая динамика образования ТБО отражает рост уровня благосостояния населения и экономики республики. Однако еще более актуальной становится необходимость систематического, программного подхода к модернизации и совершенствованию системы обращения с ТБО, без которого решение проблем в данной области невозможно.



§ 1. Существующая инфраструктура в области

обращения с ТБО


10. За последние годы в республике проведена масштабная работа по улучшению санитарной очистки населенных пунктов. В частности, в рамках реализации мер по развитию и совершенствованию системы санитарной очистки в населенных пунктах республики в 2014-2016 годах созданы дополнительно 41 специализированная организация санитарной очистки в городах и 157 хозрасчетных участков по вывозу ТБО в районных управлениях благоустройства.


11. В течение 2014-2016 годов реализованы программы по оснащению организаций санитарной очистки и районных управлений благоустройства современной специальной техникой, приобретены 1 427 единиц техники, из них 990 единиц - по вывозу бытовых отходов.


12. На основе утвержденных типовых макетов в городах и районных центрах республики, на жилых массивах построено более 14 тысяч мусоросборочных пунктов с установкой свыше 10 тысяч контейнеров.


13. В целях кардинального совершенствования государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в республике, улучшения экологической обстановки, предотвращения вредного воздействия отходов на состояние здоровья граждан, создания благоприятных условий для повышения уровня и качества жизни населения, дальнейшего совершенствования системы сбора, хранения, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов Указом Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года N УП-5024 "О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды" Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы преобразован в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии).

С учетом этих важных задач принято постановление Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года N ПП-2916 "О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы", направленное на улучшение санитарного и экологического состояния в городах и районах, а также сельских населенных пунктах республики.

В соответствии с вышеуказанными актами Президента Республики Узбекистан:

при Комитете Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениях по экологии и охране окружающей среды областей создано 13 государственных унитарных предприятий "Тоза худуд" с 172 филиалами в районах и городах;

внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в части повышения размеров штрафных санкций за нарушения законодательства в области обращения с отходами с целью усиления ответственности физических и должностных лиц;

в 2017 году в населенных пунктах построено 305 типовых мусоросборочных пунктов, которые оснащены 2 643 контейнерами;

приобретено 284 единицы специальной техники, в том числе 273 единицы мусоросборочных машин.

В целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами санитарной очистки, а также задействования имеющегося потенциала в решении экологических проблем принято постановление Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года N ПП-3730 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами", которым утверждены:

прогнозные параметры дооснащения специальной техникой территориальных ГУП "Тоза худуд" за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей в 2019-2021 годах;

адресная программа по строительству мусоросборочных пунктов и оснащению их контейнерами за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей на 2019 год;

адресная программа по обустройству действующих полигонов ГУП "Тоза худуд" за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей на 2020 год.



§ 2. Предоставление услуг в области обращения с ТБО


14. Доступ населения к услугам по сбору и вывозу ТБО является приемлемым в основном в крупных городах республики, для малых городов и сельской местности (особенно для отдаленных сельских населенных пунктов) характерна проблема отсутствия либо недостаточный уровень оказания этих услуг.


15. В 2018 году услугами по сбору и вывозу ТБО было охвачено более 15,7 млн человек или 48 процентов от общей численности населения, в том числе:

охват населения услугами, предоставляемыми 15 государственными специализированными организациями санитарной очистки с их 183 филиалами в районах и городах, составил 12,0 млн человек;

охват населения услугами, предоставляемыми 109 частными специализированными организациями санитарной очистки, составил 3,7 млн человек.


16. По состоянию на 1 января 2019 года на территории республики функционирует 2,8 тысячи мусоросборочных пунктов и 221 полигон, автопарк организаций по санитарной очистке насчитывает более 3,1 тысячи единиц специальной техники (мусоросборочные машины, самосвалы, тракторы, бульдозеры и т.д.).



§ 3. Утилизация и переработка ТБО


17. Изучение и анализ действующей системы обращения с ТБО показывают, что в течение долгих лет сложившаяся практика обращения с ТБО была направлена исключительно на их сбор и транспортировку на полигоны, где ТБО размещаются в основном без захоронения. Для этих целей в республике функционирует 221 полигон, который находится в ведении организаций различных форм собственности.

Вопросы минимизации образования ТБО, применения малоотходных и безотходных технологий, переработки вторичных ресурсов, содержащихся в ТБО, оставались на втором плане.

Помимо экологических аспектов, проблема утилизации и переработки ТБО имеет и экономическую сторону. ТБО являются источником вторичного сырья, их переработка может дать существенную экономию природных ресурсов, а также решить социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест.

На сегодняшний день в республике действует механизм сбора и вывоза в основном смешанных ТБО. Заготовка вторичных материальных ресурсов осуществляется посредством их приемных (заготовительных) пунктов и является нерегулируемой (стихийной). При этом процесс заготовки охватывает только высоколиквидные виды вторичного сырья (бумага, пластиковые изделия, металлолом и т.п.), в результате чего достаточно большие объемы остальных вторичных материальных ресурсов остаются незадействованными во вторичной переработке и подвергаются захоронению.


18. В настоящее время на территории республики существуют 183 предприятия по переработке ТБО общей мощностью переработки ТБО 894 тыс. тонн в год, в том числе полиэтиленовой пленки и пластмассы - 72, бумаги и картонных изделий - 65, шин и резинотехнических изделий - 17, металла - 10, стекла - 6, масла и текстиля - 2, прочих отходов - 11.


19. Вместе с тем важным шагом на пути повышения эффективности использования потребительски ценных компонентов ТБО является создание в 9 городах республики (Андижан, Нукус, Бухара, Джизак, Карши, Навои, Термез, Гулистан, Ургенч) кластеров по сбору, вывозу, транспортировке, сортировке, утилизации, переработке и захоронению ТБО общей мощностью переработки бытовых отходов более миллиона тонн в год.

Применяемые в созданных кластерах технологии базируются на сортировке поступающих смешанных ТБО для извлечения вторичных материальных ресурсов и их переработке.



§ 4. Тарифное регулирование в области обращения с ТБО


20. Действующие тарифы рассчитаны только на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО и не включают расходы на их сортировку, утилизацию и захоронение.


21. По сравнению с общими расходами на создание инфраструктуры в области обращения с ТБО установленные тарифы являются значительно низкими и не покрывают эксплуатационные издержки, а также не обеспечивают формирование оборотных средств предприятий на строительство, реконструкцию и развитие объектов инфраструктуры санитарной очистки, внедрение новых технологий, что, в свою очередь, не позволяет привлечь инвестиции.


22. Для устойчивой работы системы обращения с ТБО необходимо построение политики образования тарифов, которая будет одновременно соответствовать платежеспособности населения и обеспечению привлекательности данного сектора для частных инвесторов.


23. Работа по формированию устойчивой финансовой системы в сфере обращения с ТБО должна быть направлена на обеспечение полного возмещения затрат на оказываемые услуги по сбору, сортировке, вывозу и захоронению ТБО.



§ 5. Финансирование в сфере обращения с ТБО


24. Финансирование в сфере обращения с ТБО осуществляется за счет средств специализированных организаций санитарной очистки и Государственного бюджета Республики Узбекистан.


25. В рамках реализации постановления Кабинета Министров от 3 декабря 2013 года N 315 "О мерах по развитию и совершенствованию системы санитарной очистки в населенных пунктах республики" на реализацию комплексных мероприятий и программ из Государственного бюджета Республики Узбекистан направлено 343,1 млрд сумов и привлечены льготные кредиты коммерческих банков на сумму 20 млрд сумов.


26. В соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан на финансирование данных программ в период 2017-2021 годов будет направлено более 1,5 трлн сумов, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов:

"Управление твердыми бытовыми отходами в г. Ташкенте" с участием Азиатского банка развития с общим бюджетом в размере 92,25 млн долл. США: заемные средства АБР - 69 млн долл. США, вклад Республики Узбекистан в виде предоставления таможенных и налоговых льгот - 5,82 млн долл. США и средства ГУП "Махсустранс" - 17,43 млн долл. США;

"Модернизация управления твердыми бытовыми отходами в г. Самарканде" с участием Французского агентства развития с общим бюджетом в размере 37,1 млн евро: льготные кредиты Агентства - 23,5 млн евро, грантовые средства Инвестиционного фонда Европейского Союза для Центральной Азии - 8 млн евро, вклад Республики Узбекистан в эквиваленте 5,6 млн евро, в том числе 3,2 млн евро в виде предоставления налоговых и таможенных льгот;

"Производство электроэнергии за счет преобразования свалочного газа, образующегося на полигонах бытовых отходов "Ахангаран" и "Майдонтол" Ташкентской области" с участием компании "Sejin G&E Co., Ltd" (Корея) с привлечением прямых инвестиций в сумме 55 млн долл. США.



ГЛАВА 3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ


27. Проблемы в области обращения с ТБО являются весьма актуальными, поскольку их решение связано с необходимостью улучшения экологической обстановки, создания благоприятных условий для повышения уровня и качества жизни населения.


28. Основные проблемы, препятствующие развитию системы обращения с ТБО, проявляются в следующем:

не усовершенствованы и не соответствуют международным нормам нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обращения с отходами;

недостаточная обеспеченность услугами по сбору и вывозу ТБО сельских населенных пунктов (40-50%) и практически полное отсутствие данных услуг в отдаленных сельских населенных пунктах;

неудовлетворительное состояние инфраструктуры в области обращения с ТБО;

недостаточное финансирование сферы обращения с ТБО как на государственном уровне, так и в частном секторе;

недостаточное развитие государственно-частного партнерства в области обращения с ТБО;

низкий уровень платежной дисциплины населения за предоставляемые услуги по сбору и вывозу ТБО;

низкий уровень участия общественности в действующей системе обращения с ТБО, в том числе в их раздельном сборе;

недостаточное участие в этой сфере частного сектора;

недостаточное развитие экологической культуры населения.



ГЛАВА 4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ


29. Целями Стратегии являются содействие установлению новых подходов в сфере обращения с ТБО, создание эффективного, надежного и социально приемлемого комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению ТБО, минимизация вредного воздействия ТБО на здоровье граждан и окружающую среду, предотвращение образования ТБО путем максимально возможного извлечения полезных компонентов, содержащихся в ТБО, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции) с внедрением современных технологий, а также обеспечение безопасного захоронения ТБО.


30. Для достижения целей Стратегии основными ее задачами являются:

совершенствование законодательной базы в области обращения с ТБО;

совершенствование сферы санитарной очистки;

совершенствование сферы утилизации и переработки ТБО;

внедрение методов сбора и переработки потоков специфических ТБО (ртутьсодержащие отходы, автошины, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.) посредством внедрения экономических механизмов в данной области;

совершенствование системы ценообразования в области обращения с ТБО;

создание условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с ТБО;

повышение ресурсного потенциала ТБО;

развитие системы экологического образования и воспитания в вопросах обращения с ТБО;

развитие кадрового потенциала в области обращения с ТБО.


31. Основными принципами Стратегии являются:

соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на всех этапах реализации Стратегии;

обращение с ТБО, обеспечивающее осуществление контроля за всеми производимыми с ТБО операциями в целях снижения негативного воздействия ТБО на окружающую среду;

внедрение принципа "загрязнитель платит", определяющего необходимость создания соответствующей правовой и экономической основы, предусматривающей компенсацию затрат по обращению с отходами самими производителями отходов;

открытость и прозрачность процесса осуществления деятельности по оказанию услуг в области обращения с ТБО на конкурсной основе.



ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТБО


32. Развитие системы обращения с ТБО связано с реализацией следующих основных направлений:

совершенствование нормативно-правовой базы в области обращения с ТБО;

совершенствование инфраструктуры в области обращения с ТБО;

предотвращение и минимизация образования ТБО;

переработка и энергетическое использование ТБО;

оптимизация количества и площади полигонов (закрытие, рекультивация старых полигонов и строительство новых полигонов).



§ 1. Совершенствование нормативно-правовой базы

в области обращения с ТБО


33. Область обращения с ТБО остается сложной и имеющей системные проблемы как в организационном, так и в правовом аспекте. Несмотря на то, что область охраны окружающей среды регулируется большим количеством законодательных актов, правовая основа обращения с отходами требует совершенствования.

При этом необходимы как пересмотр и изменение правовой базы, так и создание комплексной системы технического и экологического регулирования в области обращения с ТБО.


34. В рамках реализации Стратегии будет расширена нормативно-правовая база для поддержки реализации мер по обращению с ТБО.

Адаптация нормативно-правовой базы будет достигаться путем:

внесения изменений в законодательство в области обращения с ТБО;

создания правовой основы для эффективного внедрения государственно-частного партнерства и привлечения в данную сферу инвестиций экономически эффективным и прозрачным способом;

совершенствования правовых основ экономических механизмов обеспечения охраны окружающей среды;

обновления технической нормативной основы для осуществления мер в области обращения с ТБО.



§ 2. Совершенствование инфраструктуры

в области обращения с ТБО


35. Основополагающим фактором эффективной работы системы обращения с ТБО является своевременный сбор и транспортировка ТБО до мест их переработки и (или) размещения.


36. В целях улучшения качества предоставляемых услуг будет произведена оптимизация графиков сбора и вывоза органических, перерабатываемых и неперерабатываемых ТБО, строительства перевалочных пунктов, оснащенных специальными уплотнительными установками, для отдаленных участков образования ТБО.


37. Для государственных специализированных организаций санитарной очистки за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами, аккумулируемых в процессе внедрения экологического сбора, будет построено 57 новых автопарков, произведен капитальный ремонт 44 автопарков.


38. Для организации технического обслуживания специальной техники предприятий санитарной очистки в областных центрах республики будет создано 13 сервисных центров с привлечением кредита Азиатского банка развития.


39. В рамках утвержденных программ государственные унитарные предприятия будут дооснащены 4 233 единицами специальной техники, приобретено 14 367 единиц контейнеров для объектов социального значения и 257 единиц транспортных контейнеров для существующих мультилифтов.



§ 3. Предотвращение и минимизация образования ТБО


40. Мероприятия по совершенствованию инфраструктуры в области обращения с ТБО будут сопровождаться мерами по предотвращению и минимизации образования ТБО.


41. В период с 2022 по 2025 годы в многоквартирном жилом секторе городов республики предусматривается внедрение системы раздельного сбора ТБО, основанной на установке пяти видов промаркированных контейнеров для:

перерабатываемых ТБО (полимеры, бумага и металл);

органических ТБО (пищевые отходы и другие биологически разлагаемые материалы);

неперерабатываемых ТБО (композитные материалы, неочищенные материалы и другие смешанные ТБО);

опасных бытовых отходов (аккумуляторы, батарейки, медицинские отходы и пр.);

стеклянных тарных изделий.


42. Наряду с внедрением системы раздельного сбора ТБО будет начата подготовка к внедрению депозитной системы потребительской упаковки (тары), преимуществами которой являются:

уменьшение затрат, связанных со сбором, хранением, сортировкой, транспортировкой и захоронением ТБО;

уменьшение образования и накопления ТБО;

уменьшение объема вторичных материальных ресурсов, попадающих на полигоны;

увеличение объемов сбора вторичных материальных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

увеличение доходов от продажи высококачественного сырья;

снижение себестоимости услуг по сбору и вывозу ТБО.



§ 4. Переработка и энергетическое использование ТБО


43. Существующая ситуация в области обращения с ТБО и нарастающая динамика их образования требуют создания структуры, способной осуществлять комплексную переработку всего объема ТБО, извлекая из них максимальную пользу, обеспечивая поэтапный переход от метода полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке.


44. Выбор технологии переработки зависит от состава и свойств ТБО, региональных характеристик и ряда факторов, среди которых основными являются защита окружающей среды и здоровья граждан вместе с экономической осуществимостью.


45. Согласно технологическим принципам и международному опыту методы переработки ТБО можно разделить на механические, биологические, термические и смешанные.


46. Учитывая фактическую ситуацию в области обращения с ТБО и технические возможности регионов в рамках реализации Стратегии будет произведена оценка и подбор применимых технологий по переработке ТБО и реализованы пилотные проекты. По итогам оценки реализованных проектов будут приняты необходимые меры по вовлечению ТБО в хозяйственный оборот в виде вторичных ресурсов.


47. Наряду с этим в целях создания необходимых условий для внедрения технологий энергетического использования ТБО (извлечение биогаза из образованных ТБО, сжигание смешанных ТБО, использование топлива, выработанного из отходов, в качестве альтернативного топлива для производства электрической и тепловой энергии) будут усовершенствованы механизмы приема в общую сеть и использования энергии, вырабатываемой в рамках реализуемых проектов с использованием ТБО в качестве сырья.


48. Реализация проектов по переработке ТБО будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства, а также за счет иностранных и отечественных инвестиций путем внедрения современных технологий, вплоть до выпуска готовой продукции.


49. Для успешной реализации проектов предусматривается привлечение международных экспертов, имеющих достаточный опыт, инвесторов, способных обеспечить проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию предприятий.



§ 5. Оптимизация количества и площади полигонов

(закрытие, рекультивация старых полигонов

и строительство новых полигонов)


50. Действующие в настоящее время полигоны не эксплуатируются должным образом: в частности, не проводится работа по уплотнению отходов, изолированию в установленном порядке для предотвращения пожаров и распространения неприятного запаха, не осуществляется учет и строгий контроль количества отходов, вывозимых на полигоны, отсутствуют установки по рекуперации накапливаемого биогаза или рекуперации/обработке фильтрата, также большинство полигонов не ограждено.


51. Существующее положение указывает на необходимость принятия мер по кардинальному улучшению технического, санитарного и экологического состояния полигонов путем приведения их в соответствие с требованиями, устанавливаемыми для подобных инфраструктурных объектов.


52. В рамках принимаемых мер приоритетным направлением является оценка рисков негативного воздействия полигонов на окружающую среду и здоровье граждан.


53. По результатам оценки рисков будут приняты меры по оптимизации количества и площади полигонов, которая необходима для освобождения территориального пространства, снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, а также ликвидации стихийных свалок.


54. В первую очередь будет осуществляться закрытие и рекультивация полигонов в непосредственной близости от водоемов и грунтовых вод, расположенных в таких регионах, как Сырдарьинская, Джизакская и Хорезмская области.

В этом контексте осуществлена регионализация, основанная на территориальном делении страны на 56 условных регионов по обращению с ТБО, включающих 183 района и города. Основными критериями регионального планирования являются географическое положение, экономическое развитие, наличие подъездных путей к полигонам, геологические и гидрогеологические условия, количество населения и т.д.

В рамках реализации Стратегии в условных регионах по обращению с ТБО будет закрыто и рекультивировано 167 полигонов общей площадью 1 108,6 га. На месте действующих полигонов будет создано 54 модернизированных полигона общей площадью 693,3 га и открыто 5 новых полигонов общей площадью 80 га.

В результате принятых мер по оптимизации количество полигонов сократится от 221 до 59 ед., что эквивалентно 770,2 га площади, или 50 процентам используемой под складирование ТБО площади.

Так, в период с 2020 по 2028 годы будет произведено закрытие с последующей рекультивацией полигонов (свалок), не подлежащих дальнейшей эксплуатации, а в период до 2028 года - произведена модернизация, предусматривающая оборудование полигонов системами защиты от негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан.


55. Оптимизация полигонов будет осуществляться в соответствии с приложениями N 1.1 - 1.13 к настоящей Стратегии.



ГЛАВА 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ

ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ


56. Меры по повышению осведомленности и участию общественности являются очень важными для продвижения и внедрения новых способов обращения с ТБО.


57. Задачами повышения осведомленности общественности в области обращения с ТБО являются мероприятия по:

широкому освещению в печатных и электронных средствах массовой информации актуальных вопросов в области обращения с ТБО, имеющихся проблем и путей их решения в республике, в том числе ориентированных на конкретные целевые социальные группы (дети, учащаяся молодежь, домохозяйки, жители городов и сельских населенных пунктов);

проведению среди населения и субъектов предпринимательства информационных встреч, семинаров, тренингов и "круглых столов" с целью разъяснения вопросов в области обращения с ТБО;

организации и проведению экологических хашаров (субботников) по ликвидации несанкционированных (стихийных) мусорных свалок, молодежных акций на объектах благоустройства - "Весна в чистом городе" и "Осень в чистом городе", экологической акции "Чистый город", посвященной всемирному Дню окружающей среды;

повышению уровня знаний детей и молодежи в вопросах обращения с ТБО, в том числе разработке методических пособий и программ, направленных на повышение экологической грамотности и формирование экологической культуры у детей и молодежи.



ГЛАВА 7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


§ 1. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии


58. Выполнение запланированных мероприятий для достижения целей Стратегии требует значительных инвестиций в данную сферу. Для финансирования реализации Стратегии будут использоваться как внутренние, так и внешние источники, в том числе:

внутренние финансовые ресурсы, состоящие из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с ТБО, а также другие источники, не запрещенные законодательством;

внешнее финансирование может быть получено в рамках финансовой и технической помощи, включая гранты и кредиты, предоставляемые международными финансовыми институтами и странами-донорами.


59. Всего объем инвестиций в период 2019-2028 годов оценивается в эквиваленте 2 188,2 млн долл. США, в том числе:

2019-2021 годы - 321 млн долл. США;

2022-2025 годы - 747,2 млн долл. США;

2026-2028 годы - 1 120 млн долл. США.



§ 2. Этапы реализации Стратегии


60. Реализация Стратегии предполагает следующие периоды:

первый этап (2019-2021 годы) - совершенствование законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с ТБО, развитие материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки в целях обеспечения эффективной организации услуг по сбору и вывозу ТБО, укрепление платежной дисциплины, создание методического и информационного обеспечения для развития системы экологического образования в области обращения с ТБО;

второй этап (2022-2028 годы) - освоение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры по раздельному сбору твердых бытовых отходов, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов, совершенствование деятельности кластеров по комплексному обращению с отходами, развитию их потенциала по переработке твердых бытовых отходов, а также достижение следующих целевых индикаторов:

доведение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов до 100 процентов;

обеспечение переработки не менее 60 процентов образуемых твердых бытовых отходов;

увеличение объема переработки специфических твердых бытовых отходов (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.) до 25 процентов;

сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, до 60 процентов;

приведение состояния всех полигонов в соответствие с установленными требованиями, полная рекультивация земель ликвидированных полигонов;

использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с твердыми бытовыми отходами до 35 процентов;

обеспечение мониторинга состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха) до 100 процентов.



ГЛАВА 8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


61. Результатом реализации Стратегии будет создание необходимых условий для обеспечения экологической безопасности регионов, ресурсосбережения и уменьшения объемов образования отходов, изменения структуры и системы обращения с ТБО в пользу утилизации и переработки, предотвращения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения отходами, повышения уровня экологической, технической и санитарно-гигиенической безопасности технологий по утилизации, переработке и обезвреживанию отходов в соответствии с приложением N 2 к настоящей Стратегии.


62. Решение задач развития и совершенствования технологической базы в области обращения с ТБО приведет к постоянному росту уровня качества оказания услуг в сфере санитарной очистки и внедрению экологически и экономически эффективных технологических решений по утилизации, переработке и обезвреживанию ТБО.


63. Реализация мер по оптимизации и модернизации объектов размещения ТБО обеспечит их экологическую безопасность и воспрепятствует негативному влиянию имеющихся на данных объектах ТБО на окружающую среду и здоровье граждан.


64. Комплекс мер государственной поддержки, включающий экономические и правовые механизмы стимулирования, позволит обеспечить привлечение необходимого и достаточного объема инвестиций в данную сферу и окажет позитивное влияние на социально-экономические показатели регионов республики.


65. Функционирование промышленной инфраструктуры обеспечит максимально возможное вовлечение ценных вторичных ресурсов из утилизируемых ТБО в хозяйственный оборот, выпуск востребованной на рынке новой конкурентоспособной, качественной и экологичной продукции из вторичного сырья, увеличение ее доли в общем товарообороте, экономию природного сырья из невозобновляемых источников.


66. Энергетическое использование не являющихся вторичным сырьем компонентов ТБО обеспечит сохранность природного сырья из невозобновляемых источников путем его замещения, а также постепенный переход от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке.


67. Создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний в области обращения с ТБО неукоснительно приведет к формированию общественного сознания, что послужит более быстрому внедрению современных систем обращения с ТБО, а также снижению объемов их образования. Наряду с этим развивающаяся экологическая культура будет содействовать бережному отношению к окружающей среде и станет барьером на пути к совершению природоохранных правонарушений.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.1

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Республики Каракалпакстан

      

       

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов

















1-я территория



г. Нукус*





Нукусский район







Нукусский район*











Тахиаташский район



Ходжейлийский район








Ходжейлийский район











2-я территория




Берунийский район*





Берунийский район








Элликкалинский район



Элликкалинский район









Турткульский район



Турткульский район









3-я территория



Караузякский район*





Караузякский район








Кегейлийский район



Чимбайский район








Чимбайский район











Тахтакупырский район



Тахтакупырский район









4-я территория



Кунградский район*





Кунградский район








Канлыкульский район



Канлыкульский район









Шуманайский район



Муйнакский район








Муйнакский район











5-я территория



Амударьинский район*





Амударьинский район

     

      

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.2

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Андижанской области

    

   

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов







1-я территория


Бозский район*




Бозский район







Улугнарский район


Улугнарский район







Баликчинский район









Шахриханский район


Шахриханский район







Асакинский район









2-я территория


г. Андижан*




Андижанский район







Андижанский район*









Избасканский район


Избасканский район








Алтынкульский район


Алтынкульский район








Пахтаабадский район


Пахтаабадский район








3-я территория


Ходжаабадский район*




Ходжаабадский район







Булакбашинский район


Булакбашинский район







Мархаматский район









Кургантепинский район


Кургантепинский район








Джалакудукский район


Джалакудукский район


     

    

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.3

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Бухарской области

    

     

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов






1-я территория


Гиждуванский район*





Гиждуванский район







Шафирканский район


Шафирканский район








2-я территория


Каракульский район*





Каракульский район







Алатский район


Алатский район








Жандарский район


Жандарский район








городок Газли Рамитанского района


городок Газли Рамитанского района








3-я территория


Рамитанский район*





Рамитанский район







Пешкунский район


Пешкунский район








Вабкентский район


Вабкентский район








4-я территория


Бухарский район*





Бухарский район







г. Бухара*











г. Каган*











Каганский район*











5-я территория


Караулбазарский район*





Караулбазарский район







6-я территория


населенный пункт Кизилработ Рамитанского района*




населенный пункт Кизилработ Рамитанского района


      

         

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.4

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Джизакской области

       

  

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов






1-я территория

Шараф Рашидовский район*





Шараф Рашидовский район




г. Джизак*








Зарбдарский район


Зарбдарский район







2-я территория

Дустликский район*





Дустликский район





Арнасайский район


Арнасайский район





Зафарабадский район







Пахтакорский район


Пахтакорский район






Мирзачульский район


Мирзачульский район







3-я территория

Зааминский район*





Зааминский район






Янгиабадский район


Янгиабадский район







4-я территория

Бахмальский район


Бахмальский район


Галляаральский район





Галляаральский район*










5-я территория

Фаришский район*




Фаришский район

        

      

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.5

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Кашкадарьинской области

   

     

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов

















1-я территория


Касанский район*





Касанский район







Мубарекский район


Мубарекский район








Касбийский район


Касбийский район









2-я территория


Нишанский район*





Нишанский район







Миришкорский район


Миришкорский район








Каршинский район


Каршинский район









3-я территория


г. Карши*





Гузарский район







Гузарский район*











Дехканабадский район


Дехканабадский район








Камашинский район


Камашинский район









4-я территория


Чиракчинский район*





Чиракчинский район







Шахрисабзский район


Шахрисабзский район








Китабский район


Китабский район








Яккабакский район


Яккабакский район


  

  

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.6

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Навоийской области

      

   

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов













1-я территория


г. Зарафшан*





г. Зарафшан







Тамдынский район*











Учкудукский район


Учкудукский район








Канимехский район (северный)


Канимехский район (северный)









2-я территория


Кызылтепинский район*





Кызылтепинский район







Канимехский район (южный)


Канимехский район (южный)









3-я территория


Карманинский район*





Карманинский район







г. Навои*












4-я территория


Навбахорский район*





Навбахорский район







Нуратинский район


Нуратинский район









5-я территория


Хатирчинский район*





Хатирчинский район








  

     

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.7

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

районах Наманганской области

      

        

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов






1-я территория


Туракурганский район*




Туракурганский район







г. Наманган*










Наманганский район


Наманганский район








Мингбулакский район


Мингбулакский район








Касансайский район


Касансайский район








2-я территория


Учкурганский район*




Учкурганский район







Нарынский район*










3-я территория


Чартакский район*




Чартакский район







Уйчинский район


Уйчинский район








Янгикурганский район


Янгикурганский район








4-я территория


Папский район*




Папский район







Чустский район


Чустский район


  

      

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.8

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Самаркандской области

      

       

Условные

территории


Города и районы,

входящие в условные

территории


   

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов

  


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов






1-я территория


Самаркандский район*




Самаркандский район







Ургутский район*










Тайлакский район


Тайлакский район








2-я территория


Булунгурский район*




Булунгурский район







Джамбайский район


Джамбайский район








3-я территория


Иштиханский район*




Иштиханский район







Пайарыкский район


Пайарыкский район








Кошрабадский район


Кошрабадский район








Акдарьинский район


Акдарьинский район








4-я территория


Нарпайский район*




Нарпайский район







г. Каттакурган


г. Каттакурган







Каттакурганский район









Пахтачинский район


Пахтачинский район








5-я территория


Нурабадский район*




Нурабадский район







Пастдаргомский район


Пастдаргомский район








6-я территория


г. Самарканд


  

В связи с созданием нового полигона ТБО на территории Самаркандского района для г. Самарканда мусороперегрузочная станция не требуется.

     

      

       

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.9

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Сурхандарьинской области

        

    

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов

















1-я территория


   

Шерабадский район*

   




Шерабадский район







Музрабатский район


Музрабатский район








Кизирикский район


Кизирикский район








Байсунский район


Байсунский район









2-я территория


Ангорский район



Ангорский район


г. Термез







г. Термез*










Термезскийрайон*











Джаркурганский район


Джаркурганский район









3-я территория


Алтынсайский район*




Алтынсайский район







Денауский район



Денауский район








Шурчинский район


Шурчинский район








Кумкурганский район


Кумкурганский район









4-я территория


Узунский район*




Узунский район







Сариасийский район


Сариасийский район


   

    

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.10

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Сырдарьинской области

              

   

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов






1-я территория


Сайхунабадский район*




Сайхунабадский район







Сырдарьинский район


Сырдарьинский район








2-я территория


Мирзаабадский район*




Мирзаабадский район







Гулистанский район


Гулистанский район








г. Ширин


Баяутский район







Баяутский район









г. Гулистан


г. Гулистан








Хавастский район


Хавастский район







г. Янгиер









3-я территория


Сардобинский район*




Сардобинский район







Акалтынский район


Акалтынский район


     

        

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.11

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Ташкентской области

      

      

Условные

территории


Города и районы,

входящие в условные

территории


Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов

















1-я территория


г. Бекабад*




Бекабадский район







Бекабадский район*











2-я территория


Ахангаранский район*




Ахангаранский район







г. Ангрен*










Уртачирчикский район


Уртачирчикский район







г. Нурафшан









Пскентский район


Пскентский район








г. Алмалык


г. Алмалык








Букинский район


Букинский район









3-я территория


Янгиюльский район


Янгиюльский район


Янгиюльский район






г. Янгиюль








Зангиатинский район








Ташкентский район









Аккурганский район


Аккурганский район








Куйичирчикский район


Куйичирчикский район








Чиназский район


Чиназский район









4-я территория


Паркентский район*




Паркентский район







Юкоричирчикский район


Юкоричирчикский район








Кибрайский район


Кибрайский район







г. Чирчик









Бостанлыкский район


Бостанлыкский район









г. Ташкент


  

в г. Ташкенте имеются 3 мусороперегрузочных станции, в этой связи

потребность в новых мусороперегрузочных станциях отсутствует.

      

    

      

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.12

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Ферганской области

     

     

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов






1-я территория


г. Фергана*




Ферганский район







Ферганский район*










г. Маргилан*










Язъяванский район


Язъяванский район








Куштепинский район


Куштепинский район








Кувинский район


г. Кувасай







г. Кувасай









Ташлакский район


Ташлакский район








Алтыарыкский район


Алтыарыкский район







Риштанский район









2-я территория


Дангаринский район*




Дангаринский район







г. Коканд*










Багдадский район


Багдадский район








Учкуприкский район


Учкуприкский район








Бувайдинский район


Бувайдинский район









3-я территория


Узбекистанский район*




Узбекистанский район







Бешарыкский район


Бешарыкский район








Фуркатский район


Фуркатский район









4-я территория


Сохский район*




Сохский район

      

   

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1.13

к Стратегии



СХЕМА

создания передвижных станций

по перегрузке твердых бытовых отходов,

строительства новых и оптимизации действующих

полигонов твердых бытовых отходов в городах

и районах Хорезмской области

        

   

Условные

территории

Города и районы,

входящие в условные

территории

Территории,

в которых создаются

перегрузочные станции

твердых бытовых

отходов


Территории,

в которых создаются

новые полигоны

твердых бытовых

отходов











1-я территория


Кошкупырский район*




Кошкупырский район







Гурленский район


Гурленский район







Янгибазарский район









Шаватский район


Шаватский район







Хивинский район


Хивинский район







г. Хива










2-я территория


Багатский район*




Багатский район







Янгиарыкский район


Янгиарыкский район








Ханкинский район


Ханкинский район








Хазараспский район


Хазараспский район









3-я территория


г. Ургенч*




г. Ургенч






Ургенчский район*




     

   

*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Стратегии



СХЕМА

реализации Стратегии по обращению

с твердыми бытовыми отходами в Республике

Узбекистан на период 2019-2028 годы

    

     

Этапы


Основные направления

  


Механизм реализации

     


Сроки выполнения

  

I этап


     

1. Совершенствование законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с ТБО.


2. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки в целях обеспечения эффективной организации услуг по сбору и вывозу ТБО.


3. Укрепление платежной дисциплины, создание методического и информационного обеспечения для развития системы экологического образования в области обращения с ТБО.

      


        

1. Разработка и внесение в Кабинет Министров проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с ТБО.


2. Обновление и расширение автопарка государственных унитарных предприятий по санитарной очистке, создание объектов хранения и технического обслуживания спецтехники, а также инфраструктуры по сбору ТБО.


3. Осуществление работ в сфере пропаганды, повышения информированности, просвещения и воспитания общественности в области экологии и охраны окружающей среды.


2019-2021 годы








II этап


   

1. Освоение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры по раздельному сбору ТБО, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов.


2. Создание необходимых условий для обеспечения экологической безопасности регионов, ресурсосбережения и уменьшения объемов образования отходов, изменения структуры и системы обращения с ТБО в пользу утилизации и переработки, предотвращения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения отходами, повышения уровня экологической, технической и санитарно-гигиенической безопасности технологий по утилизации, переработке и обезвреживанию отходов.

  


   

1. Обеспечение реализации:

- адресных программ и прогнозных параметров в области обращения с ТБО, утвержденных решениями Президента Республики Узбекистан;

- инвестиционных проектов с участием как отечественных, таки иностранных субъектов предпринимательства, а также проектов с участием международных финансовых институтов.


2. Обеспечение достижения следующих целевых индикаторов:

- охват населения услугами по сбору и вывозу ТБО:

в период до 2021 года - 85%;

в период до 2025 года - 100%.

Увеличение объема переработки ТБО:

в период до 2021 года - 25%;

в период до 2025 года - 45%;

в период до 2028 года - 60%.

- объемы переработки специфических ТБО (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.):

в период до 2021 года - 10%;

в период до 2025 года - 15%;

в период до 2028 года - 25%.

- сокращение объемов ТБО, направляемых для захоронения на полигоны:

в период до 2021 года - 25%;

в период до 2025 года - 45%;

в период до 2028 года - 60%.

- приведение состояние полигонов в соответствие установленным требованиям:

в период до 2021 года - 25%;

в период до 2025 года - 65%;

в период до 2028 года - 100%.

- рекультивация земель ликвидированных полигонов:

в период до 2021 года - 20%;

в период до 2025 года - 65%;

в период до 2028 года - 100%.

- использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с ТБО:

в период до 2021 года - 15%;

в период до 2025 года - 25%;

в период до 2028 года - 35%.

- мониторинг состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха):

в период до 2021 года - 20%;

в период до 2025 года - 75%;

в период до 2028 года - 100%.

   


2022-2028 годы

       

       

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 апреля 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

22 апреля 2019 г., N 16, ст. 307

















































Время: 0.1721
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск