ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 16 по 22 ноября 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

        

(за период с 16 по 22 ноября 2019 г.)


Тренеры - на аттестацию каждые 5 лет

     

Институту ядерной физики нашли финансирование

        

Защитить частную собственность и подняться в "Doing Business"

         

Контрольным процедурам в пограничных пунктах установили лимиты времени

       

Инженерно-технические кадры будет готовить совместный вуз

       

В составе консолидированного бюджета 18 госцелевых фондов

      

Переход на инфляционное таргетирование начнется с 1 января

        

Бланки страховых полисов ОСГО обновились

        

Объем производимого хлопковолокна будет учитываться автоматически

        

Создан Центр научно-прикладных исследований по межнациональным отношениям

         

В геологоразведке - новые правила

         

Соглашение на изъятие земли и снос должен удостоверить нотариус



Утверждено Положение о порядке проведения аттестации тренеров и выдачи им разрешений (Постановление Кабинета Министров от 19.11.2019 г. N 918).


С 1 декабря 2019 года вводится аттестация действующих в республике  тренеров. Она будет проводиться каждые 5 лет на базе Центра научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту (далее - Центр) и его филиалов.

При этом тренеры, работающие в негосударственных организациях, проходят аттестацию после повышения квалификации на интенсивных курсах (72 часа) по направлению физкультуры и спорта при Центре. Успешно прошедшим аттестацию выдается разрешение установленного образца.

Аттестационная комиссия создается Министерством физической культуры и спорта (Минспорта). Рабочим органом комиссии является Центр. Прохождение аттестации и выдача разрешения осуществляется по утвержденной схеме.

Решение Аттестационной комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов. При равенстве голос председателя - решающий. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.

За организацию и проведение процесса аттестации, оформление разрешения на занятие тренерской деятельностью взимается платеж в размере 1 БРВ на день оплаты. Разрешение на занятие тренерской деятельностью выдается на неограниченный срок без взимания платежа за оформление:

q претендентам, имеющим почетные звания "Хизмат кўрсатган спорт устози" ("Заслуженный тренер Республики Узбекистан") и "Хизмат кўрсатган ёшлар мураббийси" ("Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан"), "Халк ўкитувчиси" ("Народный учитель"), "Ўзбекистон ифтихори", "Хизмат кўрсатган спортчи" ("Заслуженный спортсмен"), а также ученое звание профессора или доцента в сфере физкультуры или спорта;

q победителям и призерам олимпийских и паралимпийских игр и их тренерам.

Решение аттестационной комиссии в течение 10 дней может быть обжаловано в апелляционную комиссию, которая образуется Минспорта в составе 5 человек. Жалоба рассматривается в течение 15 дней и принимается решение об оставлении решения аттестационной комиссии без изменения или об отмене решения и повторном проведении аттестации.


Важно! Директорам, их заместителям, тренерам, инструкторам-методистам всех видов детских и подростковых спортивных школ и школ-интернатов, находящихся в ведении Минспорта и Нацгвардии, с 1 января 2020 года повысят базовые тарифные ставки в 1,35 раза.


* * *



Утверждено Постановление Президента от 21.11.2019 г. "О мерах по поддержке научно-исследовательской деятельности Института ядерной физики".


Основные направления дальнейшей работы Института ядерной физики:

q проведение фундаментальных, прикладных, инновационных исследований и внедрение в практику научно-инновационных разработок в области теоретической и экспериментальной ядерной физики, атомной энергетики и ядерных технологий, радиационной физики твердого тела и материаловедения, ядерной аналитики и радиохимии, научного приборостроения;

q обеспечение эффективности функционирования института послевузовского образования, подготовки высококвалифицированных кадров и всесторонней поддержки талантливой молодежи;

q активное участие в координации ядерной науки и технологий путем реализации целевых республиканских научно-технических и инновационных программ;

q эффективное использование научного потенциала Института в реальном секторе экономики и учебном процессе в образовательных учреждениях, укрепление интеграции науки, образования и производства путем руководства диссертационными и выпускными квалификационными работами;

q повышение профессиональной квалификации научных кадров за рубежом, привлечение зарубежных ученых и специалистов, в том числе соотечественников за рубежом, к научной деятельности в Институте;

q широкое внедрение современных информационных технологий.

Институт будет развиваться по утвержденной целевой программе и целевым показателям до 2021 года, в научно-исследовательской работе - по программе на 2020-2024 гг. В ближайшее время также разработают концепции развития: Института на 2020-2024 гг. и научно-изыскательской деятельности Института до 2030 года.

Число научных сотрудников, финансируемых за счет Госбюджета, поэтапно оптимизируют. Персонал учреждения сможет повышать квалификацию в ведущих зарубежных научных центрах и на производственных предприятиях. Расходы покроют за счет Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей, внебюджетных средств института Фонда "Эл-юрт умиди". Финансирование выделяется по результатам конкурсного отбора.

С 1 января 2020 года:

q расходы по оплате труда сотрудников Института ядерной физики, содержанию его зданий и сооружений, текущие расходы финансируются за счет средств Госбюджета;

q проведение фундаментальных исследований в Институте в рамках научно-технических программ приостанавливается, высвобождаемые бюджетные средства направляются на финансирование расходов по его содержанию.

Источниками финансирования Института ядерной физики названы ресурсы Госбюджета, иностранные гранты, поступления от хозяйственной деятельности и другие не запрещенные средства.


* * *



Принята очередная "Дорожная карта" по улучшению позиций Узбекистана в ежегодном отчете "Ведение бизнеса" (Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.11.2019 г. N ПП-4525 "О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране"). В текущем рейтинге Узбекистан занимает 69-е место, входя в "топ-20" лучших стран-реформаторов.


Тем не менее чиновникам и местным властям еще раз указали на защиту частной собственности. Взять, к примеру, запрет на пересмотр итогов разгосударствления и приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов. Инициирование подобных вопросов - нарушение неприкосновенности частной собственности, такие дела к рассмотрению не принимаются, а нарушившие этот запрет должностные лица привлекаются к ответственности, вплоть до уголовной.

Намечено несколько последовательных шагов в сторону развития, улучшения и либерализации бизнес-среды в стране.

Во-первых, с 1 января 2020 года прекратят:

q проверять долги по коммунальным услугам при нотариальном удостоверении договоров купли-продажи недвижимости между субъектами предпринимательства - юрлицами, совершаемом по требованию одной из сторон;

q требовать от налогоплательщиков в бумажной форме заявления после госрегистрации прав на недвижимость (налоговые органы), а также информацию о земельном участке, ином недвижимом имуществе и его собственниках или владельцах (кадастровые органы);

q взимать с субъектов предпринимательства платежи за оформление разрешений и сертификатов, необходимых для экспорта плодоовощной и текстильной продукции и изделий (за исключением хлопка).

Во-вторых, с 1 февраля 2020 года:

q документы разрешительного характера и сертификаты, необходимые для совершения экспортно-импортных операций, оформляются через таможенную информационную систему "Единое окно", с которой интегрируются автоматизированные информационные системы уполномоченных органов;

q размеры платежей за проведение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, фитосанитарного и экологического контроля, устанавливаются по согласованию с Минфином в пределах затрат уполномоченных органов на выдачу соответствующего документа;

q юрлица смогут направлять исковые заявления и приложения к нему ответчику и в экономический суд в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика.

В-третьих, с 1 октября 2020 года электрооборудование мощностью до 140 кВт подключается к электросетям за счет АО "Региональные электрические сети" по желанию субъекта предпринимательства и по его запросу в центр госуслуг, одновременно с заявлением на получение технических условий. Расходы взыскиваются в течение 1 года за счет надбавок к стоимости электроэнергии, потребляемой субъектами предпринимательства. 

Чтобы исправить по-прежнему низкие показатели страны по индикаторам "Выдача разрешения на строительство", "Подключение к сетям электроснабжения", "Регистрация недвижимости" и "Кредитование и разрешение неплатежеспособности" в профильных ведомствах созданы рабочие группы. Целый ряд поручений адресован и другим госструктурам.


* * *



Утверждено Положение о порядке пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств и товаров (Постановление Кабинета Министров РУз от 18.11.2019 г. N 912). Оно принято вместо аналогичного документа 2017 года, который признан утратившим силу (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.12.2017 г. N 1007).



Прописан экологический контроль


Одним из дополнений в новом Положении является определение и подробное описание экологического контроля.


Для справки. Экологический контроль - система государственных и общественных мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, повышение эффективности природоохранной деятельности (статья 3 Закона "Об экологическом контроле").


Установлено, что при пересечении государственной границы объекты растительного и животного мира, внесенные в "Красную книгу", либо ввоз и вывоз которых в соответствии с узбекским законодательством запрещен, их части, производные, продукты жизнедеятельности, ботанические и зоологические коллекции подлежат экологическому контролю. Ввоз и вывоз, а также транзит объектов экологического контроля разрешается в соответствии с законодательством.

При обнаружении в пересекающих госграницу автотранспортных средствах, товарах, ручной клади и багаже объектов экологического контроля сотрудники таможенных органов привлекают специалистов территориальных органов Госкомэкологии. Выявив нарушения норм и правил экологического контроля, специалисты Госкомэкологии оформляют и документируют их, принимают меры по изъятию, утилизации объектов и другие действия.



Все фиксируется в электронной системе


В пунктах пропуска проведение контрольных процедур органами государственного надзора в отношении водителей, товаров и транспортных средств будет осуществляться через электронную таможенную информационную систему "Единое окно". При этом в ней регистрируются время въезда, выезда автотранспортного средства, проведение в отношении них контрольных процедур каждым контрольным органом. При отсутствии электронной системы или техническом сбое используется Единый регистрационный лист. После устранения неисправностей сведения из него в течение 1 дня вводятся в электронную систему.



Всему свое время!


Предельное время нахождения транспортных средств в пунктах пропуска, в зависимости от его вида и технического состояния пункта, определяется в технологической схеме, но не должно превышать:

q для легковых автотранспортных средств - 15 минут;

q для грузовых автотранспортных средств - 30 минут.

При этом установлено следующее время прохождения автотранспортного средства через соответствующие процедуры каждого органа государственного контроля:

        

          

     

Этапы

   

     

Вид контроля

     

     

Выполняемые мероприятия

      

      

Время

      

      

При въезде в Узбекистан

     

1-этап

Санитарно-карантинный контроль


Санитарный контроль водителя (при необходимости товара и транспортного средства).


3 минуты

2-этап

Пограничный контроль


1. Проверка документов водителя на право пересечения государственной границы.


2. Пограничный (паспортный) контроль водителя.


4 минуты

3-этап

Таможенный контроль


Таможенный контроль и оформление водителя, товара и транспортного средства.


15 минут

4-этап

Фитосанитарный контроль


Если провозимый товар относится к объектам фитосанитарного контроля, проводится фитосанитарный контроль.


4 минуты

5-этап

Ветеринарный контроль


Если провозимый товар относится к объектам ветеринарного контроля, проводится ветеринарный контроль.


4 минуты

     

При выезде из Узбекистана

       

1-этап

Таможенный контроль


Таможенный контроль и оформление водителя, товара и транспортного средства.


10 минут

2-этап

Фитосанитарный контроль


Если провозимый товар относится к объектам фитосанитарного контроля, проводится фитосанитарный контроль.


3 минуты

3-этап

Ветеринарный контроль


Если провозимый товар относится к объектам ветеринарного контроля, проводится ветеринарный контроль.


3 минуты

4-этап

Пограничный контроль


1. Проверка документов водителя на право пересечения государственной границы.


2. Пограничный (паспортный) контроль водителя.


4 минуты

       

      

Время прохождения автотранспортного средства через соответствующие контрольные процедуры может превышать установленные нормы в следующих случаях:

q при проведении таможенного осмотра автотранспортного средства и (или) товара;

q при отсутствии разрешительных документов на пересечение и перевоз через госграницу водителем и (или) автотранспортным средством, товара;

q при непредставлении таможенным органам электронных сведений об автотранспортных средствах и товарах, перемещаемых через таможенную границу, в том числе транзитом;

q в случае неуплаты сборов и платежей, подлежащих уплате в пунктах пропуска;

q при выявлении контролирующими органами случаев правонарушений;

q в чрезвычайных ситуациях.

Однако предельное время прохождения автотранспортного средства через контрольные процедуры в пункте пропуска не должно превышать 72 часов. После истечения этого времени должен быть решен вопрос  о пропуске автотранспортного средства в республику или возврате пограничным контролем обратно.



Прочие изменения и дополнения


В их числе:

q ответственность за организацию взаимодействия между органами государственного контроля в пунктах пропуска теперь возлагается на начальника таможенного органа и руководителя подразделения пограничного контроля (ранее - только на руководителя подразделения пограничного контроля);

q перечень имеющих приоритет при пропуске через госграницу дополнен - в него включены лица, транспортные средства и товары по соответствующему письменному поручению Администрации Президента или Кабинета Министров;

q определен порядок осуществления контрольных процедур в железнодорожных, авиационных, речных пунктах пропуска.


* * *



В Ташкенте создается совместный Белорусско-Узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций (далее - Институт).


Постановлением Президента РУз от 20.11.2019 г. N ПП-4524 "О создании совместного Белорусско-Узбекского межотраслевого института прикладных технических квалификаций в городе Ташкенте" определены его задачи и направления деятельности:

q подготовка высококвалифицированных инженерно-технических кадров в соответствии с международными образовательными стандартами, способных решать важнейшие научно-производственные задачи промышленных отраслей республики;

q разработка и внедрение современных образовательных программ и форм обучения высшего и профессионального образования, внедрение в учебный процесс передовых педагогических и информационных технологий, новейших достижений науки и техники;

q подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и научно-педагогических кадров за счет непрерывности и преемственности образования и науки, а также интеграции в мировое образовательное и научное сообщество;

q проведение научных исследований, реализация инновационных проектов в области машиностроения, механики, автоматизации производства, биотехнологии, метрологии и стандартизации, а также других отраслей промышленного производства;

q создание условий для тесной интеграции образования, науки и производства;

q развитие и укрепление долгосрочных отношений с ведущими образовательными учреждениями, научно-исследовательскими центрами и бизнес-сообществами зарубежных стран.

Учредитель Института - Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова (далее - учредитель), участники организации его деятельности - Белорусский национальный технический университет и Республиканский институт профессионального образования (Республика Беларусь) (далее - участники).

Институт является высшим образовательным учреждением - резидентом Республики Узбекистан в форме госучреждения со статусом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Узбекистана об образовании.

С 2020/2021 учебного года начинается образовательная деятельность Института. Прием абитуриентов, соискателей и слушателей осуществляется в соответствии с требованиями, порядком и сроками, определяемыми учредителем и участниками по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана и Министерством образования Республики Беларусь.

Обучение - на русском языке по образовательным программам, утвержденным учредителем и участниками с учетом требований образовательных госстандартов Узбекистана и Республики Беларусь.

По окончании выпускники получат диплом о высшем образовании установленного образца Белорусского национального технического университета, признаваемый в Узбекистане. Также будут признаваться документы, выданные слушателям, освоившим программы переподготовки и повышения квалификации (свидетельство о присвоении квалификационного разряда по профессии, диплом о переподготовке на уровне высшего образования, свидетельство о повышении квалификации).

Постановлением утверждены:

q перечень основных направлений образования бакалавриата (специальностей магистратуры) по подготовке специалистов в совместном Белорусско-узбекском межотраслевом институте прикладных технических квалификаций;

q состав Попечительского совета Института.

Подготовка кадров на основе совместных образовательных программ по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры в Институте будет осуществляться в два этапа: обучение студентов в первой половине всего учебного периода в Институте, во второй - в Белорусском национальном техническом университете.

Финансироваться Институт будет за счет:

q средств Госбюджета Республики Узбекистан, выделяемых на обучение студентов по государственным грантам, но не более 30% от общего числа студентов, принимаемых на обучение в Институт;

q средств, поступающих от обучения студентов на платно-контрактной основе;

q благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;

q средств Госбюджета Узбекистана, выделяемых для реализации государственных научно-технических программ;

q средств внешнего безвозмездного содействия (гранты, техническое содействие и другие);

q иных источников, не запрещенных законодательством.

Размер стоимости обучения на платно-контрактной основе в Узбекистане устанавливается учредителем, в Республике Беларусь - Белорусским национальным техническим университетом.

В 2021 году в Навои будет создан филиал Института.

До 1 января 2022 года Институт освобожден от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на учебное и научное лабораторное оборудование, компьютерную технику, программные продукты, учебную и научно-методическую литературу, инвентарь, стройматериалы и материально-технические ресурсы, не производимые в Узбекистане, ввозимые для реконструкции, капремонта, оснащения и обеспечения деятельности Института, по перечням, формируемым в установленном порядке.


* * *



В составе консолидированного бюджета 18 госцелевых фондов. Их полный Перечень утвержден Постановлением Кабинета Министров РУз от 19.11.2019 г. N 917.


Напомним, в состав консолидированного бюджета страны входят Государственный бюджет, бюджеты государственных целевых фондов и средства Фонда реконструкции и развития (статья 46 Бюджетного кодекса). Перечень госцелевых фондов, включаемых в консолидированный бюджет, утверждается решением Кабинета Министров.


В утвержденном списке:

q Фонд "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Агентстве развития государственной службы при Президенте (Приложение N 2 к Указу Президента РУз от 25.09.2018 г. N УП-5545);

q централизованный фонд по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для государственных и общественных нужд при Кабинете Министров (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 26.12.2018 г. N 1047);

q внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 19.02.2010 г. N 30);

q Государственный фонд содействия занятости (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 10.07.2017 г. N 482);

q Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, при Министерстве занятости и трудовых отношений (Приложение N 5 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 12.09.2018 г. N 725);

q Фонд общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений (Приложение N 4 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 05.10.2017 г. N 799);

q Фонд развития садоводства и тепличного хозяйства при Агентстве по развитию садоводства и тепличного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства (Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.03.2019 г. N ПП-4246);

q Фонд поддержки виноградарей и виноделов Агентства по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 30.03.2019 г. N 271);

q Фонд развития скорой медицинской помощи при Министерстве здравоохранения (Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.10.2018 г. N ПП-3973);

q Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 09.03.2018 г. N 190);

q Внебюджетный Республиканский целевой книжный фонд при Министерстве народного образования (Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 01.06.2006 г. N ПП-363);

q Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности при Агентстве по развитию малого бизнеса и предпринимательства (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 08.09.2017 г. N 704);

q Фонд развития информационно-коммуникационных технологий (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 19.12.2012 г. N 356);

q Фонд поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 15.03.2017 г. N 137);

q Фонд "Yoshlar - kelajagimiz" при Союзе молодежи Узбекистана (Указ Президента Республики Узбекистан от 27.06.2018 г. N УП-5466);

q Общественный фонд по поддержке женщин и семьи (Указ Президента Республики Узбекистан от 02.02.2018 г. N УП-5325);

q внебюджетный Фонд по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами (Указ Президента Республики Узбекистан от 14.01.2019 г. N УП-5630);

q Фонд развития рыбоводства Ассоциации "Узбекбаликсаноат" (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.08.2017 г. N 593).

С 1 января 2020 года государственные целевые фонды и внебюджетные фонды бюджетных организаций полностью переходят на казначейское исполнение. Минфину поручено в течение месяца привести формы отчетности госцелевых фондов в соответствие с требованиями международных финансовых институтов.


* * *



Установлена цель снижения инфляции до 10% в 2021 году и постоянная цель (таргет) по инфляции на уровне 5% в 2023 году. Президент  подписал Указ от 18.11.2019 г. N УП-5877 "О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования".


Кабинет Министров и Центральный банк должны принять меры для полного перехода на режим инфляционного таргетирования, включая:

q проведение скоординированной монетарно-фискальной и антимонопольной политики;

q продолжение реализации структурных преобразований в отраслях экономики с ускорением перехода к конкурентной рыночной экономике, повышением конкурентоспособности местных производителей и формированием полноценных рынков товаров и услуг;

q последовательную либерализацию регулируемых цен, направленную на переход к современным методам антимонопольного и ценового регулирования, а также расширение производственной инфраструктуры;

q реформирование банковской системы, а также финансовых рынков с целью развития институтов финансового посредничества для трансформации сбережений в инвестиции и обеспечение возможности долгосрочного планирования финансовых потоков.

Центробанку поручено привести инструменты, механизмы и процедуры денежно-кредитной политики в соответствие со стандартами режима инфляционного таргетирования, внедрив:

q до 1 января 2020 года - рыночные инструменты воздействия на процентные ставки денежного рынка, включающие облигации ЦБ, овернайт-депозиты, регулярные депозитные аукционы, кредитные аукционы и овернайт-кредиты под залог государственных ценных бумаг и иностранной валюты;

q в течение 2020 года - производные инструменты управления процентными и валютными рисками (свопы, опционы, фьючерсы) и поэтапного усиления роли коммерческих банков в формировании валютного курса;

q до 1 апреля 2020 года - систему макроэкономического анализа и прогнозирования, предусматривающую развитие инструментария эконометрического моделирования при техническом содействии международных финансовых институтов;

q в месячный срок - механизм процентного коридора ключевой (основной) ставки для проведения гибкой процентной политики с регулярными интервенциями Центрального банка на межбанковском денежном рынке;

q в двухмесячный срок - современные принципы коммуникационной политики, предусматривающей своевременное освещение Центробанком текущей ситуации в экономике, ключевых факторов инфляционных процессов и мер денежно-кредитной политики;

q регулярных исследований факторов инфляции и инфляционных ожиданий, изучения передового зарубежного опыта с привлечением технического содействия международных финансовых институтов и центральных банков других стран.


Важно! С 1 января 2020 года процентные ставки по всем видам кредитов в национальной валюте, вновь выдаваемых коммерческими банками, в том числе в рамках госпрограмм, устанавливаются на уровне не ниже ставки рефинансирования ЦБ. Исключение сделали только для госпрограмм ипотечного кредитования и кредитов агропроизводителям для выращивания хлопка-сырца и зерновых колосовых культур. С начала 2021 года льготные процентные ставки отменяются, банки будут устанавливать их самостоятельно, при необходимости, прибегая к механизмам компенсации части процентных расходов.


Министерство финансов должно составить график либерализации регулируемых цен (тарифов) в 2020-2021 гг. с учетом воздействия на цели по инфляции, обеспечить последовательное сокращение дефицита общего фискального баланса до уровня не выше 1,5% к 2022 году, а также строгое исполнение Госбюджета в рамках установленных параметров, согласованность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

К национальному финансовому рынку дадут доступ нерезидентам. При этом Агентству по развитию рынка капитала, Минфину и ЦБ необходимо разработать четкие механизмы и инструменты предотвращения возможных негативных последствий. Правительство ждет конкретные предложения от перечисленных ведомств до 1 июля 2020 года.


* * *



Бланки страховых полисов ОСГО обновились. В них появилась графа, в которой указывается степень родства (Постановление Кабинета Министров РУз от 18.11.2019 г. N 915).


Связано это с тем, что с 1 октября близким родственникам владельца авто, указанным в его страховом полисе ОСГО, не нужна нотариально удостоверенная доверенность на право пользования и управления (Указ Президента Республики Узбекистан от 09.09.2019 г. N УП-5816).

В этой ситуации, заключая договор обязательного автострахования, владелец машины должен представить документы, подтверждающие степень родства тех членов семьи, кому он разрешает пользоваться и управлять авто. А в новой графе страхового полиса указывается конкретно - "отец", "мать", "муж" ("жена"), "брат", "сестра". В соседние столбцы вписываются их Ф.И.О., а также серия и номер водительского удостоверения. Это касается обоих видов страхового полиса: на условиях использования ограниченным количеством водителей и без такого ограничения.

Вписанные в полис родственники могут управлять автомобилем самостоятельно, то есть в отсутствие его владельца. Причем, документ, подтверждающий право на совместную собственность (например, свидетельство о браке, брачный договор), им также не нужен.


* * *



Кабинет Министров утвердил меры по дальнейшему развитию хлопково-текстильного производства (Постановление Кабинета Министров РУз от 18.11.2019 г. N 914).


Во-первых, начиная с урожая хлопка 2020 года:

q реформируют 14 хлопково-текстильных кластеров и производств в отдельных районах Каракалпакстана, Андижанской, Кашкадарьинской, Наманганской, Сырдарьинской и Хорезмской областей;

q увеличат посевные площади 18 кластеров и производств в Андижанской, Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Ташкентской и Ферганской областях.

Полные списки представлены в приложении к акту. Всем производителям выделят орошаемые земельные участки.

Во-вторых, отдельным из вышеуказанных производителей реализуют хлопкоочистительные предприятия и заготовительные пункты по утвержденному перечню. Оплата будет производиться по оценочной стоимости с 5-летней рассрочкой. В двухмесячный срок проведут инвентаризацию налоговой задолженности продаваемых предприятий с ее погашением согласно договору купли-продажи и графику платежей.

В-третьих, для финансирования расходов по производству в следующем году хлопка-сырца текстильщикам выделят кредиты за счет Фонда государственной поддержки сельского хозяйства. Осенние агротехнические мероприятия будут осуществляться за счет кредитов, выделяемых Фондом коммерческим банкам.

В-четвертых, на организаторов хлопково-текстильного производства распространяются условия и гарантии, предусмотренные постановлениями Кабинета Министров:

q от 25 января 2018 года N 53 (пункты 2, 4 - 8, 10 и 13);

q от 19 сентября 2018 года N 744 (пункты 4, 9, 11);

q от 18 марта 2019 года N 230 (пункты 2, 3).

В-пятых, в двухмесячный срок разработают единую автоматизированную систему обязательного учета и мониторинга объемов хлопковолокна, производимого всеми хлопкоочистительными предприятиями. Систему внедрят в экспериментальном порядке всем организаторам, начиная с периода переработки сырья урожая 2020 года.


* * *



Создан Центр научно-прикладных исследований по межнациональным отношениям. Он будет функционировать в структуре Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров вместо отдела научно-практических исследований, методики и экспертизы. Указ Президента Республики Узбекистан от 15.11.2019 г. N УП-5876 "Об утверждении Концепции государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений".


В числе основных задач Центра:

q проведение на системной основе научных, в том числе социологических исследований в сфере межнациональных отношений, а также мониторинга развития процессов в данном направлении;

q подготовка и опубликование научных статей, книг, научно-исследовательских материалов, информационно-аналитических обзоров;

q организация и проведение научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, "круглых столов", лекций и других мероприятий с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых, экспертов и специалистов;

q изучение и анализ зарубежного опыта в решении проблем в сфере межнациональных отношений и выработка предложений по его использованию в условиях Узбекистана;

q подготовка предложений и рекомендаций по укреплению межнационального согласия, раннему предупреждению и профилактике возможных разногласий и конфликтных ситуаций в обществе на национальной почве, а также противодействию вызовам и угрозам безопасности в данной сфере.

Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами должен подобрать квалифицированных управленцев с необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками. Для работников госорганов, представителей ННО (с их согласия), действующих в сфере межнациональных отношений, организуют спецкурсы повышения квалификации.

На заместителя председателя Совета Министров Каракалпакстана, заместителей хокимов областей и Ташкента по связям с общественными и религиозными организациями возложили дополнительные обязанности. Они должны готовить предложения по развитию национальных культурных центров, составлять и вносить в Комитет соответствующие документы, отчеты о состоянии и тенденциях развития межнационального согласия.

Документом также утверждена Концепция госполитики в сфере межнациональных отношений, "Дорожная карта" по ее реализации в 2019-2021 гг. и состав специальной комиссии, которая должна обеспечить выполнение Концепции.


* * *



Постановлением Президента от 18.11.2019 г. N ПП-4522 "О мерах по совершенствованию системы организации и проведения геологоразведочных работ на нефть и газ" предусмотрены меры по повышению эффективности и результативности геологоразведочных работ на углеводородное сырье.



Участки недр - через аукцион


С 1 января 2020 года:

q во-первых, участки недр, содержащие стратегические виды полезных ископаемых, указанные в Постановлении Президента от 24.05.2017 г. N ПП-3000, предоставляются в пользование на основе аукционных торгов, обеспечивающих прозрачность выдачи лицензий. Первоначальная стоимость права пользования определяется в размере ставки подписного бонуса - для геологического изучения и ставки бонуса коммерческого обнаружения - для добычи. При этом она не должна быть ниже суммы расходов Госкомгеологии на выполнение поисковых и разведочных работ. Поступающие средства за минусом суммы по организации аукционных торгов направляются в Госбюджет;

q во-вторых, Госкомгеологии будет ежегодно отчитываться перед Олий Мажлисом об использовании выделенных ему бюджетных средств и достигнутых результатах;

q в-третьих, применяется практика заключения инвестиционных соглашений на разработку месторождений стратегических видов полезных ископаемых путем оценки инвестиционных геологических объектов, подготовки тендерной документации и организации торгов на основе прозрачных процедур с привлечением независимых консультантов, аудиторов и технической поддержки международных организаций и финансовых институтов.



Чего ожидать инвесторам


По инвестиционным блокам, указанным в отдельном перечне, по которым у иностранных инвесторов есть договоренности с АО "Узбекнефтегаз", будет решаться вопрос о целесообразности продолжения сотрудничества по геологическому изучению недр с Госкомгеологии.

Однако после истечения срока заключенных договоренностей с иностранными инвесторами инвестиционные блоки и перспективные участки переходят в ведение Госкомгеологии. После чего в течение года пересматриваются границы и площади инвестиционных блоков для оптимизации процесса привлечения инвесторов.



Ежегодные госпрограммы: что изменится


С 2020 года разрабатываемые и утверждаемые Госкомгеологии ежегодные госпрограммы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на нефть и газ подлежат согласованию с Минэнерго, Минэкономпромом и Минфином (Постановление Кабинета Министров РУз от 27.08.2017 г. N 675). В рамках этих программ внедряются международные стандарты геологоразведки с привлечением ведущих зарубежных консалтинговых компаний и экспертов.

По обоснованным расчетам Госкомгеологии из Госбюджета и других не запрещенных источников финансируются предусмотренные программами:

q научно-исследовательские, региональные геолого-съемочные, геофизические и буровые работы на нефть и газ;

q меры по оснащению современным оборудованием, наукоемкими технологиями, программными продуктами, специальной и автотранспортной техникой.

Завершенные строительством скважины, пробуренные за счет бюджетных средств в рамках ежегодных госпрограмм, не являются объектами налогообложения до того, как Госкомгеологии и его организации передадут их конкретным недропользователям.



У Госкомгеологии новые функции, статус и структура


Госкомгеологии передаются функции по:

а) проведению научно-исследовательских, региональных геолого-съемочных, геофизических и буровых работ с выявлением и подготовкой нефтегазоперспективных структур для открытия новых месторождений углеводородного сырья.

АО "Узбекнефтегаз" до конца года передаст ведомству информацию о действующих проектах на проведение научно-исследовательских и геофизических работ, все имеющиеся фондовые и другие материалы по всем перспективным участкам, инвестиционным блокам и месторождениям углеводородного сырья.

Компания продолжит геологоразведку в рамках действующих проектов без получения лицензии с условием завершения бурения ранее начатых параметрических и поисковых скважин;

б) организации работ для опережающего развития и воспроизводства запасов углеводородного сырья республики, повышения эффективности и результативности геологоразведочных работ, направленных на обеспечение открытия новых месторождений углеводородного сырья.

Кроме того, Госкомгеологии:

q является рабочим органом Рабочей группы по координации реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Республики Узбекистан и владельцем информации о действующих проектах на проведение научно-исследовательских и геофизических работ, а также по всем перспективным участкам, инвестиционным блокам и месторождениям углеводородного сырья;

q выступает исполнительным органом, ответственным за координацию и реализацию инвестиционных проектов в сфере геологического изучения нефтегазоперспективных структур с участием потенциальных иностранных инвесторов, за исключением действующих проектов АО "Узбекнефтегаз";

q устанавливает задания по приросту запасов углеводородного сырья для недропользователей, проводящих геологоразведочные работы на нефть и газ, с учетом обеспечения сбалансированного развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы республики в целом.

Проекты НПА в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, а также управления горными отношениями теперь обязательно согласовываются с Госкомгеологии.

В структуре центрального аппарата Комитета создаются управления геологии нефти и газа (9 ед.), организации буровых работ на нефть и газ (7 ед.) и по организации закупочных работ (4 ед.). Ведомству дается дополнительно 14 штатных единиц управленческого персонала для укомплектования новых управлений. Также у главы Госкомгеологии появится заместитель, координирующий вопросы проведения геологоразведочных работ на нефть и газ.


* * *



Кабинет Министров утвердил новый порядок изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам недвижимого имущества (Постановление Кабинета Министров РУз от 16.11.2019 г. N 911). Он вступит в силу с 1 января 2020 года.


Ранее говорилось о проекте этого акта, но утвержденная версия несколько отличается от предложенной к обсуждению. Поэтому разберем механизм изъятия и компенсации как он представлен в принятой редакции.

Итак, "костяк" всего рассматриваемого процесса составляют следующие основополагающие правила.

Первое. Изъятие земли допускается только с согласия собственника или по согласованию с пользователем и арендатором на основании решений Президента, Кабинета Министров, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и Кенгашей народных депутатов.

Жокаргы Кенес и Кенгаши народных депутатов обязаны рассмотреть все выгоды и издержки изъятия. И только при достаточности ресурсов для возмещения ущерба собственникам и положительной оценке выгод принимается решение об изъятии.

Второе. Территориальные хокимы выносят постановление о сносе расположенных на изымаемом земельном участке объектов недвижимости только при наличии положительного заключения органов юстиции.

Третье. Между инициатором изъятия земли и владельцем недвижимости заключается соглашение о предоставлении компенсации, подлежащее обязательному нотариальному удостоверению. В нем прописываются размер и вид компенсации, сроки выплаты и другие условия. Подписавший такое соглашение собственник считается давшим согласие на изъятие земли и снос недвижимости.

Четвертое. Снос разрешается только после предоставления владельцу всей суммы компенсации, указанной в соглашении или решении суда (при наличии спора).

Пятое. Перед планируемым изъятием проводится открытое обсуждение вопроса с участием инициаторов, собственников и СМИ. Объявление о предстоящем обсуждении размещается на официальных сайтах хокимиятов и в СМИ.

Шестое. Оценка сносимого имущества производится оценочными организациями за счет средств инициатора.



Кто и в каких целях может инициировать изъятие земли


Изъятие земельных участков возможно только:

q для государственных и общественных нужд - перечень остается прежним (пункт 3-1 Приложения к Постановлению Кабинета Министров РУз от 29.05.2006 г. N 97);

q для реализации инвестиционных проектов, предусмотренных в госпрограммах по улучшению жилищных и бытовых условий граждан, развитию и улучшению архитектурного облика определенной территории, развитию инфраструктуры, строительству объектов социально-экономического значения. Причем Кенгаши вправе принимать решение об изъятии земель в этих целях только на основании актов Президента или Правительства.

Соответственно, инициаторами изъятия земельных участков выступают хокимияты и инвесторы. Подробный поэтапный механизм изъятия земель в обоих случаях представлен в утвержденных приложениях к документу. Координировать все процедурные вопросы будет специальный сектор, организуемый в областных и столичном хокимиятах. В районных (городских) хокимиятах для этих целей, при необходимости, может вводиться должность главного специалиста.



Порядок возмещения


Собственнику возмещается:

q рыночная стоимость сносимого объекта недвижимости;

q рыночная стоимость права на изымаемый земельный участок;

q расходы по переносу, а также временному приобретению другой недвижимости;

q упущенная выгода юридических и физических лиц;

q другие расходы и ущерб, предусмотренные законодательством или соглашением;

q стоимость самовольных построек: жилья, производственных и других зданий и сооружений.

Компенсация за снос производится в виде денежных средств, предоставления земельного участка или другой недвижимости либо других видов компенсации, предусмотренных в соглашении. По соглашению сторон с учетом оценочной стоимости имущества собственник может получить несколько видов компенсации.

Новый объект взамен снесенного собственнику должны предоставить в течение 2 лет со дня получения им другой недвижимости во временное пользование. При задержке этих сроков инициатор выплачивает собственнику штраф в размере 0,01% от стоимости снесенного имущества за каждый день просрочки, но не более 50%.

Если свое согласие на изъятие земли дали 75% собственников расположенных на ней объектов недвижимости, инициатор может обратиться в суд для решения вопроса о принудительном выкупе объектов оставшихся собственников. В этом случае сумма и виды компенсации, сроки расчетов определяются судом.

Все разногласия между инициаторами и собственниками решаются в судебном порядке. В этом случае Кенгаши не вправе выносить постановление об изъятии земли и сносе имущества до вступления в силу решения суда.





























































Время: 0.0243
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск