ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Дорожное хозяйство. Дорожный фонд /

Указ Президента Республики Узбекистан от 09.12.2019 г. N УП-5890 "О мерах по глубокому реформированию системы дорожного хозяйства Республики Узбекистан"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

09.12.2019 г.

N УП-5890



О МЕРАХ

ПО ГЛУБОКОМУ РЕФОРМИРОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Развитие современной сети автомобильных дорог, с учетом географического расположения республики, является первостепенной задачей для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, развития транспортного потенциала республики и расширения экспортных возможностей.

За прошедшие годы реализован ряд мер, направленных на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, строительство современных автомобильных дорог, повышение комфорта и безопасности дорожного движения в соответствии с международными стандартами.

Значительно возросло финансирование работ по строительству и ремонту автомобильных дорог, что позволило за последние годы увеличить объемы выполняемых дорожно-строительных и ремонтных работ почти в три раза.

Успешно реализуются проекты в сфере дорожного строительства совместно с такими международными финансовыми институтами, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития и Кувейтский фонд арабского экономического развития.

В частности, начата подготовка проектов по строительству в соответствии с передовыми международными стандартами скоростных платных автомобильных дорог с привлечением средств Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка.

Вместе с тем система государственного управления дорожным хозяйством республики имеет ряд проблем и недостатков, сдерживающих формирование конкурентной среды и привлечение инвестиций в отрасль.

В частности, отсутствие долгосрочной стратегии привлечения инвестиций в дорожную отрасль, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, не позволяет использовать альтернативные источники финансирования работ, возлагая основное финансовое бремя расходов на Государственный бюджет.

Кроме того, совмещение Комитетом по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан (далее - Комитет) регулятивных и хозяйственных функций, в том числе полномочий заказчика и подрядчика, не позволяет создать эффективную систему управления и сформировать здоровую конкурентную среду на рынке дорожно-строительных работ.

В целях создания современной системы управления дорожным хозяйством, четкого разграничения регулятивных и хозяйственных функций, формирования здоровой конкурентной среды за счет демонополизации, привлечения предприятий частного сектора и повышения инвестиционной привлекательности, широкого внедрения инноваций в дорожное строительство, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:


1. Министерству транспорта совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, Министерством инвестиций и внешней торговли с привлечением ведущих зарубежных экспертов и консультантов в срок до 1 сентября 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Стратегию развития автомобильных дорог до 2030 года, в том числе предусматривающую:

повышение транзитного и логистического потенциала республики посредством развития сети современных автомобильных дорог международного значения и скоростных автомагистралей, а также их интеграции в международные транспортные коридоры;

последовательное снижение нагрузки на бюджет путем привлечения инвестиций, средств международных финансовых институтов, а также реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства;

поэтапное увеличение к 2022 году расходов на эксплуатацию автомобильных дорог не менее чем в два раза;

применение международно-признанной методологии отбора и оценки наиболее приоритетных проектов в сфере дорожного строительства, а также прогнозирования эффективности их реализации;

внедрение новых технологий и программ по управлению дорожными активами, осуществляющих мониторинг состояния автомобильных дорог, сбор и ведение необходимых статистических данных;

применение современных систем управления транспортными потоками с целью эффективного использования имеющейся дорожной инфраструктуры.


2. Установить, что с 1 января 2020 года:

договора по вновь начинаемым объектам на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, а также осуществление технического надзора в отношении дорожно-строительных работ заключаются исключительно по итогам конкурса (тендера), проводимого в соответствии с законодательством о государственных закупках;

консалтинговые услуги (технический надзор) в отношении дорожно-строительных работ могут осуществляться независимыми организациями на условиях аутсорсинга в соответствии с международной практикой, включая положения FIDIC;

функции заказчика по строительству и ремонту городских улиц г. Ташкента осуществляет, в порядке эксперимента, хокимият г. Ташкента.


3. Отменить с 1 января 2020 года требования, согласно которым:

организациями по проектированию строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, региональных автомобильных дорог и мостов являются только ООО "Йул лойиха бюроси", АО "Боштранслойиха" и ГУП "Институт по проектированию автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений";

заказчиком по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений является УП "Дирекция по строительству и реконструкции автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений";

подрядными организациями по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования и региональных автомобильных дорог и мостов являются только структурные подразделения Комитета и УП "Трест "Куприккурилиш";

требуется получение лицензии на право осуществления деятельности в сфере реализации нефтебитума дорожных марок.


4. Принять предложение Министерства транспорта Республики Узбекистан, Министерства финансов, Министерства экономики и промышленности, Агентства по управлению государственными активами и АО "Узбекистон темир йуллари" о:

выведении из состава Комитета дорожно-строительных предприятий с преобразованием их в общества с ограниченной ответственностью;

образовании АО "Йулкурилиш" с передачей ему государственной доли в уставных фондах предприятий, выводимых из состава Комитета;

образовании АО "Куприккурилиш" на базе предприятий УП "Трест "Куприккурилиш" АО "Узбекистон темир йуллари";

передаче мостов (путепроводов), находящихся в ведении УП "Трест "Куприккурилиш", на автомобильных дорогах общего пользования в ведение Комитета, на улицах городов и иных населенных пунктов, межхозяйственных сельских автомобильных дорогах - органов исполнительной власти на местах.

5. Установить, что Комитет является специально уполномоченным органом в области автомобильных дорог, выступающим единым заказчиком работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования.

Возложить на Комитет, наряду с задачами, предусмотренными Законом Республики Узбекистан "Об автомобильных дорогах", реализацию мер по:

поддержанию в надлежащем состоянии и развитию сети автомобильных дорог республики общего пользования, увеличению их пропускной способности, повышению качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, а также координации развития объектов дорожного и придорожного сервиса;

проработке и реализации проектов в сфере дорожного строительства с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, а также с привлечением средств доноров;

привлечению инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в отрасль и поиску альтернативных источников финансирования, в том числе посредством внедрения механизмов государственно-частного партнерства для проектирования, строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования;

совершенствованию управления отраслью путем внедрения современных систем менеджмента, инновационных форм и методов организации работы в соответствии с передовым зарубежным опытом и международными стандартами;

обеспечению соблюдения нормативных документов и требований в области технического регулирования в сфере дорожного строительства, производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций;

организации в установленном порядке рационального и эффективного использования земельных участков в полосах отвода автомобильных дорог общего пользования;

внедрению современных цифровых автоматизированных систем управления транспортными потоками.


6. Принять к сведению, что:

а) автомобильные дороги общего пользования находятся в ведении Комитета, улицы городов и иных населенных пунктов, межхозяйственные сельские автомобильные дороги - органов исполнительной власти на местах, хозяйственные автомобильные дороги - соответствующих организаций и физических лиц;

б) эксплуатационные работы на автомобильных дорогах осуществляются:

Комитетом - на автомобильных дорогах общего пользования;

органами исполнительной власти на местах - на улицах городов и иных населенных пунктов, межхозяйственных сельских автомобильных дорогах;

организациями и физическими лицами - на принадлежащих им хозяйственных автомобильных дорогах.


7. В целях дальнейшего расширения прав и усиления ответственности органов государственной власти на местах в развитии и улучшении качества дорожной инфраструктуры, развитии сети региональных автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры ввести порядок, в соответствии с которым:

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента вправе вводить специальный сбор в размере не более 25 сумов за единицу топлива на развитие региональных дорог, взимаемый при реализации автозаправочными и газозаправочными станциями автомобильного бензина, дизельного топлива, сжиженного и сжатого газа конечным потребителям;

Кенгаши народных депутатов районов (городов) вправе вводить ежегодный сбор за владение автотранспортным средством исходя из мощности двигателя транспортного средства.

Определить, что сборы, указанные в настоящем пункте, вводятся на основе широкого общественного обсуждения с учетом уровня доходов населения конкретной административно-территориальной единицы и по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.


8. Внедрить порядок, согласно которому Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента:

вправе устанавливать плату за пользование парковочными местами вдоль автомобильных дорог и улиц с целью упорядочения дорожного движения, рационального использования имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры, а также повышения ответственности участников дорожного движения;

определяют размеры базовых ставок сбора за проведение технического осмотра транспортных средств, а также дополнительных коэффициентов к базовой ставке сбора, дифференцируемых исходя из мощности двигателя транспортного средства.


9. Создать при:

Министерстве финансов Республики Узбекистан Целевой фонд развития автомобильных дорог с целью аккумулирования в нем средств, направляемых на финансирование проектных, дорожно-строительных работ, работ по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, а также эксплуатационных работ на автомобильных дорогах общего пользования;

Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных финансовых управлениях хокимиятов областей и города Ташкента территориальные целевые фонды развития автомобильных дорог с целью аккумулирования в них средств, направляемых на финансирование проектных, дорожно-строительных, ремонтных и эксплуатационных работ на улицах городов и иных населенных пунктов, межхозяйственных сельских автомобильных дорогах (далее - региональные дороги).


10. Определить источниками формирования:

а) Целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Узбекистан:

целевые средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета на финансирование проектных и дорожно-строительных работ, а также работ по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования;

50 млн долларов США в 2020 году и по 100 млн долларов США ежегодно в течение 2021-2024 годов в виде беспроцентных кредитов, выделяемых из средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, с условием погашения в течение 30 лет и льготным периодом 5 лет;

целевые средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей и города Ташкента на финансирование текущего ремонта и эксплуатационных работ на автомобильных дорогах общего пользования;

иные источники, не запрещенные законодательством;

б) территориальных целевых фондов развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных финансовых управлениях хокимиятов областей и города Ташкента:

целевые средства, ежегодно выделяемые из местных бюджетов на финансирование дорожно-строительных, ремонтных и эксплуатационных работ на региональных дорогах;

сборы на развитие региональных дорог, вводимые органами представительной власти на местах;

плату за пользование парковочными местами вдоль автомобильных дорог и улиц;

средства от применения дополнительных коэффициентов к базовой ставке сбора за проведение технического осмотра транспортных средств;

трансферты из Целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

иные источники, не запрещенные законодательством.

Установить, что ежегодный сбор за владение автотранспортным средством направляется в соответствующие бюджеты районов (городов) с целевым использованием на ремонтные и эксплуатационные работы на региональных дорогах данных районов (городов).

Запретить перераспределение на другие цели средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах областей и города Ташкента на финансирование текущего ремонта и эксплуатационных работ на дорогах общего пользования.


11. Министерству транспорта Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить в срок до 1 марта 2020 года проведение сплошной инвентаризации всех автомобильных дорог, в том числе мостов, с целью формирования единой электронной базы данных автомобильных дорог республики, а также определения их принадлежности и закрепления за соответствующими органами и организациями.


12. Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Министерством транспорта, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить в срок до 1 декабря 2022 года создание геоинформационной системы государственного кадастра автомобильных дорог, в том числе мостов, включая:

определение местоположения объектов автомобильных дорог с применением мобильного приложения геоинформационной системы;

создание электронной картографической основы автомобильных дорог на основе дистанционного зондирования земли;

формирование веб-геоинформационной системы государственного кадастра автомобильных дорог с целью учета и регистрации объектов автомобильных дорог с использованием единой электронной базы данных автомобильных дорог республики;

интеграцию веб-геоинформационной системы государственного кадастра автомобильных дорог с Единой системой государственных кадастров.

Определить, что реализация мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется за счет средств:

Целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов - по автомобильным дорогам общего пользования;

территориальных целевых фондов развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных финансовых управлениях хокимиятов областей и города Ташкента - по региональным дорогам.


13. Министерству транспорта, Министерству внутренних дел, Министерству финансов Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

в срок до 1 февраля 2020 года внести проект правительственного решения о порядке организации платных парковок вдоль автомобильных дорог и улиц, в том числе выбора автомобильных дорог и улиц, вдоль которых организуются платные парковки, а также взимания платы за пользование парковкой, предусмотрев предоставление льгот инвесторам, реализующим проекты по строительству платных автомобильных парковок;

в срок до 1 июля 2020 года обеспечить организацию, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, сети платных парковок вдоль автомобильных дорог и улиц в городах, областных и районных центрах.


14. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 марта 2020 года утвердить размеры базовых ставок сбора за проведение технического осмотра транспортных средств, а также дополнительные коэффициенты к базовой ставке сбора, дифференцируемые исходя из мощности двигателя транспортного средства.


15. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

а) в месячный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожной отраслью в соответствии с требованиями настоящего Указа;

б) в срок до 31 декабря 2019 года принять правительственное решение об организации деятельности Целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Узбекистан и территориальных целевых фондов развития автомобильных дорог при Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, главных финансовых управлениях хокимиятов областей и города Ташкента, а также определении порядка формирования и расходования их средств, предусмотрев в числе прочего:

проведение широкого общественного обсуждения проектов в сфере дорожного строительства, финансируемых за счет средств целевых фондов, а также публикацию информации о ходе реализации данных проектов, в том числе о проектных и подрядных организациях, стоимости выполняемых работ;

регулярную публикацию сведений о поступлениях и расходах целевых фондов;

в) в трехмесячный срок утвердить положения о порядке отбора и оценки наиболее приоритетных проектов в сфере дорожного строительства, а также мониторинга состояния автомобильных дорог с учетом современных стандартов.


16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 декабря 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

16 декабря 2019 г., N 50, ст. 904
































Время: 0.2237
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск