ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Высшее образование (бакалавриат, магистратура) /

Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. N УП-5847)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 08.10.2019 г. N УП-5847



КОНЦЕПЦИЯ

развития системы высшего образования

Республики Узбекистан до 2030 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) разработана исходя из потребностей социальной сферы и отраслей экономики на основе обеспечения прочной интеграции науки, образования и производства в целях улучшения качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, эффективной организации научной и инновационной деятельности, развития международного сотрудничества, а также во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2019 года N ПП-4391 "О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования".

Концепция определяет стратегические цели, приоритетные направления, задачи, этапы развития высшего образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу и является основанием для разработки отраслевых программ и комплекса мер в данной сфере.



ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ИМЕЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ


На сегодняшний день в республике функционирует 114 высших образовательных учреждений, из них 93 являются отечественными, 21 - зарубежными высшими образовательными учреждениями и их филиалами. В частности, за последние 3 года создано 6 высших образовательных учреждений и 17 филиалов, а также 14 филиалов зарубежных высших образовательных учреждений.

На основе предложений заказчиков кадров в Классификатор направлений и специальностей высшего образования включено 329 направлений образования и 582 специальности магистратуры.

В 2019/2020 учебном году в 59 высших образовательных учреждениях внедрена заочная, в 10 высших образовательных учреждениях - вечерняя форма обучения.

Количество студентов, обучающихся по направлениям образования бакалавриата высших образовательных учреждений республики составляет 410 тысяч человек, по специальностям магистратуры - 13 тысяч и за последние 3 года выросло в 1,7 раза.

54,8 процента студентов обучается по направлениям образования и специальностям гуманитарно-педагогической сферы знаний, 25,2 процента - производственно-технической, 5,2 процента - социальной сферы, экономики и права, 5,9 процента - сельского и водного хозяйства, 4,4 процента - здравоохранения и социального обеспечения, 4,5 процента - сферы услуг.

40,8 процента студентов магистратуры обучаются по направлениям образования гуманитарно-педагогической сферы знаний, 23,3 процента - производственно-технической, 13,3 процента - социальной сферы, экономики и права, 5,9 процента - сельского и водного хозяйства, 13,5 процента - здравоохранения и социального обеспечения, 3,2 процента - сферы услуг.

Параметры приема на 2019/2020 учебный год составили 121 тысячу и возросли на 18 процентов по сравнению с прошлым годом, на 92 процента - с 2016 годом.

Начиная с 2018/2019 учебного года в 16 высших образовательных учреждениях республики налажена деятельность по подготовке кадров на основе совместных программ образования в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями.

При Национальном университете Узбекистана созданы Центр развития нанотехнологий, Научно-исследовательский институт физики полупроводников и микроэлектроники, Институт биофизики и биохимии, Научно-практический центр интеллектуально-программных систем.

На сегодняшний день количество ученых советов в высших образовательных учреждениях по присуждению ученой степени составляет 84 (в 2017 году - 48). За последние 3 года в результате защиты 1 693 профессорами-преподавателями докторских диссертаций количество педагогических работников высших образовательных учреждений, имеющих научную степень, достигло 9 636 человек (из них 2 130 - доктора наук (DSc), 7 506 - кандидаты наук (PhD), а также достигнут рост научного потенциала высших образовательных учреждений республики на 5,1 процента.

За последние 3 года обеспечено прохождение 1 611 профессорами-преподавателями высших образовательных учреждений стажировок и повышения квалификации в зарубежных высших образовательных учреждениях. В рамках международного сотрудничества 112 молодых людей приняты на обучение по специальностям магистратуры и 51 - в докторантуру зарубежных высших образовательных и научных учреждений.

Через фонд "Эл-юрт умиди" 46 профессорам-преподавателям обеспечено прохождение стажировок в Канаде, Великобритании и Италии.

В 2017-2019 годах к образовательному процессу привлечено 1 154 зарубежных высококвалифицированных педагогических работника и ученых (94 - из США, 445 - из стран Европы, 299 - из стран Азии, 316 - из государств СНГ).

Базовые должностные оклады профессоров, имеющих ученую степень доктора наук в высших образовательных учреждениях, повысились в 3,2 раза по сравнению с 2016 годом.

На сегодняшний день перед системой высшего образования в направлении подготовки высококвалифицированных кадров сохраняется ряд актуальных проблем и недостатков, требующих своего решения, в том числе:


а) в области охвата высшим образованием и обеспечения качества образования:

остается низким уровень охвата высшим образованием;

содержание действующих квалификационных требований, учебных планов и программ не направлено на формирование практических навыков у выпускников, остается высокой доля непрофильных предметов в учебных планах;

неэффективно налажена работа по подготовке кадров в сотрудничестве между высшими образовательными учреждениями и заказчиками кадров, недостаточно участие работодателей в формировании содержания высшего образования;

не сформированы навыки критического мышления, самостоятельного поиска информации и анализа у студентов;

неэффективно организованы практические занятия на производственных предприятиях, квалификационный уровень подготавливаемых специалистов недостаточно соответствует современным требованиям рынка труда;

вследствие низкого уровня освоения профессорами-преподавателями иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий их профессиональное мастерство отстает от требований сегодняшнего дня;

сохраняется нехватка учебной литературы, имеющаяся ее значительная часть не отвечает современным требованиям, на недостаточном уровне организована работа по улучшению качества учебной литературы, использованию зарубежной литературы в качестве дополнительной либо альтернативной;

не внедрены прозрачные механизмы проведения предметных олимпиад в высших образовательных учреждениях, не налажена системная работа с победителями олимпиад;

отсутствуют механизмы отбора студентов в высшие образовательные учреждения среди талантливой молодежи;

неэффективно организована система повышения квалификации педагогических работников, в частности, к проведению учебных занятий в учреждениях повышения квалификации не привлечены высококвалифицированные профессора-преподаватели, при привлечении к повышению квалификации не принимается во внимание потенциал слушателей;

существует необходимость дальнейшего развития деятельности по укреплению духовно-нравственного содержания, патриотического воспитания молодежи на основе уважения национальных ценностей, гуманизма и высоких духовных идей, иммунитета молодежи к чуждым идеям и идеологиям в высшем образовании;


б) в области научно-исследовательской и инновационной деятельности:

научная деятельность высших образовательных учреждений организована без учета перспектив социально-экономического развития регионов, не налажена деятельность по прогнозированию инновационного развития на основе анализа;

недостаточна результативность широкого внедрения в практику результатов инновационной деятельности и исследований, коммерциализации научных разработок, привлечения одаренной молодежи к научно-исследовательским работам, не обеспечена прочная интеграция образования, науки и производства;

научный потенциал высших образовательных учреждений составляет всего 36,4 процента;

средний возраст работников с научной степенью составляет 49 лет (докторов наук - 56 лет, докторов философии и кандидатов наук - 43 года) и остается высоким, доля пенсионеров среди докторов наук составляет 45 процентов;

научно-исследовательские работы не направлены на решение имеющихся проблем в социальной сфере и отраслях экономики;

в последние годы уменьшается цитируемость статей, опубликованных в авторитетных международных научных журналах;

не созданы действенные механизмы стимулирования деятельности профессоров-преподавателей, научных работников и молодых ученых, занимающихся научно-исследовательской деятельностью;


в) в области укрепления материально-технической базы высших образовательных учреждений:

мощности студенческих общежитий, библиотек, учебных мастерских, лабораторий, спортивно-оздоровительных объектов и объектов социальной инфраструктуры не удовлетворяют имеющихся потребностей, в значительной их части не сформирована материально-техническая база, соответствующая требованиям сегодняшнего дня;

недостаточен уровень оснащенности высших образовательных учреждений современными учебными и научными лабораториями, удельный вес учебно-лабораторного оборудования, соответствующего международным стандартам, составляет всего 10 процентов, вместе с тем учебный процесс недостаточно обеспечивается лабораторными материалами (реактивами, химической посудой, комплектующими, биологическим материалом и другими объектами);

основная часть финансовых затрат высших образовательных учреждений расходуется на заработную плату, недостаточно средств направляется на обновление учебных и научных лабораторий, ремонт зданий и сооружений;


г) в области повышения привлекательности и обеспечения конкурентоспособности высшего образования на международном уровне:

высшие образовательные учреждения республики не включены в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций, их официальные сайты не включены 1 000 позиций в перечне международного рейтинга Webometrics;

образовательные программы и система оценки знаний студентов не приспособлены к международным стандартам;

действующие места проживания студентов и объекты социальной инфраструктуры не приспособлены к потребностям иностранных студентов;

пропагандистская работа по привлечению иностранных граждан к обучению в нашей стране, в том числе PR-проекты (организация дней высших образовательных учреждений Узбекистана, проведение презентаций и другие) не организованы на необходимом уровне, отсутствует интерактивная виртуальная платформа в данном направлении.



ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Развитие системы высшего образования основывается на достижении целевых показателей, указанных в приложении к данной Концепции.

Стратегическими целями развития системы высшего образования являются:

повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров, развитие человеческого капитала на основе требований рынка труда для модернизации и стабильного социально-экономического развития страны;

создание необходимых условий для повышения уровня охвата высшим образованием, подготовки высококвалифицированных, креативно и системно мыслящих кадров на основе международных стандартов, способных самостоятельно принимать решения для реализации их интеллектуальных способностей и формирования в качестве духовно развитой личности;

формирование здоровой конкурентной среды, повышение привлекательности и обеспечение конкурентоспособности сферы на международном уровне.

Развитие системы высшего образования осуществляется на основе следующих приоритетных направлений исходя из долгосрочных целевых перспективных задач:

расширение охвата высшим образованием, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием;

внедрение цифровых технологий и современных методов в учебный процесс;

повышение результативности научно-исследовательской деятельности в высших образовательных учреждениях, широкое привлечение молодежи к научной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры науки;

повышение действенности духовно-просветительской и воспитательной работы;

активное привлечение заказчиков кадров к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов;

обеспечение финансовой независимости и стабильности высших образовательных учреждений, укрепление материально-технического обеспечения;

системное развитие высших образовательных учреждений и совершенствование их управленческой деятельности;

борьба с коррупцией, внедрение действенных механизмов обеспечения прозрачности;

повышение инвестиционной привлекательности системы высшего образования, обеспечение ее признания на международном уровне и конкурентоспособности.



§ 1. Расширение охвата высшим образованием, повышение

качества подготовки специалистов с высшим образованием


В целях расширения охвата высшим образованием, повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием проводятся следующие мероприятия:

создание конкурентной среды в высшем образовании путем развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, а также филиалов авторитетных зарубежных высших образовательных учреждений с привлечением инвестиций;

создание Президентского университета как ведущего центра образования и науки, подготавливающего высокопрофессиональные кадры самостоятельно мыслящих патриотов, обладающих современными знаниями и навыками в сочетании с международными стандартами и национальными традициями;

формирование целевых параметров подготовки специалистов с высшим образованием с учетом инвестиционных, региональных и отраслевых программ, требований попечительских советов и технологических изменений на международном уровне, оптимизация направлений и специальностей образования, уделив при этом особое внимание развитию STEAM-направлений (точные науки, технологии, инжиниринг, творческое искусство и математика);

поэтапное внедрение самостоятельного установления высшими образовательными учреждениями параметров приема на основе платного контракта исходя из мощности, научного потенциала и других основных показателей высших образовательных учреждений;

внедрение механизмов поэтапного распределения параметров подготовки кадров на основе государственного гранта путем проведения конкурсного отбора среди высших образовательных учреждений;

дальнейшее усиление гарантий прав женщин на получение высшего образования, обеспечение приоритета принципов гендерного равенства при получении образования, проведение широкой регулярной пропагандистской работы в махаллях, общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах, направленной на широкое привлечение женщин к высшему образованию;

обеспечение гармоничности и преемственности программ общего среднего, среднего специального и высшего образования с целью достижения непрерывности образования;

разработка механизмов и поэтапный перевод учебных планов высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему;

формирование образовательных программ, исходя из интересов студентов, в соответствии с потребностями заказчиков кадров путем разработки учебных планов, направленных на формирование у студентов креативного мышления и практических навыков, основанных на индивидуальных образовательных траекториях, поэтапное предоставление академической самостоятельности высшим образовательным учреждениям по их утверждению;

повышение доли часов, отведенных на самообразование, внедрение методик и технологий, направленных на формирование у студентов навыков самостоятельного образования, критического и творческого мышления, системного анализа, предпринимательских навыков, внедрение методики и технологий, направленных на усиление компетенций в учебном процессе, ориентация учебного процесса на формирование практических навыков, широкое внедрение в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных планов и учебно-методических материалов на основе международных образовательных стандартов в данном направлении;

совершенствование и обеспечение объективности технологий системы оценки знаний студентов, в том числе развитие методов бесконтактной оценки знаний студентов;

разработка механизмов развития здоровой конкуренции среди студентов в освоении предметов;

поэтапное уменьшение количества предметов в учебных планах за счет непрофильных дисциплин, а также включение сопряженных предметов в перечень предметов по выбору;

усиление внимания к качеству подготовки кадров в гуманитарных и педагогических направлениях, пересмотр и усовершенствование учебных планов и программ по направлениям и специальностям педагогического образования на основе передового зарубежного опыта, формирование навыков применения современных педагогических технологий в образовательном процессе у студентов, обучающихся в данном направлении, улучшение инфраструктуры педагогического образования, обеспечение всех общеобразовательных школ в регионах высококвалифицированными профессиональными педагогическими кадрами, освоившими иностранные языки;

совершенствование системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных педагогических кадров для высших образовательных учреждений на основе передового зарубежного опыта;

регулярное повышение квалификации специалистов, ответственных за учебно-методическую деятельность в высших образовательных учреждениях;

увеличение удельного веса предметов специальности, преподаваемых на иностранных языках по направлениям и специальностям образования;

постоянное совершенствование учебных планов и программ магистратуры для выработки у студентов магистратуры способностей к проведению научных исследований на высоком уровне, ведению педагогической деятельности, управления, критического мышления и системного анализа;

улучшение качества учебной литературы, упрощение порядка создания современной учебной литературы, ускорение приобретения и перевода новейшей зарубежной литературы, расширение использования зарубежной литературы в качестве дополнительной либо альтернативной учебной литературы, обновление библиотечных фондов на регулярной основе;

совершенствование механизмов распределения годовой учебной нагрузки профессоров-преподавателей, отобранных на конкурсной основе и обладающих авторскими правами на учебную литературу, предусмотрев при этом в их общей годовой нагрузке увеличение времени, отведенного на создание учебной литературы, за счет часов, отведенных на проведение учебных занятий;

увеличение видов образовательных услуг, оказываемых студентам с ограниченными возможностями и улучшение их качества, развитие инклюзивных процессов в образовании, внедрение адаптивных технологий;

улучшение качества оказания студентам образовательных услуг на основе изучения мнения студентов об учебных занятиях (feedback), а также развития системы взаимных посещений (peer review);

развитие у студентов деятельности по самообразованию путем создания площадок для профессионального общения профессоров-преподавателей по отраслям науки, широкого привлечения студентов к процессу обеспечения качества образования и внедрения "тьюторской" системы организационно-методической помощи;

ежегодное проведение среди студентов национального опроса в республиканском масштабе в целях изучения мнения студенческой молодежи о ее академической деятельности, проблемах, образе жизни, учебном процессе и созданных условиях исходя из опыта зарубежных стран;

привлечение в высшие образовательные учреждения, на курсы переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных зарубежных профессоров-преподавателей и специалистов для ведения учебно-педагогической и научной работы, а также соотечественников за рубежом, ведущих деятельность и достигших значительных успехов в сфере образования и науки, изъявивших желание внести свой вклад в развитие страны, с созданием в этом направлении академических и инфраструктурных удобств для них;

создание эффективных механизмов привлечения высококвалифицированных профессоров-преподавателей, ученых к образовательному процессу, развитие системы оценки их деятельности на основе определенных показателей;

увеличение на системной основе доли профессоров-преподавателей и студентов в высших образовательных учреждениях, обладающих сертификатами национальной и международной систем оценки, в совершенстве освоивших иностранные языки;

повышение профессионального мастерства профессоров-преподавателей путем их обучения в магистратуре и докторантуре, прохождения стажировок, повышения квалификации в зарубежных странах при содействии Фонда "Эл-юрт умиди";

широкое привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков, имеющих многолетний трудовой стаж, системная организация стажировок профессоров-преподавателей на предприятиях и в организациях соответствующей отрасли;

совершенствование нормативно-правовых и учебно-методических основ внедрения систем непрерывного повышения квалификации и переподготовки для специалистов социальной сферы и всех отраслей экономики, широкое использование возможностей дистанционного обучения в данном направлении;

развитие подготовки кадров по заочной и вечерней формам обучения в высших образовательных учреждениях с целью обеспечения обучения студентов без отрыва от производства, внедрение при этом современных образовательных технологий на основе цифровых технологий;

совершенствование государственных образовательных стандартов с целью обеспечения соответствия экономики современным требованиям;

разработка и развитие методической базы для организации содержательной производственной, квалификационной и иных видов практики студентов;

внедрение в практику программ внутренней академической мобильности, механизмов взаимного обмена опытом между высшими образовательными учреждениями республики;

развитие программ академической мобильности профессоров-преподавателей и докторантов в рамках сотрудничества с зарубежными высшими образовательными учреждениями;

совершенствование механизмов внутреннего контроля и подотчетности в повышении качества образования в высших образовательных учреждениях;

поэтапное внедрение в практику опыта приема на учебу в высшие образовательные учреждения абитуриентов, имеющих сертификаты национальной и международной систем оценки по предметам, соответствующим направлениям образования, принимая во внимание среднюю оценку в аттестате выпускников в процессе приема в высшие образовательные учреждения;

расширение перечня предметов, по которым предоставляются сертификаты национальной системы оценки, поддержка деятельности государственных и негосударственных учреждений, оказывающих данные услуги;

совершенствование порядка проведения предметных олимпиад в высших образовательных учреждениях, обеспечение соответствия прозрачности и механизмов оценки с критериями международных олимпиад и конкурсов.



§ 2. Внедрение цифровых технологий и современных

методов в образовательный процесс


В целях внедрения в образовательный процесс цифровых технологий и современных методов проводятся следующие мероприятия:

организация системы подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров для цифровой экономики;

создание дополнительных условий для обеспечения прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий, непрерывного развития профессионального мастерства педагогических кадров;

индивидуализация образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитие дистанционных образовательных услуг, широкое внедрение в практику технологий вебинара, онлайн, "blended learning", "flipped classroom";

организация дистанционных образовательных программ на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

внедрение в практику платформы "E-MINBAR" с возможностью онлайн-наблюдения и освоения лекций, практических занятий и семинаров, а также их загрузки на электронные средства хранения информации, использование "облачных технологий" в образовательных процессах;

широкое внедрение системы электронных библиотек с возможностью дистанционного пользования ими, расширение возможностей непрерывного повышения профессиональной квалификации студентов путем организации пользования ими библиотечным фондом и базами данных после завершения обучения в высших образовательных учреждениях;

ускорение создания национальных электронных образовательных ресурсов, организация работ по переводу зарубежных электронных образовательных ресурсов, поэтапное увеличение удельного веса электронных ресурсов в образовательном процессе, создание электронной учебной литературы, а также системы размещения в библиотеках информации по электронным ресурсам с помощью QR-кода с целью загрузки электронной учебной литературы на мобильные устройства;

создание электронной базы научно-технической информации, состоящей из материалов конференций, выпускных квалификационных работ, магистерских и докторских диссертаций высшего образовательного учреждения, широкое внедрение пользования системой антиплагиата с целью сохранения новизны научно-технической информации в будущем;

развитие использования современных программных продуктов в образовательном процессе, широко применяемых на международном уровне, исходя из специфики направлений и специальностей образования;

резкое сокращение количества разных отчетов и информации, получаемых из высших образовательных учреждений, отказ от использования бумажной формы их составления, поэтапный переход на платформу "Электронный университет", обеспечивающую перевод системы управления, учебного процесса, библиотек и документооборота в электронный формат, внедрение электронной системы мониторинга эффективности деятельности участников образовательного процесса;

налаживание ведения постоянно обновляемой электронной базы (Student Record System), отражающей в себе сведения о педагогических работниках, студентах бакалавриата и магистратуры, докторантах высших образовательных учреждений с созданием на ее основе национальной системы;

введение в действие единой информационной регулярно обновляемой платформы высшего образования - "Информационная система управления высшим образованием" при содействии международных финансовых организаций, отражающей в себе учебно-методические, нормативно-правовые и статистические данные в сфере высшего образования, а также сведения по оказанию государственных интерактивных услуг, предусмотрев в ней возможность приема в режиме онлайн объявлений и заявлений на конкурсы, проводимые на замещение вакантных должностей.



§ 3. Повышение результативности научно-исследовательских

работ, широкое привлечение молодежи к научной деятельности,

формирование инновационной инфраструктуры науки

в высших образовательных учреждениях


В целях повышения результативности научно-исследовательских работ, широкого привлечения молодежи к научной деятельности, формирования инновационной инфраструктуры науки в высших образовательных учреждениях проводятся следующие мероприятия:

поэтапное внедрение концепции "Университет 3.0", предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях;

создание в составе высших образовательных учреждений технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, обеспечение их деятельности по исследованию и прогнозированию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов;

достижение ведения профессорами-преподавателями, научными соискателями, докторантами, студентами магистратуры и бакалавриата научной и инновационной деятельности в создаваемых технопарках;

создание предприятий "spin-off" и "spin-out" на базе высших образовательных учреждений, занимающихся внедрением в практику результатов научных исследований путем создания новой продукции, техники и технологий с высоким потенциалом коммерциализации на основе стартап-проектов за счет внебюджетных средств, развитие академического предпринимательства;

обеспечение развития науки в сочетании с передовыми достижениями на основе проведения анализа результатов международных научных исследований с помощью международной информационно-аналитической системы "SсiVal";

внедрение механизмов поддержки деятельности по опубликованию статей в авторитетных международных научных журналах;

обеспечение поэтапного включения научных журналов высших образовательных учреждений в Scopus, ScienceDirect и другие международные научно-технические базы данных;

развитие фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований, сохранение действующих и создание новых научных школ, укрепление их кадрового потенциала, при этом стимулирование широкого привлечения одаренной молодежи к науке;

внедрение системы материального поощрения за счет внебюджетных средств ученых, профессоров-преподавателей и молодых научных соискателей с высоким индексом Хирш (h-индексом) - показателя, свидетельствующего о признании на международном уровне результатов научной деятельности путем публикации статей в престижных научных изданиях, включенных в международную базу данных научно-технической информации;

повышение качества научных исследований, проводимых в высших образовательных учреждениях, создание механизмов их обеспечения статистической, технической и иной информацией, принятие соответствующих нормативно-правовых актов в данном направлении;

достижение оптимального соотношения профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений с точки зрения возраста работников, имеющих ученую степень и звания;

привлечение ученых научно-исследовательских учреждений к образовательному процессу и научному руководству, обеспечение проведения и защиты научных работ этапов магистратуры и докторантуры в данных научно-исследовательских учреждениях;

специализация научных исследований в каждом высшем образовательном учреждении на сферы узких и сопряженных предметов (в разрезе факультетов, кафедр и лабораторий), приспособление их к потребностям производства и регионального развития, определение перспективных научных направлений, имеющих сравнительное преимущество, увеличение удельного веса высококвалифицированных профессоров-преподавателей и студентов в данных направлениях;

повышение эффективности деятельности Узбекско-Японского молодежного инновационного центра при Ташкентском государственном техническом университете, Учебно-практического текстильного технопарка при Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности, а также инновационного технопарка "Хоразм" при Ургенчском государственном университете;

создание 7 межвузовских научно-исследовательских лабораторий по направлениям "Клеточная и молекулярная биотехнология", "Медицинская генетика", "Экофизиология", "Материаловедение", "Энергосберегающие технологии, контрольно-измерительные и автоматизированные системы", "Строительные материалы", а также "Пищевые продукты и технологии" с целью совершенствования инфраструктуры инновационной деятельности путем широкого привлечения льготных средств международных финансовых институтов;

обеспечение проведения, развитие современных научных исследований в Центре развития нанотехнологий при Национальном университете Узбекистана, Научно-исследовательском институте физики полупроводников и микроэлектроники, Институте биофизики и биохимии, Научно-практическом центре интеллектуально-программных систем;

развитие международного сотрудничества в сфере науки, налаживание активного сотрудничества соответствующих институтов Академии наук Республики Узбекистана с авторитетными зарубежными высшими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, а также отечественными высшими образовательными учреждениями с широким применением при этом модели менторство;

ускорение научной деятельности профессоров-преподавателей путем сокращения количества подлежащих ведению ими различных журналов и учебно-методических документов;

направление научно-исследовательских работ на инновационное решение имеющихся проблем в социальной сфере и отраслях экономики, в том числе регионального уровня, широкое исследование проблем сопряженных наук;

выявление, привлечение в академические лицеи, отбор в высшие образовательные учреждения, обучение на основе углубленных образовательных программ, а также расширение участия одаренной молодежи в предметных олимпиадах, повышение ее интереса к научной деятельности, закрепление за квалифицированными специалистами достигших высоких результатов в соответствующей сфере на основе системы "наставник - ученик", создание в данном направлении электронной базы данных;

налаживание и развитие сотрудничества высших образовательных учреждений с Академией молодежи и Республиканским советом по науке и технологиям;

повышение научного потенциала высших образовательных учреждений, развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через целевую докторантуру;

разработка в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями совместных программ по присвоению двусторонней ученой степени;

совершенствование деятельности институтов послевузовского образования на основе зарубежного опыта, приведение ученых советов и системы защит в соответствие с международной практикой;

поэтапная передача высшим образовательным учреждениям полномочий по присуждению ученой степени и званий;

предоставление самостоятельности высшим образовательным учреждениям при определении условий приема в докторантуру, уделять особое внимание научным достижениям при отборе претендентов;

создание платформы дистанционного онлайн-наблюдения за заседаниями ученых советов по присуждению ученой степени, находясь при этом в высших учебных заведениях в регионах.



§ 4. Повышение действенности духовно-просветительской

и воспитательной работы


В целях повышения действенности духовно-просветительской и воспитательной работы проводятся следующие мероприятия:

внедрение в практику пяти инициатив, включающих комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания студенческой молодежи, в том числе привлечение студенческой молодежи к культуре и искусству, физической культуре и спорту, повышение ее грамотности в пользовании компьютерными и интернет-технологиями, широкая пропаганда чтения, развитие профессиональных навыков девушек-студенток;

системная организация духовно-просветительской работы в высших образовательных учреждениях, повышение эффективности реализуемых мер в данном направлении, разработка и реализация на практике Концепции развития духовно-нравственного сознания студенческой молодежи, направленной на развитие интеллектуального потенциала, мышления и мировоззрения, укрепление идеологического иммунитета молодежи в качестве гармонично развитого поколения, живущего с чувством патриотизма, служения интересам народа;

подготовка патриотичной, инициативной молодежи в качестве профессионалов своего дела, освоившей современные знания и навыки, обладающей человеческими качествами, способной взять на себя ответственность за решение важных задач, стоящих перед государством и обществом, использование в данном направлении методов обучения и воспитания, требующих новых подходов;

развитие спорта в высших образовательных учреждениях в качестве ценности, разработка и реализация мер по популяризации здорового образа жизни среди студентов;

развитие правового сознания и культуры, осведомленности молодежи о сути и содержании законодательных актов, формирование у них национально-нравственных ценностей наряду с такими общечеловеческими ценностями как соблюдение здорового образа жизни, прав человека, гендерного равенства, миротворчества, межнационального согласия, свободы совести, уважения к языку, национальным обычаям и традициям всех наций и народностей, утверждение социально-политической, экономической активности и прочной гражданской позиции;

создание широких условий для социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями, пропаганда идей инклюзивности;

системная организация взаимодействия родителей, махалли и высших образовательных учреждений в воспитании молодежи;

совершенствование деятельности групп социологической и педагогическо-психологической службы в высших образовательных учреждениях, подготовка студенческой молодежи к семейной жизни, усиление пропагандистской работы по укреплению семьи;

создание условий в образовательных учреждениях для содержательного досуга студенческой молодежи путем мотивации к овладению профессиями, приобретению новых знаний, работе над собой, целенаправленного использования достижений современных технологий, формирования предпринимательских навыков;

предупреждение случаев попадания студенческой молодежи под негативное влияние различных информационных воздействий и чуждых идей, а также фактов совершения ею социально опасных деяний, широкое использование действенных методов обучения и воспитания, современных информационно-коммуникационных технологий с целью сплочения молодежи во имя будущего нашей Родины, организация духовно-просветительских мероприятий с учетом интересов студенческой молодежи и поддержка ее инициатив;

развитие сотрудничества высших образовательных учреждений с общеобразовательными школами в рамках концепции "Школа - очаг духовности и просветительства" по таким вопросам, как формирование духовно-просветительского мировоззрения, повышение правовой грамотности, профессиональной ориентации и подготовки учащейся молодежи к самостоятельной жизни на основе модели менторство.



§ 5. Активное привлечение заказчиков кадров к процессу

подготовки высококвалифицированных специалистов


В целях активного привлечения заказчиков кадров к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов проводятся следующие мероприятия:

формирование содержания учебных планов и программ, а также распределение часов по предметам специальности в сотрудничестве с заказчиками кадров исходя из специфики направлений и специальностей образования на основе последних достижений науки и техники;

формирование тем выпускных квалификационных работ, магистерских и докторских диссертаций исходя из проблем реального сектора экономики и регионов (областей, районов, городов, махалли, региональных объектов), а также переход к углубленному изучению тем в узком охвате;

укрепление связей высших образовательных учреждений с производственными предприятиями, а также организация их деятельности в форме кластера;

налаживание деятельности высших образовательных учреждений в регионах с развитым производством и экономических зонах;

создание условий для трудовой деятельности студентов на производственных предприятиях и в организациях соответствующей отрасли в свободное от образовательного процесса время;

обеспечение взаимовыгодного сотрудничества высших образовательных учреждений с производственными предприятиями, организациями, научно-исследовательскими учреждениями в направлении реализации научно-технических заказов и грантов, поиска новых решений имеющихся проблем в производстве, активного привлечения опытных практиков к учебному процессу, широкого использования производственной инфраструктуры и практических примеров в образовании;

организация на производственных предприятиях деятельности филиалов кафедр предметов специальности, организация деятельности структурных подразделений производственных предприятий, технопарков, бизнес-инкубаторов и коворкинг-центров при высших образовательных учреждениях, стимулирование эффективного сотрудничества образования с производством путем осуществления трансфера технологий;

внедрение системы повышения квалификации педагогических работников в процессе производства, а также внедрение в практику действенных механизмов привлечения к образовательному процессу специалистов с большим опытом в производстве, но не имеющих ученой степени, в частности в качестве приглашенных и почетных преподавателей, при этом прием на работу данных специалистов на соответствующие должности осуществлять в соответствии с их стажем в определенной сфере;

совершенствование порядка эффективной организации учебных занятий и практики студентов на производственных предприятиях с внедрением при этом системы выдачи сертификатов, подтверждающих практические навыки;

создание механизмов целевых образовательных программ, профессиональных курсов повышения квалификации и переподготовки, тренингов на базе высших образовательных учреждений путем привлечения опытных практиков от производства на основе обращений заказчиков кадров;

создание "центров карьеры", деятельность которых направлена на всестороннее содействие прохождению практики и трудоустройству студентов, формирование перечня потенциальных работодателей и сотрудничество, а также продуктивное использование потенциала бывших выпускников на основе реформирования структуры высших образовательных учреждений;

поддержка деятельности центров по оценке знаний и навыков выпускников высших образовательных учреждений;

налаживание взаимовыгодного сотрудничества заказчиков кадров, научно-исследовательских и высших образовательных учреждений по таким вопросам, как проведение научных работ и коммерциализация их результатов, развитие деятельности бизнес-инкубаторов и венчурного финансирования, совершенствование соответствующих нормативно-правовых актов по данным вопросам;

внедрение системы бинарных (двойных) защит по присвоению ученой степени доктора (базовой докторской) в целях обеспечения оперативного внедрения в практику научных результатов докторских диссертаций, повышения и стимулирования заинтересованности молодежи в научной деятельности, повышения престижа научной работы;

определение размеров и продолжительности грантов исходя из коммерциализации и сроков внедрения в практику научных результатов в конкурсах фундаментальных, прикладных и инновационных исследований;

формирование состава попечительских советов за счет заказчиков кадров, крупных работодателей, общественных деятелей и предпринимателей, достигших значительных успехов в соответствующей отрасли;

введение традиции ежегодного проведения национального опроса среди заказчиков кадров на республиканском уровне в целях определения соответствия квалификации выпускников требованиям производства, выявления и устранения допущенных недостатков при подготовке кадров.



§ 6. Обеспечение финансовой самостоятельности и стабильности,

укрепление материально-технического обеспечения высших

образовательных учреждений


В целях обеспечения финансовой самостоятельности и стабильности, укрепления материально-технического обеспечения высших образовательных учреждений проводятся следующие мероприятия:

поэтапный перевод высших образовательных учреждений на систему самофинансирования, обеспечение финансовой стабильности, совершенствование системы оплаты труда, внедрение эффективных и прозрачных механизмов финансирования;

поэтапный переход на систему самостоятельного установления размеров платного контракта по направлениям образования бакалавриата (специальностям магистратуры), принимая во внимание потребность отраслей экономики в кадрах, а также исходя из рейтинга и уровня окупаемости расходов высших образовательных учреждений в перспективе;

развитие деятельности высших образовательных учреждений по экспорту образовательных и оказанию дополнительных услуг;

организация работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на основе современных требований, применение передовых технологий и инженерных решений в организации работ по применению в этом процессе ресурсосберегающих и быстровозводимых конструкций и материалов на основе инновационных технологий;

обеспечение высших образовательных учреждений современными программными продуктами, создание эффективных механизмов непрерывного обеспечения учебных и научных процессов учебным и лабораторным оборудованием, а также лабораторными материалами (реактивами, химической посудой, компонентами, биологическим материалом и другими объектами) в необходимых количествах;

своевременное обеспечение растущих потребностей в отношении мест проживания студентов, библиотек, учебных мастерских, лабораторий, спортивно-оздоровительных объектов и объектов социальной инфраструктуры, укрепление их материально-технической базы на основе современных требований;

создание дополнительных условий для студентов с ограниченными возможностями в зданиях студенческих общежитий и высших образовательных учреждений, принятие мер по обеспечению образовательных учреждений необходимой литературой и методическими пособиями для данной категории студентов;

создание благоприятных условий для проживания и обучения иностранных граждан в высших образовательных учреждениях;

создание инновационных библиотек, регулярное обогащение их книжного фонда учебной литературой нового поколения;

бесперебойное обеспечение высших образовательных учреждений высокоскоростным интернетом, расширение инфраструктурных возможностей для самостоятельного обучения студентов;

расширение возможностей для безвозмездного пользования студентами, преподавателями и молодыми исследователями электронными образовательными ресурсами, электронными каталогами и базами данных современной научной литературы;

материальное стимулирование и поддержка студентов из слоев населения, нуждающихся в социальной защите;

создание в высших образовательных учреждениях эндаумент-фондов (endowment fund), финансируемых за счет средств, поступивших от коммерциализации результатов спонсорских и научно-исследовательских работ, целевых капиталов и иных средств.



§ 7. Системное развитие и совершенствование управленческой

деятельности высших образовательных учреждений


В целях системного развития и совершенствования управленческой деятельности высших образовательных учреждений проводятся следующие мероприятия:

а) разделение высших образовательных учреждений на следующие категории и определение стратегии их развития, принимая во внимание качество и масштаб подготовки кадров:

первая категория - университеты-флагманы (Национальный университет Узбекистана и Самаркандский государственный университет);

вторая категория - региональные высшие образовательные учреждения, выполняющие функции центра науки и инноваций;

третья категория - отраслевые высшие образовательные учреждения, выполняющие роль опорных учреждений по образованию и проведению научных исследований в своей отрасли;

б) принятие мер по преобразованию высших образовательных учреждений со статусом института в университеты путем расширения масштабов деятельности и усиления их институционального потенциала;

в) поэтапное укрупнение высших образовательных учреждений исходя из их мощности, научного потенциала и других основных показателей;

г) разгосударствление, приватизация, внедрение принципов корпоративного управления в отдельных высших образовательных учреждениях (за исключением высших военных образовательных учреждений) в порядке эксперимента с сохранением не менее 51 процента части государственной доли;

д) повышение престижа и активности, усиление ответственности Республиканского совета по высшему образованию в разработке и обсуждении проектов документов по развитию сферы высшего образования, внедрение современных механизмов общественного контроля в высших образовательных учреждениях;

е) оптимизация процессов управления в системе высшего образования на основе информационно-коммуникационных технологий, расширение масштаба государственных интерактивных услуг;

ж) внедрение принципов стратегического планирования в развитии высших образовательных учреждений, повышение при этом ответственности и роли попечительских советов;

з) совершенствование функций Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан на основе зарубежного опыта с внедрением при этом новых механизмов оценки качества образования, решение проблем путем глубокого изучения результатов национального опроса, проведенного среди заказчиков кадров и студентов, осуществление контроля за качеством образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с помощью действенных инструментов, обращение внимания на вопросы качества подготовки выпускников и их трудоустройство по специальности;

и) определение необходимых мер по созданию негосударственной системы контроля за качеством образования и ведения рейтинга высших образовательных учреждений;

й) проведение отбора при приеме на работу и назначении на вышестоящие должности в высших образовательных учреждениях из числа кадров, вносящих достойный вклад в развитие системы высшего образования, применение принципов меритократии, предусматривающих справедливую и объективную оценку их деятельности, профессиональных качеств и особых заслуг перед отраслью, строгое соблюдение принципов гендерного равенства при назначении на руководящие должности;

к) повышение эффективности формирования, целевого обучения и подготовки резерва кадров на руководящие должности в высших образовательных учреждениях;

л) внедрение механизма ротации руководящих работников высших образовательных учреждений.



§ 8. Внедрение действенных механизмов борьбы

с коррупцией и обеспечения прозрачности


В целях внедрения действенных механизмов борьбы с коррупцией и обеспечения прозрачности проводятся следующие мероприятия:

последовательное продолжение проекта "Сфера без коррупции" в области высшего образования, искоренение любых проявлений коррупции;

формирование высших образовательных учреждений из числа опытных, честных, добросовестных, ответственных профессоров-преподавателей и сотрудников с конкретным определением их задач;

повышение ответственности высших образовательных учреждений за обеспечение качества образования и подотчетности перед обществом, регулярное информирование широкой общественности о качестве образовательных услуг на основе принципов прозрачности и объективности;

искоренение бюрократических факторов между профессорами-преподавателями и студентами, усиление прозрачности механизмов оценки, обеспечение справедливости в оценке знаний студентов;

предотвращение фактов злоупотреблений при приеме документов от абитуриентов и желающих обучаться в магистратуре, проведении всех профессиональных (творческих) экзаменов, оценке знаний, в процессах перевода либо восстановления на учебе, повышение роли общественных советов и обеспечение прозрачности в данном направлении;

укрепление авторитета профессоров-преподавателей в обществе, принятие мер по обеспечению привлекательности данной профессии;

обеспечение открытости деятельности Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и высших образовательных учреждений, укрепление связей с институтами гражданского общества, внедрение оперативных и современных способов предоставления общественности информации;

обеспечение прозрачности процессов повышения квалификации, подготовки и внедрения в практику научно-исследовательских работ, мониторинга и контроля, приема на работу и назначения на должность работников, изучения деятельности высших образовательных учреждений и других процессов в системе;

повышение производительности труда работников системы высшего образования на основе оптимизации учебных нагрузок профессоров-преподавателей, широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность;

обеспечение справедливости и открытости при приеме на работу педагогических кадров, проведении конкурсов на должности в системе высшего образования, оценке деятельности педагогических кадров по итогам учебного года, внедрение в практику новых и эффективных механизмов общественного контроля в данном направлении;

совершенствование деятельности по соблюдению действующих нормативно-правовых актов в области финансирования высших образовательных учреждений, порядку формирования смет расходов, проведению внутренней финансовой ревизии, обеспечение своевременного выявления и устранения фактов коррупции в данном процессе;

разработка и внедрение проектов нормативно-правовых актов, упорядочивающих вопросы формирования резерва кадров, обеспечения соблюдения норм этики в системе высшего образования.



§ 9. Повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение

международного признания и конкурентоспособности

системы высшего образования


В целях повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения международного признания и конкурентоспособности системы высшего образования проводятся следующие мероприятия:

проведение системной работы по включению не менее 10 высших образовательных учреждений страны в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Rankingof World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета - в первые 500 позиций данного перечня с внедрением при этом современных механизмов государственной целевой финансовой поддержки указанных высших образовательных учреждений;

повышение участия высших образовательных учреждений в увеличении валового внутреннего продукта Узбекистана и роли в формировании положительного международного имиджа страны;

разработка обоснованных предложений по гармонизации системы высшего образования республики с международными образовательными стандартами, приспособлению образовательных программ к требованиям признанных в мире международных стандартов на основе глубокого изучения и анализа передового зарубежного опыта;

увеличение удельного веса направлений и специальностей образования, факультетов, где обучение полностью ведется на иностранных языках;

принятие соответствующего нормативно-правового акта о приеме иностранных граждан в магистратуру и докторантуру на основе беседы, проводимой в порядке, устанавливаемом высшим образовательным учреждением;

расширение сотрудничества с зарубежными странами в развитии экспорта образовательных услуг и совершенствование их нормативно-правовой базы;

реализация проекта "Study in Uzbekistan" ("Учись в Узбекистане"), создание специального веб-портала, пропагандирующего образовательную привлекательность страны, с его регулярным пополнением подробной и достоверной информацией по всем высшим образовательным учреждениям;

принятие программы о стратегии формирования имиджа высшего образования и высших образовательных учреждений на основе создания системы брендов и научных традиций в образовании;

организация международных предметных олимпиад между высшими образовательными учреждениями;

расширение деятельности по подготовке кадров на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями, увеличение количества совместно проводимых научных конференций и семинаров, реализация международных научных и образовательных проектов;

организация совместно с высшими образовательными учреждениями и научно-исследовательскими центрами развитых зарубежных государств международных совместных научных журналов, образовательных форумов, конференций ректоров и других мероприятий;

улучшение позиций, занимаемых официальными веб-сайтами высших образовательных учреждений в рейтинговой системе организации Webometrics, с регулярным опубликованием сведений о трудоустройстве выпускников высших образовательных учреждений на ведущих предприятиях и в организациях, основных данных по направлениям образования и специальностям магистратуры, научно-техническом потенциале, профессорах-преподавателях, инфраструктуре и результатах, достигнутых высшими образовательными учреждениями;

создание филиалов отечественных высших образовательных учреждений в зарубежных странах, реализация совместных образовательных программ;

совершенствование нормативно-правовых основ оказания консалтинговых услуг отечественными и зарубежными агентствами по привлечению иностранных граждан к обучению в Республике Узбекистан;

укрепление сотрудничества с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, посольствами в зарубежных странах и международными организациями, реализация современных PR-проектов по созданию международного имиджа системы высшего образования республики;

укрепление связей с международными финансовыми институтами, ведущими международными организациями в целях развития международного сотрудничества в сфере высшего образования, поддержка инновационных инициатив, соответствующих интересам системы образования нашей страны.



ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


В развитии системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусматривается достижение следующих результатов путем выполнения задач, установленных в рамках Концепции:

обеспечение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования и организации деятельности филиалов государственных и негосударственных, в частности престижных зарубежных, высших образовательных учреждений в регионах, создание в сфере конкурентной среды;

преобразование Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета во флагманы высших образовательных учреждений страны;

достижение включения не менее 10 высших образовательных учреждений страны в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета в первые 500 позиций данного перечня;

поэтапный перевод учебного процесса в высших образовательных учреждениях на кредитно-модульную систему;

внедрение передовых стандартов высшего образования, в частности поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе образования, направленной на формирование практических навыков, исходя из международного опыта;

поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных занять свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики страны;

обеспечение академической самостоятельности высших образовательных учреждений;

поэтапное внедрение концепции "Университет 3.0", предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях;

создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, выведение их на уровень научно-практических учреждений по изучению и прогнозированию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов;

обеспечение опубликования статей профессоров-преподавателей, научных соискателей, докторантов, студентов бакалавриата и магистратуры высших образовательных учреждений в авторитетных международных научных журналах с высоким импакт-фактором, увеличения показателей цитируемости статей, а также поэтапного включения республиканских научных журналов в международную базу научно-технических данных;

превращение системы высшего образования Узбекистана в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии;

повышение инвестиционной привлекательности высшего образования, привлечение зарубежных образовательных и научных технологий;

развитие на основе пяти инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для образования и воспитания студенческой молодежи;

улучшение инфраструктуры и материально-технической базы высших образовательных учреждений, в том числе за счет широкого привлечения льготных средств международных финансовых институтов, поэтапный перевод высших образовательных учреждений на систему самофинансирования и обеспечение их финансовой стабильности;

налаживание взаимовыгодного сотрудничества образования с производственными предприятиями и научно-исследовательскими институтами;

повышение уровня охвата высшим образованием нуждающихся в социальной защите слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, улучшение инфраструктурных условий для них.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Концепции развития системы высшего образования

Республики Узбекистан до 2030 года


          

N

Наименование

показателей

Единица

измерения

  

По годам

Ответственные

исполнители

  

2019

2020

2023

2025

2030

1.

Уровень охвата высшим образованием


в процентах

(по отношению к количеству выпускников)

20

25

30

35

50

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов

2.

Негосударственные образовательные учреждения, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства

количество

негосударственных образовательных учреждений

5

10

20

28

35

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство иностранных дел, Государственная инспекция по контролю за качеством образования, Агентство по развитию государственно-частного партнерства

3.

Организация обучения на основе программ зарубежных высших образовательных учреждений (за исключением совместных образовательных программ)

количество

высших образовательных учреждений, образованных на основе зарубежных программ

23

26

31

36

45

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел, Государственная инспекция по контролю за качеством образования

4.

Доля студентов, обучающихся на инженерно-технических направлениях

в процентах

(по отношению к общему количеству студентов)

25

28

35

40

50

Министерство экономики и промышленности, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство финансов

5.

Студенты, принятые на специальности магистратуры из числа выпускников направлений образования бакалавриата

в процентах

(по отношению к выпускникам направлений образования бакалавриата)

7

10

15

17

22

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов

6.

Доля профессоров-преподавателей, повысивших квалификацию либо прошедших стажировку в зарубежных странах

в процентах

(по отношению к количеству профессоров- преподавателей)

2

4

10

15

20

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел, Фонд "Эл-юрт умиди"

7.

Доля зарубежных профессоров-преподавателей, привлеченных в высшие образовательные учреждения республики (за исключением зарубежных высших образовательных учреждений)

в процентах

(по отношению к количеству профессоров- преподавателей)


1

2

5

8

12

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел, Фонд "Эл-юрт умиди"

8.

Доля профессоров-преподавателей, преподающих на курсах повышения квалификации, повысивших свою квалификацию за рубежом

в процентах

(по отношению к количеству профессоров- преподавателей, преподающих на курсах повышения квалификации)

5

15

40

60

80

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел, Фонд "Эл-юрт умиди"

9.

Высшие образовательные учреждения, в которых будет внедрена кредитно-модульная система


в процентах

(по отношению к количеству высших образовательных учреждений)

2

5

16

57

85

Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по контролю за качеством образования


10.

Доля практических занятий по предметам специальности, учебные планы которых направлены на повышение практических навыков

в процентах

(по отношению к количеству занятий)

35

45

55

70

80

Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по контролю за качеством образования


11.

Наличие учебной и научной литературы в электронной форме

в процентах

(по отношению к количеству учебной и научной литературы)

20

30

50

70

90

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций


12.

Внедрение информационной системы управления образовательными процессами в высших образовательных учреждениях


в процентах

(по отношению к количеству высших образовательных учреждений

20

30

80

100

100

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций


13.

Контроль за процессами обеспечения качества образования через систему управления электронным образованием


в процентах

(по отношению к количеству высших образовательных учреждений)


отсут-

ствует

20

50

100

100

Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по контролю за качеством образования


14.

Высшие образовательные учреждения, в которых внедрены цифровые технологии обучения, в частности электронная платформа "E-MINBAR", онлайн, вебинарные технологии

в процентах

(по отношению к количеству высших образовательных учреждений)


отсут-

ствует

10

40

80

100

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций


15.

Научный потенциал высших образовательных учреждений (доля профессоров-преподавателей, имеющих научную степень)

в процентах

(по отношению к количеству профессоров- преподавателей)

36

38

40

60

70

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития, Высшая аттестационная комиссия


16.

Ориентация выпускников специальностей магистратуры на научную деятельность


в процентах

(по отношению к количеству выпускников специальностей магистратуры)

15

29

32

38

45

Министерство высшего и среднего специального образования, Академия наук, Министерство инновационного развития, Министерство финансов


17.

Статьи в журналах, индексируемые в "Scopus", "ScienceDirect", "Web of Science" и других международных научно-технических базах данных

количество

статей в индексируемых журналах


750

1 200

2 500

4000

7000

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития, Академия наук

18.

Научные журналы высших образовательных учреждений, включенные в "Scopus", "ScienceDirect", "Web of Science" и другие международные научно-технические базы данных

количество

научных журналов

отсут-

ствует

2

10

30

45

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития

19.

Профессора-преподаватели с индексом "Хирш" (h-индексом) 5 и более, работающие в высших образовательных учреждениях

количество

профессоров- преподавателей

142

171

295

460

900

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития

20.

Доля иностранных студентов

в процентах

(по отношению к общему количеству студентов)

1

3

6

10

15

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел


               


Примечание. Министерства и ведомства, имеющие в своем составе высшие образовательные учреждения, считаются ответственными за достижение вышеуказанных целевых показателей, другие заинтересованные государственные органы также оказывают содействие в рамках своих полномочий.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 октября 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

14 октября 2019 г., N 41, ст. 765

































Время: 0.2686
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск