ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Таможенное законодательство / Утратившие силу акты / Таможенное оформление. Декларирование /Положение об уполномоченных экономических операторах (Приложение к Постановлению КМ РУз от 29.04.2019 г. N 363)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 29.04.2019 г. N 363
ПОЛОЖЕНИЕ
об уполномоченных экономических операторах
1. Настоящее Положение определяет порядок регулирования вопросов получения статуса уполномоченного экономического оператора, а также категории и виды предоставляемых специальных упрощений при совершении таможенных операций.
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
уполномоченный экономический оператор (далее - оператор) - статус, получаемый юридическим лицом, отвечающим требованиям настоящего Положения, для пользования упрощенными таможенными процедурами при совершении таможенных операций;
специальные упрощения - особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля, применяемые в зависимости от категории уполномоченного экономического оператора;
Реестр уполномоченных экономических операторов (далее - Реестр) - формируемый Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан (далее - Комитет) перечень юридических лиц, которым предоставлено право пользования специальными упрощениями при совершении таможенных операций, размещаемый на официальном сайте Комитета;
уполномоченное лицо юридического лица (оператора) - лица, действующие от имени юридического лица на основании соответствующего договора или доверенности;
уполномоченные органы - судебные органы, органы прокуратуры, в том числе Департамент по борьбе с экономическими преступлениями, Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, а также налоговые органы.
3. Оператор и специальные упрощения относятся к:
категории "А";
категории "Б".
4. Оператор относится к категории низкого уровня риска с момента включения его в Реестр.
5. Органы государственного управления и органы государственной власти на местах не могут быть операторами.
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРОЩЕНИЙ
6. Для получения категории "А" и права пользования специальными упрощениями данной категории юридическое лицо должно соответствовать критериям, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения.
7. Для получения категории "Б" и права пользования специальными упрощениями данной категории оператор должен осуществлять внешнеэкономическую деятельность в качестве оператора категории "А" не менее одного года и подать заявление на получение категории "Б".
8. Категория оператора и специальные упрощения данной категории вступают в силу со дня включения юридического лица (оператора) в Реестр.
9. Реестр формируется на основании решения Комитета о включении юридического лица в Реестр.
Решение о включении юридического лица в Реестр, а также о приостановлении, возобновлении статуса либо об исключении оператора из Реестра принимается в виде распоряжения Комитета.
10. Комитет после принятия решения о включении юридического лица в Реестр, а также о приостановлении, возобновлении статуса либо об исключении оператора из него размещает данную информацию на своем официальном веб-сайте.
11. Получение статуса уполномоченного экономического оператора осуществляется по схеме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
ГЛАВА 4. КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР
12. На момент подачи заявления о включении в Реестр юридическое лицо должно соответствовать следующим критериям:
отсутствие фактов привлечения руководителя и главного бухгалтера, а также уполномоченного лица юридического лица к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 174, 175, 176, 177 и 227 - 227-27 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, в течение одного года до дня обращения в таможенные органы;
отсутствие фактов привлечения в течение последних пяти лет до дня обращения в таможенные органы руководителя и главного бухгалтера, а также уполномоченных лиц юридического лица к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 182, 184, 189, 209, 228 и 246 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;
отсутствие задолженностей по уплате налогов и других обязательных платежей, в том числе штрафов и пени по ним;
осуществление внешнеэкономической деятельности не менее трех лет до дня обращения в таможенные органы;
наличие в собственности (на праве пользования или владения) сооружений, помещений (части помещений) и (или) открытых площадок (части открытых площадок), предназначенных для использования в качестве склада для хранения товаров;
фактурная стоимость импортированных и (или) экспортированных товаров должна составлять в эквиваленте не менее 2 млн. долларов США в год и в течение последних двенадцати месяцев должно быть оформлено не менее 100 импортных и (или) экспортных грузовых таможенных деклараций либо в течение последних двенадцати месяцев сумма уплаченных таможенных платежей должна составлять в размере не менее 20 000-кратной базовой расчетной величины и должно быть оформлено не менее 50 импортных и (или) экспортных грузовых таможенных деклараций.
13. Ежегодно Комитет проводит изучение, по итогам которого составляет заключение о деятельности оператора на соответствие критериям, приведенным в пункте 12 настоящего Положения.
ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ
ЗАЯВЛЕНИЯ О ВКЛЮЧЕНИИ В РЕЕСТР
14. Для включения в Реестр юридическое лицо подает в Комитет письменное заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
Подача заявления также может осуществляться через центры государственных услуг.
15. Заявление не сопровождается представлением отдельных документов, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены Комитетом посредством информационных систем, используемых органами государственной таможенной службы, а также информационных систем государственных органов и иных организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
16. Комитет рассматривает заявление в течение тридцати рабочих дней со дня его регистрации.
За рассмотрение заявления сбор не взимается.
17. Комитет не позднее срока, установленного пунктом 16 настоящего Положения, направляет письменное уведомление о включении или об отказе о включении юридического лица в Реестр.
Причиной отказа о включении юридического лица в Реестр является несоответствие критериям, приведенным в пункте 12 настоящего Положения.
18. Оператор со дня включения его в Реестр вправе пользоваться специальными упрощениями.
ГЛАВА 6. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРОЩЕНИЙ
НА СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
19. Оператору категории "А" предоставляются следующие виды специальных упрощений:
отсутствие применения форм таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств оператора при принятии решения об их выпуске, за исключением мер, определяемых системой управления рисками;
совершение таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке;
неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых оператором;
доставка товаров оператора от таможенного органа отправления до места назначения без обеспечения уплаты таможенных платежей;
помещение товаров под таможенный контроль в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора;
проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора, заранее согласованных с таможенными органами;
отсутствие требования по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении таможенного транзита транспортным средством оператора;
выпуск товаров в свободное обращение с предоставлением рассрочки и (или) отсрочки по уплате таможенных платежей до двадцати рабочих дней, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
20. Оператору категории "Б" в дополнение к категории "А" предоставляются следующие виды специальных упрощений:
отсутствие требования по обеспечению уплаты таможенных платежей при условном определении таможенной стоимости при выпуске товаров;
осуществление условного выпуска товаров (за исключением продовольственных товаров и фармацевтической продукции) при отсутствии отдельных документов (сертификата соответствия), с последующим их предоставлением в течение шестидесяти календарных дней;
признание органами государственной таможенной службы в качестве средств идентификации пломб, наложенных оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части, отправляемых на экспорт товаров;
выпуск товаров в свободное обращение с предоставлением рассрочки и (или) отсрочки по уплате таможенных платежей до шестидесяти рабочих дней, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей;
приоритетное участие в проводимых органами государственной таможенной службы пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;
назначение ответственного сотрудника органов государственной таможенной службы (далее - координатор) для оказания содействия оператору в ходе координирования и решения таможенных вопросов.
ГЛАВА 7. ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ ОПЕРАТОРОВ
21. Операторам категории "Б" Республики Узбекистан могут предоставляться также иные привилегии и специальные упрощения, не предусмотренные настоящим Положением, распространяемые на территории иностранных государств, с которыми Республикой Узбекистан заключены соответствующие соглашения на взаимной основе.
22. В соответствии с международными договорами Республики Узбекистан привилегии и специальные упрощения, предусмотренные настоящим Положением, могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам иностранных государств.
ГЛАВА 8. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ
СТАТУСА ОПЕРАТОРА
23. Приостановление статуса оператора производится в случаях:
вступления в законную силу судебного решения о привлечении к административной ответственности руководителя или главного бухгалтера, а также уполномоченного лица оператора за правонарушения, предусмотренные статьями 174, 175, 176, 177 и 227 - 227-27 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности;
возбуждения уголовного дела в отношении руководителя или главного бухгалтера либо уполномоченного лица оператора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 182, 184, 189, 209, 228 и 246 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;
неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по уплате задолженности по налогам и другим обязательным платежам в срок, указанный в уведомлении;
снижения показателей импорта и экспорта, установленных согласно абзацу седьмому пункта 12 настоящего Положения.
24. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 23 настоящего Положения, Комитет приостанавливает действие статуса оператора и уведомляет его в письменной форме не позднее одного рабочего дня после принятия соответствующего решения.
25. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных:
абзацем вторым пункта 23 - срок приостановления составляет один год;
абзацем третьим пункта 23 - срок приостановления составляет период до вынесения оправдательного приговора суда;
абзацем четвертым пункта 23 - срок приостановления составляет тридцать рабочих дней;
абзацем пятым пункта 23 - срок приостановления составляет период до приведения в соответствие с установленными в абзаце седьмом пункта 12 критериями, но не более одного года.
26. При устранении случаев, связанных с приостановлением статуса, или вынесении оправдательного приговора суда оператор в течение пяти рабочих дней направляет в Комитет соответствующее уведомление.
27. Комитет в течение пяти рабочих дней после получения уведомления принимает решение о возобновлении либо об отказе в возобновлении статуса оператора и уведомляет его о принятом решении.
Причиной отказа в возобновлении статуса является не устранение обстоятельств, приведенных в пункте 23 настоящего Положения.
ИЗ РЕЕСТРА ОПЕРАТОРОВ
28. Исключение оператора из Реестра производится в следующих случаях:
по письменному обращению оператора о добровольном исключении его из Реестра;
ликвидации юридического лица, имеющего статус оператора, в порядке, установленном законодательством;
вступления в законную силу приговора суда о привлечении к уголовной ответственности руководителя или главного бухгалтера либо уполномоченного лица оператора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 182, 184, 189, 209, 228 и 246 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;
неустранения в течение тридцати рабочих дней обстоятельств, указанных в абзаце четвертом пункта 23 настоящего Положения, повлекших приостановление статуса оператора;
неустранения в течение одного года обстоятельств, указанных в абзаце пятом пункта 23 настоящего Положения, повлекших приостановление статуса оператора;
реорганизации оператора, за исключением реорганизации в форме преобразования;
установления, что статус оператора был присвоен на основе недостоверных данных, представленных уполномоченными органами, послуживших основанием для присвоения такого статуса;
неисполнения обязанностей оператора, предусмотренных пунктом 32 настоящего Положения, более двух раз в течение одного года.
29. Комитет не позднее пяти рабочих дней со дня получения информации о возникновении оснований, предусмотренных пунктом 28 настоящего Положения, принимает решение об исключении оператора из Реестра.
Комитет в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об исключении оператора из Реестра уведомляет в письменной форме об этом оператора с указанием оснований для исключения.
30. В случае исключения оператора из Реестра юридическое лицо вправе подать повторное заявление о включении в Реестр по истечении трех лет, в случае, приведенном в абзаце четвертом пункта 28 настоящего Положения, - по истечении пяти лет.
ГЛАВА 10. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА
31. Оператор вправе:
пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными главой 6 настоящего Положения, со дня включения в Реестр, за исключением случая приостановления статуса оператора;
с помощью координатора получать в установленном порядке информацию и консультации по таможенным вопросам;
определять ответственное за взаимодействие с координатором лицо из числа руководителей и находящихся в его штате лиц, ответственных за совершение таможенных операций с применением специальных упрощений.
Оператор может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
соответствовать критериям, приведенным в пункте 12 настоящего Положения, после включения его в Реестр;
информировать таможенные органы об изменении сведений, заявленных им при включении в Реестр, и представлять документы, подтверждающие эти изменения в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений;
обеспечивать уплату таможенных платежей, по которым предоставлялась отсрочка или рассрочка по их уплате, не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленного таможенными органами в соответствии с законодательством;
выполнять требования органов государственной таможенной службы о предоставлении беспрепятственного доступа должностным лицам органов государственной таможенной службы к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок) операторов, в которых осуществляется хранение товаров, находящихся под таможенным контролем;
по требованию органов государственной таможенной службы предоставлять информацию, необходимую для осуществления таможенного контроля;
самостоятельно выявлять и устранять нарушения до выпуска товаров в случае, если орган государственной таможенной службы не уведомил о необходимости применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
иметь автоматизированную систему по декларированию и учету товаров, необходимую при совершении таможенных операций.
Оператор может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 11. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕРАТОРА
33. Органами государственной таможенной службы могут быть применены формы таможенного контроля в отношении товаров операторов в порядке, установленном законодательством, если мера контроля содержится в системе управления рисками.
34. При наличии оснований, предоставленных уполномоченными органами, на применение мер правового воздействия (ограничения) в отношении товаров оператора, находящихся под таможенным контролем, орган государственной таможенной службы приостанавливает таможенные процедуры в отношении этих товаров до принятия особого распоряжения уполномоченного органа.
Уполномоченные органы обязаны не позднее трех рабочих дней посредством информационных систем (путем защищенных каналов связи, исключающих несанкционированный доступ к имеющейся информации) уведомлять органы государственной таможенной службы о выявленных, раскрытых преступлениях или других результатах расследований, лицах, совершивших преступления, а также о налоговой задолженности (штрафах, пене и других нарушениях) операторов.
ГЛАВА 12. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ С ОПЕРАТОРАМИ
35. Комитет обеспечивает контроль за соблюдением оператором требований таможенного законодательства Республики Узбекистан и настоящего Положения.
36. Органы государственной таможенной службы совершают таможенные операции с товарами, декларантом которых является оператор, в установленном настоящим Положением порядке.
37. Таможенные органы в целях координации взаимодействия с операторами при применении специальных упрощений, в том числе в случае возникновения вопросов применения таможенного законодательства, могут определять ответственных сотрудников (координаторов) за организацию такого взаимодействия.
ГЛАВА 13. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
38. Решения, а также действия (бездействие) должностных лиц органов государственной таможенной службы могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
39. Органы государственной таможенной службы не вправе создавать для отдельных операторов иные льготные условия на осуществление заявленной деятельности.
40. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
к Положению
СХЕМА
включения юридического лица в реестр
уполномоченных экономических операторов
Этапы |
|
Субъекты |
|
Мероприятия |
|
Сроки |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-й этап |
|
Юридическое лицо |
|
Подает в Государственный таможенный комитет заявления о его включении в Реестр уполномоченных экономических операторов: а) в письменной форме непосредственно; б) через центры государственных услуг.
|
|
По усмотрению юридического лица |
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-й этап |
|
Государственный таможенный комитет |
|
1. Рассматривает заявление.
2. По итогам рассмотрения заявления направляет юридическому лицу уведомление:
а) о включении в Реестр уполномоченных экономических операторов;
б) об отказе во включении в Реестр уполномоченных экономических операторов.
|
|
Не позднее 30 рабочих дней |
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3-й этап |
|
Государственный таможенный комитет |
|
1. Принимает решение о включении юридического лица в Реестр уполномоченных экономических операторов.
2. Размещает информацию о юридических лицах, включенных в Реестр уполномоченных экономических операторов, на официальном веб-сайте Государственного таможенного комитета.
|
|
В день принятия решения |
|||||||||||||||
|
|
|
к Положению
Государственный таможенный комитет
Республики Узбекистан
ЗАЯВЛЕНИЕ
о включении в Реестр уполномоченных
экономических операторов
|
(полное наименование юридического лица)
|
(ИНН)
просит включить его в Реестр уполномоченных экономических операторов с предоставлением специальных упрощений категории:
"А" |
|
|
"Б" |
|
и заявляет о соответствии критериям, установленным главой 4 Положения об уполномоченных экономических операторах, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 29 апреля 2019 года N 363.
__________________________________ (должность руководителя заявителя) |
_______________________ (подпись заявителя) |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 апреля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
6 мая 2019 г., N 18, ст. 354