ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Высшее образование (бакалавриат, магистратура) /

Указ Президента Республики Узбекистан от 08.10.2019 г. N УП-5847 "Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

08.10.2019 г.

N УП-5847



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ДО 2030 ГОДА


В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами, модернизации высшего образования, развития социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий:


1. Утвердить:

а) Концепцию развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению N 1, предусмотрев в ней:

развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, повышение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, создания в сфере здоровой конкурентной среды;

обеспечение становления Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета в качестве флагманов высших образовательных учреждений страны;

включение не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первую 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета - в первые 500 позиций данного перечня;

поэтапный перевод учебного процесса высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему;

внедрение передовых стандартов высшего образования, в частности, поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе образования, направленной на формирование практических навыков, исходя из международного опыта;

поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных найти свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики;

обеспечение академической самостоятельности высших образовательных учреждений;

поэтапное внедрение концепции "Университет 3.0", предусматривающей взаимосвязь деятельности по коммерциализации результатов образования, науки, инноваций и научных исследований в высших образовательных учреждениях;

создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, выведение их на уровень научно-практических учреждений по прогнозированию и исследованию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов;

обеспечение опубликования статей профессоров-преподавателей, научных соискателей, докторантов, студентов бакалавриата и магистратуры высших образовательных учреждений в авторитетных международных научных журналах с высоким импакт-фактором, увеличения показателей цитируемости статей, а также поэтапного включения республиканских научных журналов в международную базу научно-технических данных;

преобразование системы высшего образования Республики Узбекистан в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии;

повышение инвестиционной привлекательности высшего образования, привлечение зарубежных образовательных и научных технологий;

внедрение в практику пяти инициатив, включающих комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания студенческой молодежи;

улучшение инфраструктуры и материально-технической базы высших образовательных учреждений, в том числе за счет широкого привлечения льготных средств международных финансовых институтов, поэтапный перевод высших образовательных учреждений на систему самофинансирования и обеспечение их финансовой стабильности;

налаживание взаимовыгодного сотрудничества образования с производственными предприятиями и научно-исследовательскими институтами;

повышение уровня охвата высшим образованием нуждающихся в социальной защите слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, с улучшением инфраструктурных условий для них;

б) "Дорожную карту" по реализации в 2019 году Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года согласно приложению N 2.

Определить, что поэтапная реализация Концепции осуществляется путем ежегодно отдельно утверждаемой "Дорожной карты" исходя из целевых параметров и основных направлений на соответствующий период.


2. Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования и Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан об образовании Республиканского совета высшего образования в форме негосударственной некоммерческой организации (далее - Совет) на базе Общественного совета при Министерстве высшего и среднего специального образования и Совета ректоров высших образовательных учреждений Узбекистана.


3. Определить основными задачами Совета:

разработку предложений по повышению качества высшего образования, совершенствованию учебных программ и внедрению современных педагогических технологий путем проведения опросов среди профессоров-преподавателей и студентов, изучения мнения общественности и работодателей, а также анализа передового зарубежного опыта;

объективную оценку эффективности системы государственного управления высшим образованием и условий, созданных для профессоров-преподавателей, действенности применяемых ими методов обучения и воспитания в образовательном процессе;

установление действенного общественного контроля за обеспечением высокого качества образования, тесного сотрудничества средств массовой информации и других институтов гражданского общества в данном направлении;

подготовку предложений по разработке и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение открытости, прозрачности и беспристрастности, устранение причин и условий коррупционных проявлений в деятельности высших образовательных учреждений;

разработку предложений и рекомендаций о содержательной и целевой организации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе высшего образования, а также развитию научно-инновационной деятельности педагогов;

подготовку предложений по проведению анализа результативности международных связей, оценке эффективности совместных программ, развитию новых форм сотрудничества, привлечению зарубежных профессоров-преподавателей и соотечественников за рубежом;

разработку рекомендаций по применению в условиях высших образовательных учреждений передового зарубежного опыта оценки эффективности и совершенствования деятельности высших образовательных учреждений на основе его изучения.


4. Установить, что:

итоги деятельности Совета, а также разработанные предложения и рекомендации рассматриваются на заседаниях коллегии Министерства высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан совместно с членами Совета как минимум два раза в течение года и по результатам рассмотрения принимаются соответствующие решения;

предложения и рекомендации, подготовленные Советом, рассматриваются в обязательном порядке Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан, министерствами и ведомствами, имеющими в своем составе высшие образовательные учреждения, а также высшими образовательными учреждениями, которые оказывают всестороннее содействие Совету в выполнении возложенных на него задач и предоставляют ему требуемые необходимые сведения;

Совет ежеквартально вносит информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров о разработанных предложениях и рекомендациях по итогам своей деятельности, развитию системы высшего образования.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять Правительственное решение по организации деятельности Совета.


5. В целях ускорения процессов изучения и внедрения в практику передового зарубежного опыта, направленного на улучшение образовательного процесса, внедрить порядок выезда в служебные командировки руководящих работников государственных высших образовательных учреждений (за исключением высших образовательных учреждений системы Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов) в зарубежные страны с уведомлением соответствующего министерства и ведомства по подчиненности.

При этом руководящие работники высших образовательных учреждений перед выездом в служебные командировки в зарубежные страны размещают на веб-сайте высшего образовательного учреждения основные данные, в частности, наименование страны, цель и план ее посещения, а по результатам служебной командировки - отчет о проделанной работе и расходах, внесенный в Совет высшего образовательного учреждения.


6. Министерству высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан:

до 1 декабря 2019 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план мероприятий, предусматривающий включение до 2030 года не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первую 1000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета - в первые 500 позиций настоящего рейтинга, с внедрением при этом современных механизмов государственной поддержки данных высших образовательных учреждений;

ежегодно до 1 декабря на основе тщательного изучения итогов выполнения утвержденной "Дорожной карты" уходящего года разрабатывать и вносить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект "Дорожной карты" по реализации Концепции в следующем году;

вести постоянный мониторинг за исполнением "Дорожных карт" с ежеквартальным внесением его результатов в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


7. Определить источниками финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

средства Фонда развития высших образовательных учреждений при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан;

внебюджетные средства высших образовательных учреждений;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;

кредиты (займы), грантовые средства международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров;

иные источники, не запрещенные законодательством.


8. Возложить персональную ответственность на:

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А. - за эффективную организацию деятельности и взаимодействие ответственных министерств и ведомств по исполнению Концепции и "Дорожных карт", своевременное устранение недостатков, выявленных в ходе мониторинга исполнения "Дорожных карт";

Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, руководителей ответственных министерств, ведомств и других организаций - за своевременное, качественное и полноценное исполнение мероприятий, предусмотренных в Концепции и "Дорожных картах";

министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидова И.У. - за достижение целевых показателей Концепции.


9. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации выступления и тематические передачи по широкому освещению целей и задач настоящего Указа.


10. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 08.10.2019 г. N УП-5847



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по реализации в 2019 году Концепции развития системы

высшего образования Республики Узбекистан

до 2030 года


         

N

     

Наименование

мероприятий

  

Механизм реализации

Сроки

Ответственные

исполнители

1.

Совершенствование порядка организации совместных образовательных программ с зарубежными высшими образовательными учреждениями.


1. Разработка проекта решения Правительства, определяющего порядок организации совместных образовательных программ с зарубежными высшими образовательными учреждениями.


Ноябрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


2. Внесение в Кабинет Министров проекта решения Правительства в установленном порядке.


Декабрь

2019 года

2.

Расширение деятельности по оказанию образовательных услуг негосударственными высшими образовательными учреждениями, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства.

1. Оказание правовой и методической помощи лицам, выразившим желание организовать деятельность негосударственных высших образовательных учреждений, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства.


2. Привлечение прямых зарубежных инвестиций для организации деятельности негосударственных высших образовательных учреждений.

В течение

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


3.

Внедрение вариативных учебных планов и программ, разработка специальных образовательных программ, принимая во внимание интересы учащихся.


1. Изучение передового зарубежного опыта по вариативным учебным планам и программам, специальным образовательным программам.


Октябрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


2. Разработка на основе зарубежного опыта вариативных учебных планов и образовательных программ, специальных образовательных программ.


Ноябрь

2019 года

3. Определение высших образовательных учреждений и образовательных направлений для апробации разработанных учебных планов и программ.

Декабрь

2019 года

4.

Расширение подготовки кадров по естественным и инженерно-техническим сферам.

1. Выявление потребности в кадрах по естественным и инженерно-техническим сферам.

2. Формирование параметров государственного заказа по приему в высшие образовательные учреждения на 2020/2021 учебный год по естественным и инженерно-техническим сферам.

Декабрь

2019 года


Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство экономики и промышленности (Ходжаев Б.), Академия наук (Юлдашев Б.)

5.

Пересмотр нормативов соотношения предельного количества студентов по отношению к одному преподавателю на дневной (очной) форме обучения.

1. Разработка проекта решения Правительства, предусматривающего, начиная с 2019/2020 учебного года, предельное количество студентов к одному преподавателю в соотношении 1:12 путем пересмотра учебных планов и образовательных программ на основе зарубежного опыта исходя из особенностей дневной формы обучения направлений и специальностей высшего образования с дальнейшим поэтапным повышением соотношения до 1:16, а также предоставляющего право советам высших образовательных учреждений изменять в необходимых случаях данное соотношение до 50 процентов.

2. Внесение проекта решения Правительства в Кабинет Министров в установленном порядке.

Октябрь

2019 года


Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство финансов (Ишметов Т.), Министерство экономики и промышленности (Ходжаев Б.)

  

6.

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения.

1. Изучение передового опыта зарубежных высших образовательных учреждений в области внедрения электронной платформы "Е-MINBAR", онлайн и вебинарных технологий.

Октябрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Национальное агентство проектного управления (Ли Д.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения

2. Разработка технического задания по созданию электронной платформы "Е-MINBAR" в высших образовательных учреждениях.

Декабрь

2019 года

7.

Организация деятельности и повышение роли попечительских советов в высших образовательных учреждениях республики.

1. Проведение инвентаризации попечительских советов высших образовательных учреждений республики.

Ноябрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения

2. По результатам инвентаризации внести на утверждение в Кабинет Министров предложения по попечительским советам высших образовательных учреждений.

Декабрь

2019 года

8.

Совершенствование системы формирования резерва современных управленческих кадров высших образовательных учреждений, подготовки достойных кандидатов на руководящие должности, развитие их знаний и навыков.

Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта, предусматривающего:

требования к кандидатурам, вносимым в резерв управленческих кадров высших образовательных учреждений по их профессиональным компетенциям;

выявление уровня интеллектуальных, психологических, организаторских и управленческих способностей кандидатов, порядок их оценки путем применения элементов социометрического опроса;

целевое обучение кандидатов, рекомендованных на руководящие должности, развитие их профессиональных компетенций и механизмы повышения их знаний в соответствующих сферах.

Декабрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Академия государственного управления (Азизов Х.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


9.

Разработка и внедрение в практику системы оценки деятельности руководящих кадров высших образовательных учреждений на основе ключевых показателей результативности - KPI.


1. Изучение передового международного опыта оценки деятельности руководящих кадров высших образовательных учреждений на основе ключевых показателей результативности - KPI.

Октябрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


2. Разработка ключевых показателей результативности руководящих кадров высших образовательных учреждений республики и порядка их определения.

Декабрь

2019 года

10.

Принятие мер по повышению научного потенциала высших образовательных учреждений в престижных международных научно-технических базах данных.

1. Определение научных журналов высших образовательных учреждений с высоким потенциалом, проведение организационных работ для включения их в престижные международные научно-технические базы данных.

2. Проведение инвентаризации данных о высших образовательных учреждениях и профессорах-преподавателях, имеющихся в престижных международных научно-технических базах данных, введение данных о незарегистрированных высших образовательных учреждениях республики, формирование их ресурсов.

3. Целевое направление научных журналов высших образовательных учреждений для включения в престижные международные научно-технические базы данных исходя из распределения по отраслям статей, публикуемых учеными.

В течение

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


11.

Эффективная организация практики студентов высших образовательных учреждений.

1. Эффективная организация практики студентов в организациях и на предприятиях заказчиков кадров, создание условий для прохождения практики и разработка проекта решения Правительства, предусматривающего усовершенствование данного процесса.

2. Внесение в установленном порядке в Кабинет Министров проекта решения Правительства.

Декабрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


12.

Повышение осведомленности граждан о деятельности высших образовательных учреждений, в том числе привлечение молодежи для обучения в высшие образовательные учреждения, исходя из их интересов.

1. Создание веб-портала с систематическим обновлением информации о направлениях образования и специальностях магистратуры высших образовательных учреждений, их научном потенциале, профессорах-преподавателях, инфраструктуре и достижениях.

2. Проведение высшими образовательными учреждениями пропагандистской работы среди учащихся школ, профессиональных колледжей и академических лицеев о направлениях образования, учебно-лабораторных базах и других условиях, утверждение мер по организации деятельности "летних школ" при высших образовательных учреждениях.

Декабрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


13.

Направление выпускников высших образовательных учреждений на работу по специальности.

1. Анализ трудоустройства по специальности выпускников высших образовательных учреждений.

Октябрь

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения

2. Разработка плана мероприятий по направлению выпускников на работу по специальности в сотрудничестве с заказчиками кадров.

Декабрь

2019 года

14.

Совершенствование деятельности по организации духовно-просветительской и воспитательной работы в системе высшего образования.

1. Привлечение студентов к литературе, искусству и спорту, здоровому образу жизни, формирование у них эстетического вкуса и профессиональной этики, культуры информационного анализа, разработка плана духовно-просветительских мероприятий и обеспечение его исполнения во всех высших образовательных учреждениях по формированию у студентов чувства самоотверженности, любви и сопричастности с судьбой Родины.

2. Повышение социальной активности девушек-студенток, организация и ведение систематической работы по их подготовке как специалистов практичной профессии.

В течение

2019 года

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения


    


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 октября 2019 г.


"Народное слово", 9 октября 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

14 октября 2019 г., N 41, ст. 765























Время: 0.2275
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск