ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Метрология / Метрология /Концепция развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период 2019-2023 годы (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 28.05.2019 г. N 440)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 28.05.2019 г. N 440
КОНЦЕПЦИЯ
развития и совершенствования Национальной
системы обеспечения единства измерений
на период 2019-2023 годы
На современном этапе развития качество, безопасность и конкурентоспособность продукции становятся важнейшим фактором динамичного и устойчивого развития отраслей экономики, повышения рентабельности и эффективности производства.
Достижение указанных целей невозможно без обеспечения точности, объективности, достоверности и сопоставимости результатов измерений, применяемых в различных отраслях экономики и государственного управления.
В рамках реализации проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств предприятиями республики проводится работа по внедрению в технологический процесс современного оборудования, в том числе измерительных приборов, которые контролируют качественные и количественные показатели выпускаемой продукции.
С учетом тенденции роста в республике количества и новых видов измерительной техники совершенствование метрологической деятельности и ее инфраструктуры должны постоянно соответствовать экономическим преобразованиям в Узбекистане и поддерживать оптимальные условия развития отечественного производства, в особенности предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства.
В Республике Узбекистан последовательно осуществляется реализация целенаправленных комплексных мер в области обеспечения единства измерений, создана необходимая метрологическая инфраструктура. В соответствии с законодательством функционирует государственная метрологическая служба, возглавляемая национальным органом по метрологии - Узбекским агентством по техническому регулированию, которое осуществляет реализацию единой государственной политики и координацию деятельности по обеспечению единства измерений.
Вместе с тем, сохраняются отдельные проблемные вопросы и негативные явления, препятствующие эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения единства измерений, в частности:
не полностью решены вопросы гармонизации национального законодательства в области обеспечения единства измерений с международными требованиями;
имеется необходимость дополнительного совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения легитимности процедур оценки характеристик средств измерений, а также подтверждения их пригодности в государственно-регулируемой сфере как при их вводе в обращение, так и в процессе эксплуатации;
существующая эталонная база республики не позволяет в полной мере охватить метрологическим контролем высокоточные приборы по отдельным видам измерений, что вызывает необходимость их вывоза в зарубежные метрологические институты;
наблюдается нехватка квалифицированных специалистов-метрологов, способных качественно решать задачи при функционировании государственной системы обеспечения единства измерений;
важной проблемой является отсутствие единой системы мониторинга и анализа структуры и объема парка применяемых средств измерений, что в свою очередь не позволяет выработать механизм и методологию исследования и прогнозирования потребностей государства и общества в измерениях.
В современном обществе национальные и международные потребности во многих областях деятельности сближаются и потому национальная политика в области метрологии и метрологической деятельности и экономика страны должны развиваться так, чтобы обеспечивать оптимальные условия для привлечения иностранных инвестиций и не создавать барьеров в торговле.
Для этих целей каждая страна должна располагать функционирующей национальной системой обеспечения единства измерений, которая представляет собой совокупность правил выполнения работ по обеспечению единства измерений, а также объектов, органов государственного управления и юридических лиц, осуществляющих в пределах своей компетенции работы в области обеспечения единства измерений.
В этой связи защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Узбекистана от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений в настоящее время определяет необходимость с одной стороны определения дальнейших направлений развития национальной системы обеспечения единства измерений, а с другой - совершенствование метрологической инфраструктуры в стране и принципов ее функционирования.
Все вышеперечисленное обусловило необходимость разработки Концепции развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период 2019-2023 годы (далее - Концепция) в соответствии с директивами и рекомендациями Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), с учетом опыта зарубежных стран в создании национальных систем обеспечения единства измерений.
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
1. Целями Концепции являются:
обеспечение широкой производственной кооперации, оценки соответствия параметров высокотехнологичной продукции путем повышения точности, объективности, достоверности и сопоставимости результатов измерений, применяемых в различных отраслях экономики;
поддержание и развитие научной, технической, нормативной и организационной основ метрологической деятельности, достижение международного признания результатов измерений и испытаний, проведенных в республике;
полноценное удовлетворение потребности граждан, общества и государства в получении результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечения качества, безопасности и конкурентоспособности национальных товаров и услуг;
усиление потенциала органов государственной метрологической службы, повышение их роли и ответственности для реализации задач Концепции и улучшения качества оказания метрологических услуг.
2. Основными задачами Концепции являются:
обеспечение комплексного правового регулирования Национальной системы обеспечения единства измерений с учетом директив и рекомендаций МОЗМ и иных международных требований;
совершенствование структуры Национальной системы обеспечения единства измерений с четким разграничением функциональных задач и сфер ответственности субъектов метрологической деятельности;
развитие эталонной базы Республики Узбекистан, повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений развития отраслей экономики за счет модернизации лабораторий органов государственной метрологической службы, особенно в регионах республики;
повышение качества и создание условий для роста конкурентоспособности отечественной продукции посредством развития и совершенствования системы калибровки средств измерений;
развитие механизмов эффективного взаимодействия и расширения сотрудничества с международными и региональными организациями по метрологии, содействие интеграции Республики Узбекистан в мировую экономику и международные системы обеспечения единства измерений в качестве равноправного партнера;
формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие научной деятельности в области обеспечения единства измерений;
расширение применения информационных технологий в области метрологии и повышение уровня информатизации и автоматизации функционирования системы обеспечения единства измерений, включая выполняемые работы и услуги.
ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
§ 1. Совершенствование законодательства
3. Совершенствование нормативной базы системы обеспечения единства измерений в соответствии с приоритетами развития национальной экономики, обеспечение их гармонизации с международными требованиями.
4. Инвентаризация нормативно-правовых актов по метрологии и при необходимости их пересмотр с учетом современных тенденций развития метрологической деятельности.
5. Совершенствование правовых механизмов принятия и применения в республике международных, межгосударственных, региональных стандартов и стандартов зарубежных стран, регламентирующих вопросы обеспечения единства измерений.
6. Правовое регулирование вопросов установления общеобязательных требований к проведению метрологических работ и услуг в части установления единого порядка проведения услуг, общих и специальных требований к разрабатываемым документам, порядка оплаты работ, сроков их выполнения, ответственных исполнителей, а также оформления результатов метрологического контроля и единообразного применения терминологии в системе обеспечения единства измерений Республики Узбекистан.
7. Формирование правовых основ проведения в республике метрологического контроля и надзора товаров, расфасованных в упаковки, на основе изучения и сравнительной оценки опыта зарубежных стран.
8. Регулирование правовых вопросов осуществления метрологического контроля средств измерений на технической базе юридических лиц, не входящих в государственную метрологическую службу.
§ 2. Совершенствование структуры государственной
метрологической службы Республики Узбекистан
9. Совершенствование структуры государственной метрологической службы Республики Узбекистан путем внедрения современных форм управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий, а также разграничение их функциональных задач в области метрологии.
10. Внедрение современных систем менеджмента и управления качеством метрологических услуг на основе международных стандартов, а также механизмов оценки удовлетворенности качеством услуг по метрологии.
11. Создание в Национальной системе обеспечения единства измерений службы времени и частоты, осуществляющей работы по ведению шкалы времени Узбекистана, службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, а также службы неразрушающего контроля.
12. Совершенствование деятельности Национального института метрологии путем активизации работ по организации разработки научно-технических проектов, направленных на исследование методов и средств изготовления стандартных образцов, создания эталонов и средств измерений наивысшей точности для обеспечения метрологического контроля промышленности республики с учетом возможностей локального производства.
13. Разработка предложений в сфере формирования приоритетных задач, научно-технической политики и координации работ по метрологии, рассмотрению и принятию обоснованных решений по законодательным и прикладным вопросам метрологического обеспечения отраслей экономики Узбекистана.
14. Создание системы мониторинга и анализа структуры и объема парка применяемых средств измерений, с дальнейшей выработкой механизмов и методологии исследования и прогнозирования потребностей государства и общества в измерениях.
15. Оказание содействия представителям малого бизнеса и частного предпринимательства, в штате которых не предусмотрена должность метролога, путем организации аутсорсинга услуг по вопросам метрологического обеспечения производства, оказание консультаций по оснащению и модернизации технического парка.
§ 3. Совершенствование и модернизация технической базы
16. Проведение анализа существующей эталонной базы, изучение потребности по видам измерений и мониторинг перспектив развития промышленности республики в целях передачи единиц величин для обеспечения прослеживаемости до уровня международных эталонов.
17. Доведение количества и среднего возраста эталонов до соответствующего значения промышленно развитых стран, интенсивное технологическое обновление парка средств измерений наивысшей точности, а также наращивание количества стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.
18. Создание системы эталонов, обеспечивающей взаимное признание, в рамках Договоренности о взаимном признании национальных эталонов, сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами CIPM MRA.
19. Обеспечение качественной и своевременной реализации Программы по приобретению эталонов и средств измерений наивысшей точности на период 2019-2022 годы.
20. Формирование современного парка измерительного оборудования для расширения измерительных возможностей и обеспечения полноценного охвата метрологическим контролем потребности предприятий республики по всем направлениям, а также создание разветвленной сети измерительных лабораторий во всех регионах республики, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
21. Участие в формировании инвестиционной политики, обеспечение привлечения инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в сферу обеспечения единства измерения, а также осуществление координации деятельности по разработке и реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием метрологии.
22. Повышение уровня метрологического обслуживания важнейших направлений экономики (энергетика, транспорт, машиностроение, экология, медицина и др.), с обеспечением удовлетворенности их потребностей в измерениях.
§ 4. Совершенствование системы калибровки средств измерений
23. Создание национальной системы калибровки средств измерений Республики Узбекистан, способствующей регулированию вопросов метрологической прослеживаемости и обеспечению международного признания.
24. Внедрение международных стандартов, руководств и рекомендаций по проведению калибровок путем их прямого применения, а также совершенствование методик (методов) калибровки на основе наиболее передовых достижений в области измерительной техники, методов автоматизации и информатизации измерений с целью снижения затрат времени и средств.
25. Принятие соответствующих мер по поэтапному переходу от проведения поверочных работ к проведению калибровки в отдельно взятых направлениях для обеспечения более точных и качественных измерений, способствующих производству продукции с более высокой точностью.
26. Участие в международных сличениях эталонов и средств измерений наивысшей точности для увеличения количества измерительных и калибровочных возможностей Республики Узбекистан, представленных в базе данных Международного бюро мер и весов.
27. Создание механизма признания результатов сличений, калибровки эталонов единиц величин, выполняемых в рамках международных сличений или в метрологических организациях других стран.
28. Стимулирование развития калибровки средств измерений как важнейшего условия обеспечения качества и конкурентоспособности продукции при ее сертификации и системы менеджмента качества.
29. Изучение потребности рядовых пользователей и лабораторий в услугах по калибровки, необходимости оснащения современным оборудованием и внедрения современного подхода к организации и проведению калибровки.
30. Разработка и утверждение перечня средств измерений, рекомендованных к проведению калибровки.
31. Введение норм, способствующих развитию калибровки, в части калибровки эталонов единиц величин, определения порядка оформления результатов калибровки, возможности использования результатов калибровки при поверке средств измерений.
32. Поэтапное расширение на условиях государственно-частного партнерства сети метрологических служб, аккредитованных на право калибровки средств измерений, с обеспечением прослеживаемости проводимых измерений до государственных эталонов.
§ 5. Развитие международного и регионального сотрудничества
33. Интенсификация участия Республики Узбекистан в работе международных и региональных метрологических организаций в целях признания национальных измерительных эталонов и результатов измерений путем активизации деятельности в технических комитетах этих организаций, а также расширение взаимодействия с ведущими метрологическими организациями.
34. Совершенствование международного сотрудничества в области метрологии для трансфера инновационных технологий и идей в сферу отечественной промышленности, расширение взаимодействия с ведущими метрологическими лабораториями промышленно-развитых стран.
35. Увеличение тенденций роста активности Республики Узбекистан в МОЗМ, активизация деятельности в проектах Евро-азиатского сотрудничества государственных метрологических учреждений (КООМЕТ) по приоритетным областям.
36. Участие в реализации программ Научно-технической комиссии Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (НТКМетр) по разработке и пересмотру основополагающих нормативных документов, созданию и применению межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также других программ по стандартизации, метрологии и оценке соответствия.
37. Вступление Республики Узбекистан в Азиатско-Тихоокеанскую метрологическую программу (APMP), являющуюся региональной метрологической организацией, признанной в рамках Договоренности CIPM MRA.
§ 6. Формирование эффективной системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
специалистов-метрологов
38. Проведение мониторинга и определение потребности системы обеспечения единства измерений в специалистах-метрологах на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
39. Разработка комплексной системы, обеспечивающей в краткосрочной перспективе постоянное повышение квалификации молодых кадров, стимулирование роста их компетенций.
40. Организация периодической актуализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ для подготовки специалистов, деятельность которых предусматривает выполнение измерений или использование измерительной информации, с целью обеспечения их современными знаниями в области основ метрологии.
41. Подготовка кадров в области метрологии, а также хранения, изучения и развития возможностей эталонов путем обучения и повышения их квалификации в ведущих метрологических институтах промышленно развитых стран.
42. Установление градации специалистов в области метрологии, таких как ученый-хранитель государственных эталонов, хранитель-эталонов, специалист по калибровке и поверитель.
43. Формирование и подготовка контингента научных кадров высшей квалификации в области метрологии, а также создание технической и методической основ для проведения научной работы путем обеспечения постоянного взаимодействия органов государственной метрологической службы с научными учреждениями республики.
§ 7. Повышение уровня информатизации
и автоматизации функционирования системы
обеспечения единства измерений
44. Проведение анализа реальных потребностей промышленных предприятий и учреждений социальной сферы в информации, относящейся к области метрологической деятельности, с оценкой требований к составу информации, срокам доступа к ней.
45. Повышение эффективности автоматизации рабочих и управленческих процессов, внедрения и использования интегрированных информационных систем, межведомственных сетей передачи и обмена данных, интеграции государственных информационных ресурсов, в том числе предоставления электронных государственных услуг.
46. Расширение информационных и аналитических возможностей информационного фонда по обеспечению единства измерений по обработке и представлению содержащейся в нем информации.
47. Формирование единой информационной системы и баз данных в области обеспечения единства измерений, представляющих комплекс взаимосвязанных информационных ресурсов государственной метрологической службы, предназначенный для учета количества и состояния средств измерений в Республике Узбекистан, с дальнейшим информированием заинтересованных лиц.
48. Выработка механизма информатизации и удаленного доступа в целях оптимизации рабочего процесса, а также снижения затрат времени и средств на оказание услуг в области обеспечения единства измерений.
49. Использование информационно-коммуникационных технологий в качестве основополагающего механизма мониторинга показателей работы метрологических служб.
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
50. Реализация Концепции способствует:
повышению конкурентоспособности узбекской продукции и услуг на международном рынке, защите отечественных производителей и потребителей, с учетом проводимых работ по вступлению Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию (ВTO);
обеспечению прослеживаемости результатов измерений к единицам СИ, признанию результатов измерений и испытаний при поставках отечественной продукции за рубеж;
полноценному охвату метрологическим контролем высокоточных приборов, используемых в отраслях промышленности, и снижению зависимости отечественных предприятий от зарубежных метрологических институтов;
устранению технических барьеров в торговле, а также возможности проведения ежегодных сличений с межгосударственными, международными и национальными эталонами зарубежных стран;
покрытию потребности ведущих отраслей экономики, социальной сферы, науки и обороны страны в первую очередь по выполнению государственных функций по обеспечению единства измерений в законодательно регулируемых областях.
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
51. Степень достижения результатов и их эффективность будут оцениваться на основе постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией, целевые показатели которой представлены в приложении.
к Концепции
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
развития Национальной системы
обеспечения единства измерений
N |
Целевой показатель |
Ед. изм. |
Фактическое значение |
Целевые значения, в том числе по годам:
|
||||
2019 год
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||||
1. |
Количество государственных эталонов
|
ед. |
12 |
21 |
23 |
28 |
33 |
33 |
2. |
Количество записей о калибровочных и измерительных возможностях Республики Узбекистан, зарегистрированных в базе Международного бюро весов и мер
|
ед. |
- |
- |
3 |
7 |
13 |
18 |
3. |
Количество проводимых сличений на межгосударственном уровне
|
ед. |
6 |
8 |
11 |
15 |
19 |
22 |
4. |
Количество исходных образцовых средств измерений (рабочие эталоны)
|
ед. |
151 |
164 |
188 |
206 |
225 |
234 |
5. |
Количество проводимых сличений на национальном уровне - межлабораторные сличения
|
ед. |
17 |
19 |
22 |
24 |
27 |
32 |
6. |
Доля современной измерительной техники в общем количестве измерительной техники, применяемой в органах государственной метрологической службы
|
% |
9,7 |
11,8 |
14,1 |
16,1 |
18,1 |
18,8 |
7. |
Охват метрологическим контролем средств измерений, эксплуатируемых в промышленности республики
|
% |
87,6 |
89,1 |
92,3 |
94,5 |
95,2 |
96,1 |
8. |
Отношение объема калибровочных работ к поверочным работам
|
% |
0,01 |
3 |
8 |
15 |
23 |
30 |
9. |
Количество научно-исследовательских работ, выполняемых в целях развития Национальной системы обеспечения единства измерений
|
ед. |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
10. |
Разработка государственных стандартов в области обеспечения единства измерений
|
ед. |
164 |
178 |
183 |
191 |
202 |
207 |
11. |
Количество разработанных (новых освоенных) методов калибровки
|
ед. |
40 |
69 |
102 |
137 |
174 |
211 |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 29 мая 2019 г.