ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2019 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 21 по 27 сентября 2019 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 21 по 27 сентября 2019 г.)
На что поднимут акцизы с 1 октября
Узбекские специалисты будут изучать фитосанитарную ситуацию за рубежом
Как оценщики получают категории
Налоги опять изменились - что делать
Китай выделит $1 млрд на безопасность узбекских регионов
Какие платные услуги оказывают подразделения МЧС
Госдоли в 63 компаниях продадут, 295 субъектов ликвидируют
В отечественную фармацевтику внедряются требования необходимых практик GxP
В Бухарской области появятся 7 новых МПЗ и 2 кластера
На автозаправке должен быть круглосуточный санузел
Кому доступна "Investment visa"
В Самарканде началась подготовка к ШОС-2022
С 2020 года внедряются система "Прозрачное строительство" и геопортал
Архивные справки об учебе, стаже работы и зарплате - онлайн
Агентство "Узархив" и ряд госархивов реорганизованы
Помимо ранее запланированного повышения на алкогольную и табачную продукцию поднимутся ставки на нефтепродукты, газ, мобильную связь и полиэтиленовые гранулы (Приложение к Указу президента РУз от 26.09.2019 г. N УП-5837).
Напомним, в июле стало известно, что ставки акцизного налога на алкогольную и табачную продукцию местного производства повысятся с 1 октября (Указ Президента РУз от 24.07.2019 г. N УП-5771). На алкоголь тогда решили поднять в среднем на 10%, сигареты и папиросы - на 20%. Сейчас же по отдельным позициям произведена корректировка.
Так, акциз на водку и прочую алкогольную продукцию за 1 дал составит 98 000 сумов, а не 92 950 сумов как планировалось, а с объемной долей спирта свыше 40% - 148 тыс. сумов за 1 дал (сейчас - 140 300 сум., повышение этой ставки не предполагалось). На пиво ставка будет 10 600 сумов за 1 дал, а не 10 100 сумов. С табачной продукции будут взимать 141 500 сумов/1 тыс. шт. + 9%, хотя изначально утвердили 141 500 сумов/1 тыс. шт. + 4%.
Таким образом, по отношению к действующим ставкам акциз на водку проиндексируют на 16% (ожидалось 10%), на пиво - 15,2% (ожидалось 9,8%), табачные изделия - 20,05% (ожидалось 20%) (Приложение N 19 к Постановлению Президента РУз от 26.12.2018 г. N ПП-4086). Индексацию акцизов на спирт, вина и коньяк пересматривать не стали, они поднимутся в пределах, утвержденных ранее Указом Президента РУз от 24.07.2019 г. N УП-5771.
Но кроме этого, с 1 октября повысится и ряд других акцизов на производимую в стране продукцию. Существенным образом на нефтепродукты, менее радикально - на природный и сжиженный газ, мобильную связь и полиэтиленовые гранулы.
Наименование товаров (услуг)
|
Ставка акцизного налога
|
Размер повышения (%)
|
|
С 1 января до 1 октября 2019 года
|
С 1 октября 2019 года
|
||
Услуги мобильной связи |
15% |
20% |
33,3 |
Газ природный, включая экспорт |
15% |
20% |
33,3 |
Сжиженный газ, реализуемый предприятиями-производителями (за исключением объемов, реализуемых населению через межрегиональные унитарные предприятия АК "Узтрансгаз"), включая экспорт |
26% |
30% |
15,4 |
Полиэтиленовые гранулы |
25% |
30% |
20 |
Нефтепродукты: |
|
|
|
бензин Аи-80 |
32 143 сум. за тонну |
200 000 сум. за тонну |
522,2 |
бензин Аи-91, Аи-92, Аи-93 |
35 343 сум. за тонну |
250 000 сум. за тонну |
607,3 |
бензин Аи-95 |
40 889 сум. за тонну |
250 000 сум. за тонну |
511,4 |
дизтопливо |
27 340 сум. за тонну |
200 000 сум. за тонну |
631,5 |
дизтопливо ЭКО |
28 425 сум. за тонну |
180 000 сум. за тонну |
533,2 |
авиакеросин |
5 058 сум. за тонну |
180 000 сум. за тонну |
3 458,7 |
моторное масло для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей |
20 700 сум. за тонну |
250 000 сум. за тонну |
1 107,7 |
Прочие ставки (ювелирные изделия; столовые приборы из серебра; бензин, дизтопливо и газ, реализуемые конечному потребителю) с 1 октября повышаться не будут.
* * *
Утверждено Положение о критериях определения необходимости и порядке направления специалистов в зарубежные страны для изучения фитосанитарного состояния подкарантинной продукции при выдаче документов разрешительного характера на эту продукцию (рег. МЮ N 3185 от 23.09.2019 г.).
Необходимость направления специалистов в зарубежные страны для изучения фитосанитарного состояния подкарантинной продукции возникает:
q при получении информации о ввозе в Узбекистан из зарубежной страны подкарантинной продукции, имеющей высокую или среднюю фитосанитарную опасность;
q при открытии новых торговых направлений;
q при опасности завоза опасных вредных организмов вместе с подкарантинной продукцией из зарубежных стран;
q при завозе продукции, произведенной на территориях с фотосанитарной ситуацией высокой или средней опасности.
При закупке за рубежом подкарантинной продукции для последующего ввоза в Узбекистан в страну-экспортер направляются специалисты по карантину растений. Решение принимается исходя из следующих критериев:
q информация карантинных служб зарубежных стран о широком распространении объектов карантина растений в подкарантинной продукции, планируемой к завозу с территории зарубежного государства;
q соответствующая информация на официальных веб-сайтах международных организаций в сфере карантина растений;
q определение высокой или средней степени фитосанитарной опасности подкарантинной продукции в результате ее оценки.
Процедура такова. Заявитель (юридическое или физическое лицо) обращается в Инспекцию "Узгоскарантин" с просьбой направить специалистов за рубеж для изучения фитосанитарного состояния подкарантинной продукции. Если договор купли-продажи (поставки) продукции уже заключен и есть план ее ввоза в Узбекистан, их копии нужно приложить к заявлению. Документ можно подать в письменной или электронной форме.
Заявителю должны ответить в течение 7 дней, при этом "Узгоскарантин" может запрашивать информацию от уполномоченных органов зарубежных стран. Установив необходимость направления специалиста, инспекция информирует заявителя или соответствующий уполномоченный орган по карантину в зарубежной стране и согласовывает сроки изучения фитосанитарной ситуации.
Отказать заявителю могут, если:
q документы представлены не полностью или в них указаны неверные сведения;
q есть ограничение (запрет) на ввоз в Узбекистан продукции, планируемой к импорту;
q в зарубежной стране имеются объекты карантина растений, опасные вредные организмы для растений (насекомые, травы, возбуждающие заболевания и сорняки), общие заболевания растений неизвестного происхождения, ранее незарегистрированные быстро распространяемые заболевания;"
q есть конкретная информация об имеющихся на территории зарубежной страны объектов карантина растений, распространяемых в продукции, планируемой к ввозу.
Расходы по направлению специалистов покрываются по взаимной договоренности между сторонами (договору) заявителем и/или уполномоченным органом зарубежной страны.
Фитосанитарное состояние в иностранном государстве изучается по согласованию и в сотрудничестве с его уполномоченными органами. Вместе с тем "Узгоскарантин" может самостоятельно это сделать, когда уполномоченный орган зарубежной страны не участвует в мероприятии. По результатам изучения специалисты подготавливают и представляют отчет в Инспекцию "Узгоскарантин". По результатам рассмотрения отчета принимается одно из следующих заключений:
q о запрете ввоза продукции;
q об оформлении карантинного разрешения на ввоз продукции.
Заключение в течение 3 дней направляют заявителю, а информацию о нем размещают на официальном сайте инспекции.
По результатам изучения фитосанитарной ситуации, на основании заключения по разрешению ввоза подкарантинной продукции, в течение 3 дней вносится соответствующая информация в перечень предприятий зарубежных стран, чью подкарантинную продукцию можно ввозить в Узбекистан. Перечень размещается на официальном сайте "Узгоскарантина".
* * *
Утвержден Административный регламент оказания государственных услуг по присвоению категорий оценщикам (Постановление Кабинета Министров РУз от 24.09.2019 г. N 799).
Категорий всего три: вторая, первая и высшая. О том, какие требования предъявляются к каждой из них, - см. Постановление Президента РУз от 01.06.2018 г. N ПП-3764. Категория в данном случае не только отражает уровень профессиональной компетентности специалиста, но и влияет на объем его полномочий. С 1 января 2020 года проводить экспертизу отчета об оценке могут только оценщики первой или высшей категории.
Оценщикам категории присваивает Агентство по управлению госактивами. Туда соискатель подает заявление, приложив к нему:
q выписку из трудовой книжки, заверенную оценочной организацией либо выписку из системы "Электронная трудовая книжка";
q реестры отчетов об оценке и экспертных заключений по отчетам об оценке, заверенные оценочной организацией, в которой он работает;
q копию квалификационного сертификата оценщика;
q документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение документов - 1 БРВ.
По желанию заявитель может представить документы, содержащие дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности. Например, копии публикаций в СМИ, сертификатов зарубежных курсов повышения квалификации, международных сертификатов RICS, TEGoVA, Appraisal Institute, ISO 17024, NAMA, CCIM Institute и другие.
Направить документы можно обычной или электронной почтой с уведомлением о получении. Во втором случае их нужно заверить ЭЦП. В течение 3 дней агентство решает, рассматривать ли документы или отклонить, если пакет поданных документов неполон. Если в заявлении указана электронная почта отправителя, уведомление о принятом решении вышлют на него через информационную систему.
Агентство по управлению госактивами формирует комиссию из 7 человек: 3 представителя агентства и по 2 от Ассоциации оценочных организаций и Общества оценщиков Узбекистана. Комиссия заседает по мере поступления заявлений, но не реже 1 раза в месяц. На заседаниях изучаются документы, и каждый член комиссии заполняет оценочный лист.
Принятое комиссией решение оформляется протоколом, а соискателя извещают о нем в течение 3 дней. Если же комиссия приняла отрицательное решение, соискателя в 3-дневный срок уведомят об этом, указав причины отказа. Ему могут предложить более низкую категорию, которой он соответствует.
Соискателю, которому присвоена категория, выдают удостоверение на 5 лет. Данные таких оценщиков вносятся в специальный реестр. За месяц до истечения срока действия удостоверения нужно обратиться за подтверждением категории на следующие 5 лет. И вся процедура проводится заново.
Если в дальнейшем поступит информация, что отчет или экспертное заключение оценщика признано недостоверным либо по заявлению самого оценщика, категорию могут понизить. В процессе собираются и анализируются результаты и качество работы оценщика. Если обнаружат сведения, ставящие под сомнение соответствие оценщика имеющейся категории, комиссия ее пересмотрит. Восстановить ее оценщик сможет не ранее чем через год после понижения.
* * *
Президент подписал Указ от 26.09.2019 г. N УП-5837 "О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан". Самые важные изменения коснулись НДС, ЕСП и налога на прибыль.
С 1 октября 2019 года ставка НДС понизится с 20% до 15%.
Отменен действующий механизм приостановления налоговыми органами операций по счетам налогоплательщиков в коммерческих банках (статья 96 НК). В новой редакции Налогового кодекса пропишут другой порядок. Будут приостанавливать операции на срок не более 30 дней по результатам "риск-анализа", принимая предупредительные меры.
На 2020 год намечен ряд других изменений: снизят ЕСП с 25% до 12% для отдельных субъектов, установят 15-процентную базовую ставку налога на прибыль юрлиц, сохранив нынешний налог на дивиденды, УНДС - отменят.
Подробнее о том, что нужно сделать налогоплательщику в свете нововведений и какие аспекты требуют разъяснения уполномоченных органов, читайте на сайте buxgalter.uz.
* * *
Принят план по реализации узбекско-китайских договоренностей, достигнутых по итогам пятого заседания Межправительственного комитета по сотрудничеству (Постановление Кабинета Министров РУз от 24.09.2019 г. N 805).
В апреле 2019 года Президент Узбекистана посетил с официальным визитом КНР, принял участие во втором Международном форуме "Один пояс, один путь". А 27-29 августа состоялось пятое заседание Узбекско-Китайского Межправительственного комитета по сотрудничеству. По его итогам подписаны соглашения, меморандумы и прямые контракты на общую сумму 4 342 млн долларов США. Планируется совместная реализация проектов в торгово-экономической, инвестиционной, банковско-финансовой, транспортно-коммуникационной и других сферах.
Правительство утвердило план практических мероприятий по реализации достигнутых договоренностей. Указанные в нем ответственные исполнители должны разработать и утвердить сетевые графики по каждому проекту, своевременно и качественно выполнять их и регулярно отчитываться.
В числе крупнейших проектов - сотрудничество по внедрению в регионах Узбекистана системы "Безопасный город". В его рамках с китайской стороной подписано соглашение на 1 млрд долларов США. Напомним, это единый интегрированный аппаратно-программный комплекс, который предназначен для обеспечения общественной безопасности и правопорядка (Постановление Кабинета Министров РУз от 17.10.2017 г. N 838). В столице систему должны сдать в эксплуатацию в последнем квартале 2020 года (Постановление Кабинета Министров от 19.08.2019 г. N 688). Монтаж и запуск системы в целом по стране будет идти до декабря 2021 года.
* * *
МЧС совместно с Минфином утвердили Перечень платных услуг оказываемых юридическим и физическим лицам органами и структурами по чрезвычайным ситуациям (рег. МЮ N 3184 от 20.09.2019 г.).
В него включены следующие услуги:
1) обучение применению мер пожарной безопасности, правилам поведения и основным методам защиты от чрезвычайных ситуаций, методам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования общественными и личными средствами защиты;
2) реализация полиграфических материалов (учебных и учебно-методических пособий, журналов и другой типографской продукции), материалов по защите от чрезвычайных ситуаций и пожаров, учебных фильмов;
3) дежурство спасателей-водолазов в водных бассейнах, местах массового скопления плавающих (пляжи, пруды и другие) - за счет дополнительных сотрудников (спасателей), обеспечиваемых средствами Фонда развития бюджетной организации;
4) выполнение под водой технических работ, работ по подъему судов, работ по поиску утонувших предметов, очистке нижней части водных объектов и других водолазных работ;
5) реализация щенков служебных собак;
6) временный уход за собаками (гостиница для собак);
7) выполнение высотных работ (герметизация межпанельных швов, монтаж и демонтаж различных сооружений, мойка стекол на высоте, чистка и ремонт фасадов, удаление и обрезка деревьев и другие);
8) проверка и испытание личных средств защиты, поверка и калибровка приборов, предназначенных для радиационной разведки;
9) использование автоматизированной системы предупреждения и информирования для передачи рекламной и маркетинговой информации населению;
10) сертификация продукции и услуг в сфере пожарной безопасности для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности;
11) подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
12) проведение исследований, научно-технических консультаций и экспертиз в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
13) проведение испытаний на пожарную безопасность веществ, материалов, изделий, конструкций и оборудования;
14) проведение испытаний на пожарную устойчивость и пожарную безопасность крупногабаритных частей строительных конструкций и их элементов;
15) производство и реализация технических средств противопожарной защиты, пожарной автоматики и других технических средств по выявлению и прекращению чрезвычайных ситуаций;
16) техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
17) проверка рабочего состояния систем и средств противопожарной защиты;
18) ремонт и техническое обслуживание противопожарных снаряжений, первичных средств тушения пожара, восстановление качества веществ тушения огня;
19) защита организаций, населенных пунктов и других территорий от пожаров - осуществляется подразделениями пожарной безопасности, обеспечиваемыми на договорной основе;
20) разработка (внесение изменений и дополнений) планов эвакуации, инструкций, паспортов и других документов в сфере пожарной безопасности;
21) выполнение расчета:
q времени эвакуации людей из помещений и зданий, а также продолжительности в условиях достижения пожара максимально допустимой степени;
q степени взрывопожарной и пожарной безопасности помещений, зданий и внешних строений;
q толщины поставленного металла и пожароустойчивости металлических конструкций;
q минимально допустимой дистанции между зданиями (определение критической плотности течения тепла);
q температурного режима и тепловой нагрузки в помещениях, предназначенных для различных целей, при возможности возникновения пожара;
q количества необходимых сил и средств для обеспечения работы подразделений, осуществляющих предупреждение и тушение пожаров;
22) откачка воды (наполнение водой) из искусственных водоемов, подвалов и недоступных мест;
23) очистка дымоходов;
24) удаление каменных глыб со склонов, представляющих опасность разрушения автомобильных дорог;
25) выполнение подрядных (инженерно-строительных) работ воинской частью 99951;
26) пользование автономными дизель-генераторами;
27) перевозка пассажиров и грузов осуществляется при наличии соответствующей лицензии, если законодательством не установлено иное;
28) выполнение работ с использованием инженерной и другой техники (автокраны, бульдозеры, экскаваторы, эвакуаторы и другие);
29) дежурство сил и средств при проведении представлений, спортивных и других массовых мероприятий;
30) проведение ознакомительных и тематических экскурсий в музеях МЧС и подведомственных ему организаций;
31) реализация продукции подсобных хозяйств в подсобных хозяйствах разрешается содержать животных мясомолочного направления, крупнорогатого скота, лошадей, свиней, кроликов, птиц, пчел, а также теплиц, фруктовых садов и прудов для разведения рыб. Выращивание зелени, овощей, зерна, кормов осуществляется на закрепленных землях;
32) подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей маломерных судов.
Указанные в списке платные услуги оказываются на основе добровольного заявления физических и юридических лиц (об оказании услуги) в случаях, не связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
* * *
Госдоли в 63 компаниях продадут, 295 субъектов ликвидируют. Это предусмотрено Постановлением Кабинета Министров от 24.09.2019 г. N 800.
Государственные пакеты акций (долей) в 63 обществах выставят на публичные торги без применения преимущественного права. Стартовая цена в данном случае равна:
q пропорциональной доле чистых активов этих компаний;
q номинальной стоимости - если размер чистых активов меньше размера их уставного капитала.
В отношении 295 низкорентабельных и бездействующих субъектов инициируют процедуры ликвидации или банкротства. Среди них 51 общество с ограниченной ответственностью с госучастием от 3,05% до 100% (уточняются в процессе ликвидации или банкротства) и 244 государственных унитарных предприятия различной ведомственной принадлежности по всей республике.
Соответствующие перечни можно найти в приложениях к документу. Министерства, ведомства и региональные власти до 1 ноября проведут дополнительную инвентаризацию на случай, если каких-то подведомственных им госпредприятий в списках не оказалось, и ликвидируют их.
* * *
В отечественную фармацевтику внедряются требования необходимых практик GxP. Это предусмотрено Постановлением Кабинета Министров РУз от 18.09.2019 г. N 788.
Документ принят во исполнение Указа Президента от 10.04.2019 г. N УП-5707 "О дальнейших мерах по ускоренному развитию фармацевтической отрасли республики в 2019-2021 годах".
Постановлением утверждено:
q Положение о порядке проведения инспектирования на соответствие требованиям необходимых практик (GxP) - вводится в действие с 1 декабря 2019 года;
q План мероприятий по внедрению требований необходимых практик (GxP) в фармацевтическую сеть и систему здравоохранения Республики Узбекистан.
Для справки. Система контроля качества лекарственных средств GxP - это признанная во всем мире модель, охватывающая все стадии "жизненного цикла" лекарственной продукции, от фармацевтической разработки до конечного потребителя. Примеры надлежащей практики:
q надлежащая лабораторная практика - GLP (Good Laboratory Practice);
q надлежащая клиническая практика - GCP (Good Clinical Practice);
q надлежащая производственная практика - GMP (Good Manufacturing Practice);
q надлежащая практика хранения - GSP (Good Storage Practice);
q надлежащая дистрибьюторская практика - GDP (Good Distribution Practice);
q надлежащая практика розничной торговли - GPP (Good Pharmacy Practice).
Ранее выданные сертификаты соответствия требованиям необходимых практик (GxP) действуют до истечения срока их действия, а после - Государственный центр по экспертизе и стандартизации лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники выдает новые.
Фармацевтическое инспектирование проводится в отношении всех:
q местных производителей лекарств - на соответствие надлежащей производственной практике (GMP);
q клиник Министерства здравоохранения, осуществляющих клинические исследования, - на соответствие надлежащей клинической практике (GCP);
q лабораторий, осуществляющих доклинические исследования фармацевтической продукции, - на соответствие надлежащей лабораторной практике (GLP);
q местных предприятий, занимающихся оптовой торговлей фармацевтической продукцией, - на соответствие надлежащей дистрибьюторской практике (GDP).
Фармацевтическое инспектирование проводится группой инспекторов с целью сертификации или осуществления инспекционного контроля. Инспекционный контроль осуществляется после предоставления сертификата для подтверждения срока действия сертификата не менее 1 раза в год.
Работы, связанные с проведением фармацевтического инспектирования, оплачиваются независимо от их результата заявителем-юрлицом, обратившимся с соответствующим заявлением для получения сертификата надлежащей практики (GxP), или уполномоченным им лицом.
Рабочий орган при проведении фармацевтического инспектирования - Государственный центр по экспертизе и стандартизации лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники.
Фармацевтическое инспектирование на соответствие требованиям необходимых практик (GxP) проводится в соответствии с утвержденной схемой.
В Положении также определен порядок составления заключения фармацевтического инспектирования, выдачи сертификата, приостановления его действия или аннулирования.
* * *
Определены прогнозные параметры социально-экономического развития региона на 2019-2023 годы (Постановление Кабинета Министров РУз от 21.09.2019 г. N 794).
В Пешкунском районе создадут промышленную зону, специализированную на производстве стройматериалов, - кластер стройиндустрии, а в Каракульском - на промышленной переработке животноводческой продукции - животноводческий кластер.
Кроме того, на базе неиспользуемых производственных площадей и объектов госсобственности образуется 7 районных малых промзон: Каракульская (5 га территории и 2 802 кв. м зданий и сооружений), Ромитанская (3,1 га), Пешкунская (1,5 га), Шафирканская (10 га), Вабкентская (6,5 га), Бухарская (2,2 га) и Алатская (3,3 га). К территории МПЗ и производственным площадкам участников подведут внешнюю дорожно-транспортную и инженерно-коммуникационную инфраструктуру.
При выделении земельных участков для предпринимательской деятельности в радиусе более 2 км от инженерно-коммуникационной инфраструктуры расходы, связанные со строительством и подведением инфраструктурных сетей, покрываются за счет:
q средств Госбюджета (вода и канализация) и местных бюджетов в равных долях - для СЭЗ ("Гиждуван" и "Бухара агро");
q средств бюджета соответствующего района (города) - для действующих в регионе МПЗ.
Расходы на строительство и подведение инженерных сетей на расстояние до 2 км (за исключением СЭЗ) покрываются за счет собственных средств субъекта предпринимательства - инициатора проекта.
В целом к 2023 году планируется рост промышленного потенциала в 3 раза, интенсификация и диверсификация аграрного сектора с увеличением продукции с каждого гектара с нынешних 1,2 тыс. до 6 тыс. долл. США. Также в приоритете опережающее развитие производственной инфраструктуры, трансформация региона в туристический хаб (приток зарубежных туристов - до 1 млн чел., доходность с каждого - до $400), ускоренная урбанизация, а также повышение образовательного и профессионального потенциала населения области.
В частности, в рамках последнего направления, в 2020-2021 гг. в Бухаре откроется Президентская школа по передовому опыту ОАЭ. Она начнет функционировать с 2020/2021 учебного года.
* * *
Приняты меры по дальнейшему развитию придорожной и туристической инфраструктуры (Постановление Кабинета Министров РУз от 21.09.2019 г. N 793).
Автомобильным газонаполнительным компрессорным (АГНКС), газозаправочным (АГЗС) и автозаправочным (АЗС) станциям установили обязательное требование. С 1 марта 2020 года они не могут работать без круглосуточных санитарно-гигиенических узлов общественного назначения, отвечающих санитарным и градостроительным нормам и правилам. До 20 ноября текущего года для строительства санузлов, при необходимости, будут выделять дополнительные земельные участки.
Контролировать соблюдение этого требования будут строго:
q во-первых, образуются специальные рабочие группы: республиканская и территориальные. До 15 ноября 2019 года проведут полную инвентаризацию всех действующих заправок, не вмешиваясь в их финансово-хозяйственную деятельность;
q во-вторых, к тем, кто не исполняет решения и требования территориальных рабочих групп в течение 2 месяцев, будут применять меры:
q территориальные подразделения АО "Узтрансгаз" и АО "Худудгазтаъминот" временно приостановят подачу газа на АГНКС;
q территориальные нефтебазы АО "Узбекнефтегаз" временно приостановят отпуск нефтепродуктов на АЗС до полного устранения выявленных недостатков;
q приостановят действие лицензии на реализацию сжатого и сжиженного газа через АГНКС и АГЗС в связи с неисполнением лицензионных требований и условий.
Владельцам АГНКС, АГЗС и АЗС рекомендовали создавать на территории станций торговые точки, точки быстрого обслуживания, быстрого питания и зоны бесплатного Wi-Fi. До 1 сентября будущего года в каждом регионе появится по одной образцовой заправке, на которой все это есть. Ежегодно будут проводить конкурс "Лучшая АГНКС", "Лучшая АГЗС" и "Лучшая АЗС" с призовым фондом и выдачей сертификата "Quality service".
Субъектам предпринимательства безвозмездно передадут разработанный по мировым стандартам типовой мастер-план размещения объектов сервиса с разделением на категории:
q "Service area" - автозаправочные станции, объекты общепита, мотели, пункты технического сервиса, автомойки, магазины, санузлы и точки Wi-Fi;
q "Service point" - автозаправочные станции, объекты общепита, магазины, санузлы.
Юрлицам, создающим объекты сервиса, бесплатно отдадут на 3 года в радиусе 3 км от "Service area" 5 точек для установки объектов (конструкций) внешней рекламы, "Service point" - 2 точки.
* * *
В законодательстве прописаны условия получения 3-летней многократной инвестиционной визы (Указ Президента РУз от 19.09.2019 г. N УП-5833).
Напомним, специальную "инвестиционную визу" планировали внедрить с 1 марта, но не успели к сроку по техническим причинам. С 1 июня ее могут оформить учредители предприятий с иностранными инвестициями - участников СЭЗ "Навои" и члены их семей.
Новая "Investment visa" пополнила ряд дополнительных (неэлектронных) въездных виз для отдельных групп иностранцев (Перечень, утвержденный Указом Президента от 05.01.2019 г. N УП-5611).
Это многократная инвестиционная виза сроком до 3 лет. Оформляется она иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в экономику Узбекистана не менее 8 500 БРВ (на момент внесения). Это могут быть приобретенные акции и доли хозяйственных обществ, созданные предприятия с иностранными инвестициями. Виза выдается по заявкам этих предприятий. Продлевать ее можно, не выезжая из республики.
А супругу(-е), родителям и детям инвестора оформляется гостевая виза на аналогичный срок с правом продления без выезда из Узбекистана.
* * *
Правительство определило порядок финансирования подготовительных работ к проведению Саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде в 2022 году (Постановление Кабинета Министров РУз от 18.09.2019 г. N 783).
Цель документа - организовать подготовительные работы к проведению в Самарканде Саммита ШОС в 2022 году с участием руководителей более 20 государств на высоком уровне.
Фонду благоустройства и повышения благосостояния Самаркандской области (создан в 2018 году) выдан кредит Фонда реконструкции и развития в размере $25 млн. Средства получены в сумах по курсу ЦБ на 5 лет с 2-летним льготным периодом под 2% годовых, с условием рефинансирования Узнацбанком.
За счет кредита будут улучшать состояние городских дорог и улиц, компенсировать убытки физических и юридических лиц в связи с изъятием у них земельных участков для государственных и общественных нужд для проведения Саммита ШОС. Адресный список компенсаций составит Самаркандский областной хокимият по согласованию с Кабинетом Министров. Хокимият в данном случае ответственен за целевое и эффективное использование выделенного кредита.
Погашать кредит будут за счет дополнительных источников местного бюджета Самаркандской области, а также других не запрещенных законодательством источников. Минфину совместно с Узнацбанком и Фондом реконструкции и развития поручено установить мониторинг за целевым и эффективным использованием выделенного кредита, а также его своевременным возвратом.
Постановлением также утвержден прогнозный график погашения кредита Фонда реконструкции и развития, рефинансируемого Узнацбанком.
* * *
Постановлением Президента от 20.09.2019 г. N ПП-4464 предусмотрено широкое внедрение ИКТ в сферу строительства.
До 1 июня будущего года в Ташкентской области в порядке эксперимента запустят Национальную информационную систему "Прозрачное строительство". Она будет применяться в процессе строительства объектов за счет централизованных источников финансирования, в том числе финансируемых за счет инвестиционных проектов. До 1 января 2021 года систему запустят в режиме реального времени по всей стране.
Основные задачи системы "Прозрачное строительство":
q обеспечение формирования адресной программы объектов и годового адресного перечня объектов, разработанного в сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами, а также ведения базы данных по видам объектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта;
q обеспечение постоянного ведения и внесения в электронную базу точных и достоверных данных о проведении региональными инжиниринговыми компаниями служб единого заказчика предпроектных работ, заключении договора между заказчиком и проектной организацией, выделении авансовых средств, а также завершении работ в процессе разработки проектно-сметной документации объектов строительства;
q формирование электронной базы данных о заключенных договорах между заказчиком и экспертной организацией и финансировании услуг при проведении экспертизы проектно-сметной документации, в том числе готовой;
q формирование электронной базы точных и достоверных данных о заключенных договорах между подрядчиком и заказчиком при финансировании строительства объектов, выплате авансовых средств, ведении отчетов о ежемесячно проведенной работе и пропорциональном финансировании по отношению к выполненной работе;
q формирование баз данных обо всех подрядчиках и субподрядчиках, участвующих в строительстве объектов по видам их деятельности и своевременной оплате на основе объемов выполненных работ;
q формирование баз данных о регистрации контроля и мониторинга процессов строительства на объектах, а также контрольных проверок, проведенных территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства, выявленных недостатков и их устранения.
Параллельно до 1 марта 2020 года в тестовом режиме должны запустить Географическую информационную систему (геопортал) "Государственный градостроительный кадастр Республики Узбекистан". Портал позволит вести государственный градостроительный кадастр, представлять общественности градостроительные документы и информацию в режиме онлайн.
Внедрение информационных систем будет происходить в рамках реализации проекта "Сфера без коррупции" под контролем специально созданной координационной комиссии, возглавляемой первым заместителем генерального прокурора.
Кроме того, создается Центр по развитию информационно-коммуникационных технологий в сфере строительства. На него возложены, в том числе, ведение и поддержка системы "Прозрачное строительство". С 1 января 2020 года на разработку и поддержку системы Центр будет получать 0,05% всех расходов, предусмотренных в сметах строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов в рамках:
q Инвестиционной программы Республики Узбекистан;
q программ строительства доступного жилья по обновленным типовым проектам в сельской местности и доступных многоквартирных домов в городах;
q программ строительства и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах.
* * *
До 1 июня 2020 года ряд госуслуг в сфере архивного дела начнут оказывать через Центры госуслуг и ЕПИГУ (Указ Президента РУз от 20.09.2019 г. N УП-5834).
Это выдача архивных справок о подтверждении обучения, стажа работы и зарплаты; подготовка аннотационных сведений по информации, содержащейся в тюркских, арабских и персидских документах, созданных на арабской графике, а также цифровизация (снятие электронных копий) архивных документов, книг и рукописей.
Кроме того, с 1 января 2020 года сокращаются сроки оказания некоторых госуслуг в данной сфере. Так, в течение 5 дней со дня поступления в госархив служебного запроса или официального письма:
q разрабатываются внутренние нормативные и методические документы по организации делопроизводства юрлиц и изучается их деятельность по работе с документами (при необходимости дополнительного изучения и/или проверки дополнительных документов услуга оказывается в течение 20 дней);
q подготавливаются аннотационные сведения по информации, содержащейся в тюркских, арабских и персидских документах, созданных на арабской графике (при необходимости дополнительного изучения и/или проверки дополнительных документов - 15 дней);
q осуществляется цифровизация (снимаются электронные копии) архивных документов, книг и рукописей (при необходимости дополнительного изучения и/или проверки дополнительных документов - 20 дней);
q осуществляется пользование архивными документами (при необходимости дополнительного изучения и/или проверки дополнительных документов - 15 дней);
q создаются электронные базы оцифрованных (снятых электронных копий) документов (при необходимости дополнительного изучения и/или проверки дополнительных документов - 20 дней);
q происходит реставрация, прошивка, переплет, обработка документов и книг (при необходимости дополнительного изучения и/или проверки дополнительных документов - 15 дней).
С начала будущего года при передаче на архивное хранение и уничтожении управленческих (делопроизводственных), научно-технических и иных документов, формируемых в процессе деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, требуются их электронные копии и страховые копии документов государственной части Национального архивного фонда.
До 1 января 2021 года проведут инвентаризацию фондов, хранящихся в госархивах, и создадут базу данных с охватом соответствующих сведений по данным фондам. Выдавать архивные справки в данном случае будут без взимания сбора.
Архивные документы до 1917 года, хранящиеся в госархивах, до 1 июня 2020 года будут рассекречены.
* * *
Статус действовавшего ранее при Кабинете Министров Агентства "Узархив" повышен (Указ Президента Республики Узбекистан от 20.09.2019 г. N УП-5834 и Постановление Президента РУз от 20.09.2019 г. N ПП-4463).
Теперь это Агентство "Узархив" Республики Узбекистан - уполномоченный госорган, ведущий единую госполитику в сфере архивного дела и делопроизводства. Его основные задачи и структуры обновлены.
Директора назначает на должность и освобождает от нее Президент по представлению Премьер-министра, а замдиректоров - Кабинет Министров. По условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания они приравниваются, соответственно, к первому замминистра и замминистра. Начальников территориальных управлений архивного дела назначает директор Агентства по согласованию с Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и столицы соответственно.
С 1 октября зарплаты работников центрального аппарата и территориальных управлений Агентства "Узархив" повысятся. Во-первых, при определении их должностных окладов соответствующие тарифные коэффициенты по ЕТС умножаются на 1,6. А во-вторых, им выплачивается надбавка за выслугу лет в данной сфере. Директор вправе устанавливать прочие надбавки и другие стимулирующие выплаты.
Важно! Работники Агентства и его территориальных управлений получили право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 215-4 КоАО.
В 2020-2025 гг. планируют построить 14 зданий и хранилищ госархивов, а в 2023-2025 гг. - реконструировать 7 зданий. В том числе на эти цели пойдут средства Фонда развития архивного дела. В него будут отчислять по 20% доходов госархивов от оказания платных услуг, 30% от платных услуг созданного при Агентстве Научно-методического центра повышения квалификации по архивному делу и делопроизводству и другие средства. В центре, в частности, не реже 1 раза в 3 года будут повышать квалификацию архивариусы и делопроизводители органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, других организаций и учреждений.
Кроме того, реорганизован ряд госархивов:
Созданный архив
|
Архив, на базе которого создается новый
|
Национальный архив кинофотофонодокументов Узбекистана |
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Республики Узбекистан |
Национальный архив научно-технической и медицинской документации Узбекистана |
Центральный государственный архив научно-технической и медицинской документации Республики Узбекистан |
Центральный государственный архив города Ташкента |
Государственный архив города Ташкента |
До 1 марта 2020 года в ведомственное подчинение Агентства "Узархив" перейдут межведомственные архивы по личному составу, созданные хокимиятами городов и районов. На их базе образуют госархивы документов по личному составу. До 1 января 2023 года Агентство поэтапно передаст документы по личному составу, хранящиеся в госархивах, в госархивы документов по личному составу, которые будут преобразованы в архивы документов по личному составу на основе государственно-частного партнерства.