ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 14 по 20 марта 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 14 по 20 марта 2020 г.)


Как выдается паспорт на спортивное сооружение

           

Бизнесу и людям - беспрецедентная поддержка на время пандемии

          

Биржевые торги - отдельными товарными секциями

        

В столице реализуют программу "Цифровой Ташкент"

         

Как финансируют научно-техническое сопровождение проектов водного хозяйства

         

Контроль за оборотом спирта, алкоголя и табака автоматизируют

         

Как частному нотариусу получить лицензию

       

За семейные мероприятия не по регламенту - штраф

        

Вводится упрощенный порядок уплаты административных штрафов

        

Разрешен оборот каннабиса в промышленных целях

           

Как работают частные нотариусы

        

Как финансируют научно-исследовательские проекты и стартапы

      

Как это работает: перепись населения

      

У СЭЗ "Термез" новая территория

    

Систему городского пассажирского транспорта столицы оптимизируют

       

Соотечественникам упростили получение гражданства

       

Издательство и полиграфия: цены - свободные, лицензии и разрешения - отменяются

          

Производителей местной продукции поддержат

        

Сферу строительства реформируют и проведут эксперимент

       

Вводятся новые требования для получения узбекского гражданства

       

Нарушения в пенсионных выплатах выявит мониторинг



Как выдается паспорт на спортивное сооружение? Административный регламент оказания соответствующей государственной услуги утвержден Постановлением Кабинета Министров РУз от 17.03.2020 г. N 164.


Воспользоваться услугой могут все юридические лица, использующие физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения (далее - спортсооружения). Паспорт спортсооружения оформляет Центр сертификации и компьютеризации при Министерстве физической культуры и спорта (далее - Центр).

Субъектам предпринимательства госуслуга оказывается через центры государственных услуг или ЕПИГУ, а остальным юрлицам - через Центр или территориальные управления физкультуры и спорта (далее - управления).

Для оформления паспорта при обращении одним из вышеуказанных способов заполняется электронная анкета, подтверждаемая ЭЦП или другими средствами идентификации. Если спортсооружение арендуется для оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, к анкете прилагается договор аренды.

За оказание услуги уплачивается сбор в размере 1 БРВ.

Заполненную анкету незамедлительно направляют в Центр или управления, которые делают запросы в территориальные подразделения:

q санэпиднадзора - для получения заключения о соответствии зданий, сооружений и помещений санитарным нормам и правилам, нормативам гигиены;

q землеустройства и кадастра недвижимости - для получения информации о праве собственности на объект.

Запрашиваемые документы эти учреждения представляют не позднее 5 рабочих дней. Кроме того, управление в течение 7 рабочих дней вместе с заявителем производит осмотр объекта на месте, измеряет и фотографирует его основные и вспомогательные здания, заполняет бланк паспорта.


Паспорт спортсооружения - это документ, содержащий сведения о технической и производственной мощностях, рабочей и полезной площади, технических показателях, вместимости зданий и сооружений, входящих в состав спортсооружения, а также его владельце, адресе.


В зависимости от технических и эксплуатационных показателей, а также оснащенности спортсооружения подразделяются на 6 категорий: высшая и первая-пятая категории. Если сооружение высшей или первой категории, в осмотре также участвует представитель Центра.

Заполненный бланк паспорта подписывают владелец объекта, представители управления и Центра (при его участии). В течение 3 рабочих дней бланк вместе с рекомендацией управления и документами санэпиднадзора и кадастра направляют в Центр, где не позднее 5 рабочих дней их изучают и отправляют в Министерство физкультуры и спорта с предложением о присвоении сооружению соответствующей категории.

Министерство в 3-дневный срок выносит приказ об утверждении (отказе в утверждении) категории и направляет его в Центр. После получения приказа Центр отправляет заявителю договор на оплату оформления и выдачи паспорта. Размер сбора зависит от категории объекта и исчисляется кратно БРВ.

       

          

     

Категория спортсооружения

        

       

Размер сбора

(кратно БРВ)

          

Высшая


36

Первая


30

Вторая


15

Третья


12

Четвертая


6 (2*)

Пятая


12


*) Для спортсооружений вузов, а также министерств физкультуры и спорта, народного образования, высшего и среднего специального образования.

        

После оплаты сбора заявителем ему выдается паспорт, срок действия которого также зависит от категории:

q высшая и первая категория - на 5 лет;

q вторая, третья и четвертая - на 3 года;

q пятая категория - до 2 лет (исходя из срока аренды сооружения).

Все данные по объекту вносятся в Госреестр спортсооружений.


* * *



Президент утвердил пакет мер по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений (Указ Президента Республики Узбекистан от 19.03.2020 г. N УП-5969 "О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений"). Главные тезисы документа цитирует Министерство финансов.


При Минфине создается антикризисный фонд в объеме 10 трлн сумов. Его средства направят на мероприятия по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, поддержку предпринимательства, занятости населения, включая реализацию инфраструктурных проектов, обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики и расширение социальной поддержки населения.

Также образуется Республиканская антикризисная комиссия во главе с Премьер-министром страны. Она будет оперативно решать возникшие проблемы и готовить дополнительные меры.

Запланированы следующие шаги:

q во-первых, усиленная соцподдержка населения:

q с 1 апреля 2020 года на 10% (с 595,4 тыс. до 655 тыс.) увеличится число получателей пособий семьям с детьми в возрасте до 14 лет, по уходу за ребенком до достижения им 2 лет и материальной помощи;

q вводится ежедневная доплата - 6% от месячного должностного оклада 5 482 медицинским, санитарно-эпидемиологическим и другим работникам, участвующим в мероприятиях по борьбе с коронавирусом. К примеру, врачи станут ежедневно дополнительно получать 160 тыс. сумов;

q своевременно продолжат получать зарплату 1,040 млн сотрудников государственных учебных, спортивных и культурных учреждений, приостановивших свою деятельность;

q будет упрощена система выдачи больничных;

q будут предоставляться налоговые льготы и отсрочки;

q предлагается освободить от уплаты налогов доходы физических лиц в виде материальной выгоды, полученные от благотворительных организаций;

q во-вторых, поддержка работающих граждан:

q гарантируется сохранение рабочих мест и среднемесячных доходов лиц, помещенных в карантин;

q работодателям запрещается увольнять родителей детей, зараженных коронавирусной инфекцией или помещенных на карантин;

q во время карантина родителям воспитанников детсадов и учеников начальных классов предоставляется отпуск;

q пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% от средней зарплаты станут получат родители, помещенные на карантин, и лица, осуществляющие уход за их ребенком;

q разрешается перевод на дистанционный метод, гибкий график работы или работу на дому сотрудников, особенно беременных женщин, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями;

q в-третьих, обеспечение продовольствием:

q определят перечень и объемы продовольствия для закупки и формирования резерва;

q вводится мониторинг объемов производства сырья для выпуска потребительских товаров;

q цены на рынках будут мониторить с жестким контролем за недопущением дефицита и искусственного завышения цен на социально значимые продовольственные товары;

q в-четвертых, поддержка экономики, особенно предпринимательства:

q мораторий на налоговые проверки до конца года;

q юридическим лицам дается отсрочка на 6 месяцев по уплате налогов на имущество, землю и за пользование водными ресурсами;

q с 1 апреля до 1 октября минимальная сумма социального налога для индивидуальных предпринимателей снижается со 100% до 50% БРВ в месяц (с 223 до 111,5 тыс. сумов);

q на 50% снижается ставка налога за пользование водными ресурсами для орошения сельхозугодий;

q до 1 октября приостанавливается применение штрафных санкций к хозяйствующим субъектам за просроченную внешнеторговую дебиторскую задолженность;

q с 15 апреля до 15 октября продлевается срок уплаты налога на имущество и земельного налога физлиц;

q с 1 апреля до 1 августа продлевается срок представления декларации о доходе физических лиц за 2019 год;

q с 1 апреля до 1 октября приостанавливается начисление туристского (гостиничного) сбора;

q в-пятых, поддержка экспорта:

q для предотвращения возможных штрафных санкций в отношении предпринимателей будет опубликовано официальное уведомление о наступлении форс-мажора;

q предпринимателям разрешается экспортировать товары без обеспечения гарантийного платежа, если просроченная дебиторская задолженность не превышает 10% от общего годового экспорта;

q в-шестых, поддержка финансовой стабильности:

q банки предоставят частному сектору до 30 трлн сумов возобновляемых револьверных кредитов для пополнения оборотных средств;

q до 1 октября банки дадут отсрочки на общую сумму 5 трлн сумов по выплате кредитов, выданных туристическим, гостиничным, транспортно-логистическим компаниям, частным образовательным организациям, предприятиям общепита и другим, столкнувшимся с финансовыми трудностями;

q до 1 июня 2020 года в коммерческих банках пройдет стресс-тестирование и оценка качества их активов.


* * *



Приняты дополнительные меры по широкому внедрению передовых информационных технологий в деятельность товарно-сырьевых бирж и дальнейшему развитию электронной коммерции (Постановление Кабинета Министров РУз от 18.03.2020 г. N 170).


Документ направлен на совершенствование механизмов биржевой торговли, в частности повышение прозрачности электронных торгов и недопущение вмешательства в их процесс. Для этого утвержден План мероприятий, включающий следующие основные направления:

q внедрение инновационных IT-технологий в процесс организации и проведения электронных торгов;

q всесторонний анализ конъюнктуры товарного рынка и факторов, оказывающих на нее существенное влияние, в целях прогнозирования цен, требований и предложений;

q совершенствование форм проведения биржевых торгов, внедрение новых средств торговли, в том числе ускоренное развитие электронной коммерции;

q внедрение современных финансовых и НR-менеджментных методов, отвечающих мировым стандартам.

С 1 июня 2020 года вводится порядок, предусматривающий:

q проведение биржевых торгов по товарным сегментам отдельными секциями с учетом специфики продукции и правом доступа членам биржи;

q аккредитацию юридических лиц в  качестве членов биржи, учитывая реализацию продукции по секционному принципу, а также внедрение прозрачного механизма предоставления брокерских мест через официальные веб-сайты биржи;

q регулярное (каждые 3 года) определение уровня квалификации действующих членов биржи на соответствие требованиям биржевой торговли.

Утверждено Положение о порядке реализации высоколиквидной и монопольной продукции на биржевых торгах товарно-сырьевых бирж. Документ подробно прописывает механизм (Постановление Президента Республики Узбекистан от 08.10.2019 г. N ПП-4484 "О мерах по повышению эффективности деятельности товарно-сырьевых бирж и дальнейшему совершенствованию механизмов биржевой торговли"):

q формирования объемов продукции и их реализации на биржевых торгах;

q реализации продукции через биржевые торги и формирования их объема;

q определения стартовых цен выставляемого товара, взаиморасчетов и отгрузки продукции;

q купли-продажи биржевых товаров с условием их поставки с отсрочкой на срок более 1 месяца (форварды);

q расчета средневзвешенных биржевых котировок (цен);

q мониторинга цен продукции;

q реализации товара на экспорт.


* * *



Принято Постановление Президента от 17.03.2020 г. N ПП-4642 "О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте".


Документом утверждена комплексная программа "Цифровой Ташкент", в рамках которой в 2020 году внедряются:

q единая информационная система онлайн-приобретения электронных билетов на авиа-, ж/д и другие транспортные услуги - до 1 мая;

q единая информационная система для ведения журналов и дневников учащихся в электронной форме с отменой их бумажной формы во всех общеобразовательных школах - до 1 сентября;

q единая инфосистема "Менинг уйим" ("Мой дом"), обеспечивающая онлайн-оплату коммунальных услуг (природный газ, электроэнергия, питьевая и горячая вода) и электронное взаимодействие с организациями, оказывающими коммунальные услуги, - до 1 ноября;

q информационная система "Ягона электрон тиббий карта" ("Единая электронная медицинская карта"), 62 семейные поликлиники подключаются к информационной системе "Электрон поликлиника" ("Электронная поликлиника") - до 1 декабря.

Чтобы это реализовать столичный хокимият учреждает Департамент цифрового развития, в структуре которого создаются отраслевые проектные офисы, а при нем - Информационно-аналитический центр "Ракамли пойтахт" ("Цифровая столица"). Глава департамента по должности является заместителем хокима Ташкента по вопросам внедрения информационных технологий.

Текущие расходы департамента финансируются из местного бюджета Ташкента, поэтому с 1 апреля в него начнут перечислять:

q во-первых, в полном объеме:

q ежемесячные сборы за право размещения (распространения) внешней рекламы на объектах (конструкциях) наружной рекламы в Ташкенте, средства, поступающие от выдачи паспортов рекламных мест для объектов внешней рекламы, а также средства, выплачиваемые по итогам электронного аукциона на право строительства объектов наружной рекламы (за вычетом суммы, выплачиваемой организатору за проведение аукционных торгов);

q штрафы за нарушение правил остановки в придорожных платных местах временной остановки автотранспорта, организованных в Ташкенте;

q во-вторых, 80% штрафов за нарушение Правил дорожного движения, зафиксированных спецсредствами фото- и видеофиксации в Ташкенте, остальные 20% - во внебюджетный Фонд развития столичного ГУВД.

В ходе реализации программы:

q проектные офисы проводят предпроектные изучения, разрабатывают концепции и техзадания по реализации проектов;

q экспертизу проектно-технических документов проводит исключительно Мининфоком и ГУП "Киберхавфсизлик маркази" ("Центр кибербезопасности");

q департамент путем проведения конкурсов привлекает и заключает договоры с разработчиками и интеграторами информационных систем и программных продуктов. По проектам до 1 млрд сумов конкурс проводится среди резидентов столичного технопарка.

С 1 мая формирование, хранение и обработка информации в информационных системах и ресурсах госорганов и организаций происходит исключительно с использованием уникальных идентификаторов: ПИНФЛ, ИНН юрлиц, кадастрового номера недвижимости, геокода адресов и идентификационного номера транспортного средства.

Начиная с сентября, при разработке информационных систем и программных продуктов госорганы и организации обязаны:

q использовать единые технологические решения, классификаторы и стандарты, утвержденные Мининфокомом;

q обеспечить использование преимущественно электронных документов единого открытого формата, свободных от лицензионных ограничений при внедрении программных продуктов;

q установить аппаратно-программные системы по утвержденным соответствующим национальным стандартам и техническим требованиям.

До 1 мая 2020 года должны запустить портал и мобильное приложение "Халк назорати" для организации общественного контроля за состоянием городской инфраструктуры, качеством госуслуг и другими вопросами, интересующими население.

На территории столичного хокимията (Шайхантахурский р-н, ул. Ислама Каримова, 51) построят ситуационный центр "Ракамли Тошкент". Городской администрации поручено в месячный срок запустить открытый информационный портал для организации общественного контроля за реализацией проектов программы, получения полной информации о состоянии, участниках и финансировании, а также поставщиках оборудования.


* * *



Как финансируют научно-техническое сопровождение проектов водного хозяйства? Соответствующий порядок утвержден Постановлением Кабинета Министров от 13.03.2020 г. N 155.


Начиная с 2020 года, в расчет стоимости проектно-изыскательских работ (ПИР) по строительству и реконструкции объектов водного хозяйства включаются дополнительные средства до 10% от общей стоимости ПИР. Одна половина этих дополнительных средств идет на финансирование научно-технического сопровождения ПИР, другая - в Фонд развития водного хозяйства при Минводхозе.

Научно-техническое сопровождение ПИР осуществляет Специализированная проектная группа при Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (далее - Институт), без образования юридического лица. В группу привлекаются исключительно отечественные образовательные и научно-исследовательские учреждения, а также отдельные ученые.

Основные задачи проектной группы:

q проектирование строительства, реконструкции и модернизации объектов водного хозяйства и водоснабжения населенных пунктов;

q научно-техническое сопровождение ПИР и реализации проектов в сфере водного хозяйства и водоснабжения;

q оценка и разработка расчетных обоснований надежности и безопасности эксплуатации объектов водного хозяйства, а также воздействия водохозяйственной деятельности на окружающую среду;

q изучение и анализ качества разрабатываемых проектных заданий и предпроектной документации, геологических, гидрологических данных;

q инициирование специальных научно-исследовательских работ по проблемным проектам и пр.

Процедура организации и финансирования научно-технического сопровождения ПИР состоит их нескольких этапов, включающих:

q формирование, анализ и обсуждение предварительного списка проектов, требующих научно-технического сопровождения;

q утверждение окончательного перечня проектов и представление соответствующего решения отраслевого научно-технического совета в Агентство по реализации проектов в сфере водного хозяйства при Минводхозе;

q разработку и согласование адресных программ проектно-изыскательских работ на следующий год, с последующим их направлением в Минводхоз для утверждения и передачей для исполнения в госпредприятия системы "Сувқурилишинвест".

Госпредприятия "Сувқурилишинвест" заключают с Институтом договор на выполнение Специализированной проектной группой научно-технического сопровождения по каждым проектно-изыскательским работам и финансируют их.


* * *



С 19 июня начнет действовать система "риск-анализа" при проведении контроля производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции (Постановление Кабинета Министров РУз от 18.03.2020 г. N 166).


Новую систему разработают в ближайшее время и до 1 мая этого года внедрят в деятельность Инспекции по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов (далее - Инспекция).

Система "риск-анализа" - это автоматический (без вмешательства человеческого фактора) анализ риска правонарушений в сфере производства и оборота продукции на предприятиях-производителях пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также предприятиях оптовой торговли алкоголем.

Система на основе внутренних данных Инспекции и внешних данных, получаемых от Минфина, ГНК и ГТК, анализирует:

q нарушение лицензионных требований и условий;

q соразмерность расходуемых сырья и вспомогательных материалов по отношению к готовой продукции;

q случаи отсутствия документов при хранении, перевозке и реализации продукции;

q возврат в производственный цикл образцов продукции по результатам проведенных испытаний на предприятиях, производящих пищевой этиловый спирт;

q случаи реализации продукции без маркировки или с поддельными акцизными марками;

q жалобы физических и юридических лиц на деятельность какой-либо организации и т.д.

На основе полученных данных проводится полный анализ соблюдения субъектами предпринимательства лицензионных требований и условий, по итогам которого оценивается степень риска правонарушений по балльной системе. Балльная система оценки утверждается приказом Инспекции по согласованию с Уполномоченным при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (бизнес-омбудсман).

По результатам анализа и оценки субъекты предпринимательства делятся на 3 категории: с высокой, средней и низкой степенью риска совершения правонарушений. Инспекция формирует их список и применяет следующие меры:

q в отношении субъектов с высокой степенью риска - обращается в уполномоченный орган для проведения проверки;

q субъектам со средней степенью риска направляет письменное оповещение с подробным описанием выявленных недостатков и несоответствий. Если организация не устранит недостатки и не представит об этом ответное письмо вместе с подтверждающими документами, Инспекция обращается в уполномоченный орган для инициирования проверки;

q организациям с низкой степенью риска Инспекция направляет письменное оповещение с указанием выявленных недостатков, без проведения проверки.


* * *



Как частному нотариусу получить лицензию? Административный регламент оказания соответствующей госуслуги утвержден Постановлением Кабинета Министров от 16.03.2020 г. N 156.


Напомним, в 2019 году началось реформирование системы нотариата в стране. В частности, с 1 января этого года стартует поэтапная реорганизация государственных нотариальных контор в частные путем их регистрации в органах юстиции. Государственные конторы продолжат работать до появления в соответствующем нотариальном округе необходимого количества частных.


Для занятия частной нотариальной деятельностью нужно получить лицензию. Действующим нотариусам она оформляется напрямую территориальными органами юстиции на основании подаваемых заявлений. Остальным претендентам на получение лицензии придется пройти через определенную процедуру.

Условиями осуществления частной нотариальной деятельности являются:

q соблюдение законодательства о нотариате, правил профессиональной этики и присяги нотариуса, конфиденциальности нотариальных действий;

q членство в Нотариальной палате;

q выполнение минимальных требований в части организации деятельности нотариальной конторы;

q работа не менее 2 лет в нотариальном округе, где организуется контора;

q обязательное страхование гражданской ответственности нотариуса;

q повышение квалификации минимум раз в 3 года.

Лица, проработавшие судьями минимум 5 лет, помощниками нотариуса либо в должностях органов юстиции, связанных с руководством и контролем нотариальной деятельности не менее 3 лет, вправе сдать экзамен без прохождения стажировки. 

Бывшие дознаватели, следователи, прокуроры, руководящие сотрудники органов юстиции (кроме указанных выше), адвокаты стажируются 6 месяцев вместо года, если проработали минимум 3 года, и с момента прекращения срока их полномочий не прошло больше 5 лет.

Претендент на получение лицензии должен:

q быть в возрасте от 25 до 65 лет;

q иметь высшее юридическое образование;

q иметь 3-летний стаж работы по юридической специальности;

q пройти стажировку в нотариальной конторе не менее 1 года;

q сдать квалификационный экзамен.

Для получения лицензии претендент обращается явочно в центры госуслуг (ЦГУ) или проходит регистрацию на ЕПИГУ, заполняет электронную анкету и подтверждает ее своей ЭЦП или другими средствами идентификации. К анкете прилагаются:

q копии диплома о высшем образовании или свидетельства о нострификации зарубежного диплома;

q заверенная копия трудовой книжки или выписка из системы "Электронная трудовая книжка".

Заполненная анкета направляется в Высшую квалификационную комиссию при Министерстве юстиции, которая по итогам рассмотрения выносит заключение о допуске или отказе в допуске до экзамена.

Конкурс проводится не ранее чем через 5, но не позднее 15 дней со дня утверждения заключения. Претендентов как минимум за 5 дней заранее информируют о дне и месте проведения конкурса. Кроме того, эти сведения размещают на официальном веб-сайте Минюста.

Сам порядок проведения экзамена определяет Минюст. Успешной считается сдача экзамена, если набрано более 55% от максимального балла. Не сдавшие экзамен, не пришедшие на него без уважительных причин, а также отстраненные от экзамена лица могут повторно участвовать в испытании через 6 месяцев.

Результаты прошедшего экзамена оформляются решением комиссии. Выписка из него направляется в соответствующий орган юстиции для оформления лицензии. Претендент должен обратиться туда для получения лицензии через ЦГУ или ЕПИГУ в течение 1 месяца.

За оказание госуслуги взимается сбор в размере 0,5 БРВ, а за выдачу лицензии - госпошлина в установленном размере.


* * *



Вводится административная ответственность за несоблюдение требований к порядку проведения свадеб, семейных торжеств, обрядов и ритуалов (Закон Республики Узбекистан от 17.03.2020 г. N ЗРУ-612). Статья начнет действовать через три месяца.


Напомним, в сентябре 2019 года парламент утвердил регламент проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших.


В частности семейные мероприятия могут проходить только 1 день (похоронные и поминальные - 3 дня) в промежутке с 06:00 до 23:00. О проведении свадебных торжеств нужно заранее уведомлять орган самоуправления граждан по месту жительства, а участвовать в них может до 200 человек (на совместных свадьбах - до 250), сопровождать молодожен - не более 3 легковых авто.

Через три месяца за несоблюдение требований к порядку проведения свадеб, семейных торжеств, обрядов и ритуалов начнут штрафовать. Ответственности по новой статье КоАО подлежат:

q лица, проводящие свадьбы, семейные торжества, обряды и ритуалы, - штраф в сумме 10 БРВ;

q должностные лица свадебных домов, кафе и ресторанов - штраф в сумме 30 БРВ, а за повторное нарушение в течение года после взыскания - 50 БРВ.

Дела об административных правонарушениях в данном случае рассматривают административные суды.


* * *



Вводится упрощенный порядок уплаты административных штрафов. Заплатив 70% в течение 15 дней, остальные 30% можно будет не погашать. Соответствующие поправки внесли в КоАО (Закон Республики Узбекистан от 17.03.2020 г. N ЗРУ-612).


Общий срок, в течение которого правонарушитель должен уплатить штраф, увеличен с 15 до 30 дней. Он исчисляется со дня вручения постановления о наложении штрафа. Это касается только постановлений о наложении штрафа, вынесенных после 18 марта 2020 года.

В части уплаты штрафов за нарушения Правил дорожного движения изменений нет. Как и прежде, они должны быть погашены в течение 60 дней со дня получения постановления.

Одновременно внедряется упрощенный порядок исполнения постановлений о наложении штрафа. Теперь, если правонарушитель добровольно уплатит 70% штрафа в течение 15 дней со дня вручения ему постановления, он освобождается от оставшейся части (30%).

Исключения, когда упрощенный порядок не применяется, составляют случаи:

q наложения штрафа за совершение административного правонарушения судом;

q обжалования или принесения протеста на постановление о наложении штрафа;

q повторного совершения одного и того же правонарушения в течение года после применения административного взыскания.


* * *



В Узбекистане демонополизируется еще одна сфера - культивирование и оборот отдельных наркотикосодержащих растений (Закон Республики Узбекистан от 17.03.2020 г. N ЗРУ-612).


До настоящего времени культивирование и оборот наркотикосодержащих растений являлись государственной монополией. Культивированием могли заниматься только госпредприятия и только в научных целях.

Однако отдельные наркосодержащие растения, например, каннабис широко используются в промышленности. Некоторые его сорта применяются в качестве фармацевтического сырья (каннабидиол), задействуются в топливной, текстильной, легкой (конопляное масло), бумажной, строительной и других отраслях, для производства грубого растительного волокна (пенька).

В Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (Приложение N 1 к Постановлению ОМ РУз от 12.05.2001 г. N 222-II), внесли поправки. Теперь юрлицо, получив лицензию, сможет заниматься культивированием, ввозом и вывозом, переработкой, хранением, реализацией (отпуском), приобретением и перевозкой каннабиса с содержанием тетрагидроканнабинола до 0,2%. Все это возможно в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно поправкам, Кабинет Министров должен определить:

q сорта каннабиса, разрешенного к культивированию и обороту в промышленных целях, а также условия их культивирования и оборота;

q порядок выдачи лицензий на данный вид деятельности.


* * *



Утвержден порядок организации деятельности частных нотариальных контор (Постановление Кабинета Министров РУз от 16.03.2020 г. N 156).


Частные нотариальные конторы начинают свою деятельность после получения лицензии и регистрации в местных органах юстиции.

После организации нотариальной конторы нотариус в течение 3 рабочих дней оповещает об этом соответствующий орган юстиции путем представления извещения по утвержденной форме. Орган юстиции не позднее следующего дня после постановки нотариуса на учет информирует об этом соответствующее территориальное управление Нотариальной палаты. С момента поступления такого извещения лицо становится членом Палаты и приобретает статус нотариуса.

Нотариус работает без образования юридического лица. В наименовании нотариуса должны содержаться слова "Нотариус, занимающийся частной практикой", а также соответствующие район и город.

Нотариус открывает расчетный счет в банке, заключает и прекращает трудовые договоры. У него могут быть стажер, помощник, секретарь и другие сотрудники (например, оператор, курьер). При необходимости он также вправе заключать гражданско-правовые договоры со специалистами и юридическими лицами. Нотариус сам определяет свое рабочее время и время отдыха, организует работу своих сотрудников согласно действующему трудовому законодательству. Перед началом осуществления деятельности нотариус обязан застраховать свою гражданскую ответственность. 

Нотариус самостоятельно финансирует свою деятельность. При этом в его распоряжении остается 10% госпошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий. Остальное направляются: в местные бюджеты - 80% и на формирование внебюджетного фонда развития органов и учреждений юстиции - 10%. Еще один источник финансирования частной конторы - платежи, взимаемые за выполнение дополнительных действий правового и технического характера, а также оказание услуг в рамках активной модели нотариата.

Нотариальные действия совершаются посредством автоматизированной системы "Нотариус", за использование которой нотариус ежемесячно выплачивает 0,5 БРВ на основании договора с Минюстом.

Здание конторы, в которой работает нотариус, располагается в пределах его нотариального округа. Конкретное место работы определяет сам нотариус. Территория каждого района (города) считается одним нотариальным округом. Помещение, где осуществляется нотариальная деятельность, должно принадлежать нотариусу на праве владения, пользования и распоряжения и иметь все условия для совершения нотариальных действий, в том числе для аудио- и видеофиксации, приема платежей, хранения документов. Нотариус работает только в одном здании. При этом несколько нотариусов могут размещаться вместе. Минюст и управления юстиции во время проведения проверок также проверяют соблюдение нотариусом минимальных требований к помещению.

Минюст, управления юстиции, Нотариальная палата и его территориальные управления могут проводить камеральные, краткосрочные и плановые (не реже 1 раза в 3 года) проверки.

Деятельность нотариуса прекращается в добровольном или судебном порядке.


* * *



Как финансируют научно-исследовательские проекты и стартапы? Свое дальнейшее развитие получили меры по поддержке научно-исследовательской и инновационной деятельности. Это предусмотрено Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.03.2020 г. N 133.


Актом утверждены положения:

q о государственном заказе на научно-исследовательские работы;

q о порядке отбора и финансирования стартап-проектов;

q о Научно-технических советах при Министерстве инновационного развития.



Как оформляется госзаказ на научно-исследовательские работы


Формированием и реализацией госзаказа на научно-исследовательские работы занимается Министерство инновационного развития (далее - Министерство). Оно определяет направления, тематику и объемы финансирования работ, выполняемых в форме фундаментальных, практических и инновационных проектов. Отбор проектов производится либо на конкурсной основе, либо вне конкурса, когда отсутствуют альтернативные проектные предложения.

Объявление о конкурсе размещается на официальном веб-сайте заказчика с указанием условий оформления и подачи заявок. Каждый из видов проекта (фундаментальный, практический или инновационный) должен соответствовать конкретным требованиям. Общим условием для всех является средний возраст ученого коллектива - не выше 45 лет на момент начала выполнения работ (среднее арифметическое от возраста всех исполнителей).

В срок не более 15 дней со дня окончания приема заявок Министерство проводит предварительную техническую экспертизу всех представленных проектов на соответствие установленным требованиям. При положительных результатах работы направляют на научную экспертизу. Ее осуществляют научные технические советы путем оценки определенных критериев. Победителей рекомендуют к финансированию, о чем коллегия Министерства выносит соответствующее решение.

Госзаказ формируется путем заключения договора между Министерством (заказчик) и соответствующей организацией - исполнителем проекта.



Как отбирают и финансируют стартап-проекты


Стартапы финансируются через Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей. Минимум дважды в год Министерство объявляет конкурс стартапов с указанием условий участия, тематики и сроков сдачи проектов. Объявление размещается на официальном сайте Министерства и, при необходимости, в других СМИ.

В конкурсе могут участвовать все научно-исследовательские учреждения и вузы, опытно-конструкторские организации, инновационные центры независимо от организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, а также частные компании и физические лица. 

Стартап-проекты проходят трехступенчатую экспертизу:

q техническую - она проводится на начальном этапе для проверки соответствия проектов конкурсным условиям;

q финансово-экономическую - к ней допускают проекты, успешно прошедшие техническую экспертизу;

q экспертизу научно-технического совета. На этом этапе совет назначает двух независимых экспертов с ученой степенью или предпринимательским опытом. Они изучают проекты и оценивают их по 100-балльной системе согласно утвержденным критериям и методике. Выданное экспертами заключение проходит открытое обсуждение научно-технического совета.

Обобщенные результаты экспертизы направляют в Министерство, где коллегия выносит решение о финансировании проекта.


* * *



Опубликован Закон от 16.03.2020 г. N ЗРУ-611 "О переписи населения".


Напомним, всеобщая перепись населения в Узбекистане запланирована на 2022 год. Уже утверждена Концепция и Программа комплексных мер по ее проведению (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 05.02.2019 г. N УП-5655).


Перепись населения - это периодический процесс сбора и обработки персональных данных, определяющих на установленную дату демографические и социально-экономические характеристики населения. Может проводиться как по всей республике, так и на определенных ее территориях с периодичностью не реже 1 раза в 10 лет. Предложение о проведении переписи населения Правительство вносит Президенту, как правило, за 3 года до ее предполагаемой даты.

Основная цель - получить достоверную и объективную информацию о состоянии и динамике развития структуры населения, необходимую для определения и реализации приоритетных направлений госполитики в области социально-экономического и общественно-политического развития страны.

Перепись проводится по программе, то есть определенному перечню вопросов, среди которых обязательные: Ф.И.О., дата и место рождения, возраст, пол, национальность, гражданство, место жительства (место пребывания), владение языками, образование, состояние в браке, количество детей, состав домохозяйства, жилищные условия, занятость, источники средств к существованию и миграция (внутренняя и внешняя). Правительство может дополнительно включить в программу иные вопросы, но не включенные в нее - задавать запрещено. Все собранные персональные данные конфиденциальны и не подлежат раскрытию и распространению без согласия респондента.

По закону для апробации проекта программы, форм переписной документации, сбора и обработки персональных данных и прочих мероприятий проводится пробная перепись. Ее процедуру устанавливает Кабинет Министров.

Опрос респондентов проводится с заполнением переписных листов при обходе мест их проживания (пребывания) либо в помещениях, специально отведенных для этого хокимиятами. Могут использоваться информационно-коммуникационные технологи с условием обеспечения информационной безопасности.

Респонденты опрашиваются на госязыке, а не владеющие им - на родном или свободно выбранном языке общения. Переписные листы со слов респондентов заполняет переписной персонал (кроме спецконтингента). Если респондент отказался отвечать на вопросы, переписной лист заполняется на основе данных органов самоуправления граждан или хокимиятов.

По итогам проведенной переписи формируется сводная статистическая информация. Основные показатели демографического и социально-экономического положения общедоступны и публикуются в СМИ, размещаются на официальном сайте специально уполномоченного госоргана.

Подготовка и проведение переписи населения финансируется из госбюджета и иных не запрещенных средств.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 13.03.2020 г. N 148 приняты меры по совершенствованию деятельности свободной экономической зоны "Термез".


Напомним, СЭЗ "Термез" создана в сентябре 2018 года. Ранее она располагалась на территории сельского схода граждан "Учкизил" Термезского района Сурхандарьинской области (Постановление Кабинета Министров РУз от 17.01.2019 г. N 44). Принятым актом определено новое место расположения СЭЗ - земельный участок в 80,6 га на территории центра "Термез карго".


Дирекция СЭЗ "Термез" в форме общества с ограниченной ответственностью преобразована в государственное унитарное предприятие (ГУП). Для ее содержания на период 2020-2021 годов выделят необходимые средства из резервного фонда Правительства с условием дальнейшего перехода на самофинансирование. А на формирование уставного фонда направят 1 млрд сумов. Дирекцию разместят по адресу: город Термез, улица Ат-Термезий, 1а. В дальнейшем  построят современное административное здание.

Соответственно, утверждены новые границы территорий, входящих в состав СЭЗ, а также Структура и Устав ее дирекции.

В двухмесячный срок:

q утвердят генеральный план СЭЗ;

q разработают адресную программу по размещению на территории СЭЗ предприятий-производителей импортозамещающей и экспортоориентированной готовой продукции, материалов и запчастей. Предпринимателей будут постоянно информировать о видах продукции, предлагаемой к освоению;

q определят порядок финансирования создания и размещения на территории СЭЗ инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

В течение трех месяцев внесут предложения по созданию на территории СЭЗ логистического центра и таможенного пункта.


* * *



Кабинет Министров принял Постановление от 16.03.2020 г. N 157 "О мерах по совершенствованию системы городского пассажирского транспорта города Ташкента".


Для повышения эффективности оказываемых услуг пассажирского транспорта, обеспечения безопасности движения, а также интеграции транспортной системы:

q до конца I квартала 2020 года завершат второй этап (2,9 км) Юнусабадской линии метро, первый этап наземной кольцевой линии (11,5 км) и первый этап Сергелийского направления метро (5,8 км);

q оптимизируют 131 направление городского пассажирского транспорта, закроют 14 и откроют 7 новых маршрутов;

q до 1 мая 2020 года внедрят единый проездной билет по всем видам городского пассажирского транспорта;

q в порядке эксперимента по улице Фаргона йули с 1 октября 2020 года организуют скоростную дорогу (Bus rapid transit - BRT) по выделенной полосе. Для перевозки пассажиров по ней закупят 20 современных электробусов и необходимое оборудование для их зарядки;

q до 1 сентября 2020 года внедрят электронную систему планирования движения пассажирского транспорта "Менинг йуналишим" ("Мой маршрут");

q до 1 декабря 2020 года внедрят систему автоматического объявления остановок в салонах автобусов, а также оснастят крупные остановки электронно-цифровыми табло, указывающими время прибытия автобусов.

С привлечением зарубежных консультантов до конца 2021 года будет разработан генеральный план транспортной и дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента.


* * *



С 15 сентября вводится упрощенный порядок приема в гражданство Узбекистана соотечественников - иностранных граждан. Он прописан в новой редакции закона о национальном гражданстве (Закон Республики Узбекистан от 13.03.2020 г. N ЗРУ-610).


Напомним, в 2018 году глава государства определил основы государственной политики в отношениях с соотечественниками, проживающими за рубежом. В числе мер - предоставление им узбекского гражданства по упрощенной процедуре (Постановление Президента Республики Узбекистан от 25.10.2018 г. N ПП-3982).


Принятый Закон отвечает на два основных вопроса.


Кто считается соотечественниками? Это лицо и его родственники по прямой нисходящей линии (дети, внуки, правнуки и т.д.), которые родились или ранее жили в Узбекистане, но не состоящие в гражданстве, проживающие за его пределами. Условие - их родственники по прямой восходящей линии (родители, бабушки/дедушки, прабабушки/прадедушки и т.д.) должны жить в Узбекистане и быть гражданами нашей страны.


Какова процедура приема в гражданство? Соотечественники - иностранные граждане или лица без гражданства могут рассчитывать на упрощенный порядок, если:

q у них есть хотя бы один родственник по прямой восходящей линии - гражданин Узбекистана, проживающий в республике;

q имеют законный источник существования;

q обязуются соблюдать Конституцию страны;

q владеют государственным языком в пределах, необходимых для общения.

Причем первое условие может не учитываться в отношении соотечественника или членов его семьи, имеющих высокие достижения в области науки и научной деятельности, техники, культуры и спорта, а также обладающих профессией или квалификацией, представляющей интерес для Узбекистана.

Предложения о целесообразности предоставления гражданства в упрощенном порядке главе государства вносит Комиссия по вопросам гражданства при Президенте по итогам рассмотрения материалов.

На основании принятого решения выдается гарантийное письмо о предоставлении узбекского гражданства, если соотечественник выйдет из своего иностранного гражданства. Срок действия гарантийного письма - 1 год, по решению комиссии может быть продлен еще на год. Гарантийное письмо вручает орган внутренних дел или консульское учреждение заявителю или его законному представителю либо направляется по почте.

Как только человек представит документ о выходе из гражданства иностранного государства, его принимают в гражданство Узбекистана в соответствии с указом Президента.


* * *



Президент подписал Постановление от 16.03.2020 г. N ПП-4640 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию издательской и полиграфической сферы".


Согласно документу:

q во-первых, с 1 октября 2020 года отменяется госрегулирование цен (установление предельного уровня рентабельности) при издании, переиздании учебников и учебно-методических комплексов для образовательных учреждений за счет республиканского бюджета и средств Республиканского целевого книжного фонда. Издательские и полиграфические предприятия, в том числе выполняющие госзаказ, свободны в ценообразовании и исходят из рыночных механизмов;

q во-вторых, с 1 июля 2020 года внедряется система уведомления уполномоченного госоргана о начале издательской и полиграфической деятельности с отменой лицензирования издательской деятельности и выдачи разрешений на полиграфическую деятельность. Уведомление направляется посредством автоматизированной информационной системы;

q в-третьих, с 1 января 2021 года отменяются отчисления в фонд "Ижод" при Союзе писателей Узбекистана с выручки от реализации печатной продукции издательских и полиграфических предприятий, а также от оказания редакторских, издательских и полиграфических услуг, связанных с производством и реализацией печатной продукции.

С 1 сентября 2020 года подготовка к печати и издание печатной продукции в рамках госзаказа, в том числе учебников и учебно-методических комплексов, происходит по правилам госзакупок, в которых могут участвовать также нерезиденты. Такой порядок обязателен и для корпоративных заказчиков.

Кроме того, документом предусмотрена передача издательско-полиграфических творческих домов "Ўзбекистон"  и имени Гафура Гуляма, а также полиграфического дома "Ўқитувчи" Агентству по управлению госактивами для последующей приватизации, а типографии слепых - для эффективного использования. Научно-методический издательский центр "O`qituvchi", издательства в системе территориальных подразделений (кроме Каракалпакстана) Агентства информации и массовых коммуникаций прекращают деятельность.

В системе АИМК образуется госпредприятие "Ўзбекистон нашриёти", к которому присоединят издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана и Государственное научное издательство "Ўзбекистон миллий энциклопедияси", а также передадут издательскую базу издательско-полиграфического творческого дома "Ўзбекистон", в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Исключительные авторские права ликвидируемых издательских организаций перейдут вновь образованному ГП "Ўзбекистон нашриёти", а действующие исключительные авторские (издательские) права на учебники и учебно-методические комплексы - безвозмездно передаются Министерству народного образования.

Печатная продукция для образовательных учреждений подлежит обязательному утверждению на соответствие требованиям технического регламента.

Министр народного образования получил право:

q устанавливать сроки (периодичность новых изданий и переизданий) пользования учебниками и учебно-методическими комплексами для всех классов учреждений общего среднего образования, специализированных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии;

q по согласованию с Министерством финансов - принимать решения о дополнительном издании учебников и учебно-методических комплексов для всех классов учреждений общего среднего образования, не внося необоснованных изменений в их содержание.


* * *



На 2020-2021 годы утверждена Программа локализации производства продукции, востребованной на внутренних и внешних рынках (далее - Программа). Она содержится в Постановлении Кабинета Министров РУз от 10.03.2020 г. N 136.


В соответствии с Программой в регионах планируется запустить местное производство импортозамещающей продукции на сумму $3,1 млрд и экспортируемой - на $351,6 млн. Для этого будут реализованы более 2 300 проектов. Перечень участвующих в Программе предприятий, виды локализуемой продукции и прогнозные объемы производства в 2020 и 2021 годах указаны в прилагаемых к документу таблицах в разрезе определенных отраслей экономики и территорий.

Инициаторы проектов, включенных в Программу, будут обладать приоритетом в получении земельных участков, нефункционирующих свободных зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства малых промзон, а также территорий с инженерной инфраструктурой. А информация о производимой в рамках Программы продукции (цена, технические и количественные показатели) размещается на электронном кооперационном портале в первую очередь.

Также утвержден Перечень новых видов готовой продукции, комплектующих изделий, сырья и материалов, рекомендуемых к освоению местными производителями в 2020-2021 годах. В нем 850 наименований. При закупках продукции по этому перечню заказчики вправе заключать путем конкурсных процедур специальные контракты. Они предусматривают предоставление инвестору гарантии приобретения продукции через систему госзакупок в течение 2 лет с момента начала поставки. Обязательное условие при этом - соблюдение требований по качеству, согласованных технических и ценовых параметров. Организация и проведение конкурса возложены на первых заместителей руководителей хозяйственных объединений по вопросам локализации, расширения кооперационных связей в промышленности и информационных технологий.

Для организаций, попавших в Программу, будут действовать скидки от 50% при размещении ими рекламы локализованной продукции (услуг). Такую льготу будет предоставлять Национальная телерадиокомпания на основании заключения Министерства экономики и промышленности.

Утвержден график проведения в 2020 году региональных промышленных ярмарок и кооперационных бирж. Свою продукцию представят 1 346 предприятий из различных областей и г. Ташкента.


* * *



Подписан Указ Президента РУз от 13.03.2020 г. N УП-5963 "О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан".


Предусмотренные документом меры вводятся в действие поэтапно:

    

     

     

С 14 марта

2020 года

    

    

С 1 июля

2020 года

    

     

С 1 сентября

2020 года

    

     

С 1 января

2021 года

       

до 31 декабря 2028 года в Узбекистане могут применяться зарубежные нормативные документы в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности (Перечень зарубежных нормативных документов в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности, которые допускаются к применению на территории Республики Узбекистан одновременно с национальными нормативными документами). Они действуют одновременно с национальными нормативными документами, в том числе на этапе проведения экспертизы проектной документации, при условии:

q адаптации с привлечением местных проектно-изыскательских организаций проектной, с разработкой специальных техусловий, обеспечивающих компенсирующие мероприятия в части расхождения с национальными нормативными документами;

q покрытия заказчиком (инвестором) расходов по оплате услуг независимых зарубежных специалистов и консультантов, привлекаемых, при необходимости, уполномоченным органом при рассмотрении адаптированной проектной документации, независимо от результата такого рассмотрения.

      

внедряется электронный рейтинг проектно-изыскательских организаций, автоматически формируемый по данным налоговой и статотчетности. В нем отражается опыт работы, количество работников, в том числе квалифицированных, объем основных средств, полученные доходы и уплаченные налоги, фонд оплаты труда и другие критерии.

внедряется электронный рейтинг строительных подрядных организаций, автоматически формируемый по данным налоговой и статотчетности, а также сведений Инспекции по контролю в сфере строительства при Минстрое. Он будет отражать:

q опыт работы, количество работников, в том числе квалифицированных, объем основных средств, полученные доходы и уплаченные налоги, фонд оплаты труда и другие критерии;

q объем завершенных строительством объектов, наличие предписаний по устранению нарушений градостроительного законодательства и их исполнение, а также другие критерии.

Рейтинг дифференцируется по категориям в зависимости от объемов и объектов строительства.

q закупочные процедуры в рамках госзакупок в сфере строительства осуществляются в электронной форме в режиме онлайн с возможностью интеграции с другими электронными системами и использования данных электронных рейтингов проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций при оценке их соответствия установленным квалификационным требованиям закупочных процедур;

q к участию в госзакупках в сфере строительства допускаются проектно-изыскательские и строительные подрядные организации, включенные в электронный рейтинг и имеющие положительные показатели по соответствующим критериям;

q проектно-изыскательские и строительные подрядные организации, включенные в электронный рейтинг и имеющие положительные показатели по соответствующим критериям, могут не проходить предварительную квалификацию для допуска к участию в госзакупках, а также не предоставлять общую и техническую части конкурсной (тендерной) документации;

q проектная документация по объектам, финансируемым за счет средств госзаказчиков и субъектов госзакупок, подлежит обязательной экспертизе на соответствие требованиям энергоэффективности в сроки, отведенные для проведения комплексной экспертизы проектной документации;

q вводится требование о выполнении собственными силами не менее 30% от стоимости работ (услуг) проектно-изыскательскими и строительными подрядными организациями, признанными победителями закупочных процедур в рамках госзакупок в сфере строительства.


          

         

На разработку и пересмотр национальных нормативных документов в 2020 году (по соответствующей программе на 2020-2023 гг.), оплату услуг международных экспертов и консультантов Министерству строительства выделят 15 млрд сумов - средства Резервного фонда Кабинета Министров. Ведомство также должно будет разработать документ, регламентирующий процесс долевого строительства многоквартирных жилых домов, организовать краткосрочные курсы подготовки и переподготовки работников строительной отрасли и выполнить целый ряд других поручений.


Важно! В столице стартует эксперимент, в рамках которого субъектов частного предпринимательства будут привлекать к осуществлению функций заказчика. Для этого выберут 10 объектов строительства в Ташкенте, проектирование и строительство которых запланировано на 2021-2022 годы, заключат договоры на инжиниринговые услуги (включая технадзор и управление проектом) с "частниками" по результатам отбора наилучших предложений. Перечень объектов строительства и субъектов частного бизнеса, участвующих в эксперименте, утвердит Правительство. Эксперимент будет длиться до завершения строительно-монтажных работ и ввода отобранных объектов в эксплуатацию.


При Минстрое создается Центр технического нормирования в строительстве (госучреждение). Его основные задачи:

q изучение проблем системы нормирования в строительстве и внедрения инновационных технологий;

q гармонизация национальных нормативных документов с международными нормами, правилами и стандартами на основе их изучения и анализа;

q разработка требований по безопасности зданий, сооружений и их отдельных элементов, а также мероприятий по повышению энергоэффективности зданий и сооружений;

q создание и ведение научно-технической библиотеки и электронной базы нормативных документов, в том числе зарубежных;

q взаимодействие с зарубежными и международными организациями, консультантами и специалистами и их привлечение к совершенствованию базы национальных нормативных документов.

Штат Центра (предельное число управленцев - 20 чел.) комплектуется за счет оптимизации управленческого персонала соответствующих министерств и ведомств в 2020 году. Учреждение финансируется за счет госбюджета, Фонда поддержки деятельности Министерства строительства, средств технического содействия (грантов) МФИ/ИПФО и иных источников, не запрещенных законодательством.


* * *



Опубликована новая редакция Закона "О гражданстве" (Закон Республики Узбекистан от 13.03.2020 г. N ЗРУ-610). Закон вступит в силу спустя полгода, но отдельные нормы - раньше.


В частности, с 1 апреля 2020 года гражданами страны смогут стать лица без гражданства, прибывшие и постоянно прописанные в Узбекистане до 1 января 1995 года, не принявшие иностранное гражданство и проживающие до вступления в силу нового Закона на основании вида на жительство. На тех же основаниях в гражданство вступает ребенок, чьи родители (одинокий родитель) признаны гражданами.

Для этого нужно подать заявление в орган внутренних дел по месту постоянного жительства, приложив к нему анкету, вид на жительство, свидетельство о браке или расторжении брака, справку о перемене Ф.И.О. (если были изменения) и документ об уплате госпошлины (2 БРВ).

Документы рассматриваются в течение 3 месяцев со дня подачи. Если все вышеперечисленные основания подтверждаются, заявитель получает гражданство на основании заключения руководителя регионального подразделения внутренних дел, согласованного с МВД.

На необходимость введения такого порядка, напомним, указывал Президент. Выступая с Посланием Олий Мажлису 24 января, он подчеркнул, что это поможет решить жизненно важную проблему 50 тысяч наших соотечественников.

В числе прочих изменений:

q появились дополнительные требования для получения узбекского гражданства - необходимо иметь законный источник существования, соблюдать Конституцию и владеть госязыком на уровне общения (порядок определения уровня утвердит Правительство). Вводится упрощенный порядок оформления гражданства соотечественникам;

q восстановиться в гражданстве Узбекистана можно только один раз. Восстановлению не подлежат лица, которые утратили его, поступив на военную службу, в органы безопасности, правоохранительные органы, органы госвласти и управления иностранного государства, или причинившие существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства, либо путем совершения преступлений против мира и безопасности;

q срок, в течение которого нужно встать на консульский учет, постоянно проживая за границей, чтобы не утратить гражданство нашей страны, продлевается с 3 до 7 лет;

q вводится новое основание утраты гражданства - если лицо приобрело гражданство иностранного государства по рождению или по гражданству родителя-гражданина иностранного государства в несовершеннолетнем возрасте и не оформило выход из него по достижении 21 года;

q четко регламентирован статус Комиссии по вопросам гражданства при Президенте - определен порядок ее образования, перечислены основные задачи и указаны права, указан порядок организации работы и принятия решений;

q процедуры автоматизируют - вопросы, связанные с приемом, восстановлением и прекращением гражданства, уполномоченные органы будут решать путем обмена информацией посредством Межведомственной базы данных по вопросам гражданства Республики Узбекистан. Это сократит временные издержки и исключит бумажную волокиту.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 12.03.2020 г. N 145 внесли изменения и дополнения в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 08.09.2011 г. N 252).


Внедряется новый механизм - мониторинг пенсионеров, состоящих на учете в отделе Пенсионного фонда. В  начале каждого месяца начальник отдела (лицо, исполняющее его функции) утверждает график проведения мониторинга. Он будет проходить еженедельно, как минимум 2 дня (с учетом распорядка рабочего дня) и должен охватывать от 10 до 30 пенсионеров в день.

В рамках мониторинга ответственный сотрудник, закрепленный за соответствующей улицей и участком, будет проводить собеседование с каждым пенсионером, по итогам которого составляется анкета. В ней, в частности, отражаются претензии пенсионера к организации по доставке пенсии и филиалу банка.

В ходе мониторинга также устанавливаются факты:

q нахождения пенсионера в живых;

q смены места жительства или переезда на ПМЖ за пределы страны;

q нахождения в учреждениях по исполнению наказания;

q проживания в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов;

q правильности выплаты пенсии по доверенности;

q выплаты пенсии лично пенсионеру, указанному в ведомостях.

Выявленные правонарушения фиксируются актом с участием самого лица или представителя соответствующего органа самоуправления граждан. По всем фактам отдел Пенсионного фонда направляет письменные обращения в организацию, на которую возложена доставка (вручение) пенсии, и филиал коммерческого банка, чтобы те устранили недостатки и восстановили присвоенные или незаконно выплаченные средства.  

Наряду с этим, в документе прописали:

q во-первых, право пенсионера по своему усмотрению выбирать как одну из доступных форм выплаты пенсии (наличные/пластиковая карта), так и обе одновременно. То есть можно получать часть пенсии наличными, а другая часть будет зачисляться на банковскую пластиковую карту пенсионера. При этом соотношение этих частей в документе не зафиксировано и определяется самим получателем пенсии в его заявлении. Форма выплаты изменяется или восстанавливается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором подано заявление или предоставлена выписка из приказа о расторжении трудового договора (акт выполненных работ);

q во-вторых, порядок расчета суммы пенсии за неполный месяц:

q путем деления суммы назначенной пенсии на количество календарных дней соответствующего месяца вычисляется сумма выплаты за один день;

q полученный результат умножается на число календарных дней соответствующего месяца, за который должна быть произведена выплата;

q в-третьих, процедурные вопросы (формирование ведомостей, заявок за текущий выплатной месяц, актов сверок по целевым субвенциям и расходам на выплату пенсий, расходов), а также порядок выплаты пенсий осужденным.



















































Время: 0.0305
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск