ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 14 по 20 декабря 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 14 по 20 декабря 2019 г.)


НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций строится в Ташобласти

      

Как арендовать участок лесного фонда

        

Безопасный туризм обеспечит Ситуационно-аналитический центр

         

Ассоциации водопользователей неэффективны - как это исправить

         

10 абитуриентов ежегодно могут поступить в частный вуз на грант

       

В прибрежной полосе и водоохранной зоне - особый режим

     

От таможенных платежей освободили почти 2000 товарных позиций

      

С 2020 года рис начнут выращивать в кластерах

        

Узбекско-Японскому молодежному центру инноваций нашли финансирование

       

Пособия при рождении ребенка и надбавки ученым пересчитали в МРОТ

         

Как проводится сертификация происхождения товаров

         

Детсады: типы, комплектность, режим работы и госрегулирование

        

Индукционные печи и камеры "старше" 3 лет ввозить перестанут

       

В КОДП-2017 включили новые должности

       

Узбекистан ратифицировал Протокол к Минской конвенции

        

Документы о землеотводе будут публиковаться

           

Кадастровый паспорт нового образца начнут внедрять с 1 марта 2020 года

         

Банкротство: кредиторов поделили на группы с разными полномочиями



Для строительства зданий и сооружений института выделено 3,5 гектара в МСГ Куёшли поселка Эркин Зангиатинского района (Постановление Кабинета Министров РУз от 18.12.2019 г. N 1011).


Институт образован на базе переданных в систему МЧС Центра научно-технического обеспечения пожарной безопасности и Центра фундаментальных и прикладных исследований по вопросам пожарной безопасности.

Его основные задачи и направления деятельности:

q участие в формировании приоритетных направлений и проведение прикладных научных исследований, а также реализация инновационных проектов в области обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

q исследование пожарной опасности строительных конструкций, веществ и материалов, испытание продукции пожарно-технического и спасательного назначения, а также оценка соответствия систем защиты от пожаров и других видов чрезвычайных ситуаций;

q исследование пожаров и других видов чрезвычайных ситуаций, а также осуществление пожарно-технических экспертиз;

q разработка и совершенствование технических регламентов, стандартов, норм, правил и других нормативных документов в области пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения охраны здоровья и труда личного состава пожарно-спасательных подразделений;

q взаимодействие с образовательными, научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями республики, а также развитие международных связей с ведущими научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран.

НИИ финансируется за счет ежегодно выделяемых бюджетных средств, внебюджетных средств МЧС, бюджетных субсидий на реализацию государственных научно-технических программ, поступлений от оказания платных услуг, иностранных грантов и других не запрещенных источников.

Утвержден комплекс организационных мероприятий, включая укрепление материально-технической базы, а также мер по развитию научно-исследовательских работ, систем сертификации и испытаний, исследования и экспертизы чрезвычайных ситуаций и пожаров.


* * *



Утверждено Положение о порядке предоставления в аренду участков государственного лесного фонда (Постановление Кабинета Министров РУз от 13.12.2019 г. N 993). Он вводится в действие с 1 января 2020 года.


Для справки. Все леса образуют государственный лесной фонд, который состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении органов государственного лесного хозяйства, и лесов, находящихся в пользовании других ведомств и юридических лиц (статья 6 Закона "О лесе").


Участки государственного лесного фонда имеют фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие особенности, указанные в государственном лесном кадастре.

Арендодателем при сдаче таких участков в аренду выступает Государственный комитет по лесному хозяйству (далее - Госкомлес), а при предоставлении соответствующих полномочий - его региональные управления в Каракалпакстане и областях. Постоянными лесопользователями являются лесохозяйственные организации, которым участки предоставлены в постоянное владение. Арендаторами на основании договора могут быть юридические и физические лица.

Участки лесного фонда предоставляются в аренду в следующих формах:

q реализация на аукционе права аренды лесных участков, вновь созданных на неосвоенных землях лесного фонда (не покрытых лесом) и ухоженных в течение не менее 1 года (сроком до 50 лет);

q для создания лесных участков на неосвоенных землях лесного фонда (не покрытых лесом), для использования их в научно-исследовательских, культурно-просветительских, воспитательных, оздоровительных, рекреационных, эстетических целях, а также в целях развития экологического туризма, реализации проектов по организации охотничьих и рыбных хозяйств, выращивания лекарственных растений и саженцев (сроком до 50 лет);

q для реализации на землях лесного фонда проектов государственно-частного партнерства (в рамках законодательства о государственно-частном партнерстве) сроком от 3 до 49 лет.

Участки лесного фонда предоставляются в аренду по утвержденной схеме. Границы предоставляемого в аренду участка лесного фонда указываются в акте и на карте, которые считаются неотъемлемыми частями договора аренды.

Арендная плата полностью зачисляется в Фонд развития лесного хозяйства Госкомлеса. В договоре отдельно прописываются платежи за коммунальные услуги и использование (аренду) основных средств, в том числе амортизационные отчисления. Арендные платежи перечисляются в течение 30 дней с момента заключения договора в размере 100%, а за последующие годы в форме 100-процентной предоплаты в сроки, установленные в договоре аренды. Пеня за просрочку уплаты арендных платежей и штрафы за нарушение условий договора равномерно распределяются между Фондом развития лесного хозяйства и постоянным лесопользователем.

Передача участков лесного фонда в аренду осуществляется на основании соответствующего акта приема-передачи между постоянным лесопользователем и арендатором.


* * *



Безопасный туризм обеспечит Ситуационно-аналитический центр. Он образуется в структуре Главного управления обеспечения безопасности на транспорте МВД (далее - Управление). Это предусмотрено Постановлением Кабинета Министров РУз от 17.12.2019 г. N 1010.


Ситуационно-аналитический центр (далее - Центр) станет централизованно управлять организацией общественной безопасности на объектах туризма и транспорта в рамках Концепции обеспечения безопасного туризма (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 23.11.2017 г. N 939). Она, напомним, внедряется в Бухаре, Самарканде, Хиве и Шахрисабзе, с постепенным распространением на Ташкент, Ташкентскую и Сурхандарьинскую области.

На Центр возлагаются следующие задачи:

q мониторить обстановку на объектах транспорта и туризма и прилегающих к ним территориях;

q собирать, систематизировать и анализировать сведения о возможных опасностях и рисках на объектах;

q вести рекомендательную работу по предотвращению на объектах случаев правонарушений, природных и техногенных ситуаций, а также устранению их последствий;

q информировать Дежурную часть Управления о потенциальных рисках на объектах и прилегающих территориях.

Для Центра построят здание на территории Управления по адресу: город Ташкент, Мирабадский район, улица Тараса Шевченко, дом 62. Положение о порядке деятельности Центра утвердят в месячный срок.

До 1 января 2021 года инспекторов профилактики, отвечающих за безопасность на транспортных объектах, обеспечат мобильными видеорегистраторами (бодикамерами)  и планшетами с базой данных разыскиваемых лиц. Бодикамерами оснастят и патрульно-постовые службы.

В двухмесячный срок утвердят график установки систем видеонаблюдения на транспортных объектах и прилегающих к ним территориях.


* * *



Кабинет Министров принял Постановление от 11.12.2019 г. N 982 "О мерах по совершенствованию деятельности ассоциаций водопользователей".


В работе ассоциаций водопользователей имеются системные недостатки, что повлекло неудовлетворительное состояние в сфере водопользования, отмечается в документе. Чтобы исправить ситуацию, на базе существующих создается по одной ассоциации водопользователей в каждом районе и в городе Кувасай.

Приоритетными направлениями деятельности новых ассоциаций водопользователей определены:

q регулирование взаимоотношений в сфере водопользования между фермерскими и дехканскими хозяйствами, владельцами приусадебных хозяйств, кластерных организаций и других водопользователей (далее - водопользователи), а также налаживание договорных отношений по водопользованию;

q совместно с организациями водного и сельского хозяйства, а также местными органами исполнительной власти разработка и утверждение планов водопотребления и лимитов забора воды водопотребителями, поставка воды в пределах лимитов, ее учет и мониторинг;

q совместно с организациями водного хозяйства укомплектование ассоциации и ее гидроучастков квалифицированными кадрами, организация их эффективной деятельности;

q совместно с местными органами исполнительной власти ремонт и восстановление оросительных сетей, их гидротехнических сооружений, оснащение мест забора водопользователями воды средствами управления и учета воды, а также организация работ по ремонту и восстановлению внутренних оросительных сетей;

q совместно с организациями водного хозяйства реконструкция и строительство оросительных сетей, организация работ по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель;

q целевое использование и поддержание в исправном техническом состоянии объектов водного хозяйства;

q совместно с организациями водного хозяйства, а также местными органами исполнительной власти внедрение инновационных методов управления водными ресурсами, организация внедрения водопользователями технологий капельного орошения и других водосберегающих технологий.

Планы водопотребления, лимиты забора воды, бизнес-план, а также размеры платежей за услуги водного хозяйства, оказываемые водопользователям со стороны ассоциаций, утверждаются на общем собрании ассоциации. При госрегистрации вновь образуемые ассоциации, в порядке исключения, освобождаются от уплаты госпошлины. На должность исполнительных директоров ассоциаций рекомендовано назначать лиц с высшим образованием в сфере водного хозяйства, имеющих соответствующий опыт работы.

Совету Министров Каракалпакстана, хокимам областей и районов (города Кувасая) совместно с Минсельхозом и Минводхозом  поручено оказать помощь ассоциациям в решении вопросов при реорганизации ассоциаций, своевременной оплате их услуг, эффективной организации деятельности.

Минводхозу поручено разместить ассоциации в помещениях подведомственных министерству организаций на праве безвозмездного пользования. Также на Минводхоз возложено обеспечение ассоциаций квалифицированными специалистами, организация повышения их квалификации, оказание на систематической основе практической помощи в разработке и утверждении планов водопользования, лимитов водозабора, заключении договоров, учете воды, а также в выполнении других задач. Совместно с ассоциациями будет разработан примерный порядок использования сельскохозяйственных объектов и водных ресурсов.

С 1 января 2020 года в общем размере кредитов, выделяемых предприятиям сельского хозяйства для финансирования выращивания зерновых колосовых культур, не менее 1% предназначается для оплаты водохозяйственных услуг ассоциаций, а в кредитах на производство хлопка-сырца - не менее 2%. Эти средства должны быть в обязательном порядке направлены водопотребителями на оплату услуг ассоциаций.

Отсрочка по долгам ассоциаций за электроэнергию, по налогам и другим обязательным платежам, образовавшимся до 1 апреля 2019 года, продлена до 2022 года с полной их выплатой до 31 декабря 2024 года. При этом начисленные пени по налогам и другим обязательным платежам ГНК из суммы задолженности исключит.


* * *



Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 17.12.2019 г. N 1007 о Техническом институте Ёджу в Ташкенте.


Технический институт Ёджу в Ташкенте - негосударственная высшая образовательная организация, совместное предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью с двумя учредителями: негосударственной образовательной организацией "Global education school" и южнокорейской компанией "YUKET LLC". Институт функционирует с сентября 2018 года на основании лицензии, выданной Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров.

Учредители утверждают структуру частного вуза и по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования назначают ректора. Обучение в институте ведется на узбекском, русском и английском языках по учебным планам и программам, утвержденным Техническим институтом Ёджу (Республика Корея) по согласованию с МВССО. Доступные формы обучения - дневная, заочная и вечерняя.

Студенты отбираются из числа абитуриентов с общим средним, средним специальным или профессиональным образованием путем проведения вступительных экзаменов. Параметры и порядок приема абитуриентов, требования и порядок итоговой аттестации студентов ташкентский вуз согласовывает с институтом в Корее. Выпускникам выдается диплом, признаваемый документом о высшем образовании в Узбекистане.

Вуз оказывает образовательные услуги на платно-контрактной основе, но ежегодно отбираются минимум 10 способных, одаренных и имеющих высокие показатели успеваемости абитуриентов из семей, нуждающихся в социальной защите, которые принимаются бесплатно (на основе гранта).

В Постановлении также указаны основные задачи вуза, источники его финансирования, приняты меры по укреплению материально-технической базы.


* * *



Утверждено Положение о порядке установления водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов Республики Узбекистан (Постановление Кабинета Министров РУз от 11.12.2019 г. N 981).


Под водными объектами в рамках документа понимаются естественные (ручьи, саи и реки) и искусственные (открытые и закрытые каналы, коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима.

Водоохранные зоны и прибрежные полосы внутри них устанавливаются, чтобы исключить или ликвидировать загрязнение, засорение, истощение и заиление водных объектов продуктами эрозии почв, сохранить благоприятный водный режим, создать нормальные условия для использования водных объектов, их реконструкции, ремонта и восстановления.

Зоны санитарной охраны и расположенные в них санитарно-защитные полосы, в свою очередь, нужны для охраны вод, используемых в хозяйственно-питьевых и лечебно-оздоровительных целях физическими и юридическими лицами.

Водоохранные зоны и зоны санитарной охраны устанавливаются на основе соответствующих проектов, по предложениям органов по экологии и охране природы, геологии и минеральным ресурсам, а также организаций, эксплуатирующих водные объекты. По каждому естественному водному объекту проект разрабатывается отдельно, а по водохозяйственным объектам - в составе проектов строительства, реконструкции, ремонта и восстановления или отдельно.

Разработкой занимается проектный институт "Ўздаверлойиҳа" (при необходимости привлекаются другие проектные организации), а заказчиками выступают:

q по естественным поверхностным водным объектам - органы по экологии и охране природы;

q по естественным подземным водным объектам - органы по геологии и минеральным ресурсам;

q при разработке в составе проектов строительства, реконструкции, ремонта и восстановления водохозяйственных объектов - специализированные заказчики данных проектов;

q при отдельной разработке по водохозяйственным объектам - эксплуатирующие эти объекты организации.

То, как устанавливаются водоохранные зоны и зоны санитарной охраны, схематично изображено на схеме.

Прибрежные полосы и первые пояса зон санитарной охраны изымаются из хозяйственного оборота решениями местных органов исполнительной власти или Кабинета Министров. Они передаются соответствующим организациям для необходимых природоохранных мероприятий, эксплуатации, реконструкции, ремонта и восстановления водохозяйственных объектов, а также рационального управления и ведения учета водных ресурсов и других мероприятий, гарантирующих их нормальное использование. Такие земли естественных водных объектов находятся в ведении местных органов исполнительной власти.

Соответственно, в водоохранных зонах и зонах санитарной охраны действует особый режим хозяйственной деятельности. Подразумевается целый ряд запретов и ограничений: общего характера, дополнительных - в пределах прибрежных полос, особых - в рамках первой (строгий режим), второй (ограниченный режим) и третьей (наблюдения) зон, а также первого (строги режим), второго и третьего (с режимом ограничения хозяйственной деятельности) поясов.


Важно! Земли, включенные в водоохранную зону и зону санитарной охраны, за исключением земель прибрежных и санитарно-защитных полос, изъятию у землепользователей и арендаторов не подлежат и используются ими с соблюдением утвержденных норм. Решениями исполнительной власти на местах передаются прибрежные полосы:

q рек и невысыхающих саев - землепользователям и арендаторам для проведения экологических, охранных и других мероприятий, а также эффективного использования земельных участков;

q водохозяйственных объектов - организациям, эксплуатирующим эти объекты, для обеспечения их эксплуатации, реконструкции, ремонта и восстановления, рационального управления и ведения учета водных ресурсов, проведения экологических, охранных и других мероприятий, а также эффективного использования земельных участков.


Площади под отвалами грунтов в прибрежных полосах каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей по согласованию с эксплуатационными организациями могут передать в срочное (временное) пользование или в аренду фермерским и дехканским хозяйствам и другим организациям. На этих участках можно выращивать сельхозпродукцию, использовать отвалы грунтов в качестве стройматериалов посредством их сноса и выполнения планировочных работ.

Первые пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и минеральных вод вместе с земельными участками предоставляются в пользование организациям, эксплуатирующим эти объекты.


* * *



От таможенных платежей освободили почти 2000 товарных позиций. Речь идет о льготе, предусмотренной Указом Президента от 10.04.2019 г. N УП-5707 "О дальнейших мерах по ускоренному развитию фармацевтической отрасли республики в 2019-2021 годах".


Льготой, напомним, пользуются производители фармпродукции, профильные научно-исследовательские институты и вузы (при ввозе для собственных нужд), а также предприятия, занимающиеся оптовой и розничной реализацией фармпродукции для внутриаптечного изготовления. В Указе оговорено, что конкретный перечень товарных позиций, которые до 1 января 2022 года освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление), утверждает Кабинет Министров.

Что, собственно, и сделано. В подписанный Правительством список вошли:

q 1 382 наименования сырья и материалов, используемых для производства лекарственных средств (в том числе внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения и упаковочных материалов;

q "чистые комнаты", сэндвич-панели и чашки для них;

q 600 наименований технологического и лабораторного оборудования, комплектующих и запчастей к ним.

С полным Перечнем льготных позиций можно ознакомиться в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.12.2019 г. N 1008 "Об утверждении Перечня технологического и лабораторного оборудования, комплектующих и запасных частей к ним, а также сырья и материалов, используемых для производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и упаковочных материалов, освобождаемых от уплаты таможенных платежей". Указанные в документе коды ТН ВЭД окончательно определяются при таможенном оформлении товаров.

В случае нецелевого использования ввозимых наименований из утвержденного Перечня, высвобождаемые в результате применения таможенных льгот средства взыскиваются в полном объеме в Госбюджет, а к нарушителям применяются штрафные санкции. Контроль за этим возложен на ГНК совместно с ГТК.


* * *



С 2020 года рис начнут выращивать в кластерах. Это предусмотрено Постановлением Кабинета Министров РУз от 12.12.2019 г. N 986.


Начиная с урожая 2020 года в стране организуются рисоводческие кластеры на следующих условиях:

q используя современные инновационные технологии производства (оказания услуг), обеспечивает выращивание риса и на договорной основе его закупку, сортировку, хранение, переработку, поставку готовой продукции на внутренний и внешний рынок;

q в первую очередь потенциальными местными инвесторами, ведущими стабильную экономическую деятельность, имеющими необходимые объекты инфраструктуры, в том числе имущество и другие средства;

q в соответствии с Земельным кодексом выделяются сроком от 30 до 50 лет земельные участки сельскохозяйственного назначения, не выделенные юридическим и физическим лицам, из земель запаса, восстанавливаемые и введенные в оборот земельные участки;

q предложения по организации рисоводческих кластеров для урожая следующего года формируются ежегодно до 1 февраля;

q для организации деятельности рисоводческого кластера не требуется принятия отдельных нормативно-правовых актов, за исключением рисоводческих кластеров с участием иностранных инвесторов;

q неиспользование в течение 1 года земельного участка, выделенного рисоводческому кластеру, снижение плодородности почвы, использование методов, влекущих химическое и радиоактивное заражение, а также невыполнение предусмотренных обязательств влечет прекращение права на земельный участок.

В качестве государственной поддержки применяются льготы:

q во-первых, рисоводческим кластерам, вводящим в пользование земельные участки, - предусмотренные Указом Президента от 17.06.2019 г. N УП-5742 "О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве";

q во-вторых, закупившим установки возобновляемых источников энергии, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другое энергоэффективное оборудование - предусмотренные Постановлением Президента от 22.08.2019 г. N ПП-4422 "Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии";

q в-третьих, при покупке сельскохозяйственной техники - предусмотренные Постановлением Президента от 04.04.2019 г. N ПП-4268 "О дополнительных мерах по своевременному оснащению аграрного сектора сельскохозяйственной техникой".

Земельные участки рисоводческим кластерам выделяются по письменному договору между Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и инициаторами, а рисоводческим кластерам с участием иностранного инвестора - Кабинетом Министров после подписания договора с Минсельхозом о внесении инвестиций.

На рисоводческие хозяйства, поставляющие сырье кластерам, возложены обязанности:

q обеспечивать целевое и эффективное использование средств, выделенных рисоводческими кластерами для выращивания риса;

q принимать меры по повышению урожайности, а также достижение урожайности на уровне не менее 70 центнеров с 1 гектара поливной площади;

q обеспечивать реализацию риса в количестве, качестве и сроки, указанные в договоре с рисоводческим кластером.

Создается Ассоциация "Узбекшоличилик", основными задачами и направлениями которой определены:

q обеспечение производства высококачественной рисовой продукции и удовлетворение потребности населения в рисовой продукции, координация выполнения принятых программ по широкому внедрению научно обоснованных методов выращивания риса, а также ресурсосберегающих технологий;

q принятие мер по увеличению объема производства риса в республике, проведение маркетинговых исследований по расширению рынков сбыта продукции, разработка предложения по увеличению объема экспорта;

q разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы входящих в Ассоциацию предприятий, всестороннее содействие введению в работу современных производственных мощностей, а также получению государственной поддержки в привлечении для строительства закрытых емкостей иностранных инвестиций, в том числе средств международных финансовых институтов;

q ускорение процессов изучения и внедрения в практику передового зарубежного опыта путем организации для рисоводческих хозяйств семинаров и тренингов с участием ученых и специалистов отрасли.

Председатель Ассоциации и его заместители будут избираться на общем собрании учредителей и утверждаться Кабинетом Министров. Источники финансирования Ассоциации - членские взносы и добровольные отчисления рисоводческих кластеров, рисоводческих хозяйств и перерабатывающих предприятий, спонсорские средства, международные гранты и средства технического содействия, а также другие не запрещенные источники.


* * *



Меры по дальнейшему совершенствованию деятельности учреждения предусмотрены Постановлением Президента РУз от 13.12.2019 г. N ПП-4550.


Узбекско-Японский молодежный центр инноваций создан в 2016 году при Ташкентском государственном техническом университете имени Ислама Каримова (ТГТУ). К текущему моменту 15 молодых ученых центра прошли стажировку в ведущих научных и образовательных учреждениях Японии. А в рамках проекта Японского агентства международного сотрудничества (JICA) в 2019 году в Японию отправились еще 6 сотрудников центра на повышение квалификации.

Для развития научного потенциала и укрепления материально-технической базы центру закупят научное оборудование и инвентарь за счет Фонда развития высших образовательных учреждений и внебюджетных средств ТГТУ. В виде исключения в 2020 году научно-лабораторные приборы для центра поставляются по прямым договорам по рекомендации японской стороны - договоры регистрируются (порядок определяет Казначейство), объявление на портале УзРТСБ не размещается, электронные торги и тендеры не проводятся.

Координировать работу центра будет Министерство инновационного развития. Ведомство возьмет на себя организацию его рабочих контактов с другими госорганами, центрами, технопарками, лабораториями, стартап- и бизнес-акселераторами, а также финансирование фундаментальных, прикладных и инновационных проектов центра.

Фонд развития высших образовательных учреждений и Фонд инновационного развития и новаторских идей выделят по полмиллиона долларов США на приобретение и установку оборудования, сырья, комплектующих и запчастей для центра. Расходовать эти средства можно только по согласованию с японской стороной.

Работники центра получили бесплатный доступ к 7 межвузовским научным лабораториям (созданы в 2017 году за счет кредита Международной ассоциации развития), лабораториям Центра передовых технологий при Мининноваций и лабораторным приборам Центра коллективного пользования при Институте биоорганической химии Академии наук.

Урегулирован ряд организационных вопросов. В частности, определен порядок назначения директора центра - приказом министра высшего и среднего специального образования на основе предложения Мининноваций. Кандидатуру также должен утвердить попечительский совет. Его возглавил вице-премьер Азиз Абдухакимов. Попечительский совет созывается дважды в год (как минимум) и вправе изменять структуру центра, не превышая утвержденную штатную численность.


* * *



Законодательство продолжают корректировать в связи с отменой МРЗП (Указ Президента РУз от 13.12.2019 г. N УП-5894).


В начале декабря, напомним, соответствующие поправки внесли в более чем 50 законов (Закон Республики Узбекистан от 03.12.2019 г. N ЗРУ-586). Сейчас изменениям подверглись 90 решений (указы и постановления) Президента.

Вот какие коэффициенты изменились в результате (МРОТ составляет 634 880 сумов):

а) выплачиваемое с 1 сентября 1994 года единовременное пособие при рождении ребенка - 70,3% МРОТ (ранее - 2 МРЗП) (Указ Президента Республики Узбекистан от 16.06.1994 г. N УП-871);

б) выплачиваемые с 1 января 2018 года ежемесячные гонорары (Указ Президента Республики Узбекистан от 29.12.2017 г. N УП-5292):

q действительным членам Академии наук и действительным членам бывшей Узбекской академии сельскохозяйственных наук - 4,22 МРОТ (ранее - 12 МРЗП);

q членам-корреспондентам бывшей Узбекской академии сельскохозяйственных наук - 2,81 МРОТ (ранее - 8 МРЗП);

в) ежемесячные доплаты к должностному окладу замдиректора по административно-хозяйственной части или заведующего хозяйством общеобразовательной школы при фактическом выполнении ими функций материально-ответственного лица (кассира) по выдаче наличных денег для выплаты зарплаты и приравненных к ней платежей - 35,2% МРОТ (ранее - 1 МРЗП) (Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.03.2007 г. N ПП-609);

г) выплачиваемые с 1 сентября 2008 года повышенные доплаты преподавателям средних специальных, профессиональных образовательных учреждений (Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.07.2008 г. N ПП-929) за:

q руководство группами - 35,2% МРОТ (ранее - 100% МРЗП);

q проверку письменных работ - в среднем 17,6% МРОТ (ранее - 50% МРЗП);

q заведование учебными и лабораторными кабинетами - 17,6% МРОТ (ранее - 50% МРЗП).

д) надбавки учителям общеобразовательных школ за заведование кабинетом информатики - 17,6% МРОТ (ранее - 50% от МРЗП) (Постановление Президента Республики Узбекистан от 04.12.2014 г. N ПП-2270);

е) выплачиваемые с 1 января 2018 года ежемесячные гонорары действительным членам Академии художеств Узбекистана, не облагаемые НДФЛ, - 1,41 МРОТ (ранее - 4 МРЗП) (Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.08.2017 г. N ПП-3219);

ж) установленная с 1 апреля 2018 года предельная сумма для начисления районных (территориальных) коэффициентов к зарплате работников Госкомгеологии - 2,11 МРОТ (ранее - 6 МРЗП) (Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.03.2018 г. N ПП-3578);

з) премии по итогам квартала ответственным руководителям и работникам госорганов за эффективное внедрение госуслуг - 3,52 МРОТ (ранее - 10 МРЗП) (Постановление Президента Республики Узбекистан от 11.04.2018 г. N ПП-3662);

е) выплачиваемое с 1 мая 2019 года судебным управляющим вознаграждение за каждое оконченное ликвидационное производство - 7,03 МРОТ (ранее - 20 МРЗП) (Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.02.2019 г. N ПП-4146).

Также утверждены новые разряды по оплате труда работников органов прокуратуры, членов и работников Секретариата Центризбиркома, установленные с 1 января 2019 года (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 06.11.2018 г. N ПП-4004), а также введенные с 1 января 2018 года минимальные ставки авторского вознаграждения (Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.08.2017 г. N ПП-3201).


* * *



Утверждено Положение о порядке проведения сертификации происхождения товаров (Постановление Кабинета Министров РУз от 13.12.2019 г. N 994).


Сертификация происхождения товаров (далее - сертификация) представляет собой процедуру проведения экспертизы с целью выдачи сертификата о происхождении товаров, экспортируемых и реэкспортируемых из Узбекистана, установления страны происхождения товаров посредством освидетельствования.

Уполномоченный орган - Министерство инвестиций и внешней торговли и уполномоченные им органы. На него возложена функция выдачи сертификата, ведомство также осуществляет административное сотрудничество от имени Узбекистана. На основании заявления-декларации экспортера/заявителя сертификат выдается также Торгово-промышленной палатой.

Сертификат оформляется с целью освидетельствования страны происхождения товара и получения льгот в соответствии с законодательством страны, в которую ввозится товар. Документ выдается при вывозе товара с таможенной территории Узбекистана, если его необходимость:

q указана в соответствующих договорах, национальных правилах страны, в которую ввозится товар;

q предусмотрена международными обязательствами Узбекистана;

q определена требованием экспортера.

Проведение экспертизы происхождения товара и выдача сертификата осуществляется по утвержденной схеме.

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Страной происхождения товара может считаться группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

Полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:

а) полезные ископаемые, добытые на ее территории, в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе или в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

б) растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в этой стране из выращенных в ней растительной продукции и животных;

д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах "а" - "з".

Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки. Для определения страны происхождения товара используется один из следующих критериев достаточной переработки товара:

q изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, которое произошло в результате переработки или изготовления товара;

q правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля использованных материалов и (или) добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции.

В документе отражены особенности определения страны происхождения товара для стран-участников Соглашения о создании свободной экономической зоны от 15 апреля 1994 года и Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Также указан порядок проведения экспертизы по определению страны происхождения для товаров,  экспортируемых (реэкспортируемых) из Узбекистана, процедура оформления сертификата, а также самосертификации. Самосертификация - подтверждение происхождения товара посредством декларирования в счете-фактуре экспортера или других сопроводительных документах товара в соответствии с порядком, установленным в стране ввоза товара.

Расходы по экспертизе и оформлению сертификата возлагаются на заявителя.


* * *



Опубликован Закон Республики Узбекистан от 16.12.2019 г. N ЗРУ-595 "О дошкольном образовании и воспитании". Он вступит в силу через полгода.


Документ закрепил основные принципы дошкольного образования и воспитания, направления госполитики в этой области, а также полномочия Кабинета Министров, Министерства дошкольного образования, Минздрава, органов государственного и хозяйственного управления, имеющих в ведении дошкольные образовательные организации, и органов госвласти на местах.

Дошкольная образовательная организация может быть государственной и негосударственной, в том числе созданной на условиях ГЧП, следующих типов:

q общего типа - в них реализуется гособразовательная программа в группах общеразвивающей направленности;

q многопрофильные - для детей с физическими или психическими нарушениями в развитии;

q с инклюзивными группами, где обеспечивается равный доступ к обучению и воспитанию детей с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей путем интеграции в здоровую среду;

q комбинированного типа - совместное обучение и воспитание в одной организации в отдельных группах детей с физическими и психическими нарушениями в развитии и детей без таких нарушений, а также в инклюзивных группах.

Каждому типу дошкольной образовательной организации установлен норматив комплектования групп.

       

               

       

Общего типа

      

   

Многопрофильные

   

     

С инклюзивными группами

    

  

Комбинированные

   

  

тип

группы

   

  

комплект-

ность

     

  

тип

группы

  

  

комплект-

ность

     

   

тип

группы

      

  

комплект-

ность

     

    

тип

группы

    

  

комплект-

ность

     

для детей

от 3 до 7 лет

не более 30

для детей с тяжелыми нарушениями речи

не более 12

для детей

в возрасте

до 3 лет

не более 25, в том числе не более 3 детей в возрасте от 2 до 3 лет с физическими или психическими нарушениями в развитии


для глухих детей

не более 10

с кратко-

временным пребыванием детей

не более 30

для глухих детей

не более 10

для детей

в возрасте

старше

3 лет

не более 25, в том числе детей с физическими или психическими нарушениями в развитии:

q слабовидящие или слабослышащие или с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не более 3;

q с амблиопией зрения, косоглазием или тяжелыми нарушениями речи или аутизмом - не более 2;

q с тяжелыми нарушениями речи - не более 3;

q с задержкой психического развития - не более 3.


для слабо-

слышащих детей

не более 12


в разно-

возрастных группах


не более 25

для слабо-

слышащих детей


не более 12


для слепых детей


не более 10

с кругло-

суточным пребыванием


не более 10

для слепых детей


не более 10

для слабо-

видящих детей


не более 12

для слабо-

видящих детей


не более 12

для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата


не более 18

для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата


не более 18

для детей с последствиями гемипареза, монопареза, плегиями


не более 12


для детей с последствиями гемипареза, монопареза, плегиями


не более 12

для детей с последствиями синдрома детского церебрального паралича


не более 10 детей

для детей с последствиями синдрома детского церебрального паралича


не более 10

для детей с аутизмом

старше 3 лет


не более 10 детей

для детей с нарушениями интеллекта:

q с умственной отсталостью легкой степени;

q с умеренной и средней степенью





не более 12



не более 10

для детей со сложными дефектами (два и более дефекта)


не более 10

для детей с аутизмом старше трех лет


не более 10

для детей с задержкой умственного развития старше трех лет


не более 12

для детей со сложными дефектами (два и более дефекта)


не более 10

       

       

Зарегистрированные индивидуальные предприниматели, получив в хокимияте документ разрешительного характера, могут оказывать услуги в форме семейной негосударственной дошкольной образовательной организации. В них могут обучаться и воспитываться максимум 25 дошколят.

По возрастным категориям идет разделение на группы раннего развития (от 1 до 3 лет), младшие (от 3 до 4 лет), средние (от 4 до 5 лет), старшие (от 5 до 6 лет) группы и группы предшкольной подготовки (от 6 до 7 лет). Комплектование и перевод детей из одной группы в другую происходит ежегодно до начала учебного года. Группы могут превышать установленную предельную численность по согласованию с МДО. Порядок комплектования в частных детсадах определяется их учредителем с учетом санитарно-гигиенических требований к содержанию, устройству и организации режима работы.

Учебный год в детсадах длится со 2 сентября до 31 мая, с 1 июня по 31 августа - летний оздоровительный период. Режим работы дошкольных учреждений варьируется: в них могут открываться группы с кратковременным (3-4 часа в день) пребыванием детей, полного дня (9, 10,5 и 12 часов в день) и круглосуточные. От длительности пребывания зависит режим сна, бодрствования и питания детей.

В Законе прописаны права и обязанности участников образовательно-воспитательного процесса: детей, их законных представителей и педагогических работников. Детям дошкольного возраста гарантируется соцзащита, определен порядок организации их питания и охраны здоровья. Педагогам установили недельную рабочую нагрузку и порядок оплаты труда. Регламентированы полномочия органов управления государственных детсадов: педсовета, наблюдательного совета и руководителя. Порядок управления частной организацией указывается в ее учредительных документах.

С точки зрения получателей образовательных услуг, важно как обеспечивается качество образовательного и воспитательного процесса. Для этого применяются инструменты госрегулирования:

q дошкольные организации каждые 5 лет проходят госаккредитацию, деятельность частных - лицензируется. Порядок в обоих случаях определяет Правительство, а уполномоченный орган - Госинспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров;

q принимаются и пересматриваются не реже 1 раза в 5 лет обязательные для всех госстандарты, утверждаются гособразовательные программы;

q Кабинет Министров утверждает профессиональный стандарт педагога, который предъявляет требования к его личным качествам, знаниям, умениям и навыкам, в соответствии с которым педагогам присваивают квалификационные категории. Не реже 1 раза в 5 лет педагоги должны проходить аттестацию. Недееспособным или ограниченно дееспособным, лицам с заболеваниями или физическими недостатками, препятствующими педагогической работе, а также ранее судимым за умышленные преступления дорога к преподаванию в дошкольной организации закрыта.


* * *



Правительство обратило внимание на качество и безопасность металлопроката строительного назначения (Постановление Кабинета Министров РУз от 14.12.2019 г. N 999).


С 1 марта 2020 года вводится запрет на ввоз в Узбекистан б/у индукционных печей и камер (код ТН ВЭД 8514 20 100 0), с выпуска до момента таможенного оформления которых прошло более 3 лет. Год выпуска при этом подтверждается техпаспортом завода-изготовителя, где указана соответствующая дата. За достоверность информации в документах и незаконное перемещение товаров через госграницу отвечают импортеры.

С 1 января 2020 года отменяются льготы по таможенным платежам в отношении индукционных печей и камер, используемых для производства проката черных металлов.

Работу предприятий, производящих металлопрокат строительного назначения, в разрезе регионов будут изучать специальные межведомственные рабочие группы. До 15 января они с выездом на места проверят соблюдение установленных стандартов качества и безопасности металлопроката. Если будут выявлены отклонения от нормативов, Минстрой запретит нарушителям производство, реализацию и применение металлопроката.

К 1 февраля будущего года пересмотрят действующие нормативные документы в области технического регулирования, а к 1 марта - модернизируют испытательные лаборатории по контролю качества и безопасности металлопроката.


* * *



Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих (КОДП-2017) (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 04.10.2017 г. N 795) расширился (рег. МЮ N 3202 от 13.12.2019 г.).


Дополнения вносятся в Классификацию основных должностей служащих (Приложение N 2 к Классификатору основных должностей служащих и профессий рабочих (КОДП-2017)). В результате в общем перечне стало значительно больше должностей:

q государственных служащих - включили сотрудников Администрации Президента, Совета безопасности, работников аппарата омбудсмана и бизнес-омбудсмана, палат Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Национального центра по правам человека, Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте и других госструктур;

q управленческого персонала и специалистов различных отраслей экономики - появились начальник бюро экскурсий; директор (заведующий): парков (садов) культуры и отдыха, предприятий розничной торговли, по работе с клиентами, гостиниц;  заведующий залом, участком гостиничного хозяйства; плановик-экономист; помощник, советник директора; сейсмолог, техник-сейсмолог и т.д.;

q служителей религиозных организаций - дописали катехизатора, протодиакона (старшего диакона), свечника, уставщика и др.

Наряду с наименованием должности указываются код по Национальному стандартному классификатору занятий, категория персонала (специалист, управленческий или технический персонал), требования к минимальному уровню образования и код направления образования.


Напомним, Классификатор в части:

q наименований должностей является обязательным при внесении записей в трудовые книжки работников, заключении трудовых договоров, оформлении приказов, отнесении должностей служащих к категориям персонала;

q минимального уровня образования обязателен для применения в государственных предприятиях, учреждениях и организациях с госдолей более 50%, а для других организаций - носит рекомендательный характер;

q направлений образования - носит рекомендательный характер для всех организаций.


* * *



Узбекистан ратифицировал Протокол к Минской конвенции. Подписан соответствующий Закон от 13.12.2019 г. N ЗРУ-593.


Протокол оформлен в Москве 28 марта 1997 года, вступил в силу 17 сентября 1999 года.

Без него Минская конвенция предстает неполной, так как Протокол содержит пакет поправок, которые расширяют и конкретизируют порядок сношений, объем правовой помощи, пересылки документов и других организационно-технических аспектов.

В документе более подробно раскрыты вопросы взаимоотношений по гражданским (пределы участия прокурора, правоотношения родителей и детей) и уголовным делам (розыск, заключение под стражу и выдача международных преступников).

Узбекистан ратифицировал документ с оговоркой - статья 22.1 исполняется только в рамках действующего национального законодательства. В ней говорится о рассмотрении просьбы прокурора одной договаривающейся страны к прокурору другой страны-участницы о возбуждении гражданского дела в защиту прав и законных интересов граждан обращающейся стороны.

При этом напомним, в августе 2019 года Узбекистан присоединился к Кишиневской конвенции. Минская конвенция прекращает свое действие для стран - участниц Кишиневской конвенции. Поэтому ратификация данного Протокола нацелена на развитие и укрепление межгосударственных отношений с Туркменистаном, который пока не присоединился к Кишиневской конвенции и Грузией, которая вышла из СНГ в 2009 году, но продолжила участвовать в Минской конвенции.


* * *



Принято Постановление Президента от 13.12.2019 г. N ПП-4551 "О дополнительных мерах по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе".


Документ направлен на реализацию инициатив Главы государства, которые он озвучил в своем выступлении на торжественном собрании по случаю 27-летия Конституции страны (Доклад Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан (7 декабря 2019 года)).

В их числе - расширение механизмов общественного контроля в сфере землеотвода и градостроительства. С 1 марта 2020 года:

q решения о кардинальном обновлении архитектурного облика и благоустройстве населенных пунктов, а также проведении в них комплексных работ по строительству и реконструкции предварительно обсуждаются среди жителей данной территории и проходят общественную экспертизу (статья 12 Закона Республики Узбекистан от 12.04.2018 г. N ЗРУ-474);

q документы об отводе земли физическим и юридическим лицам в течение 1 дня после их принятия (оформления) публикуются на официальных веб-сайтах соответствующих хокимиятов.

Также принимается ряд мер по защите прав и законных интересов участников уголовного процесса. С 1 апреля будущего года внедряется обязательный порядок видеосъемки действий по задержанию лица, разъяснению ему процессуальных прав и отказу от защитника. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов должны будут незамедлительно уведомить о задержании лица и месте содержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии - иных родственников или близких лиц. А начиная с 1 июля 2020 года факты применения мер процессуального принуждения, ограничивающих права, в том числе задержания лица, будут вносить в единую систему электронного учета.

Чтобы повысить эффективность обеспечения исполнения законов:

q палаты Олий Мажлиса должны совершенствовать и усилить работу по изучению состояния исполнения законодательных актов и правоприменительной практики, а также мониторингу за принятием подзаконных актов, широкой пропаганде принятых законов среди населения;

q Верховный суд будет ежеквартально обобщать судебную практику по изучению состояния единообразного и правильного применения законов при осуществлении судебной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, при необходимости принимать соответствующие постановления Пленума;

q Правительство обеспечит комплексное и целевое изучение законов, будет  ежеквартально обсуждать его результаты на заседаниях Президиума Кабинета Министров на плановой основе.

Намечена масштабная законотворческая работа по укреплению гарантий участников уголовного процесса и независимости судебной системы, развитию института адвокатуры и повышению статуса адвокатов, обеспечению свободы СМИ и определению профессиональных обязанностей журналистов.


* * *



С целью совершенствования системы регистрации прав на объекты недвижимости принято Постановление Кабинета Министров от 12.12.2019 г. N 987 "О мерах по поэтапному внедрению нового образца кадастрового паспорта объекта недвижимости".


Паспорт будет внедряться поэтапно:

q с 1 марта 2020 года - в г. Ташкенте, в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях;

q в остальных областях и в Каракалпакстане - поэтапно в 2020-2022 годы.

Начиная с 1 марта 2020 года, при возникновении прав на объект недвижимости, переходе прав к другому владельцу, изменении формы собственности объектов, находящихся в Ташкенте, в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях, обращающимся будут выдаваться кадастровые паспорта нового образца в центрах госуслуг.

Госкомземгеодезкадастру совместно с Минэкономпромом и ГНК поручено в течение месяца утвердить форму и описание нового образца кадастрового паспорта. За два месяца необходимо обеспечить выпуск достаточного количества паспортов и их доставку в центры госуслуг. При этом для финансирования будут привлекаться средства иностранных инвесторов.

Соответствующие изменения в нормативно-правовые акты должны быть внесены заинтересованными министерствами и ведомствами в течение одного месяца.


* * *



В Закон "О банкротстве" внесли целый ряд поправок (Закон Республики Узбекистан от 13.12.2019 г. N ЗРУ-594).


Прежде всего, в Законе отразили ранее намеченные изменения (Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.02.2019 г. N ПП-4146). В частности, снижен совокупный объем требований к должнику, являющийся признаком банкротства:

q с 500 до 300 БРВ - к юрлицу;

q с 30 до 20 БРВ - к индивидуальному предпринимателю или физлицу, утратившему этот статус.

С заявлением о признании банкротом организации с госдолей, у которой есть задолженность по денежным обязательствам перед государством, теперь может также обращаться Агентство по управлению госактивами.

Введено понятие однородных кредиторов. Это группа кредиторов с единообразными требованиями к должнику, не обладающих преимуществом  друг перед другом в их удовлетворении. Однородные кредиторы делятся на 5 групп:

q первая -  кредиторы по обязательствам должника, обеспеченным залогом;

q вторая - кредиторы по требованиям к должнику, вытекающим из договоров, не обеспеченным залогом, договоров поставки, оказания услуг и выполнения работ, а также договоров обязательного страхования и страхования кредита банка;

q третья - кредиторы по обязательным платежам;

q четвертая - кредиторы по оплате труда и выплате компенсаций по трудовым договорам, исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу средств со счета для удовлетворения требований о взыскании алиментов, по выплате вознаграждений по авторским договорам, обеспечивающие равную степень выполнения обязательств должника по платежам и требованиям, вытекающих из трудовых и приравненных к ним правоотношений, а также требованиям граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением;

q пятая - владельцы акций должника по начисленным дивидендам.   

Они обладают разным объемом полномочий из круга исключительной компетенции собрания кредиторов. Первая и вторая группы кредиторов имеют право голоса при рассмотрении вопросов:

q о заключении мирового соглашения;

q об избрании членов комитета кредиторов, определении его количественного состава и досрочном прекращении их полномочий;

q об обращении в экономический суд с ходатайством о введении судебной санации или внешнего управления и продлении его срока;

q об обращении в экономический суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства;

q об утверждении плана судебной санации и одобрении графика погашения задолженностей;

q об утверждении плана внешнего управления.

Третья группа вправе голосовать только по вопросам заключения мирового соглашения и об избрании членов комитета кредиторов, определении его количественного состава и досрочном прекращении их полномочий. Исходя из текста поправок, кредиторы четвертой и пятой групп правом голоса не наделены.

Кредиторы каждой группы с правом голоса имеют равные права на участие в голосовании. "Удельный вес" голоса каждого кредитора при этом остался неизменным - он пропорционален его доле в общей кредиторской задолженности на дату проведения собрания. Кредитор также вправе обжаловать решение суда, общего собрания кредиторов, действие (бездействие) судебного управляющего, которые нарушают его права и законные интересы, а также отказ судебного управляющего в удовлетворении требований кредитора в ходе проведения процедуры банкротства.

В свою очередь, представитель работников должника, судебный управляющий и представитель учредителей (участников) или собственника имущества должника лишились своего права совещательного голоса. Они, как и прежде, могут участвовать в собрании кредиторов и заседаниях комитета кредиторов, но без права голоса.

Рассмотрение дела о банкротстве в экономическом суде ускорено. Отведенный на это срок сокращен с 2 до 1 месяца (с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом к производству). Однако рассмотрение дела, по-прежнему, могут продлить на срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях). При этом, если в отношении руководителя или учредителей (участников) либо собственника предприятия возбуждено уголовное дело за действия (бездействие), приведшие к банкротству предприятия, рассмотрение дела в экономическом суде приостанавливается до принятия решения суда по уголовным делам.

Ряд изменений также касается отдельных процедур, предусмотренных Законом. В частности, судебная санация и внешнее управление больше не считаются процедурами банкротства - это процедуры восстановления платежеспособности. Чтобы экономический суд их ввел, требуется большинство голосов кредиторов в каждой из первой и второй групп. В случае удовлетворения ходатайства, кандидатуры  на должность временного и санирующего управляющего могут предлагать также профессиональные объединения судебных управляющих. Временного и санирующего управляющего обязали представлять кредитору информацию о финансовом состоянии должника и (или) своей работе в 10-дневный срок.

По ликвидационному производству:

а) срок данной процедуры сокращен с 1 года до 9 месяцев (это также предусматривалось Постановлением Президента от 1 февраля);

б) определен предельный срок его продления - 3 месяца;

в) прописан исчерпывающий перечень оснований для продления срока:

q наличие в производстве экономического суда дела, затрагивающего имущественные интересы должника-юрлица и его кредиторов;

q наличие нереализованного имущества  должника-юрлица, кроме случаев, когда имеются основания для прекращения дела о банкротстве;

q наличие уголовного дела по признакам лжебанкротства, сокрытия и преднамеренного банкротства, иных правонарушений или преступлений против должника-юрлица или его кредиторов, совершенных должностными лицами должника;

q необходимость устранения нарушений законодательства, указанных в определении экономического суда об отказе в утверждении отчета ликвидационного управляющего о результатах проведения процедуры ликвидационного производства;

q необходимость устранения нарушений законодательства, выявленных госорганом по делам о банкротстве;

г) если в отношении должника было введено ликвидационное производство без остановки его деятельности, но по итогам двух отчетных кварталов получены убытки - такой формат признается нецелесообразным и экономический суд может вынести определение о переходе к общей процедуре ликвидационного производства.




















































Время: 0.0426
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск