ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 27 июля по 2 августа 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

           

(за период с 27 июля по 2 августа 2019 г.)


По экспорту шелка-сырца и шелковой ваты льготы применяются

         

Аграрный сектор обеспечат нужной техникой

       

В шелковой отрасли - субсидии, льготы и преференции

       

В колледжах - центры профподготовки, а на предприятиях - филиалы вузов

       

Импортное холодильное оборудование освободили от акциза

          

Экспортерам и производителям сельхозпродукции - финансовая поддержка

         

Правила оплаты авансом за свет и газ снова изменились

        

Оформление лицензии на автоперевозки займет меньше времени

       

Бензин и дизтопливо подорожают с 15 августа

         

О проблемах принудительного труда - ежегодный доклад Президенту

         

На развитие средних городов Узбекистана - $100 млн

         

Легализовано ли оружие в Узбекистане

           

Питание в детсадах отдадут на аутсорсинг

        

Узбекистану выделят павильон Всероссийского выставочного центра в Москве

         

Положение детей и женщин в Узбекистане промониторят

           

Признание и нострификацию зарубежных документов об образовании объединили



Перечень сырьевых товаров, на экспорт которых не распространяются предоставляемые с 1 января 2019 года налоговые льготы, немного скорректировали (Указ Президента РУз от 31.07.2019 г. N УП-5777).


Напомним, с 1 января 2019 года юрлица с долей экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15%, в том числе через комиссионера (поверенного), уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и ЕНП в части прибыли (объема реализации), приходящейся на экспортный объем (Указ Президента РУз от 29.11.2018 г. N УП-5587).


Но эта льгота не распространяется на услуги международных перевозок (за исключением автотранспорта) и транспортировку по трубопроводам и газопроводам, а также на экспорт сырьевых товаров, указанных в отдельном Перечне.

Поправки исключили из него некрученый шелк-сырец (код ТН ВЭД - 5002) и шелковую вату (находится в составе товарной позиции, обозначенной кодом ТН ВЭД - 5003). Следовательно, теперь льгота применяется и в случае экспорта этих видов товаров.


* * *



Аграрный сектор обеспечат нужной техникой. Необходимые для этого меры господдержки предусмотрены Постановлением Президента Республики Узбекистан от 31.07.2019 г. N ПП-4410 "О мерах по ускоренному развитию сельскохозяйственного машиностроения, государственной поддержке обеспечения аграрного сектора сельскохозяйственной техникой".


Внедряется новый порядок господдержки механизации сельского хозяйства:

q во-первых, в 2019-2021 гг. предоставляются субсидии в размере 15% стоимости техники при приобретении агропредприятиями сельхозтехники, произведенной в стране, с уровнем локализации не менее 20%;

q во-вторых, компенсируется 80% транспортных расходов на перевозку комбайнов для оказания услуг за рубежом (экспорт услуг).

В 2019 году на это направят 60 млрд сумов, а в последующие годы - исходя из потребностей. Механизм реализации этих мер отразят в отдельном документе, который разработают и внесут в Кабинет Министров в течение месяца.

Минфин разместит в банках средства в экв. 50 млн долларов США в национальной валюте для совершенствования системы кредитования закупок и предоставления в лизинг отечественной с/х техники.

На финансирование поставок отечественной сельхозтехники в лизинг и кредит направят льготные кредитные линии международных финансовых институтов и зарубежных коммерческих банков на сумму 60 млн долларов США.


* * *



Принято Постановление Президента от 31.07.2019 г. N ПП-4411 "О дополнительных мерах по развитию глубокой переработки в шелковой отрасли".


Во-первых, до 1 августа 2022 года предприятиям шелковой отрасли (их уполномоченным представителям) предоставляются бюджетные субсидии для компенсации до 50% расходов по транспортировке отдельных видов продукции воздушным и ж/д транспортом в США, государства Европейского Союза и Турцию.

        

       

ПЕРЕЧЕНЬ

продукции, при экспорте которой предоставляются

субсидии для компенсации в размере до 50 процентов

расходов по транспортировке продукции воздушным

и железнодорожным транспортом

      

         


N

    

     

Наименование

продукции

       

    

Код ТН ВЭД

продукции

     

1.

Шелковые ковры


5701101000,

5701901000


2.

Окрашенные ткани из шелковых нитей или из шелковых отходов


5007205900,

5007206900,

5007903000,

5007909000


3.

Ткани хлопчатобумажные смешанные в основном или исключительно с шелковыми волокнами


5212139000,

5212149000


4.

Трикотажные блузки, блузы и другие из шелка


6106903000


5.

Женские платья из шелка


6204491000


6.

Блузки, блузы и другие из шелка


6206100000


7.

Шали, шарфы и т.д. из шелка


6214100000


8.

Галстуки, галстуки-бабочки и т.д. из шелка


6215100000


        

Во-вторых, не считается оборотом по реализации товаров (работ, услуг) стоимость грен тутового шелкопряда и других материально-технических ресурсов, необходимых для производства коконов, а также саженцев шелковицы, которые коконопроизводящим субъектам доставили предприятия, входящие в Ассоциацию "Узбекипаксаноат", в счет аванса по заключенному договору с последующим зачетом (с их согласия) в сумму платежа за заготавливаемые коконы тутового шелкопряда.

В-третьих, условия и порядок, предусмотренные для фермерских хозяйств по приобретению сельскохозяйственной техники на основе лизинга, поставке минеральных удобрений, семян, средств химической защиты растений и других материальных ресурсов, распространяются также на предприятия шелковой отрасли.

В-четвертых, с 1 января 2020 года 50% взысканных штрафов за незаконную вырубку, повреждение либо уничтожение тутовых насаждений направляются на посадку новых саженцев шелковицы на территории совершения правонарушений.

В-пятых, компенсации, предусмотренные пунктом 5 Постановления Президента от 04.12.2018 г. N ПП-4047, предоставляются также для финансирования работ по выращиванию коконов тутового шелкопряда, в том числе выдачи аванса фермерским хозяйствам и надомникам, итоговых расчетов с ними, а также строительных работ и реконструкции, независимо от стоимости и количества проектов. А действие самого механизма компенсации продлевается до 1 января 2023 года (изначально вводился на 2019-2021 гг.).

В-шестых, закупочные цены живых коконов тутового шелкопряда у их производителей (стоимости их услуг по производству живых коконов) увеличат с 2020 года минимум на 20%, с 2021 года - еще не менее чем на 10%.

Ассоциации "Узбекипаксаноат" поручен постоянный мониторинг выполнения предприятиями, входящими в ее состав, прогнозных показателей по посадке саженцев шелковицы, производству грен и коконов тутового шелкопряда, глубокой переработке коконов шелкопряда, осуществлению экспорта шелка, шелковой ваты, глубоко переработанной продукции из шелка, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Действующие льготы в отношении предприятий, допустивших медлительность при выполнении намеченных показателей, будут пересматриваться Кабинетом Министров.

Тутовые насаждения, расположенные на окраине посевных площадей сельскохозяйственных культур и на обочине дорог, будут использоваться предприятиями Ассоциации "Узбекипаксаноат" в качестве корма для выращивания коконов тутового шелкопряда. До 1 января 2020 года это условие включат в решения о выделении земель фермерским и дехканским хозяйствам, сельскохозяйственным и хлопково-текстильным кластерам, а также в договоры аренды с ними (в том числе в ранее принятые решения и заключенные договоры).


* * *



Постановлением Президента Республики Узбекистан от 31.07.2019 г. N ПП-4410 внедряется новая система подготовки кадров по направлениям механизации сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, эксплуатации сельхозтехники, технического сервиса.


Ряд профессиональных колледжей закрепили за вузами. В них по заявкам работодателей за счет средств Государственного фонда содействия занятости организуются центры по повышению квалификации и переподготовке работников по указанным направлениям. Подготовка кадров ведется до 2 лет по дневной, вечерней и заочной форме обучения исходя из сложности профессий и специальностей.

Вузы, за которыми закрепили колледжи, совместно с предприятиями системы АО "Узагротехсаноатхолдинг" будут оказывать им методическую помощь и вести системную профориентационную работу среди учащихся колледжей для их дальнейшего трудоустройства.

Предложения по подготовке кадров формируют Минсельхоз, Минтруда и МВССО совместно с заинтересованными работодателями ежегодно до 1 марта путем определения потребности в кадрах по обозначенным направлениям.

На предприятиях системы АО "Узагротехсаноатхолдинг" появятся филиалы соответствующих профильных кафедр Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Ташкентского государственного технического университета, Туринского политехнического университета в городе Ташкенте и Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог. Для проведения учебных занятий и практики студентов там организуют аудитории.

Граждане, проработавшие на предприятиях системы АО "Узагротехсаноатхолдинг" не менее 5 лет, смогут поступить в вузы по данным направлениям на вечернюю и заочную форму на основе дифференцированного платного контракта по результатам собеседования.

Начиная с 2020/2021 учебного года совместно с ведущими зарубежными вузами начнется подготовка кадров по этим направлениям на основе совместных программ с выдачей двойных дипломов.

С 1 сентября 2019 года за счет Фонда "Эл-юрт умиди" по данным направлениям:

q магистры, докторанты, профессоры-преподаватели, научные и инженерно-технические работники отрасли направляются на учебу и повышение квалификации в ведущие зарубежные вузы и научно-технические учреждения;

q оплачивается платный контракт за обучение талантливых студентов бакалавриата за рубежом, обучающихся на основе совместных программ с выдачей двойных дипломов.


* * *



Постановлением Президента РУз от 29.07.2019 г. N ПП-4406 внесены поправки в Ставки акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 29.06.2018 г. N ПП-3818).


Из общего перечня исключили две позиции:

q оборудование холодильное или морозильное, прочее, кроме предназначенного для пивоваренной промышленности (код ТН ВЭД - 8418 69 000 9);

q установки для кондиционирования воздуха, оборудованные вентилятором с двигателем и приборами для изменения температуры и влажности воздуха, со встроенной холодильной установкой и клапаном для переключения цикла охлаждение/нагрев (реверсивные тепловые насосы), промышленные кондиционеры с автоматической регулировкой температуры и влажности для поддержания микроклимата в специальных производственных помещениях (код ТН ВЭД - 8415 81 001 0).

Следовательно, теперь при импорте указанного оборудования акцизный налог не уплачивается. С 1 января текущего года ставка по ним составляла 10% от таможенной стоимости.


* * *



Экспортерам и производителям сельхозпродукции - финансовая поддержка. Эти меры обозначены в Постановлении Президента РУз от 29.07.2019 г. N ПП-4406.


На 2019-2021 годы утверждены прогнозные показатели переработки и экспорта основных видов сельхозпродукции, планы по созданию агрологистических комплексов и центров, интенсивных садов вместо неэффективных, модернизации испытательных лабораторий, реализации проектов по переработке агропродукции, в том числе импортозамещающей, а также перечень принимаемых международных стандартов в пищевой промышленности. В общей сложности на это планируют направить свыше 1,3 млрд долларов США.

С участием Азиатского банка развития реализуют проект "Развитие инфраструктуры цепочки добавленной стоимости в сфере плодоовощеводства" общей стоимостью 244,75 млн долларов США (заем АБР - 197 млн, доля Узбекистана в экв. 47,75 млн в виде льгот по налоговым и таможенным платежам, оплаты финансовых расходов и финансирования прочих издержек).

С 1 августа 2019 года запускаются новые механизмы финансовой поддержки:

q во-первых, расходы по сертификации экспортеров сельхозпродукции покрываются Агентством продвижения экспорта по обоснованным расчетам Агентства "Узстандарт";

q во-вторых, из средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательства по кредитам коммерческих банков, привлеченных к реализации инвестиционных проектов в сфере переработки с/х продукции, предоставляются:

q компенсация на покрытие процентных расходов в национальной валюте с процентной ставкой, не свыше 1,5 размера ставки рефинансирования ЦБ на сумму, не более 10 млрд сумов - в части, превышающей ставку рефинансирования, но не более чем на 5 процентных пунктов;

q компенсация на покрытие процентных расходов в иностранной валюте по кредитам в сумме не свыше в экв. 10 млрд сумов - в размере 40% установленной коммерческими банками процентной ставки, но не более чем на 4 процентных пункта;

q гарантия до 50% суммы кредита, не превышающего 8 млрд сумов;

q в-третьих, для создания интенсивных садов вместо неэффективных предоставляются субсидии и поручительство по банковским кредитам (подпункты "б" и "в" пункта 7 Постановления Президента РУз от 20.03.2019 г. N ПП-4246).

Положительные результаты внедрения кооперационных объединений будут популяризировать (Постановление Президента РУз от 14.03.2019 г. N ПП-4239 "О мерах по развитию сельскохозяйственной кооперации в плодоовощной отрасли"). Здесь в приоритете увеличение числа субъектов, созданных на основе внесения членских (паевых) взносов, а также оказывающих услуги по переработке, продаже, снабжению, садоводству, животноводству, создание для них широких возможностей и дополнительных удобств. В рамках программы "Каждая семья - предприниматель" населению, владельцам приусадебных земель, дехканским и фермерским хозяйствам помогут создать сельхозкооперационные объединения, организовать и вести бизнес на основе кооперации.


* * *



В Правила пользования электрической энергией и в Правила пользования природным газом внесли очередные изменения (Постановление Кабинета Министров РУз от 30.07.2019 г. N 633).


Напомним, с 1 марта изменились правила внесения авансовых платежей за электроэнергию и природный газ: период, за который можно платить впрок, без последующего перерасчета при изменении тарифов, сократили вдвое - до 6 месяцев.


Рассматриваемые поправки имеют аналогичный характер, допустимый период сокращается еще в 3 раза - до 2 месяцев. Таким образом, предоплату за электроэнергию у бытовых потребителей будут принимать максимум за 2 месяца, без перерасчета при изменении тарифа.

Период, за который можно оплатить авансом природный газ, Правилами пользования природным газом не ограничен. Но при изменении тарифа потребитель освобождается от дополнительных платежей за предоплаченный объем только в течение 2 месяцев со дня оплаты.

К тем, кто успел внести авансовый платеж за свет и газ до 31 июля 2019 года, применяются прежние правила о 6 месяцах без доплаты.


Для справки. В отношении остальных категорий потребителей (небытовых) правила менялись также дважды: с 1 марта (Постановление Кабинета Министров РУз от 28.02.2019 г. N 182) и с 1 июня текущего года (Постановление Кабинета Министров РУз от 31.05.2019 г. N 452).


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 30.07.2019 г. N 636 утвержден обновленный порядок  лицензирования деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.


Административный регламент по оказанию этой государственной услуги заменил ранее действовавшее Положение (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 05.12.2018 г. N 994). Акт принят во исполнение Постановления Президента от 06.03.2019 г. N ПП-4230, предусматривающего упрощенный порядок грузовых и пассажирских перевозок. В частности, с 1 июля отменили ряд лицензионных требований, что нашло свое отражение в утвержденном регламенте.

Согласно новому порядку юридические лица и индивидуальные предприниматели получают лицензию исключительно через центры государственных услуг (ЦГУ) или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).

Лицензирующими органами являются Министерство транспорта (по международным перевозкам) и его территориальные подразделения (по городским, пригородным, междугородным перевозкам).

Перечень сведений, представляемых для получения лицензии, дополнен данными об имеющихся у лицензиата автотранспортных средствах и их принадлежности предприятию на основе права собственности, иных вещных прав или аренды. Соискателем заполняются бланк сведений и анкета по утвержденным формам.

Размер сбора за рассмотрение заявления не изменился - 1 МРЗП. При получении услуги через ЕПИГУ оплачивается 90% суммы сбора.

А вот сроки рассмотрения заявки значительно сократились. Теперь принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии (лицензионных карточек) уполномоченным органом должно занимать не более 1 рабочего дня с момента получения заявления (раньше на это давалось 5 дней). Уведомляют соискателя о принятом решении в течение 1 часа. На оплату госпошлины за выдачу лицензии, как и ранее, дается 3 месяца. Лицензии оформляются в течение 1 рабочего дня с момента уплаты госпошлины, с проставлением в них QR-кода.

И еще одно уточнение, прописанное в регламенте. При наличии лицензионной карточки на междугородные пассажирские перевозки автобусом или микроавтобусом получать дополнительную лицензионную карточку на городские и пригородные перевозки местных и иностранных граждан по туристско-экскурсионным маршрутам (нерегулярным маршрутам) не нужно.


* * *



Новые цены утверждены Постановлением Кабинета Министров от 30 июля 2019 года N 633. Об этом сообщается в Телеграм-канале Министерства юстиции.


Напомним, действующие розничные цены на автомобильный бензин и дизельное топливо установлены с 16 ноября прошлого года.


Предстоящие изменения наглядно отображены в таблице:

           

          

       

Вид топлива

     

    

Розничная цена, с учетом акцизного налога,

уплачиваемого при реализации конечному

потребителю (сум./литр)

       

    

Рост цен (%)

    

    

с 16 ноября 2018 года

до 15 августа 2019 года

       

      

с 15 августа 2019 года

        

автобензин марки Аи-80


4 000

4 500

12,5

автобензин марки Аи-91


4 500

реализация осуществляется

через биржевые торги

          

-

дизельное топливо


4 800

5 400

12,5

дизельное топливо ЭКО


4 900

5 700

16,3

          

       

Ежемесячную денежную компенсацию части расходов на приобретения бензина с аналогичной даты поднимут с 66 700 до 75 000 сумов, т.е. на 12,44%. Ее выплачивают участникам, инвалидам войны и приравненным к ним лицам, инвалидам I и II групп вследствие трудового увечья и профзаболеваний, а также инвалидам I и II групп с детства (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 30.10.2006 г. N 223).


* * *



Опубликован Указ Президента Республики Узбекистан от 30.07.2019 г. N УП-5775 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду".


Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми преобразована в Национальную комиссию и принудительному труду с соответствующими организационно-координационными и контрольно-аналитическими функциями. В ее составе две подкомиссии:

q по вопросам противодействия торговле людьми - возглавляется министром внутренних дел (заместитель председателя Национальной комиссии);

q по вопросам противодействия принудительному труду - возглавляется министром занятости и трудовых отношений (заместитель председателя Национальной комиссии).  

Руководство территориальными комиссиями по противодействию торговле людьми и принудительному труду возложено на Председателя Жокаргы Кенеса, хокимов областей, столицы и районов (городов). Задачи территориальных комиссий - неукоснительное, своевременное и качественное исполнение национального законодательства и предписаний Национальной комиссии.

Учреждается институт Национального докладчика по противодействию торговле людьми и принудительному труду, на которого возлагаются функции председателя Национальной комиссии. В его задачах ежегодное информирование Президента о ситуации, складывающейся в этом направлении в стране и мире, предпринимаемых мерах по преследованию и наказанию преступников, поддержке жертв торговли людьми. Национальный докладчик будет взаимодействовать с международным сообществом, организациями и правозащитниками, отстаивать национальные интересы на международной арене  в данной сфере, регулярно организовывать брифинги в СМИ.

В Закон "О противодействии торговле людьми" внесут поправки, определяющие механизм идентификации жертв торговли людьми согласно международным стандартам и порядок перенаправления жертв торговли людьми. Установят уголовную ответственность за допущение детского принудительного труда.


* * *



Международный банк реконструкции и развития выделит 100 млн долларов США на реализацию рамочного проекта "Комплексное развитие средних городов". - Об этом говорится в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 30.07.2019 г. N ПП-4409 "О мерах по реализации проекта "Комплексное развитие средних городов" с участием Международного банка реконструкции и развития".


Срок погашения займа - 30 лет, включая 5-летний льготный период. Вклад нашего государства в проект составляет в экв. 24,12 млн долларов США в виде налоговых и таможенных льгот, а также покрытия расходов по переселению.

Пилотные города в рамках проекта - Янгиюль (Ташкентская область), Каган (Бухарская область) и Чартак (Наманганская область). Реализуемые мероприятия и объекты, вводимые в эксплуатацию, указаны в "Дорожной карте".

Для реализации проекта создана специальная рабочая группа. Министерство инвестиций и внешней торговли создаст головную группу реализации проекта в Ташкенте и региональные группы в пилотных городах. Ведомство обеспечит при организации работ рамочный подход в связи с возможными изменениями в графике реализации и финансирования компонентов проекта с учетом принципов социальной и экологической защиты Всемирного банка.

На период реализации проекта освобождаются:

q ввозимые товары (приобретаемые работы, услуги) и транспортные средства, оборудование, технологии и материалы - от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов), в том числе от периодических таможенных платежей при их оформлении в таможенный режим "временного ввоза", по перечням, формируемым в установленном порядке, а также автотранспортных сборов;

q юридические лица-нерезиденты - от уплаты налога на прибыль юридических лиц;

q физические лица-нерезиденты - от уплаты налога на доходы физических лиц.  


* * *



Опубликован Закон РУз от 29.07.2019 г. N ЗРУ-550 "Об оружии".


Несмотря на то, что документ только обнародован, а вступит в силу еще через полгода, он уже наделал шума. Оживленная дискуссия началась еще на стадии общественного обсуждения законопроекта и возобновилась, как только стало известно, что документ одобрили в Сенате. В отдельных изданиях эта новость подавалась не иначе как "легализация оружия в Узбекистане". Но что на самом деле? Поскольку документ обрел итоговую форму и содержание, попробуем разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, остановимся на определении оружия и его классификации, которые приводятся в Законе. Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Таковыми не являются конструктивно сходные с оружием изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, а также спортивные снаряды.

         

         

      

Классификация оружия

        

Гражданское

Охотничье

огнестрельное оружие с нарезным стволом


огнестрельное гладкоствольное оружие, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм


огнестрельное комбинированное оружие (с нарезным стволом и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами


пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 джоулей и калибром более 4,5 мм


холодное клинковое оружие: охотничьи ножи, охотничьи стилеты и кинжалы


сигнальное оружие


Спортивное

огнестрельное оружие с нарезным стволом


огнестрельное гладкоствольное оружие


холодное клинковое оружие (рапиры, шпаги и сабли)


метательное оружие (луки, арбалеты и копья)


пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 джоулей


сигнальное оружие


Оружие самообороны

газовое оружие - газовые баллончики, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами


электрошоковые устройства, искровые разрядники и другие устройства, поражающее действие которых основано на использовании электрической энергии


Служебное

Предназначено для использования работниками юридических лиц при выполнении задач по защите жизни и здоровья граждан, имущества, охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции, а также должностными лицами государственных органов в целях обеспечения личной безопасности.


Боевое

Предназначено для ведения боевых действий и выполнения служебных задач, принято на вооружение Министерства обороны, МВД, СГБ, Государственной службы безопасности Президента, Национальной гвардии, ГТК, воинских формирований МЧС и Мининфокома.


          

            

Право на хранение, ношение, использование служебного оружия имеет ограниченный круг учреждений со специальными служебными задачами и должностных лиц госорганов. Их перечень позже утвердит Кабинет Министров. Порядок оборота боевого оружия и боеприпасов к нему установит Президент. То есть "простые смертные" заполучить служебное или боевое оружие законным способом не могут. Поэтому перейдем к гражданскому. По понятным причинам нас особо интересует оружие самообороны.

Анализ норм принятого Закона показал, что опасения общественности по поводу массового вооружения граждан и роста связанных с этим преступлений были необоснованными. Прежде всего, потому, что в документе превалируют запрещающие и обязывающие нормы. Это выражается в целом ряде аспектов.

Во-первых, перечень оружия, допустимого к использованию в качестве самообороны, строго ограничен. Обратите внимание на вышеизложенную таблицу: о "легализации" травматического, холодного или тем более огнестрельного оружия речи не идет. Только газовое (аэрозольное, не короткоствольное) и электропоражающие устройства. По сути, это специальные средства, а не оружие в привычном представлении. Именно такой термин, кстати, употребляется в статье 23 Закона "Об органах внутренних дел". Применять в целях самообороны охотничье или спортивное оружие, равно как предметы спортивного или хозяйственно-бытового назначения, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, запрещено.

К тому же ограничения касаются не только видов разрешенного для самообороны оружия, но и его технических характеристик. Правительство утвердит выходные параметры, являющиеся нормой для электрошоковых устройств и искровых разрядников, а также список нервно-паралитических, отравляющих и других сильнодействующих веществ, запрещенных к применению в качестве газового оружия.

Во-вторых, отнесение указанных выше средств самообороны к оружию причисляет их к объектам, ограниченным в обороте. Это предполагает особый порядок приобретения, хранения, ношения, применения, реализации, перепродажи и даже наследования. В частности:

q владеть оружием самообороны могут граждане, достигшие 18 лет. Довольно широкий круг лиц лишен этого права - помимо несовершеннолетних это недееспособные и ограниченно дееспособные, лица, привлеченные к административной ответственности за отдельные правонарушения или в отношении, которых возбуждено уголовное дело, отбывающие наказание, имеющие неснятую или непогашенную судимость и т.д.;

q чтобы получить разрешение на приобретение оружия самообороны, в орган Национальной гвардии необходимо подать пакет документов, включающий, в том числе медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к его владению. Разрешение выдается по итогам изучения представленных документов, со сроком действия в 3 месяца. Но оно не дает права на ношение и использование - для этого нужно отдельное разрешение. Его Нацгвардия выдает после регистрации приобретенного оружия. Срок действия этого документа - 3 года, он также дает право на перевозку оружия самообороны;

q купить оружие самообороны можно только в специализированном магазине (юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию), к которому Законом также предъявляется ряд требований. Перепродать его в дальнейшем путем прямой сделки между гражданами нельзя, только через те же лицензионные магазины и по специальному разрешению Нацгвардии на реализацию. Получить по наследству или в дар оружие могут только люди, у которых есть разрешение на приобретение;

q хранить оружие самообороны нужно по месту постоянного проживания в условиях, обеспечивающих сохранность, безопасность и исключающих доступ посторонних, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах;

q ношение оружия самообороны запрещено при проведении массовых мероприятий, во время нахождения в местах организации досуга, реализующих алкоголь, в образовательных, медицинских учреждениях, а также в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

q случаи и порядок применения оружия самообороны описаны довольно конкретно. Прибегать к этой мере можно для защиты жизни, здоровья и имущества в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости (статьи 37, 38 УК, Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20.12.1996 г. N 39 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно-опасных посягательств"). Применять оружие можно только после четко выраженного предупреждения (кроме случаев, когда оно невозможно или промедление опасно) так, чтобы не причинить вреда третьим лицам. О применении оружия владелец обязан незамедлительно сообщить в органы внутренних дел и оказать первую медпомощь гражданам, получившим телесные повреждения. В отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности и несовершеннолетних, если возраст очевиден или известен, оружие в качестве самообороны применять запрещено (исключительный случай - нападение, угрожающее жизни и здоровью граждан или владельца оружия).

В-третьих, Закон не только устанавливает строгие предписания, но и предусматривает последствия их несоблюдения. При выявлении нарушений владельцем разрешительных требований и условий действие разрешения (на приобретение или хранение и ношение) могут приостановить, а в случае систематического (2 или более) или однократного грубого нарушения в течение года, если это привело к причинению вреда жизни и здоровью, ущерба общественной безопасности, - прекратить.

И наконец, по-прежнему действует уголовная ответственность за умышленное причинение смерти или тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны (статьи 100, 107 УК). Именно поэтому о каждом случае причинения вреда жизни и здоровью в результате применения оружия незамедлительно сообщается прокурору.

Таким образом, суть Закона заключается в установлении правовых рамок, довольно жестких правил и требований в отношении оборота оружия и его использования. Документ начнет действовать через полгода - это срок, в течение которого Правительство, министерства и ведомства смогут разработать и утвердить необходимые подзаконные акты, а общественность - лучше ознакомиться с его содержанием.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 25.07.2019 г. N 626 "О дальнейшем совершенствовании системы здорового питания в государственных учреждениях дошкольного образования".


Правительством приняты к сведению положительные итоги эксперимента по заключению государственными дошкольными образовательными учреждениями города Ташкента прямых договоров с субъектами предпринимательства о доставке продуктов питания и готовых блюд, отвечающих требованиям качества и санитарно-гигиеническим нормам.


Для справки. Эксперимент в г. Ташкенте проводился в соответствии с пунктом 3 Постановления Президента от 09.09.2017 г. N ПП-3261 "О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования".


Документом утверждены:

q Положение о порядке организации здорового питания в государственных учреждениях дошкольного образования;

q Положение о порядке организации здорового питания в государственных учреждениях дошкольного образования методом аутсорсинга;

q План мероприятий по совершенствованию организации здорового питания в государственных учреждениях дошкольного образования на 2019-2021 годы.

Установлено, что здоровое питание в госучреждениях дошкольного образования методом аутсорсинга организуется по итогам конкурса, который проводится Министерством дошкольного образования. В состав конкурсной комиссии, которую возглавляет заместитель министра народного образования, включаются ответственные работники Министерства, а также специалисты Центра санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава, Ассоциации поваров Узбекистана, а также представители территориальных подразделений МДО.

С аутсорсерами, победившими в конкурсе, будут заключать договоры на срок от 1 года до 3 лет. В общем порядке договор будет заключаться на год, а с аутсосерами, принявшими на себя обязательства по инвестированию средств для укомплектования материально-технической базы столовой современным оборудованием, срок договора будет составлять 3 года.

Расходы аутсорсера на коммунальные услуги, использованные при организации здорового питания, покрываются в пределах средств, выделенных на эти цели из Государственного бюджета. Кроме того, предоставленные аутсорсерам производственные помещения столовой, оборудование, посуда и мебель оплачиваются по нулевой ставке. Средства, сэкономленные за счет организации аутсорсинга, будут направлены на улучшение условий питания воспитанников.

Министерству здравоохранения поручено ежемесячно по графику контролировать качество продуктов и готовых блюд, соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов в процессе приготовления питания работниками столовых. Для поваров и их помощников будет введено обязательное прохождение повышения квалификации каждые 3 года.

Министерству высшего и среднего специального образования поручено начиная с 2019-2020 учебного года организовать подготовку  специалистов по направлению "Технология и организация общего питания".

В документе также определены цели, задачи, основные требования к организации питания в учреждениях дошкольного образования методом аутсорсинга, права и обязанности аутсорсера, заказчика.


* * *



Узбекистану выделят павильон Всероссийского выставочного центра в Москве. Президент утвердил соответствующее межправительственное Соглашение, подписанное 30 мая 2019 года в Ургенче (Постановление Президента РУз от 29.07.2019 г. N ПП-4405).


Экспозиционный центр "Выставочно-культурный центр Республики Узбекистан" откроется в павильоне N 66 на территории Всероссийского выставочного центра в Москве.

Площадка размером 1 478,5 кв. м (г. Москва, просп. Мира, д. 119, строение 66) передается в аренду на 49 лет за символическую плату - 1 российский рубль в год. Предусмотрена автоматическая пролонгация Соглашения и, соответственно, арендных отношений на очередные 49-летние периоды на тех же условиях.

До передачи объекта узбекской стороне его внутреннюю часть отремонтируют и отреставрируют. Текущий ремонт внешней части (фасада) за арендатором.

Уполномоченными органами сторон соглашения являются Правительство Москвы и хокимият г. Ташкента. МИД Узбекистана поручено направить российской стороне соответствующее уведомление о выполнении нашим государством внутренних процедур, необходимых для вступления международного договора в силу и о компетентном органе, ответственном за его реализацию.

Последующий контроль за выполнением обязательств нашей страны возложен на Кабинет Министров и руководителей соответствующих министерств и ведомств.


* * *




Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 24.07.2019 г. N 625 "О проведении мультииндикаторного кластерного обследования в Республике Узбекистан в 2020-2021 годах".


Национальным агентством проектного управления при Президенте (НАПУ), Госкомитетом по статистике и Представительством Детского фонда ООН в Узбекистане подписано трехстороннее соглашение по реализации проекта "Мультииндикаторное кластерное обследование в Республике Узбекистан".

В связи с принятым Постановлением утвержден состав Национального межсекторального Координационного совета по проведению мультииндикаторного кластерного обследования в 2020-2021 годах, задачами которого определены:

q обеспечение своевременного и качественного выполнения мер, связанных с подготовкой и проведением обследования в соответствии с требованиями глобальной программы "Multiple Indicator Cluster Survey" (MICS);

q координация взаимодействия между уполномоченным органом, ответственным за проведение мероприятия, и другими органами государственной и исполнительной власти на местах;

q утверждение плана, бюджета и вопросников обследования в соответствии с общими рекомендациями глобальной программы MICS.

Документом также утверждена схема проведения обследования.

Госкомстат определен уполномоченным органом по проведению мероприятия и осуществлению следующих задач:

q формирование количества и списка домохозяйств, подлежащих обследованию;

q разработка плана, бюджета и вопросников обследования, его проведение на местах;

q привлечение экспертов, в том числе зарубежных, для проработки и решения вопросов, связанных с мероприятием;

q разработка инструкции для интервьюеров по заполнению вопросников и организация тренингов по подготовке специалистов к проведению обследования.

За лицами, привлекаемыми для проведения мероприятия и обработки его результатов, сохраняются место (должность) и средний заработок по месту основной работы.

Работникам, участвующим в обследовании, откроют доступ к медицинским картам детей в возрасте до 5 лет в семейных поликлиниках для изучения состояния их иммунизации.


* * *



Признание и нострификацию зарубежных документов об образовании объединили. Постановлением Кабинета Министров от 24.07.2019 г. N 620 вводится обновленная процедура, ранее действующее Положение утратило свою силу (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 25.07.2000 г. N 283).


Согласно новому порядку, официальное признание зарубежного образовательного документа - это подтверждение квалификации его владельца, дающее ему право получать образование и осуществлять профессиональную деятельность в Узбекистане. Сейчас это единый процесс, без разделения на процедуры признания и нострификации (установление эквивалентности).



Процедура подачи заявки


Заявления о признании дипломов о среднем специальном, профессиональном, высшем образовании, а также документов о повышении квалификации и переподготовке принимаются исключительно через центры государственных услуг (ЦГУ) или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). Услуга - платная, размер сбора составляет 3 МРЗП (с 1 сентября - 3 БРС). Процедуру признания осуществляет Государственная инспекция по надзору за качеством образования (далее - Инспекция).

С 1 сентября порядок обращения через ЦГУ и ЕПИГУ станет обязательным и для признания документов о среднем и общем среднем образовании. Уполномоченными органами являются областные управления народного образования, Министерство народного образования Республики Каракалпакстан и Главное управление народного образования г. Ташкента. Оказание услуги - бесплатное.

Обратиться за признанием документа об образовании могут граждане Узбекистана, иностранные граждане и лица без гражданства.

При подаче заявки заполняется анкета, к которой прилагаются документ об образовании и копия приложения к нему, а также копия их нотариально заверенного перевода на государственный язык.



Процедура признания


ЦГУ после получения всех необходимых документов направляет их для изучения в комиссии, создаваемые при управлениях народного образования и Инспекции.

Зарубежные документы о среднем, общем среднем, среднем специальном, профессиональном образовании, а также о повышении квалификации признаются напрямую без проведения испытаний, на основании заключения соответствующей комиссии. Аналогичный упрощенный порядок признания применяется также в некоторых других случаях по установленному перечню (Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.01.2019 г. N ПП-4119 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за качеством образования").

В остальных случаях после получения положительного заключения экспертной комиссии Инспекция организует для претендентов тестовые испытания. Они состоят из 50 вопросов, охватывающих предметы образовательных направлений, по которым велось обучение. На решение тестов дается 100 минут, по 2 минуты на каждый вопрос. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Признанию подлежат дипломы лиц, набравших более 54 баллов.

После положительных итогов всех процедур оформляются и выдаются следующие документы:

q справка - о признании документа о среднем, общем среднем образовании;

q удостоверение - о признании документов о среднем специальном, профессиональном, а также высшем образованиях, переподготовке и повышении квалификации кадров.






















































Время: 0.0313
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск