ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 18 по 24 мая 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 18 по 24 мая 2019 г.)


В Ташкенте запустят производство пластиковых карт по немецким технологиям

             

Стратегию развития дорожного строительства Узбекистана разработает "Roland Berger GmbH"

          

Изменились компетентные органы Узбекистана по Договору СНГ о межгосударственном розыске лиц

                     

В экономическое судопроизводство внедряется досудебное заседание

        

Отложить рассмотрение дела: когда и сколько раз это возможно

         

Следствие - по видеоконференцсвязи, осужденным - видеосвидание

         

Допрос и опознание: новые правила

         

Сотрудники следственных подразделений ОВД получили неприкосновенность

           

На уплату штрафа за нарушение ПДД - 60 дней

           

Производителям стройматериалов - налоговые и таможенные льготы, возмещение по кредитам

           

Какие документы проходят экспертизу в Центре при НАПУ

            

Государство продолжит сокращать присутствие в коммерческом секторе

          

Строить дома будут со всей необходимой телеком-инфраструктурой

        

Процедура рассмотрения законопроектов в Парламенте изменилась

        

Повысится безопасность автобусных перевозок

        

МРЗП уходит в прошлое

         

Развитие альтернативной энергетики стимулируют налоговыми льготами

         

Как работают инвестиционные, управляющие компании и венчурные фонды

          

Педагогов дошкольного образования станет больше

        

Анкета для загранпаспорта: на одном листе

         

В ювелирной отрасли - новые правила и льготы

        

Для развития "Электронного правительства" консолидируют усилия

         

Пастбищеоборот урегулирован законом

          

"Ювелирку" на зарубежную выставку - до $50 000 без контракта и ГТД

        

Самаркандская область: новые дороги, водохранилище и цементный завод

          

У ТЧСЖ денег нет - долг по кредиту погасит хокимият

         

Работникам Антимонопольного комитета - льготная ипотека

        

Как проводится мониторинг движения импортируемых товаров

         



Строительством завода производственной мощностью 75 млн ед. в год займется совместное предприятие ЕОПЦ с немецкой компанией "Veridos GmbH" (Постановление Кабинета Министров от 20.05.2019 г. N 421).


Строительство будет вестись в 2019-2020 годах за счет собственных ресурсов инвестора и привлеченных средств. После выхода на полную проектную мощность, начиная с 2022 года, завод обеспечит не менее 100 рабочих мест. Для производства микропроцессорных, бесконтактных и других карт закупят высокотехнологичное оборудование ведущих мировых производителей.

Это должно гарантировать реализацию проектов, предусмотренных Постановлением Президента от 18.04.2018 г. N ПП-3673, по внедрению ID-карт, правительственной мобильной связи и современной системы учета транспортных средств. В "ассортименте" также карта свидетельства о браке, карты здравоохранения (медстраховка), социальные (пенсионные, студенческие, для малообеспеченных), транспортные и спецкарты (для военных и госслужащих). Поэтапно до 20% от общего объема производства планируют поставлять на экспорт.

В рамках реализации проекта до 1 июня 2020 года строительство будет вестись с параллельной разработкой проектно-сметной документации, совместному предприятию даны налоговые и таможенные льготы до 1 июля 2021 года.


* * *



Стратегию развития дорожного строительства Узбекистана разработает "Roland Berger GmbH". Государству это обойдется в 2,6 млн евро. Немецкая консалтинговая компания должна уложиться в 120 дней со дня получения техзадания (Постановление Кабинета Министров от 22.05.2019 г. N 425).


Оплата будет произведена по фактически выполненным работам из средств резервного фонда Кабинета Министров на 2019 год.

Техническое задание на разработку утвердит Министерство транспорта, согласовав его с министерствами финансов, строительства, инвестиций и внешней торговли, экономики и промышленности. Исполнительным агентом и ответственным органом является Комитет по автомобильным дорогам при Минтранспорта.

Постановлением также урегулированы другие организационные вопросы, связанные с реализацией проекта.


* * *



Бюро принудительного исполнения пришло на смену Министерству юстиции (Постановление Президента от 23.05.2019 г. N ПП-4333).


Напомним, Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц подписан в Москве 10 декабря 2010 года (Постановление Президента Республики Узбекистан от 19.05.2011 г. N ПП-1532). С момента утверждения международного договора Узбекистаном в круг компетентных органов с нашей стороны входят МВД (центральный компетентный орган), СГБ и Генеральная прокуратура (Постановление Президента от 19.05.2011 г. N ПП-1532).


Через отнесенное к их числу Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре будет осуществляться сотрудничество в части установления местонахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решения судов.


* * *



Соответствующие поправки внесены в Экономический процессуальный кодекс (Закон Республики Узбекистан от 23.05.2019 г. N ЗРУ-541).


Досудебное заседание проводится по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений (кроме рассматриваемых в упрощенном порядке), в течение 10 дней со дня принятия искового заявления к производству и возбуждения дела. В ходе досудебного заседания судья:

q опрашивает истца по существу заявленных им требований, выясняет у него возможные со стороны ответчика возражения и, если это необходимо, предлагает представить дополнительные доказательства, а также разъясняет право отказа от заявленных требований и его правовые последствия;

q опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются с его стороны возражения против требований истца и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены, а также разъясняет ответчику его право признать требования истца либо предъявить встречные требования, предлагает ответчику представить письменные объяснения по делу. Непредставление ответчиком письменных объяснений и доказательств, а также его неявка в судебное заседание не препятствуют рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам;

q выясняет у сторон возможность заключения мирового соглашения или альтернативных методов разрешения спора и разъясняет их правовые последствия;

q с учетом сложности дела определяет прогнозируемый график судебного разбирательства, предусматривающий в том числе сроки подачи в суд ходатайств и документов, имеющих значение для разрешения спора, обмена списками свидетелей при наличии таковых;

q выясняет у присутствующих в заседании сторон и других заинтересованных лиц наличие между ними соглашения по вопросу подведомственности суду данного дела, необходимости совершения других действий, предусмотренных статьей 163 ЭПК.

Стороны и другие заинтересованные лица извещаются о времени и месте досудебного заседания судебными повестками, заказными письмами, телефонограммами, телеграммами и другими средствами связи, обеспечивающими фиксирование факта извещения.

О проведении досудебного заседания составляется протокол. В нем указываются: год, месяц, число и место проведения; наименование суда, в производстве которого находится дело; фамилия и инициалы судьи и секретаря заседания (помощника или старшего помощника судьи); сведения о сторонах, других заинтересованных лицах и разъяснении им процессуальных прав и обязанностей; данные сторонами объяснения. Если стороны на заседание не явились, судья совершает действия по подготовке дела к судебному разбирательству (части 1 и 2 статьи 163 ЭПК), а протокол не составляется.

В досудебном заседании производство по делу может быть приостановлено (статьи 101, 102 ЭПК) или прекращено (статьи 110, 111 ЭПК), исковое заявление - оставлено без рассмотрения (статья 107 ЭПК). Это позволит при наличии соответствующих оснований "отсеять" часть дел на начальном этапе, без проведения полноценного судебного разбирательства.


* * *



В Экономический процессуальный кодекс внесены поправки в части оснований и порядка отложения судебного разбирательства (Закон Республики Узбекистан от 23.05.2019 г. N ЗРУ-541).


Суд может отложить разбирательство, если рассмотрение дела в судебном заседании невозможно в силу непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств. К числу оснований для отложения процесса дополнительно к уже указанным в статье 171 ЭПК отнесены:

q неявка кого-либо из участников судебного процесса при отсутствии доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства;

q необходимость замены ненадлежащего ответчика надлежащим;

q необходимость замены выбывшей стороны в спорном правоотношении ее правопреемником;

q необходимость привлечения к участию в деле второго ответчика или третьей стороны.

Теперь этот перечень исчерпывающий. Ранее он был открытым (имелась оговорка об "иных случаях", прямо не предусмотренных законом), что расширяло пределы судебного усмотрения и могло привести к необоснованному затягиванию процесса.

Кроме того, ограничен срок, на который может быть отложено разбирательство и предельное количество - не более 10 дней и не свыше 3 раз, соответственно.


* * *



Следствие - по видеоконференцсвязи, осужденным - видеосвидание. Это стало возможным в результате поправок, внесенных в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы (Закон Республики Узбекистан от 23.05.2019 г. N ЗРУ-542).


Следственные действия - допрос, опознание лиц и предметов, очная ставка - с участием свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых теперь могут производиться с использованием технических средств в режиме видеоконференцсвязи. Указанных лиц вызовут для этого в правоохранительный орган или в суд той области, района или города, на территории которой они находятся либо проживают.

В процессе участники следственного действия в прямой трансляции непосредственно наблюдают за его ходом и результатами. Используемые при этом технические средства и оборудование должны отвечать минимальным требованиям по качеству изображения (разрешение 1920 х 1080, 50 кадров в секунду) и звука (частота диапазона 100 - 12 000 Гц), а также обеспечению информационной безопасности (с использованием защищенного канала связи VPN).

Решение о производстве следственных действий в таком формате принимается дознавателем, следователем, прокурором или судом по собственной инициативе либо по ходатайству участников уголовного процесса. Основаниями для этого являются:

q невозможность непосредственного прибытия лица в орган, расследующий уголовное дело, или к месту проведения следственного действия по состоянию здоровья или другим уважительным причинам;

q необходимость обеспечения безопасности участников уголовного процесса;

q проведение не терпящих отлагательства следственных действий;

q наличие причин, дающих основания полагать, что проведение следственного действия будет затруднено или связано с излишними затратами.

Ход и результаты следственного действия, проведенного подобным образом, записываются и фиксируются на электронных носителях. Составляется протокол, к которому приобщаются материалы видеоконференцсвязи. При этом время записи видео должно соответствовать реальному времени проведенного следственного действия, перерывы должны оговариваться и отражаться в видеозаписи и протоколе.


Напомним, с 19 октября 2018 года в режиме видеоконференцсвязи разрешено проводить открытые судебные заседания по уголовным делам. Таким образом, теперь данные технологии могут использоваться на всех стадиях производства. 


В том числе это касается и осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание. Им также может быть предоставлено дистанционное видеосвидание посредством системы видеоконференции по защищенным каналам связи.


* * *



В Уголовно-процессуальном кодексе конкретизирован порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а также гарантирована безопасность процесса опознания (Закон Республики Узбекистан от 23.05.2019 г. N ЗРУ-542).



Они же еще дети…


Несовершеннолетних свидетелей или потерпевших по уголовным делам против половой свободы (статьи 118 - 121 УК), торговли лиц, не достигших 18 лет (пункт "а" части 3 статьи 135 УК), а также при других обстоятельствах, если этого требуют интересы правосудия или несовершеннолетнего, могут допрашивать в специальной комнате, оснащенной системами стенографирования, видеонаблюдения, а также аудио- и видеофиксации.

При этом участвуют их законные представители, педагог или психолог, которые наряду с защитником вправе с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда переформулировать вопросы, не изменяя их сути.

Порядок проведения допроса в специальных комнатах, а также аудио- и видеофиксации определяется дознавателем, следователем, прокурором и судом. Стенографирование допроса, аудио- и видеозаписи показаний прилагаются к протоколу.



Не беспокойтесь, они вас не видят


В правилах проведения опознания в рамках производства по уголовному делу также произошли изменения. Законодатель изначально обеспечил безопасность опознаваемого, то есть того, кого опознают. Вместо непосредственного присутствия лица на следственном действии, может использоваться его фотокарточка. Но очевидно, что в рамках этого следственного действия важно гарантировать безопасность всех участников. 

Поэтому теперь предусматривается проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего (того, кто опознает) опознаваемым. Понятые в этом случае находятся в месте нахождения опознающего. Это возможно по решению дознавателя, следователя, прокурора или судьи. О проведении опознания в описанном порядке делается соответствующая запись в протоколе.


* * *



Соответствующие поправки внесли в Закон "Об органах внутренних дел" (Закон Республики Узбекистан от 23.05.2019 г. N ЗРУ-542).


Установлен особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении дознавателей, следователей и руководителей следственных подразделений ОВД. Это могут сделать прокурор Республики Каракалпакстан, прокуроры г. Ташкента, областей и приравненные к ним прокуроры. А в отношении следователей, руководителей подразделений и начальника Следственного департамента при МВД - Генеральный прокурор либо его заместители.


Напомним, гарантии аналогичного (неидентичного) характера имеются у депутатов и сенаторов (статья 13 Закона Республики Узбекистан от 02.12.2004 г. N 704-II), судей (Закон Республики Узбекистан от 02.09.1993 г. N 924-XII), в том числе Конституционного суда (статья 21 Закона Республики Узбекистан от 31.05.2017 г. N ЗРУ-431), работников органов прокуратуры (статья 49 Закона Республики Узбекистан от 09.12.1992 г. N 746-XII), военнослужащих СГБ (статья 37 Закона Республики Узбекистан от 05.04.2018 г. N ЗРУ-471), адвокатов (статья 6 Закона Республики Узбекистан от 25.12.1998 г. N 721-I) и т.д.


В Закон внесены и другие поправки:

q ужесточены критерии отбора на службу. В частности, в ОВД не будут принимать уволенных с других госорганов по отрицательным мотивам, а также ранее осужденных за совершение преступления независимо от меры наказания, погашения или снятия судимости и применения акта амнистии (прежде могли взять после погашения или снятия судимости);

q увеличен предельный срок пребывания на службе офицеров в звании до подполковника включительно - до 55 лет (ранее - 50 лет), а также женщинам, вне зависимости от специального звания, - до 50 лет (ранее - 45 лет);

q прочие изменения редакционного характера.


* * *



В Кодекс об административной ответственности скорректированы некоторые статьи о нарушениях Правил дорожного движения (Закон Республики Узбекистан от 23.05.2019 г. N ЗРУ-542).


Штрафы по статье 126 КоАО повысились до 25 МРЗП за первое нарушение и до 40 - за повторное в течение года после административного взыскания. То есть в 25 и 20 раз, соответственно. Напомним, что штрафы в части "тонировки" авто применяются, если она не соответствует техрегламенту либо у водителя отсутствует специальное разрешение (рег. МЮ N 3059 от 25.08.2018 г.).

Разграничена ответственность за въезд на стоп-линию при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика и проезд на "красный". Напомним, что по новым правилам при остановке на запрещающем сигнале светофора или регулировщика самая передняя точка транспортного средства не должна находиться над стоп-линией. За нарушение будут штрафовать на сумму 1/2 МРЗП.

В свою очередь, сроки для уплаты штрафов за нарушения ПДД продлены. Теперь вне зависимости от того, зафиксировано ли оно техсредствами фото- и видеофиксации или нет, штраф можно оплатить в течение 60 дней со дня вынесения постановления, а если оно обжалуется - 30 дней со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения. Прежде такие сроки применялись только по штрафам, попавшим в объективы камер, а в остальных случаях штрафнику нужно было уложиться в 15 дней.


* * *



Производителям стройматериалов - налоговые и таможенные льготы, возмещение по кредитам. Эти и другие меры по ускоренному развитию промышленности строительных материалов предусмотрены Постановлением Президента от 23.05.2019 г. N ПП-4335.



Определен ряд перспективных проектов на ближайшие годы


Утвержден Перечень перспективных проектов, реализуемых в 2019-2021 гг. в сфере промышленности стройматериалов (далее - Перечень). Для их софинансирования намечено привлечение и использование долгосрочных льготных кредитов международных финансовых институтов и зарубежных банков от 500 млн долл. США. Размер финансирования будет равен стоимости импортируемых оборудования, сырья, материалов и комплектующих, но не превысит 70% общих капзатрат по проекту.



Льготы и преференции предпринимателям


С 1 июля 2019 года:

q расходы отечественных производителей стройматериалов по сертификации экспортируемой продукции будут покрываться Агентством продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли по обоснованным расчетам Агентства "Узстандарт";

q налогооблагаемая база субъектов предпринимательства станет уменьшаться в течение 5-ти лет равными долями на сумму расходов по строительству инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры, необходимой для разработки месторождений нерудных полезных ископаемых, но не более суммы, рассчитываемой по нормативам министерств энергетики и транспорта;

q Госфонд поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабмине (далее - Госфонд) станет возмещать процентные расходы по кредитам коммерческих банков, привлекаемым сроком до 1 июля 2022 года на реализацию инвестпроектов в сфере промышленности стройматериалов. По кредитам в нацвалюте размер возмещения превысит ставку рефинансирования ЦБ, но не более 10-процентных пунктов, а по кредитам в инвалюте возмещение составит 40% от установленной ставки, но не более 4-процентных пунктов, независимо от суммы кредита;

q кроме того, по таким кредитам Госфонд предоставит поручительства в размере до 50% включительно от суммы кредита, но не более чем на 8 млрд сумов;

q стройматериалы, прошедшие необходимые испытания и получившие сертификат соответствия, смогут применять в строительных работах;

q субъекты предпринимательства смогут бесплатно получать по своему запросу сведения о типах или видах техногенных минеральных образований, их количественно-качественных показателях и горнотехнических условиях хранения.

Кроме того, до 1 января 2021 года освобождается от уплаты таможенной пошлины ввозимое сырье по утвержденному Перечню.



Увеличат добычу сырья и производство стройматериалов


В 2019-2025 гг. планируется увеличение:

q сырьевой базы стройиндустрии на основе геологоразведки, добычи и переработки известняков на 13,1 млн тонн, гипсового камня - 1,8 млн тонн, глинистых компонентов, кирпичного сырья и кварцевых песков - 1 млн тонн, изверженных горных пород (базальт) - 0,1 млн тонн, песчано-гравийных материалов - 5,6 млн куб. м;

q объемов производства обоев более чем в 47 раз, паркетных панелей и плит - 19 раз, плит древесностружечных и аналогичных плит из древесины и прочих одревесневших материалов - 15 раз, газобетонных блоков - 7 раз, лакокрасочных материалов и архитектурно-строительного стекла по энерго- и теплосберегающей флоат-технологии - 4 раза, композитной арматуры из базальта - 3 раза и цемента - 2 раза. 



Примут новые стандарты и СНиП


Утверждены перечни:

q международных стандартов в области стройматериалов, принятие которых в срок до 31 декабря 2021 года осуществляется при государственной поддержке;

q строительных норм и правил, подлежащих пересмотру в 2019 году.



Ужесточат лицензионные требования и введут

критерии энергоэффективности

Усовершенствуется порядок выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые. А именно: введут требование о наличии у заявителей необходимых квалифицированных специалистов. Предложения внесут в Кабинет Министров в месячный срок.

До 1 января 2021 года производителей стройматериалов, не соответствующих критериям энергоэффективности, поэтапно переведут на использование угля и других альтернативных видов топлива. Коэффициенты и нормы, соответствующие критериям энергоэффективности утвердят до 1 сентября. Информацию о прогнозных объемах и качественных показателях добываемого в стране угля по годам и в разрезе регионов предприниматели могут получать в свободном доступе.



В центре внимания - кадровые

и организационные вопросы


С 2019/2020 уч. г. в Бухарском инженерно-технологическом институте, Джизакском и Ферганском политехнических институтах будут готовить кадры по направлениям: "Технология производств строительных материалов, изделий и конструкций", "Производство сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий", "Материаловедение и технология новых строительных материалов (по видам)", "Технология стеновых и облицовочных строительных материалов". Формы обучения - как очная, так и заочная.

Кроме того, техническим вузам предоставили право, начиная с 2019/2020 уч. г., организовывать заочное обучение студентов по направлениям в сфере промышленности стройматериалов на платно-контрактной основе. Стать студентами смогут работающие на предприятиях этой сферы, по результатам собеседования и рекомендации работодателей.

При Ассоциации "Узпромстройматериалы" создается Научно-технический совет промышленности строительных материалов, возглавляемый министром инновационного развития, а также вводится должность первого заместителя председателя по науке и инновациям Ассоциации.



Нет - росту цен на стройматериалы


Антимонопольному комитету поручено следить и не допускать необоснованный рост цен на стройматериалы. Для этого будут обеспечены прозрачность выставления и реализации продукции на биржевых торгах и ежедневный ценовой  мониторинг.


* * *



Принят очередной акт, посвященный качеству разработки и реализации проектов в рамках системы "Электронное правительство" (Постановление Президента РУз от 21.05.2019 г. N ПП-4328).


Напомним, ранее введены новые правила реализации проектов по созданию и внедрению межведомственных и ведомственных информационных систем, баз данных, программных продуктов и иных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках развития системы "Электронное правительство" и цифровой экономики (Постановление Президента РУз от 18.05.2019 г. N ПП-4321).


Отдельным Положением регламентирован порядок разработки и реализации таких проектов, включая согласование паспорта и концепции, экспертизу техзадания и тендерной документации, координацию реализации, ввода в эксплуатацию и постмониторинга проекта.

На Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики при НАПУ (далее - Центр) возложены дополнительные задачи:

q координация реализации проектов в рамках развития системы "Электронное правительство" и цифровой экономики;

q формирование концептуальной и методологической основы внедрения "умных" и иных перспективных технологий, а также технологий по обработке больших данных в различных отраслях экономики;

q ведение системы сбора, обработки и учета статистических данных, характеризующей уровень развития системы "Электронное правительство" в соответствии с требованиями мировых стандартов;

q проведение исследований и выработка предложений по информатизации отраслей экономики, обеспечение единой технологической политики внедрения информационно-коммуникационных технологий;

q обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры системы "Электронное правительство", ЕПИГУ и Единой биллинговой системы учета сумм государственных пошлин и сборов, уплаченных за оказание государственных услуг, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;

q оказание содействия уполномоченным органам в осуществлении мониторинга за эффективностью использования средств Государственного бюджета и государственных целевых фондов, безвозмездного технического содействия (грантов), льготных кредитов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, направляемых на финансирование реализации проектов.

Сфера деятельности Центра распространяется на госорганы и органы хозяйственного управления, хозяйствующие субъекты с госдолей 50% и более, а также на все проекты, реализуемые в рамках государственных программ развития. При этом инициаторы (заказчики) иных проектов могут самостоятельно обращаться в Центр для проведения экспертизы технического задания или тендерной документации на договорной основе.

Если разработка, реализация и сопровождение проектов финансируются из Государственного бюджета и государственных целевых фондов, безвозмездного технического содействия (грантов), льготных кредитов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, требуется согласование с Центром.

С 1 июня 2019 года экспертизе в Центре подлежат техзадания проектов, независимо от их стоимости, с установлением предельной стоимости проекта, формируемой на основе предварительных расчетов по итогам изучения среднерыночного уровня ценовых параметров, и тендерная документация проектов. Эти документы не подлежат согласованию и экспертизе в Министерстве экономики и промышленности. За проведение экспертизы взимается плата - 0,5% от предельной стоимости проекта (по тендерной документации - от суммы каждого лота) без учета НДС, но не более 100 МРЗП. Экспертиза осуществляется при условии 100-процентной предоплаты.

Определены источники финансирования деятельности Центра. В частности, на его спецсчет будут поступать 10% от суммы уплаченных госпошлин и сборов за госуслуги, предусмотренные в Постановлении Президента от 29.08.2017 г. N ПП-3245, а также 1% от сумм госпошлин и сборов, уплаченных за оказание госуслуг и иных платежей посредством Единой биллинговой системы (кроме госуслуг, оказываемых посредством ЕПИГУ).


* * *



Государство продолжит сокращать присутствие в коммерческом секторе. Это следует из Постановления Президента от 21.05.2019 г. N ПП-4325.


Как показало изучение, главные проблемы в работе предприятий и банков с участием государства - низкая рентабельность, а порой и значительные убытки. Причины - растущие затраты на ресурсы и несовершенство механизмов регулирования цен и тарифов на производимые товары, оказываемые услуги. Структура управления таких субъектов, как правило, не располагает реальными стимулами для повышения эффективности их деятельности, отмечается в документе.

Для исправления ситуации Министерство финансов определено координатором реформирования и реструктуризации предприятий и банков с участием государства. На ведомство в связи с этим возложены дополнительные функции, часть из них реализуется в тесном взаимодействии с Центральным банком, Агентством по управлению государственными активами, другими госорганами.

Также изменена структура министерства, в частности, образованы:

q Главное управление тарифной политики и реформирования государственных предприятий (на базе Главного управления финансов и тарифного регулирования базовых отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса и развития геологии);

q Управление координации реформ коммерческих банков с участием государства.    

Агентство по управлению госактивами в части предусмотренных документом задач закрепили за Секретариатом по вопросам макроэкономического анализа, структурных преобразований, финансово-банковской системы и частного предпринимательства Кабинета Министров. Но подчинение и подотчетность, по-прежнему, непосредственно Президенту и Премьер-министру.


* * *



Президент подписал Постановление от 22.05.2019 г. N ПП-4329 "О мерах по ускорению развития телекоммуникационной инфраструктуры в населенных пунктах Республики Узбекистан".


Документ предусматривает внедрение нового порядка в данном направлении.

Во-первых, сети, сооружения, средства и объекты телекоммуникаций, базовые станции мобильной связи операторов и провайдеров, в том числе установленные на арендованных территориях арендодателей, независимо от формы собственности относятся к объектам инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Во-вторых, не допускается строительство и прием в эксплуатацию общественных, промышленных, жилых, административных зданий и сооружений (кроме тех, по которым проектно-сметная документация утверждена до 01.07.2019 г.) без подведения объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе кабельной канализации, слаботочных кабельных шахт, площадей и инфраструктуры для размещения необходимого оборудования. Местным властям поручено следить за соблюдением этого требования на стадии разработки и согласования заданий на проектирование и проектно-сметной документации.

В-третьих, перенос, демонтаж и любое вмешательство в функционирование объектов телекоммуникаций третьими лицами допускается при отсутствии иных возможностей решения возникших вопросов исключительно по согласованию с владельцем указанных объектов. Затраты операторов и провайдеров телекоммуникаций на проведение таких работ полностью покрываются инициатором изменений.

В-четвертых, если имеется заявление от проживающего в здании лица на предоставление услуг телекоммуникаций, ТЧСЖ не вправе отказать или препятствовать операторам и провайдерам в проведении сетей внутри зданий с использованием слаботочных кабельных шахт, площадей и инфраструктуры для размещения телеком-оборудования на безвозмездной основе, за исключением монтажа базовых станций мобильной связи.

В-пятых, с 1 августа 2019 года:

q операторам и провайдерам телекоммуникаций, обеспечившим создание соответствующей инфраструктуры для бюджетных организаций, находящихся в отдаленных и сельских населенных пунктах, на условиях государственно-частного партнерства, кроме операторов мобильной связи, в течение 10 лет гарантируются:

q пользование их услугами бюджетными организациями и государственными унитарными предприятиями в отдаленных и сельских населенных пунктах;

q предоставление со стороны АК "Узбектелеком" услуги доступа к Интернету по единым тарифам независимо от места подключения;

q безвозмездное предоставление бюджетными организациями и государственными унитарными предприятиями в отдаленных и сельских населенных пунктах площадей и инфраструктуры для размещения средств телекоммуникаций, предназначенных для обслуживания данной организации и других юридических лиц, а также населения в данном регионе;

q при исчислении налога на прибыль и единого налогового платежа операторов и провайдеров налогооблагаемая база уменьшается на сумму средств, направляемых на создание объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры для бюджетных организаций и государственных унитарных предприятий в отдаленных и сельских населенных пунктах.

Кроме того, предусматривается ряд льгот и преференций в данной сфере:

q вне зависимости от мощности сигнала эксплуатационный сбор и оплата за использование радиочастотного спектра для беспроводной передачи данных по технологии Wi-Fi в полосах радиочастот 2400-2483,5 МГц и 5000-5999 МГц не взимаются;

q за пользование госнедвижимостью для установки объектов телекоммуникаций применяются минимальные ставки арендной платы, равные ставке по цели использования "электропроводная связь", без применения повышающих коэффициентов;

q в порядке исключения, операторы и провайдеры телекоммуникаций до 1 января 2022 года могут выполнять строительно-монтажные работы объектов телекоммуникаций параллельно с разработкой их проектно-сметной документации, после согласования площадок (мест размещения) радиоэлектронных средств;

q ввозимые юридическими лицами средства телекоммуникаций до 1 января 2022 года освобождаются от уплаты таможенных платежей, кроме НДС и сборов за таможенное оформление.

Операторам и провайдерам рекомендовано начиная с 1 июля 2019 года не тарифицировать трафик, используемый для доступа в информационные ресурсы, размещенные в государственном субдомене gov.uz.

На туристических объектах, в частности, в 2019 году в Самарканде, Бухаре и Хиве, появятся публичные точки беспроводного доступа к Интернету на условиях государственно-частного партнерства.

Проводить комплексную экспертизу и выдавать соответствующее заключение по техзаданиям на закупку товаров (работ, услуг) для развития телекоммуникационной инфраструктуры будут в 2-недельный срок с даты их внесения.


* * *



В Закон "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан" внесены поправки (Закон Республики Узбекистан от 22.05.2019 г. N ЗРУ-540).


В нижней палате Парламента произошло перераспределение полномочий. Определять комитет, ответственный за предварительное рассмотрение законопроекта, передавать ему и во фракции документы, а также устанавливать срок для представления мнений, предложений и заключения будет лично Спикер Законодательной палаты. Ранее эти обязанности входили в компетенцию Кенгаша палаты.

Кроме того, срок для внесения ответственным комитетом законопроекта по итогам предварительных обсуждений на рассмотрение Кенгаша теперь фиксированный - 2 месяца со дня получения законопроекта. Установить иной (например, более длительный) Кенгаш больше не может.    

Из процесса исключается Координационная группа, которая действовала при Кенгаше в составе 3 работников аппарата палаты и занималась регистрацией поступивших проектов, информированием о них членов Кенгаша и дальнейшим сопровождением. Исходя из поправок, можно сделать вывод, что она будет расформирована.

Также в документе отражено создание Комитета по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции.


Важно! Документ содержит также некоторые другие поправки. В частности, в Законе "О государственном пенсионном обеспечении граждан" зафиксировано повышение максимального размера заработка, принимаемого для расчета пенсии, с 8 до 10 МРЗП.


* * *



Повысится безопасность автобусных перевозок. Это предусмотрено Постановлением Кабинета Министров от 22.05.2019 г. N 424.


С 1 сентября 2019 года вводится порядок, в соответствии с которым:

q перевозка пассажиров автобусами по межобластным, междугородным, международным маршрутам и туристским направлениям в ночное время, а также групп детей осуществляется только в сопровождении специально оборудованных служебных автомобилей органов внутренних дел;

q сопровождать автобусы будут подразделения Государственной службы безопасности дорожного движения (ГСБДД) и подразделения по обеспечению безопасного туризма МВД на платной основе;

q сопровождаемые автобусы перед выездом проходят обязательный техосмотр с составлением соответствующего акта сотрудниками ГСБДД.

Сопровождение автобусов, выполняющих перевозку групп из числа социально уязвимых категорий населения, организованную в благотворительных целях, осуществляется без взимания платы. Определен также перечень автотранспорта, сопровождение которого осуществляется на безвозмездной основе (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров от 22.05.2019 г. N 424).

Теперь в лицензионных соглашениях на осуществление перевозки пассажиров автобусами прописывается обязательство лицензиата по обеспечению устройствами контроля усталости водителя. К поездке не допускаются водители, отдых которых между сменами был менее 12 часов.

С 1 января 2021 года перевозка пассажиров автобусами, срок эксплуатации которых превышает 15 лет, запрещается.

В 2-месячный срок разработают спецкурсы для водителей автобусов, работающих в ночное время, а также схемы маршрутов движения автобусов по туристским направлениям. С 1 января 2020 года планируется реализовать разрабатываемую Программу наружного освещения автомобильных дорог международного значения в период 2020-2035 годов.

Соответствующие поправки внесены в Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 04.11.2003 г. N 482) и Требования по обеспечению безопасности автобусных перевозок в Республике Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 04.11.2003 г. N 482).


* * *



МРЗП уходит в прошлое. С 1 сентября 2019 года его заменят МРОТ, базовая расчетная величина и базовая величина исчисления пенсии (Указ Президента РУз от 21.05.2019 г. N УП-5723).

         


Термин

      

       

Значение и область

применения

        

        

Размер

        

Минимальный

размер оплаты

труда

является денежным выражением месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда (ЕТС) с тарифным коэффициентом 1,0 (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 21.07.2009 г. N 206)

       

577 170 сумов

применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к МРЗП, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице

       

является обязательным для всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и трудовых отношений, в качестве нижней границы оплаты труда работников, полностью выполнивших установленные трудовые нормы

        

Базовая

расчетная

величина

применяется при определении:

q размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги;

q стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей

        

202 730 сумов

Базовая

величина

исчисления

пенсии

применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей

        

202 730 сумов

         

Законодательством может быть установлен иной порядок определения размеров оплаты труда, пенсий и других платежей, указанных в таблице. Все виды надбавок, доплат, вознаграждений и других платежей компенсационного и стимулирующего характера, установленных в отношении к МРЗП, пересчитываются с сохранением действующих сумовых значений данных выплат (при необходимости округляются в большую сторону).

В 2-месячный срок должны пересмотреть ЕТС и установить размеры отдельных видов пособий, компенсаций и платежей в абсолютной сумме, а также разработать и утвердить методические рекомендации по применению ЕТС и системы почасовой оплаты труда с учетом новых требований.

Минимальный размер оплаты труда применяется и в настоящее время, подробнее об этом - на сайте buxgalter.uz. Актом не предусмотрена индексация (повышение) действующих на текущих момент значений.


* * *



Опубликован Закон от 21.05.2019 г. N ЗРУ-539 "Об использовании возобновляемых источников энергии".


Документ закрепил основные направления государственной политики в данной области, компетенцию уполномоченных органов, права и обязанности производителей  энергии и установок возобновляемых источников, порядок государственного учета ресурсов, производимой энергии и установок, технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия.

Государство поддерживает развитие сферы, в частности, льготами и преференциями:

q производители энергии из возобновляемых источников освобождаются от уплаты налога на имущество за установки возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на 10 лет с момента ввода их в эксплуатацию;

q производители установок возобновляемых источников энергии освобождаются от уплаты всех видов налогов сроком на 5 лет с даты их государственной регистрации;

q налогом на имущество физических лиц не облагается имущество, находящееся в собственности лиц, использующих возобновляемые источники энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов (подтверждается справкой энергоснабжающей организации), сроком на 3 года начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии;

q от земельного налога освобождаются лица, использующие возобновляемые источники энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов (подтверждается справкой энергоснабжающей организации), сроком на 3 года начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии. 

Юридическим и физическим лицам могут предоставляться льготы по налогам и таможенным пошлинам при импорте установок возобновляемых источников энергии, использование которых существенно повышает энергоэффективность.

Использование возобновляемых источников энергии при производстве электрической, тепловой энергии и биогаза характеризуется определенными особенностями. Например, во всех трех случаях получение разрешительных документов не требуется. Производители альтернативной электроэнергии могут подключаться к единой электроэнергетической системе на условиях блок-станций, а также на конкурсной основе. А при производстве тепловой энергии и биогаза из биомассы запрещено подключать установки к территориальным и магистральным сетям. Строительство локальных сетей и подключение к ним установок осуществляются за счет производителей, потребители подключаются к локальной сети на условиях договора.

Тарифы на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников, определяются на основе конкурсных торгов. При их формировании для конечных потребителей учитываются все расходы по закупке электроэнергии от всех источников производства, в том числе из возобновляемых источников.


* * *



Утверждено Положение о деятельности инвестиционных и управляющих компаний (Постановление Кабинета Министров от 17.05.2019 г. N 414).


Напомним, до 1 января 2022 года проводится эксперимент для изучения и оценки эффективности деятельности созданных инвестиционных и управляющих компаний (Указ Президента РУз от 24.11.2018 г. N УП-5583). Ранее уже говорилось, что означают термины "инвестиционная компания", "управляющая компания", "венчурный фонд" и др., каковы основные аспекты их функционирования (Указ Президента РУз от 24.11.2018 г. N УП-5583).


Положение добавляет конкретики в этом направлении.

Во-первых, определены критерии оценки эффективности инвесткомпаний:

q увеличение прибыли;

q обеспечение финансового равновесия организации в процессе ее функционирования и развития;

q обеспечение наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии;

q максимизация благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периодах.

Задачи инвестиционной компании: анализ и прогнозирование развития рынка; разработка стратегических направлений инвестирования; оценка проектов, текущее планирование и управление их реализацией; формирование инвестиционного портфеля; подготовка решений о выходе из проекта и реинвестировании капитала.

Во-вторых, статус управляющей компании подлежит обязательной фиксации данного наименования в учредительных документах.

Управляющие компании могут самостоятельно финансировать проект или привлекать для этого другие инвестиционные компании. Если в финансировании участвуют сразу несколько инвестиционных компаний, они самостоятельно на основе договора определяют, кто в этом процессе является управляющей компанией.

Управляющая компания открывает специальный счет, на который стороны в рамках инвестиционного договора переводят свои вклады, и аккумулирует на нем вклады квалификационных инвесторов и инвестиционных компаний.

В-третьих, основные виды деятельности венчурных фондов:

q аккумулирование денежных средств юридических и физических лиц (в т.ч. иностранных) для получения прибыли от их последующего инвестирования в инновационную деятельность;

q финансирование разработки и внедрения инноваций путем долевого участия в уставном фонде вновь образуемых и существующих организаций, реализующих инновационные проекты, а также путем предоставления этим организациям инвестиционных займов без залогового обеспечения;

q размещение свободных денежных средств на внутреннем рынке высоколиквидных финансовых инструментов;

q участие в управлении организациями, акционером (участником) которых является фонд.     

Венчурные фонды, которые финансируют инновационные проекты определенного сектора экономики, являются специализированными, различных секторов - универсальными. В наименовании фонда должны быть слова "венчурный фонд". Также есть ряд сведений, который в обязательном порядке отражается в уставе фонда: ограничения инвестиционной деятельности; порядок привлечения средств, принятия решений об инвестировании проектов и выходе из проинвестированных предприятий; порядок выплаты дивидендов и т.д.


* * *



Педагогов дошкольного образования станет больше. Для их подготовки перепрофилируют 97 профессиональных колледжей по всей республике, что предусмотрено Постановлением Кабинета Министров от 18.05.2019 г. N 418.


В каждой из областей некоторые профколледжи, готовящие кадры педагогического направления, преобразуются в педагогические колледжи Министерства дошкольного образования (далее - МДО). Перечень реорганизуемых образовательных учреждений представлен в Приложении к акту и охватывает все регионы, включая Республику Каракалпакстан и г. Ташкент (столичный педагогический колледж).

В течение месяца здания и сооружения колледжей с соответствующей территорией на безвозмездной основе передадут МДО на праве оперативного управления. При этом их пустующие здания будут бесплатно использовать для размещения госучреждений системы МДО, в частности, детских садов и их подготовительных групп.

Руководить деятельностью преобразованных колледжей и заниматься их организационно-кадровой базой будет МДО. А совершенствованием учебно-методического процесса и оказанием практической помощи, в т.ч. в сфере информационных ресурсов, займется Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений при МДО.  

В новые педколледжи смогут поступать выпускники 11 классов общеобразовательных и специализированных школ, выпускники специализированных школ-интернатов культуры и искусства, олимпийского резерва, а также выпускники академических лицеев. Квоты приема установит МДО. Ученики, уже принятые в преобразуемые колледжи, закончат обучение на основании действующих учебных программ.

До 1 сентября 2019 года разработают и утвердят направления подготовки, перечень выпускаемых специальностей, учебные планы и программы с учетом передового опыта развитых стран. Перепрофилируемые учебные заведения дополнительно к своей основной деятельности смогут оказывать и другие образовательные услуги на платной основе. 


* * *



Разработаны и прошли госрегистрацию новые формы анкет для оформления биометрического загранпаспорта для взрослых и несовершеннолетних лиц, не достигших 16-летнего возраста (рег. МЮ N 3161 от 22.05.2019 г.).


Прежняя заявка-анкета состояла из 4 листов, содержала 16 пунктов, большую часть указываемой в ней информации можно получить путем межведомственного обмена через базы данных соответствующих ведомств.

Новая форма анкеты состоит из 11 пунктов (9 пунктов для лиц, не достигших 16-летнего возраста) на 1 листе.

В форме теперь нет пунктов, которые были в предыдущей, а именно:

q сведений о близких родственниках заявителя, в том числе его родителях, детях, бывших супругах, если у них есть дети от совместного брака;

q сведений о наличии у заявителя неисполненных обязательств, установленных судом, о возбужденном гражданском иске в суде;

q сведений о цели выезда за границу заявителя и в какое государство, о возбуждении в отношении него уголовного дела;

q требования о подписании и удостоверении печатью формы заявления-анкеты предприятием, учреждением, организацией или органами самоуправления граждан;

q информации о том, когда и в каких зарубежных странах заявитель находился в течение последних 2 лет;

q сведений о привлечении заявителя к административной или уголовной ответственности правоохранительными службами иностранного государства за несоблюдение его законов;

q выписки из трудовой книжки заявителя о трудовой деятельности за последние 5 лет.

Ответственный сотрудник отдела миграции и оформления гражданства (пункта сбора данных) органов внутренних дел формирует данную анкету и предоставляет подателю для подписания.


Важно. Ответственным сотрудникам пункта сбора данных запрещается требовать документы, подтверждающие сведения, указанные в анкете.


* * *



В ювелирной отрасли - новые правила и льготы. Они содержатся в Указе Президента от 18.05.2019 г. N УП-5721 "О мерах по ускоренному развитию ювелирной отрасли в Республике Узбекистан".


Вводится новый порядок, по которому с 1 июля 2019 года:

q отечественные производители, имеющие лицензию на производство ювелирных изделий, смогут самостоятельно осуществлять опробование и проставлять на производимые ими ювелирные изделия оттиски знака пробы установленного образца без обязательного государственного опробования с условием проставления на изделие зарегистрированного персонального клейма производителя. Субъекты предпринимательства, допустившие нарушение порядка клеймения и опробования и реализующие ювелирные изделия, не соответствующие заявленной пробе, будут включаться в реестр недобросовестных субъектов предпринимательства ювелирной отрасли. В отношении них будут применяться меры воздействия, в том числе по прекращению действия лицензии или иного документа разрешительного характера;

q индивидуальные предприниматели, у которых есть лицензия на производство ювелирных изделий, вправе сами реализовывать продукцию собственного производства, а также скупать у населения лом драгоценных металлов, драгоценные камни и изделия из них в производственных целях;

q юрлица без госдоли в уставном фонде или с долей государства менее 50%, а также индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют порядок расходования, учета и хранения на производстве драгоценных металлов и драгоценных камней. Для остальных субъектов сохранит свою обязательную силу Инструкция о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях (рег. МЮ N 160 от 20.07.1995 г.);

q физические лица могут вывозить за пределы страны готовые ювелирные изделия, стоимостью свыше 5 000 долл. США, заполнив таможенную декларацию;

q розничная торговля ювелирными изделиями не является объектом сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров, но вводится сбор за реализуемые в розничной торговле ювелирные изделия из золота - 1 000 сумов за 1 грамм. Размер сбора подлежит ежегодной индексации при формировании параметров Государственного бюджета на очередной год;

q субъектами предпринимательства в рамках старательской деятельности может осуществляться добыча драгоценных и полудрагоценных камней для обеспечения производителей ювелирных изделий;

q при участии индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на производство ювелирных изделий, в Ассоциации "Узбекзаргарсаноати" посредством объединения на добровольной основе в единую организацию на них распространяются предусмотренные законодательством права и обязанности, а также льготы и преференции членов Ассоциации.

С 1 июня 2019 года производителям ювелирной продукции начнут компенсировать часть процентных расходов по кредитам, выданным на закуп драгметаллов, за счет Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности, в части, превышающей ставку рефинансирования ЦБ, но не более 5 процентных пунктов. На это в 2019-2020 гг. из Госбюджета выделят до 40 млрд сумов. Также расширят практику выдачи револьверных (возобновляемых) краткосрочных кредитов для закупа драгметаллов производителями ювелирных изделий.

До 1 июля 2022 года освобождены:

q от налога на добавленную стоимость и акцизного налога - оборот по производству и реализации драгоценных металлов и отечественных ювелирных изделий;

q от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) - ввозимые в Узбекистан драгоценные и полудрагоценные камни по перечням, формируемым в установленном порядке.

Банки и производители ювелирных изделий получили право приобретать у Навоийского и Алмалыкского ГМК драгметаллы в виде мерных пластин, а также гранулы весом от 5 гр. и выше, исходя из цены утреннего фиксинга Лондонской биржи драгоценных металлов. Также они смогут продавать приобретенные драгметаллы другим производителям ювелирных изделий.

Субъектам предпринимательства дали право заниматься аффинажной деятельностью на основе лицензии (порядок лицензирования утвердят в месячный срок), в том числе:

q участвовать в биржевых торгах для покупки и продажи драгоценных металлов;

q покупать у населения драгоценные металлы, в том числе добытые путем старательской добычи, ювелирные изделия, лом и отходы от их производства;

q открывать пункты покупки и реализации драгоценных металлов, в том числе в регионах страны.

Документ содержит и другие меры по развитию отечественной ювелирной отрасли: создание современных ювелирных торгово-производственных центров, Фонда развития ювелирной отрасли, подготовка кадров, проведение ежегодных международных выставок-продаж "Uzbek Jewellery Fair", совершенствование законодательной базы и т.д.


* * *



Приняты меры по совершенствованию инфраструктуры цифровой экономики и системы "Электронное правительство" (Постановление Президента РУз от 18.05.2019 г. N ПП-4321).


Госдолю в уставном капитале ООО "Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM" увеличат в размере не менее 51% и в последующем передадут ее в уставный капитал ООО "Universal Mobile Systems" (оператор сотовой связи UMS, далее - оператор) в счет его увеличения.

Оператору дали право при проведении закупок в сфере ИКТ согласовывать техзадания только в Центре управления проектами электронного правительства и цифровой экономики при НАПУ. Земельные участки для строительства (размещения) объектов телекоммуникаций будут выделяться ему без проведения аукциона. Помимо этого, до 1 января 2022 года оператор:

q освобождается от таможенных платежей (кроме НДС и таможенных сборов) за товары, не производимые в стране, ввозимые для реализации возложенных на него задач;

q вправе выполнять строительно-монтажные работы по строительству (установке) базовых станций подвижной сотовой связи с параллельным проектированием по согласованию с НАПУ, а также оказывать услуги подвижной сотовой связи с параллельным оформлением актов приемки оборудования в эксплуатацию и получением разрешений на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

q вправе заключать контракты, в том числе импортные, на закупку товаров (работ, услуг), независимо от суммы, путем отбора наилучших предложений.

Реализация проектов в рамках системы "Электронное правительство" и цифровой экономики обеспечивается НАПУ, Мининфокомом, Госинспекцией по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций, министерствами, ведомствами и иными организациями.

Решения по созданию и внедрению межведомственных и ведомственных информационных систем, баз данных, программных продуктов в рамках развития системы "Электронное правительство" и цифровой экономики принимаются с учетом обязательного определения заказчика, указания источников финансирования. При этом госорганам запрещается организация и строительство собственных центров обработки данных в рамках развития системы "Электронное правительство" кроме случаев, установленных решениями Президента.

НАПУ вправе проводить мероприятия, связанные с привлечением иностранных инвестиций, в том числе вести переговоры с представителями иностранных компаний по вопросам инвестиций и сотрудничества.


* * *



Опубликован Закон от 20.05.2019 г. N ЗРУ-538 "О пастбищах".


Пастбища - земли с естественным растительным покровом, являющимся кормом для скота. Они подразделяются на пустынные, полупустынные, предгорные, горные (сезонные, используются только в определенное время года) и равнинные, обеспеченные и не обеспеченные водой.

Юридические и физические лица могут использовать пастбища, получая земельные участки в постоянное владение, аренду или во временное пользование по решению органов государственной власти на местах. На землях лесного фонда пастбища используются по разрешению органов государственного лесного хозяйства.

Для рационального использования и охраны пастбищ организуется пастбищеоборот - периодическое и последовательное использование участков, на которые делятся пастбища с учетом предельно допустимой нормы нагрузки на участок. Нормы и сроки пользования пастбищами определяются на основе материалов инвентаризации и геоботанического обследования. Выпас скота и сенокошение осуществляются при соблюдении норм и сроков пользования, утверждаемых в зависимости от их вида, а также разновидности и количества поголовья скота, выпасаемого на определенном участке пастбища.

За использование пастбищами взимается плата в виде земельного налога или арендной платы.

Для воспроизводства и восстановления деградированных пастбищ, охраны редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Красную книгу, специально уполномоченные госорганы (Госкомземгеодезкадастр, Госкомэкологии, Госкомлес) могут устанавливать ограничения и запреты на их использование. Право пользования пастбищами прекращается в следующих случаях:

q ликвидация юридического либо смерть физического лица;

q истечение срока, на который они были предоставлены;

q использование не по целевому назначению или нерациональное использование;

q изъятие пастбищных земель для государственных и общественных нужд;

q добровольный отказ от пользования.

Документом также определена компетенция органов государственной власти и управления в рамках регулирования области использования и охраны пастбищ, а также конкретные меры по охране, воспроизводству и восстановлению пастбищ, порядок их инвентаризации, геоботанического обследования и мониторинга.


* * *



Соответствующие дополнения внесены в Постановление Президента от 29.12.2017 г. N ПП-3451 "О мерах по упрощению порядка вывоза товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий за рубежом" (Указ Президента РУз от 18.05.2019 г. N УП-5721).


Субъектам предпринимательства разрешили вывозить для экспонирования на зарубежных выставках и ярмарках ювелирные изделия на сумму в эквиваленте до 50 000 долларов США, не заключая экспортный контракт и не оформляя ГТД, на основе товаросопроводительных документов.

По остальным товарам, напомним, предельная сумма в 10 раз меньше и составляет в экв. до 5 000 долл. США.

При этом субъекты предпринимательства несут ответственность за обратный ввоз нереализованных на выставках и ярмарках за рубежом товаров, а также за полное поступление средств, полученных от их реализации.


Напомним также, что с 1 июля 2019 года физлица могут вывозить за пределы страны готовые ювелирные изделия стоимостью свыше 5 000 долларов США, заполнив пассажирскую таможенную декларацию.



Лицензии ювелирам будет выдавать Пробирная палата


Функции по лицензированию производства ювелирных и других изделий из драгоценных металлов перешли от Агентства по драгоценным металлам при ЦБ к Государственной пробирной палате (Указ Президента РУз от 18.05.2019 г. N УП-5721).


Напомним, до 1 октября 2017 года деятельность по производству ювелирных изделий осуществлялась на основании регистрационного удостоверения, которое выдавалось Государственной пробирной палатой. Но с указанной даты, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для этого требуется лицензия, регистрационное удостоверение отменено.


Изначально лицензирующим органом в этой сфере определили Агентство по драгоценным металлам при Центральном банке (Постановление Президента РУз от 10.08.2017 г. N ПП-3199; Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 30.09.2017 г. N 777). Теперь же выдавать лицензии будет Государственная пробирная палата. Таким образом, функции по выдаче документов разрешительного характера в данной сфере вернулись к этому органу.

Кроме того, изменился статус и подведомственность самой Пробирной палаты. Ранее в качестве учреждения Центробанка она находилась в ведении Агентства по драгоценным металлам, а сейчас переходит в подведомственность Министерства финансов.


* * *



Принято три Постановления Кабинета Министров (NN 412, 413, 415 от 17.05.2019 г.) о строительных работах в этом регионе.


Инвестиционный проект на сумму 340 млн долларов США по производству цемента будет реализовываться в Каттакурганском районе. В результате будет создано 600 рабочих мест. В рамках проекта СП "Hengyuan cement" до 1 января 2021 года предоставляется ряд налоговых льгот.

Запланировано строительство Булунгурского водохранилища, который запустят в эксплуатацию до 1 июля 2021 года. По проекту утверждены основные техническо-экономические показатели. Его общая сумма - более чем 46 млн долларов США. По итогам строительства будет создано 51 рабочее место.

Также утвержден адресный список автомобильных дорог (протяженностью 103 км), тоннелей и мостов, которые будут построены, отремонтированы и реконструированы в 2019-2020 гг. На это выделяется более 2,7 трлн сумов.


* * *



Утверждено Положение о порядке выдачи хокимиятами районов (городов) гарантий и возмещения просроченной задолженности по банковским кредитам, привлекаемым товариществами частных собственников жилья (Постановление Кабинета Министров от 13.05.2019 г. N 396).



В чем суть?


Районный (городской) хокимият, выдавая гарантию, обязуется погасить банку просроченный долг по кредиту ТЧСЖ, если оно не выполнит своих обязательств по кредитному договору самостоятельно в установленные сроки.

В этом случае банк направит в хокимият письмо, приложив к нему копии гарантии и кредитного договора, а также справку о наличии просроченной задолженности у ТЧСЖ. На рассмотрение документов и принятие решения у хокимията есть 5 дней. На погашение задолженности направляются внебюджетные средства, они перечисляются на счет 29801 (расчеты с клиентами), открываемый в банке отдельно для каждого товарищества. 

Выплаченные в рамках гарантии деньги затем возмещаются со стороны ТЧСЖ за счет его имущества или дебиторской задолженности.



Как получить гарантию?


Гарантия выдается, если ТЧСЖ внесет обоснованные материалы (расчеты) по предлагаемым к реализации проектам (мероприятиям) и по ним есть положительные заключения отдела жилищно-коммунального обслуживания и финансового отдела.

Представленный хокимияту пакет документов направляется в вышеуказанные отделы. Если по документам есть замечания и предложения, они возвращаются хокимияту. При этом указываются конкретные причины отказа и сроки, достаточные для того, чтобы ТЧСЖ, устранив указанные причины, могло представить документы для повторного рассмотрения.

Если же замечаний нет, хокимияту выдается заключение с рекомендацией о целесообразности реализации проектов (мероприятий). Хокимият принимает решение о выдаче гарантии и заключает договор с ТЧСЖ, в котором в том числе фиксируются условия возмещения. Вся процедура (без повторного рассмотрения) занимает порядка 12 рабочих дней.

Гарантия оформляется на фирменном бланке хокимията, подписывается хокимом, а в его отсутствие - уполномоченным должностным лицом, исполняющим обязанности хокима. Гарантия вступает в силу со дня ее подписания. Оплата (вознаграждение) за выдачу гарантии не взимается.



Кому не дадут гарантию?


Гарантию не смогут получить ТЧСЖ, у которых:

q имеется просроченная задолженность по ранее привлеченным банковским кредитам и платежам в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы;

q отрицательные финансовые результаты деятельности.


* * *



Кредит в пределах 3 000 МРЗП, срок - не менее 15 лет, с 5-летним льготным периодом (выплачиваются только проценты) и ставкой 7% (Постановление Кабинета Министров от 15.05.2019 г. N 402).


Условия - у работника должно быть не менее 5 лет стажа в антимонопольных органах и органах управления госимуществом, после получения кредита он должен как минимум 5 лет проработать в центральном аппарате или территориальных управлениях Антимонопольного комитета (исключение - переход в Правительство, Администрацию Президента или на руководящие должности министерств и ведомств).

Ипотеку можно оформить на приобретение квартиры в новостройке или типового индивидуального дома. Сумма кредита при этом не может превышать 85% стоимости жилья, т.е. заемщик должен располагать суммой хотя бы в 15%. Эти средства должны быть на сберегательном вкладном счете в национальной валюте, открытом на его имя.

Госпошлина за нотариальное удостоверение и плата за регистрацию договора об ипотеке, расходы по страхованию заложенного имущества, услуги оценочной организации оплачиваются работником самостоятельно.

Средства на выдачу кредитов банкам с госдолей не менее 50% выделяются из внебюджетного Фонда содействия развитию конкуренции под 3% годовых. Банки должны погашать основную сумму полученных ресурсов независимо от возврата кредитов заемщиками-работниками.


* * *



Утверждено Постановление Кабинета Министров от 16.05.2019 г. N 410 в целях контроля движения ввозимого товара и предотвращения правонарушений, связанных с налоговыми и таможенными выплатами.


Акт обязателен для хозяйствующих субъектов, импортирующих товары на территорию республики.

Мониторинг осуществляется по многоступенчатой системе с участием органов таможенной и налоговой служб, а также Агентства "Узстандарт".

В течение 3 дней после таможенного оформления импортируемого товара таможенные органы направляют посредством межведомственного информационного взаимодействия:

q в Государственный налоговый комитет (ГНК) сведения об экспортно-импортных операциях налогоплательщика и движении товара;

q в "Узстандарт" информацию об импортных операциях, оформляемых в упрощенном порядке согласно Постановлению Президента от 12.12.2018 г. N ПП-4059. Речь идет о ввозимых для собственных производственных нужд специализированной и сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, комплектующих изделий и запасных частей к ним, не производимых в республике, средств измерения, а также непродовольственного сырья, материалов и изделий, используемых в производстве продукции, подлежащей обязательной сертификации.

На основании полученных сведений налоговые органы заводят на каждого импортера  карточку контроля в своей базе данных. А их деятельность автоматически анализируется и оценивается посредством специальной программы по степени риска совершения налоговых правонарушений: высокого, среднего и низкого. Импортеры с низким уровнем риска снимаются с контроля. А в отношении импортеров с высоким и средним уровнем проводится камеральный контроль. Если по его итогам в налоговой отчетности выявятся противоречия, налогоплательщику направляется требование об устранении выявленных недостатков и внесении исправлений согласно статье 70 НК. Это занимает 1 рабочий день.

Для подтверждения достоверности предоставленной налогоплательщиком информации и правомерности применения налоговых и таможенных льгот проводится тематическое экспресс-изучение на месте (до 7 календарных дней).

В течение 3 рабочих дней после проведения вышеуказанных контрольных мероприятий налоговые органы направляют материалы:

q в правоохранительные органы - при обнаружении в деятельности налогоплательщика признаков преступления;

q в органы таможенной службы - при выявлении налоговых правонарушений;

q в "Узстандарт" - если нарушено законодательство о метрологии и сертификации. При этом если импортер не представил сертификат соответствия на средство измерения, ввезенное для собственных производственных нужд, агентство контролирует его получение;

q в другие министерства и ведомства - о других правонарушениях.



























































Время: 0.0666
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск