ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Общие положения налогообложения / Общие вопросы /

Стратегия совершенствования налогового администрирования (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 10.07.2019 г. N ПП-4389)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 10.07.2019 г. N ПП-4389



СТРАТЕГИЯ

совершенствования налогового администрирования


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Налоговая система как неотъемлемая часть экономики является важнейшим механизмом достижения приоритетных направлений социального и экономического развития страны.

Принятая в 2018 году Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан дала возможность продолжения реализации задач по формированию благоприятной среды для снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования, развития предпринимательства и привлечения зарубежных инвестиций.

Вместе с тем имеются следующие недостатки и проблемы, препятствующие повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также эффективной реализации налоговых реформ:

во-первых, устаревшие принципы организации налогового администрирования не обеспечивают оказания комплексного обслуживания налогоплательщиков, добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

во-вторых, на высоком уровне остаются административные расходы (затраты времени и средств) при исполнении налоговых обязательств;

в-третьих, отсутствуют конкретные критерии и механизмы предоставления льгот в налоговой сфере;

в-четвертых, несовершенны механизмы общественного контроля, направленные на сокращение уровня "теневой экономики", а также стимулирующие процессы легализации предпринимательской деятельности;

в-пятых, отсутствуют единый стандарт и программные продукты, обеспечивающие обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами;

в-шестых, недостаточно налажено межведомственное информационное взаимодействие, снижающее качество налогового учета, препятствующее расширению налоговой базы и обеспечению стабильных налоговых поступлений;

в-седьмых, имеются системные недостатки в области подготовки высококвалифицированных кадров и оценке деятельности работников налоговых органов.

Указанные недостатки и проблемы препятствуют ускоренному развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового администрирования, собираемости на требуемом уровне налогов и обязательных платежей.

В связи с этим особое значение приобретает разработка Стратегии совершенствования налогового администрирования, предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления.



ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ


1. Основной целью Стратегии является создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности экономики, а также организация оказания в налоговых органах современных сервисно-ориентированных налоговых услуг с автоматизацией процессов налогообложения.


2. Основными задачами Стратегии являются:

обеспечение стабильности налоговых поступлений в Государственный бюджет;

улучшение качества оказываемых налоговых услуг путем повышения профессионального мастерства работников налоговых органов и внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование;

создание доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками для удовлетворения потребностей всех категорий налогоплательщиков на основе добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

сокращение расходов, связанных с исполнением налоговых обязательств, формирование транспарентной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей благоприятные условия для всех субъектов предпринимательства;

формирование системы налогового контроля на основе системы риск-анализа и дистанционной аналитической работы, предоставляющую возможность минимизации вмешательства в деятельность налогоплательщиков, "человеческого фактора" и негативных проявлений фактов коррупции в органах государственной налоговой службы.

Реализация поставленных задач позволит повысить деловую активность, снизить административные расходы по исполнению налоговых обязательств, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на позиции республики в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


3.1. Совершенствование налоговой политики и сокращение уровня теневого оборота в экономике

1. Унификация налогов и налоговых режимов, а также упрощение административных процедур.

2. Оптимизация (снижение и выравнивание) налоговой нагрузки.

3. Определение конкретных критериев и механизмов предоставления налоговых льгот на основе оценки уровня их эффективности.

4. Минимизация различий между налоговым и бухгалтерским учетом.

5. Усиление роли и повышение вклада органов государственной власти и государственного управления на местах в формировании доходной части бюджета.

6. Внедрение современных методов оценки рисков, сокращение масштабов теневого оборота и неконтролируемых доходов в области экономической деятельности с учетом опыта зарубежных стран.

7. Содействие выходу (легализации) из нелегального сектора лиц, осуществляющих свою деятельность вне сферы налогового законодательства.

8. Внедрение новых методов налогового администрирования в сфере трансфертного ценообразования.

9. Увеличение к 2021 году плательщиков налога на доходы физических лиц в 1,5 раза, плательщиков налога на добавленную стоимость - в 2 раза, плательщиков ресурсных налогов и налога на имущество - в 2 раза.


3.2. Развитие сервисно-ориентированного налогового обслуживания

1. Создание благоприятных условий налогоплательщикам для добровольного исполнения ими налоговых обязательств.

2. Цифровизация и унификация первичных учетных документов, упрощение форм налоговых отчетов.

3. Развитие экстерриториального принципа обслуживания налогоплательщиков.

4. Создание механизма независимой общественной оценки (обратной связи) качества налоговых услуг и деятельности налоговых органов.

5. Прозрачность деятельности налоговых органов и доступность информации в сфере налогообложения.

6. Развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров.

7. Упрощение процедур разрешения неплатежеспособности и ликвидации предприятий (аудит расходов, времени и правил).

8. Совершенствование института налоговых консультантов.

9. Централизация и стандартизация деятельности по оказанию консультативных услуг налогоплательщикам.


3.3. Внедрение системы оценки налоговых рисков и совершенствование налогового учета

1. Внедрение современной системы анализа и управления рисками в осуществлении контрольной деятельности.

2. Обеспечение прозрачности процедур налогового контроля, уменьшение причин коррупции.

3. Внедрение методов оценки налоговых возможностей регионов, прогнозирование доходов бюджета.

4. Обеспечение полноценного учета объектов налогообложения в сфере общественного питания и торговли, а также недвижимого имущества.

5. Доведение уровня добровольного исполнения налоговых обязательств до 90 процентов.


3.4. Дальнейшее совершенствование деятельности органов государственной налоговой службы

1. Улучшение организационной структуры налоговых органов, направленной на обслуживание и консультирование налогоплательщиков.

2. Внедрение наиболее оптимальной модели структуры органов государственной налоговой службы на основе сегментации налогоплательщиков.

3. Внедрение в органах налоговой службы современной системы бизнес-анализа (Business Intellegence), а также стратегического и процессуального управления.

4. Поощрение работников налоговых органов исходя из показателей эффективности и результативности (KPI) их деятельности.

5. Совершенствование системы подготовки и отбора кадров.

6. Укрепление мотивации работников налоговых органов.

7. Автоматизация процессов налогового администрирования.


3.5. Развитие механизмов противодействия коррупции в органах государственной налоговой службы

1. Усиление антикоррупционных компонентов в кадровой политике.

2. Внедрение системы контроля и предупреждения коррупционных рисков в налоговой сфере.

3. Пересмотр (проведение ревизии) нормативно-правовой базы на основе требований антикоррупционного законодательства.

4. Расширение прозрачности (публичности) и подотчетности налоговых органов, формирование общественной нетерпимости к проявлениям коррупции.



ГЛАВА 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1. Обеспечение темпов прироста прямых иностранных инвестиций.


2. Улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах, а также показателей индекса деловой активности.


3. Изменение доли налогов по отношению к валовому внутреннему продукту, доходу, добавленной стоимости в разрезе отраслей и сфер экономики.


4. Обеспечение сокращения разницы в объеме налоговых льгот между отечественными и иностранными инвесторами.


5. Повышение уровня доступности информации и удовлетворенности налогоплательщиков оказываемыми сервисными услугами.


6. Расширение охвата урегулирования налоговых споров в досудебном порядке.


7. Сокращение правонарушений в налоговой сфере.


8. Минимизация расхождений в заявленных и фактических показателях налогоплательщиков.


9. Сокращение количества налоговых проверок.


10. Снижение размера доначисленных налогов по результатам контрольных мероприятий.


11. Повышение уровня собираемости налогов.


12. Сокращение документооборота в налоговых органах, повышение уровня исполнительской дисциплины, устранение текучести кадров, улучшение уровня укомплектованности кадрами.


13. Устранение случаев совершения правонарушений работниками налоговых органов.


14. Повышение уровня стандартизации и упорядочения налоговых услуг.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 июля 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

15 июля 2019 г., N 28, ст. 506




































Время: 0.0066
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск