ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 12 по 18 октября 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

          

(за период с 12 по 18 октября 2019 г.)


Меценатам - льготы и почет

          

В юридических колледжах сделают ремонт и обновят библиотеку

        

Какие апелляции рассматривает совет Минюста

        

Компании по рефинансированию ипотеки определили задачи

        

Как в Узбекистане регулируется вопрос ГМО

         

Узбекистан будет развивать международные культурные связи

         

Как получить инвестиционную визу

       

Определен порядок выдачи вида на жительство иностранным инвесторам

           

За 5 лет минимум 1000 чиновников пройдут стажировку за рубежом

          

Сотрудникам и военнослужащим ОВД - льготные квартиры

         

Мука - по свободным ценам через биржу

      

Конкурсный отбор на госслужбу внедрят в два этапа

       

Как госорганы работают с иностранными грантами

        

На какой бытовой технике обязаны указывать класс энергоэффективности

       

Питьевую воду будут сертифицировать по новым требованиям



Опубликован Закон от 16.10.2019 г. N ЗРУ-571 "О меценатстве".


Меценатство - это благотворительность, но в отдельно взятых сферах: культура и искусство, наука, образование, просвещение и иная деятельность, связанная с развитием культуры и искусства (Закон Республики Узбекистан от 02.05.2007 г. N ЗРУ-96 "О благотворительности"). Меценатами могут быть физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты. Получать поддержку от них могут только резиденты Узбекистана.

Меценатская деятельность - добровольная, выбор ее целей - свободный. Никто не вправе ограничить свободу выбора таких целей, прописанных законом:

q создание условий для сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия страны, участие в реализации соответствующих программ и проектов в этой области;

q поддержка профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе молодых талантов и деятелей;

q расширение моральных и иных стимулов для участия физических и юридических лиц в развитии культуры и искусства.

В качестве поддержки могут безвозмездно или на льготных условиях передаваться имущество, выполняться работы, оказываться услуги и др. Взаимоотношения между меценатами и получателями поддержки выстраиваются в рамках заключенного между ними договора. Круг получателей поддержки и ее форму меценат определяет самостоятельно. Меценатство за счет Госбюджета невозможно.

Государство поддерживает меценатов, в том числе налоговыми льготами и преференциями. В частности, действующим Налоговым кодексом предусмотрены льготы в части благотворительности по налогу на прибыль юридических лиц, НДС и акцизному налогу при импорте (пункт 1 статьи 159; пункт 4 статьи 211; абзац 2 пункта 3 части 2 статьи 230 НК). Кроме того, меценатам могут присуждать государственные или иные награды, увековечивать их имена.

При том сам факт оказания поддержки и ее цели обнародуются только с согласия мецената. Для информирования общественности могут использовать СМИ и информационные ресурсы в Интернете.


* * *



В период 2020-2024 гг. поэтапно проведут реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий всех 14-ти юридических колледжей по стране (Постановление Кабинета Министров РУз от 15.10.2019 г. N 873).


Темп работы - по 3 региональных колледжа в 2020-2023 гг. и 2 - в 2024 году. Работы выполняются на условиях "под ключ", с учетом нормативов оснащения колледжей мебелью, компьютерной и оргтехникой, учебно-лабораторным оборудованием, учебным и спортинвентарем. Стоимость определят по результатам разработки и экспертизы проектной документации, тендерных (конкурсных) торгов и исходя из реально складывающихся цен.

Кроме того, учащимся колледжей станут доступны учебники нового поколения, подготовленные к изданию Ташкентским государственным юридическим университетом. В целом библиотечный фонд пополнят современной юридической и художественной литературой, включая зарубежную, учебную литературу будут периодически обновлять.

В учебный процесс будут постепенно внедрять современные мультимедийные технологии: вебинары, онлайн-курсы, видеоконференцсвязь с созданием ситуационного зала и т.д. Внедрят инновационную электронную платформу "Электронный юридический колледж". Для этого, в частности, колледжи обеспечат скоростным Интернетом (не менее 100 Мб/с).

Работникам юрколледжей, у которых есть классные чины работников органов и учреждений юстиции, полагаются надбавки за выслугу лет и доплаты за эти чины.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 09.10.2019 г. N 856 утверждено Положение об Апелляционном совете Министерства юстиции Республики Узбекистан.


Напомним, Агентство по интеллектуальной собственности (далее - Агентство) передано в систему Министерства юстиции (Постановление Президента РУз от 08.02.2019 г. N ПП-4168) и предусмотрено образование Апелляционного совета Министерства юстиции для рассмотрения апелляций, связанных с правовой охраной объектов интеллектуальной собственности (Постановление Президента РУз от 01.07.2019 г. N ПП-4380).


Апелляционный совет рассматривает:

q во-первых, указанные в требовании Агентства апелляции на решения, принятые в отношении:

q объектов промышленной собственности;

q селекционных достижений;

q топологий интегральных микросхем;

q товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

q во-вторых, апелляции заинтересованных юридических и физических лиц:

q по выдаче патента на объекты промышленной собственности;

q по выдаче патента на селекционные достижения;

q по регистрации топологий интегральных микросхем;

q по действительности патентов, выданных на объекты промышленной собственности и на селекционные достижения;

q по действительности свидетельств о праве пользования товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров;

q по действию на территории Республики Узбекистан международной регистрации знаков;

q в-третьих, апелляции по прекращению действия:

q свидетельств о регистрации топологий интегральных микросхем;

q свидетельств, выданных на право пользования товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров;

q в-четвертых, апелляции по аннулированию регистрации наименований мест происхождения товаров.

Апелляционный совет рассматривает также заявления о признании общеизвестными товарных знаков в Узбекистане.

Состав Апелляционного совета утверждается в составе председателя, его заместителя, членов совета и секретаря. В состав Совета входят квалифицированные и опытные сотрудники Министерства и Агентства, независимые ученые и специалисты в области интеллектуальной собственности. При этом число работников Минюста и Агентства в составе Совета не должно превышать 30% от общего числа членов. Секретарь ведет дела Совета, но не имеет права голоса при принятии решений. Рабочим органом Совета является Агентство, которое принимает апелляции и заявления, обеспечивает организацию заседаний, готовит материалы к рассмотрению вопросов на заседаниях Совета, рассылает его решения заинтересованным лицам, а также обеспечивает сохранность документов.

Заседание Совета созывается председателем или его заместителем по мере необходимости и правомочно при участии 2/3 от состава членов.

На заседании имеют право участвовать лица, подавшие апелляцию или заявление, или их представители, заинтересованные юридические или физические лица, которые не менее чем за 10 дней должны быть письменно оповещены о месте, дате и времени проведения заседания. Не могут участвовать в заседании члены Совета, которые участвовали на рассмотрении требования о предоставлении правовой защиты объектам интеллектуальной собственности и в проведении экспертизы по рассматриваемому объекту интеллектуальной собственности.

По инициативе Совета или просьбе заинтересованных лиц на заседании может вестись аудио- или видеозапись, о чем предупреждаются участники заседания. При необходимости дополнительных материалов и сведений заинтересованные лица должны их предоставить в сроки, установленные Советом. В необходимых случаях заседание Совета может быть приостановлено и перенесено на другой день либо прекращено частично или в целом.

По итогам рассмотрения Совет принимает одно из следующих решений:

q об удовлетворении апелляции или заявления;

q о частичном удовлетворении апелляции или заявления;

q об отказе в удовлетворении апелляции или заявления.

После окончания рассмотрения сути апелляции или заявления решение принимается на закрытом заседании Совета путем простого большинства голосов. При равенстве голосов голос председателя считается решающим. Члены Совета не имеют права воздерживаться от голосования. Председатель Совета голосует последним. Решение Совета заверяется печатью Минюста.

Решение Совета может быть обжаловано в суд в течение 6 месяцев со дня принятия. Решение в течение 10 дней рассылается лицам, подавшим апелляцию или заявление, другим заинтересованным лицам и публикуется Агентством в официальных изданиях и на веб-сайте.

За рассмотрение Апелляционным советом дел взимается патентная пошлина, которая зачисляется на счет Агентства (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 20.04.2006 г. N 65). Членам Апелляционного совета - привлеченным независимым ученым и специалистам на основании заключенного с ними договора выплачивается вознаграждение за счет внебюджетных средств Агентства.


* * *



Компании по рефинансированию ипотеки определили задачи. Кабинет Министров принял соответствующее Постановление от 14.10.2019 г. N 868.


Напомним, Указом Президента от 13.05.2019 г. N УП-5715 предусмотрено создание в стране компании по рефинансированию ипотеки и определен порядок ее взаимоотношений с банками-кредиторами и заемщиками.


Компания по рефинансированию ипотеки Узбекистана - рефинансирующая кредитная организация в форме акционерного общества. Ее первоначальный уставный капитал составит 25 млрд сумов. Акционером от имени государства выступает Министерство финансов. Госдоля формируется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета.

Основные задачи компании:

q привлечение финансовых ресурсов на отечественном и международном рынках капитала, в том числе средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, с последующим их направлением на рефинансирование ипотечных кредитов;

q предоставление на основе рыночных принципов финансовых ресурсов коммерческим банкам для удовлетворения растущей потребности населения в доступном жилье;

q организация выпуска ценных бумаг, в том числе ипотечных, и их размещение среди инвесторов;

q содействие совершенствованию системы ипотечного кредитования, внедрение современных методов и инструментов развития ипотечного рынка, повышение ликвидности и снижение рисков на рынке ипотечного кредитования и ипотечных ценных бумаг;

q участие в разработке методологической и нормативно-правовой базы в сфере ипотечного кредитования и рефинансирования, в том числе путем привлечения иностранных экспертов и специалистов.

Компанию освободили от уплаты сбора за госрегистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и сбора за рассмотрение документов, связанных с выпуском ценных бумаг.


* * *



Как в Узбекистане регулируется вопрос ГМО… И какую роль в этом сыграет присоединение страны к Картахенскому протоколу по биобезопасности (Закон Республики Узбекистан от 14.10.2019 г. N ЗРУ-569)?


Протокол подписан в Монреале 29 января 2000 года к Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года). Узбекистан присоединился к ней в 1995 году. Протокол применяется к трансграничному перемещению, транзиту, обработке и использованию всех живых измененных организмов, способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека. 

Подписавшие документ страны обязаны соблюдать меры безопасности при обработке, упаковке и транспортировке генно-модифицированных организмов. Их поставки за границу должны сопровождаться документацией с идентификационными данными и контактным адресом для получения дополнительной информации. Страна-импортер принимает решение на основании научно достоверной оценки риска, принципы и методы проведения которой прописаны в документе. Если достаточной научной информации нет, государство может прибегнуть к мерам предосторожности: отказаться от импорта или отсрочить принятие решения. Также в рамках достигнутых договоренностей для оперативного обмена информацией между странами-участницами применяются современные интернет-технологии. 

Принимавший участие на пленарном заседании Сената 11 октября председатель Госкомэкологии Бахром Кучкаров огласил примерную сумму, необходимую для реализации требований Протокола в Узбекистане, - около 20 млн долл. США. В качестве источников рассматриваются средства Госбюджета, внебюджетные средства уполномоченных ведомств и внешние заимствования, включая механизмы финансирования, предусмотренные статьей 21 Конвенции. Ресурсы требуются для разработки нормативной базы в сфере биобезопасности, функционирования системы административных органов, реализации национальных механизмов участия в Протоколе, внедрения системы риск-менеджмента, создания сети испытательных лабораторий (одна такая стоит порядка $5-7 млн) и соответствующей инфраструктуры, а также подготовки квалифицированных отечественных кадров.

На вопрос парламентариев о том, как присоединение к Картахенскому протоколу повлияет на ситуацию с ГМО в стране, глава Минздрава Алишер Шадманов сообщил, что в Узбекистане есть система компетентных органов в лице подразделений Академии наук, Министерства инновационного развития и Министерства здравоохранения. Они ведут научно-исследовательскую работу в данном направлении. Определены и нормативные требования, в частности, предельно допустимые нормы содержания ГМО в пищевых продуктах - не свыше 0,9%, в продуктах детского питания - не допускается. Соответствующие дополнения в СанПиН N 0283-10 "Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции" внесли в декабре 2017 года.

Присоединение к Картахенскому протоколу, по мнению министра, станет основой для разработки правовых механизмов, регламентирующих оборот ГМО-содержащей продукции в Узбекистане, на основе международного опыта, гармонизации национального законодательства с международным правом.

Глава министерства также поделился планами внутренней законотворческой работы. В ближайшей перспективе ожидается внесение в парламент законопроекта о ГМО и генной инженерии, разработанного совместными усилиями ряда уполномоченных министерств и ведомств.

Председатель Сената Танзила Нарбаева подчеркнула, что нормативное регулирование данного вопроса - предмет отдельного обсуждения, учитывая внимание, которое уделяется проблемам здоровья и здорового питания в обществе. Кроме того, необходимо активизировать информационно-просветительскую работу, более детально освещать темы, напрямую затрагивающие жизненные интересы граждан. По словам главы Сената, многие попросту не знают, что такое ГМО.


Для справки. Живой измененный организм означает любой живой организм, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии (статья 3 Картахенского протокола).    

Генетически модифицированные организмы (ГМО) - это растительные либо животные организмы, генотип которых изменен невозможным в природе способом с помощью методов генной инженерии для придания организму новых свойств (устойчивость к отдельным гербицидам, вредителям, болезням и засолению, действию высоких и низких температур, урожайность, калорийность и др.); изменения качества конечной продукции (цвета, состава, длительности хранения, сроков созревания); решения проблем очищения окружающей среды от органических загрязнений и тяжелых металлов; обеспечения синтеза определенных соединений в растительном организме (в том числе и фармпрепаратов) и использование растений как фабрики для производства этих соединений (СанПиН N 0283-10 "Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции").


* * *



Ратифицирована Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (Закон Республики Узбекистан от 14.10.2019 г. N ЗРУ-570).


Она принята в Париже 20 октября 2005 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры. Отправной точкой стала необходимость интеграции культуры в качестве одного из стратегических элементов в национальную и международную политику и в международное сотрудничество. Отсюда сфера применения Конвенции - политика и меры, принимаемые странами-участницами для охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения.

Поощрение диалога между культурами, межкультурного взаимодействия и уважения к разнообразию форм культурного самовыражения - базовые цели документа, которые реализуются на принципах уважения прав человека и основных свобод, суверенитета, равного достоинства и уважения всех культур, международной солидарности и сотрудничества, взаимодополняемости экономических и культурных аспектов развития, устойчивого развития, равного доступа, открытости и сбалансированности.

Международный акт налагает на участников ряд обязательств:

q во-первых, стремиться к созданию на территории страны максимально открытой и свободной культурной среды;

q во-вторых, принимать надлежащие меры по охране и сохранению форм культурного самовыражения, когда они подвержены риску уничтожения, им угрожает серьезная опасность или они, так или иначе, нуждаются в срочной защите;

q в-третьих, быть транспарентными - каждые 4 года информировать ЮНЕСКО о мерах по охране и поощрении культурного разнообразия, назначить ответственного за обмен информацией координатора, делиться и обмениваться соответствующей информацией, развивать международное сотрудничество в этой сфере;

q в-четвертых, принимать и реализовывать программы в области образования и повышения информированности общественности по данной теме и т.д.

В рамках Конвенции сформирована система органов:

q Конференция участников - высший пленарный орган собирается на очередную сессию раз в 2 года по мере возможности в рамках Генеральной конференции ЮНЕСКО;

q Межправительственный комитет - состоит из 24 членов избираемых на 4-летний срок Конференцией участников на принципах справедливого географического распределения и ротации. Заседания проводятся ежегодно;

q Секретариат ЮНЕСКО - оказывает помощь конвенционным органам: готовит документацию, проект повестки дня их заседаний, содействует в выполнении решений и представляет доклады по выполнению;

q Международный фонд культурного разнообразия - формируется из добровольных взносов участников, ассигнований Генеральной конференции ЮНЕСКО, взносов, пожертвований или завещанного имущества, процентных начислений и т.д. Средства используются по решению Межправительственного комитета.


* * *



Как получить инвестиционную визу? - Механизм прописан в отдельных решениях Правительства (Постановление Кабинета Министров РУз от 11.10.2019 г. N 864).


Напомним, инвестиционная виза (или "Investment Visa") выдается иностранцам, инвестировавшим в Узбекистан не менее 8 500 БРВ.


Оформить инвестиционную визу можно как находясь за рубежом, так и по прибытии в Узбекистан по неэлектронной деловой, гостевой въездной визе и визе для соотечественников.

В первом случае нужно обращаться в Консульско-правовой департамент, а также территориальные отделения МИД в Каракалпакстане и областях. Обращение идет не от самого иностранца - за него ходатайствует его предприятие с иностранными инвестициями, действующее в стране. Подается пакет документов, включающий анкету установленного образца, собственно ходатайство, копию паспорта приглашающего лица и одну из справок о внесенных инвестициях, выданную:

q Центральным депозитарием ценных бумаг - о размере приобретенных акций, или

q Агентством госуслуг либо его территориальным управлением - о размере приобретенных долей хозяйственных обществ, а также о создании предприятий с иностранными инвестициями на территории страны.

Инвестиционную визу выдают консульские учреждения Узбекистана за рубежом при заполнении визовой анкеты с приложением копии национального паспорта, а если таковых нет - по прибытии, в международных аэропортах республики (для этого вопрос заранее прорабатывается ходатайствующим предприятием).

Тем иностранцам, которые уже находятся в Узбекистане, виза выдается и продлевается территориальными органами внутренних дел. Только в этом случае они обращаются за ней лично и предъявляют национальный паспорт. Здесь также подается анкета, ходатайство и справка.

Ежемесячно МИД и МВД направляют в Агентство госуслуг и Центральный депозитарий ценных бумаг информацию о выданных инвестиционных визах для ведения учета и соответствующего реестра. Если в последующем доли участников изменятся, информация об этом проследует в обратном направлении, срок действия визы сократят или ее вообще аннулируют.    


* * *



Определен порядок выдачи вида на жительство иностранным инвесторам. Соответствующие дополнения в подзаконные акты внесены Постановлением Кабинета Министров РУз от 11.10.2019 г. N 864.


С 1 марта, напомним, иностранным инвесторам, вложившим в создание предприятий по производству товаров и оказанию услуг не менее 3 млн долл. США, в упрощенном порядке выдается вид на жительство в Узбекистане сроком на 10 лет (Указ Президента Республики Узбекистан от 17.01.2019 г. N УП-5635 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития").

Для получения разрешения на постоянное проживание в Узбекистане им надо обратиться в миграционные подразделения органов внутренних дел на уровне района (города) и представить заявление-анкету со справкой о внесенных инвестициях. Справку выдает Центральный депозитарий ценных бумаг (если речь об акциях) или Агентство госуслуг (если о долях или предприятиях с иностранными инвестициями).

Миграционные отделы проверяют информацию о фактически внесенных инвестициях. Далее стандартная процедура: документы передаются "наверх" - в миграционные управления МВД Каракалпакстана и областных УВД, ГУВД Ташкента и Ташкентской области, которые в 3-дневный срок их проверяют и направляют в соответствующий компетентный орган.

Также при необходимости направляется запрос об установлении личности заявителя и его гражданстве в компетентные органы иностранного государства. Если ответ на запрос поступит в течение 3 месяцев, региональные подразделения выносят решение самостоятельно без согласования с главным миграционным управлением МВД. Положительное решение является основанием для выдачи вида на жительство.


* * *



Разработают 5-летнюю программу по поэтапному направлению перспективных госслужащих низшего и среднего звена на стажировку в Южную Корею, ОАЭ, европейские и другие развитые страны (Постановление Президента РУз от 03.10.2019 г. N ПП-4472).


Срок стажировки - от 3 до 6 месяцев. Их зарплата в это время составит 60% от зарплаты посла Узбекистана в стране пребывания. Направляемый на стажировку служащий должен будет отработать после ее завершения не менее 2 лет в госорганах и организациях. Все расходы покрываются за счет недавно созданного Фонда поддержки развития госслужбы (Указ Президента Республики Узбекистан от 03.10.2019 г. N УП-5843 "О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан").

При Академии госуправления откроется Центр повышения квалификации государственных гражданских служащих. Его оборудуют по передовым мировым стандартам. Здесь госслужащие будут проходить переподготовку и повышение квалификации, а также обучаться новым компетенциям.  


* * *



Инвесторам и субъектам предпринимательства передадут неиспользуемые земли, здания и сооружения МВД и его территориальных подразделений под строительство многоквартирных домов "под ключ" (Постановление Кабинета Министров РУз от 11.10.2019 г. N 865).


Большинство из них расположены в столице, часть - в Навоийской, Кашкадарьинской, Ташкентской, Наманганской и Хорезмской областях. Договоры на строительство будут заключать по результатам конкурса (тендера), проводимого комиссией МВД. Площадь квартир в построенных домах (кроме первых этажей) должна быть не менее 80 кв.м - для 2-комнатных, 100 кв.м - 3-комнатных и 120 кв.м - 4-комнатных.

Квартиры будут продавать на льготных условиях по низким ценам сотрудникам и военнослужащим ОВД, нуждающимся в жилье и улучшении жилищных условий, достигших высоких результатов по службе, без дисциплинарных взысканий. За счет внебюджетных средств МВД им могут выдать беспроцентный заем на покупку квартиры сроком не свыше 5 лет, в сумме не более 600 БРВ.

Нереализованная часть квартир в построенных домах выкупается на льготных условиях и включается в служебный жилищный фонд МВД.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 14.10.2019 г. N 866 утверждены меры по полному внедрению рыночных механизмов в систему поставки зерна, муки и хлеба.


Напомним, еще в сентябре 2018 года разрешили продавать формовой хлеб ("буханку") по рыночным ценам (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13.09.2018 г. N 731 "О мерах по надежному обеспечению населения страны и отраслей экономики зерном, мукой и хлебом на основе конкуренции и внедрения рыночных механизмов"). Но ценообразование местной муки все еще оставалось под контролем государства, что, в свою очередь, сдерживало рост цен на хлеб.


Теперь и это ограничение снято. С 15 октября 2019 года все хозяйствующие субъекты независимо от их организационно-правовых форм могут свободно покупать и продавать муку и зерновую продукцию (как местные, так и импортируемые) на биржевых торгах. Чтобы не было искусственного завышения цен на внутреннем рынке, Антимонопольный комитет совместно с УзРТСБ при необходимости будет устанавливать лимит муки и зерна на одного покупателя в рамках одной торговой сессии.

Мука из переработанной пшеницы, приобретенной в рамках госзакупок, отпускается с условием 100%-ной предоплаты, производители формового хлеба (по спискам областных хокимиятов) до 1 декабря 2019 года смогут покупать муку с 30%-ной предоплатой, а окончательный расчет производить в течение 10 дней.

Кроме того, с 15 октября:

q организации "Уздонмахсулот" реализуют пшеницу урожая 2019 года, не предназначенную для производства муки, всем категориям потребителей зерна также через биржевые торги без каких-либо ограничений. Стартовая цена зерна формируется из фактической покупной цены, а также затрат на производство, перевозку, хранение и пр.;

q на пшеницу нынешнего урожая для производства муки установлена фиксированная оптовая цена - 1,3 млн сумов за тонну. Это сделано в целях предотвращения резкого роста цен на муку. При этом Минфин будет покрывать отрицательную разницу в 120 тыс. сумов между средней закупочной и оптовой ценами на пшеницу;

q внутренний оборот пшеницы для производства муки между организациями "Уздонмахсулот" осуществляется по оптовым ценам (1,3 млн сумов) без НДС с учетом затрат на производство, перевозку и хранение.

С 1 октября повышен размер денежной компенсации, выплачиваемой отдельным нуждающимся категориям населения на покупку муки и формового хлеба ("буханки") (пункт 2 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13.09.2018 г. N 731). Если раньше это было 10% МРЗП, то теперь установили фиксированную сумму в 50 000 сумов.  Кроме того, перечень получателей компенсации дополнили:

q семьями, получающими пособия на детей до 14 лет;

q пенсионерами, получающими минимальную пенсию по возрасту.


* * *



С 1 января 2020 года новый порядок начнет действовать в пилотном режиме в отдельных учреждениях и на территориях, а спустя год - повсеместно (Указ Президента РУз от 03.10.2019 г. N УП-5843).


Госслужбу разделили на два вида:

q гражданская - на должностях, внесенных в Государственный реестр должностей государственной гражданской службы, где могут работать граждане страны, а в порядке, предусмотренном отдельными решениями Президента, также иностранцы и лица без гражданства;

q специальная - военная служба в Вооруженных силах и служба в правоохранительных органах, регулируемых отдельными актами законодательства.

Реформа государственной гражданской службы базируется на принципах меритократии (прием и продвижение наиболее достойных и способных), "карьерной модели", единой системы оплаты труда, системы социальных гарантий, мотивации и стимулирования кадров. И, пожалуй, главное - принимать на госслужбу начнут на основе независимого открытого конкурсного отбора:

q с 1 января 2020 года - в пилотном режиме в министерства юстиции, финансов, занятости и трудовых отношений, в АО "Народный банк", а также во все госорганизации Нукуса, Андижана, Бухары, Джизака, Карши, Навои, Намангана, Самарканда, Гулистана, Термеза, Ангрена, Букинского и Бекабадского районов Ташобласти, Ферганы, Ургенча и Мирзо-Улугбекского района столицы;

q с 1 января 2021 года - во все госорганы и организации страны, в которых предусмотрена государственная гражданская служба.  

Отобранных по итогам конкурса сотрудников нельзя освободить от должности без согласования с новым ведомством - Агентством развития государственной службы при Президенте (АРГОС) или его филиалами. АРГОС - орган, ответственный за реализацию единой госполитики в сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов в госорганах и организациях. В своей работе Агентство подчиняется и непосредственно подотчетно Президенту. Директором АРГОС стал советник Президента по вопросам госслужбы и взаимодействия с представительными органами власти.

К полномочиям нового Агентства отнесли согласование проектов НПА по вопросам государственной гражданской службы, назначения и освобождения от должности руководителей кадровых подразделений госорганов и организаций, а также их аттестация каждые 3 года. Также АРГОС теперь будет проводить Республиканский конкурс по отбору перспективных управленческих кадров "Тараккиёт".

В ведение АРГОС перешел Фонд "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками. При Агентстве создан Фонд поддержки развития госслужбы, куда перечислят 100 млрд сумов из республиканского бюджета и далее будут ежегодно выделять бюджетные средства, а также направлять по 1% от поступлений во внебюджетные фонды госорганов и организаций. Пойдут средства на финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, научно-исследовательской работы, материально-техническое обеспечение и т.д.

Госслужащие обязаны будут проходить ежегодные краткосрочные курсы повышения квалификации (30-60 часов) с отрывом от производства. На это время по месту работы за ними сохраняется должность, среднемесячная зарплата и трудовой стаж. Переподготовкой и повышением квалификацией, обучением госслужащих новым компетенциям займутся Академия госуправления при Президенте, научно-исследовательские учреждения и вузы, а также лицензированные АРГОС негосударственные образовательные организации. При этом соответствующие образовательные услуги разрешили закупать по прямым договорам.


* * *



Подписан Указ Президента от 10.10.2019 г. N УП-5848 "О мерах по совершенствованию механизмов привлечения средств внешнего безвозмездного содействия и работы с донорами".


В рамках работы в этом направлении разграничена компетенция:

q Министерство инвестиций и внешней торговли (Минвнешторг) - уполномоченный орган по координации процессов проработки, предварительного отбора и согласования проектных инициатив, предлагаемых к финансированию за счет грантов, обеспечению учета проектов внешнего безвозмездного содействия и мониторинга за их реализацией, выработке предложений по развитию и повышению эффективности сотрудничества государства с донорами;

q Министерство иностранных дел совместно с загранучреждениями - содействует Минвнешторгу, инициаторам проектов, отраслям и регионам в привлечении потенциальных иностранных доноров;

q Министерство финансов - ежегодно при формировании параметров Госбюджета предусматривает и обеспечивает своевременное выделение средств на покрытие расходов, связанных с исполнением инициаторами проектов своих обязательств по соглашениям о привлечении грантов: уплата обязательных платежей, прохождение разрешительных процедур, транспортировка, сопровождение и хранение товаров, монтаж, наладка, сборка, установка оборудования и другие расходы, связанные с реализацией проектов. Также Минфин контролирует целевое использование грантов и принимает меры по профилактике и предупреждению правонарушений в данной сфере.

Дальнейший алгоритм действий инициаторов проектов - госорганов и организаций, органов исполнительной власти на местах - зависит от их размера гранта (по одному проекту):

q до 100 тыс. долл. США - самостоятельно привлекают грант и ведут переговоры с донорами. При этом они обязаны направить в Минвнешторг копии проектных инициатив доноров - в течение 1 дня со дня их поступления, а также копии уже подписанных соглашений с ними;

q 100 тыс. долл. США и более - привлекают гранты путем их включения в соответствующие программы, разрабатываемые и утверждаемые Минвнешторгом. При этом они должны обеспечить их своевременную разработку, представление для включения в программы, качественную подготовку проектной документации, безусловное и качественное выполнение всех мероприятий.

До 1 августа 2020 года должны разработать и внедрить информационную систему "Электронное согласование, мониторинг и учет проектов внешнего безвозмездного содействия". С начала 2021 года согласование, формирование и утверждение вышеуказанных программ будет происходить исключительно в электронном виде через эту инфосистему.

Предусмотрены и структурные преобразования. Бюро координации технического содействия Комиссии Европейского союза в Узбекистане при Кабинете Министров упраздняется. Его права, обязанности, штатная численность и имущество (здания и сооружения) переходят Минвнешторгу, в структуре которого создан Департамент координации внешнего безвозмездного содействия.

Наряду с этим с 1 декабря 2019 года:

q срок заблаговременного направления в МИД запросов по вопросам организации визитов в Узбекистан делегаций доноров и их встреч с официальными лицами, а также организации поездок в регионы страны сокращается с 30 до 15 рабочих дней;

q отменяется обязанность предоставления получателями грантов выписок с банковских счетов, а также информации и ведомственной отчетности о средствах технического содействия в Казначейство Минфина;

q получатели грантов ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) предоставляют в Минвнешторг сведения о полученных и освоенных грантах и реализуемых проектах внешнего безвозмездного содействия;

q работники, непосредственно участвовавшие в привлечении и освоении грантов, могут получить единовременное вознаграждение - до 15 МРОТ, но не более 2% от суммы освоенного гранта. Премия выплачивается за обеспечение качественной и своевременной реализации проектов внешнего безвозмездного содействия и достижение утвержденных целевых показателей. Правом премирования наделены руководители госорганов и организаций, органов исполнительной власти на местах. Источники выплат - внебюджетные средства организаций, дополнительные источники местных бюджетов, гранты, иные не запрещенные источники;

q инициаторы проектов вправе покрывать расходы, связанные с исполнением их обязательств, по соглашениям о привлечении грантов за счет внебюджетных фондов, свободных остатков перевыполнения прогнозных показателей доходов местных бюджетов и других не запрещенных.

Вкладом Узбекистана в реализацию включенных в программы проектов являются средства, высвобождаемые в результате предоставления льгот и преференций. В частности:

q во-первых, многократные визы и временная прописка (включая ее продление) иностранным специалистам-участникам проектов оформляются, выдаются и продлеваются без взимания госпошлины;

q во-вторых, транспорт, приобретенный в рамках проектов, регистрируется без взимания обязательных платежей и сборов, кроме платы за выдачу свидетельства о регистрации автомототранспортного средства и государственных регистрационных номерных знаков;

q в-третьих, разовая регистрация лекарств, медизделий и медтехники с выдачей регистрационного удостоверения, а также признание результатов зарубежной регистрации лекарств в рамках проектов происходит без включения в госреестр и взимания установленных сборов.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 10.10.2019 г. N 860 внесли дополнения в Перечень видов бытовых электроприборов, ввозимых и реализуемых на территории Республики Узбекистан, на которые распространяется требование об обязательном содержании в их технической документации, в маркировке и на этикетках информации о соответствующем классе энергоэффективности (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 09.04.2015 г. N 86).


Напомним, класс энергоэффективности бытового электроприбора обозначается заглавными латинскими буквами: "А", "В", "С", "D", "E", "F", "G" (по убыванию). Есть дополнительные - "А+", "А++" и выше (по возрастанию) - они значительно превышают уровень класса "А".


С 1 января 2016 года запретили импорт, а с 1 июля того же года - реализацию в стране приборов из перечня (кроме б/у), на которых не указан класс энергоэффективности. Поэтапно запретили импортировать и продавать товары с низкими классами: с 2017 года - "G", с 2018 года - "F", с 2019 года - "Е".

В мае 2019 года Агентству "Узстандарт" поручили пересмотреть Перечень и внести свои предложения в Кабинет Министров (Постановление Президента РУз от 30.05.2019 г. N ПП-4348). В результате в него включили 8 новых позиций:

q котлы центрального отопления, кроме котлов товарной позиции 8402, прочие (код ТН ВЭД 8403 10 900 0);

q водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) неэлектрические, прочие (8419 19 000 0);

q колпаки или шкафы вытяжные, наибольший горизонтальный размер которых не более 120 см (8414 60 000 0);

q пылесосы (8508 11 - 8508 60);

q машины электромеханические бытовые со встроенным электродвигателем (8509 40 - 8509 80);

q светоизлучающие диоды (LED), включая лазерные диоды (8541 40 100 0);

q лампы и осветительное оборудование, прочие (9405 10 400 9);

q приборы, предназначенные для использования с лампами накаливания, прочие (9405 40 910 9).


* * *



Утвержден Общий технический регламент о безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости (Постановление Кабинета Министров РУз от 10.11.2019 г. N 861). Он вступит в силу спустя полтора года.


Технический регламент устанавливает:

q объекты технического регулирования, их перечень и описание - к ним относятся природная минеральная вода (столовая, лечебная, лечебно-столовая, вода природной газации), обработанная и природная питьевая вода, вода для детского питания;

q требования к безопасности объектов технического регулирования;

q правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения техрегламента;

q требования к терминологии, упаковке, маркировке питьевой воды, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.

Природная минеральная вода должна соответствовать утвержденным показателям химической и микробиологической безопасности, а питьевая (обработанная, природная и для детского питания) - предельно допустимому значению органолептических показателей, солевого и газового состава, токсичности, органического загрязнения и ряду других компонентов.

В отношении упаковки и маркировки воды применяются актуальные и релевантные требования Общего технического регламента о безопасности упаковки, контактирующей с пищевой продукцией (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 07.07.2017 г. N 476), и Общего технического регламента о безопасности пищевой продукции в части ее маркировки (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 12.07.2017 г. N 490).

Питьевая вода выпускается в обращение на внутреннем рынке при наличии сертификата соответствия и маркировки национальным знаком соответствия, подтверждаемой сертификатом. Поэтому, когда Регламент вступит в силу, субъекты предпринимательства должны будут подготовить образцы продукции для прохождения процедур сертификации (получение санитарно-эпидемиологического заключения). Сертификат выдается в течение 3 рабочих дней.

Контролировать соблюдение нового Общего технического регламента будут Агентство "Узстандарт", Минздрав и иные уполномоченные госорганы в пределах их компетенции.

С введением Регламента в действие ранее принятые нормативные документы по стандартизации утрачивают обязательный характер и применяются добровольно. Санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на питьевую воду, полученные до вступления Общего технического регламента в силу, продолжат действовать в течение указанных в них сроков. 

















































Время: 0.0279
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск