ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Топливно-энергетический комплекс / Атомная энергетика /

Стратегия развития кадрового потенциала для ядерно-энергетической программы Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 16.10.2019 г. N ПП-4492)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 16.10.2019 г. N ПП-4492



СТРАТЕГИЯ

развития кадрового потенциала для ядерно-

энергетической программы Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Сооружение первой атомной электростанции (далее - АЭС) является одним из стратегических направлений развития энергетики в Республике Узбекистан.

Атомная энергия является экологически чистым видом энергии при условии обеспечения безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов использования атомной энергии, что обеспечивается в том числе высокой квалификацией и культурой безопасности персонала АЭС, работников надзорных органов, министерств и ведомств, задействованных в реализации ядерно-энергетической программы.

Строительство АЭС планируется начать в 2022 году с вводом в эксплуатацию первого энергоблока в 2028 году, второго - в 2030 году.

Для обеспечения ядерно-энергетической программы Республики Узбекистан кадровыми ресурсами необходимо сформировать эффективную национальную систему подготовки кадров в области использования атомной энергии, что соответствует рекомендациям Международного агентства по атомной энергии по развитию Национальной ядерной инфраструктуры.

Задачи по созданию национальной системы подготовки кадров для ядерно-энергетической программы необходимо решать комплексно, поскольку развитие атомной отрасли требует подготовки кадров не только для эксплуатации АЭС, но и по следующим смежным направлениям: строительство, энергетика, материаловедение, образование, наука, техника, медицина и др.



ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ    КАДРОВОГО    ПОТЕНЦИАЛА

ДЛЯ ЯДЕРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Целью Стратегии развития кадрового потенциала для ядерно-энергетической программы Республики Узбекистан (далее - Стратегия) является создание и дальнейшее поддержание эффективности системы комплексной подготовки кадров атомной энергетической отрасли Республики Узбекистан, обеспечивающей получение знаний и навыков, необходимых для сооружения и безопасной эксплуатации АЭС, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, безопасности персонала АЭС, населения и окружающей среды на весь жизненный цикл АЭС.

Для достижения цели Стратегии необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

создание непрерывной системы подготовки кадров для атомной отрасли, охватывающей все этапы подготовки, начиная со школьного вплоть до послевузовского образования и системы повышения квалификации, в соответствии с потребностями безопасного развития атомной энергетики и с учетом лучшего международного опыта;

совершенствование нормативно-правовой базы развития кадрового потенциала для ядерно-энергетической программы;

формирование государственного заказа на подготовку кадров для ядерно-энергетической программы Республики Узбекистан;

развитие деятельности филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" в городе Ташкенте как опорного высшего образовательного учреждения национальной ядерно-энергетической программы (далее - филиал "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" в городе Ташкенте);

создание новых образовательных учреждений, развитие материально-технической базы и совершенствование образовательных программ и учебных методик существующих образовательных учреждений;

обеспечение качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников эксплуатирующей организации в соответствии с рекомендациями Международного агентства по атомной энергии (далее - МАГАТЭ), а также создание условий для непрерывного поддержания квалификации работников, трудовая деятельность которых влияет на безопасность объектов использования атомной энергии;

опережающая подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов специально уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, других государственных органов и организаций, вовлеченных в реализацию национальной ядерно-энергетической программы;

подготовка профессорско-преподавательского состава и научных работников в области ядерной физики, ядерной медицины, радиохимии, радиационной безопасности, энергетики, материаловедения, безопасности жизнеобеспечения, гидрогеологии, метеорологии, экологии и в других областях;

внедрение в атомную отрасль эффективной системы оценки профессионально-технических знаний работников и системы материального стимулирования, предусматривающей прямую зависимость размеров оплаты труда от квалификации, стажа работы в отрасли и реального фактического вклада в ключевые показатели эффективности деятельности организации-работодателя и отрасли в целом;

внедрение в атомную отрасль системы гарантий, компенсаций и социальных программ для работников атомной отрасли, повышающей престиж и привлекательность работы в отрасли;

разработка и реализация мер, направленных на создание кадрового резерва и обеспечение преемственности в критически важных должностях организаций атомной энергетики с точки зрения безопасности АЭС и выполнения законодательных требований;

развитие международного сотрудничества в области подготовки кадров для ядерно-энергетической программы.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


Развитие кадрового потенциала для ядерно-энергетической программы Республики Узбекистан осуществляется на основе следующих основных направлений исходя из долгосрочных целевых перспективных задач:

совершенствование нормативно-правовой базы развития кадрового потенциала атомной энергетики;

формирование государственного заказа на подготовку кадров;

развитие деятельности филиала "Национальный ядерный исследовательский университет "МИФИ" в городе Ташкенте;

развитие образовательных учреждений;

подготовка персонала эксплуатирующей организации АЭС;

подготовка специалистов органов государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

подготовка специалистов органов государственного управления в области использования атомной энергии;

подготовка профессорско-преподавательского состава и научных работников;

создание кадрового резерва и обеспечение преемственности на критически важных должностях атомной энергетики;

развитие международного сотрудничества в области подготовки кадров.



§ 1. Совершенствование нормативно-правовой

базы развития кадрового потенциала атомной энергетики


В целях совершенствования нормативно-правовой базы развития кадрового потенциала атомной энергетики необходимо проведение следующих мероприятий:

введение новых направлений и специальностей образования в области использования атомной энергии в Классификатор направлений и специальностей высшего образования, а также Классификатор направлений, специальностей и профессий профессионального образования;

введение новых должностей в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих исходя из организационной структуры и штатного расписания референтной АЭС;

разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов в области использования атомной энергии, включая предлагаемые поставщиком ядерных технологий образовательные стандарты, которые использовались при подготовке персонала для референтной АЭС;

утверждение порядка выдачи работникам эксплуатирующих организаций и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии;

утверждение квалификационных требований к работникам эксплуатирующих организаций и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

утверждение перечня должностей работников эксплуатирующих организаций и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, которые, в зависимости от выполняемой деятельности, должны получать специальные разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии;

разработка и введение в действие нормативно-правовых актов по организации процедуры проверки знаний и аттестации эксплуатационного персонала АЭС;

утверждение порядка осуществления аккредитации и получения образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области использования атомной энергии, лицензий (разрешений) на право осуществления деятельности по подготовке кадров в области использования атомной энергии;

утверждение порядка, регламентирующего особенности условий труда и социально-бытового обеспечения отдельных категорий работников (персонала) ядерных установок и (или) пунктов хранения, а также работников специально уполномоченного органа государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности использования атомной энергии, осуществляющих надзорные функции на данных объектах;

утверждение устава о трудовой и производственной дисциплине эксплуатирующей организации, устанавливающего повышенные требования к соблюдению дисциплины труда на объектах использования атомной энергии по сравнению с обязанностями и правами, предусмотренными Трудовым кодексом Республики Узбекистан.



§ 2. Формирование государственного

заказа на подготовку кадров


В целях своевременного формирования государственного заказа на подготовку кадров для ядерно-энергетической программы Республики Узбекистан необходимо проведение следующих мероприятий:

определение потребности в кадрах для ядерно-энергетической программы, включая формирование перечней специальностей (специализаций), в целях обеспечения подготовки и переподготовки специалистов следующих категорий:

а) работники Дирекции по строительству АЭС при Агентстве по развитию атомной энергетики "Узатом" при Министерстве энергетики Республики Узбекистан, которые будут осуществлять сопровождение сооружения АЭС, включая управление проектом, контроль качества и приемку работ;

б) эксплуатационный (оперативный и ремонтный) персонал АЭС;

в) работники органов государственного управления и регулирования вопросов безопасности в области использования атомной энергии;

г) работники научных организаций и образовательных учреждений, которые будут поддерживать квалификацию подготовленного персонала и обучать новые кадры;

д) работники других организаций, участвующих в сооружении АЭС и оказывающих поддержку в процессе эксплуатации АЭС;

определение критериев профессиональной готовности специалистов к выполнению обязанностей по должностям, по которым будет осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

определение круга специалистов государственных органов, специалистов, занятых в различных отраслях экономики, выпускников образовательных учреждений, которые по своей квалификации и профессиональному опыту относятся к резервным источникам кадрового наполнения атомной отрасли;

установление ежегодных объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом профессиональной готовности, уровня знаний и опыта.



§ 3. Развитие деятельности филиала "Национальный

ядерный исследовательский университет

"МИФИ" в городе Ташкенте


В целях развития деятельности филиала "Национальный ядерный исследовательский университет "МИФИ" в городе Ташкенте необходимо проведение следующих мероприятий:

материально-техническое обеспечение и поддержка деятельности филиала "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" в городе Ташкенте как опорного высшего образовательного учреждения в области подготовки кадров для атомной отрасли;

оснащение учебного процесса, в том числе учебно-практических лабораторий Института ядерной физики при Академии наук Республики Узбекистан лабораторным и учебно-лабораторным оборудованием, макетами и аналитическими тренажерами;

привлечение высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава в филиал "Национальный ядерный исследовательский университет "МИФИ" в городе Ташкенте;

расширение направлений подготовки бакалавров;

открытие магистратуры;

организация послевузовского образования;

организация деятельности отраслевого центра повышения квалификации работников атомной отрасли.



§ 4. Развитие образовательных учреждений


В целях развития образовательных учреждений для обеспечения непрерывной системы качественной подготовки кадров в атомной отрасли необходимо проведение следующих мероприятий:

разработка, утверждение и реализация Программы модернизации материально-технической и учебно-лабораторной базы образовательных и научных учреждений, задействованных в подготовке кадров для национальной ядерно-энергетической программы;

расширение направлений подготовки кадров в Джизакском политехническом институте с ориентацией на подготовку эксплуатационного персонала АЭС с учетом выбора приоритетной площадки для размещения АЭС в Джизакской области;

строительство и ввод в эксплуатацию учебно-тренировочного центра АЭС в составе комплекса зданий и сооружений АЭС (далее - учебно-тренировочный центр);

подготовка преподавателей и инструкторов для работы в учебно-тренировочном центре, организация постоянного поддержания их квалификации, в том числе за рубежом;

создание в Джизакской области специализированной школы-интерната с углубленным изучением точных и естественных наук при попечительстве и поддержке со стороны Агентства "Узатом";

подготовка и издание специализированной учебной и научно-популярной литературы по атомной энергетике, ядерным технологиям, обращению с ядерным топливом, отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также разработка информационно-методического обеспечения образовательных процессов всех уровней.



§ 5. Подготовка персонала эксплуатирующей

организации АЭС


Подготовка персонала эксплуатирующей организации по временным периодам разделена на четыре этапа жизненного цикла АЭС:

1) сооружение;

2) ввод в эксплуатацию;

3) эксплуатация;

4) вывод из эксплуатации.

Персонал эксплуатирующей организации готовится по четырем основным направлениям:

1) высший руководящий персонал;

2) эксплуатационный персонал (оперативный и ремонтный);

3) вспомогательный технический персонал;

4) административно-управленческий персонал.

Высший руководящий персонал АЭС готовится из числа эксплуатационного персонала, имеющего соответствующую квалификацию и стаж работы, а также соответствующего другим требованиям, необходимым для руководства объектом использования атомной энергии, путем повышения квалификации по индивидуальным планам развития.

Эксплуатационный и вспомогательный технический персонал готовится в четыре этапа:

1) базовое образование, требуемое для конкретной должности на АЭС;

2) теоретическая подготовка в учебно-тренировочном центре;

3) практическая подготовка в учебно-тренировочном центре с применением макетов, тренажеров и других технических средств обучения;

4) стажировка на рабочем месте на АЭС.

Административно-управленческий персонал АЭС готовится путем повышения квалификации и теоретической подготовки в учебно-тренировочном центре.

Для планирования подготовки персонала эксплуатирующей организации на периоды сооружения и ввода в эксплуатацию АЭС:

разрабатываются и утверждаются с учетом развития во временной перспективе (2020 г., 2022 г., 2024 г., 2026 г., 2028 г.) организационная структура эксплуатирующей организации и соответствующие редакции штатного расписания;

на основании действующей организационной структуры эксплуатирующей организации и планов ее развития разрабатываются графики квалификационного отбора кандидатов на подготовку, графики обучения и графики приема персонала;

разрабатываются критерии соответствия потенциальных участников программы подготовки персонала эксплуатирующей организации установленным специальным требованиям будущей работы;

определяется круг специалистов, занятых в различных отраслях экономики, выпускников образовательных учреждений, которые по своей квалификации относятся к резервным источникам кадрового наполнения атомной отрасли.

Подготовка эксплуатационного персонала, необходимого для ввода в эксплуатацию первой АЭС, будет производиться в рамках Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сооружении атомной электростанции на территории Республики Узбекистан от 7 сентября 2018 года (далее - Межправительственное соглашение).

Подготовка персонала АЭС, на которую не распространяется Межправительственное соглашение, осуществляется силами государственных образовательных учреждений либо на контрактной основе.

Квалификационные требования и критерии соответствия, которые будут применяться в процессе аттестации эксплуатационного персонала АЭС и при выдаче разрешений на выполнение работ в области использования атомной энергии, утверждаются специально уполномоченным органом государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

Поддержка требуемого уровня квалификации, знаний и навыков персонала в период эксплуатации АЭС осуществляется в учебно-тренировочном центре, а также, при необходимости, в профильных национальных и зарубежных образовательных учреждениях.

Эксплуатационный персонал проходит проверку знаний (аттестацию) с периодичностью, установленной специально уполномоченным органом государственного регулирования в области использования атомной энергии.



§ 6. Подготовка специалистов органов

государственного   регулирования  в  сфере

обеспечения безопасности при использовании

атомной энергии


Специалисты органов государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности при использовании атомной энергии готовятся по трем основным направлениям:

1) специалисты специально уполномоченного органа государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности при использовании атомной энергии (далее - регулятор);

2) эксперты в области ядерной и радиационной безопасности;

3) специалисты государственного надзора в области промышленной, пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, физической защиты и охраны труда, осуществляющие надзорную деятельность на объектах использования атомной энергии.

Подготовка специалистов регулятора осуществляется в три этапа:

1) базовое образование, требуемое для конкретной должности;

2) подготовка, переподготовка или повышение квалификации по ядерной и радиационной безопасности, в том числе в учебно-тренировочном центре;

3) стажировка на действующих АЭС.

Подготовка экспертов в области ядерной и радиационной безопасности осуществляется путем получения профильного высшего образования, а также, при необходимости, подготовки, переподготовки или повышения квалификации по ядерной и радиационной безопасности.

Подготовка специалистов государственного надзора в области промышленной, пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, физической защиты и охраны труда, осуществляющих надзорную деятельность на объектах использования атомной энергии, осуществляется путем повышения квалификации, в том числе в учебно-тренировочном центре.

Для планирования подготовки персонала регулятора:

на основании организационной структуры регулятора и планов ее развития разрабатываются графики квалификационного отбора кандидатов на подготовку, графики обучения и графики приема специалистов на работу;

разрабатываются критерии соответствия потенциальных участников программы подготовки специалистов регулятора установленным специальным требованиям будущей работы;

определяется круг специалистов, занятых в различных отраслях экономики, выпускников образовательных учреждений, которые по своей квалификации относятся к резервным источникам формирования кадрового состава регулятора.

Поддержка требуемого уровня квалификации, знаний и навыков специалистов регулятора и органов государственного надзора в области промышленной, пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, физической защиты и охраны труда, осуществляющих надзорную деятельность на объектах использования атомной энергии, может осуществляться в профильных национальных и зарубежных образовательных учреждениях, в том числе, при необходимости, в учебно-тренировочном центре. При этом специалисты указанных органов должны проходить проверку знаний (аттестацию) в установленном порядке.



§ 7. Подготовка специалистов органов

государственного управления в области

использования атомной энергии


Специалисты органов государственного управления в области использования атомной энергии делятся на две категории:

1) специалисты уполномоченного органа государственного управления в области использования атомной энергии (далее - уполномоченный орган государственного управления);

2) специалисты органов государственного управления, имеющие отдельные полномочия в области использования атомной энергии.

Подготовка специалистов уполномоченного органа государственного управления осуществляется в два этапа:

1) базовое образование, требуемое для конкретной должности;

2) подготовка, переподготовка или повышение квалификации в области использования атомной энергии, в том числе в учебно-тренировочном центре.

Подготовка специалистов органов государственного управления, имеющих отдельные полномочия в области использования атомной энергии, осуществляется путем повышения квалификации, в том числе в учебно-тренировочном центре.

Для планирования подготовки персонала уполномоченного органа государственного управления:

на основании организационной структуры уполномоченного органа государственного управления разрабатываются графики квалификационного отбора кандидатов на подготовку, графики обучения и графики приема специалистов на работу;

разрабатываются критерии соответствия потенциальных участников программы подготовки специалистов уполномоченного органа государственного управления установленным специальным требованиям будущей работы;

определяется круг специалистов, занятых в различных отраслях экономики, выпускников учебных заведений, которые по своей квалификации относятся к резервным источникам формирования кадрового состава уполномоченного органа государственного управления.

Поддержание требуемого уровня квалификации, знаний и навыков специалистов уполномоченного органа государственного управления и органов государственного управления, имеющих отдельные полномочия в области использования атомной энергии, может осуществляться в профильных национальных и зарубежных образовательных учреждениях, в том числе, при необходимости, в учебно-тренировочном центре.



§ 8. Подготовка профессорско-преподавательского

состава и научных работников


Подготовка специалистов высшей квалификации в области использования атомной энергии осуществляется в целях обеспечения:

образовательных учреждений профессорско-преподавательским составом и научных организаций научными работниками в данной области;

кадрами высшей квалификации в области ядерной физики, ядерной медицины, радиационной безопасности, безопасности жизнеобеспечения, материаловедения, гидрогеологии, метеорологии и в других областях с целью развития неэнергетических направлений использования атомной энергии.



§ 9. Создание кадрового резерва и обеспечение

преемственности на критически важных

должностях атомной энергетики


В целях обеспечения преемственности на критически важных должностях, с точки зрения безопасности АЭС и выполнения требований законодательства, эксплуатирующая организация разрабатывает и реализует программу развития кадрового резерва для специалистов с разным управленческим опытом (студенты старших курсов высших образовательных учреждений, опытные работники энергетических предприятий, управленцы и другие квалифицированные специалисты, по итогам тестирования признанные соответствующими требованиям).

Министерства, ведомства и организации, участвующие в реализации ядерно-энергетической программы, разрабатывают собственные планы по созданию и развитию кадрового резерва, мероприятия по повышению квалификации и выявлению наиболее перспективных кадров в разрезе подразделений и отдельных должностей.

Обязательной составляющей программ развития кадрового резерва должна стать организация системы наставничества, предусматривающей оказание квалифицированными и опытными сотрудниками атомной отрасли действенной помощи молодым специалистам в усвоении необходимых компетенций как в профессиональной сфере, так и в развитии культуры безопасности и отраслевых ценностей.



§ 10. Развитие международного сотрудничества

в области подготовки кадров


В целях развития международного сотрудничества в области подготовки кадров необходимо налаживание взаимодействия с МАГАТЭ в рамках программы технического сотрудничества по участию в:

учебных мероприятиях в рамках национального проекта UZB2018004 "Развитие кадрового потенциала и национальной ядерной инфраструктуры для реализации проекта по строительству атомной электростанции и исследовательского реактора в Республике Узбекистан";

межрегиональных образовательных проектах, организуемых поставщиком технологий;

международных конференциях, семинарах и совещаниях, организуемых под эгидой МАГАТЭ.

Сотрудничество с иностранными и международными организациями по вопросам подготовки кадров, включая обмен опытом, организацию и проведение обучающих семинаров и тренингов, в том числе на контрактной основе, будет осуществляться совместно с:

образовательными учреждениями, входящими в Консорциум опорных вузов Госкорпорации "Росатом" (Российская Федерация);

автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Техническая академия "Росатома" (Российская Федерация);

автономной некоммерческой организацией "Корпоративная академия "Росатома" (Российская Федерация);

Всемирным ядерным университетом при Всемирной ядерной ассоциации (Великобритания);

иностранными организациями, эксплуатирующими АЭС и имеющими учебно-тренировочные комплексы и специальные тренажеры.



ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Реализация Стратегии будет способствовать:

усовершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения АЭС с учетом специфики подготовки и допуска персонала к самостоятельной работе;

налаживанию подготовки кадров для обеспечения качественного сооружения и безопасной эксплуатации АЭС, ядерной и радиационной безопасности, безопасности персонала, населения и окружающей среды;

обеспечению атомной энергетической отрасли республики специалистами с высшим и профессиональным образованием, научными работниками высшей квалификации, рабочими с профессионально-техническим образованием по соответствующим специальностям и специализациям для качественного строительства и безопасной эксплуатации АЭС;

организации и проведению подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для атомной отрасли, в том числе для специально уполномоченного органа государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности использования атомной энергии;

обеспечению эффективного научно-методического, нормативно-технического и учебно-программного сопровождения образовательного процесса в образовательных учреждениях и научных организациях, осуществляющих подготовку кадров для ядерно-энергетической программы;

формированию современной учебной и научно-лабораторной базы, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений и научных организаций, осуществляющих подготовку кадров для ядерно-энергетической программы;

повышению уровня профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения высших и профессиональных образовательных учреждений;

обеспечению эффективного использования финансовых средств в целях развития системы подготовки кадров.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 17 октября 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

21 октября 2019 г., N 42, ст. 793






































Время: 0.2168
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск