Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Гражданское и семейное законодательство / Утратившие силу акты / Интеллектуальная собственность /

Положение об Агентстве по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 20.07.2019 г. N 609)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 20.07.2019 г. N 609



ПОЛОЖЕНИЕ

об Агентстве по интеллектуальной собственности

при Министерстве юстиции Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет статус, задачи, функции, права, ответственность, порядок организации деятельности и отчетности Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее - Агентство), а также функциональные обязанности и ответственность его руководителей.


2. Агентство является уполномоченным органом государственного управления, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и в своей деятельности подотчетно непосредственно Министерству юстиции Республики Узбекистан (далее - Министерство юстиции).


3. Агентство является структурным подразделением Министерства юстиции и входит в его систему.

Координация, контроль и общее руководство деятельностью Агентства, укрепление материально-технической базы и организация повышения квалификации работников Агентства осуществляются Министерством юстиции.


4. Агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства, а также решениями Министерства юстиции.


5. Решения Агентства, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах, другими организациями и их должностными лицами, а также гражданами.


6. Агентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями Министерства юстиции, в том числе территориальными, другими государственными органами и организациями, негосударственными некоммерческими и иными организациями, а также представляет Республику Узбекистан во Всемирной организации интеллектуальной собственности и других международных и региональных организациях в сфере интеллектуальной собственности.


7. Агентство является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием на государственном языке, самостоятельный баланс, казначейские лицевые счета, банковские счета, в том числе в иностранной валюте.


8. Официальное наименование Агентства:


а) на государственном языке:

полное - Ўзбекистон Республикаси Адлия вазирлиги ҳузуридаги Интеллектуал мулк агентлиги, сокращенное - Интеллектуал мулк агентлиги;


б) на русском языке:

полное - Агентство по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, сокращенное - Агентство по интеллектуальной собственности;


в) на английском языке:

полное - Intellectual Property Agency under the Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan, сокращенное - Intellectual Property Agency.



ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АГЕНТСТВА


9. Основными задачами Агентства являются:

обеспечение реализации единой государственной политики в области интеллектуальной собственности, предоставление правовой охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и другим объектам интеллектуальной собственности;

осуществление комплексного анализа состояния правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, выработка конкретных предложений по развитию данной сферы;

реализация мер по обеспечению последовательной и единообразной правоприменительной практики в сфере интеллектуальной собственности;

налаживание и укрепление международно-правового сотрудничества по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе путем заключения международных договоров о взаимной охране прав на объекты интеллектуальной собственности;

участие в проведении научно-исследовательских и других работ в сфере интеллектуальной собственности;

повышение правовой культуры и формирование в обществе уважительного отношения к интеллектуальной собственности.


10. Агентство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:


1) в сфере реализации единой государственной политики в области интеллектуальной собственности, предоставления правовой охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и другим объектам интеллектуальной собственности:

разрабатывает предложения и проекты нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности, вносит их в Министерство юстиции для дальнейшего согласования (визирования) в сроки, установленные регламентами Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

принимает к рассмотрению заявки на выдачу охранных документов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), базы данных и топологии интегральных микросхем;

осуществляет государственную экспертизу изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, устанавливает приоритет заявленных объектов, проводит формальную экспертизу селекционных достижений, программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем;

осуществляет государственную регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию селекционных достижений, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и регистрацию топологий интегральных микросхем, выдает охранные документы, ведет соответствующие реестры и Перечень общеизвестных в Республике Узбекистан товарных знаков;

принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче охранных документов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование мест происхождения товаров, программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем по результатам проверки соответствия поданных заявок установленным требованиям;

принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче охранных документов по результатам установления соответствия заявленных селекционных достижений условиям патентоспособности, на основании заключений Центра по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан и Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

устанавливает единые формы охранных и иных необходимых документов;

выполняет функцию депозитария с обеспечением открытости и доступности депонированных объектов интеллектуальной собственности, включая возможность получения по договору с депозитарием необходимого экземпляра любым лицом, которое обратилось в этот депозитарий;

регистрирует лицензионные договоры о предоставлении прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также договоры об их полной или частичной уступке и ведет соответствующие реестры;

формирует базу данных об официально зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, обеспечивает условия для их сохранности и использования;

организует и проводит работы по комплектованию Государственного патентного фонда, обеспечивает его сохранность и доступность для эффективного использования хозяйствующими субъектами, научными организациями, учеными и специалистами;

организует и осуществляет публикацию бюллетеней и других официальных изданий Агентства, а также иных сведений и материалов по вопросам правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

проводит аттестацию и регистрацию патентных поверенных, ведет государственный реестр патентных поверенных;


2) в сфере осуществления комплексного анализа состояния правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, выработки конкретных предложений по развитию данной сферы:

проводит всесторонний анализ и оценку состояния развития сферы интеллектуальной собственности, в том числе с учетом методологии и критериев международных рейтингов и индексов в этой сфере;

анализирует системные проблемы и недостатки, оказывающие негативное влияние на обеспечение надежной правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, а также в целом на развитие данной сферы, и по итогам подготавливает предложения по их устранению;

подготавливает предложения по дальнейшему развитию сферы интеллектуальной собственности, обеспечению законных интересов правообладателей;

подготавливает и вносит в соответствующие государственные органы и организации предложения по совершенствованию и повышению эффективности правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;

разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения, направленные на последовательное развитие законодательства с учетом современных тенденций, имплементацию в национальное законодательство и правоприменительную практику общепризнанных международных стандартов в сфере интеллектуальной собственности;

проводит мониторинг выполнения принятых Республикой Узбекистан международных обязательств в сфере обеспечения надежной правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности;

принимает меры по укреплению международного имиджа Республики Узбекистан, в том числе путем доведения до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах в сфере интеллектуальной собственности, подготовки обзорных, справочных и иных материалов;


3) в области реализации мер по обеспечению последовательной и единообразной правоприменительной практики в сфере интеллектуальной собственности:

проводит изучение и анализ практики применения нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности в деятельности государственных органов и организаций;

подготавливает и вносит в установленном порядке предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства по результатам анализа правоприменительной практики;

направляет государственным органам и организациям материалы обобщений правоприменительной практики для принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, способствовавших их совершению;

принимает действенные меры по устранению неправильной или противоречивой практики применения нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности, а также негативных факторов, причин и условий, способствующих совершению правонарушений в данной сфере;

формирует и доводит свою позицию по вопросам применения нормативно-правовых актов;

обобщает практику применения законодательства и проводит анализ состояния реализации государственной политики в сфере правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию правоприменительной деятельности;

взаимодействует с правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности;

выдает заключения о нарушениях законодательства об авторском праве и смежных правах в установленном порядке;

рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством;


4) в сфере налаживания и укрепления международно-правового сотрудничества по вопросам интеллектуальной собственности:

осуществляет международное сотрудничество и взаимодействие в сфере правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;

вносит в установленном порядке предложения о заключении международных договоров, участвует в подготовке проектов международных договоров Республики Узбекистан в сфере правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и по поручению Кабинета Министров подписывает указанные договоры;

ведет переговоры с соответствующими международными, региональными и иностранными организациями, в установленном порядке заключает межведомственные договоры в сфере правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

осуществляет международный обмен патентной документацией и патентно-правовой литературой с иностранными патентными ведомствами, международными, региональными и иностранными организациями, организует изучение и использование зарубежного опыта в сфере правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности и участвует в рамках этого сотрудничества в работе международных и региональных организаций по вопросам правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

обеспечивает в пределах своих полномочий выполнение обязательств, вытекающих из соответствующих международных договоров Республики Узбекистан;


5) в области участия в проведении научно-исследовательских и других работ в сфере интеллектуальной собственности, а также повышения правовой культуры и формирования в обществе уважительного отношения к интеллектуальной собственности:

оказывает методическую помощь заинтересованным лицам в сфере правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

осуществляет межведомственное информационное взаимодействие в части правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

организует и участвует в проведении научно-исследовательских работ по проблемам развития и совершенствования деятельности в сфере интеллектуальной собственности;

проводит мероприятия по широкому разъяснению целей и значимости правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности для социально-экономического и культурного развития страны;

организует и принимает участие в международных и национальных научных форумах, симпозиумах, конференциях, семинарах и других мероприятиях по вопросам интеллектуальной собственности;

проводит мероприятия по повышению правовой культуры и грамотности широких слоев населения в вопросах охраны и правомерного использования объектов интеллектуальной собственности;

проводит в пределах своей компетенции соответствующие мероприятия (консультации) и осуществляет сотрудничество с иностранными компаниями в сфере обеспечения правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГЕНТСТВА


11. Агентство для выполнения возложенных на него задач и функций имеет право:

1) координировать деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

2) осуществлять изучение деятельности государственных органов и иных организаций на предмет соблюдения требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

3) вносить руководителям государственных органов и иных организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений в сфере интеллектуальной собственности, причин и условий, им способствующих;

4) письменно объявлять должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

5) применять в отношении должностных лиц государственных органов и иных организаций административные взыскания за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

6) разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Агентства;

7) по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан привлекать в качестве сотрудников и консультантов квалифицированных зарубежных специалистов с установлением им, в порядке исключения, размеров заработной платы и иных выплат в свободно конвертируемой валюте за счет внебюджетных средств Агентства;

8) запрашивать и безвозмездно получать от государственных органов и должностных лиц документы и сведения, в том числе статистическую информацию, необходимые для выполнения возложенных на Агентство задач и функций;

9) вызывать и привлекать представителей министерств и ведомств, а также других организаций для проведения проверок, изучения обращений физических и юридических лиц, а также подготовки информационно-аналитических материалов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;

10) вызывать должностных лиц и других работников государственных органов и иных организаций в целях уточнения обстоятельств, выявленных в ходе анализа и проверки, требовать устные и письменные объяснения по фактам нарушения законодательства;

11) вносить в установленном порядке в Министерство юстиции проекты нормативно-правовых актов, а также иные документы, связанные с выполнением задач и функций, возложенных на Агентство;

12) предоставлять платные услуги в соответствии с перечнем и по тарифам, утвержденными Министерством юстиции Республики Узбекистан;

13) разрабатывать в установленном порядке проекты международных договоров Республики Узбекистан, заключать в установленном порядке международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию Агентства, по согласованию с Министерством юстиции;

14) представлять в установленном порядке интересы Республики Узбекистан на международном уровне по вопросам, относящимся к компетенции Агентства, по согласованию с Министерством юстиции;

15) осуществлять сотрудничество с международными и иностранными организациями в рамках своей компетенции по согласованию с Министерством юстиции;

16) создавать веб-сайты, а также страницы в социальных сетях с целью широкого освещения деятельности Агентства;

17) проводить в пределах своей компетенции конференции, семинары, симпозиумы, а также участвовать в аналогичных мероприятиях, организованных другими организациями;

18) разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Агентства;

19) создавать рабочие группы, в том числе с участием зарубежных экспертов, в целях разработки актуальных и перспективных проблем развития сферы интеллектуальной собственности;

20) вносить в суды заявления и иски в защиту прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности;

21) выдавать в пределах своей компетенции представления, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения;

22) вносить в установленном порядке предложения о присвоении почетных званий Республики Узбекистан за выдающиеся достижения в области изобретательства и других видах творчества;

23) запрашивать в установленном порядке у заявителей дополнительные материалы к заявкам на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем, необходимые для рассмотрения заявок и проведения государственной экспертизы;

24) организовывать и проводить обсуждение вопросов, связанных с рассмотрением заявок на объекты интеллектуальной собственности;

25) рассматривать обращения физических и юридических лиц в сфере правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности;

26) в пределах своей компетенции составлять протоколы по фактам нарушения законодательства, влекущим административную ответственность;

27) принимать участие в заседаниях коллегий Министерства юстиции при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Агентства;

28) поддерживать в пределах своей компетенции связь с органами иностранных государств и международными организациями;

29) формировать фонды внебюджетных средств в установленном законодательством порядке;

30) осуществлять меры социальной защиты работников Агентства;

31) создавать по согласованию с Министерством юстиции соответствующие подразделения, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы (положения), необходимые для обеспечения деятельности Агентства.

Агентство может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


12. Агентство несет ответственность за:

эффективную практическую реализацию государственной политики в области охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

качественное и своевременное выполнение задач и функций, возложенных на Агентство;

организацию работы подразделений Агентства по обеспечению достижения прогнозных показателей, связанных с деятельностью Агентства;

своевременность, качество и конфиденциальность проведения государственной экспертизы заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, топологии интегральных микросхем;

качество подготовки и экспертизы вносимых Агентством на рассмотрение в Министерство юстиции проектов нормативно-правовых актов и других документов, а также принимаемых Агентством приказов;

реализацию программ, планов работ, мероприятий, "дорожных карт" и иных программных документов по развитию сферы интеллектуальной собственности.



ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АГЕНТСТВА


13. Основными функциональными обязанностями директора являются:

1) соблюдение требований Конституции и законов Республики Узбекистан, а также иных нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности;

2) осуществление общего руководства деятельностью Агентства, организация выполнения задач и функций, возложенных на Агентство решениями Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и другими актами законодательства;

3) проведение критического и глубокого анализа хода исполнения комплексных программ и мероприятий по дальнейшему совершенствованию деятельности Агентства, утвержденных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

4) разработка и принятие действенных мер по безусловному обеспечению достижения прогнозных показателей, связанных с деятельностью Агентства;

5) взаимодействие с Министерством юстиции и его территориальными подразделениями, а также соответствующими министерствами и ведомствами по вопросам обеспечения правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;

6) методологическое руководство деятельностью территориальных управлений Министерства юстиции, а также районных (городских) отделов юстиции в части осуществления ими мер по правовой охране объектов интеллектуальной собственности;

7) исполнение поручений Президента Республики Узбекистан, Премьер-министра Республики Узбекистан, его заместителей и министра юстиции Республики Узбекистан;

8) определение полномочий своих заместителей и других должностных лиц Агентства, распределение обязанностей между ними, установление степени персональной ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Агентства;

9) организация планирования деятельности Агентства, утверждение ежеквартальных планов работ Агентства и своих заместителей исходя из тенденций развития сферы интеллектуальной собственности, обеспечение контроля за ходом их выполнения;

10) создание действенной системы организации и мониторинга исполнения решений и поручений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, реализация комплексных практических мер по укреплению исполнительской дисциплины в деятельности Агентства в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2018 года N ПП-3962 "О мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях" и от 11 апреля 2017 года N ПП-2881 "О персональной ответственности советников Президента Республики Узбекистан, руководителей Кабинета Министров и его комплексов, органов государственного и хозяйственного управления, а также хокимиятов всех уровней за эффективное и результативное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, а также за укрепление исполнительской дисциплины" и Кабинета Министров от 12 января 1999 года N 12 "О мерах по укреплению исполнительской дисциплины";

11) организация системной переподготовки и повышения квалификации работников Агентства;

12) подбор и расстановка кадров в Агентстве, создание необходимых условий для их эффективной деятельности, формирование кадрового резерва Агентства;

13) обеспечение гарантированности профессионализма, компетентности, практического опыта, высокого уровня деловых и морально-нравственных качеств кадров, предложенных на вакантные должности, входящие в номенклатуру Президента Республики Узбекистан, Администрации Президента Республики Узбекистан и Министерства юстиции, а также других кадров, принимаемых на работу в Агентство;

14) организация качественной разработки проектов нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями законов Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан", регламентами Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, участие в их проработке в Министерстве юстиции и аппарате Кабинета Министров Республики Узбекистан, защите у Руководства Кабинета Министров Республики Узбекистан и рассмотрении в Администрации Президента Республики Узбекистан;

15) организация законопроектной деятельности Агентства в соответствии с законами Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан" и Типовым регламентом законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года N 345;

16) обеспечение рассмотрения предложений и проектов нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности, представленных в Агентство, и своевременного внесения их в Министерство юстиции для дальнейшего согласования (визирования) в сроки, установленные регламентами Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;

17) организация служебных командировок руководства и работников Агентства в полном соответствии с требованиями постановлений Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2014 года N ПП-2142 "О мерах по совершенствованию порядка выезда должностных лиц в зарубежные страны" и от 3 августа 2017 года N ПП-3170 "О мерах по дальнейшему повышению персональной ответственности должностных лиц за эффективность пребывания в зарубежных служебных командировках и организацию визитов иностранных делегаций в Республику Узбекистан", обеспечение обоснованности, эффективности и результативности служебных командировок, целевого и рационального использования средств, выделяемых на командировочные расходы;

18) систематическое проведение критического анализа эффективности и результативности деятельности своих заместителей, заслушивание их персональных отчетов, принятие необходимых мер по итогам;

19) решение вопросов поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности работников Агентства, внесение предложений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности своих заместителей и других должностных лиц Агентства, в том числе по рассмотрению вопросов целесообразности дальнейшего пребывания их в занимаемой должности, реализация системных мер по повышению их персональной ответственности;

20) обеспечение соблюдения работниками Агентства требований Правил этического поведения работников Агентства, принятых на основании Типовых правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 2 марта 2016 года N 62;

21) принятие мер по предупреждению коррупции и других правонарушений в системе Агентства в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "О противодействии коррупции", а также выявление, анализ, устранение причин и условий, способствующих их совершению, путем выработки и реализации мер по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства;

22) обеспечение внедрения современных форм организации работы Агентства;

23) организация эффективной работы по рассмотрению обращений физических и юридических лиц, налаживание прямого и открытого диалога с населением, систематическое проведение личных приемов, в том числе выездных приемов физических лиц и представителей юридических лиц, в сроки и порядке, установленные Законом Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц";

24) организация эффективного взаимодействия с Народными приемными Президента Республики Узбекистан, активного участия работников и руководителей Агентства в их деятельности, обеспечение своевременного и полноценного рассмотрения обращений физических и юридических лиц, поступающих из Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан и Приемных Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей;

25) соблюдение требований законодательства при работе с информацией, отнесенной к государственным секретам, и конфиденциальной информацией;

26) утверждение в установленном порядке положений о подразделениях Агентства;

27) назначение на должности и освобождение от должностей работников (за исключением заместителей директора) Агентства в установленном порядке;

28) по согласованию с Министерством юстиции назначение на должность и освобождение от должности в установленном порядке директора Консультационного центра интеллектуальной собственности при Агентстве;

29) издание приказов, распоряжений и дача указаний, обязательных для выполнения должностными лицами Агентства, Консультационного центра интеллектуальной собственности при Агентстве, а также в установленном порядке контроль хода их исполнения;

30) утверждение в установленном порядке штатного расписания Агентства в пределах общей установленной численности, а также сметы расходов Агентства.


14. Основными функциональными обязанностями заместителей директора являются:

1) соблюдение требований Конституции и законов Республики Узбекистан, а также иных нормативно-правовых актов;

2) исполнение обязанностей директора, в случае его временного отсутствия, на основании соответствующего приказа;

3) координация, контроль и непосредственное руководство деятельностью курируемых структурных подразделений Агентства, распределение обязанностей между их работниками;

4) проведение критического и глубокого анализа хода исполнения концепций, комплексных программ и мероприятий по дальнейшему совершенствованию деятельности Агентства, утвержденных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

5) принятие мер по безусловному обеспечению достижения прогнозных показателей курируемыми структурными подразделениями, систематическое заслушивание отчетов руководителей подразделений и повышение их персональной ответственности за достижение указанных показателей;

6) утверждение планов работ курируемых структурных подразделений, обеспечение контроля за их выполнением;

7) обеспечение исполнения решений и поручений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, реализация комплексных практических мер по укреплению исполнительской дисциплины в курируемых структурных подразделениях Агентства, а также принятие мер по повышению персональной ответственности руководителей курируемых структурных подразделений за своевременное и качественное исполнение поручений в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2018 года N ПП-3962 "О мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях" и от 11 апреля 2017 года N ПП-2881 "О персональной ответственности советников Президента Республики Узбекистан, руководителей Кабинета Министров и его комплексов, органов государственного и хозяйственного управления, а также хокимиятов всех уровней за эффективное и результативное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, а также за укрепление исполнительской дисциплины" и Кабинета Министров от 12 января 1999 года N 12 "О мерах по укреплению исполнительской дисциплины";

8) обеспечение своевременного и качественного исполнения решений коллегии Министерства юстиции, приказов и поручений министра юстиции Республики Узбекистан и директора;

9) представление предложений директору по подбору и расстановке кадров в курируемых структурных подразделениях, реализация мер по обеспечению их профессионализма, компетентности, высокого уровня деловых и морально-нравственных качеств, а также повышению их профессиональной квалификации, формирование кадрового резерва в курируемых структурных подразделениях;

10) организация качественной разработки курируемыми структурными подразделениями проектов нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности, рассмотрение и визирование подготовленных в курируемых структурных подразделениях Агентства проектов нормативно-правовых актов для дальнейшего их рассмотрения, подписания (визирования) директором, обеспечение их своевременного внесения в Министерство юстиции;

11) рассмотрение предложений и проектов нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности, представленных в Агентство;

12) выезд и пребывание в служебных командировках в полном соответствии с требованиями постановлений Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2014 года N ПП-2142 "О мерах по совершенствованию порядка выезда должностных лиц в зарубежные страны" и от 3 августа 2017 года N ПП-3170 "О мерах по дальнейшему повышению персональной ответственности должностных лиц за эффективность пребывания в зарубежных служебных командировках и организацию визитов иностранных делегаций в Республику Узбекистан", обеспечение обоснованности, эффективности и результативности служебных командировок, целевого и рационального использования средств, выделяемых на командировочные расходы;

13) систематическое проведение критического анализа эффективности и результативности деятельности руководителей и работников курируемых структурных подразделений Агентства, заслушивание их персональных отчетов;

14) принятие практических мер по совершенствованию деятельности Агентства по вопросам, касающимся сферы интеллектуальной собственности, разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собственности и внесение их директору;

15) внесение директору предложений по поощрению и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей и работников курируемых структурных подразделений, в том числе по рассмотрению вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания их в занимаемой должности, реализация системных мер по повышению их персональной ответственности за выполнение функциональных обязанностей и возложенных задач;

16) соблюдение требований Правил этического поведения работников Агентства, обеспечение соблюдения указанных правил руководителями и работниками курируемых структурных подразделений;

17) принятие мер по предупреждению коррупции и других правонарушений в Агентстве в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "О противодействии коррупции", а также выявление, анализ, устранение причин и условий, способствующих их совершению, путем выработки и реализации мер по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства;

18) внесение директору предложений по развитию и совершенствованию деятельности в сфере интеллектуальной собственности, а также использование современных информационно-коммуникационных технологий;

19) организация эффективной работы по рассмотрению обращений физических и юридических лиц, налаживание прямого и открытого диалога с населением, систематическое проведение личных приемов, в том числе выездных приемов физических лиц и представителей юридических лиц, в сроки и порядке, установленные Законом Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц";

20) эффективное взаимодействие с Народными приемными Президента Республики Узбекистан, активное участие в их деятельности, обеспечение своевременного и полноценного рассмотрения обращений физических и юридических лиц, поступающих из Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан и Приемных Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей;

21) соблюдение требований законодательства при работе с информацией, отнесенной к государственным секретам, и конфиденциальной информацией.


15. Основными функциональными обязанностями руководителей структурных подразделений Агентства являются:

1) соблюдение требований Конституции и законов Республики Узбекистан, а также иных нормативно-правовых актов;

2) осуществление непосредственного руководства деятельностью структурных подразделений, организация выполнения задач и функций, возложенных на данные подразделения;

3) систематический анализ хода выполнения прогнозных показателей и внесение руководству Агентства предложений по принятию дополнительных мер, направленных на обеспечение безусловного достижения указанных показателей;

4) обеспечение исполнения решений и поручений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, реализация комплексных практических мер по укреплению исполнительской дисциплины работниками структурных подразделений Агентства, а также принятие мер по повышению персональной ответственности работников структурных подразделений за своевременное и качественное исполнение поручений в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2018 года N ПП-3962 "О мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях" и от 11 апреля 2017 года N ПП-2881 "О персональной ответственности советников Президента Республики Узбекистан, руководителей Кабинета Министров и его комплексов, органов государственного и хозяйственного управления, а также хокимиятов всех уровней за эффективное и результативное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, а также за укрепление исполнительской дисциплины", и Кабинета Министров от 12 января 1999 года N 12 "О мерах по укреплению исполнительской дисциплины";

5) обеспечение своевременного и качественного исполнения решений коллегии Министерства юстиции, приказов и поручений министра юстиции Республики Узбекистан, а также директора и его заместителей;

6) обеспечение разработки ежеквартальных планов работ структурных подразделений, внесение их на утверждение, обеспечение своевременного и качественного выполнения указанных в них задач и мероприятий;

7) осуществление контроля выполнения возложенных на структурные подразделения задач, оказание практической и методической помощи в деятельности территориальных управлений Министерства юстиции, а также районных (городских) отделов юстиции в части осуществления ими мер по правовой охране объектов интеллектуальной собственности;

8) разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а также по вопросам совершенствования деятельности Агентства;

9) представление предложений курируемым заместителям директора при подборе и расстановке кадров в структурных подразделениях, обеспечение гарантированности их профессионализма, компетентности, практического опыта, высокого уровня деловых и морально-нравственных качеств, принятие мер по повышению их профессиональной квалификации, формирование кадрового резерва в структурных подразделениях;

10) организация качественной разработки структурными подразделениями проектов нормативно-правовых актов, рассмотрение и визирование подготовленных в структурных подразделениях Агентства проектов документов для дальнейшего их рассмотрения, подписания (визирования) руководством Агентства, обеспечение их своевременного внесения в Министерство юстиции для дальнейшего согласования (визирования) и внесения в Кабинет Министров Республики Узбекистан в строгом соответствии с требованиями регламентов Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, участие по поручению руководства Министерства юстиции в проработке проектов нормативно-правовых актов в аппарате Кабинета Министров Республики Узбекистан;

11) выезд и пребывание в служебных командировках в полном соответствии с требованиями постановлений Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2014 года N ПП-2142 "О мерах по совершенствованию порядка выезда должностных лиц в зарубежные страны" и от 3 августа 2017 года N ПП-3170 "О мерах по дальнейшему повышению персональной ответственности должностных лиц за эффективность пребывания в зарубежных служебных командировках и организацию визитов иностранных делегаций в Республику Узбекистан", обеспечение обоснованности, эффективности и результативности служебных командировок, целевого и рационального использования средств, выделяемых на командировочные расходы;

12) систематическое проведение критического анализа эффективности и результативности деятельности работников структурных подразделений, заслушивание их персональных отчетов на совещаниях, принятие необходимых мер по итогам;

13) соблюдение требований Правил этического поведения работников Агентства, обеспечение соблюдения указанных правил работниками структурных подразделений;

14) принятие мер по предупреждению коррупции и других правонарушений в структурных подразделениях в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "О противодействии коррупции", а также выявление, анализ, устранение причин и условий, способствующих их совершению, путем выработки и реализации мер по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства;

15) внесение руководству Агентства предложений по развитию и совершенствованию деятельности в сфере интеллектуальной собственности;

16) рассмотрение обращений физических и юридических лиц, налаживание прямого и открытого диалога с населением, систематическое проведение личных приемов, в том числе выездных приемов физических и представителей юридических лиц, в сроки и порядке, установленные Законом Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц";

17) эффективное взаимодействие с Народными приемными Президента Республики Узбекистан, активное участие в их деятельности, своевременное и полноценное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, поступающих из Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан и Приемных Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей;

18) соблюдение требований законодательства при работе с информацией, отнесенной к государственным секретам, и конфиденциальной информацией.



ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АГЕНТСТВА


16. Директор несет персональную ответственность:

1) за выполнение возложенных на Агентство задач и функций;

2) по сферам ответственности Агентства, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения;

3) за качественное выполнение своих функциональных обязанностей, указанных в пункте 13 настоящего Положения.


17. Заместители директора несут персональную ответственность:

1) за выполнение возложенных на Агентство задач и функций (в случае возложения исполнения обязанности директора в период его отсутствия, на основании соответствующего приказа);

2) по сферам ответственности Агентства, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения (в случае возложения исполнения обязанности директора в период его отсутствия, на основании соответствующего приказа);

3) за качественное выполнение своих функциональных обязанностей, указанных в пункте 14 настоящего Положения.


18. Руководители структурных подразделений Агентства несут персональную ответственность:

1) за осуществление задач и функций, возложенных на соответствующие структурные подразделения;

2) по сферам ответственности Агентства, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения;

3) за качественное выполнение своих функциональных обязанностей, указанных в пункте 15 настоящего Положения.



ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГЕНТСТВА


§ 1. Руководство Агентства


19. Агентство возглавляет директор (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

20. Директор:

имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должностей министром юстиции Республики Узбекистан в установленном порядке;

в своей деятельности подотчетен министру юстиции Республики Узбекистан.


21. Для выполнения возложенных задач директор:

1) осуществляет руководство деятельностью Агентства;

2) назначает на должность и освобождает от должностей работников Агентства в установленном порядке;

3) заслушивает отчеты заместителей директора и руководителей структурных подразделений Агентства;

4) вносит (представляет) министру юстиции Республики Узбекистан:

проекты нормативно-правовых актов и других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

предложения о внесении изменений в организационно-штатную структуру Агентства;

представления о назначении на должности и освобождении от должностей лиц, указанных в абзаце втором пункта 24 настоящего Положения;

предложения о поощрении работников Агентства, представлении их к государственным наградам;

отчет о результатах деятельности Агентства;

5) издает в пределах своей компетенции приказы, дает указания и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Агентства;

6) определяет в соответствии с законодательством порядок и условия выплаты работникам Агентства надбавок, премий и иных вознаграждений в пределах выделенных средств;

7) проводит оперативные совещания по вопросам, касающимся деятельности Агентства;

8) утверждает положения о структурных подразделениях Агентства и должностные обязанности работников Агентства;

9) утверждает штатное расписание Агентства в пределах общей установленной численности, а также смету расходов Агентства.

Директор может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Положением.


22. В период отсутствия Директора исполнение его полномочий осуществляется одним из заместителей директора на основании соответствующего приказа.


23. Директор входит в состав коллегии Министерства юстиции по должности.


24. Назначение и освобождение от должности:

начальников структурных подразделений Агентства, а также директора Консультационного центра интеллектуальной собственности при Агентстве осуществляется министром юстиции Республики Узбекистан по представлению Директора;

других работников управленческого персонала, работников технического и обслуживающего персонала Агентства - директором.



§ 2. Взаимодействие Агентства со структурными подразделениями

центрального аппарата Министерства юстиции, его территориальными

подразделениями и подведомственными организациями


25. Агентство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также путем взаимодействия со структурными подразделениями центрального аппарата Министерства юстиции и его территориальными управлениями, районными (городскими) отделами юстиции, а также подведомственными организациями Министерства юстиции.


26. Взаимодействие Агентства:

со структурными подразделениями центрального аппарата Министерства юстиции обеспечивается непосредственно директором и его заместителями;

с территориальными управлениями Министерства юстиции, районными (городскими) отделами юстиции, а также подведомственными организациями Министерства юстиции обеспечивается исключительно директором по согласованию с министром юстиции Республики Узбекистан.


27. Разногласия, возникающие в процессе взаимодействия Агентства со структурными подразделениями центрального аппарата Министерства и его территориальных подразделений, а также подведомственными организациями, рассматриваются по поручению министра юстиции Республики Узбекистан его соответствующим заместителем. В случае невозможности урегулирования разногласий заместителем министра, окончательное решение принимается непосредственно министром юстиции Республики Узбекистан.



§ 3. Взаимодействие Агентства с другими органами

государственного и хозяйственного управления, органами

государственной власти на местах и иными организациями


28. Агентство при осуществлении возложенных на него задач и функций взаимодействует с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и иными организациями.



§ 4. Совещательные, консультативные,

экспертные органы Агентства


29. Для научного анализа проблем, рассмотрения и выработки рекомендаций по важнейшим вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в Агентстве образуется научно-технический совет из числа высококвалифицированных работников, а также представителей государственных органов и организаций, ведущих ученых и специалистов в сфере интеллектуальной собственности.

Положение о научно-техническом совете и его персональный состав утверждаются министром юстиции Республики Узбекистан по представлению директора.


30. Агентство осуществляет функцию рабочего органа Апелляционного совета по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции.


31. В Агентстве могут образовываться и другие совещательные, консультативные и экспертные органы.

Составы совещательных, консультативных и экспертных органов, образуемых при Агентстве, и положения о них утверждаются министром юстиции Республики Узбекистан по представлению директора, за исключением случаев, когда их составы и положения утверждаются актами Президента Республики Узбекистан и решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И РАБОЧИЕ ИНДИКАТОРЫ

ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГЕНТСТВА


32. Эффективность и результативность деятельности Агентства подлежит регулярной оценке.


33. Оценка эффективности и результативности деятельности Агентства основывается на критериях оценки и рабочих индикаторах эффективности и результативности деятельности Агентства, утверждаемых Министерством юстиции.


34. По итогам оценки эффективности и результативности деятельности Агентства принимаются меры:

поощрения (вознаграждения) или меры дисциплинарной ответственности в отношении руководителей и работников Агентства;

по устранению выявленных недостатков в деятельности Агентства и дальнейшему совершенствованию его деятельности.

Порядок и методика оценки эффективности и результативности деятельности Агентства определяются министром юстиции Республики Узбекистан.



ГЛАВА 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГЕНТСТВА, ОПЛАТА

ТРУДА, МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЕГО РАБОТНИКОВ


35. Агентство финансируется из следующих источников:

в части оплаты труда работников Агентства - за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством;

формирования и укрепления материально-технической базы, материального стимулирования и социальной защиты работников Агентства - за счет внебюджетного фонда Агентства и других средств, не запрещенных законодательством.


36. Средства внебюджетного фонда Агентства формируются за счет:

20 процентов средств, поступающих от уплаты патентных пошлин и внесения платы юридическими и физическими лицами - нерезидентами Республики Узбекистан;

80 процентов средств, поступающих от уплаты патентных пошлин и внесения платы юридическими и физическими лицами - резидентами Республики Узбекистан;

платы за регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

сумм административных штрафов, взимаемых за административные правонарушения в сфере интеллектуальной собственности;

средств, поступающих от оказания платных услуг в соответствии с законодательством;

внебюджетных средств органов и учреждений юстиции;

доходов от размещения временно свободных средств на депозиты в коммерческих банках;

благотворительных пожертвований физических и юридических лиц;

грантов международных финансовых институтов и других зарубежных организаций;

иных источников, не запрещенных законодательством.


37. Средства внебюджетного фонда Агентства используются на:

материально-техническое обеспечение Агентства;

строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений Агентства, оснащение их инвентарем, мебелью, компьютерной техникой и другим оборудованием;

материальное стимулирование и социальную защиту работников Агентства (строительство жилья для работников Агентства, санаторно-курортное и медицинское обслуживание, выплата премий, установление надбавок и доплат, оказание материальной помощи и др.);

командировочные расходы руководства и работников Агентства, в том числе в зарубежные страны;

расходы, связанные с применением тарифного коэффициента в полуторакратном размере по Единой тарифной сетке при определении должностных окладов работников Агентства;

выплату доплат за классные чины и надбавок за выслугу лет работникам Агентства, имеющим присвоенные в установленном порядке классные чины работников органов и учреждений юстиции Республики Узбекистан;

выплату компенсаций за аренду (наем) жилого помещения работниками Агентства;

покрытие расходов, связанных с обучением, повышением квалификации и стажировкой работников Агентства, в том числе организацией визитов в зарубежные страны, участием в конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых в зарубежных странах;

покрытие расходов, связанных с организацией визитов делегаций иностранных государств, международных организаций в Республику Узбекистан по вопросам, связанным с деятельностью Агентства;

коммунально-эксплуатационные и другие текущие расходы Агентства;

содержание дополнительных штатных единиц Агентства;

другие мероприятия, направленные на улучшение деятельности Агентства.


38. Порядок использования средств внебюджетного фонда Агентства определяется законодательством.


39. Министр юстиции Республики Узбекистан вправе использовать внебюджетные средства органов и учреждений юстиции на цели, указанные в пункте 37 настоящего Положения, при недостаточности средств, поступающих по источникам, указанным в пункте 36 настоящего Положения.


40. Работники Агентства по статусу, условиям медицинского обслуживания, оплаты труда и материального стимулирования приравниваются к соответствующим работникам центрального аппарата Министерства юстиции.

На работников Агентства не распространяется порядок присвоения классных чинов работников органов и учреждений юстиции Республики Узбекистан, а также установления надбавок за особые условия труда, предусмотренных для работников центрального аппарата Министерства юстиции.


41. Для работников Агентства, имеющих присвоенные в установленном порядке классные чины работников органов и учреждений юстиции, время работы в Агентстве зачитывается в стаж работы, необходимый для выплаты надбавок за выслугу лет.


42. В целях оказания финансовой поддержки работникам Агентства директором могут устанавливаться ежемесячные персональные надбавки в размере до 200 процентов от должностного оклада работника за счет средств внебюджетного фонда Агентства. При этом годовой размер ежемесячных персональных надбавок не должен превышать 1,4-кратного размера годового фонда оплаты труда за счет бюджетных средств Агентства.


ГЛАВА 9. ОТЧЕТНОСТЬ АГЕНТСТВА

ПЕРЕД МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ


43. Директор систематически отчитывается о деятельности Агентства перед Министерством юстиции.


44. Министерство юстиции осуществляет постоянный мониторинг деятельности руководителей Агентства по эффективному выполнению возложенных на них задач, дает объективную оценку эффективности деятельности Агентства.


45. По итогам мониторинга и оценки особо отличившиеся руководители, должностные лица и работники Агентства поощряются либо привлекаются к ответственности за допущенные серьезные недостатки, вплоть до освобождения от занимаемых должностей.



ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


46. Реорганизация и ликвидация Агентства осуществляются в порядке, установленном законодательством.


47. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в установленном порядке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 22 июля 2019 г.



















































Время: 0.0046
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск