ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Внешнеэкономическая деятельность / Квотирование и лицензирование. Сертификация товаров. Экспортный контроль /

Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.05.2020 г. N 283)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 14.05.2020 г. N 283



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке ведения мониторинга

и контроля за осуществлением

внешнеторговых операций


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок мониторинга и контроля за внешнеторговыми операциями в органах валютного контроля и банках Республики Узбекистан.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


бартерный контракт - договор, заключаемый между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, который предусматривает обмен определенного количества одного или нескольких видов товаров (работ, услуг) на другие без денежных взаиморасчетов;


внешнеторговые контракты - экспортный контракт, импортный контракт, бартерный контракт, централизованный экспортный контракт, централизованный импортный контракт, импортный биржевой (ярмарочный) контракт, экспортный биржевой (ярмарочный) контракт, экспортный консигнационный контракт, экспортный контракт на территории республики, контракты на переработку (на территории республики), контракт на переработку (за пределами республики), экспортные договоры на основании лизинга, импортные договоры на основании лизинга, контракт на ввоз, контракт на вывоз, контракт закупа, контракт реализации, соглашение о рекламе, указанные в настоящем пункте Положения;

импорт товаров - ввоз товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан без обязательства их обратного вывоза;


импорт работ (услуг) - выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим или физическим лицом иностранного государства хозяйствующему субъекту Республики Узбекистан, независимо от места их выполнения (оказания);


импортеры - юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - резиденты Республики Узбекистан, заключившие импортные контракты с нерезидентами Республики Узбекистан на импорт товаров (работ, услуг);


импортный контракт - контракт, заключенный между импортером и нерезидентом Республики Узбекистан на импорт товаров (работ, услуг);


импортный биржевой (ярмарочный) контракт - контракт, заключенный между импортером и нерезидентом Республики Узбекистан на импорт товаров, работ и услуг по итогам биржевых (ярмарочных) торгов;


контракт на переработку (за пределами республики) - контракт, заключенный между импортером и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий переработку товаров Республики Узбекистан за пределами таможенной территории и последующий обратный ввоз продуктов их переработки;


хозяйствующие субъекты - резиденты Республики Узбекистан, заключившие контракты (инвойсы) и/или соглашения, указанные в настоящем пункте Положения;

экспортеры - юридические, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - резиденты Республики Узбекистан, заключившие экспортные и бартерные контракты с нерезидентами Республики Узбекистан на экспорт товаров (работ, услуг);


экспортный контракт - хозяйственный договор, заключенный между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на экспорт товаров (работ, услуг), а также контракты, приравненные к экспортным в соответствии с законодательством (кроме бартерных контрактов);


экспортный биржевой (ярмарочный) контракт - контракт, заключенный между экспортером и нерезидентом Республики Узбекистан на экспорт товаров (работ, услуг) по итогам биржевых (ярмарочных) торгов;


контракт на переработку (на территории республики) - контракт, заключенный между экспортером и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий переработку на таможенной территории товаров и их вывоз в качестве продуктов переработки;


экспорт работ (услуг) - выполнение (оказание) работ (услуг) экспортером нерезиденту Республики Узбекистан, независимо от места их выполнения (оказания);


экспорт товаров - вывоз товаров с таможенной территории Республики Узбекистан без обязательства их обратного ввоза, если иное не предусмотрено законодательством;


централизованный экспортный контракт - контракт, заключенный от имени Правительства или под его гарантии на экспорт в необходимых объемах товаров для потребностей государства;


централизованный импортный контракт - контракт, заключенный от имени Правительства или под его гарантии на импорт в необходимых объемах товаров для потребностей государства;


экспортный консигнационный контракт - контракт, заключенный между консигнантом и консигнатором на продажу товара через консигнатора, при этом права пользования товаром, помещенным на склад консигнатора, до его продажи покупателю принадлежит консигнанту;


экспортный контракт на территории республики - прямой контракт, заключенный в иностранной валюте между нерезидентом Республики Узбекистан и экспортером на поставку товаров (работ, услуг), произведенных и используемых на территории Республики Узбекистан;


инвойс (счет-фактура) - документ, содержащий в международной торговой практике перечень предоставляемых продавцом покупателю товаров и услуг, а также сведения об их количестве и цене, официальных особенностях, условиях поставки, отправителе и получателе;


реэкспортеры - резиденты Республики Узбекистан - юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, помещающие под таможенный режим реэкспорта товары, приобретенные на основании контракта на ввоз, с целью их реализации;

контракт на вывоз - контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий помещение товаров, приобретенных на основании контракта на ввоз, под таможенный режим реэкспорта (в том числе экспорта товаров, подвергнутых достаточной переработке) с целью их реализации;

контракт реализации - контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий реализацию товаров, приобретенных в рамках контракта закупа, другому нерезиденту;

контракт на ввоз - контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий приобретение товаров для помещения под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории и последующую реализацию товаров другому нерезиденту на основании контракта на вывоз;

контракт закупа - контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на приобретение товаров без их ввоза на таможенную территорию или в случае провоза в порядке транзита;

соглашение о рекламе - соглашение, заключенное на основе публичной оферты без заключения договора в рамках внешнеторговых операций на размещение рекламы в зарубежных социальных сетях и интернет-ресурсах, с осуществлением платежей при помощи корпоративных банковских карт в иностранной валюте.

3. Присвоение внешнеторговым контрактам и инвойсам идентификационных номеров осуществляется в порядке согласно приложению N 1 к настоящему Положению.



ГЛАВА 2. МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВНЕШНЕТОРГОВЫМ

КОНТРАКТАМ И ИНВОЙСАМ


4. Внешнеторговые контракты должны содержать следующие основные разделы и сведения:

а) Преамбула. Вводная часть контракта содержит номер контракта, место и дату заключения, полное наименование юридических лиц, должности, фамилии и имена лиц, заключающих контракт. В случае если лицо заключает контракт на основании доверенности, это указывается в преамбуле контракта, и приложенная к контракту доверенность считается неотъемлемой его частью;

если сторона, заключившая внешнеторговый контракт, и сторона, осуществляющая оплату или получающая товары (работы, услуги) по настоящему контракту с покупателем, а также сторона, заключившая внешнеторговый контракт, и сторона, заключившая внешнеторговый контракт с продавцом, поставляющим товары (выполняющим работы, оказывающим услуги) по этому контракту, различаются, они указываются в контракте отдельно;

б) Предмет контракта. В данном разделе указываются наименование товара, работ и услуг, а также вид сделки. Вместе с наименованием товара указываются его характеристика и ассортимент по количеству и качеству.

В этом случае также должно указываться общепринятые международные стандарты, стандарты товаров (услуг), действующие в Республике Узбекистан, а также специфика товара - тип, модель, марка, сорт и вид.

Количество товара выражается в международных единицах, принятых в метрической системе мер. Возможно определение в единицах измерения в соответствии с порядком применения единиц величин, установленным в Республике Узбекистан.

Качественная характеристика товара определяет совокупность свойств, отражающих пригодность товара для использования. Также необходима ссылка на код товара по ТН ВЭД.

В контракте на поставку машин, оборудования и технологических линий указывается их новизна или факт их эксплуатации (для бывших в эксплуатации - процент износа или срок эксплуатации);

в) Базисные условия поставки (по международным правилам Инкотермс).

При использовании Инкотермс следует указывать (наряду с аббревиатурой) место поставки (наименование ж/д станции, порта, аэропорта и т.д.);

г) Сроки и дата поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.

Согласно контрактам поставки товара, выполнения работ и оказания услуг обусловленные сроки со стороны поставщика товара - продавца, исполнителя работ, лица, оказывающего услуги, являются окончательными сроками поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг;

д) Общая сумма контракта и цена товара в единицах измерений.

Единица измерения товара определяется согласно единицам измерения по ТН ВЭД.

Общая сумма контракта означает стоимость продаваемого товара, выполняемых работ и оказываемых услуг. В случае заключения специфических контрактов на выполнение работ и оказание услуг, в которых невозможно определить сумму контракта на момент его заключения, общая сумма контракта не указывается.

По внешнеторговым контрактам на приобретение (продажу) оборудования, установок, механизмов, комплектующих изделий и запасных частей, предусматривающим осуществление поставщиками монтажных и (или) пусконаладочных работ, оказание ими услуг по обучению персонала и других услуг, уплату роялти, в контрактах (спецификации) отдельно указывается сумма выполняемых работ, оказываемых услуг и роялти;

е) Условия платежа. В условиях платежа в контракте устанавливаются валюта, форма и срок платежа. Валюта платежа во внешнеторговых контрактах и инвойсах определяется по соглашению сторон. Если валюта платежа отличается от валюты контракта, то указываются курс пересчета валюты и источник определения данного курса;

ж) Происхождение товара, место выполнения работ и оказания услуг. В контракте указывается страна происхождения поставляемого товара и производитель, а также место (страна) выполнения работ и оказания услуг;

з) Ответственность сторон. В качестве условий, обеспечивающих выполнение сторонами принятых обязательств, в контракте, как правило, предусматриваются санкции в виде пени и/или штрафа, выплачиваемые стороной за невыполнение или ненадлежащее выполнение ею контрактных обязательств. На виновную сторону накладывается обязательство выплатить неустойку пострадавшей стороне по требованию последней;

и) Реквизиты сторон. В контракте указываются реквизиты сторон (почтовые реквизиты), адрес, банковские и отгрузочные реквизиты;

к) В бартерных контрактах в обязательном порядке учитываются условия, предусматривающие опережающую поставку импортных товаров или представление встречных банковских гарантий;

л) Текст внешнеторгового контракта должен быть изложен на государственном языке или на другом языке по соглашению сторон. При этом если внешнеторговый контракт заключен на языке, отличном от государственного, текст данного контракта должен быть переведен на государственный язык и заверен в установленном порядке.

5. Сведения о вносимых изменениях и дополнениях в условия контракта должны быть зафиксированы дополнительным соглашением и вводятся в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (далее - ЕЭИСВО) в том же порядке, что и контракты.

При внесении в контракты или в инвойсы, предусматривающие ввоз товаров в республику, дополнений, в соответствии с которыми страна иностранного партнера меняется на другую страну, не включенную в Перечень государств, с которыми подписаны соглашения в области торгово-экономического сотрудничества с предоставлением режима свободной торговли, хозяйствующие субъекты в течение 10 дней с даты внесения сведений об этих дополнениях в ЕЭИСВО должны обратиться в органы государственной таможенной службы для внесения соответствующих изменений в последние грузовые таможенные декларации, оформленные в режим "выпуск для свободного обращения (импорт)" в пределах неосуществленной части оплаты по контракту.

При этом средства (финансовые транзакции) по этим контрактам перечисляются после внесения соответствующих изменений в грузовые таможенные декларации.

6. Хозяйствующим субъектам разрешается экспортировать и импортировать товары (работы и услуги) на основании инвойсов, без заключения экспортных и импортных контрактов, а также осуществлять взаиморасчеты с иностранными партнерами через коммерческие банки на основании этих инвойсов. Вместе с тем, данное правило не распространяется на экспорт товаров по перечню согласно приложению к постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года N ПП-3351 "О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства".

В данном случае экспорт товаров (работ и услуг) осуществляется после 50-процентного поступления средств на банковские счета хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан, а импорт товаров (работ и услуг) - до перевода средств иностранному партнеру.

Хозяйствующими субъектами в ЕЭИСВО должны быть внесены:

сведения об экспорте и импорте выполненных работ или оказанных услуг - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем составления акта;

сведения о документах, подтверждающих получение и поставку товаров в рамках контрактов закупа и контрактов реализации, - в течение 1 дня со дня их заключения.

Несоблюдение требований настоящего пункта, а также неправильное формирование данных контракта в ЕЭИСВО расценивается в качества нарушения установленного порядка осуществления экспортно-импортных операций и влечет ответственность в порядке, установленном законодательством.

7. Инвойс должен содержать следующие основные данные:

наименование и реквизиты хозяйствующего субъекта;

наименование и реквизиты иностранного партнера;

сумма инвойса;

идентификационный номер (ИНН) хозяйствующего субъекта или персональный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ);

наименование товаров (работ, услуг);

единица измерения товаров (работ, услуг);

количество товаров (работ, услуг);

цена товаров (работ, услуг);

стоимость поставки товаров (работ, услуг);

условия поставки по Инкотермс;

вид транспортировки.

Инвойсы подтверждаются подписью хозяйствующего субъекта.


8. Ответственность за соблюдение требований настоящей главы возлагается на хозяйствующих субъектов (за исключением зарегистрированных в установленном порядке в качестве самозанятых лиц).


ГЛАВА 3. ПОРЯДОК МОНИТОРИНГА ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ


9. Мониторинг внешнеторговых операций осуществляется в целях обеспечения надлежащего контроля за исполнением внешнеторговых контрактов и инвойсов, заключаемых хозяйствующими субъектами, и обмена информацией между хозяйствующими субъектами, органами валютного контроля, товарно-сырьевой биржей, отделениями казначейства и коммерческими банками посредством ЕЭИСВО, по схеме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

При этом соответствующая информация об осуществлении оплаты по внешнеторговым контрактам бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, охваченных Единым казначейским счетом, вводятся в ЕЭИСВО казначейскими подразделениями.


10. ЕЭИСВО работает в режиме реального времени. Введение данных в ЕЭИСВО осуществляется по перечню согласно приложению N 3 к настоящему Положению.


11. Коммерческие банки сравнивают сведения, содержащиеся в ЕЭИСВО, при:

осуществлении авансовых платежей (предоплаты) или открытии аккредитива;

оформлении в ЕЭИСВО сведений о поступлении авансовых платежей (предварительной оплаты), открытии аккредитива, оформлении банковской гарантии, выдаче страхового полюса экспортного контракта (в том числе согласно законодательству о наличии заключения соответствующих министерств и ведомств), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения.

При этом справка о расчетах оформляется только при экспорте товаров, указанных в приложении к постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года N ПП-3351 "О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства".

При отсутствии расхождений между контрактом и информацией, введенной в ЕЭИСВО хозяйствующими субъектами, банки осуществляют банковские операции по настоящему контракту в порядке, установленном законодательством.

При этом сведения о расчетах по контрактам и инвойсам, предусматривающим экспорт товаров под гарантии предварительной оплаты, должны быть введены в ЕЭИСВО до оформления товаров. В этом случае справки о расчетах по контрактам и инвойсам на экспорт товаров, по которым авансовый платеж гарантирован, должны быть введены в ЕЭИСВО до таможенного оформления товаров.

Запрещается вносить изменения и дополнения в условия внешнеторговых контрактов, в том числе в товарную часть, без дополнительных соглашений. Исключением являются случаи неправильного формирования данных контракта в ЕЭИСВО.

В таком случае неправильно сформированные данные исправляются хозяйствующим субъектом и вносятся в ЕЭИСВО как контракты. Неправильно сформированные данные утверждаются коммерческими банками и органами государственной таможенной службы.

Влияние вносимых изменений на платежи, осуществляемые при исполнении контракта, изучается коммерческими банками, а влияние на оформленные грузовые таможенные декларации - органами государственной таможенной службы.

В случае если внесение таких изменений при исполнении контракта приводит к необходимости изменения данных ранее оформленных грузовых таможенных деклараций, грузовые таможенные декларации подлежат переоформлению в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.

12. В целях осуществления мониторинга внешнеторговых операций бюджетных организаций и получателей бюджетных средств казначейские подразделения при осуществлении платежей или открытии аккредитива осуществляют сверку данных, содержащихся в ЕЭИСВО, с условиями контракта.

В случае отсутствия расхождений между контрактом и данными, введенными бюджетными организациями и получателями бюджетных средств в ЕЭИСВО, казначейские подразделения в установленном законодательством порядке осуществляют операции по данному контракту.


13. Внешнеторговые контракты стратегического характера, бюджетных и внебюджетных фондов, иностранных грантов и внешних долгов, предприятий государственного участия, проектов государственного значения и государственных закупок, подпадающие под критерии, указанные в подпункте "в" пункта 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2020 года N ПП-3550 "О мерах по совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов", подлежат экспертизе и регистрируются в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов" при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан.


14. Таможенные посты территориальных управлений Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан сравнивают сведения о контракте (в том числе инвойс), введенные в ЕЭИСВО хозяйствующими субъектами, со сведениями грузовой таможенной декларации, оформленной в таможенные режимы "выпуск для свободного обращения (импорт)", "экспорт", а также количество валюты в справке о расчетах, введенное коммерческими банками в ЕЭИСВО, с соответствием или превышением экспортной стоимости товаров, для которых гарантируется оплата, и при отсутствии расхождений оформляют грузовую таможенную декларацию в порядке, установленном законодательством, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящего Положения. В этом случае таможенное оформление на экспорт, за исключением товаров с гарантированной оплатой, осуществляется без справок о расчетах в ЕЭИСВО.

При оформлении товаров, подлежащих экспорту на основании справки о расчетах под таможенным режимом "экспорт", общая фактурная стоимость товаров не может превышать стоимость, указанную в справке о расчетах.


15. Допускается:

осуществление взаиморасчетов в рамках двух и более импортных контрактов одного хозяйствующего субъекта, оплата по которым осуществлена за счет собственных средств импортера;

осуществление взаиморасчетов в рамках двух и более экспортных контрактов одного хозяйствующего субъекта.


16. Взаиморасчеты по внешнеторговому контракту могут осуществляться хозяйствующим субъектом только через его счет в коммерческом банке Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено законодательством.

В рамках внешнеторговых операций хозяйствующие субъекты могут осуществлять оплату услуг по размещению рекламы в зарубежных социальных сетях и интернет-ресурсах посредством корпоративных банковских карт в иностранной валюте в размере, не превышающем 5 000 (пять тысяч) долларов США за календарный месяц. При этом данные о платежах вносятся в ЕЭИСВО.

При внесении данных в ЕЭИСВО должны быть указаны сведения о наименовании зарубежной социальной сети, интернет-ресурса и государстве, в котором они зарегистрированы, наименовании иностранной организации, оказывающей рекламные услуги, дате и сумме платежа, номере, дате и сумме документа, подтверждающего оказание услуг.

При этом в случае непредставления иностранной организацией документов по оказанным услугам, датой оказания услуги считается последнее число месяца.

17. Экспортеры вправе осуществлять экспорт товаров (работ и услуг) через онлайн-магазины в сети Интернет на основании грузовой таможенной декларации, если иное не предусмотрено законодательством, после внесения в ЕЭИСВО сведений об инвойсах и поступления на их банковские счета в Республике Узбекистан 100-процентной оплаты.

При этом товары (работы, услуги) стоимостью до 5000 (пяти тысяч) долларов США могут быть реализованы посредством электронной коммерции без оформления грузовой таможенной декларации, внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций, в соответствии с правилами оказания почтовых услуг.

18. Экспортеры вправе осуществлять экспорт товаров (работ и услуг) (за исключением сырьевых товаров) на основании инвойса, без наличия экспортного контракта после внесения данной информации в ЕЭИСВО и поступления на их банковские счета в Республике Узбекистан 50-процентной оплаты.

При этом индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по изготовлению ювелирных изделий, разрешается вывозить ювелирные изделия за пределы таможенной территории Республики Узбекистан в коммерческих целях без внесения информации в ЕЭИСВО с заполнением пассажирской таможенной декларации.

19. Экспортеры вправе осуществлять экспорт товаров (работ и услуг), за исключением отдельных товаров по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан, посредством электронных торговых площадок в сети Интернет без заключения экспортного контракта и изъятия банковской комиссии за экспорт товаров (работ и услуг).


20. Сотрудничество между органами государственной таможенной и налоговой служб и коммерческими банками в части мониторинга за внешнеторговыми операциями хозяйствующих субъектов осуществляется в порядке, установленном законодательством.


21. Органы государственной таможенной службы, коммерческие банки и другие ведомства, подключенные к ЕЭИСВО, в пределах своих полномочий принимают организационные и технические меры, необходимые для защиты содержащейся в системе информации от несанкционированного доступа, искажения данных или других действий, которые могут причинить ущерб хозяйствующим субъектам, осуществляющим внешнеторговые операции, или государству.

Руководители и другие работники органов государственной таможенной службы, коммерческих банков и других ведомств, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в ЕЭИСВО, не вправе разглашать данные сведения, использовать их в личных целях или интересах третьих лиц, а также предоставлять возможность получения сведений третьим лицам, в том числе вследствие нарушения установленных правил защиты информации.

За нарушение установленных правил защиты информации, содержащейся в ЕЭИСВО, использование ее в личных целях или интересах третьих лиц, которые привели к нанесению ущерба хозяйствующим субъектам, осуществляющим внешнеторговые операции, или государству, виновные руководители или другие работники ведомств несут ответственность в соответствии с законодательством.

При необходимости внесения изменений в программное обеспечение или формы отчетности ЕЭИСВО по инициативе или предложению, финансирование изменений программного обеспечения и форм отчетности ЕЭИСВО осуществляется за счет ведомства, инициирующего данные изменения.

При этом изменения, вносимые в ЕЭИСВО или формы отчетности, в обязательном порядке согласовываются с Государственным таможенным комитетом, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан, а также государственным органом, ответственным за функционирование ЕЭИСВО.



ГЛАВА 4. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ


22. Мониторинг внешнеторговых контрактов и инвойсов хозяйствующих субъектов осуществляется органами валютного контроля и коммерческими банками посредством ЕЭИСВО.

В ЕЭИСВО осуществляется мониторинг привязки контракта на ввоз к контракту на вывоз и привязки контракта закупа к контракту реализации.

При этом запрос информации, сформированной в ЕЭИСВО, между органами валютного контроля и коммерческими банками запрещается.

23. Срок ввоза в республику и оформления товаров в таможенный режим "выпуск для свободного обращения (импорт)", а также выполнения работ или оказания услуг либо возврата уплаченных за них денежных средств не должен превышать 180 дней со дня осуществления платежей по импортным контрактам.

Срок ввоза товаров в республику по контракту на ввоз и их оформления в таможенные режимы таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории, а также возврата уплаченных за них денежных средств не должен превышать 180 дней со дня осуществления платежей по данным контрактам.

24. Срок поступления выручки или обратного ввоза товаров по экспортному контракту не должен превышать 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации по таможенному режиму "экспорт" - в отношении товаров и с даты подписания акта приемки выполненных работ - в отношении услуг (работ).

Срок поступления выручки или обратного ввоза товаров по контракту на вывоз не должен превышать 180 дней с даты оформления товаров в таможенный режим реэкспорта (в том числе экспорта).

24-1. Возврат денежных средств, уплаченных по контракту закупа, или поступление денежных средств по контракту реализации не должен превышать 180 дней со дня осуществления платежа по контракту закупа. При этом размер денежных средств, поступивших по контракту закупа, не должен быть меньше размера денежных средств, выплаченных по контракту реализации.

Валютные средства, которые не были возвращены в течение данного срока или не поступили в установленном размере, рассматриваются в качестве просроченной дебиторской задолженности.

25. В случае если платежи по экспортным контрактам осуществляются через корреспондентские банки и банковская комиссия банка-корреспондента уплачивается за счет средств, поступающих на счет экспортера, то она не должна учитываться как дебиторская задолженность. В таком случае банковская комиссия учитывается в расходной части баланса экспортера.

В случае возврата средств по авансовым платежам или недопоставки товаров по импортным контрактам, когда банковская комиссия банка-корреспондента уплачивается за счет средств импортера, она не должна учитываться как дебиторская задолженность. В таком случае банковская комиссия учитывается в расходной части баланса импортера.

В случае если платежи по экспортным контрактам осуществляются третьими лицами, а именно финансовыми агентами (инвесторами), которые приобрели дебиторскую задолженность на основе предоставления платежных прав поставщика на основании инвойса (счета-фактуры) по экспортному контракту или осуществили предэкспортное финансирование поставщика, то размер вознаграждения, удержанного за оказанную финансовую услугу третьим лицом-инвестором, не учитывается как дебиторская задолженность по соответствующим экспортным контрактам. В этих случаях размер валюты, поступающей от соответствующих экспортных контрактов, уменьшается на размер вознаграждения третьих лиц-инвесторов и учитывается в расходной части баланса поставщиков.

При этом договор на приобретение дебиторской задолженности по действующему экспортному контракту не регистрируется в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций (ЕЭИСВТО).

При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок репатриации активов продлевается на срок действия непреодолимой силы. Наступление обстоятельств непреодолимой силы подтверждается уполномоченным органом в соответствии с законодательством государства, в котором оно произошло.

При поступлении на счет резидентов суммы страхового возмещения (в национальной и (или) иностранной валюте) по полису страхования экспортного контракта, сумма дебиторской задолженности по данному экспортному контракту для целей применения штрафных санкций уменьшается на сумму поступившего страхового возмещения.

26. Экспортеры, осуществляющие экспорт услуг и оплатившие в установленном законодательством порядке налоги с полученных доходов (прибыли) от оказания услуг в стране импортера, представляют в свой коммерческий банк подтверждение об уплате данных налогов за рубежом. При этом сумма уплаченных в установленном законодательством порядке налогов не учитывается как дебиторская задолженность по контракту.

В случае установления фактов необоснованной уплаты данных налогов, их уменьшения или возврата дебиторская задолженность по контракту подлежит восстановлению.


27. Хозяйствующие субъекты, не обеспечившие репатриацию активов по внешнеторговым контрактам (поступление средств в иностранной валюте из-за рубежа или ввоз в республику и оформление товаров в таможенных режимах, указанных в настоящем Положении, выполнение работ и оказание услуг или возврат денежных средств) более чем на 45 дней (для субъектов малого предпринимательства - 90 дней) после истечения сроков, установленных пунктами 23, 24 и 24-1 настоящего Положения, уплачивают дополнительный штраф в доход республиканского бюджета:

в эквиваленте 5 процентов от суммы не репатриированных активов - при задержке репатриации активов до 360 дней с даты осуществления платежа или экспорта нерезиденту;

дополнительно в эквиваленте 10 процентов от суммы не репатриированных активов - при задержке репатриации активов от 360 до 545 дней с даты осуществления платежа или экспорта нерезиденту;

дополнительно в эквиваленте 35 процентов от суммы не репатриированных активов - при задержке репатриации активов более 545 дней с даты осуществления платежа или экспорта нерезиденту.

Хозяйствующие субъекты не облагаются штрафами за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям в следующих случаях:

в отношении суммы репатриированных активов в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "О валютном регулировании" до вынесения судом решения по делу о применении штрафа;

в период срока поставки оборудования и (или) комплектующих частей по импортным контрактам, в которых сроки поставки установлены более ста восьмидесяти дней, в зависимости от их технических характеристик и специфики;

в случае предъявления документа, выданного уполномоченным органом, подтверждающего уничтожение или конфискацию государственными органами товаров, пришедших в непригодное состояние при транспортировке или хранении, по причинам, не зависящим от сторон;

повторные штрафы по одному и тому же предмету задолженности и текущему объему экспорта и импорта товаров (работ, услуг);

если сроки, установленные в импортных контрактах, заключенных в рамках проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, или импортных контрактах, утвержденных управляющим комитетом в рамках реализации соглашений о разделе продукции, не нарушаются;

если общая сумма просроченной дебиторской задолженности по экспортным операциям не превышает 10 процентов валютной выручки, обеспеченной в течение 36 месяцев, предшествующих дате возникновения просроченной дебиторской задолженности.

Взыскание штрафов, превышающих 20 процентов от суммы текущих активов юридического лица-резидента Республики Узбекистан на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением возможности ежемесячной уплаты с рассрочкой в течение 6 месяцев с даты принятия решения о взыскании подлежащей взысканию суммы.

28. Хозяйствующим субъектам, указанным в пункте 27 настоящего Положения, органом государственной налоговой службы направляется требование о наложении штрафа (далее - требование).

Требование должно быть подано в письменной или электронной форме и содержать следующее:

полное наименование хозяйствующего субъекта;

идентификационный номер налогоплательщика;

дату и номер требования;

идентификационный номер внешнеторгового контракта;

вид контракта;

страну и наименование иностранного партнера;

вид валюты;

дату и сумму наступившей дебиторской задолженности;

дату и установленный Центральным банком курс валюты;

стоимость дебиторской задолженности в сумах;

меры и сроки, предпринимаемые хозяйствующим субъектом после получения требования;

меры, принимаемые при неустранении дебиторской задолженности.

Требование должно быть подано субъекту предпринимательской деятельности или его представителю методом, предусматривающим подтверждение даты получения, либо в личный кабинет налогоплательщика - при наличии.

В случаях когда требование направляется органами государственной налоговой службы заказным письмом по почте, оно признается полученным через пять дней с даты его отправки, а при отправке его через личный кабинет днем получения хозяйствующим субъектом требования считается следующий рабочий день.

Сумма штрафа в требовании исчисляется в сумах по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату его отправки.

В течение десяти дней с даты получения требования хозяйствующий субъект должен представить в орган государственной налоговой службы информацию об устранении просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям или добровольной оплате штрафов, сопровождаемую письменными или электронными подтверждающими документами.

В случае обеспечения хозяйствующим субъектом поступления валютных средств или ввоза в республику товаров по внешнеторговым контрактам, а также оформления в таможенный режим "выпуск для свободного обращения (импорт)", выполнения работ и оказания услуг в течение 90 дней с даты добровольной оплаты суммы штрафа на основании требования, сумма оплаченного штрафа возвращается пропорционально размеру задолженности.

В случае неуплаты хозяйствующим субъектом просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям или неуплаты в добровольном порядке либо отказа от уплаты размера штрафа, орган государственной налоговой службы обращается в суд с заявлением о наложении штрафа.

В случае изменения обменного курса валют на дату подачи заявки, сумма, указанная в требовании, не пересчитывается.

К требованию прилагаются справка о просроченной дебиторской задолженности по контрактам, оформленным через ЕЭИСВО, документы, подтверждающие оплату почтовых расходов и отправку копии заявки хозяйствующему субъекту, требование и подтверждение ее направления.

В случае обеспечения поступления валютных средств по внешнеторговым контрактам, указанным в заявке, или ввоза товаров в республику, а также оформления в таможенный режим "выпуск для свободного обращения (импорт)", выполнения работ и оказания услуг:

в удовлетворении заявления отказывается пропорционально размеру задолженности, на который она была уменьшена, - во время рассмотрения в суде вопроса о наложении штрафа;

к исполнению не принимается - когда судебный акт не вступил в законную силу.

В случае обеспечения полного поступления валютных средств по внешнеторговым контрактам, указанным в заявке, или ввоза товаров в республику и оформления в таможенный режим "выпуск для свободного обращения (импорт)", выполнения работ и оказания услуг в течение 90 календарных дней после вступления в законную силу судебного акта о наложении финансового взыскания и при его исполнении - производство по делу прекращается, а все меры, принятые для принудительного исполнения, отменяются (органами государственной налоговой службы и Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан), а взысканные штрафы возвращаются на банковский счет хозяйствующего субъекта на основании его заявления. В этом случае возврат взысканных средств осуществляется:

Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан - если они хранятся на депозитном счете Бюро;

казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан - в случае перечисления в Государственный бюджет Республики Узбекистан после признания переплаченной суммой на основании заключения органа государственной налоговой службы в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Валютные средства, добровольно оплаченные на основании требования или поступившие в течение 90 календарных дней после вступления в законную силу судебного акта о наложении финансового взыскания либо сумма товаров, ввезенных в страну и оформленных в таможенном режиме "выпуск для свободного обращения (импорт)", выполненных работ и оказанных услуг исчисляются в сумах по курсу, указанному в заявке.

После вступления решения суда в силу орган государственной налоговой службы учитывает сумму наложенного штрафа в личной карточке хозяйствующего субъекта.

Сумма исчисленного штрафа признается как налоговая задолженность и меры по принудительному взысканию принимаются в установленном порядке.


29. Срок оформления товаров по внешнеторговым операциям по ранее переведенным зарубежными партнерами денежным средствам под таможенный режим экспорта (в том числе по таможенному оформлению товаров в таможенный режим реэкспорта в соответствии с контрактом на вывоз), выполнения работ или оказания услуг или срок перечисления денежных средств через коммерческие банки Республики Узбекистан за импортированные в Республику Узбекистан товары (в том числе товары, помещенные по контрактам ввоза под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории), выполненные работы, оказанные услуги, не должен превышать 365 дней.

При этом указанный срок исчисляется со дня регистрации в коммерческих банках, обслуживающих экспортеров (в том числе реэкспортеров), денежных средств, перевод которых осуществлен иностранными партнерами по экспорту (в том числе по оформлению в таможенный режим реэкспорта, выполнения работ или оказания услуг), перевод денежных средств через коммерческие банки Республики Узбекистан исчисляется с момента регистрации таможенного режима выпуска в свободное обращение (импорт) (в том числе режим таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории в соответствии с контрактом на вывоз) товаров, ввозимых в Республику Узбекистан иностранными партнерами, а также подписания актов выполненных работ или оказанных услуг.

30. Хозяйствующие субъекты, коммерческие банки, бюджетные организации, получатели бюджетных средств, казначейские подразделения и органы государственной таможенной службы несут ответственность за своевременность и достоверность внесения соответствующей информации в ЕЭИСВО.


31. Органы государственной таможенной службы:

несут ответственность за своевременность и достоверность внесения в ЕЭИСВО информации о поступлении или отгрузке товаров на основании грузовых таможенных деклараций, осуществляют анализ сведений по ввозу и вывозу товаров и осуществленным по ним таможенным платежам, а также своевременно обеспечивают слияние электронной базы данных по грузовым таможенным декларациям в ЕЭИСВО;

обеспечивают проведение оперативно-аналитических и розыскных мероприятий по выявлению и пресечению механизмов незаконного ввоза товаров на территорию Республики Узбекистан, раскрытию других преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

35. Информация о фактах непоступления или неполного поступления выручки от экспорта товаров (работ, услуг) или товаров (работ и услуг) по импорту (возврата авансового платежа) в сроки, установленные законодательством, формируется в ЕЭИСВО. Органы государственной налоговой и таможенной служб для принятия соответствующих мер используют данные ЕЭИСВО.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


36. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



ПОРЯДОК

присвоения идентификационных номеров

внешнеторговым контрактам и инвойсам



1. Данный Порядок устанавливает правила присвоения идентификационных номеров внешнеторговым контрактам и инвойсам.


2. Присвоение идентификационных номеров внешнеторговым контрактам и инвойсам осуществляется путем внесения хозяйствующими субъектами в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (далее - ЕЭИСВО) необходимой информации в соответствии с требованиями настоящего Порядка.


3. Идентификационные номера в ЕЭИСВО формируются в следующем порядке:

  

1

  

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

А

  

Б

  

  









24

  

25

26

27

28

29

30

31

32















В

  

Г

Д








  

Часть "А" состоит из 9 цифр, обозначающих ИНН коммерческого банка, осуществляющего банковские операции в соответствии с документом о внешнеторговом соглашении. Если внешнеторговый контракт заключен на бирже (ярмарке), в части "А" указывается ИНН этой биржи (ярмарки).

Часть "Б" состоит из 14 цифр, обозначающих ИНН для юридических лиц, ПИНФЛ для физических лиц (импортер-экспортер - резидент Республики Узбекистан). При этом в случае отражения ИНН, после ИНН проставляется "0" в количестве 5 цифр.

Часть "В" состоит из 2 цифр, обозначающих последние 2 цифры года (например, если 2019 год, - указывается 19).

Часть "Г" состоит из 2 цифр, обозначающих тип внешнеторговых операций, а именно:

01 - экспортный контракт;

02 - импортный контракт;

03 - бартерный контракт;

04 - централизованный экспортный контракт;

05 - централизованный импортный контракт;

06 - импортный биржевой (ярмарочный) контракт;

07 - экспортный биржевой (ярмарочный) контракт;

08 - экспортно-консигнационный контракт;

09 - экспортный контракт на территории республики;

10 - экспорт программного обеспечения через глобальную информационную сеть Интернет;

11 - экспортный контракт по переработке (на территории республики);

12 - экспортный контракт по переработке (за пределами республики);

13 - экспортный контракт через торговые площадки глобальной информационной сети Интернет;

14 - экспорт на основании инвойса;

15 - импорт на основании инвойса;

16 - контракт на ввоз;

17 - контракт на вывоз;

18 - контракт закупа;

19 - контракт реализации;

20 - экспортные договоры на основании лизинга;

21 - импортные договоры на основании лизинга;

22 - соглашение о рекламе.

Часть "Д" состоит из 5 цифр, обозначающих порядковый номер контракта или инвойса, присваиваемый ЕЭИСВО автоматически.

4. Присвоение в ЕЭИСВО идентификационных номеров внешнеторговым контрактам и инвойсам осуществляется в начале каждого года с номера 00001. При этом присвоение идентификационных номеров осуществляется отдельно для каждого контракта и инвойса. Если внешнеторговый контракт заключен на бирже (ярмарке), то идентификационный номер присваивается согласно регистрационному журналу (реестру) на бирже (ярмарке).


5. Не допускается указание в идентификационном номере внешнеторговых контрактов и инвойсов разделительных знаков (дроби, дефисы, точки, запятые и т. д.), не предусмотренных настоящим Порядком.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



СХЕМА

осуществления мониторинга и контроля

за внешнеторговыми операциями

  

  

  

Этапы

  

Субъекты

Мероприятия

Сроки

1-й этап



  

Ввод данных в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) по:

  



1. Хозяйствующий субъект*


  

1. Заключенным внешнеторговым контрактам и инвойсам;

  


1. До начала внешнеторговых операций

2. Биржа (ярмарка)


2. Контрактам, заключенным на бирже (ярмарке).


  

2. В течение 1 рабочего дня после заключения контракта на бирже (ярмарке)

  







2-й этап

  

ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов" при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан (в случаях, предусмотренных законодательством)*

  


Проведение комплексной экспертизы импортных контрактов*


В течение 20 дней


Ввод в ЕЭИСВО следующих данных:



  

1. Коммерческие банки, казначейства, товарно-сырьевые биржи

  


1. Информации о движении валютных средств по контрактам и инвойсам;


1. Поступает онлайн при осуществлении расчетов

  

2. Органы государственной таможенной службы

  


2. Информации о грузовой таможенной декларации по контракту и инвойсу;


2. Поступает онлайн по прибытии либо отгрузке товаров

  

3. Хозяйствующие субъекты

  


3. Актов выполненных работ (оказанных услуг).


3. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем составления акта

 







3-й этап

Органы валютного контроля и коммерческие банки


  

Осуществление мониторинга и контроля за реализуемыми внешнеторговыми операциями, в пределах своей компетенции.

  


Постоянно









4-й этап

  

Органы государственной таможенной службы и коммерческие банки

  


Предоставление информации в налоговые органы в случае выявления признаков нарушения таможенного и валютного законодательства, порядка расчетов.


При выявлении фактов по окончании каждого месяца

  


*) Контракты подлежат экспертизе в порядке, установленном постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2018 года N ПП-3550 "О мерах по совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов".






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Положению



ИНФОРМАЦИЯ,

вводимая в Единую электронную информационную

систему внешнеторговых операций



1. Общая информация по контракту*:

наименование импортера (экспортера) и его реквизиты, включая ИНН или ПИНФЛ;

наименование иностранного партнера и его реквизиты;

дата и номер контракта;

тип контракта (согласно приложению N 1 к настоящему Положению);

предмет контракта (товар, работы, услуги);

общая сумма контракта;

валюта контракта;

валюта платежа;

условия и сроки поставки товара, выполнения работ и оказания услуг;

условия платежа;

номер(а) и дата(ы) дополнительного(ых) соглашения(й);

акт(ы) выполненных работ и/или оказанных услуг;

завершение операции по контракту.

При этом в информацию об акте вводится следующее:

номер и дата акта;

тип проделанных работ / оказанных услуг;

единица измерения и объем проделанных работ и услуг;

стоимость проделанных работ / оказанных услуг;

документы, подтверждающие получение товаров от нерезидента по контрактам закупа;

документы, подтверждающие поставку товаров нерезиденту по контрактам реализации.

2. Общая информация по инвойсу*:

наименование импортера (экспортера) и его реквизиты, включая ИНН или ПИНФЛ;

наименование иностранного партнера и его реквизиты;

дата и номер инвойса;

тип инвойса (согласно приложению N 1 к настоящему Положению);

предмет инвойса (товар, работы, услуги);

сумма инвойса;

валюта инвойса.


3. Биржевые (ярмарочные) контракты**:

наименование импортера (экспортера) и его реквизиты, включая ИНН или ПИНФЛ;

наименование иностранного партнера и его реквизиты;

дата и номер контракта;

тип контракта (согласно приложению N 1 к настоящему Положению);

предмет контракта;

общая сумма контракта;

валюта контракта;

валюта платежа;

номер(а) и дата(ы) дополнительного(ых) соглашения(й);

информация о движении средств.


4. Информация о движении средств***:

дата и сумма платежа;

дата и номер платежного поручения;

дата, номер, сумма и срок открытия аккредитива и информация о его исполнении;

дата, номер, сумма и срок выданной гарантии, наименование гаранта и информация об исполнении гарантии;

дата, номер, сумма и срок выданного страхового полиса, наименование страховой компании;

взаиморасчеты между контрактами;

списание дебиторской и кредиторской задолженностей;

штрафные санкции и оплата налога на доход нерезидента;

комиссия иностранного банка.


5. Информация об отгрузке и поступлении товара****:

наименование товара и код по ТН ВЭД;

количество товара;

страна происхождения товара;

дата оформления и регистрационный номер грузовой таможенной декларации;

фактурная, таможенная и статистическая стоимость товара;

таможенный режим;

код дополнительной единицы измерения (при необходимости);

вес товара;

наименование и реквизиты хозяйствующего субъекта и иностранного партнера по внешнеторговому контракту и инвойсу.



*) Данные вносятся хозяйствующими субъектами.


**) Данные вносятся товарно-сырьевой биржей и выставочными ярмарками.


***) Данные вносятся коммерческими банками.


****) Данные вносятся органами государственной таможенной службы после оформления грузовой таможенной декларации.



Примечание. ЕЭИСВО может также содержать другие данные, подлежащие заполнению, связанные с исполнением внешнеторговых контрактов и инвойсов.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 мая 2020 г.




















































Время: 0.2127
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск