ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Таможенное законодательство / Регулирование деятельности таможенных органов /

Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 05.06.2020 г. N УП-6005)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 05.06.2020 г. N УП-6005



КОНЦЕПЦИЯ

по реформированию таможенного администрирования

и повышению эффективности деятельности органов

государственной таможенной службы Республики

Узбекистан в 2020-2023 годах


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах (далее - Концепция) разработана во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года N УП-5582 "О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан".


2. Концепция включает в себя рекомендации Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) и подходы, основанные на опыте передовых стран по вопросам реформирования таможенного администрирования.


3. Концепция определяет цели, приоритеты и основные направления развития деятельности таможенных органов и является основой разработки программ и комплексных мероприятий, направленных на их развитие.



РАЗДЕЛ II. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

И ИМЕЮЩИЕСЯ НЕДОСТАТКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ


4. За последние годы была проведена масштабная работа по реформированию таможенных органов, повышению их эффективности и внедрению в их деятельность передовых, современных информационно-коммуникационных технологий. В частности:

отменен порядок "тотального" проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств и внедрена система управления рисками, предусматривающая проведение их выборочного таможенного контроля;

введен институт уполномоченных экономических операторов;

сокращено время таможенного оформления и выпуска товаров в несколько раз;

осуществлено оснащение приграничных таможенных постов передовыми инспекционно-досмотровыми комплексами ведущих мировых производителей.

Несмотря на это, все еще сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение таможенной политики, в числе которых:

неэффективные и излишние контрольные функции таможенных органов;

устаревшие процедуры и их несоответствие требованиям международных норм и стандартов;

сохранение в деятельности таможенных органов бюрократических барьеров;

отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия;

длительное время совершения таможенных операций;

наличие институциональных проблем в деятельности таможенных органов, связанных с чрезмерной концентрацией сил и средств на взыскание таможенных платежей;

низкий уровень пропускной способности пунктов пропуска и их недостаточная материально-техническая оснащенность;

отсутствие механизмов стимулирования участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) за соблюдение законодательства.



РАЗДЕЛ III. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ


5. Целью настоящей Концепции является создание максимально благоприятных условий для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Узбекистан, сокращение времени совершения таможенных операций, внедрение передовых технологий и автоматизация совершаемых операций, а также новых методов работы, соответствующих международным нормам и стандартам, лучшим практикам зарубежных стран.


6. Основными направлениями развития и совершенствования деятельности таможенных органов на 2020-2023 годы являются:

дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;

развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;

обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;

совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;

борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;

подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;

дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран.



§ 1. Дальнейшее совершенствование нормативно-

правовой базы в таможенной сфере


7. Государственная политика в таможенной сфере находит свое отражение в разрабатываемой нормативно-правовой базе.

Несмотря на то, что деятельность таможенных органов регулируется большим количеством актов законодательства, правовая основа оказания услуг в таможенной сфере требует дальнейшего совершенствования.

В связи с этим в рамках реализации Концепции будут осуществлены следующие мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы:


а) пересмотр нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций и стандартов ВТамО, Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), а также основываясь на лучших практиках зарубежных стран на предмет:

отмены чрезмерных административных барьеров в таможенной сфере и упрощения таможенных процедур;

внедрения передовых методов таможенного администрирования (совершенствование требований таможенных режимов, введение института таможенного аудита и другие);

сокращения затрат участников ВЭД;

совершенствования порядка предварительного декларирования товаров и транспортных средств;

внедрения порядка досудебного урегулирования в таможенных органах споров в области таможенного дела, позволяющего минимизировать конфликтные ситуации между таможенными органами и участниками ВЭД;

принятия комплекса мер для перехода процедур определения и контроля таможенной стоимости в соответствии с нормами и требованиями ГАТТ/ВТО;

обеспечения единообразного применения норм таможенного законодательства всеми участниками таможенных правоотношений;

пересмотра порядка защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Марракеш, 15 апреля 1994 года);

внедрения на поэтапной основе системы управления рисками на автодорожных, железнодорожных и авиационных приграничных таможенных постах;

сокращения случаев таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;

разработки и внедрения автоматизированной информационной системы "Е-TRANZIT";

пересмотра требований таможенных режимов, в том числе таможенного режима "переработка на таможенной территории";


б) имплементация международных норм и стандартов, направленных на:

создание благоприятных условий для упрощения процедур торговли, развития предпринимательства и улучшения деловой среды;

улучшение позиций Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса" по индикатору "Международная торговля";

присоединение Республики Узбекистан к пересмотренной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (3 февраля 2006 года).



§ 2. Развитие институциональных основ деятельности

и объектов инфраструктуры таможенных органов

с оптимальным использованием имеющихся

сил и средств


8. За прошедший период проведен ряд работ по совершенствованию инфраструктуры таможенных органов для выполнения ими возложенных задач и функций.

Наращивание взаимовыгодных и дружеских отношений с зарубежными странами, создание благоприятных правовых, социальных и экономических условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной, туристической и других видов деятельности на территории Узбекистана послужило причиной роста торгового оборота, увеличения транспортного потока и пассажироперевозок.

В связи с этим имеющаяся инфраструктура на таможенных постах не соответствует нынешним требованиям, оснащение таможенных постов современным и передовым оборудованием не является достаточным.

Вместе с тем распределение грузопотока осуществляется нерационально. Так, например, в 2019 году в республику осуществлен въезд 34,3 % из  1 887 938 штук автотранспортных средств через приграничные таможенные посты Управления Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан (далее - ГТК) по Ташкентской области, 24,4 % - Управления ГТК по Ферганской области, 9,5 % - Управления ГТК по Сурхандарьинской области, 7,4 % - Управления ГТК по Республике Каракалпакстан, 7,1 % - Управления ГТК по Сырдарьинской области, 6,1 % - Управления ГТК по Андижанской области, 5,5 % - Управления ГТК по Бухарской области, 2,4 % - Управления ГТК по Самаркандской области и другие.

В связи с этим в целях совершенствования институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств будут проведены следующие мероприятия:

реконструкция и модернизация зданий, сооружений и таможенных постов управлений ГТК по Республике Каракалпакстан, Бухарской, Самаркандской, Андижанской, Ташкентской, Кашкадарьинской и Сырдарьинской областям;

эффективное использование системы управления рисками и методик минимизации рисков для предотвращения нарушений таможенного законодательства;

проведение мероприятий по оптимизации структуры и функций таможенных органов;

создание Медицинского центра и Центральной таможенной лаборатории ГТК;

дальнейшее развитие и совершенствование деятельности Национального кинологического центра ГТК;

приобретение инспекционно-досмотровых комплексов для досмотра грузовых автотранспортных средств и железнодорожных составов, рентген-сканирующего оборудования, оборудования радиационного контроля, серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения, комплектующих и иных средств для организации эффективной работы таможенных органов.



§ 3. Обеспечение прозрачности и эффективности

деятельности таможенных органов посредством внедрения

современных и передовых информационно-коммуникационных

технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики


9. Открытость и прозрачность деятельности таможенных органов являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации возложенных задач, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между государством и частным сектором.

Открытости и прозрачности деятельности таможенных органов, повышения ее эффективности можно достичь только путем широкого внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий, которые позволят исключить человеческий фактор.

За последнее время таможенными органами реализованы комплексные меры по внедрению новых автоматизированных информационных систем, в частности "Система управления рисками", "Система автоматической регистрации и распределения грузовых таможенных деклараций", "Система контроля таможенной стоимости" и другие. Кроме того, продолжается работа по оснащению приграничных таможенных постов современным крупногабаритным сканирующим оборудованием.

Так, в настоящее время в таможенных органах функционируют 54 автоматизированные информационные системы.

Вместе с тем нынешнее состояние имеющихся в таможенных органах информационно-коммуникационных технологий и систем требует их дальнейшего развития в рамках цифровой экономики.

В связи с этим предусматривается выполнение следующих мер:

дальнейшее совершенствование процедур по осуществлению контроля за товарами и транспортными средствами на таможенных постах посредством таможенной информационной системы "Единое окно", в том числе ее внедрение на приграничных таможенных постах;

интеграция информационных систем таможенных органов с информационными системами других контролирующих органов;

создание возможности ведения мониторинга за товарами с момента их въезда на таможенную территорию и выпуска в свободное обращение в режиме реального времени;

внедрение системы оформления акта таможенного досмотра через мобильные приложения;

предоставление со стороны организаций железнодорожного транспорта в таможенные органы в режиме реального времени на безвозмездной основе информации о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции информационных систем организаций железнодорожного транспорта с информационными системами таможенных органов.

совершенствование информационных систем и внедрение автоматического оформления грузовой таможенной декларации без участия сотрудников таможенных органов;

принятие необходимых мер по обеспечению кибербезопасности и информационной безопасности при электронном обмене данными, повышение уровня защиты информационных и коммуникационных ресурсов таможенных органов;

расширение информационного взаимодействия с таможенными и иными службами зарубежных стран;

поэтапное обеспечение таможенных органов современными видами технического оборудования, позволяющими эффективно предотвратить незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Республики Узбекистан;

совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов в части повышения качества и скорости приема, обработки и передачи информации.



§ 4. Совершенствование реализации фискальной

функции таможенных органов, упрощение тарифного

и нетарифного регулирования ВЭД


10. Фискальная функция таможенных органов основывается на правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, применении новых методов работы в данном направлении и использовании для этих целей современных информационно-коммуникационных технологий, осуществлении контроля за соблюдением участниками ВЭД таможенного законодательства.

Таможенные органы являются важным звеном в доходной части Государственного бюджета Республики Узбекистан. В 2019 году сумма взысканных таможенных платежей составила 17,1 триллион сумов (16,7 % доходной части Государственного бюджета Республики Узбекистан).

Плановый показатель сбора таможенных платежей превращается в так называемую "гонку" региональных подразделений ГТК по выполнению данного плана, что становится причиной для необоснованного завышения таможенной стоимости товаров со стороны таможенных органов.

Вместе с тем оценка деятельности таможенных органов стала зависеть от объема поступивших таможенных платежей, что означает превалирование фискальной функции над остальными функциями.

В связи с этим в целях совершенствования реализации фискальной функции таможенных органов, упрощения тарифного и нетарифного регулирования ВЭД предусматривается выполнение следующих мероприятий:

принятие мер, направленных на минимизацию фактов возникновения задолженности по уплате таможенных платежей;

разработка и внедрение автоматизированной информационной системы "BOJXONA AUDITI";

внедрение интерактивной услуги по начислению (в том числе уплате) таможенных платежей на основе предварительной информации физических лиц о товарах, превышающих нормы ввоза;

совершенствование механизмов уплаты таможенных платежей, в том числе развитие современных электронных технологий уплаты денежных средств;

разработка механизма контроля товара по количественным ограничениям (квоте) при применении льгот по таможенным платежам в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов;

совершенствование автоматизированной информационной системы "База анализа кодов ТН ВЭД" с внедрением возможности осуществлять проверку правильности классификации товаров и выявления нарушений, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров, на основе исторических статистических данных и принятых ранее экспертных заключений;

установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, развитие института финансовых гарантий;

активное участие в тарифном и нетарифном управлении ВЭД в соответствии с международными требованиями.



§ 5. Борьба с контрабандой и нарушениями

таможенного законодательства


11. В результате осуществляемых реформ и реализации инвестиционных проектов внешнеторговый оборот страны с каждым годом увеличивается.

Вместе с тем растет и число правонарушений с использованием различных криминальных методов в ВЭД и в пограничных таможенных зонах.

В целях защиты внутреннего рынка, поощрения отечественных производителей, усиления контроля в приграничных районах, совершенствования борьбы с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства, а также правоохранительной деятельности необходимо осуществить следующие мероприятия:

принятие мер по интеграции автоматизированных информационных систем ГТК в систему правоохранительных органов с целью обеспечения эффективной регистрации информации об административных правонарушениях в сфере таможенного дела в единой централизованной информационной системе правоохранительных и других органов Республики Узбекистан;

создание короткого номера телефона экстренной связи для оперативной передачи сообщений о возможных преступлениях и иных правонарушениях таможенного законодательства, совершенных либо совершаемых в реальном времени и коррупционных правонарушениях;

разработку механизма поощрения лиц, оказывающих содействие в предотвращении и выявлении правонарушений и преступлений, а также раскрытии фактов, связанных с нарушением таможенного законодательства и проявлениями коррупции;

разработку и внедрение на базе автоматизированной информационной системы "Bojxona qoidalarining buzilishi" модуля, позволяющего фиксировать административные правонарушения в сфере таможенного законодательства и осуществлять производство по данным правонарушениям в электронной форме;

установление порядка, предусматривающего предоставление декларанту права на добровольное исправление нарушений при заполнении грузовой таможенной декларации, не влияющих на начисление таможенных платежей;

развитие межведомственного и международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности и неприкосновенности границ Республики Узбекистан, охраны окружающей среды и здоровья граждан, включая создание и эффективное использование электронного обмена данными.



§ 6. Подготовка, переподготовка и дальнейшее

повышение квалификации и навыков сотрудников

таможенных органов, усиление их социальной защиты


12. Реализация проводимых реформ в таможенных органах, повышение их международного авторитета зависят прежде всего от квалифицированных и опытных кадров.

В связи с этим для подготовки, переподготовки, повышения квалификации, отбора и дальнейшего наращивания кадрового потенциала требуется принятие следующих мер:

повышение специальных знаний сотрудников таможенных органов по предотвращению незаконного перемещения через таможенную границу валютных и культурных ценностей, объектов интеллектуальной собственности;

разработка механизма поощрения инициативы изучения иностранных языков с целью качественного выполнения сотрудниками таможенных органов своих обязанностей;

проведение аккредитации направления образования бакалавриата "Таможенное дело" Таможенного института ГТК в соответствии с профессиональными стандартами PICARD (Партнерство в области таможенных академических исследований и развития) ВТамО;

внедрение механизма поощрения и назначения на высокие должности сотрудников таможенных органов с учетом их опыта, знаний, профессиональной преданности, следования служебной и исполнительной дисциплине;

создание системы послевузовского образования, включающей в себя базовую докторантуру и независимый исследовательский институт, и направленной на дальнейшее укрепление взаимодействия практики таможенного дела с системой непрерывного образования в Таможенном институте ГТК;

внедрение результатов научных разработок в учебный процесс и в деятельность таможенных органов, привлечение иностранных специалистов в учебный процесс в Таможенном институте ГТК;

совершенствование механизмов материального стимулирования и социальной защиты сотрудников таможенных органов, в том числе строительство жилых домов;

предоставление детям сотрудников таможенных органов права на получение государственного гранта для высших и высших военных учебных заведений республики на основе дополнительных квот.



§ 7. Дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества

с международными организациями и таможенными

службами зарубежных стран


13. Основой конструктивного взаимодействия с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран являются заключенные международные договора и достигнутые договоренности, направленные на развитие взаимовыгодного сотрудничества.

Международное сотрудничество таможенных органов осуществляется в целях продвижения и защиты экономических интересов Республики Узбекистан, закрепления за нашей республикой устойчивых позиций на международной арене в сфере деятельности таможенных органов, повышения внешнеторгового оборота и создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

В связи с этим в целях дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран, будут осуществлены следующие мероприятия:

принятие мер по внедрению в Республике Узбекистан проекта "E-TIR", предусматривающего электронное оформление перевозок на основе книжек ТИР-карнет;

открытие представительств ГТК в странах, являющихся основными торговыми партнерами Республики Узбекистан;

обеспечение обмена с соседними странами электронной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через пункты пропуска;

продолжение использования международных транзитных документов в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год) и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (1951 год);

дальнейшая активизация участия таможенных органов в деятельности многосторонних региональных и международных организаций (Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, ВТамО, ВТО, Азиатский банк развития и другие);

организация стажировок для сотрудников таможенных органов в Секретариате ВТамО с целью профессионального развития и изучения передового международного опыта;

принятие мер по привлечению эффективных зарубежных грантов для повышения потенциала кадров таможенных органов республики с использованием передового международного опыта, а также укрепления таможенной инфраструктуры и обеспечения современными техническими средствами;

выявление новых возможностей таможенных органов для развития международного сотрудничества с применением новейших информационных технологий.



РАЗДЕЛ IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


14. Предусматривается достижение следующих показателей путем реализации задач, установленных настоящей Концепцией:

увеличение поступлений по таможенным платежам в Государственный бюджет на 25 % ежегодно за счет дальнейшего совершенствования функций логического контроля существующих информационных систем в таможенных органах;

увеличение пропускной способности приграничных таможенных постов в 3 раза за счет расширения и модернизации основных пограничных пунктов пропуска, прилегающих к их территориям;

сокращение времени таможенного оформления в 5 раз для экспорта и в 2 раза для импорта в результате совершенствования таможенной информационной системы "Единое окно";

внесение достойного вклада в повышение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах за счет сокращения затрат участников ВЭД в результате использования современных методов таможенного администрирования;

упрощение процессов таможенного оформления и контроля, обеспечение беспрепятственного доступа к информации без участия человеческого фактора в соответствии с международными нормами и стандартами на основе широкого внедрения цифровых технологий и информационных систем в деятельность таможенных органов;

уменьшение количества правонарушений, совершаемых сотрудниками таможенных органов;

повышение инвестиционной и туристической привлекательности страны;

увеличение экспортного потенциала и оптимизация импорта;

развитие инфраструктуры таможенных органов и усиление социальной защиты сотрудников.



РАЗДЕЛ V. МОНИТОРИНГ ЗА ХОДОМ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


15. Системный мониторинг за ходом реализации Концепции, общая координация, оперативное рассмотрение и решение проблемных вопросов, препятствующих дальнейшему совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности таможенных органов, будет осуществляться Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 июня 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

8 июня 2020 г., N 22, ст. 235





























Время: 0.2381
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск