ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 2 по 8 ноября 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

           

(за период с 2 по 8 ноября 2019 г.)


С 1 января внедряется единый таможенный платеж

        

Батареи для электромобилей, солнечные панели, электронные счетчики и ID-карты

         

Новый закон: сначала "обкатка" - потом внедрение

        

В Ташкенте появится сеть частных образовательных организаций

          

Как работает Апелляционный совет Минюста

        

Упростили требования к кассам ломбардов и микрокредитных организаций

        

Кого освободят от школьных экзаменов

      

Как изымается, возвращается и уничтожается подкарантинная продукция

          

Санкции за нарушения правил пребывания пересмотрели

        

Банкам и их управленцам установили систему штрафов

        

Правоприменение возьмут под контроль

         

Чьи бизнес-инициативы поддержит государство

        

Центральный банк усилит контроль за платежными системами

          

Электронные деньги: выпуск, использование, погашение

        

Для чего нужны офисы банковских услуг



В 2020 году изменится порядок ввоза физическими лицами товаров для собственных нужд (Постановление Президента РУз от 07.11.2019 г. N ПП-4508).


С 1 января 2020 года вводится упрощенный порядок взимания таможенных платежей. Это касается физлиц, ввозящих товары в ручной клади и в сопровождаемом багаже через пункты пропуска Государственной границы, а также товаров, поступающих в адрес физлиц в международных почтовых и курьерских отправлениях.

Суть нововведения в следующем. При превышении предельных норм беспошлинного ввоза (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 06.02.2018 г. N ПП-3512 и Постановление Кабинета Министров РУз от 22.06.2018 г. N 463), в части превышения вместо установленной таможенной пошлины (Приложение к Постановлению Президента РУз от 02.10.2019 г. N ПП-4470), НДС (15%) и акцизного налога (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 29.06.2018 г. N ПП-3818) будет взиматься единый таможенный платеж - 30% от таможенной стоимости, но не менее $3/кг. Ставка единая для всех категорий товаров независимо от кода ТН ВЭД и страны происхождения (в проекте предлагалась дифференцированная - для продовольственных и непродовольственных товаров).

ГТК исходит из того, что изменения позволят снизить расходы граждан, ввозящих товары для личного пользования, и упростить расчеты, а, следовательно, ускорить процедуры таможенного оформления и исключить заторы в пунктах пограничного контроля. В подтверждение первого тезиса приводятся следующие цифры: общий размер таможенных платежей на сыр составляет 44%, шоколад - 61%, одежду по коду ТН ВЭД 6105 - 38%, а при отсутствии сертификатов о происхождении товара - 51%, 95% и 61%, соответственно.

Новый порядок касается только товаров, предназначенных для некоммерческих целей. То, как будут определять предназначение товаров, пропишут в отдельном документе, но уже известно, что новые правила не распространяются в общей сложности на 14 товарных позиций:

q указанные в Приложении N 1 к Постановлению Президента от 06.02.2018 г. N ПП-3512. При превышении норм беспошлинного ввоза таможенные платежи по ним уплачиваются в общеустановленном порядке;

q утвержденные Постановлением Президента от 07.11.2019 г. N ПП-4508, которые не считаются товарами для собственных нужд.

С будущего года начнет действовать еще одно требование - продовольственная продукция животного происхождения, ввозимая физлицами для личного пользования в ручной клади, сопровождаемом багаже, а также в почтовых отправлениях, должна быть в производственной упаковке. Это необходимо по санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим соображениям. К примеру, неупакованное мясо, попавшее в страну в чьей-то ручной клади, может привести к возникновению свиного или птичьего гриппа, лихорадки Крым-Конго и эмкара, а проникновение в страну вирусов-возбудителей болезней растений - к уничтожению растительного мира, утверждают в ГТК.

Вышеописанные нормы полностью соответствуют международному опыту: единый таможенный платеж действует в ЕАЭС, требования к упаковке мяса, молочных продуктов, фруктов, овощей и прочих пищевых товаров предъявляются также на территории ЕАЭС, в Китае и США.


* * *



Правительство определило главные проекты в развитии отечественного электропрома на ближайшие три года (Постановление Кабинета Министров РУз от 30.10.2019 г. N 899).


В соответствии с Постановлением Президента от 30.05.2019 г. N ПП-4348 "О дополнительных мерах по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития электротехнической промышленности и повышению инвестиционного и экспортного потенциала отрасли" Правительство утвердило:

Программу ускоренного развития электротехнической  промышленности в 2019-2022 годах;

целевые показатели производства основных видов продукции электротехнической промышленности;

целевые показатели экспорта основных видов продукции электротехнической промышленности;

целевые показатели производства глубоко переработанной медной продукции с высокой добавленной стоимостью;

Перечень освоения новых видов продукции в 2019-2022 годах.

Ответственность за выполнение целевых показателей возложена на Минэкономпром, Ассоциацию "Узэлтехсаноат" и предприятия по производству электротехнической продукции. Кроме того, Минэкономпром должен в течение месяца разработать механизм обеспечения предприятий по производству электротехнической продукции сырьем для выполнения ими целевых показателей производства.

