Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Утратившие силу акты / Образование /

Положение о Министерстве народного образования Республики Узбекистан (Приложение N 7 к Постановлению КМ РУз от 05.08.2004 г. N 372)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 7

к Постановлению КМ РУз

от 05.08.2004 г. N 372



ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве народного образования

Республики Узбекистан

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Министерство народного образования Республики Узбекистан (далее - Министерство) является органом государственного управления.

Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.


2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, Национальной программой по подготовке кадров, а также настоящим Положением.


3. В систему Министерства входят Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, Главное управление народного образования г. Ташкента, областные управления народного образования, районные (городские) отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования и иные подведомственные учреждения, предприятия и организации.

Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, Главное управление народного образования г. Ташкента и управления народного образования областей, районные (городские) отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования находятся в двойном подчинении и подотчетны Министерству и соответственно Совету Министров Республики Каракалпакстан и органу государственной власти на местах.

4. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.


5. Материально-техническое обеспечение Министерства и его территориальных подразделений, а также оплата труда работников системы Министерства осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в пределах выделяемых Министерству бюджетных ассигнований и других источников, не запрещенных законодательством.

6. Министерство, его территориальные подразделения, иные подведомственные предприятия, организации и учреждения являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.



II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

МИНИСТЕРСТВА


7. Основными задачами и направлениями деятельности Министерства являются:

реализация единой государственной политики, направленной на развитие системы дошкольного, общего среднего и внешкольного образования, повышение качества и профессионального уровня педагогических кадров, особенно учителей начальных классов;

совершенствование государственных образовательных стандартов общего среднего образования, требований к дошкольному и внешкольному образованию, обеспечивающих условия для формирования всесторонне развитой и способной к самостоятельному мышлению личности;

внедрение в учебно-воспитательный процесс современных прогрессивных форм обучения, новых педагогических и информационных технологий, эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания, реализация национальной идеи, направленной на обеспечение мира и стабильности, прогресса страны и повышение благосостояния народа;

координация деятельности и осуществление методического руководства образовательными учреждениями дошкольного, общего среднего и внешкольного образования, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;

организация разработки и издания нового поколения учебной и учебно-методической литературы для дошкольного, общего среднего и внешкольного образования;

создание нормативной базы, обеспечивающей дальнейшее укрепление материально-технических условий в подведомственных образовательных учреждениях, повышение качества и содержания образования, удовлетворяющего интересы общества и государства;

организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на систематической основе, выработка мер по повышению социального статуса работников образования в обществе;

реализация мер по социально-правовой защите детей и подростков;

обеспечение развития детского спорта в образовательных учреждениях и укрепление их спортивной базы;

осуществление контроля за строительством, реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом объектов, финансируемых за счет централизованных инвестиций, укреплением материально-технической базы, целевым и эффективным использованием зданий и сооружений образовательных учреждений.

8. Для выполнения возложенных на него задач Министерство осуществляет следующие функции:

разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами научно обоснованные прогнозы развития системы образования и ее конкретных звеньев, направленные на реализацию целей, задач и положений Закона Республики Узбекистан "Об образовании" и Национальной программы по подготовке кадров;

устанавливает государственные требования для дошкольного, общего среднего и внешкольного образования, повышения квалификации и переподготовки работников народного образования;

осуществляет научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях;

обеспечивает внедрение государственного стандарта общего среднего образования, профессионального педагогического образования в образовательных учреждениях;

разрабатывает и утверждает учебные планы и программы преподавания общеобразовательных, фундаментальных, социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, определяет порядок утверждения и выпуска учебно-методической документации для образовательных учреждений системы Министерства;

создает передовые педагогические технологии обучения, современные учебно-методические комплексы и дидактическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

осуществляет поиск и внедрение эффективных психолого-педагогических методик дошкольного образования, в том числе и в условиях семейного воспитания детей;

совершенствует имеющиеся, возрождает национальные и внедряет новые виды и формы внешкольной работы с учащимися, включая детский туризм и народные ремесла;

создает условия для развития детского спорта, организует спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия;

обеспечивает широкое привлечение педагогических коллективов образовательных и научно-исследовательских учреждений, учебно-педагогических центров и кабинетов к оперативной разработке учебно-методических материалов и учебников, отработке новых педагогических технологий, перспективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов, к решению проблем подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;

разрабатывает и внедряет эффективные организационные и педагогические формы и средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, основанные на идеях национальной независимости, богатых национальных культурно-исторических традициях, обычаях народа и общечеловеческих ценностях, обеспечивает приоритет воспитания и разностороннего развития личности;

разрабатывает единые требования по оснащению общеобразовательных заведений учебно-лабораторным оборудованием, проводит совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными министерствами и ведомствами конкурсные торги на оснащение общеобразовательных школ современными школьными партами, информационными технологиями и учебно-лабораторным оборудованием;

обеспечивает совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами распространение и внедрение передового педагогического опыта;

осуществляет тесное взаимодействие образовательных учреждений системы Министерства с родителями, семьями, органами самоуправления граждан, общественными организациями, фондами по формированию творчески активной личности, преданной идеям независимости Узбекистана и способной внести реальный вклад в прогресс общества;

создает методологию, психолого-педагогические и организационные условия для выявления и обучения одаренных детей и формирует банк данных и мониторинг одаренных детей и молодежи;

создает необходимые условия для активного изучения иностранных языков в системе Министерства и внедрения ускоренных методов их изучения, издания словарей и литературы на государственном языке;

устанавливает порядок замещения учителей (по учебным дисциплинам и часам), регламентацию внеклассной деятельности работников образовательных учреждений общего среднего образования;

участвует в разработке и внедрении рейтинговой системы оценки знаний учащихся общеобразовательных учреждений, системы мониторинга качества подготовки работников народного образования и потребности в них в системе Министерства;

осуществляет мониторинг реализации Национальной программы по подготовке кадров и Закона Республики Узбекистан "Об образовании";

создает, на основе полного государственного обеспечения, условия для содержания, обучения, воспитания и профессиональной подготовки сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях;

совместно с органами государственной власти на местах организует обучение, воспитание и содержание, совершенствует профессиональную подготовку, социально-бытовые условия и материальное обеспечение, медицинское обслуживание и оздоровление детей с недостатками в физическом и умственном развитии, развивает сеть специализированных дошкольных образовательных учреждений, школ и школ-интернатов;

совместно с органами государственной власти на местах осуществляет меры по удовлетворению потребностей населения в дошкольном образовании, созданию условий для полноценного физического и умственного развития дошкольников, укрепляет материально-техническую базу и развивает сеть внешкольных и учебно-воспитательных учреждений для детей и юношества, создает комплексы учреждений, обеспечивающих творческую деятельность и здоровый досуг подрастающего поколения, удовлетворение его интересов и запросов, разностороннее развитие способностей и дарований;

участвует в разработке правил приема в образовательные учреждения;

совместно с высшими педагогическими образовательными учреждениями, учебно-воспитательными и научно-исследовательским учреждениями системы Министерства рассматривает и формирует научно-техническую программу министерства в области образования, определяет основные требования к ее реализации;

осуществляет в установленном порядке подготовку научных и научно-педагогических кадров посредством института старших научных сотрудников - соискателей при высших педагогических образовательных учреждениях, Узбекском научно-исследовательском институте педагогических наук имени Т.Н. Кары-Ниязи, Центральном институте переподготовки и повышения квалификации работников народного образования имени А. Авлони;

представляет в Высшую аттестационную комиссию Республики Узбекистан на согласование и утверждение кандидатуры председателей и персональный состав специализированных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, перечень специальностей, по которым соответствующим советам предоставляется право приема к защите диссертаций, присуждения ученой степени и присвоения ученых званий;

разрабатывает планы подготовки научно-педагогических кадров через институт старших научных сотрудников - соискателей;

представляет в Кабинет Министров в установленном порядке кандидатуры для назначения на должность ректоров педагогических институтов;

утверждает в установленном порядке уставы подведомственных высших педагогических образовательных учреждений, республиканских организаций системы Министерства;

утверждает положения об итоговой государственной аттестации обучающихся и об экстернате в образовательных учреждениях;

в установленном порядке вносит предложения по проектам законодательных актов и правительственных решений по дальнейшему развитию и совершенствованию системы народного образования;

организует изучение общественного мнения по вопросам образования, проводит сравнительный анализ состояния общего среднего образования в республике, определяет тенденции его развития;

распространяет научно-техническую и педагогическую информацию в области образования путем издания научно-методических журналов, газет, сборников приказов и инструкций Министерства;

разрабатывает нормативные требования и обеспечивает единый подход в области укрепления и развития материальной базы и технического переоснащения образовательных учреждений, эффективного использования материально-технических ресурсов в учреждениях и организациях системы Министерства;

выполняет функции генерального заказчика по строительству учебно-воспитательных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Узбекистан;

формирует конкурентный рынок образовательных услуг путем развития маркетинга в сфере образования и подготовки кадров, развития системы платных консультативных и дополнительных (не предусмотренных основными образовательными программами) образовательных услуг;

осуществляет совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан работу по обеспечению охраны и укрепления здоровья детей, учащихся и педагогов;

организует и проводит совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, ассоциациями республики школьные спортивные соревнования, слеты туристов, смотры технического творчества, школьные олимпиады, спортивные соревнования среди работников народного образования и другие мероприятия учебно-воспитательного характера, направленные на выявление, воспитание юных талантов и развитие личности;

созывает в установленном порядке совещания, семинары и конференции по актуальным вопросам дошкольного, общего среднего, внешкольного, высшего педагогического образования и повышения квалификации;

в установленном порядке представляет к государственным наградам и награждает ведомственными наградами работников народного образования, учащихся и студентов, работников министерств, государственных комитетов, ведомств за высокие показатели в труде и учебе, активное участие в обучении и воспитании учащейся молодежи и спонсорское содействие;

разрабатывает показатели развития сети и контингентов учреждений образования, формирует бюджетный запрос на содержание учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Узбекистан, и централизованные мероприятия системы Министерства в последующем планируемом году, организует учет выделенных средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан;

осуществляет координацию деятельности Министерства с Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования для обеспечения непрерывности и преемственности уровней образования, гармонизации учебных планов и программ по обучению и воспитанию;

содействует в организации деятельности попечительских советов и в обеспечении взаимодействия между общеобразовательными школами и общественностью;

обеспечивает проведение в общеобразовательных школах информационно-аналитической и прогнозной работы;

организует работу по созданию и поддержке баз данных образовательным учреждениям, в том числе по системе школьного образования зарубежных стран, с целью изучения передового опыта и внедрения прогрессивных технологий;

организует работу со средствами массовой информации по широкому освещению деятельности Министерства и общеобразовательных учреждений.


9. Министерство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через территориальные подразделения, иные подведомственные ему учреждения.



III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

МИНИСТЕРСТВА


10. Для выполнения возложенных на него задач и функций Министерство имеет право:

получать от соответствующих министерств и ведомств, территориальных подразделений Министерства статистические, прогнозные и отчетные данные;

вносить на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по решению отдельных вопросов образования, совершенствованию работы учреждений образования, укреплению их учебно-материальной базы, подготовке квалифицированных педагогических кадров, обеспечению установленной социальной защиты работников государственных образовательных учреждений, учащихся и студентов;

осуществлять в установленном порядке проверки выполнения учреждениями дошкольного, общего среднего, внешкольного, высшего педагогического образования, независимо от форм их собственности и подчиненности, Закона Республики Узбекистан "Об образовании", Национальной программы по подготовке кадров и других актов законодательства по вопросам образования;

обобщать практику применения законодательства по вопросам образования, разрабатывать предложения по его совершенствованию и вносить их в установленном порядке в Кабинет Министров;

создавать временные научные коллективы для разработки актуальных и перспективных проблем развития системы образования и ее конкретных звеньев;

создавать ученый методический совет для подготовки заключений об учебных программах, учебниках и учебных пособиях и методических материалах, для разработки рекомендаций по использованию достижений педагогической науки и передового опыта, утверждать состав методического совета и положение о нем;

аккумулировать, по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан, средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и направлять их на приобретение учебников и другие централизованные мероприятия, которые могут возникнуть в течение года.

Министерство может иметь и иные права в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.


11. Министерство в пределах своих полномочий вправе утверждать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.


12. Министерство несет ответственность за обеспечение реализации государственной политики в области дошкольного, общего среднего, внешкольного, высшего педагогического образования и повышения квалификации работников народного образования, а также за надлежащее выполнение возложенных на него задач.


IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА


13. Министерство возглавляет министр, утверждаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

Министр имеет трех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан. Один из заместителей является исполнительным директором Фонда развития детского спорта.

14. Министр:

осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;

определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства и работу подведомственных органов и учреждений;

вносит изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной общей предельной численности, а также смету расходов центрального аппарата Министерства, подведомственных органов и учреждений;

утверждает в установленном порядке положения о структурных и территориальных подразделениях Министерства, положения (уставы) иных подведомственных учреждений, входящих в систему Министерства;

в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей территориальных подразделений, иных подведомственных учреждений, входящих в систему Министерства.

Министр осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.


15. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра (по должности), а также руководителей структурных подразделений Министерства, координирующих основные направления его деятельности.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министром Республики Узбекистан по представлению министра.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:

подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Министерства, определенных в настоящем Положении, по дальнейшей реализации единой государственной политики, направленной на развитие системы дошкольного, общего среднего и внешкольного образования, повышение качества и профессионального уровня педагогических кадров, особенно учителей начальных классов, а также совершенствованию государственных образовательных стандартов общего среднего образования, требований к дошкольному и внешкольному образованию, обеспечивающих условия для формирования всесторонне развитой и способной к самостоятельному мышлению личности;

подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Министерства народного образования Республики Узбекистан;

укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Министерства за обеспечение своевременной и качественной их реализации.

Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Министерства.

На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.

Решения коллегии реализуются приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии министр самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.

16. Территориальные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми Министерством по согласованию соответственно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и органами государственной власти на местах.

Министр народного образования Республики Каракалпакстан, начальники областных управлений народного образования, начальник Главного управления народного образования г. Ташкента назначаются министром народного образования Республики Узбекистан по представлению соответственно Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента.

Заведующие районными (городскими) отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования назначаются министром народного образования Республики Узбекистан по представлению министра народного образования Республики Каракалпакстан, начальников управлений народного образования областей, начальника Главного управления народного образования г. Ташкента по согласованию с соответствующими хокимиятами районов (городов).

17. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляется в порядке, установленном законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2004 г., N 31, ст. 356



























Время: 0.1575
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск