ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Строительство и архитектура / Жилищное строительство /Положение о долевом строительстве многоквартирных домов (Приложение к Постановлению Президента РУз от 27.05.2020 г. N ПП-4732)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению Президента РУз
от 27.05.2020 г. N ПП-4732
ПОЛОЖЕНИЕ
о долевом строительстве многоквартирных домов
1. Настоящее Положение определяет порядок долевого строительства многоквартирных домов и использования средств физических и юридических лиц, аккумулируемых для этих целей.
2. Настоящее Положение не распространяется на отношения между субъектами предпринимательства, связанные с инвестиционной деятельностью с целью получения дохода сторонами договора.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
уполномоченный государственный орган - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Каракалпакстан, главные управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства областей, а также Главное управление строительства города Ташкента;
дольщик - физическое или юридическое лицо, заключившее договор на участие в долевом строительстве в целях приобретения на праве собственности одного или нескольких объектов строительства в строительном комплексе;
долевое строительство - строительство, реконструкция и перепрофилирование многоквартирных домов за счет средств застройщиков и дольщиков;
договор на участие в долевом строительстве (далее - договор) - сделка, составленная в письменной форме, регулирующая отношения между застройщиком и дольщиком по долевому строительству и поставленная на учет в соответствии с требованиями настоящего Положения;
участники долевого строительства - застройщик, дольщик, строительно-подрядная организация (генеральный подрядчик) и коммерческий банк;
электронная платформа - электронная база данных, создаваемая с применением современных информационно-коммуникационных технологий для ведения уполномоченным государственным органом сведений о долевом строительстве;
застройщик (девелопер) - юридическое лицо, внесенное в Электронный перечень застройщиков, привлекающих средства на долевое строительство (далее - Электронный перечень), имеющее земельный участок, выделенный под строительство многоквартирных домов, и первичные разрешительные документы на проведение строительных работ;
строительный комплекс - совокупность одного или нескольких объектов строительства, строящихся по одному адресу на земельном участке, выделенном для строительства в рамках одного проекта;
стоимость строительного комплекса - совокупность предстроительных расходов застройщика, в том числе расходы на получение земельного участка для строительства многоквартирных домов (с проведением аукционных торгов либо выплатой компенсации собственникам и на других основаниях, предусмотренных законодательством) и оформление разрешительных документов, а также расходов, предусмотренных в проектно-сметной документации для завершения этапов строительства и сдачи в эксплуатацию;
объект строительства - квартира, место для стоянки легковых автотранспортных средств и другие объекты в строительном комплексе, сдаваемые дольщику в соответствии с договором;
стоимость объекта строительства - стоимость объекта строительства, указанная в договоре;
строительно-подрядная организация (генеральный подрядчик) - юридическое лицо, заключившее договор генерального подряда с застройщиком, имеющее опыт работы в сфере градостроительства не менее трех лет.
Застройщик может осуществлять строительно-монтажные работы своими силами. При этом застройщик должен отвечать требованиям, установленным настоящим Положением для строительно-подрядной организации и застройщика (в случае учреждения застройщика строительно-подрядной организацией, соответствующей данным требованиям, на него не распространяются требования, предъявляемые настоящим Положением к строительно-подрядным организациям).
4. Застройщик вправе привлекать средства дольщиков для строительства объекта строительства после постановки на учет договоров, заключенных с дольщиками, в соответствии с требованиями настоящего Положения.
5. Строительно-подрядная организация (генеральный подрядчик) вправе привлекать субподрядные организации для ведения строительно-монтажных работ на основе заключенного с застройщиком договора генерального подряда с условием выполнения своими силами не менее 30 процентов от общей стоимости работ (услуг).
6. Ведение Электронного перечня, в том числе включение застройщиков в Электронный перечень и постановка на учет договоров осуществляется уполномоченным государственным органом через электронную платформу.
7. Застройщиком организуется офис продаж для ознакомления физических и юридических лиц со строительным комплексом, условиями договора, порядком внесения доли и другими сведениями.
В офисе продаж создаются условия для ознакомления с эскизными чертежами и уменьшенным макетом строительного комплекса, чертежами объектов строительства, предлагаемых в соответствии с договором, а также устанавливаемым техническим оборудованием и состоянием наружной территории.
8. По взаимному соглашению застройщика и дольщика ответственность застройщика за неисполнение договорных обязательств может быть застрахована в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАСТРОЙЩИКОВ
В ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
9. Застройщик подлежит включению в Электронный перечень отдельно по каждому строительному комплексу.
10. Застройщик для включения в Электронный перечень через электронную платформу представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы в электронной форме:
копию договора генерального подряда, заключенного с застройщиком и строительно-подрядной организацией (генеральным подрядчиком) (в случае привлечения генерального подрядчика);
копии документов о выделении земельного участка и первичные разрешительные документы на выполнение строительных работ (задание на проектирование и архитектурно-планировочное задание);
копии проектно-сметной документации и положительного заключения экспертизы (за исключением проектов, реализуемых методом "fast-track");
копии договоров на проведение технического и авторского надзора за строительством комплекса, а также договора с соответствующей территориальной инспекцией по контролю в сфере строительства на осуществление государственного контроля в процессе выполнения строительно-монтажных работ;
справку об отсутствии у застройщика просроченной задолженности по налогам и другим обязательным платежам;
документ, подтверждающий наличие у застройщика собственных финансовых ресурсов в размере не менее 20 процентов от стоимости строительного комплекса, или гарантийное письмо банка о выделении кредита на данную сумму или ее недостающую часть. При этом учитывается сумма произведенных расходов, связанных со строительством строительного комплекса;
справку об открытии отдельного расчетного счета в коммерческом банке для аккумулирования средств дольщиков.
При этом после интеграции электронной платформы с информационной системой Министерства юстиции Республики Узбекистан не требуется представление застройщиками документов, указанных в настоящем пункте.
11. Уполномоченный государственный орган вправе изучить достоверность информации и документов, представляемых застройщиком, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
12. Уполномоченный государственный орган в течение трех рабочих дней рассматривает документы, представленные застройщиком, и включает его в Электронный перечень.
13. В случаях неполного представления информации и документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения, или несоответствия их действительности уполномоченный государственный орган отказывает в включении застройщика в Электронный перечень.
В случае отказа в включении застройщика в Электронный перечень в течение двух рабочих дней ему отправляется ответное письмо с указанием причин отказа. После устранения причин отказа в включении в Электронный перечень застройщик вправе обратиться повторно. При этом дополнительный сбор не взимается.
14. За включение застройщика в Электронный перечень с застройщика взимается сбор в двукратном размере базовой расчетной величины в Фонд поддержки деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан.
15. Электронный перечень ведется на электронной платформе.
В Электронном перечне отражается общедоступная информация о наименовании, адресе, ИНН и учредителях застройщика, а также другие сведения.
16. Застройщики, не включенные в Электронный перечень, не вправе привлекать средства дольщиков на долевое строительство.
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ДОГОВОРОВ,
ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
А ТАКЖЕ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРОВ
17. Застройщик вправе заключать договоры с дольщиками после его включения в Электронный перечень.
сведения о строительном комплексе и объекте строительства (адрес, местонахождение, номер квартиры и другие);
площадь и стоимость объекта строительства;
дата и состояние сдачи дольщику объекта строительства;
размер суммы, вносимой дольщиком;
порядок взаиморасчетов;
график строительно-монтажных работ;
права, обязательства и ответственность сторон;
порядок уступки прав требований по договору;
гарантийный срок эксплуатации объекта строительства (не менее двух лет);
порядок разрешения споров и другие условия, согласованные сторонами в соответствии с законодательством.
19. Для постановки договора на учет застройщик представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы:
подписанный договор;
копию паспорта дольщика, если дольщиком является юридическое лицо - копию свидетельства о проведении государственной регистрации;
документ, подтверждающий уплату установленного сбора.
20. Для постановки договора на учет документы представляются в уполномоченный государственный орган через электронную платформу.
21. Уполномоченный государственный орган в течение трех рабочих дней рассматривает и ставит договор на учет.
Уведомление о постановке на учет договора отправляется путем CMC-сообщения на номер телефона уполномоченного сотрудника застройщика и дольщика. Каждой странице договора присваивается индивидуальный порядковый номер и QR-код, договор передается застройщику и дольщику.
22. Если представленный договор не соответствует требованиям, указанным в пункте 18 настоящего Положения и (или) не приложены документы, указанные в пункте 19 настоящего Положения, уполномоченный государственный орган отказывает в постановке договора на учет. После устранения причин отказа в постановке договора на учет застройщик вправе обратиться повторно. При этом дополнительный сбор не взимается.
23. За постановку договора на учет с застройщика взимается сбор в размере 50 процентов базовой расчетной величины в Фонд поддержки деятельности Министерства строительства Республики Узбекистан.
24. Изменения и дополнения, внесенные в договор, подлежат постановке на учет в установленном порядке. При этом дополнительный сбор не взимается.
25. В случае расторжения договора застройщик обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом уполномоченный государственный орган через электронную платформу.
26. При одностороннем расторжении договора, поставленного на учет в установленном порядке, по причине несвоевременного исполнения дольщиком своих обязательств сбор за постановку на учет нового договора по данному объекту строительства не взимается.
27. В случае признания строительного комплекса проблемным объектом в установленном порядке постановка на учет новых договоров по данному строительному комплексу, а также изменений и дополнений к ранее заключенным договорам приостанавливается.
28. Внесение в договор изменений, связанных с заменой дольщика, осуществляется в порядке, установленном законодательством.
При подписании соглашения, предусматривающего отказ дольщика от права истребования своей доли в пользу другого лица, обязательно представление нотариально заверенного согласия супруга дольщика.
Договоры, а также изменения и дополнения, внесенные в договоры, не поставленные на учет в порядке, установленном настоящим Положением, считаются недействительными.
ГЛАВА 4. ВЕДЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ ДАННЫХ
ОБ ОБЪЕКТАХ СТРОИТЕЛЬСТВА
29. Уполномоченный государственный орган осуществляет ведение на электронной платформе следующих общедоступных данных об объектах строительства:
сведения о строительном комплексе, в котором расположен объект строительства (количество многоквартирных домов и квартир, объекты инженерной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также вспомогательные объекты по проекту);
сведения о договоре, заключенном по каждому объекту строительства (порядковый номер, дата заключения договора, внесенных в него изменений и дополнений, а также расторжения);
сведения о застройщике и строительно-подрядной организации (генеральном подрядчике);
сведения о проблемных строительных объектах и недобросовестных застройщиках.
30. Уполномоченный государственный орган обеспечивает регулярное обновление и открытый доступ к информации.
ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ДОЛЬЩИКОВ
31. В целях аккумулирования средств дольщиков застройщик открывает в обслуживающем коммерческом банке отдельный расчетный счет по каждому строительному комплексу.
32. Средства на отдельном расчетном счете застройщика могут использоваться исключительно в целях выполнения обязательств по договорам между застройщиком и дольщиками.
33. Иностранная валюта, полученная с иностранных счетов физических лиц-нерезидентов, может быть переведена на отдельный расчетный счет застройщика в национальной валюте с продажей на внутреннем валютном рынке или использована для осуществления платежей по заключенным импортным контрактам.
34. Руководитель и главный бухгалтер застройщика несут персональную ответственность за целевое использование средств дольщиков.
35. Запрещается направлять средства дольщиков, аккумулируемые на отдельном расчетном счете застройщика, на следующие цели:
покрытие других займов, за исключением средств, привлеченных для проведения первоначальных строительных работ на строительном комплексе;
выделение займа (финансовой помощи);
формирование уставного фонда хозяйствующих субъектов, приобретение акций, долей и облигаций;
приобретение товаров (работ и услуг), не связанных со строительным комплексом;
выплату дивидендов учредителям (акционерам) до полного ввода в эксплуатацию строительного комплекса.
36. После полного ввода объекта строительства в эксплуатацию средства дольщиков перечисляются на основной расчетный счет застройщика и самостоятельно используются застройщиком.
ГЛАВА 6. КОНТРОЛЬ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ
ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
37. Контроль за строительством объектов строительства осуществляется в порядке, установленном законодательством.
38. Дольщик вправе:
знакомиться с текущим состоянием строительных работ на объекте строительства;
требовать от застройщика представления в письменной форме информации по исполнению условий договора;
проводить технический контроль строительства объектов строительства, а также контролировать целевое использование средств путем привлечения юридических лиц или специалистов в порядке, установленном законодательством.
39. Уполномоченный государственный орган по контролю в сфере строительства осуществляет мониторинг соблюдения этапов выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с графиком, утвержденным договором.
40. Застройщики через свои официальные веб-сайты или страницы в социальных сетях регулярно информируют о расходовании средств дольщиков и выполнении работ на объектах строительства, а также обеспечивают возможность наблюдения за объектами строительства в режиме онлайн.
41. Строительный комплекс может быть отнесен уполномоченным государственным органом к категории проблемных объектов в случаях:
грубого нарушения строительных и градостроительных норм и правил;
необоснованной задержки ввода в эксплуатацию объектов строительства на срок более шести месяцев;
нарушения застройщиком обязательства по сдаче дольщикам объектов строительства или объявления его банкротом.
42. Материалы о проблемном объекте направляются уполномоченным государственным органом в соответствующие правоохранительные органы в установленном порядке.
ГЛАВА 7. ПОРЯДОК ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
43. Объект строительства вводится в эксплуатацию после завершения предусмотренных в договоре строительно-монтажных и благоустроительных работ в порядке, установленном законодательством.
44. Объект строительства сдается дольщику на основании акта приема-передачи.
45. Государственная регистрация права собственности дольщика на объект строительства производится на основе договора, акта приема-передачи, подписанного между застройщиком и дольщиком, а также акта о приемке объекта строительства в эксплуатацию.
46. Государственная регистрация права собственности долыцика проводится территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
47. Споры, вытекающие из договоров, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
48. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 28 мая 2020 г.