ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Высшее образование (бакалавриат, магистратура) /Указ Президента Республики Узбекистан от 08.10.2019 г. N УП-5847 "Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
08.10.2019 г.
N УП-5847
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ДО 2030 ГОДА
В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами, модернизации высшего образования, развития социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий:
1. Утвердить:
а) Концепцию развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению N 1, предусмотрев в ней:
развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, повышение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, создания в сфере здоровой конкурентной среды;
обеспечение становления Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета в качестве флагманов высших образовательных учреждений страны;
включение не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первую 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета - в первые 500 позиций данного перечня;
поэтапный перевод учебного процесса высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему;
внедрение передовых стандартов высшего образования, в частности, поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе образования, направленной на формирование практических навыков, исходя из международного опыта;
поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных найти свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики;
обеспечение академической самостоятельности высших образовательных учреждений;
поэтапное внедрение концепции "Университет 3.0", предусматривающей взаимосвязь деятельности по коммерциализации результатов образования, науки, инноваций и научных исследований в высших образовательных учреждениях;
создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, выведение их на уровень научно-практических учреждений по прогнозированию и исследованию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов;
обеспечение опубликования статей профессоров-преподавателей, научных соискателей, докторантов, студентов бакалавриата и магистратуры высших образовательных учреждений в авторитетных международных научных журналах с высоким импакт-фактором, увеличения показателей цитируемости статей, а также поэтапного включения республиканских научных журналов в международную базу научно-технических данных;
преобразование системы высшего образования Республики Узбекистан в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии;
повышение инвестиционной привлекательности высшего образования, привлечение зарубежных образовательных и научных технологий;
внедрение в практику пяти инициатив, включающих комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания студенческой молодежи;
улучшение инфраструктуры и материально-технической базы высших образовательных учреждений, в том числе за счет широкого привлечения льготных средств международных финансовых институтов, поэтапный перевод высших образовательных учреждений на систему самофинансирования и обеспечение их финансовой стабильности;
налаживание взаимовыгодного сотрудничества образования с производственными предприятиями и научно-исследовательскими институтами;
повышение уровня охвата высшим образованием нуждающихся в социальной защите слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, с улучшением инфраструктурных условий для них;
б) "Дорожную карту" по реализации в 2019 году Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года согласно приложению N 2.
Определить, что поэтапная реализация Концепции осуществляется путем ежегодно отдельно утверждаемой "Дорожной карты" исходя из целевых параметров и основных направлений на соответствующий период.
2. Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования и Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан об образовании Республиканского совета высшего образования в форме негосударственной некоммерческой организации (далее - Совет) на базе Общественного совета при Министерстве высшего и среднего специального образования и Совета ректоров высших образовательных учреждений Узбекистана.
3. Определить основными задачами Совета:
разработку предложений по повышению качества высшего образования, совершенствованию учебных программ и внедрению современных педагогических технологий путем проведения опросов среди профессоров-преподавателей и студентов, изучения мнения общественности и работодателей, а также анализа передового зарубежного опыта;
объективную оценку эффективности системы государственного управления высшим образованием и условий, созданных для профессоров-преподавателей, действенности применяемых ими методов обучения и воспитания в образовательном процессе;
установление действенного общественного контроля за обеспечением высокого качества образования, тесного сотрудничества средств массовой информации и других институтов гражданского общества в данном направлении;
подготовку предложений по разработке и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение открытости, прозрачности и беспристрастности, устранение причин и условий коррупционных проявлений в деятельности высших образовательных учреждений;
разработку предложений и рекомендаций о содержательной и целевой организации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе высшего образования, а также развитию научно-инновационной деятельности педагогов;
подготовку предложений по проведению анализа результативности международных связей, оценке эффективности совместных программ, развитию новых форм сотрудничества, привлечению зарубежных профессоров-преподавателей и соотечественников за рубежом;
разработку рекомендаций по применению в условиях высших образовательных учреждений передового зарубежного опыта оценки эффективности и совершенствования деятельности высших образовательных учреждений на основе его изучения.
4. Установить, что:
итоги деятельности Совета, а также разработанные предложения и рекомендации рассматриваются на заседаниях коллегии Министерства высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан совместно с членами Совета как минимум два раза в течение года и по результатам рассмотрения принимаются соответствующие решения;
предложения и рекомендации, подготовленные Советом, рассматриваются в обязательном порядке Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан, министерствами и ведомствами, имеющими в своем составе высшие образовательные учреждения, а также высшими образовательными учреждениями, которые оказывают всестороннее содействие Совету в выполнении возложенных на него задач и предоставляют ему требуемые необходимые сведения;
Совет ежеквартально вносит информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров о разработанных предложениях и рекомендациях по итогам своей деятельности, развитию системы высшего образования.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять Правительственное решение по организации деятельности Совета.
5. В целях ускорения процессов изучения и внедрения в практику передового зарубежного опыта, направленного на улучшение образовательного процесса, внедрить порядок выезда в служебные командировки руководящих работников государственных высших образовательных учреждений (за исключением высших образовательных учреждений системы Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов) в зарубежные страны с уведомлением соответствующего министерства и ведомства по подчиненности.
При этом руководящие работники высших образовательных учреждений перед выездом в служебные командировки в зарубежные страны размещают на веб-сайте высшего образовательного учреждения основные данные, в частности, наименование страны, цель и план ее посещения, а по результатам служебной командировки - отчет о проделанной работе и расходах, внесенный в Совет высшего образовательного учреждения.
6. Министерству высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан:
до 1 декабря 2019 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план мероприятий, предусматривающий включение до 2030 года не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первую 1000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета - в первые 500 позиций настоящего рейтинга, с внедрением при этом современных механизмов государственной поддержки данных высших образовательных учреждений;
ежегодно до 1 декабря на основе тщательного изучения итогов выполнения утвержденной "Дорожной карты" уходящего года разрабатывать и вносить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект "Дорожной карты" по реализации Концепции в следующем году;
вести постоянный мониторинг за исполнением "Дорожных карт" с ежеквартальным внесением его результатов в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
7. Определить источниками финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства Фонда развития высших образовательных учреждений при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан;
внебюджетные средства высших образовательных учреждений;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;
кредиты (займы), грантовые средства международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров;
иные источники, не запрещенные законодательством.
8. Возложить персональную ответственность на:
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А. - за эффективную организацию деятельности и взаимодействие ответственных министерств и ведомств по исполнению Концепции и "Дорожных карт", своевременное устранение недостатков, выявленных в ходе мониторинга исполнения "Дорожных карт";
Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, руководителей ответственных министерств, ведомств и других организаций - за своевременное, качественное и полноценное исполнение мероприятий, предусмотренных в Концепции и "Дорожных картах";
министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидова И.У. - за достижение целевых показателей Концепции.
9. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации выступления и тематические передачи по широкому освещению целей и задач настоящего Указа.
10. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 08.10.2019 г. N УП-5847
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации в 2019 году Концепции развития системы
высшего образования Республики Узбекистан
до 2030 года
N |
Наименование мероприятий
|
Механизм реализации |
Сроки |
Ответственные исполнители |
1. |
Совершенствование порядка организации совместных образовательных программ с зарубежными высшими образовательными учреждениями. |
1. Разработка проекта решения Правительства, определяющего порядок организации совместных образовательных программ с зарубежными высшими образовательными учреждениями. |
Ноябрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
2. Внесение в Кабинет Министров проекта решения Правительства в установленном порядке. |
Декабрь 2019 года |
|||
2. |
Расширение деятельности по оказанию образовательных услуг негосударственными высшими образовательными учреждениями, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства. |
1. Оказание правовой и методической помощи лицам, выразившим желание организовать деятельность негосударственных высших образовательных учреждений, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства. 2. Привлечение прямых зарубежных инвестиций для организации деятельности негосударственных высших образовательных учреждений.
|
В течение 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
3. |
Внедрение вариативных учебных планов и программ, разработка специальных образовательных программ, принимая во внимание интересы учащихся. |
1. Изучение передового зарубежного опыта по вариативным учебным планам и программам, специальным образовательным программам. |
Октябрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
2. Разработка на основе зарубежного опыта вариативных учебных планов и образовательных программ, специальных образовательных программ. |
Ноябрь 2019 года |
|||
3. Определение высших образовательных учреждений и образовательных направлений для апробации разработанных учебных планов и программ.
|
Декабрь 2019 года |
|||
4. |
Расширение подготовки кадров по естественным и инженерно-техническим сферам. |
1. Выявление потребности в кадрах по естественным и инженерно-техническим сферам.
2. Формирование параметров государственного заказа по приему в высшие образовательные учреждения на 2020/2021 учебный год по естественным и инженерно-техническим сферам.
|
Декабрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство экономики и промышленности (Ходжаев Б.), Академия наук (Юлдашев Б.) |
5. |
Пересмотр нормативов соотношения предельного количества студентов по отношению к одному преподавателю на дневной (очной) форме обучения. |
1. Разработка проекта решения Правительства, предусматривающего, начиная с 2019/2020 учебного года, предельное количество студентов к одному преподавателю в соотношении 1:12 путем пересмотра учебных планов и образовательных программ на основе зарубежного опыта исходя из особенностей дневной формы обучения направлений и специальностей высшего образования с дальнейшим поэтапным повышением соотношения до 1:16, а также предоставляющего право советам высших образовательных учреждений изменять в необходимых случаях данное соотношение до 50 процентов.
2. Внесение проекта решения Правительства в Кабинет Министров в установленном порядке.
|
Октябрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство финансов (Ишметов Т.), Министерство экономики и промышленности (Ходжаев Б.) |
6.
Внедрение цифровых технологий в процесс обучения.
1. Изучение передового опыта зарубежных высших образовательных учреждений в области внедрения электронной платформы "Е-MINBAR", онлайн и вебинарных технологий.
Октябрь
2019 года
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Национальное агентство проектного управления (Ли Д.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения
2. Разработка технического задания по созданию электронной платформы "Е-MINBAR" в высших образовательных учреждениях.
Декабрь
2019 года
7. |
Организация деятельности и повышение роли попечительских советов в высших образовательных учреждениях республики. |
1. Проведение инвентаризации попечительских советов высших образовательных учреждений республики.
|
Ноябрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
2. По результатам инвентаризации внести на утверждение в Кабинет Министров предложения по попечительским советам высших образовательных учреждений.
|
Декабрь 2019 года |
|||
8. |
Совершенствование системы формирования резерва современных управленческих кадров высших образовательных учреждений, подготовки достойных кандидатов на руководящие должности, развитие их знаний и навыков. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта, предусматривающего: требования к кандидатурам, вносимым в резерв управленческих кадров высших образовательных учреждений по их профессиональным компетенциям; выявление уровня интеллектуальных, психологических, организаторских и управленческих способностей кандидатов, порядок их оценки путем применения элементов социометрического опроса; целевое обучение кандидатов, рекомендованных на руководящие должности, развитие их профессиональных компетенций и механизмы повышения их знаний в соответствующих сферах.
|
Декабрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Академия государственного управления (Азизов Х.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
9. |
Разработка и внедрение в практику системы оценки деятельности руководящих кадров высших образовательных учреждений на основе ключевых показателей результативности - KPI. |
1. Изучение передового международного опыта оценки деятельности руководящих кадров высших образовательных учреждений на основе ключевых показателей результативности - KPI.
|
Октябрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
2. Разработка ключевых показателей результативности руководящих кадров высших образовательных учреждений республики и порядка их определения.
|
Декабрь 2019 года |
|||
10. |
Принятие мер по повышению научного потенциала высших образовательных учреждений в престижных международных научно-технических базах данных. |
1. Определение научных журналов высших образовательных учреждений с высоким потенциалом, проведение организационных работ для включения их в престижные международные научно-технические базы данных.
2. Проведение инвентаризации данных о высших образовательных учреждениях и профессорах-преподавателях, имеющихся в престижных международных научно-технических базах данных, введение данных о незарегистрированных высших образовательных учреждениях республики, формирование их ресурсов.
3. Целевое направление научных журналов высших образовательных учреждений для включения в престижные международные научно-технические базы данных исходя из распределения по отраслям статей, публикуемых учеными.
|
В течение 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
11. |
Эффективная организация практики студентов высших образовательных учреждений. |
1. Эффективная организация практики студентов в организациях и на предприятиях заказчиков кадров, создание условий для прохождения практики и разработка проекта решения Правительства, предусматривающего усовершенствование данного процесса.
2. Внесение в установленном порядке в Кабинет Министров проекта решения Правительства.
|
Декабрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
12. |
Повышение осведомленности граждан о деятельности высших образовательных учреждений, в том числе привлечение молодежи для обучения в высшие образовательные учреждения, исходя из их интересов. |
1. Создание веб-портала с систематическим обновлением информации о направлениях образования и специальностях магистратуры высших образовательных учреждений, их научном потенциале, профессорах-преподавателях, инфраструктуре и достижениях.
2. Проведение высшими образовательными учреждениями пропагандистской работы среди учащихся школ, профессиональных колледжей и академических лицеев о направлениях образования, учебно-лабораторных базах и других условиях, утверждение мер по организации деятельности "летних школ" при высших образовательных учреждениях.
|
Декабрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
13. |
Направление выпускников высших образовательных учреждений на работу по специальности. |
1. Анализ трудоустройства по специальности выпускников высших образовательных учреждений.
|
Октябрь 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
2. Разработка плана мероприятий по направлению выпускников на работу по специальности в сотрудничестве с заказчиками кадров.
|
Декабрь 2019 года |
|||
14. |
Совершенствование деятельности по организации духовно-просветительской и воспитательной работы в системе высшего образования. |
1. Привлечение студентов к литературе, искусству и спорту, здоровому образу жизни, формирование у них эстетического вкуса и профессиональной этики, культуры информационного анализа, разработка плана духовно-просветительских мероприятий и обеспечение его исполнения во всех высших образовательных учреждениях по формированию у студентов чувства самоотверженности, любви и сопричастности с судьбой Родины.
2. Повышение социальной активности девушек-студенток, организация и ведение систематической работы по их подготовке как специалистов практичной профессии.
|
В течение 2019 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 октября 2019 г.
"Народное слово", 9 октября 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
14 октября 2019 г., N 41, ст. 765