В Программе ускоренного развития электротехнической  промышленности в 2019-2022 годах четыре направления:

I. Увеличение объема производства электротехнической продукции и бытовой электропродукции.

II. Увеличение объема экспорта электротехнической продукции и бытовой электропродукции.

III. Увеличение объемов переработки медного сырья в электротехнической промышленности.

IV. Освоение производства новых видов продукции.

По всем указанным направлениям предусмотрены соответствующие мероприятия, определен механизм реализации, установлены сроки выполнения и ответственные исполнители. В числе приоритетных проектов:

q увеличение мощностей по производству кабельно-проводниковой продукции и выпуск новых видов продукции на СП ООО "Techno Cable Group" (Ташкентская область) с конечным сроком ввода в действие в декабре 2019 года (общая стоимость проекта 1,4 млн долл. США);

q модернизация производства кабельно-проводниковой продукции на СП АО "Uzkabel" со сроком завершения в декабре 2019 года (3,3 млн долл. США);

q совместно с компанией ООО "Industrial Holding" (РФ) производство современной кабельно-проволочной продукции со сроком завершения в марте 2022 года (7 млн долл. США; годовая мощность - 46 тыс. км);

q производство кабельно-проводниковой продукции компанией "Elsewedy Electric" (Египет) со сроком завершения в марте 2021 года (20 млн долл. США; 10 тыс. км);

q организация производства зарядных устройств для электромобилей на ИП ООО "Toshelectroapparat" со сроком завершения в декабре 2020 года (2 млн долл. США; 500 ед.);

q организация производства электронных приборов учета газа на ООО "Texno Park" со сроком завершения в феврале 2020 года (41 млн долл. США; 3 млн ед.);

q организация производства электронных приборов учета газа, электроэнергии, горячей и холодной воды на "Dongho Cosmo Co., Ltd" (Корея) со сроком завершения в ноябре 2020 года (5,5 млн долл. США; 1 млн ед.);

q организация производства солнечных панелей компанией "Endustriyel" (Турция) со сроком завершения в декабре 2021 года (30,5 млн долл. США; 200 МВт);

q организация производства компанией "Veridos GmbH" банковских, мобильных и ID-карт со сроком завершения в декабре 2022 года.

Программой также предусмотрен целый ряд других проектов и мероприятий в соответствующих направлениях.

Целевые показатели производства основных видов продукции электротехнической промышленности предусматривают увеличение объема производства в 2,7 раза. В частности, к 2022 году по сравнению с 2018 годом  производство телевизоров увеличится в 1,9 раза, холодильников и морозильников - в 3,7 раза, кондиционеров - в 2,4 раза, микроволновых печей - в 2,7 раза, стиральных машин - в 2,3 раза, кухонной бытовой техники - в 3,5 раза, пылесосов - в 1,7 раза, а также трансформаторов - в 3,7 раза, силовых кабелей - в 5,1 раза и т.д.

Объем экспорта должен вырасти в 4,3 раза за аналогичный период: телевизоров - в 3,2 раза, холодильников и морозильников - в 11,1 раза, кондиционеров - в 2,1 раза, микроволновых печей - в 31,4 раза, стиральных машин - в 2,5 раза, кухонной бытовой техники - в 3,9 раза, пылесосов - в 2,4 раза, а также трансформаторов - в 2,6 раза, силовых кабелей - в 2,3 раза и т.д.

Еще одним целевым показателем предусмотрено 5-кратное увеличение объема переработки меди.

В 2019-2022 годах будет освоено производство более 15 наименований новой продукции. Среди них зарядные устройства для электромобилей, лифты и эскалаторы, электронные приборы учета электроэнергии, газа, холодной и горячей воды, чиллеры (системы централизованного отопления и охлаждения),  солнечные панели, электродвигатели для бытовой техники, банковские, мобильные и ID-карты, современные энергосберегающие обогревательные системы, продукции из стекловолокна и др.


* * *



Опубликован Закон от 07.11.2019 г. N ЗРУ-581 "Об управлении многоквартирными домами". Его нормы пройдут предварительную апробацию в отдельных районах и городах, после чего, возможно, будут скорректированы и только потом вступят в силу.


Это уже третья версия законодательного акта, регулирующего сферу: первый Закон приняли в 1999 году (Закон РУз от 15.04.1999 г. N 761-I), а второй - в 2006 году (Закон РУз от 12.04.2006 г. N ЗРУ-32). Пойти на очередной пересмотр законодателя подтолкнули накопившиеся проблемы - слабая координация ТЧСЖ и организаций ЖКХ, отсутствие комплексного подхода в управлении и эксплуатации многоквартирным жилищным фондом и контроля за обеспечением его сохранности, а также частые нарушения, в том числе правил и сроков ремонтно-восстановительных работ.

Работа над новым Законом заняла немало времени. Законопроект представили общественности чуть более года назад. Этому предшествовали обсуждения в экспертных кругах, консультации с отечественными и зарубежными специалистами, а затем документ корректировался с учетом высказанных мнений, замечаний и предложений.

Итак, чем новая редакция Закона отличается от действующей:

q во-первых, в ней даются определения некоторым понятиям ("многоквартирный дом" и др.), более подробно регламентированы отношения, связанные с прилегающими к домам земельными участками, и другие общие положения; 

q во-вторых, прописаны направления координации сферы со стороны МинЖКО и контролирующие полномочия Жилфондинспекции с одной стороны, с другой - права и обязанности собственников помещений. Расширены инструменты господдержки органов управления многоквартирными домами - к ним отнесли содействие в ликвидации аварийных ситуаций и подготовку, переподготовку кадров для отрасли;

q в-третьих, больше внимания уделено процедурным вопросам - порядку выбора и изменения способа управления многоквартирными домами, особенностям каждой такой формы - управление непосредственно собственниками помещений, управляющей организацией или управляющим либо ТЧСЖ (каждой форме посвящена отдельная глава);

q в-четвертых, определен характер взаимоотношений с местными властями и органами самоуправления граждан. Органам госвласти на местах и их должностным лицам запретили вмешиваться в работу органов управления многоквартирными домами. При этом хокимияты могут выступать гарантом в получении ими банковских кредитов (Постановление Кабинета Министров РУз от 13.05.2019 г. N 396). Субъекты сотрудничают по вопросам организации благоустроительных и озеленительных работ на прилегающих к многоквартирным домам территориях и по другим вопросам.

В части, касающейся взносов или платежей собственников помещений на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, благоустройство прилегающего земельного участка, концептуальных изменений не произошло. Их размер, как и сейчас, будет устанавливаться решением общего собрания, а МинЖКО лишь утверждает порядок определения состава затрат (Положение по определению состава затрат при формировании обязательных взносов собственников помещений по содержанию общего имущества, земельного участка и имущества товарищества частных собственников жилья и введению предельного уровня рентабельности на услуги подрядных организаций по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, рег. МЮ N 1672 от 10.04.2007 г.). Ранее же говорилось, что Министерство будет ежегодно утверждать минимальные размеры взносов, но в процессе реализации этого механизма стали возникать эксцессы (Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.04.2017 г. N ПП-2922 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы содержания и эксплуатации многоквартирного жилищного фонда на период 2017-2021 годы").

Закон вступит в силу только 1 августа 2020 года. Это связано с решением не вводить все изменения сразу в практику, а сначала посмотреть насколько они "приживутся". До 1 мая 2020 года будет проведен правовой эксперимент по апробации норм нового Закона в Яккасарайском районе Ташкента, а также в Джизаке и Маргилане. По его итогам, до 1 июня 2020 года определят, нуждается ли документ в совершенствовании, и как его будут применять в других регионах республики.


Напомним, с начала года эксперимент по управлению многоквартирным жилищным фондом проводится в Юнусабадском районе столицы. В его рамках все полномочия перешли к профессиональным управляющим компаниям.


* * *



В Ташкенте создается негосударственная образовательная организация "Tashkent education" с участием британской компании "Velocius Ltd" (Постановление Кабинета Министров РУз от 02.11.2019 г. N 900).


Эта организация - резидент Узбекистана со статусом юрлица создается в форме общества с ограниченной ответственностью. В свою очередь, "Tashkent education" для реализации своих задач откроет:

q частный детский сад "Tashkent kindergarten" по адресу: Яккасарайский район, улица Абдулла Каххора, 26;

q Международную общеобразовательную школу "School of Tashkent" с размещением ее в зданиях и сооружениях Ташкентского профессионального колледжа "Мехр-Шафкат" (Яккасарайский район, улица Восита Вохидова, 116), учащиеся которого останутся там до окончания 2019/2020 учебного года;

q Международный университет "Tashkent International University" - в корпусах Ташкентского финансового института (Юнусабадский район, улица Кичик халка йули, 7), где сейчас учатся студенты Ташкентского архитектурно-строительного института, которые останутся там пока не построят новое здание их вуза.

Компания "Velocius Ltd" за свой счет проведет реконструкцию, капитальный ремонт, оснащение и ввод в эксплуатацию объектов, а также благоустройство прилегающей территории.

Обучение стартует с 2020/2021 учебного года на узбекском, русском и английском языках, на платно-контрактной основе, по учебным планам и программам, которые "Tashkent education" утвердит с учетом требований госстандартов страны. Требования, порядок и сроки приема в детский сад и школу эти организации определят самостоятельно по согласованию с Министерствами дошкольного и народного образования, соответственно.

В университете реализуется очная и другие формы обучения, подготовка кадров осуществляется по государственному заказу в том числе. Здесь порядок и сроки приема абитуриентов и аттестации выпускников определяются университетом по согласованию с МВССО. Выпускникам будут выдавать диплом установленного образца, который признается документом о высшем образовании в Узбекистане. Университету предоставлены налоговые и таможенные льготы сроком до 1 января 2022 года.


* * *



Утверждены Правила подачи в Апелляционный совет Министерства юстиции Республики Узбекистан апелляций и заявлений о признании товарных знаков общеизвестными в Республике Узбекистан и их рассмотрения (рег. МЮ N 3190 от 30.10.2019 г.).


Напомним, Апелляционный совет Министерства юстиции образован для рассмотрения апелляций, связанных с правовой охраной объектов интеллектуальной собственности (Постановление Президента РУз от 01.07.2019 г. N ПП-4380). Положение об Апелляционном совете Минюста утверждено Постановлением Кабинета Министров от 09.10.2019 г. N 856.


Действия, связанные с подачей апелляций и заявлений, заинтересованные лица могут совершать лично или через представителей, в том числе патентных поверенных, зарегистрированных в Агентстве интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции (далее - АИС). Физлица, постоянно проживающие за пределами Узбекистана, и иностранные юрлица либо их представители могут действовать в рамках международных договоров. Полномочия представителя (патентного поверенного) подтверждаются доверенностью, где указан их объем.

Апелляция или заявление составляются в произвольной форме. При этом перечислен полный объем сведений, который должен в них содержаться в зависимости от вопроса, вносимого на рассмотрение Совета. Апелляция должна относиться к одной заявке на объект интеллектуальной собственности, а заявление - к одному товарному знаку. Материалы апелляции подаются в 2 экземплярах.

Апелляции подаются в сроки, установленные Законами "Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О селекционных достижениях", "О правовой охране топологий интегральных микросхем".

К апелляции или заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату установленной патентной пошлины (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 20.04.2006 г. N 65). В ином случае юридически значимые действия по рассмотрению апелляции или заявления не совершаются.

Апелляция или заявление подаются на узбекском или русском языке. Все дополнительные материалы, в том числе и техническая документация, представляются на узбекском или русском языке в 2 экземплярах. Если дополнительные материалы на другом языке, заявитель должен в течение 3 месяцев представить их перевод на узбекский или русский язык. Иначе такие материалы при рассмотрении апелляции или заявления не принимаются во внимание.

Поступившая в АИС апелляция регистрируется и ей присваивается регистрационный номер. Если апелляция отвечает условиям подачи, заявителю в 10-дневный срок со дня ее поступления направляется уведомление о принятии апелляции к рассмотрению. Если апелляция не удовлетворяет условиям ее подачи, обратившемуся направляется запрос с предложением в течение 3 месяцев представить сведения, необходимые для рассмотрения апелляции. Если в указанный срок сведения не будут представлены, делопроизводство по апелляции прекращается, о чем уведомляется лицо, подавшее апелляцию. Автор может отозвать апелляцию на любом этапе ее рассмотрения. В этом случае делопроизводство по ней прекращается.

О назначении даты, места и времени проведения заседания Апелляционного совета стороны уведомляются за 10 дней до заседания. Сроки рассмотрения апелляций в зависимости от вопроса составляют от 2 до 6 месяцев. Заявления рассматриваются Апелляционным советом в течение 4 месяцев. Рассмотрение апелляции или заявления происходит на заседании Апелляционного совета.

В рассмотрении дела на заседании Апелляционного совета может участвовать лицо, подавшее апелляцию или заявление, или его представитель, другие заинтересованные юридические или физические лица, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Апелляционный совет вправе при согласии всех сторон объединить рассмотрение апелляций или заявлений, относящихся к одному объекту, одному и тому же товарному знаку, знаку обслуживания на одном заседании. Решение Апелляционного совета принимается по каждому делу в отдельности.

Делопроизводство в Апелляционном совете ведется на узбекском или русском языке. Лицам, не владеющим ими, обеспечивается право ознакомиться с материалами дела и участвовать в работе через переводчика, а также выступать на заседании на узбекском или русском языке.

Рассмотрение апелляции или заявления по существу включает, как правило, следующие этапы:

q доклад председателя Апелляционного совета;

q выступление лица, подавшего апелляцию или заявление, и (или) его представителя, включая патентного поверенного;

q выступление привлеченного по делу эксперта;

q ответы лиц, участвующих в рассмотрении, на вопросы членов Апелляционного совета и участников заседания;

q дополнение лицами, участвующими в рассмотрении, ранее сделанных выступлений.

По окончании рассмотрения сути дела решение принимается на закрытом заседании Совета простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя считается решающим. Члены Совета не имеют права воздерживаться от голосования. Председатель Совета голосует последним. Совет принимает решение о полном или частичном удовлетворении апелляции или заявления либо об отказе в их удовлетворении.

Решение Апелляционного совета приобщается к делу и в течение 10 дней рассылается лицам, подавшим апелляцию или заявление, другим заинтересованным лицам и публикуется в официальных изданиях и на сайте АИС.


* * *



В Правила ведения кассовых операций микрокредитными организациями и ломбардами (рег. МЮ N 1719 от 24.09.2007 г.) внесены поправки Постановлением Правления ЦБ (рег. МЮ N 1719-3 от 06.11.2019 г.).


В частности, отменили условия:

q об обязательном наличии в кассе двух отдельных помещений: для хранения ценностей и для проведения кассовых операций;

q о расположении кассы на первом или промежуточных (по согласованию) этажах;

q об определенной толщине стен и дверей кассового помещения и т.д.

В кассах могут быть установлены двери с системой идентификации материально ответственных лиц по биометрическим показателям: отпечатку пальца, сетчатке глаза, диапазону голоса и др.   

Кроме того, скорректирован пункт о порядке сдачи в банк наличности сверх лимитов остатка в кассе для занесения на банковские счета. Установлено, что все ломбарды и микрокредитные организации могут инкассировать наличные деньги в банк самостоятельно или через службы инкассации. А с 1 ноября 2018 года, напомним, действуют следующие правила: если размер средней дневной наличной выручки свыше 20 БРВ, ее нужно сдавать или инкассировать ежедневно, если меньше - в сроки, определяемые самими хозсубъектами (Указ Президента РУз от 30.10.2018 г. N УП-5564).


* * *



Расширен перечень заболеваний, при которых ученики освобождаются от экзаменов (рег. МЮ N 1778-2 от 06.11.2019 г.). Соответствующие дополнения внесены в Положение об итоговой государственной аттестации лиц, получающих общее среднее образование (рег. МЮ N 1778 от 20.03.2008 г.).


Таким образом, освобождение школьникам от итоговой государственной аттестации дают, помимо прочих 55, еще при четырех заболеваниях:

q муковисцидоз, смешанная форма, тяжелое течение (шифр заболевания Е84);

q плеврит (J90-K94);

q неспецифический язвенный колит (стадия обострения, К51);

q цирроз печени (стадия декомпенсации, К74.6).


* * *



Утверждено Положение о порядке изъятия, возврата и уничтожения подкарантинной продукции (рег. МЮ N 3191 от 31.10.2019 г.).

Для справки:

q подкарантинная продукция - растения, их части, посевные материалы, продукция переработки, другая продукция и грузы, которые могут являться носителями объектов карантина растений;

q объект карантина растений - вредные организмы, имеющие карантинное значение в мире, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Республики Узбекистан (статья 3 Закона "О карантине растений").


Утвержденное Положение определяет порядок изъятия, возврата и уничтожения подкарантинной продукции, зараженной объектами карантина растений при отсутствии соответствующих документов. Выполнение требований документа обязательно для юридических и физических лиц, занимающихся работами по ввозу, вывозу, транзитному провозу, производству, изготовлению, хранению, перевозке, переработке и реализации подкарантинной продукции.



Изъятие


Подкарантинная продукция изымается в следующих случаях:

q при выявлении объектов карантина растений;

q при выявлении посевных материалов и продукции, запрещенной к ввозу в Узбекистан;

q при отсутствии соответствующих документов подкарантинной продукции (карантинного разрешения,  фитосанитарного сертификата или свидетельства, выданного уполномоченными органами зарубежных стран).

При изъятии  государственным инспектором по карантину растений составляется соответствующий акт в двух экземплярах, один из которых передается владельцу продукции. Государственным инспектором принимаются меры по сохранности изъятой продукции до осуществления соответствующих мероприятий. В течение 24 часов с момента составления акта направляется письменное извещение Главному государственному инспектору по карантину растений Республики Узбекистан. С изъятой продукции отбираются образцы, которые направляются в соответствующую лабораторию для экспертизы.

При представлении соответствующих документов или заключения лабораторной экспертизы об отсутствии в продукции объектов карантина растений изъятая продукция по указанию государственного инспектора возвращается владельцу (или его представителю, получателю груза, перевозчику).



Возврат


В случае выявления в изъятой продукции по заключению лабораторной экспертизы объектов карантина по письменному указанию государственного инспектора проводится фитосанитарная обработка и/или продукция возвращается в страну, откуда прибыл груз.

Подкарантинная продукция подлежит возврату владельцу (или его представителю, получателю груза, перевозчику):

q при выявлении объектов карантина растений;

q при выявлении посевных материалов и продукции, запрещенной к ввозу на территорию Республики Узбекистан;

q при отсутствии соответствующих документов подкарантинной продукции (карантинного разрешения, или фитосанитарного сертификата или свидетельства, выданного уполномоченными органами зарубежных стран).

Для возврата государственным инспектором по карантину растений составляется соответствующий акт в двух экземплярах, один из которых передается владельцу продукции (или его представителю, получателю груза, перевозчику).



Уничтожение


При отсутствии возможности обеззараживания или возврата грузоотправителю подкарантинной продукции, зараженной опасными вредителями, болезнями растений и сорняками, она подлежит уничтожению в специально отведенных местах путем сжигания или закапывания в ямах.

Для уничтожения продукции начальниками государственных инспекций Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента создается комиссия в составе не менее 5 человек с привлечением представителей территориальных органов Госкомэкологии и Госсанэпидемнадзора. Комиссия принимает решение об уничтожении подкарантинной продукции на основании акта изъятия и (или) заключения экспертизы с учетом вредности продукции для окружающей среды с указанием даты, способа и места уничтожения.

Для предупреждения распространения объектов карантина растений и похищения подкарантинной продукции она по указанию государственного инспектора хранится в опломбированном состоянии в специально отведенном месте. Уничтожение производится с участием владельца продукции (его представителя, грузополучателя, перевозчика) не позднее 5 дней со дня принятия решения комиссии.

Территориальная инспекция в течение 1 рабочего дня после принятия решения комиссии оповещает владельца груза (грузополучателя) о дате, способе и месте уничтожения продукции. Неявка владельца (грузополучателя) не приостанавливает процесс уничтожения, но об этом указывается в акте уничтожения, составляемом в 4 экземплярах. Процесс уничтожения фиксируется на видеозаписи или фотографируется. В процессе должны быть полностью уничтожены все потребительские свойства продукции.

Экземпляры акта уничтожения с приложением решения комиссии, фотографий (или видеозаписей) направляются владельцу продукции (или его представителю, получателю груза, перевозчику), а также в территориальные органы Госкомэкологии и Госсанэпидемнадзора.

Затраты на мероприятия по обеззараживанию подкарантинной продукции (фумигация, дегазация, рефрежерация и др.), доставка, вскрытие, упаковка грузов, багажа, почтовых отправлений, доставка в места обеззараживания и обратно осуществляются за счет отправителей продукции.

Владелец продукции вправе обжаловать заключение экспертизы или решение комиссии в вышестоящий орган или суд.


* * *



В Уголовный кодекс и КоАО внесли поправки в связи с либерализацией ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил временного пребывания в Узбекистане (Закон Республики Узбекистан от 05.11.2019 г. N ЗРУ-579).


За границей далеко не везде есть уголовная ответственность за нарушения правил пребывания. К примеру, без нее обходятся в России, Казахстане, Украине, Беларуси, в США, странах Евросоюза, Турции и Сингапуре. Там ограничиваются штрафом, выдворением или запретом на въезд на определенный срок.

В Узбекистане законодатель последовал примеру перечисленных государств и отменил статью 224 УК. Она, напомним, задействовалась в случаях повторного нарушения правил пребывания в Узбекистане после применения административного взыскания за это. Иностранцам и лицам без гражданства по ней грозило вплоть до 3 лет лишения свободы.

Либерализация коснулась и административной ответственности за указанные нарушения. По данным Госкомтуризма, в 2016 году ей подверглись 6 256 лиц, из которых 4 079 - иностранные граждане, в 2017 году - 6 006 лиц, в том числе 3 817 иностранцев, а в 2018 году - 5 764 человек, из них 4 101 иностранец. Статистикой продиктована необходимость дифференциации административной ответственности для граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. Что, собственно, и сделано.

Во-первых, проживание по недействительному виду на жительство в Узбекистане теперь считается нарушением правил паспортной системы и штраф за это, соответственно, стал меньше - от 1/2 до 3 БРВ (ранее - от 50 до 100 БРВ). Аналогичный штраф теперь взыскивается с иностранцев и ЛБГ за проживание без временной или постоянной прописки, за умышленную порчу или небрежное хранение вида на жительство, повлекшее его утрату. За перечисленные правонарушения, совершенные повторно в течение года, взимается уже 5 БРВ.

По аналогии с узбекскими гражданами иностранцы и ЛБГ, постоянно проживающие в Узбекистане, в возрасте до 18 лет не подлежат административной ответственности за несвоевременное получение вида на жительство. 

Во-вторых, размер штрафа за нарушение иностранцем или ЛБГ правил пребывания в Узбекистане теперь напрямую зависит от длительности такого нарушения: до 10 суток - 5 БРВ, свыше 10 до 30 суток - 10 БРВ, свыше 30 суток - 20 БРВ. В случае неуплаты штрафа их выдворят из страны с последующим ограничением в праве на въезд сроком на 1 год, а за повторное нарушение правил пребывания в течение года после применения взыскания - выдворят и поставят ограничение на 3 года. При этом к не достигшим 18 лет санкции за нарушение правил пребывания применяться не будут.

Кроме того, изменилась и подведомственность дел данной категории. В компетенции административных судов теперь только решение вопроса о выдворении и ограничении на въезд. Штрафы же теперь взыскиваются органами внутренних дел. Этому есть логичное объяснение - в суде дело рассматривается от 3 до 7 дней, поэтому изменение подведомственности повысит оперативность и сократит бюрократию. В совокупности перечисленные изменения помогут продолжить курс на увеличение туристического потенциала и улучшение позитивного имиджа страны за рубежом, считают в Госкомтуризма.

В-третьих, взыскиваемые в этой сфере штрафы с должностных лиц и приглашающих в страну иностранцев ограничены нижним пределом.

      

        

   

Диспозиция

    

   

Размер штрафа

     

      

до 6 ноября 2019 года

   

    

с 6 ноября 2019 года

       

Нарушение должностным лицом порядка приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренного правилами пребывания их в Узбекистане


от 20 до 150 БРВ

20 БРВ

Непринятие лицом, пригласившим в Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства по частным делам, мер по обеспечению временной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их выезда по истечении определенного им срока пребывания, а равно предоставление лицом жилой площади, транспортных средств либо оказание иных услуг прибывшим по частным делам иностранным гражданам и лицам без гражданства, когда это заведомо влечет нарушение правил пребывания в Узбекистане


от 10 до 100 БРВ

10 БРВ

 

* * *



Опубликована новая редакция Закона "О банках и банковской деятельности" (Закон Республики Узбекистан от 05.11.2019 г. N ЗРУ-580).


Прежде всего, в сравнении с прежней версией (Закон Республики Узбекистан от 25.04.1996 г. N 216-I) документ стал почти вдвое объемнее. Это связано с появлением в нем как отдельных норм, например, понятийного аппарата и других общих положений, в том числе переноса их из подзаконных и ведомственных актов, так и введением новых глав.

К примеру, одна из них посвящена пруденциальным требованиям (коэффициенты адекватности капитала, концентрации в разрезе секторов, ликвидности и т.д.) и управлению рисками, другая - соблюдению антитеррористического законодательства, третья - пруденциальному надзору за банками (осуществляется ЦБ в целях предотвращения и сокращения специфических рисков банковской деятельности), еще одна - мерам и санкциям, принимаемым ЦБ за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности.

В частности, вид и размер санкций теперь зависит от характера совершенного нарушения - все их сгруппировали и классифицировали на грубые, серьезные и незначительные. Отозвать у банка лицензию могут только за грубые нарушения. Сообщение о грубом или серьезном нарушении и принятых мерах к нарушителям в качестве меры воздействия может публиковаться в СМИ. При незначительном нарушении могут ограничиться письменным предупреждением.

Штрафовать теперь будут не только сами банки, но и членов наблюдательного совета, правления и ключевой персонал - работников, не входящих в правление, но чьи должности позволяют оказывать существенное влияние на деятельность банка.

         

         

     

Субъект

    

     

Характер нарушения

     

   

грубое

   

     

серьезное

    

     

незначительное

     

Банк

Сумма штрафа исчисляется от размера доходов, полученных от финансовых операций, осуществленных с нарушением законодательства о банках и банковской деятельности (при возможности количественного определения этих доходов) или в виде процента от чистой прибыли, полученной банком за предыдущий финансовый год, либо процента совокупного капитала банка:

    

2-кратный размер

или 5% либо 1%


1,5-кратный размер

или 2% либо 0,5%


1-кратный размер

или 1% либо 0,1%


Член наблюдательного совета, правления или ключевой персонал банка

Сумма штрафа исчисляется от размера вознаграждения, полученного за год, предшествующий месяцу применения штрафа


не свыше 100%


не свыше 75%


не свыше 50%


    

        

Кроме того, скорректирован ряд норм действовавшего ранее Закона:

q к числу составных элементов, определяемых в качестве банковской деятельности, отнесено открытие и ведение банковских счетов;

q расширен перечень осуществляемых банками финансовых операций: включены факторинг (рег. МЮ N 953 от 03.08.2000 г., утверждено правлением ЦБ 15.07.2000 г. N 476) (Новая редакция), купля-продажа аффинированных драгметаллов и драгоценных монет (рег. МЮ N 3056 от 20.08.2018 г.), операции с деривативами, оборот электронных денег (Закон Республики Узбекистан от 01.11.2019 г. N ЗРУ-578) и т.д.;

q ограничений в деятельности банков стало больше - им нельзя приобретать доли или акции юрлиц (в отдельных случаях можно не более 15% регулятивного капитала банка первого уровня). Сделки с ценными бумагами, приобретенные доли или акции в совокупности не должны превышать 50% регулятивного капитала банка первого уровня. Также банк не может участвовать в уставном фонде юрлица, владеющего 1% или более уставного капитала этого банка;

q по-новому изложены требования к получению предварительного разрешения ЦБ на приобретение акций банка. Если раньше оно не требовалось резидентам, приобретающим до 20% доли в уставном капитале банка, то теперь все физические и юрлица или лица, действующие совместно, должны его получать, если приобретаемая в результате одной или нескольких сделок доля составит от 5 до 20%; от 20 до 50%; 50% и более. Изменились и другие процедурные нюансы: в течение 2 месяцев проводится оценка потенциального приобретателя, в ходе которой у него могут потребовать дополнительные документы и информацию, обоснованное решение публикуется на сайте ЦБ, действие предварительного разрешения ограничено 6 месяцами со дня его получения и т.д.


* * *



В стране внедряется система осуществления правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов (Постановление Президента РУз от 02.11.2019 г. N ПП-4505).


Одна из главных его целей - выявлять и устранять противоречия, разногласия, коррупциогенные факторы, дублирующие и коллизионные нормы. Мониторинг также обеспечит полноценность правового регулирования, единообразную практику исполнения принимаемых документов,  соответствие правоприменительной практики целям принятия актов. Внедряемая система позволит обеспечить соответствие нормативных актов законам и международным обязательствам государства, а также создать единый понятийно-терминологический аппарат.

Правовой мониторинг осуществляют органы госуправления по документам, являющимся предметом регулирования в пределах их компетенции. К процессу могут привлекать адвокатов, специалистов научно-образовательных учреждений, представителей ННО и других институтов гражданского общества, а также граждан на договорной основе.

Министерство юстиции - специальный уполномоченный орган в данной сфере. Ведомство вправе участвовать в правовом мониторинге, проводимом органами госуправления и вносить представления по устранению правонарушений, допущенных в его процессе, а также выборочно отбирать и проводить повторный мониторинг отдельных документов.

Работа ведется по плану, который утверждается ежегодно в следующем порядке:

q до 1 февраля органы госуправления формируют перечень НПА, подлежащих мониторингу и вносят его в Минюст наряду с отчетом о результатах работы за предыдущий год. Предложения по устранению недостатков, выявленных в ходе исполнения плана, представляются Минюсту ежеквартально;

q до 20 февраля Минюст разрабатывает и вносит в Правительство проект плана и отчет за прошедший год;

q до 20 марта Кабинет Министров утверждает план и отчеты о результатах исполнения прошлогоднего, обсудив их на заседаниях президиума.

Если необходим дополнительный правовой мониторинг по поручениям Администрации Президента и Кабинета Министров, дополнения в план не вносятся. Ход процессов, связанных с правовым мониторингом, включая формирование плана, отражается на специальной электронной площадке в Единой электронной системе разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (Постановление Кабинета Министров РУз от 08.04.2019 г. N 284).


* * *



Утвержден Перечень категорий социально уязвимых слоев населения, проекты которых поддержат финансами за счет Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности (рег. МЮ N 3192 от 04.11.2019 г.).


Напомним, Указом Президента от 13.08.2019 г. N УП-5780 образовано Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства, одна из задач которого - организация материальной поддержки уязвимых слоев населения в реализации их бизнес-проектов. Содействие осуществляется в форме предоставления поручительств и гарантий, возмещения процентных расходов по кредитам коммерческих банков за счет названного фонда.


Принятым документом утвержден Перечень категорий населения, которые могут претендовать на финансирование. В нем 8 позиций:

q инвалиды и лица предпенсионного возраста (для мужчин - от 58 до 60 лет, для женщин - от 53 до 55 лет);

q одинокие родители, имеющие детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов, а также многодетные родители;

q молодежь, окончившая общие средние и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, а также выпускники вузов, обучавшиеся по государственным грантам;

q жертвы торговли людьми;

q трудоспособные члены малообеспеченной семьи;

q лица, освобожденные из учреждений по исполнению наказания, а также от применения принудительных мер медицинского характера по решению суда;

q лица, признанные безработными органами по труду;

q лица, вернувшиеся из трудовой миграции.


* * *



Опубликован Закон РУз от 01.11.2019 г. N ЗРУ-578 "О платежах и платежных системах". Он вступит в силу через три месяца.


По сути, документ представляет собой существенно расширенную и дополненную версию Закона "Об электронных платежах". В нем также дается определение платежным системам, сказано об их видах, участниках и правилах функционирования, но более детально и конкретно. В ряде аспектов, разумеется, документы отличаются друг от друга. Например, вводится новая классификация платежных систем. Если сейчас они делятся на межбанковские, внутрибанковские и системы розничных платежей, то по новому Закону - на значимые и иные.

К первой относится система, которая отвечает критериям, установленным ЦБ (доля рынка и годовой объем платежей), от бесперебойной работы такой системы зависит стабильное функционирование рынка платежных услуг, а ее остановки (сбои) могут привести к возникновению рисков. К числу значимых платежных систем относится Центробанк, к их операторам предъявляются более строгие требования. Регламентирована система управления рисками в платежной системе и порядок самооценки функционирования значимой платежной системы.

Отдельная глава документа посвящена рынку платежных услуг. Прописаны их виды, поставщики и предъявляемые к ним требования, порядок оказания платежных услуг, в том числе обязательные условия и механизм заключения соответствующего договора, ограничения деятельности платежных организаций и особенности работы через платежных агентов и субагентов.

Достаточное внимание в акте уделено вопросам государственного регулирования платежных систем и рынка платежных услуг. Большая часть регулятивных инструментов сконцентрирована в руках Центрального банка. В частности, именно ЦБ:

а) выдает лицензии операторам платежных систем и платежным организациям и определяет минимальный размер их уставного капитала, ведет реестры таких систем и организаций;

б) осуществляет надзор - не чаще 1 раза в год проводит инспекционные проверки операторов платежных систем и платежных организаций (по отдельным вопросам либо комплексные) длительностью не свыше 30 дней. По итогам составляется акт, отражающий общую информацию о деятельности проверяемого субъекта и выявленные нарушения с приложением подтверждающих документов;

в) за неисполнение предписания об устранении нарушения антитеррористического законодательства, если это негативно влияет на бесперебойность работы платежной системы, применяет одну из санкций (Закон Республики Узбекистан от 26.08.2004 г. N 660-II "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения"):

q штраф до 5 000 БРВ (свыше 1,1 млрд сумов);

q ограничение проведения отдельных видов платежных услуг и (или) операций на срок до 6 месяцев;

q приостановление действия лицензии на срок не более 10 рабочих дней.

Кроме того, Центробанк контролирует операторов платежных систем и поставщиков платежных услуг на предмет соблюдения режима информационной безопасности. Ежегодно до 1 апреля они обязаны сдать в ЦБ соответствующий отчет, а в случае нарушения режима, - оперативно сообщить об этом и о принимаемых мерах по минимизации последствий. Регулятор формирует и ведет базу данных о нарушениях режима информационной безопасности платежных систем.

В процессе наблюдения за платежными системами ЦБ обобщает, систематизирует и анализирует информацию о них (с акцентом на значимые) и не реже раза в год публикует обзор результатов наблюдений.


* * *



В Узбекистане регламентирован оборот электронных денег (Закон Республики Узбекистан от 01.11.2019 г. N ЗРУ-578).


В архитектуру внутриреспубликанских платежей внедряются электронные деньги. Это безусловные и безотзывные денежные обязательства их эмитента, хранящиеся в электронной форме и принимаемые в качестве средства платежа в системе электронных денег.

Электронные деньги должны быть номинированы только в национальной валюте - сум. Центральный банк и банки (эмитенты) выпускают их в обмен на равную сумму денежных средств по номиналу. Владельцами электронных денег могут быть физические и юрлица, индивидуальные предприниматели и агенты системы электронных денег. Физлица получают электронные деньги напрямую от эмитента либо через оператора или агента системы электронных денег.

Оператором системы электронных денег может быть банк или иная организация с соответствующей лицензией, которые обеспечивают функционирование системы. Оператор определяет правила функционирования системы по условиям договора с эмитентом. Эмитент и оператор отвечают перед владельцем за ущерб, причиненный ему вследствие несанкционированного доступа к его электронным деньгам и (или) их использования, ошибок или сбоев в работе программного обеспечения эмитента либо в функционировании системы.

Эмитент вправе взимать с владельца комиссию за выпуск электронных денег и оказываемые ему дополнительные услуги в рамках заключенного между ними договора. До заключения договора потенциального владельца электронных денег должны проинформировать об условиях их использования, размере комиссии и порядке ее взимания, данных эмитента и оператора (наименование, местонахождение, если оператор не является банком - номер лицензии) и способах подачи претензий.

В качестве оплаты за реализованные товары, работы и услуги в Узбекистане могут быть приняты только электронные деньги, выпущенные здесь же. Эмитент и (или) оператор системы идентифицируют владельца электронных денег: при его личном присутствии и предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо посредством  систем дистанционной идентификации. Не идентифицированные физлица могут хранить на одном электронном устройстве максимум 5 БРВ (1 115,0 тыс. сум.) и совершать операции в сумме 1 БРВ (223,0 тыс. сум.). Идентифицированным физлицам установлен лимит на операции с электронными деньгами в сумме 100 БРВ (2 230,0 тыс. сум.).

Обратный обмен ранее выпущенных электронных денег, когда владельцы возвращают их эмитенту по номинальной стоимости, называется погашением. При этом сумма "обычных" денег, равная погашаемым электронным (если договором не предусмотрена комиссия эмитента или оператора):

q переводится на банковский счет индивидуального предпринимателя или юрлица в течение дня поступления электронных денег, если иной срок не предусмотрен договором;

q перечисляется на банковский счет физлица либо выдается ему наличными.

Новый Закон не распространяется на операции с крипто-активами (совокупность записей в блокчейне, имеющая ценность и владельца). По данному вопросу формируется отдельная нормативная база, которая пока включает два Постановления Президента (от 03.07.2018 г. N ПП-3832; от 02.09.2018 г. N ПП-3926) и Положение о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж (рег. МЮ N 3127 от 22.01.2019 г.).


Важно! Еще один важный нюанс. В документе прописаны санкции в отношении поставщиков платежных услуг - ЦБ, банков, платежных организаций, агентов и субагентов:

q за нарушение осуществления платежей он обязан уплатить плательщику пеню - 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более 10% от суммы просрочки;

q в случае ошибочного платежа он обязан перевести средства на счет получателя не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления ошибки, иначе плательщик вправе потребовать возврата средств и уплаты пени - 0,1% от суммы ошибочного платежа за каждый день просрочки, но не более 10% от его суммы.

Соответствующие нормы уже действуют во взаимоотношениях коммерческих банков с клиентами (рег. МЮ N 3030-2 от 25.09.2019 г.).


* * *



Для чего нужны офисы банковских услуг? Порядок их организации и постановки на учет утвержден Постановлением Правления ЦБ (рег. МЮ N 2014-17 от 31.10.2019 г.).


Напомним, поручение Президента по созданию во всех регионах широкой сети "офисов банковских услуг" содержится в Постановлении Президента РУз от 24.10.2019 г. N ПП-4498.


Актом установлено, что офисы могут оказывать следующие услуги:

q открытие депозитных счетов, прием вкладов;

q осуществление платежей и международных денежных переводов;

q обмен валюты;

q выдачу потребительских кредитов и микрозаймов;

q другие дополнительные услуги исходя из требований зоны обслуживания.


Офисы ставятся на учет в Центральном банке. Для этого банк в 10-дневный срок со дня принятия постановления об организации офиса направляет в ЦБ письменное уведомление. К нему прилагаются копия постановления и положение об офисе банковских услуг.

Решение банка о закрытии офиса также доводится до сведения ЦБ. Письменное извещение с указанием причин и сроков ликвидации направляется в течение 5 дней с момента принятия соответствующего постановления. Не менее чем за 15 дней до закрытия офиса информация об этом размещается на веб-сайте банка или в других СМИ.






















































Время: 0.0284
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск