ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Дошкольные учреждения /

Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 08.05.2019 г. N ПП-4312)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 08.05.2019 г. N ПП-4312



КОНЦЕПЦИЯ

развития системы дошкольного

образования Республики Узбекистан

до 2030 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) разработана во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года N ПП-3955 "О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием" и содержит комплексные меры по развитию системы дошкольного образования до 2030 года.

Концепция определяет цели, задачи, приоритеты и этапы развития дошкольного образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу и является основанием для разработки программ и комплексов мер, направленных на развитие сферы дошкольного образования.



ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

И ИМЕЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


На сегодняшний день в Узбекистане функционируют 7 104 дошкольных образовательных организаций, из них 5 604 (79%) - государственные, 63 - ведомственные и 1 437 (21%) - негосударственные.

В 2017-2018 годах на базе 752 филиалов дошкольных образовательных организаций были образованы полноценные дошкольные образовательные организации со статусом юридического лица.

Из общего количества детей в возрасте 3-7 лет (2,5 млн) дошкольным образованием охвачены 932 310 (37,7%), в том числе 500 236 детей (20,2%) в городской и 432 074 (17,4%) - в сельской местности.

Общее количество населения республики на 1 января 2019 года составило 32,7 млн человек. Средний долгосрочный темп роста населения по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике составляет 1,7-1,8%. Ввиду низкого коэффициента смертности среди детей дошкольного возраста относительно всех возрастных групп по республике, темп роста детей в возрасте 3-7 лет выше, чем рост населения в целом.

Из более чем 2,5 млн детей в возрасте 3-7 лет 67,8% проживают в Самаркандской (12,1%), Ферганской (10,8%), Кашкадарьинской (10,5%), Андижанской (9,3%), Сурхандарьинской (8,5%), Наманганской (8,4%) и Ташкентской (8,2%) областях.

Ежегодно, по данным Государственного комитета по статистике, в Республике Узбекистан рождается более 700 тыс. детей, что увеличивает нагрузку на дошкольные образовательные организации.

Так, если общая перегруженность дошкольных образовательных организаций по республике составляет 12%, то наибольшая перегруженность наблюдается в Республике Каракалпакстан (21%), Джизакской (35%) и Бухарской (21%) областях, наименьшая - в Сурхандарьинской (9%) и Ферганской (9%) областях, а также в городе Ташкенте (6%).

В целом по стране на 100 детей в возрасте 3-7 лет приходится 28,1 места в дошкольных образовательных организациях.

За последние 20 лет количество дошкольных образовательных организаций сократилось более чем на 45%. Сокращение сильнее всего коснулось регионов с высоким уровнем рождаемости, таких как Андижанская, Ферганская, Сурхандарьинская и Ташкентская области. На сегодняшний день более 55% всех дошкольных образовательных учреждений Узбекистана приходится на город Ташкент (14,8%), Ферганскую (12,6%), Ташкентскую (9,8%), Наманганскую (9%) и Самаркандскую (8,9%) области.

Все еще сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики в области развития дошкольного образования, в числе которых:

недостаточное количество дошкольных образовательных организаций для обеспечения полного охвата детей дошкольного возраста;

низкий уровень развития дошкольного образования в сельской местности;

ненадлежащее материально-техническое состояние организаций дошкольного образования;

неукомплектованность дошкольных образовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами;

дефицит и низкий уровень квалификации управленческих кадров в системе дошкольного образования;

неосведомленность родителей о положительных сторонах и пользе дошкольного образования в формировании личности ребенка;

недостаток современных учебно-методических материалов и наглядных пособий;

низкий уровень технического оснащения и методического обеспечения существующих дошкольных образовательных организаций для детей с особыми потребностями;

качество медицинского обслуживания и квалификация медицинских работников дошкольных образовательных организаций не в полной мере отвечают современным требованиям.


ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Целью настоящей Концепции является разработка механизмов доступности качественного дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка.

Приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования являются:

дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования;

создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей дошкольного возраста;

повышение охвата, обеспечение равноправного доступа детей к качественному дошкольному образованию, развитие государственно-частного партнерства в данной сфере;

внедрение в систему дошкольного образования инноваций, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

совершенствование системы управления дошкольным образованием, обеспечение прозрачности и эффективности финансирования деятельности дошкольных образовательных организаций;

внедрение в систему дошкольного образования принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников системы дошкольного образования;

обеспечение детей здоровым и сбалансированным питанием, качественным медицинским уходом в дошкольных образовательных организациях.


§ 1. Дальнейшее совершенствование нормативно-

правовой базы в сфере дошкольного образования


Государственная политика в области развития дошкольного образования находит свое отражение в разрабатываемой нормативно-правовой базе.

Несмотря на то, что сфера дошкольного образования регулируется большим количеством законодательных актов, правовая основа оказания дошкольных образовательных услуг требует дальнейшего совершенствования.

В связи с этим в рамках реализации Концепции будут осуществлены следующие мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования:

1) пересмотр действующих государственных требований к организации образовательно-воспитательного процесса с учетом передового зарубежного опыта и разработка Государственного стандарта дошкольного образования, предусматривающего:

требования к знаниям, умениям и навыкам, которые необходимо сформировать у воспитанников дошкольных образовательных организаций;

порядок оказания услуг по уходу и присмотру за детьми, поддержанию и улучшению состояния их здоровья;

2) утверждение нормативов обеспечения воспитанников дошкольных образовательных организаций материальными ресурсами, продуктами питания, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

3) разработка и утверждение нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок реализации альтернативных форм дошкольного образования;

4) разработка и утверждение типовых уставов дошкольных образовательных организаций;

5) совершенствование порядка профилактики и диагностики заболеваний, а также психолого-медико-педагогического сопровождения детей через механизмы межведомственного взаимодействия;

6) имплементация международных норм и стандартов, направленных на создание благоприятных условий для развития дошкольного образования;

7) разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих инновационную педагогическую деятельность в дошкольных образовательных организациях и ее финансовую поддержку.


§ 2. Создание условий для всестороннего интеллектуального,

нравственного, эстетического и физического развития детей

дошкольного возраста


Создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей дошкольного возраста требует пересмотра существующего порядка организации образовательно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях и внедрения современных методов оказания услуг дошкольного образования.

Совершенствование образовательно-воспитательного процесса должно быть осуществлено на основе оценки и изучения уровня развития и готовности детей к общему начальному образованию, а также их социально-личностного, эмоционального, речевого, физического и творческого развития.

При этом особое внимание должно быть уделено вопросам формирования у детей чувства любви к Родине, уважительного отношения к семье, национальным, историческим, культурным ценностям своего народа, бережного отношения к окружающей среде.

В целях реализации данных задач предусматривается:

1) разработка и внедрение в практику новых механизмов комплексной оценки деятельности дошкольных образовательных организаций, а также результатов развития ребенка и его готовности к общему начальному образованию;

2) проведение отбора и экспертизы учебно-методических, дидактических материалов и художественной литературы для дошкольных образовательных организаций в соответствии с разработанным порядком;

3) разработка и внедрение в практику новых учебно-методических материалов для альтернативных форм дошкольного образования;

4) повсеместное внедрение Государственной учебной программы "Илк кадам";

5) разработка содержания, дизайна индивидуальных рабочих тетрадей воспитанников, карточек, раздаточного и счетного материалов в соответствии с установленными требованиями;

6) разработка комплексных технологий образования и воспитания детей с физическими или психическими нарушениями в развитии, повсеместное внедрение инклюзивного образования, новейших методов реабилитации и абилитации, разработка адаптированных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в общую систему дошкольного образования;

7) разработка инновационных технологий и модулей предметно-развивающей среды дошкольного образования, оптимизация содержательного и процессуального компонентов преемственности дошкольного и общего начального образования;

8) оптимизация учебных планов и образовательных программ в целях определения наиболее приемлемой продолжительности времени занятий и их последовательности;

9) приобщение детей к ведению здорового образа жизни, формирование у воспитанников интереса к физической культуре и спорту путем проведения занятий по гимнастике и подвижным играм, воспитание физически здорового подрастающего поколения;

10) повышение уровня художественно-эстетического и музыкального воспитания и образования детей дошкольного возраста, внедрение с раннего возраста основ STEAM-образования;

11) развитие у ребенка социально-эмоциональных навыков как основы его будущей успешной самореализации;

12) расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих дошкольные образовательные организации: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания и другие.


§ 3. Повышение охвата, обеспечение равноправного доступа

детей к качественному дошкольному образованию, развитие

государственно-частного партнерства в данной сфере


Решение задач по обеспечению охвата детей дошкольным образованием в первую очередь требует увеличения мощностей дошкольных образовательных организаций.

Нынешний объем финансирования системы дошкольного образования на фоне сохраняющейся динамики роста рождаемости позволит обеспечить охват детей дошкольного возраста на существующем уровне, однако не будет способствовать его росту.

Принимая во внимание ограниченность средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, одной из движущих сил роста количества дошкольных образовательных организаций должен стать негосударственный сектор, а основным механизмом привлечения субъектов частного предпринимательства в сферу дошкольного образования - государственно-частное партнерство.

Обеспечение доступности дошкольного образования, в том числе в труднодоступных районах республики и местах, где расширение стандартных форм дошкольного образования является затруднительным, должно осуществляться в том числе за счет внедрения новых альтернативных форм.

Для достижения целевых показателей по обеспечению охвата детей дошкольным образованием предусматривается реализация следующих мероприятий:

1) строительство новых и реконструкция существующих государственных дошкольных образовательных организаций за счет средств, выделяемых в рамках государственных программ развития Республики Узбекистан, и иных источников;

2) создание благоприятного инвестиционного климата в сфере дошкольного образования, дальнейшее стимулирование и повышение заинтересованности частного сектора в расширении мощностей дошкольных образовательных организаций;

3) дальнейшее развитие государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, в том числе следующих его форм:

предоставления на безвозмездной основе частному партнеру земельных участков или зданий существующих государственных дошкольных образовательных организаций для организации деятельности негосударственных дошкольных образовательных организаций при условии реконструкции и оснащения существующих государственных дошкольных образовательных организаций;

размещения государственного заказа для застройщиков многоквартирных жилых домов;

передачи государственных дошкольных образовательных организаций частному партнеру в доверительное управление;

выделения частному партнеру земельного участка или здания для строительства, реконструкции и оснащения на основе концессии;

спонсорства и других;

4) оказание методической поддержки гражданам и субъектам предпринимательства по организации деятельности негосударственных дошкольных образовательных организаций;

5) проведение инвентаризации пустующих объектов государственной собственности и нефункционирующих зданий бывших дошкольных образовательных учреждений с целью организации на их базе деятельности дошкольных образовательных учреждений;

6) повсеместное внедрение единой системы обязательной бесплатной годичной подготовки детей к школе;

7) внедрение и развитие альтернативных форм дошкольного образования с гибким графиком работы и широким спектром развивающих и корректирующих услуг и мероприятий:

разновозрастные краткосрочные группы дошкольного образования - "плей-группы";

программа посещений детей дошкольного возраста на дому с целью оказания дошкольных образовательных услуг - "Homevisits";

корпоративные группы дошкольного образования и другие;

8) разработка новых проектов зданий дошкольных образовательных организаций (в том числе с учетом элементов безбарьерной среды для детей с физическими и психическими нарушения в развитии) с использованием легких строительных конструкций и современных энергоэффективных материалов и технологий их возведения в соответствии с требованиями комфортности и экологической безопасности;

9) обеспечение необходимой социальной инфраструктурой строящихся жилых комплексов и других объектов с учетом необходимости расширения и эффективной организации сети дошкольных образовательных организаций;

10) поэтапное обеспечение всех дошкольных образовательных организаций республики питьевой водой, отоплением, электрической энергией и природным газом, в том числе путем внедрения современных энергосберегающих технологий;

11) повышение охвата дошкольным образованием детей с физическими или психическими нарушениями в развитии за счет вариативности оказания образовательных услуг;

12) осуществление разъяснительных мероприятий о роли и важности дошкольного образования в развитии и формировании личности ребенка, активное привлечение в данную деятельность негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации, общественности и родителей.



§ 4. Внедрение в систему дошкольного образования

передовых педагогических и информационно-

коммуникационных технологий


Одним из важнейших направлений дальнейшего развития дошкольного образования является широкое внедрение в образовательно-воспитательный процесс современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

За последнее время в данном направлении реализованы комплексные меры по внедрению Информационной системы управления дошкольным образованием (EMIS), а также системы оказания государственных услуг по приему детей в государственные дошкольные образовательные организации через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан (далее - Министерство) обеспечивается всестороннее развитие воспитанников посредством внедрения современных передовых форм обучения, новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Вместе с тем современное состояние дошкольного образования требует дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечения организаций дошкольного образования широкополосным доступом к сети Интернет, разработки эффективных организационных и педагогических форм и методов воспитания духовно развитого подрастающего поколения.

В целях развития и внедрения инновационных процессов в сфере дошкольного образования предусматривается реализация следующих мероприятий:

1) обеспечение надлежащего уровня информационной безопасности Министерства, создание единого информационного пространства;

2) организация учебных поездок в зарубежные страны в целях изучения, обобщения и внедрения в практику передового международного опыта в области развития детей дошкольного возраста;

3) разработка программных средств, информационных баз данных, мультимедийных продуктов в сфере дошкольного образования и их применение в деятельности дошкольных образовательных организаций;

4) дальнейшее совершенствование и развитие Информационной системы управления дошкольным образованием (EMIS), создание мобильных приложений для внесения и оперативного обмена данными;

5) организация подготовки и издания учебной и учебно-методической литературы нового поколения, внедрение цифровых образовательных ресурсов, дистанционных технологий домашнего образования и родительского просвещения;

6) проведение научных исследований в сфере раннего развития детей дошкольного возраста, интеграция передовых научных разработок и технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций;

7) создание необходимых организационно-технических и финансово-экономических условий для расширения взаимодействия между хозяйствующими субъектами, инициаторами стартап-проектов, учеными, финансовыми институтами и другими заинтересованными лицами в целях реализации инновационных проектов;

8) повышение компетенции и квалификации работников системы дошкольного образования в сфере инновационных информационно-коммуникационных и педагогических технологий, организация инновационной образовательной среды;

9) обеспечение на первом этапе каждой районной базовой дошкольной образовательной организации, а в дальнейшем - каждой дошкольной образовательной организации республики персональным компьютером с выходом в сеть Интернет.


§ 5. Совершенствование системы управления

дошкольным образованием, обеспечение прозрачности

и эффективности финансирования деятельности

дошкольных образовательных организаций

За последние годы в системе управления дошкольным образованием осуществлены институциональные реформы:

образовано Министерство и его территориальные подразделения на местах;

в целях внедрения современных форм управления в государственных дошкольных образовательных организациях образованы Наблюдательные советы;

создан Фонд развития дошкольного образования, основными задачами которого являются финансирование мероприятий по улучшению материально-технического состояния дошкольных образовательных организаций, социальной поддержке работников системы дошкольного образования и другие мероприятия, направленные на совершенствование деятельности Министерства;

в трех районах г. Ташкента и в Сырдарьинском районе Сырдарьинской области внедряется в пилотном режиме подушевое нормативное финансирование;

в целях стимулирования деятельности государственных дошкольных образовательных организаций им предоставлено право оказывать дополнительные платные услуги.

Вместе с тем дальнейшее совершенствование системы управления и финансирования дошкольного образования требует реализации дополнительных мер, в числе которых:

1) создание эффективных механизмов мониторинга и соблюдения государственных требований в системе дошкольного образования;

2) обеспечение прозрачности и открытости деятельности Министерства и его территориальных подразделений, внедрение современных форм предоставления информации физическим и юридическим лицам, искоренение излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом;

3) внедрение в управленческий процесс Министерства современных инновационных методов планирования и организации работы, систем менеджмента качества, целевых индикаторов, направленных на достижение конкретных результатов, методов отбора, мотивации, развития и оценки персонала;

4) дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрение новых эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением, в том числе с использованием информационных технологий;

5) последовательное введение нормативного подушевого финансирования дошкольного образования по всей республике с учетом типов, форм и специализации дошкольных образовательных организаций;

6) введение государственного заказа на услуги дошкольных образовательных организаций как нового подхода в управлении бюджетным финансированием в сфере дошкольного образования;

7) обеспечение доступности услуг дошкольного образования для широких слоев населения за счет разработки новых нормативов финансирования деятельности государственных дошкольных образовательных организаций с учетом целей их функционирования и рациональных норм потребления товаров и услуг в натуральном выражении;

8) дальнейшее совершенствование механизмов осуществления финансового контроля, профилактики и предупреждения нарушений бюджетного законодательства дошкольными образовательными организациями;

9) привлечение в систему дошкольного образования иностранных инвестиций и грантов, поддержка действующих проектов с их участием.



§ 6. Внедрение в систему дошкольного образования

принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке,

повышению квалификации, отбору и развитию работников

системы дошкольного образования


Одним из оснований предоставления качественного дошкольного образования является уровень подготовки и профессионализм управленческих и педагогических кадров.

За прошедший период в данном направлении проделана масштабная работа. Так, увеличены квоты приемов в высшие образовательные учреждения по направлению образования бакалавриата "Дошкольное образование", срок обучения сокращен до трех лет.

На базе Республиканского учебно-методического центра переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных образовательных организаций создан Институт переподготовки и повышения квалификации директоров и специалистов дошкольных образовательных организаций с возложением на него задач по формированию у работников системы дошкольного образования знаний и навыков по современному менеджменту и педагогическим технологиям.

Вместе с тем анализ действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере дошкольного образования свидетельствует о необходимости реализации следующих мероприятий:

1) создание единой многоуровневой системы непрерывного образования, отвечающей международным требованиям;

2) внедрение международных образовательных стандартов, учебно-методических планов и программ, интерактивных и проблемно-ситуационных методов обучения и тренингов, передовых информационно-коммуникационных технологий с интеграцией образования и практики;

3) дальнейшее совершенствование квалификационных требований к работникам системы дошкольного образования, разработка и утверждение критериев оценки эффективности их деятельности, а также профессионального стандарта педагогических работников;

4) совершенствование системы повышения квалификации кадров в сфере дошкольного образования путем привлечения в процесс обучения зарубежных специалистов, а также увеличение количества образовательных учреждений для организации системы повышения квалификации кадров в сфере дошкольного образования, в том числе в регионах страны;

5) организация стажировок работников системы дошкольного образования в ведущих университетах, научных центрах и других образовательных организациях за рубежом;

6) организация деятельности педагогических колледжей Министерства, принятие мер по их укомплектованию квалифицированным профессорско-преподавательским составом;

7) дальнейшее развитие долгосрочных отношений с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных стран, открытие в Республике Узбекистан их филиалов для подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере дошкольного образования;

8) углубление эффективного межведомственного взаимодействия с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, в том числе зарубежных стран, осуществляющими подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров, в целях обмена опытом, консолидации усилий по повышению качества образовательно-воспитательного процесса;

9) внедрение новых механизмов прозрачного конкурсного отбора кадров, обеспечивающего конкурентную среду при подборе наиболее квалифицированных, имеющих глубокие профессиональные знания, обладающих высокими интеллектуальными способностями и нравственными качествами работников, способных на высоком профессиональном уровне выполнять возлагаемые на них служебные обязанности;

10) разработка программ материального стимулирования и социальной поддержки работников системы дошкольного образования;

11) определение требований к директорам дошкольных образовательных организаций, включающих перечень необходимых профессиональных компетенций, внедрение системы сертификации;

12) совершенствование системы подготовки и переподготовки управленческих кадров в системе дошкольного образования с обязательным внедрением основ стратегического управления, финансового и hr-менеджмента.



§ 7. Обеспечение детей здоровым и сбалансированным питанием,

качественным медицинским уходом в дошкольных

образовательных организациях

Одной из основных задач дошкольных образовательных организаций является обеспечение детей здоровым питанием, услугами по укреплению их здоровья и профилактике заболеваний, а также создание условий для ведения воспитанниками здорового образа жизни.

Для решения задач по обеспечению и организации здорового, безопасного и качественного питания оказание данных услуг в государственных дошкольных образовательных организациях частично передано субъектам предпринимательства на условиях аутсорсинга.

Активно применяются меры по повышению качества медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных организациях, системному повышению квалификации медицинских работников.

Вместе с тем в целях эффективного решения задач по воспитанию здорового поколения предусматривается реализация следующих мероприятий:

1) создание прозрачной централизованной системы мониторинга снабжения дошкольных образовательных организаций качественными продуктами питания и соблюдения поставщиками ценовой политики;

2) привлечение специализированных предприятий общественного питания для приготовления и доставки готовых блюд в дошкольные образовательные организации, в том числе на условиях аутсорсинга;

3) повышение качества услуг здравоохранения в системе дошкольного образования, совершенствование механизмов взаимодействия служб первичной медико-санитарной помощи и дошкольных образовательных организаций;

4) создание достойных условий содержания детей в дошкольных образовательных организациях, включая полноценное, рациональное, сбалансированное, здоровое питание, подвижные игры и упражнения, в объемах и интенсивности, определяемых обоснованными медицинскими предписаниями, с элементами развлекательных и познавательных занятий;

5) совершенствование системы ранней комплексной помощи детям с физическими или психическими нарушениями в развитии;

6) достижение необходимого качественного уровня сформированности ключевых компетенций у детей с физическими или психическими нарушениями в развитии, обеспечение их социальной адаптации и интеграции в общество.



ГЛАВА 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


В результате реализации Концепции ожидается:

формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям равные возможности для получения качественного дошкольного образования;

установление дошкольного образования как первой ступени непрерывного образования на протяжении всей жизни человека, повышение его роли в воспитании гармонично развитой в физическом, интеллектуальном и нравственном отношении личности ребенка;

осуществление институциональных преобразований системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия дошкольных образовательных организаций, формирование здоровой конкурентной среды в данной сфере;

расширение строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений дошкольных образовательных организаций на основе внедрения современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, их оснащение учебно-методическими, дидактическими материалами, развивающими играми и игрушками, художественной литературой, мебелью, компьютерной техникой, учебным оборудованием;

привлечение частного сектора в сферу дошкольного образования, повышение его социальной ответственности, расширение источников финансирования и увеличение ассортимента услуг дошкольного образования;

увеличение финансирования системы дошкольного образования, повышение эффективности использования бюджетных средств при предоставлении услуг дошкольного образования, обеспечение достойной оплаты труда педагогических работников;

внедрение общественно-государственной системы управления качеством дошкольного образования;

обеспечение полного охвата детей шестилетнего возраста обязательной бесплатной годичной подготовкой к общему начальному образованию;

обеспечение охвата дошкольным образованием 80,8% детей в возрасте 3-7 лет;

доведение количества педагогических работников дошкольных образовательных организаций до 247,7 тыс. человек.


ГЛАВА 5. МОНИТОРИНГ ЗА ХОДОМ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


1. Системный мониторинг за ходом реализации Концепции, общая координация, оперативное рассмотрение и решение проблемных вопросов, препятствующих развитию дошкольного образования в республике, будет осуществляться Министерством.


2. Мониторинг за ходом реализации Концепции будет осуществляться на основе Индикаторов оценки деятельности уполномоченных органов по своевременному, качественному и полноценному исполнению мероприятий, предусмотренных в Концепции, согласно приложению.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



ИНДИКАТОРЫ

оценки деятельности уполномоченных органов

по своевременному, качественному и полноценному

исполнению мероприятий, предусмотренных

в Концепции

  

  

N

   

Показатель

   

Источники информации

Разрез

   

Дети в возрасте 3 - 7 лет, охваченные дошкольным образованием

   

1.

Количество дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО)

        

Данные МДО и Госкомстата

По областям, районам и городам

2.

Доля негосударственных ДОО в их общем числе

         

Данные МДО и Госкомстата

По областям, районам и городам

3.

Количество действующих семейных ДОО

         

Данные МДО

По областям, районам и городам

4.

Численность детей, посещающих ДОО

        

Данные МДО и Госкомстата

По областям, районам и городам

5.

Доля детей, посещающих негосударственные ДОО в общей численности воспитанников

        

Данные МДО

По областям, районам и городам

6.

Численность детей, посещающих семейные негосударственные ДОО

         

Данные МДО

По областям, районам и городам

7.

Доля детей, посещающих семейные негосударственные ДОО, в общей численности воспитанников

       

Данные МДО

По областям, районам и городам

8.

Число мест в ДОО

Данные МДО с раздельным учетом по местам для детей 3-4 лет и 5-6 лет

       

По областям, районам и городам

9.

Доля мест в негосударственных ДОО в их общем количестве

        

Данные МДО с раздельным учетом мест для детей 3-4 и 5-6 лет

        

По областям, районам и городам

10.

Охват детей 3-4 лет и 5-6 лет услугами дошкольного образования (процентное отношение числа детей соответствующего возраста, посещающих ДОО, к общему числу детей данного возраста в составе постоянного населения)

      

Данные МДО и Госкомстата (демографическая статистика)

По областям, районам и городам

    

Показатели кадрового потенциала

   

11.

Численность педагогических работников ДОО

          

Данные МДО

По областям, районам и городам

12.

Доля педагогических работников с высшим образованием

        

Данные Минвуза и МДО

По ДОО, районам и городам

13.

Доля педагогических работников ДОО, повысивших свою квалификацию в течение последних 5 лет

       

Данные МДО

По ДОО, районам и городам

14.

Соотношение средней заработной платы педагогических работников государственных ДОО со средней заработной платой по стране

             

Данные Минтруда и МДО

По областям

15.

Число воспитанников в возрасте 5-6 лет, приходящихся на одного педагога, работающего с группами воспитанников в возрасте 5-6 лет

       

Данные МДО

По областям, районам и городам

16.

Численность работников территориальных подразделений Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан

             

Данные МДО

По областям, районам и городам

17.

Число вакантных мест

в ДОО

         

Данные ДОО

По районам и городам

     

Показатели уровня развития детей и их готовности

к общему начальному образованию

    

18.

Доля детей в возрасте 6-7 лет, окончивших ДОО и имеющих показатели развития ниже минимального уровня готовности к школе, предусмотренных Государственными требованиями развития детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан и Государственной учебной программой "Илк кадам"

      

Сбор результатов данных по воспитанникам ДОО по итогам каждого учебного года

По областям, районам и городам

19.

Доля учащихся учреждений общего начального образования, получивших неудовлетворительные оценки по итогам первой годовой аттестации

         

Данные МНО и МДО

По областям, районам и городам

          

Показатели медицинского обслуживания детей

     

20.

Количество детей с впервые выявленными при поступлении в школу задержками в развитии или хроническими заболеваниями

        

Данные Минздрава и МНО

По областям, районам и городам

21.

Доля воспитанников ДОО со специальными потребностями, получающих медицинское обслуживание и уход в соответствии с медицинскими показаниями

      

Данные МДО и Агентства по развитию медико-социальных услуг

По областям, районам и городам

22.

Численность воспитанников ДОО, хотя бы один раз в течение учебного года прошедших профилактический осмотр педиатра

            

Данные МДО и Минздрава

По областям, районам и городам

23.

Число случаев заражения детей инфекционными заболеваниями во время пребывания в ДОО

          

Данные Минздрава

По областям, районам и городам

24.

Число случаев пищевых отравлений и травм детей во время пребывания в ДОО

        

Данные Минздрава

По областям, районам и городам

  

  

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 мая 2019 г.























































Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск