ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Метрология / Метрология /

Концепция развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период 2019-2023 годы (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 28.05.2019 г. N 440)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 28.05.2019 г. N 440



КОНЦЕПЦИЯ

развития и совершенствования Национальной

системы обеспечения единства измерений

на период 2019-2023 годы


На современном этапе развития качество, безопасность и конкурентоспособность продукции становятся важнейшим фактором динамичного и устойчивого развития отраслей экономики, повышения рентабельности и эффективности производства.

Достижение указанных целей невозможно без обеспечения точности, объективности, достоверности и сопоставимости результатов измерений, применяемых в различных отраслях экономики и государственного управления.

В рамках реализации проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств предприятиями республики проводится работа по внедрению в технологический процесс современного оборудования, в том числе измерительных приборов, которые контролируют качественные и количественные показатели выпускаемой продукции.

С учетом тенденции роста в республике количества и новых видов измерительной техники совершенствование метрологической деятельности и ее инфраструктуры должны постоянно соответствовать экономическим преобразованиям в Узбекистане и поддерживать оптимальные условия развития отечественного производства, в особенности предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства.

В Республике Узбекистан последовательно осуществляется реализация целенаправленных комплексных мер в области обеспечения единства измерений, создана необходимая метрологическая инфраструктура. В соответствии с законодательством функционирует государственная метрологическая служба, возглавляемая национальным органом по метрологии - Узбекским агентством по техническому регулированию, которое осуществляет реализацию единой государственной политики и координацию деятельности по обеспечению единства измерений.

Вместе с тем, сохраняются отдельные проблемные вопросы и негативные явления, препятствующие эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения единства измерений, в частности:

не полностью решены вопросы гармонизации национального законодательства в области обеспечения единства измерений с международными требованиями;

имеется необходимость дополнительного совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения легитимности процедур оценки характеристик средств измерений, а также подтверждения их пригодности в государственно-регулируемой сфере как при их вводе в обращение, так и в процессе эксплуатации;

существующая эталонная база республики не позволяет в полной мере охватить метрологическим контролем высокоточные приборы по отдельным видам измерений, что вызывает необходимость их вывоза в зарубежные метрологические институты;

наблюдается нехватка квалифицированных специалистов-метрологов, способных качественно решать задачи при функционировании государственной системы обеспечения единства измерений;

важной проблемой является отсутствие единой системы мониторинга и анализа структуры и объема парка применяемых средств измерений, что в свою очередь не позволяет выработать механизм и методологию исследования и прогнозирования потребностей государства и общества в измерениях.

В современном обществе национальные и международные потребности во многих областях деятельности сближаются и потому национальная политика в области метрологии и метрологической деятельности и экономика страны должны развиваться так, чтобы обеспечивать оптимальные условия для привлечения иностранных инвестиций и не создавать барьеров в торговле.

Для этих целей каждая страна должна располагать функционирующей национальной системой обеспечения единства измерений, которая представляет собой совокупность правил выполнения работ по обеспечению единства измерений, а также объектов, органов государственного управления и юридических лиц, осуществляющих в пределах своей компетенции работы в области обеспечения единства измерений.

В этой связи защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Узбекистана от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений в настоящее время определяет необходимость с одной стороны определения дальнейших направлений развития национальной системы обеспечения единства измерений, а с другой - совершенствование метрологической инфраструктуры в стране и принципов ее функционирования.

Все вышеперечисленное обусловило необходимость разработки Концепции развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период 2019-2023 годы (далее - Концепция) в соответствии с директивами и рекомендациями Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), с учетом опыта зарубежных стран в создании национальных систем обеспечения единства измерений.



ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


1. Целями Концепции являются:

обеспечение широкой производственной кооперации, оценки соответствия параметров высокотехнологичной продукции путем повышения точности, объективности, достоверности и сопоставимости результатов измерений, применяемых в различных отраслях экономики;

поддержание и развитие научной, технической, нормативной и организационной основ метрологической деятельности, достижение международного признания результатов измерений и испытаний, проведенных в республике;

полноценное удовлетворение потребности граждан, общества и государства в получении результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечения качества, безопасности и конкурентоспособности национальных товаров и услуг;

усиление потенциала органов государственной метрологической службы, повышение их роли и ответственности для реализации задач Концепции и улучшения качества оказания метрологических услуг.


2. Основными задачами Концепции являются:

обеспечение комплексного правового регулирования Национальной системы обеспечения единства измерений с учетом директив и рекомендаций МОЗМ и иных международных требований;

совершенствование структуры Национальной системы обеспечения единства измерений с четким разграничением функциональных задач и сфер ответственности субъектов метрологической деятельности;

развитие эталонной базы Республики Узбекистан, повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений развития отраслей экономики за счет модернизации лабораторий органов государственной метрологической службы, особенно в регионах республики;

повышение качества и создание условий для роста конкурентоспособности отечественной продукции посредством развития и совершенствования системы калибровки средств измерений;

развитие механизмов эффективного взаимодействия и расширения сотрудничества с международными и региональными организациями по метрологии, содействие интеграции Республики Узбекистан в мировую экономику и международные системы обеспечения единства измерений в качестве равноправного партнера;

формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие научной деятельности в области обеспечения единства измерений;

расширение применения информационных технологий в области метрологии и повышение уровня информатизации и автоматизации функционирования системы обеспечения единства измерений, включая выполняемые работы и услуги.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ


§ 1. Совершенствование законодательства


3. Совершенствование нормативной базы системы обеспечения единства измерений в соответствии с приоритетами развития национальной экономики, обеспечение их гармонизации с международными требованиями.


4. Инвентаризация нормативно-правовых актов по метрологии и при необходимости их пересмотр с учетом современных тенденций развития метрологической деятельности.


5. Совершенствование правовых механизмов принятия и применения в республике международных, межгосударственных, региональных стандартов и стандартов зарубежных стран, регламентирующих вопросы обеспечения единства измерений.


6. Правовое регулирование вопросов установления общеобязательных требований к проведению метрологических работ и услуг в части установления единого порядка проведения услуг, общих и специальных требований к разрабатываемым документам, порядка оплаты работ, сроков их выполнения, ответственных исполнителей, а также оформления результатов метрологического контроля и единообразного применения терминологии в системе обеспечения единства измерений Республики Узбекистан.


7. Формирование правовых основ проведения в республике метрологического контроля и надзора товаров, расфасованных в упаковки, на основе изучения и сравнительной оценки опыта зарубежных стран.


8. Регулирование правовых вопросов осуществления метрологического контроля средств измерений на технической базе юридических лиц, не входящих в государственную метрологическую службу.



§ 2. Совершенствование структуры государственной

метрологической службы Республики Узбекистан


9. Совершенствование структуры государственной метрологической службы Республики Узбекистан путем внедрения современных форм управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий, а также разграничение их функциональных задач в области метрологии.


10. Внедрение современных систем менеджмента и управления качеством метрологических услуг на основе международных стандартов, а также механизмов оценки удовлетворенности качеством услуг по метрологии.


11. Создание в Национальной системе обеспечения единства измерений службы времени и частоты, осуществляющей работы по ведению шкалы времени Узбекистана, службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, а также службы неразрушающего контроля.


12. Совершенствование деятельности Национального института метрологии путем активизации работ по организации разработки научно-технических проектов, направленных на исследование методов и средств изготовления стандартных образцов, создания эталонов и средств измерений наивысшей точности для обеспечения метрологического контроля промышленности республики с учетом возможностей локального производства.


13. Разработка предложений в сфере формирования приоритетных задач, научно-технической политики и координации работ по метрологии, рассмотрению и принятию обоснованных решений по законодательным и прикладным вопросам метрологического обеспечения отраслей экономики Узбекистана.


14. Создание системы мониторинга и анализа структуры и объема парка применяемых средств измерений, с дальнейшей выработкой механизмов и методологии исследования и прогнозирования потребностей государства и общества в измерениях.


15. Оказание содействия представителям малого бизнеса и частного предпринимательства, в штате которых не предусмотрена должность метролога, путем организации аутсорсинга услуг по вопросам метрологического обеспечения производства, оказание консультаций по оснащению и модернизации технического парка.



§ 3. Совершенствование и модернизация технической базы


16. Проведение анализа существующей эталонной базы, изучение потребности по видам измерений и мониторинг перспектив развития промышленности республики в целях передачи единиц величин для обеспечения прослеживаемости до уровня международных эталонов.


17. Доведение количества и среднего возраста эталонов до соответствующего значения промышленно развитых стран, интенсивное технологическое обновление парка средств измерений наивысшей точности, а также наращивание количества стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.


18. Создание системы эталонов, обеспечивающей взаимное признание, в рамках Договоренности о взаимном признании национальных эталонов, сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами CIPM MRA.


19. Обеспечение качественной и своевременной реализации Программы по приобретению эталонов и средств измерений наивысшей точности на период 2019-2022 годы.


20. Формирование современного парка измерительного оборудования для расширения измерительных возможностей и обеспечения полноценного охвата метрологическим контролем потребности предприятий республики по всем направлениям, а также создание разветвленной сети измерительных лабораторий во всех регионах республики, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.


21. Участие в формировании инвестиционной политики, обеспечение привлечения инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в сферу обеспечения единства измерения, а также осуществление координации деятельности по разработке и реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием метрологии.


22. Повышение уровня метрологического обслуживания важнейших направлений экономики (энергетика, транспорт, машиностроение, экология, медицина и др.), с обеспечением удовлетворенности их потребностей в измерениях.



§ 4. Совершенствование системы калибровки средств измерений


23. Создание национальной системы калибровки средств измерений Республики Узбекистан, способствующей регулированию вопросов метрологической прослеживаемости и обеспечению международного признания.


24. Внедрение международных стандартов, руководств и рекомендаций по проведению калибровок путем их прямого применения, а также совершенствование методик (методов) калибровки на основе наиболее передовых достижений в области измерительной техники, методов автоматизации и информатизации измерений с целью снижения затрат времени и средств.


25. Принятие соответствующих мер по поэтапному переходу от проведения поверочных работ к проведению калибровки в отдельно взятых направлениях для обеспечения более точных и качественных измерений, способствующих производству продукции с более высокой точностью.


26. Участие в международных сличениях эталонов и средств измерений наивысшей точности для увеличения количества измерительных и калибровочных возможностей Республики Узбекистан, представленных в базе данных Международного бюро мер и весов.


27. Создание механизма признания результатов сличений, калибровки эталонов единиц величин, выполняемых в рамках международных сличений или в метрологических организациях других стран.


28. Стимулирование развития калибровки средств измерений как важнейшего условия обеспечения качества и конкурентоспособности продукции при ее сертификации и системы менеджмента качества.


29. Изучение потребности рядовых пользователей и лабораторий в услугах по калибровки, необходимости оснащения современным оборудованием и внедрения современного подхода к организации и проведению калибровки.


30. Разработка и утверждение перечня средств измерений, рекомендованных к проведению калибровки.


31. Введение норм, способствующих развитию калибровки, в части калибровки эталонов единиц величин, определения порядка оформления результатов калибровки, возможности использования результатов калибровки при поверке средств измерений.


32. Поэтапное расширение на условиях государственно-частного партнерства сети метрологических служб, аккредитованных на право калибровки средств измерений, с обеспечением прослеживаемости проводимых измерений до государственных эталонов.



§ 5. Развитие международного и регионального сотрудничества


33. Интенсификация участия Республики Узбекистан в работе международных и региональных метрологических организаций в целях признания национальных измерительных эталонов и результатов измерений путем активизации деятельности в технических комитетах этих организаций, а также расширение взаимодействия с ведущими метрологическими организациями.


34. Совершенствование международного сотрудничества в области метрологии для трансфера инновационных технологий и идей в сферу отечественной промышленности, расширение взаимодействия с ведущими метрологическими лабораториями промышленно-развитых стран.


35. Увеличение тенденций роста активности Республики Узбекистан в МОЗМ, активизация деятельности в проектах Евро-азиатского сотрудничества государственных метрологических учреждений (КООМЕТ) по приоритетным областям.


36. Участие в реализации программ Научно-технической комиссии Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (НТКМетр) по разработке и пересмотру основополагающих нормативных документов, созданию и применению межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также других программ по стандартизации, метрологии и оценке соответствия.


37. Вступление Республики Узбекистан в Азиатско-Тихоокеанскую метрологическую программу (APMP), являющуюся региональной метрологической организацией, признанной в рамках Договоренности CIPM MRA.



§ 6. Формирование эффективной системы подготовки,

переподготовки и повышения квалификации

специалистов-метрологов


38. Проведение мониторинга и определение потребности системы обеспечения единства измерений в специалистах-метрологах на краткосрочную и долгосрочную перспективы.


39. Разработка комплексной системы, обеспечивающей в краткосрочной перспективе постоянное повышение квалификации молодых кадров, стимулирование роста их компетенций.


40. Организация периодической актуализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ для подготовки специалистов, деятельность которых предусматривает выполнение измерений или использование измерительной информации, с целью обеспечения их современными знаниями в области основ метрологии.


41. Подготовка кадров в области метрологии, а также хранения, изучения и развития возможностей эталонов путем обучения и повышения их квалификации в ведущих метрологических институтах промышленно развитых стран.


42. Установление градации специалистов в области метрологии, таких как ученый-хранитель государственных эталонов, хранитель-эталонов, специалист по калибровке и поверитель.


43. Формирование и подготовка контингента научных кадров высшей квалификации в области метрологии, а также создание технической и методической основ для проведения научной работы путем обеспечения постоянного взаимодействия органов государственной метрологической службы с научными учреждениями республики.



§ 7. Повышение уровня информатизации

и автоматизации функционирования системы

обеспечения единства измерений


44. Проведение анализа реальных потребностей промышленных предприятий и учреждений социальной сферы в информации, относящейся к области метрологической деятельности, с оценкой требований к составу информации, срокам доступа к ней.


45. Повышение эффективности автоматизации рабочих и управленческих процессов, внедрения и использования интегрированных информационных систем, межведомственных сетей передачи и обмена данных, интеграции государственных информационных ресурсов, в том числе предоставления электронных государственных услуг.


46. Расширение информационных и аналитических возможностей информационного фонда по обеспечению единства измерений по обработке и представлению содержащейся в нем информации.


47. Формирование единой информационной системы и баз данных в области обеспечения единства измерений, представляющих комплекс взаимосвязанных информационных ресурсов государственной метрологической службы, предназначенный для учета количества и состояния средств измерений в Республике Узбекистан, с дальнейшим информированием заинтересованных лиц.


48. Выработка механизма информатизации и удаленного доступа в целях оптимизации рабочего процесса, а также снижения затрат времени и средств на оказание услуг в области обеспечения единства измерений.


49. Использование информационно-коммуникационных технологий в качестве основополагающего механизма мониторинга показателей работы метрологических служб.



ГЛАВА 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


50. Реализация Концепции способствует:

повышению конкурентоспособности узбекской продукции и услуг на международном рынке, защите отечественных производителей и потребителей, с учетом проводимых работ по вступлению Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию (ВTO);

обеспечению прослеживаемости результатов измерений к единицам СИ, признанию результатов измерений и испытаний при поставках отечественной продукции за рубеж;

полноценному охвату метрологическим контролем высокоточных приборов, используемых в отраслях промышленности, и снижению зависимости отечественных предприятий от зарубежных метрологических институтов;

устранению технических барьеров в торговле, а также возможности проведения ежегодных сличений с межгосударственными, международными и национальными эталонами зарубежных стран;

покрытию потребности ведущих отраслей экономики, социальной сферы, науки и обороны страны в первую очередь по выполнению государственных функций по обеспечению единства измерений в законодательно регулируемых областях.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


51. Степень достижения результатов и их эффективность будут оцениваться на основе постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией, целевые показатели которой представлены в приложении.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

развития Национальной системы

обеспечения единства измерений

  

  

N

Целевой показатель

Ед.

изм.

Фактическое значение

  

Целевые значения, в том числе по годам:

  

  

2019 год

  

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

1.

Количество государственных эталонов

  

ед.

12

21

23

28

33

33

2.

Количество записей о калибровочных и измерительных возможностях Республики Узбекистан, зарегистрированных в базе Международного бюро весов и мер

  

ед.

-

-

3

7

13

18

3.

Количество проводимых сличений на межгосударственном уровне

  

ед.

6

8

11

15

19

22

4.

Количество исходных образцовых средств измерений (рабочие эталоны)

  

ед.

151

164

188

206

225

234

5.

Количество проводимых сличений на национальном уровне - межлабораторные сличения

  

ед.

17

19

22

24

27

32

6.

Доля современной измерительной техники в общем количестве измерительной техники, применяемой в органах государственной метрологической службы

  

%

9,7

11,8

14,1

16,1

18,1

18,8

7.

Охват метрологическим контролем средств измерений, эксплуатируемых в промышленности республики

  

%

87,6

89,1

92,3

94,5

95,2

96,1

8.

Отношение объема калибровочных работ к поверочным работам

  

%

0,01

3

8

15

23

30

9.

Количество научно-исследовательских работ, выполняемых в целях развития Национальной системы обеспечения единства измерений

  

ед.

1

2

3

5

6

7

10.

Разработка государственных стандартов в области обеспечения единства измерений

  

ед.

164

178

183

191

202

207

11.

Количество разработанных (новых освоенных) методов калибровки

  

ед.

40

69

102

137

174

211

  


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 29 мая 2019 г.
































Время: 0.0075
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск