ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Страхование / Общие положения /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.08.2019 г. N ПП-4412 "О мерах по реформированию и обеспечению ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.08.2019 г.

N ПП-4412



О МЕРАХ

ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО

РЫНКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


В республике последовательно реализуются меры по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития финансового рынка, расширения масштабов охвата населения качественными финансовыми услугами, поддержки деятельности страховых организаций, а также защиты прав и законных интересов потребителей в данной сфере.

Вместе с тем на современном этапе реформ активное развитие финансовых услуг, направленных на обеспечение стабильного роста экономики, повышение качества и уровня жизни населения, обуславливает усиление роли страхового рынка и широкое применение инструментов страхования в республике.

В целях дальнейшего реформирования и обеспечения динамичного развития национального страхового рынка, внедрения новых востребованных видов страховых услуг, повышения доверия потребителей к страховому рынку, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития":


1. Определить основными направлениями реформирования и ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере страхования, в том числе последовательное внедрение стандартов и рекомендаций международных организаций и лучших мировых практик в данной сфере;

институциональное развитие системы регулирования страховой деятельности, направленное на обеспечение надежности и устойчивости страхового рынка путем внедрения эффективных механизмов регулирования и пруденциального надзора;

повышение уровня капитализации, платежеспособности и финансовой устойчивости профессиональных участников страхового рынка, улучшение качества их активов, а также развитие инвестиционной деятельности страховщиков;

развитие и расширение инфраструктуры страхового рынка путем активизации деятельности страховых брокеров, совершенствования системы работы страховых агентов, внедрения механизмов банкострахования, а также повышения роли профессиональных участников страхового рынка в целом;

усиление защиты прав потребителей страховых услуг и других субъектов страховой деятельности, повышение страховой грамотности населения и их доверия к страхованию, обеспечение открытости и прозрачности страхового рынка;

расширение объемов, спектра и повышение качества предоставляемых страховых услуг путем внедрения новых инновационных и развития традиционно востребованных страховых продуктов;

широкое использование современных информационных технологий в сфере организации и регулирования страховой деятельности, активное внедрение и развитие электронных видов страховых услуг;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов страхового рынка, применение современных методов обучения, стимулирование научно-исследовательской деятельности в сфере страхования;

формирование и поддержание положительного имиджа, а также повышение инвестиционной привлекательности национального страхового рынка, в том числе посредством его интеграции с международными и зарубежными страховыми рынками.


2. Утвердить:

"Дорожную карту" по ускоренному развитию страхового рынка Республики Узбекистан на 2019-2020 годы (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 1;

Целевые показатели ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2019-2022 годы согласно приложению N 2.

Возложить на руководителей министерств, ведомств, органов государственной власти на местах и иных организаций персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой", а также достижение целевых показателей.


3. Согласиться с предложениями Министерства финансов, Министерства экономики и промышленности, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:

о поэтапном повышении в течение 2020-2022 годов минимальных размеров уставного капитала страховщиков, дифференцированных в зависимости от видов страховой деятельности, согласно приложению N 3;

об увеличении до 50 процентов от уставного фонда страховой организации предельного размера резервного фонда страховой организации, формируемого за счет отчислений в размере до 20 процентов доходов с отнесением их к вычитаемым расходам;

о внедрении механизма оформления электронных полисов (Е-полис) по отдельным видам страхования, в том числе через Интернет, мобильные приложения, инфокиоски, приравняв их к договорам (полисам) страхования на бумажных носителях.


4. Установить, что с 1 января 2020 года:

ставка единого налогового платежа для юридических лиц - страховых (перестраховочных) брокеров и страховых агентов определяется в размере 13 процентов от комиссионных вознаграждений;

не допускается участие страховой (перестраховочной) организации в уставных фондах других страховых (перестраховочных) организаций, за исключением участия в уставных фондах страховых организаций другой отрасли страхования на условиях ограничения их взаимного участия;

уполномоченный государственный орган на основе анализа применяемых страховщиками страховых тарифов, уровня удовлетворенности потребителей качеством страховых услуг, эффективности страховых продуктов устанавливает минимальный уровень страховых резервов, обеспечивающих их адекватность принимаемым рискам страхования, а также имеет право устанавливать минимальные страховые тарифы рекомендательного характера на основании актуарных расчетов.

5. Внедрить с 1 октября 2019 года порядок, в соответствии с которым до передачи страховых обязательств в перестрахование иностранным страховым организациям перестрахователь (перестраховочный брокер) обязан направить оферты по перестрахованию (предложения заключить договоры перестрахования) в размере не менее 50 процентов передаваемых обязательств страховым организациям, имеющим право осуществлять перестраховочную деятельность на территории Республики Узбекистан. При этом:

условия оферты должны соответствовать условиям передачи страховых обязательств в перестрахование иностранным страховым организациям;

акцепт или отказ от акцепта оферты перестраховщиками - отечественными страховыми организациями осуществляется не позднее двух рабочих дней, если в оферте не указан более поздний срок для акцепта;

страховые обязательства принимаются перестраховщиком - отечественной страховой организацией в пределах объема своего собственного удержания;

перестраховщик - отечественная страховая организация при наступлении страхового случая и осуществлении страховой выплаты по основному договору страхования следует решениям перестрахователя в рамках условий договора перестрахования.

Установить, что требования настоящего пункта не распространяются на облигаторное перестрахование и не применяются в случаях, если международными договорами и инвестиционными соглашениями Республики Узбекистан предусмотрен иной порядок.


6. Определить, что льгота по налогу на доходы физических лиц в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности в Республике Узбекистан по долгосрочному страхованию жизни (отрасль страхования жизни всех классов), применяется при следующих условиях:

а) при единовременной выплате страховой суммы не ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом оплата страховых взносов должна быть осуществлена по невозрастающему порядку в период 12 месяцев, предшествующих дате выплаты страховой суммы.

При наступлении по договору страхового случая иного, чем дожитие застрахованного лица до определенного возраста или срока по долгосрочному страхованию жизни (все классы отрасли страхования жизни), выплата страхового возмещения или страховой суммы может быть осуществлена ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору с применением указанной льготы;

б) при начале выплаты ренты (аннуитета) не ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом сумма фактически накопленных средств (резерва) по договору на дату выплаты текущей ренты (аннуитета) не должна быть меньше четырехкратного размера указанной ренты (аннуитета);

в) при начале выплаты ренты (аннуитета) ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом сумма фактически оплаченных страховых взносов на начало выплаты первоначальной ренты (аннуитета) не должна быть меньше годового размера страховой премии по договору и выплата рент (аннуитетов) должна быть осуществлена с соблюдением требования подпункта "б" настоящего пункта.

При удержании и перечислении в бюджет налога на доходы физических лиц у источника выплаты страховщиком в связи с досрочным прекращением договора долгосрочного страхования жизни или нарушением требований настоящего пункта страховщиком выдается страхователю справка о сумме полученных страховых премий, удержанного налога на доходы физических лиц и возвращаемых средствах.


7. Внедрить, начиная с 2020/2021 учебного года, порядок приема работников профессиональных участников страхового рынка на заочное и вечернее отделения по направлению образования "Страховое дело" профильных высших образовательных учреждений на платно-контрактной основе вне устанавливаемых квот приема без проведения тестовых испытаний.

При этом прием в высшие образовательные учреждения осуществляется по итогам собеседования и при условии:

наличия у работника общего среднего или среднего специального, профессионального образования и практического стажа работы не менее 2 лет на страховом рынке;

осуществления гарантированной оплаты контракта работодателем - профессиональным участником страхового рынка и обязательной отработки работником - выпускником в штате профессионального участника страхового рынка в течение 3 лет после окончания обучения.


8. Министерству финансов совместно с Фондом "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками обеспечить в установленном порядке организацию на системной основе обучения, повышения квалификации и прохождения стажировки специалистов страхового рынка в зарубежных образовательных и других организациях.

Предоставить Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана право внесения в установленном порядке в Фонд "Эл-юрт умиди" рекомендательного письма в отношении специалиста страхового рынка с обоснованием необходимости его обучения, повышения квалификации или прохождения стажировки за рубежом.


9. Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан до 30 ноября 2019 года проработать вопрос включения в Программу по повышению эффективности государственного управления при техническом содействии правительства Объединенных Арабских Эмиратов отдельного направления по повышению квалификации специалистов в сфере страховой деятельности.


10. Одобрить предложение Министерства финансов о создании на базе Государственной инспекции по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Узбекистан Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Агентство).


11. Определить основными задачами Агентства:

обеспечение открытости и прозрачности функционирования страхового рынка и деятельности его профессиональных участников, в том числе путем системной публикации статистических и финансовых показателей в сфере страховой деятельности;

обеспечение защиты прав потребителей страховых услуг и других участников страховых отношений, содействие в повышении доверия населения к страховому рынку и развитии страховой культуры в обществе;

содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов страхового рынка, в том числе за рубежом, а также с привлечением экспертов и специалистов международного уровня;

установление обязательных нормативов и требований по платежеспособности страховщиков, формированию и использованию страховых резервов, а также разработку рекомендаций по организации эффективной страховой деятельности;

контроль за соблюдением профессиональными участниками страхового рынка законодательства в сфере страховой деятельности, а также установленных нормативов и требований по обеспечению их финансовой устойчивости;

лицензирование страховой деятельности страховщиков (перестраховщиков) и страховых брокеров, сертификация деятельности актуариев;

формирование и ведение интегрированной информационной системы по учету и отчетности, дистанционному надзору и оперативному онлайн-мониторингу состояния страхового рынка и деятельности его профессиональных участников;

содействие в развитии традиционно востребованных и внедрении новых видов страховых услуг, направленных на обеспечение растущих потребностей населения и субъектов предпринимательства, усиление страховой защиты в сфере сельскохозяйственной деятельности;

организацию сотрудничества с аналогичными структурами зарубежных государств, международными финансовыми институтами и другими зарубежными организациями в сфере страховой деятельности.


12. Определить, что:

Агентство является уполномоченным государственным органом по регулированию и развитию страхового рынка, а также правопреемником Министерства финансов Республики Узбекистан по всем его правам, обязательствам и договорам в части регулирования и надзора за страховой деятельностью;

содержание Агентства осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством;

Агентство возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра финансов Республики Узбекистан;

директор Агентства по статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра;

на работников Агентства распространяются условия оплаты труда, установленные для работников Министерства финансов Республики Узбекистан.


13. Установить предельную численность управленческого персонала Агентства в количестве 28 единиц в пределах установленной общей численности управленческого персонала системы Министерства финансов Республики Узбекистан.


14. Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан до 30 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:

правовые основы внедрения механизмов обязательного медицинского страхования;

пилотное внедрение в Сырдарьинской области механизмов оплаты медицинских услуг за "пролеченный случай" и методологию системы финансирования на основе "подушевого норматива" - начиная с 2020 года, а также системы обязательного медицинского страхования - с 2021 года.


15. Министерству финансов совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

а) в двухмесячный срок:

проект решения Правительства об организации деятельности Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан, предусмотрев в том числе утверждение структуры и положения об Агентстве;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

б) до 1 января 2020 года - проект Стратегии поэтапного внедрения в страховую деятельность международных стандартов достаточности капитала и платежеспособности страховщиков, направленных на риск-ориентированный подход регулирования деятельности страховых организаций.


16. Утвердить:

состав Рабочей группы по содействию реформированию и ускоренному развитию страхового рынка Республики Узбекистан согласно приложению N 4;

План подробных практических мероприятий по реализации настоящего постановления согласно приложению N 5.

Рабочей группе (Кучкаров Д.) обеспечить:

координацию и контроль безусловного исполнения мер, предусмотренных настоящим постановлением, а также организацию их своевременной, полной и качественной реализации;

системный мониторинг за выполнением целевых показателей ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2019-2022 годы;

ежеквартальное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о ходе исполнения настоящего постановления.


17. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации выступления и тематические передачи по широкому освещению целей и задач настоящего постановления.


18. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра финансов Кучкарова Д.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 02.08.2019 г. N ПП-4412



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по ускоренному развитию страхового

рынка Республики Узбекистан

на 2019-2020 годы


  

N

     

    

Мероприятия

     

      

Срок

исполнения

     

    

Ответственные

за исполнение

      

  

Ответственные

за контроль

       

     

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-

ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ

      

1.

Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О страховой деятельности" в новой редакции, в том числе предусматривающего:

определение основных понятий в сфере страхования (страховой тариф, страховая премия, страховая стоимость, страховая сумма, страховая выплата, франшиза и др.);

определение основ государственной защиты прав и законных интересов, а также прав и обязанностей потребителей страховых услуг;

особенности и порядок организации взаимного страхования, сострахования, перестрахования и страхового пула;

требование по созданию страховых организаций в форме акционерного общества;

дальнейшее совершенствование системы осуществления и регулирования деятельности профессиональных участников страхового рынка с учетом мировой практики страхования;

расширение полномочий уполномоченного государственного органа, а также внедрение пруденциальных методов регулирования, современных механизмов корпоративного управления в сфере страхования;

уточнение особенностей и механизмов прекращения действия лицензии страховщика, ее аннулирования, а также порядка передачи страхового портфеля или страховых обязательств по договорам страхования другим страховым организациям;

правовые основы и механизмы оказания электронных видов страховых услуг, в том числе онлайн-страхования;

особенности электронного взаимообмена данными между профессиональными участниками страхового рынка и государственными органами в сфере страхования;

квалификационные требования, предъявляемые к руководителю и главному бухгалтеру профессиональных участников страхового рынка и их обособленных подразделений.

Форма реализации: проект закона

      

январь

2020 года

за разработку -

Министерство финансов (Ишметов Т.)

за своевременное согласование -

заинтересованные министерства и ведомства

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

  

2.

Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "Об обязательных видах страхования", в том числе предусматривающего:

виды обязательного страхования, их общие принципы, основные понятия, права, обязанности и ответственность субъектов обязательных видов страхования;

условия и порядок осуществления обязательных видов страхования;

механизмы гарантирования компенсации убытков (ущерба, вреда), а также контроля за заключением договоров обязательных видов страхования;

формирование и ведение единой информационной системы по обязательным видам страхования.

Форма реализации: проект закона


октябрь

2020 года

за разработку -

Фонд гарантирования выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Зокиров Л.)

за координацию -

Министерство финансов (Ишметов Т.)

за своевременное согласование -

заинтересованные министерства и ведомства

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

3.

Совершенствование механизмов добровольного пенсионного страхования, направленных на:

повышение уровня пенсионного обеспечения граждан путем внедрения новых видов и механизмов добровольного пенсионного страхования с учетом передовой зарубежной практики;

создание Фонда гарантирования выплат по страхованию жизни с определением источников его финансирования и целей использования средств Фонда.

Форма реализации: проекты нормативно-правовых актов


июль

2020 года

за разработку -

Министерство финансов (Ишметов Т.)

за своевременное согласование -

заинтересованные министерства и ведомства

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

4.

Внесение изменений и дополнений в Положение о лицензировании страховой деятельности страховщиков и страховых брокеров, в том числе направленных на:

совершенствование лицензионных требований и условий при осуществлении страховой деятельности, в том числе предусмотрев требования к финансовой устойчивости участников (учредителей, акционеров) страховщика;

оптимизацию перечня документов, необходимых для представления в лицензирующий орган для получения лицензии;

пересмотр Классификатора страховой деятельности с учетом передовой зарубежной практики.

Форма реализации: проект постановления Кабинета Министров


июнь

2020 года

за разработку -

Министерство финансов (Ишметов Т.)

за своевременное согласование -

заинтересованные министерства и ведомства

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

5.

Расширение перечня инвестиционных инструментов и развитие инвестиционной деятельности страховых (перестраховочных) организаций, в том числе на рынках ипотеки, лизинговых и микрофинансовых услуг, ценных бумаг и др.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт


октябрь

2019 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка

за выработку предложений по расширению перечня объектов инвестиционной деятельности страховщиков -

Центральный банк (Нурмуратов М.), Агентство по развитию рынка капитала (Назиров О.)

    

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

6.

Разработка и утверждение Положения о порядке изготовления, хранения, использования, учета и списания бланков страховых полисов, направленного на обеспечение целевого использования бланков страховых полисов и повышение ответственности страховщиков и страховых посредников в данной сфере.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт


март

2020 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

7.

Разработка и утверждение Положения о порядке создания страхового пула, предусматривающего общие условия организации работы страхового пула, механизмов взаимодействия между его участниками и принятия ими решений в рамках пула.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт


ноябрь

2020 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка за внедрение механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства -

Антимонопольный комитет (Шарипов Н.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

       

II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ

РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      

8.

Совершенствование нормативов платежеспособности страховщиков (перестраховщиков) и порядка их определения, а также требований по размещению активов и перестраховочным операциям страховщиков (перестраховщиков), в том числе предусмотрев:

разработку отдельных положений о платежеспособности страховщиков в отрасли общего страхования и страхования жизни с учетом основных принципов страхования и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров;

порядок расчета показателя достаточности капитала страховщиков и перестраховщиков, а также систему мониторинга его соблюдения страховщиками (перестраховщиками);

совершенствование механизмов обеспечения качества активов;

пересмотр в сторону снижения максимального объема страховых обязательств, передаваемых в перестрахование за пределы республики, по каждому отдельному договору страхования (перестрахования) с учетом передовой зарубежной практики.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт


ноябрь

2019 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

9.

Совершенствование методики расчета, порядка образования и размещения страховых резервов страховщиками, в том числе предусмотрев:

разработку отдельных положений о страховых резервах страховщиков в отрасли общего страхования и страхования жизни, с учетом основных принципов страхования и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров;

современные механизмы ведения учета страховых резервов и составления отчетности по ним;

систему раннего предупреждения рисков и снижения уровня надежности страховщиков;

механизмы противодействия нарушениям принципов здоровой рыночной конкуренции и применению необоснованно низких страховых тарифов, обеспечения полноценного формирования страховых резервов, адекватных принимаемым рискам страхования;

формирование стабилизационного резерва по договорам страхования будущего урожая хлопка-сырца и зерновых колосовых культур.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт


март

2020 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка

Кабинет Министров (Кучкаров Д.)

10.

Внедрение института "назначенного актуария", предусматривающего создание в страховых организациях отдельного штата актуария с прямым подчинением его вышестоящим органам управления страховщиков, а также правом прямого обращения в уполномоченный государственный орган при выявлении признаков неплатежеспособности и нарушении нормативов страховщиков.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт

      

ноябрь

2020 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

11.

Оптимизация страховой, финансовой и иной отчетности страховщиков, в том числе с учетом их унификации и внедрения электронных форм отчетности.

Форма реализации: план мероприятий


разработка:

ноябрь

2019 года


реализация:

2019-2020 гг.


за совместную разработку и реализацию -

Министерство финансов (Ишметов Т.), Государственный комитет по статистике (Бегалов Б.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

12.

Создание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов субсидирования из бюджета части страховых возмещений по договорам страхования будущего урожая хлопка-сырца и зерновых колосовых культур.

Форма реализации: состав комиссии


август

2019 года

за организацию утверждения -

Министерство финансов (Ишметов Т.)

за подготовку на утверждение -

АО "Узагросугурта" (Отамуратов С.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

    

III. РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ

ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРАХОВОГО РЫНКА

      

13.

Разработка и утверждение Положения о страховых агентах в новой редакции с учетом:

внедрения современных методов организации и регулирования деятельности страховых агентов;

внедрения механизмов эффективного взаимодействия между страховщиками и страховыми агентами;

создания институтов сертифицированных страховых советников и фирменных страховых агентов.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт


июль

2020 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

14.

Разработка и утверждение Положения о порядке оказания аджастерских, сюрвейерских услуг и услуг ассистанс, направленного на систематизацию организации работы субъектов в данных сферах и внедрение единых требований к оказанию указанных услуг в интересах потребителей.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт


август

2020 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка

за внедрение механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства -

Антимонопольный комитет (Шарипов Н.)

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

15.

Усиление роли Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана в развитии страховой деятельности путем принятия необходимых мер по активизации и повышению эффективности ее деятельности.

Форма реализации: комплекс мер


разработка:

декабрь

2019 года


реализация:

2019-2020 гг.

за разработку и координацию -

Агентство по развитию страхового рынка

за разработку и реализацию -

Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана (Иминов Ф.)

(по согласованию)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

16.

Изучение передовой зарубежной практики увеличения емкости внутреннего страхового рынка, а также организации эффективной деятельности в сфере перестрахования с последующей разработкой соответствующих предложений о возможностях и перспективах:

создания страховой организации, осуществляющей деятельность исключительно по перестрахованию, в том числе с привлечением ведущих международных страховых компаний в качестве участников;

внедрения порядка сертификации страхового (перестраховочного) брокера, а также государственной регистрации иностранных страховых (перестраховочных) брокеров для осуществления ими деятельности на территории республики.

Форма реализации: аналитическая записка с предложениями


октябрь

2019 года

за обобщение и подготовку-

Агентство по развитию страхового рынка

за подготовку предложений в части привлечения международных страховых компаний - Министерство инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

17.

Изучение зарубежной практики в сфере организации актуарной деятельности, подготовка на этой основе предложений, в том числе по расширению доступа актуарных организаций и актуариев к статистическим данным министерств и ведомств.

Форма реализации: аналитическая записка с предложениями


декабрь

2019 года

за обобщение и подготовку-

Министерство финансов (Ишметов Т.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

18.

Организация создания Общества актуариев в форме негосударственной некоммерческой организации, деятельность которого направлена на содействие:

развитию актуарной деятельности в республике;

в подготовке и повышении квалификации актуариев;

созданию механизма саморегулирования страховых организаций в сфере обеспечения и повышения уровня их платежеспособности и внедрения института "назначенного актуария";

организации работы по оценке и управлению страховыми рисками в страховых организациях.

Форма реализации: организационные мероприятия


январь

2020 года

за организацию и содействие -

Агентство по развитию страхового рынка

за организацию -

актуарии (по согласованию)

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

      

IV. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ,

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ СТРАХОВОГО РЫНКА

       

19.

Внесение изменений и дополнений в Положение о единых требованиях и стандартах предоставления перестраховочных услуг, предусматривающих механизмы направления перестрахователем (перестраховочным брокером) страховым организациям, имеющим право осуществлять перестраховочную деятельность на территории Республики Узбекистан, оферт по перестрахованию до передачи рисков в перестрахование иностранным страховым организациям.

Форма реализации: ведомственный нормативно-правовой акт


сентябрь

2019 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

20.

Реализация комплекса мер по получению международных рейтингов страховыми организациями, включающего в себя:

разработку методических рекомендаций по проведению рейтинговой оценки страховых организаций с целью определения их надежности и финансовой устойчивости;

проведение представителями отечественных и международных рейтинговых агентств среди страховых организаций разъяснительной работы в сфере присвоения рейтингов;

стимулирование прохождения страховыми организациями проверки "duediligence" и получения международных рейтингов.

Форма реализации: комплекс мер


разработка:

январь

2020 года


реализация:

в течение

2020 года

за разработку и реализацию -

Агентство по развитию страхового рынка

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

21.

Внедрение практики самостоятельного проведения коммерческими банками открытой и прозрачной рейтинговой оценки страховых организаций для их участия в кредитных программах.

При этом предусматривается разработка типовой методики рейтинговой оценки страховых организаций, включающей рекомендуемые требования коммерческих банков к страховым организациям и методику анализа их финансовой устойчивости и устойчивости к бизнес-рискам.

Форма реализации: типовая методика


июнь

2020 года

за совместную организацию разработки -

Центральный банк (Норкулов И.), Агентство по развитию страхового рынка

за внедрение в практику -

Ассоциация банков Узбекистана (Хамидов Б.), коммерческие банки

(по согласованию)


Центральный банк

(Нурмуратов М.)

22.

Разработка и утверждение методических рекомендаций по оценке и управлению страховыми рисками в страховых организациях, а также обеспечению прозрачности и достоверности предоставляемой потребителям информации о текущем финансовом и экономическом состоянии страховщиков.

Форма реализации: методические рекомендации


июль

2020 года

за разработку и утверждение -

Агентство по развитию страхового рынка

Кабинет Министров (Кучкаров Д.)

23.

Выработка практических мер по увеличению размеров уставных капиталов страховых организаций с государственной долей путем дополнительной эмиссии акций с условием их реализации частным инвесторам, в том числе иностранным.

Форма реализации: решение высшего органа управления общества


июль

2020 года

за обобщение и подготовку -

Агентство по управлению государственными активами (Хайдаров А.)

за подготовку предложений -

Министерство финансов (Ишметов Т.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

        

V. УСИЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СТРАХОВЫХ

УСЛУГ И ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ

СТРАХОВОЙ КУЛЬТУРЫ

       

24.

Мониторинг страхового рынка путем проведения социальных опросов с дальнейшей выработкой предложений и рекомендаций по повышению качества и конкурентоспособности страховых продуктов.

Форма реализации: график организационных мероприятий


разработка:

ноябрь

2019 года


реализация:

2019-2020 гг.

за разработку и реализацию -

Антимонопольный комитет (Шарипов Н.)

за своевременное рассмотрение предложений и рекомендаций -

Агентство по развитию страхового рынка


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

25.

Организация рекламно-просветительской работы, направленной на повышение страховой культуры в обществе и доверия населения к страховому рынку, а также популяризацию страхования и расширение его потенциала в регионах республики, в том числе:

проведение "круглых столов", брифингов, конференций, а также практических семинаров;

подготовка специальных образовательных и информационных телепередач;

проведение рекламной, в том числе социально-ориентированной рекламной кампании.

Форма реализации: медиа план


разработка:

сентябрь

2019 года


реализация:

2019-2020 гг.

за разработку и координацию -

Агентство по развитию страхового рынка

за содействие в реализации - НТРК (Хаджаев А.), ИА"UzReport" (Джураев Р.)

(по согласованию),

Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана (Иминов Ф.)

(по согласованию)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

26.

Совершенствование практики публикации в сети Интернет информации о страховом рынке и страховании в целом, в том числе путем подробного раскрытия сведений:

о страховых премиях, принятых обязательствах, выплаченных страховых возмещениях (страховых суммах), количестве заключенных договоров по видами классам страхования, в том числе в разрезе регионов и страховых организаций;

об основных показателях финансовой и инвестиционной деятельности, а также других количественных и качественных показателях профессиональных участников страхового рынка;

публичной оферты о заключении договоров страхования, а также основных условиях оказания страховых услуг.

Форма реализации: таблицы, диаграммы, инфографики, справочные и другие материалы


с октября

2019 года

ежеквартально

за реализацию-

Агентство по развитию страхового рынка

Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

27.

Организация широкого освещения в средствах массовой информации преимуществ страхования, сведений о современных страховых услугах, порядка заключения договоров страхования и выплаты страховых возмещений (страховых сумм), а также механизмов защиты прав потребителей страховых услуг.

Форма реализации: передачи, видеоролики, рекламные кампании, публикации и др.


2019-2020гг.

за совместную организацию -

Агентство по развитию страхового рынка,

Антимонопольный комитет (Шарипов Н.)

за содействие в реализации - НТРК (Хаджаев А.), ИА"UzReport" (Джураев Р.)

(по согласованию),

Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана (Иминов Ф.)

(по согласованию)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

28.

Организация и проведение с участием представителей международных и зарубежных организаций, субъектов страховой деятельности и других финансовых институтов:

ежегодно

начиная с:


за организацию -

Агентство по развитию страхового рынка

за содействие в организации -

Министерство иностранных дел (Камилов А.), Министерство инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С.), Информационно-рейтинговое агентство "SAIPRO" (Халбаев Б.)

(по согласованию)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

Международной конференции "Современный страховой рынок Узбекистана";

ноября

2019 года


Ташкентского международного форума по страхованию и перестрахованию и других международных деловых мероприятий;

апреля

2020 года


роуд-шоу страхового рынка Узбекистана на международных площадках.

Форма реализации: конференции, форумы, роуд-шоу, презентации


января

2020 года

        

VI. РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМОВ, СПЕКТРА

И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СТРАХОВЫХ УСЛУГ

        

29.

Ежегодное утверждение и обеспечение исполнения сетевых графиков по достижению целевых показателей реализации ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан.

Форма реализации: сетевые графики


разработка:

ежегодно

до 1 февраля


реализация:

2020-2022 гг.


за разработку и реализацию -

Агентство по развитию страхового рынка


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

30.

Разработка и внедрение новых инновационных видов страховых услуг, особенно в сфере страхования предпринимательской деятельности, микрострахования, а также страхования жизни, с учетом потребности рынка, в том числе:

а) в отрасли общего страхования:

комплексное страхование банковской деятельности (BBB - Banker`s Blanket Bond), а также деятельности других кредитных организаций;

страхование от задержки и (или) отмены авиа- и железнодорожных рейсов;

страхование кибер-рисков;

б) в отрасли страхования жизни:

страхование от онкологических и критических заболеваний с возможностью организации лечения застрахованного лица за рубежом;

накопительное страхование жизни на получение высшего образования ребенка с системой индексации и хеджирования денежных средств;

долгосрочное страхование жизни, предусматривающее выплату страховой суммы при рождении ребенка и дожитии застрахованного лица до совершеннолетия;

инвестиционное страхование жизни (Unit Linked).

Форма реализации: новые страховые продукты


2019-2020 гг.

за организацию и координацию -

Агентство по развитию страхового рынка

за содействие в реализации в части касающейся -

Центральный банк (Норкулов И.), Министерство транспорта (Махкамов И.), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.), Министерство здравоохранения (Шадманов А.)

за реализацию -

страховые организации, актуарные организации

(по согласованию)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

31.

Расширение каналов продаж страховых продуктов путем внедрения новых и современных инструментов продаж, в том числе:

мобильного приложения с применением системы "Cashback" и начислением бонусов;

онлайн-платформы для розничной продажи полисов страхования и системы сетевого маркетинга с привлечением страховых агентов и субагентов.

Форма реализации: новые каналы продаж страховых продуктов


2019-2020 гг.

за организацию - Агентство по развитию страхового рынка

за содействие в реализации -

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.)

за реализацию -

страховые организации

(по согласованию)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

32.

Совершенствование порядка предоставления страхового покрытия экспортерам капиталов, товаров и услуг с учетом внедрения механизма параллельного страхования экспортируемых товаров в качестве груза и обеспечения гарантированной страховой защиты национальных экспортеров.

Форма реализации: проект постановления Кабинета Министров


март

2020 года

за совместную разработку -

Министерство инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С.), Министерство финансов (Ишметов Т.)


Кабинет Министров

(Ганиев Э.)

33.

Разработка глобальных страховых программ покрытия рисков экспортеров и инвесторов, включающей комплексное страхование:

имущества и от прерывания бизнеса;

логистических, коммерческих и экспортно-кредитных рисков;

ответственности руководителей организаций.

Форма реализации: комплексные страховые продукты


январь

2020 года

за совместную организацию разработки и внедрения -

Министерство инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С.), Агентство по развитию страхового рынка


Кабинет Министров

(Ганиев Э.)

34.

Совершенствование механизмов экспортного страхования с учетом дальнейшей поддержки и стимулирования национальных экспортеров, в том числе экспортеров сельскохозяйственной продукции, а также разработка предложений по внедрению порядка компенсации части расходов экспортеров по заключению договоров экспортного страхования.

Форма реализации: аналитическая записка с предложениями


октябрь

2019 года

за обобщение и подготовку -

Министерство инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С.)

за подготовку предложений в части компенсации расходов -

Министерство финансов (Ишметов Т.)


Кабинет Министров

(Ганиев Э.)

35.

Усиление страховой защиты в сфере животноводства путем расширения механизмов страхования сельскохозяйственных животных от заболеваний, непредумышленного вреда, причиненного им острыми предметами, негативного воздействия на их здоровье случаев природного и техногенного характера, утраты или принудительного (вынужденного) убоя в результате заболеваний.

Форма реализации: проект постановления Кабинета Министров


сентябрь

2019 года

за разработку -

Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства (Норкобилов Б.)

за организацию реализации -

Министерство финансов (Ишметов Т.)


Кабинет Министров

(Вахабов А.)

36.

Изучение перспектив внедрения механизмов страхования импортируемых фруктовых и других видов саженцев на время их перевозки, а также от сельскохозяйственных рисков.

Форма реализации: аналитическая записка с предложениями


июнь

2020 года

за совместную подготовку -

Министерство сельского хозяйства (Ходжаев Ж.), Государственный комитет по лесному хозяйству (Бакиров Н.)

за методическое содействие - Министерство финансов (Ишметов Т.)


Кабинет Министров

(Вахабов А.)

37.

Изучение современного состояния и механизмов осуществления индексного страхования, а также перспектив внедрения данного вида страхования в сфере сельского хозяйства республики.

Форма реализации: аналитическая записка с предложениями


декабрь

2020 года

за обобщение и подготовку -

Министерство сельского хозяйства (Ходжаев Ж.)

за методическое содействие -

Министерство финансов (Ишметов Т.)


Кабинет Министров

(Вахабов А.)

38.

Подготовка предложений по внедрению новых видов обязательного страхования, в том числе в сфере страхования недвижимости и сельскохозяйственных рисков, с учетом интересов государства и общества.

Форма реализации: аналитическая записка с предложениями


март

2020 года

за обобщение и подготовку-

Министерство финансов (Ишметов Т.)

за подготовку предложений в части касающейся -

Министерство сельского хозяйства (Ходжаев Ж.), Госкомгеодезкадастр

(Абдуллаев А.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

       

VII. ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ

И РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       

39.

Организация между коммерческими банками и страховыми организациями электронного взаимообмена информацией о заемщиках, страхователях, застрахованном имуществе, страховых случаях и другими сведениями, не запрещенными законодательством.

Форма реализации: комплекс мер


разработка:

декабрь

2019 года


реализация:

2019-2020 гг.

за совместную разработку и реализацию -

Центральный банк (Норкулов И.), Агентство по развитию страхового рынка, Кредитное бюро (Абдукаримов Р.)


Центральный банк

(Нурмуратов М.)

40.

Реализация комплекса мер по созданию интегрированной информационной системы по учету и отчетности, дистанционному надзору, онлайн-мониторингу за деятельностью профессиональных участников страхового рынка, предусматривающих:

онлайн-формирование страховой и финансовой отчетности профессиональных участников страхового рынка, пруденциальное (превентивное) регулирование их деятельности;

формирование и ведение единого электронного реестра профессиональных участников страхового рынка;

создание информационно-справочной системы, включающей справочники и классификаторы в сфере страхования;

создание корпоративного информационного портала.

Форма реализации: комплекс мер


разработка:

март

2020 года



реализация:

2020-2021 гг.

за разработку и реализацию -

Агентство по развитию страхового рынка

за техническое содействие -

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

41.

Разработка и внесение в Кабинет Министров предложений о порядке оказания электронных видов страховых услуг, включая правила реализации и оформления Е-полисов, а также механизмы проверки их подлинности.

При этом предусматривается создание механизмов:

формирования и ведения соответствующих информационных систем и баз данных у страховщиков, реализующих Е-полисов;

проверки подлинности Е-полисов страхователями с применением дистанционных технологий;

автоматического взаимообмена сведений о договорах (Е-полисах) между соответствующими информационными базами данных.

Форма реализации: проект нормативно-правового акта


январь

2020 года

за разработку -

Фонд гарантирования выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Зокиров Л.)

за координацию -

Министерство финансов (Ишметов Т.)

за техническое содействие -

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

42.

Создание Единого страхового портала Узбекистана в сети Интернет, обеспечивающего пользователей:

информацией о состоянии страхового рынка, в том числе о профессиональных участниках страхового рынка, статистических и финансовых показателях их деятельности;

сведениями о страховых услугах, включая порядок и механизмы заключения договоров страхования, выплаты страховых возмещений (страховых сумм);

обратной связью с профессиональными участниками страхового рынка;

интерактивными услугами по страхованию, в том числе заключение договоров страхования, обращение к профессиональным участникам страхового рынка;

возможностью прохождения онлайн-курсов обучения по страховому делу с дальнейшей выдачей соответствующих сертификатов.

Форма реализации: Интернет-портал


ноябрь

2020 года

за организацию реализации -

Агентство по развитию страхового рынка

за содействие в реализации -

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.)

за реализацию -

Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана (Иминов Ф.)

(по согласованию),

Фонд гарантирования выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Зокиров Л.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

       

VIII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ,

ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СТРАХОВОГО РЫНКА

     

43.

Разработка и реализация совместно с отечественными и зарубежными образовательными учреждениями специальных программ обучения по подготовке (переподготовке) узких специалистов страхового дела, исходя из реальной потребности национального страхового рынка.

Форма реализации: программа обучения


разработка:

ноябрь

2019 года


реализация:

2019-2021 гг.

за разработку -

Агентство по развитию страхового рынка

за содействие в реализации -

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

44.

Внедрение механизмов повышения страховой и финансовой грамотности граждан начиная со школы и до высшего образовательного учреждения по тематике "Азбука страхования".

Форма реализации: учебные программы


с января

2020 года

за разработку -

Агентство по развитию страхового рынка

за содействие в реализации -

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство народного образования (Шерматов Ш.)

     

Кабинет Министров

(Абдухакимов А.)

45.

Разработка профессиональных стандартов по узким специальностям страхового дела и создание системы независимой оценки квалификации специалистов.

Форма реализации: стандарты, методические рекомендации


февраль

2020 года

за разработку -

Агентство по развитию страхового рынка

за методическое содействие -

Министерство занятости и трудовых отношений (Кудбиев Ш.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

46.

Внедрение правил профессиональной этики работников профессиональных участников страхового рынка.

Форма реализации: правила


апрель

2020 года

за совместную разработку -

Агентство по развитию страхового рынка,

Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана (Иминов Ф.)

(по согласованию)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

47.

Проработка в рамках сотрудничества с правительствами иностранных государств, а также зарубежными вузами в области высшего образования возможности создания в республике филиалов (факультетов) передовых иностранных высших образовательных учреждений, специализированных на подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов страхового дела, с дальнейшим внесением соответствующих предложений.

Форма реализации: организационные мероприятия


декабрь

2020 года

за проработку и обобщение -

Агентство по развитию страхового рынка

за практическое содействие -

Министерство иностранных дел (Камилов А.), Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.)


Кабинет Министров

(Абдухакимов А.)

48.

Принятие мер по привлечению грантов международных программ и фондов для организации курсов обучения и практических тренингов по подготовке, переподготовке и повышению профессионального уровня специалистов страхового рынка, а также их производственной практики за рубежом.

Форма реализации: организационные мероприятия


2019-2021 гг.

за реализацию -

Агентство по развитию страхового рынка

за практическое содействие -

Министерство инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С.), Министерство иностранных дел (Камилов А.), Фонд "Эл-юрт умиди" (Бекмурадов А.)


Кабинет Министров

(Кучкаров Д.)

       

      

Примечание. В рамках исполнения мероприятий, включенных в настоящую "Дорожную карту", могут быть привлечены Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана, страховые и актуарные организации, а также другие профессиональные участники страхового рынка по согласованию с ними.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 02.08.2019 г. N ПП-4412



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ускоренного развития страхового рынка

Республики Узбекистан на 2019-2022 годы

  

       

   

N

    

        

Наименование показателей

         

   

2018 г.

(факт)

      

2019 г.

2020 г.


2021 г.

    

2022 г.

Рост

1.

Доля страховых услуг в ВВП (%)


0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

2,0 р.

2.

Объем страховой премии на душу населения (тыс. сум.)


50,0

65,0

88,0

114,0

148,0

3,0 р.

3.

Совокупный объем страховых премий (трлн сум.)


1,6

2,1

2,9

3,8

5,2

3,3 р.

4.

Совокупный уставный капитал страховых организаций (трлн сум.)


0,5

0,8

0,9

1,0

1,2

2,4 р.

5.

Совокупные активы страховых организаций (трлн сум.)


2,5

3,0

3,6

4,3

5,2

2,1 р.

6.

Совокупные инвестиции страховых организаций (трлн сум.)


2,0

2,5

3,3

4,1

5,3

2,7 р.

7.

Количество видов страховых услуг (ед.)


105

115

135

155

175

1,7 р.

8.

Количество территориальных подразделений (ед.)


1 450

1 500

1 580

1 660

1 740

1,2 р.

      

      

Примечание. В целевые показатели могут быть внесены изменения исходя из результатов реализации государственных и региональных программ развития страхования.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 02.08.2019 г. N ПП-4412



МИНИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

уставного капитала для страховщиков

(перестраховщиков)

      

    

млн сум.

  

N

     

     

Виды страховой деятельности

   

      

с 1 июля

2020 года

    

     

с 1 июля

2022 года

   

1.

Добровольное страхование в отрасли общего страхования или страхования жизни


15 000

20 000

2.

Обязательное страхование в отрасли общего страхования или страхования жизни


25 000

35 000

3.

Исключительно перестрахование


35 000

45 000

        

    




ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению Президента РУз

от 02.08.2019 г. N ПП-4412



СОСТАВ

Рабочей группы по содействию реформированию

и ускоренному развитию страхового рынка

Республики Узбекистан

      

       

Кучкаров Д.

-

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - министр финансов, руководитель Рабочей группы


по должности

-

директор Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов, заместитель руководителя Рабочей группы


Ишметов Т.

-

первый заместитель министра финансов


по должности

-

первый заместитель министра экономики и промышленности


Юсупалиев Б.

-

первый заместитель министра здравоохранения


Шарипов К.

-

первый заместитель министра высшего и среднего специального образования


Умаров О.

-

первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций


Мелиев Х.

-

заместитель министра юстиции


Вафаев Ш.

-

заместитель министра инвестиций и внешней торговли


Холхужаев С.

-

заместитель председателя Центрального банка


Мирзаев М.

-

первый заместитель председателя Государственного налогового комитета


Шарипов Н.

-

председатель Антимонопольного комитета


Хайдаров А.

-

директор Агентства по управлению государственными активами


Назиров О.

-

директор Агентства по развитию рынка капитала


по должности

-

исполнительный директор Фонда "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками

  




по должности

-

первый заместитель директора Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов, секретарь Рабочей группы

       

    

Примечание. При переходе членов Рабочей группы на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо на которых возложено выполнение соответствующих функций.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению Президента РУз

от 02.08.2019 г. N ПП-4412



ПЛАН

подробных практических мероприятий

по реализации постановления Президента Республики

Узбекистан от 2 августа 2019 года N ПП-4412

"О мерах по реформированию и обеспечению

ускоренного развития страхового рынка

Республики Узбекистан"

      

     

   

N

   

    

Пункты постановления

    

   

Форма реализации

и срок исполнения

    

  

Ответственный за контроль

    

   

от Рабочей группы

     

   

от Кабинета

Министров

и Администрации

Президента

Республики

Узбекистан

       

1.

1. Определить основными направлениями реформирования и ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере страхования, в том числе последовательное внедрение стандартов и рекомендаций международных организаций и лучших мировых практик в данной сфере;

институциональное развитие системы регулирования страховой деятельности, направленное на обеспечение надежности и устойчивости страхового рынка путем внедрения эффективных механизмов регулирования и пруденциального надзора;

повышение уровня капитализации, платежеспособности и финансовой устойчивости профессиональных участников страхового рынка, улучшение качества их активов, а также развитие инвестиционной деятельности страховщиков;

развитие и расширение инфраструктуры страхового рынка путем активизации деятельности страховых брокеров, совершенствования системы работы страховых агентов, внедрения механизмов банкострахования, а также повышения роли профессиональных участников страхового рынка в целом;

усиление защиты прав потребителей страховых услуг и других субъектов страховой деятельности, повышение страховой грамотности населения и их доверия к страхованию, обеспечение открытости и прозрачности страхового рынка;

расширение объемов, спектра и повышение качества предоставляемых страховых услуг путем внедрения новых инновационных и развития традиционно востребованных страховых продуктов;

широкое использование современных информационных технологий в сфере организации и регулирования страховой деятельности, активное внедрение и развитие электронных видов страховых услуг;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов страхового рынка, применение современных методов обучения, стимулирование научно-исследовательской деятельности в сфере страхования;

формирование и поддержание положительного имиджа, а также повышение инвестиционной привлекательности национального страхового рынка, в том числе посредством его интеграции с международными и зарубежными страховыми рынками.

        

Детальный план мер в разрезе основных направлений реформирования и ускоренного развития страхового рынка


разработка:

на 2019-2020 годы - до 1 сентября 2019 года;


реализация:

в течение

2019-2020 годов

Ишметов Т.,

по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка

Кучкаров Д.,

Саидова Г.

2.

2. Утвердить:

"Дорожную карту" по ускоренному развитию страхового рынка Республики Узбекистан на 2019-2020 годы (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 1;

Целевые показатели ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2019-2022 годы согласно приложению N 2.

Возложить на руководителей министерств, ведомств, органов государственной власти на местах и иных организаций персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой", а также достижение целевых показателей.

Детальный план мер в разрезе основных направлений реформирования и ускоренного развития страхового рынка


разработка:

на 2019-2020 годы - до 1 сентября 2019 года;


реализация:

в течение

2019-2020 годов


Ишметов Т.,

по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка

Кучкаров Д.,

Саидова Г.

3.

3. Согласиться с предложениями Министерства финансов, Министерства экономики и промышленности, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:

о поэтапном повышении в течение 2020-2022 годов минимальных размеров уставного капитала страховщиков, дифференцированных в зависимости от видов страховой деятельности, согласно приложению N 3;

Комплекс мер

I этап -

до 1 июля 2020 года;

II этап -

до 1 июля 2022 года


по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка


Кучкаров Д.,

Саидова Г.

об увеличении до 50 процентов от уставного фонда страховой организации предельного размера резервного фонда страховой организации, формируемого за счет отчислений в размере до 20 процентов доходов с отнесением их к вычитаемым расходам;

до 1 января

2020 года


Мирзаев М.


о внедрении механизма оформления электронных полисов (Е-полис) по отдельным видам страхования, в том числе через Интернет, мобильные приложения, инфокиоски, приравняв их к договорам (полисам) страхования на бумажных носителях.


до 1 января

2020 года

Умаров О.,

по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка


4.

4. Установить, что с 1 января 2020 года:

ставка единого налогового платежа для юридических лиц - страховых (перестраховочных) брокеров и страховых агентов определяется в размере 13 процентов от комиссионных вознаграждений;

Организационные меры

до 1 января 2020 года


Мирзаев М.


Кучкаров Д.,

Саидова Г.

не допускается участие страховой (перестраховочной) организации в уставных фондах других страховых (перестраховочных) организаций, за исключением участия в уставных фондах страховых организаций другой отрасли страхования на условиях ограничения их взаимного участия;

до 1 января

2020 года


по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка


уполномоченный государственный орган на основе анализа применяемых страховщиками страховых тарифов, уровня удовлетворенности потребителей качеством страховых услуг, а также эффективности страховых продуктов устанавливает минимальный уровень страховых резервов, обеспечивающих их адекватность принимаемым рискам страхования.


с 2020 года не чаще

одного раза в год


по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка

5.

5. Внедрить с 1 октября 2019 года порядок, в соответствии с которым до передачи страховых обязательств в перестрахование иностранным страховым организациям перестрахователь (перестраховочный брокер) обязан направить оферты по перестрахованию (предложения заключить договоры перестрахования) в размере не менее 50 процентов передаваемых обязательств страховым организациям, имеющим право осуществлять перестраховочную деятельность на территории Республики Узбекистан. При этом:

условия оферты должны соответствовать условиям передачи страховых обязательств в перестрахование иностранным страховым организациям;

акцепт или отказ от акцепта оферты перестраховщиками - отечественными страховыми организациями осуществляется не позднее двух рабочих дней, если в оферте не указан более поздний срок для акцепта;

страховые обязательства принимаются перестраховщиком - отечественной страховой организацией в пределах объема своего собственного удержания;

перестраховщик - отечественная страховая организация при наступлении страхового случая и осуществлении страховой выплаты по основному договору страхования следует решениям перестрахователя в рамках условий договора перестрахования.

Установить, что требования настоящего пункта не распространяются на облигаторное перестрахование и не применяются в случаях, если международными договорами и инвестиционными соглашениями Республики Узбекистан предусмотрен иной порядок.

      

Изменения и дополнения в Положение о единых требованиях и стандартах предоставления перестраховочных услуг

до 1 октября 2019 года

Ишметов Т.

Кучкаров Д.,

Мавлонов Б.

6.

6. Определить, что льгота по налогу на доходы физических лиц в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности в Республике Узбекистан по долгосрочному страхованию жизни (отрасль страхования жизни всех классов), применяется при следующих условиях:

а) при единовременной выплате страховой суммы не ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом оплата страховых взносов должна быть осуществлена по невозрастающему порядку в период 12 месяцев, предшествующих дате выплаты страховой суммы.

При наступлении по договору страхового случая иного, чем дожитие застрахованного лица до определенного возраста или срока по долгосрочному страхованию жизни (все классы отрасли страхования жизни), выплата страхового возмещения или страховой суммы может быть осуществлена ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору с применением указанной льготы;

б) при начале выплаты ренты (аннуитета) не ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом сумма фактически накопленных средств (резерва) по договору на дату выплаты текущей ренты (аннуитета) не должна быть меньше четырехкратного размера указанной ренты (аннуитета);

в) при начале выплаты ренты (аннуитета) ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом сумма фактически оплаченных страховых взносов на начало выплаты первоначальной ренты (аннуитета) не должна быть меньше годового размера страховой премии по договору и выплата рент (аннуитетов) должна быть осуществлена с соблюдением требования подпункта "б" настоящего пункта.

При удержании и перечислении в бюджет налога на доходы физических лиц у источника выплаты страховщиком в связи с досрочным прекращением договора долгосрочного страхования жизни или нарушением требований настоящего пункта страховщиком выдается страхователю справка о сумме полученных страховых премий, удержанного налога на доходы физических лиц и возвращаемых средствах.

        

Организационные меры

до 15 августа 2019 года

Ишметов Т.

Кучкаров Д.,

Саидова Г.

7.

7. Внедрить, начиная с 2020/2021 учебного года, порядок приема работников профессиональных участников страхового рынка на заочное и вечернее отделения по направлению образования "Страховое дело" профильных высших образовательных учреждений на платно-контрактной основе вне устанавливаемых квот приема без проведения тестовых испытаний.

При этом прием в высшие образовательные учреждения осуществляется по итогам собеседования и при условии:

наличия у работника общего среднего или среднего специального, профессионального образования и практического стажа работы не менее 2 лет на страховом рынке;

осуществления гарантированной оплаты контракта работодателем - профессиональным участником страхового рынка и обязательной отработки работником - выпускником в штате профессионального участника страхового рынка в течение 3 лет после окончания обучения.


Комплекс мер

до 1 мая 2020 года

Шарипов К.,

по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка


Абдухакимов А.,

Мавлонов Б.

8.

8. Министерству финансов совместно с Фондом "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками обеспечить в установленном порядке организацию на системной основе обучения, повышения квалификации и прохождения стажировки специалистов страхового рынка в зарубежных образовательных и других организациях.

Предоставить Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана право внесения в установленном порядке в Фонд "Эл-юрт умиди" рекомендательного письма в отношении специалиста страхового рынка с обоснованием необходимости его обучения, повышения квалификации или прохождения стажировки за рубежом.

  

Организационные меры

до 1 сентября 2019 года,

в последующем -

ежегодно

Бекмурадов А.,

Ишметов Т.,

по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка

Кучкаров Д.,

Мавлонов Б.

9.

9. Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан до 30 ноября 2019 года проработать вопрос включения в Программу по повышению эффективности государственного управления при техническом содействии правительства Объединенных Арабских Эмиратов отдельного направления по повышению квалификации специалистов в сфере страховой деятельности.


Организационные меры

до 30 ноября 2019 года

Вафаев Ш.,

по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка

Ганиев Э.,

Мавлонов Б.

10.

10. Одобрить предложение Министерства финансов о создании на базе Государственной инспекции по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Узбекистан Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Агентство).


Постановление Кабинета Министров

до 1 октября 2019 года

Ишметов Т.

Кучкаров Д.,

Мавлонов Б.

11.

11. Определить основными задачами Агентства:

обеспечение открытости и прозрачности функционирования страхового рынка и деятельности его профессиональных участников, в том числе путем системной публикации статистических и финансовых показателей в сфере страховой деятельности;

обеспечение защиты прав потребителей страховых услуг и других участников страховых отношений, содействие в повышении доверия населения к страховому рынку и развитии страховой культуры в обществе;

содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов страхового рынка, в том числе за рубежом, а также с привлечением экспертов и специалистов международного уровня;

установление обязательных нормативов и требований по платежеспособности страховщиков, формированию и использованию страховых резервов, а также разработку рекомендаций по организации эффективной страховой деятельности;

контроль за соблюдением профессиональными участниками страхового рынка законодательства в сфере страховой деятельности, а также установленных нормативов и требований по обеспечению их финансовой устойчивости;

лицензирование страховой деятельности страховщиков (перестраховщиков) и страховых брокеров, сертификация деятельности актуариев;

формирование и ведение интегрированной информационной системы по учету и отчетности, дистанционному надзору и оперативному онлайн-мониторингу состояния страхового рынка и деятельности его профессиональных участников;

содействие в развитии традиционно востребованных и внедрении новых видов страховых услуг, направленных на обеспечение растущих потребностей населения и субъектов предпринимательства, усиление страховой защиты в сфере сельскохозяйственной деятельности;

организацию сотрудничества с аналогичными структурами зарубежных государств, международными финансовыми институтами и другими зарубежными организациями в сфере страховой деятельности.

     

Постановление Кабинета Министров

до 1 октября 2019 года

Ишметов Т.

Кучкаров Д.,

Мавлонов Б.

12.

12. Определить, что:

Агентство является уполномоченным государственным органом по регулированию и развитию страхового рынка, а также правопреемником Министерства финансов Республики Узбекистан по всем его правам, обязательствам и договорам в части регулирования и надзора за страховой деятельностью;

содержание Агентства осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством;

Агентство возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра финансов Республики Узбекистан;

директор Агентства по статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра;

на работников Агентства распространяются условия оплаты труда, установленные для работников Министерства финансов Республики Узбекистан.


Постановление Кабинета Министров

до 1 октября 2019 года

Ишметов Т.

Кучкаров Д.,

Мавлонов Б.

13.

13. Установить предельную численность управленческого персонала Агентства в количестве 28 единиц в пределах установленной общей численности управленческого персонала системы Министерства финансов Республики Узбекистан.


Постановление Кабинета Министров

до 1 октября 2019 года

Ишметов Т.

Кучкаров Д.,

Мавлонов Б.

14.

14. Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан до 30 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:

правовые основы внедрения механизмов обязательного медицинского страхования;

пилотное внедрение в Сырдарьинской области механизмов оплаты медицинских услуг за "пролеченный случай" и методологию системы финансирования на основе "подушевого норматива" - начиная с 2020 года, а также системы обязательного медицинского страхования - с 2021 года.


Нормативно-

правовые акты

до 30 ноября 2019 года

Юсупалиев Б.,

Ишметов Т.

Абдухакимов А.,

Даминов А.

15.

15. Министерству финансов совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

а) в двухмесячный срок:

проект решения Правительства об организации деятельности Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан, предусмотрев в том числе утверждение структуры и положения об Агентстве;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

Постановление Кабинета Министров

до 1 октября 2019 года


Ишметов Т.,

по должности - директор Агентства по развитию страхового рынка

Кучкаров Д.,

Мавлонов Б.

б) до 1 января 2020 года - проект Стратегии поэтапного внедрения в страховую деятельность международных стандартов достаточности капитала и платежеспособности страховщиков, направленных на риск-ориентированный подход регулирования деятельности страховых организаций.

Нормативно-

правовые акты

до 1 октября 2019 года

Постановление Кабинета Министров

до 1 января 2020 года


16.

16. Утвердить:

состав Рабочей группы по содействию реформированию и ускоренному развитию страхового рынка Республики Узбекистан согласно приложению N 4;

План подробных практических мероприятий по реализации настоящего постановления согласно приложению N 5.

Рабочей группе (Кучкаров Д.) обеспечить:


по должности -

директор Агентства по развитию страхового рынка,

Ишметов Т.

Кучкаров Д.,

Саидова Г.

координацию и контроль безусловного исполнения мер, предусмотренных настоящим постановлением, а также организацию их своевременной, полной и качественной реализации;

постоянно


системный мониторинг за выполнением целевых показателей ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2019-2022 годы;

постоянно


ежеквартальное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о ходе исполнения настоящего постановления.


до 5 числа месяца

по итогам каждого

квартала

17.

17. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации выступления и тематические передачи по широкому освещению целей и задач настоящего постановления.


Выступления и тематические передачи

до 5 августа 2019 года

Ишметов Т.,

Шарипов Н.,

Назиров О.,

Юсупалиев Б.


Кучкаров Д.,

Мавлонов Б.

         

          

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 августа 2019 г.


"Народное слово", 3 августа 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

12 августа 2019 г., N 32, ст. 549


















































Время: 0.2247
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск