ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Статистика. Отчетность / Общие положения /

Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020-2025 годах (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 03.08.2020 г. N ПП-4796)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 03.08.2020 г. N ПП-4796



НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

развития статистики Республики Узбекистан

в 2020-2025 годах


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Перспективное стабильное развитие национальной системы статистики Республики Узбекистан требует реализации государственной политики в сфере на основе новых подходов. Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020-2025 годах (далее - Стратегия) служит основой для реализации данной задачи.

Основная цель Стратегии - комплексное развитие всей национальной системы статистики страны, способствующей повышению актуальности статистики, отвечающей требованиям пользователей, совершенствованию управления и координации системы статистики, а также охватывающей следующие стратегические цели:

улучшение правовой и организационной инфраструктур;

совершенствование статистической инфраструктуры;

улучшение взаимоотношений между пользователями и поставщиками статистической информации;

улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры обработки статистической информации;

совершенствование отдельных статистических направлений и методологий.

Реализация Стратегии в 2020-2025 годах предоставляет возможность достижения следующих широкомасштабных стратегических результатов:

высокого уровня удовлетворенности пользователей статистической информации;

качественной мотивации поставщиков статистической информации;

всесторонней поддержки развития национальной статистики правительством и партнерами;

мотивации и высокой квалификации работников;

эффективной координации системы национальной статистики страны.

Развитие национальной системы статистики основывается на достижении основных целевых показателей, определенных в приложении N 1, и своевременной реализации мероприятий, изложенных в приложении N 2 к Стратегии.



ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-

ПРАВОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ


Принимая во внимание важное значение конкретных правовых основ и эффективной организационной структуры в качественном выполнении своих задач, Государственным комитетом по статистике и всеми другими производителями официальной статистики, образующими национальную систему статистики страны, планируется пересмотреть законодательство в сфере статистики и модернизировать организационную инфраструктуру национальной системы статистики.

Внедряется программа управления качеством, усиливается координация национальной системы статистики, планируется более эффективное распределение и распространение статистической информации.



1. Совершенствование законодательства в сфере статистики


Для выполнения Государственным комитетом по статистике и всеми другими производителями официальной статистики своих задач, требуется конкретная правовая и организационная структура официальной статистики, включающая в себя:

во-первых, создание национальной системы статистики, правовой статус органов статистики, а также правовой статус, функции, права и обязанности других государственных ведомств и организаций в рамках национальной системы статистики страны;

во-вторых, конкретные полномочия организаций национальной системы статистики по сбору статистической информации.

Для устранения пробелов в действующем законодательстве разрабатывается проект закона "Об официальной статистике" в соответствии с общепризнанными международными стандартами. В частности, новый закон направлен на:

повышение прозрачности официальной статистики путем систематизации и объединения в единый закон актов законодательства в данной сфере;

укрепление статуса Государственного комитета по статистике в качестве уполномоченного и независимого органа и расширение полномочий его руководителей;

разработку необходимых нормативно-правовых актов с целью совершенствования межведомственного сотрудничества в сфере статистической деятельности;

пересмотр действующих соглашений между организациями статистики на основе совершенствуемого законодательства с целью обеспечения эффективного сотрудничества и обмена информацией;

создание в государственных ведомствах, производящих информацию и образующих национальную систему статистики страны, производителей информации по отдельным подразделениям статистики;

совершенствование правил обмена информацией для получения и улучшения доступа к информации и документам органов государственного и хозяйственного управления для использования в статистических целях;

учет последних изменений в деятельности органов статистики и других организаций сферы;

создание механизмов постоянного взаимодействия между производителями и пользователями статистической информации, имеющих важное значение в повышении актуальности статистической информации;

конкретное определение производителей официальной статистики, их прав и обязанностей;

разработку методологии формирования, ведения и использования баз данных органов государственного и хозяйственного управления;

проведение мероприятий по переписи, включение процедур об ответственности за участие в данных мероприятиях и ответы на вопросники граждан и субъектов;

определение порядка контроля за качеством распространения статистической информации.



2. Улучшение координации деятельности

производителей статистической информации


Статистический совет в качестве межведомственного комитета должен обладать определенными полномочиями для мотивации всех ведомств к соблюдению соглашений, а также достаточным потенциалом для принятия стратегических решений.

Вместе с тем Статистический совет в предыдущем составе не осуществлял деятельность на должном уровне, в последние годы совершенствование координации системы статистики между производителями информации стало актуальным вопросом.

Улучшение координации деятельности ведомств, занимающихся формированием информации, охватывает следующие мероприятия:

укрепление полномочий и обязанностей Статистического совета;

создание технических рабочих групп, обладающих полномочиями в соответствующих сферах для гармонизации информации, методов и классификаторов статистики с национальными интересами;

осуществление пересмотра действующих соглашений, меморандумов и взаимоотношений органов государственного и хозяйственного управления, занимающихся формированием информации, с целью гармонизации их статистики.



3. Совершенствование организационной структуры

национальной системы статистики


Наличие тщательно разработанного, осуществляющего эффективную деятельность и обеспеченного достаточными ресурсами органа статистики является основой прочной системы статистики в стране.

Вместе с тем предлагаемые меры по повышению координирующей роли и совершенствованию статистической деятельности Государственного комитета по статистике, внедрение в данную деятельность Типовой модели производства статистической информации, позволяющей интегрировать информацию и метаинформацию, могут потребовать более эффективной и полномочной структуры.

Кроме того, для своевременного производства высококачественной и достоверной информации наблюдается потребность в пересмотре организационных структур отдельных подразделений статистики и большинства организаций, занимающихся формированием на должном уровне информации без человеческих ресурсов.

Для совершенствования организационной структуры национальной системы статистики предусматриваются следующие мероприятия:

реорганизация организационной структуры Государственного комитета по статистике с соответствующими полномочиями;

оптимизация организационной структуры Государственного комитета по статистике, в том числе обязанностей и должностных инструкций;

определение числа и квалификации требуемых работников, оценка действующего персонала на соответствие требованиям и проведение анализа существующих пробелов в системе.



4. Разработка национальных базовых принципов

обеспечения качества национальной системы статистики


Система управления качеством, ведения мониторинга и оценки является неотъемлемой частью национальной системы статистики, обеспечивающей соответствие важных аспектов качества статистической информации и процессов национальным и международным системам оценки качества.

Однако в настоящее время в стране отсутствует единая комплексная политика управления качеством статистической информации, в частности ведется политика сбора и анализа информации, но политика ее планирования и распространения не разработана.

С целью обеспечения эффективного функционирования системы управления качеством реализуются следующие меры:

внедрение базовых принципов обеспечения качества в соответствии со средствами управления качеством ISO 9001-2008 и руководством по национальным базовым принципам обеспечения качества ООН;

повышение осведомленности работников Государственного комитета по статистике в вопросах управления качеством, обучение их принципам и процессам качества;

разработка инструментов управления качеством и реализация политики в области качества;

совершенствование модели качества, включающей в себя показатели качества статистической продукции, их актуальность, достоверность, своевременность выполнения, удобство, понятность и согласованность;

совершенствование политики в области качества в целях удовлетворения потребности пользователей и обновления действующих процессов;

разработка показателей качества и эффективности, а также систем их измерения и осуществления контроля за качеством, программ проверки качества;

реализация политики в области качества и программы его оценки.



5. Улучшение кадрового потенциала системы статистики


Система управления человеческими ресурсами способствует совершенствованию процессов отбора и подготовки квалифицированных кадров, вносящих вклад в достижение цели предоставления достоверной, качественной и своевременной информации.

Кадровый потенциал органов государственной статистики и других организаций-производителей информации не достаточен для удовлетворения в перспективе статистических потребностей. С целью повышения эффективности и результативности своей деятельности национальная система статистики нуждается в квалифицированных кадрах, подготовленных на должном уровне.

В связи с этим необходимо разработать систему управления человеческими ресурсами с использованием механизмов стимулирования, направленных на привлечение и сохранение квалифицированных кадров.

Институт повышения квалификации кадров и статистических исследований (далее - Институт) осуществляет деятельность по направлению повышения квалификации в сфере статистики.

В данном направлении принимаются следующие меры:

разработка мер по реализации широкомасштабной политики в области человеческих ресурсов и подготовки квалифицированных кадров в системе национальной статистики страны;

осуществление пересмотра соответствующих функций должностных обязанностей и тарифной сетки оплаты труда в направлении улучшения стимулирования;

разработка и внедрение новых механизмов ротации, пересмотр порядка и политики подбора и отбора кадров;

создание эффективной системы карьерного продвижения и стимулирования на основе личных заслуг работников;

совершенствование материально-технической, информационно-коммуникационной и статистической инфраструктуры Института;

внедрение в Институте открытых и дистанционных учебных курсов в режиме онлайн по развитию и профессиональной подготовке кадров в сфере статистики, проведению семинаров по вопросам управления человеческими и финансовыми ресурсами;

оказание содействия в осуществлении научно-исследовательской деятельности Института;

организация магистерских и докторских программ для подготовки специалистов по экономическому анализу;

ведение мониторинга профессиональной деятельности.



II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ


Совершенствование статистической инфраструктуры имеет важное значение для формирования высококачественной и актуальной информации.

Цель - укрепление таких основных элементов статистической инфраструктуры, как регистры, методы, классификаторы, системная и информационная архитектура, хранилище метаинформации.



1. Совершенствование классификаторов

и других инструментариев


Наличие национальных классификаторов, методологии и стандартов, разработанных на основе стандартов, принятых и рекомендованных на международном уровне, является ключом для интеграции информации, обеспечения их обмена и подготовки соответствующих статистических показателей.

На Статистический совет возлагаются задачи по последовательному применению единых концепций, характеристик и классификаторов в рамках национальной системы статистики.

Для реализации мероприятий в данном направлении определены следующие задачи:

укрепление роли Статистического совета в координации и унификации методов, классификаторов и методологий, используемых учреждениями системы статистики, в соответствии с международными стандартами;

совершенствование деятельности отдела Государственного комитета по статистике, ответственного за пересмотр методов, используемых органами статистики, ведение мониторинга решений Статистического совета и меморандумов о взаимопонимании между Государственным комитетом по статистике и другими организациями-производителями статистической информации;

осуществление пересмотра классификаторов в соответствии с международными стандартами, их применение в деятельности Государственного комитета по статистике и других организаций;

разработка усовершенствованных проектов Кодекса этики и Кодекса передовых практик в сфере статистики в соответствии с передовым международным опытом, в том числе вопросов защиты конфиденциальности, путем их обсуждения с основными производителями информации;

создание многоязычного глоссария и словарей в области информации и обеспечение их доведения до широкой общественности;

регулярное обучение специалистов организаций, занимающихся формированием информации.



2. Создание статистических регистров


Создание бизнес-регистров в соответствии с международными стандартами предоставляет возможность обеспечения Государственного комитета по статистике совершенными инструментами сбора информации о различных характеристиках предприятий, а также создания системы выборки обследований предприятий для наблюдения за изменениями в различной экономической статистической информации.

В рамках Стратегии создаются усовершенствованные статистические регистры за счет расширения действующей базы данных предприятий с помощью их пополнения информацией с целью профилирования.

Для достижения данных целей определены следующие задачи:

изучение передового международного опыта внедрения статистических регистров, пересмотра действующих государственных регистров и разработки бизнес-регистра в статистических целях;

разработка процедур технического обслуживания и обновления для каждого статистического регистра и подготовка системных спецификаций;

проведение испытаний системы и процессов статистического регистра;

изменение программ обследования для использования статистических регистров в качестве основы проведения выборки.



3. Совершенствование процессов

и методов разработки вопросников


Содержание вопросника оказывает ощутимое влияние на процент и качество ответов, полученных в ходе опроса, и, соответственно, выводы, сделанные на основе результатов опроса.

Действующие методы разработки вопросников не отвечают требованиям. К общим проблемам относятся низкий уровень ответов, тяжелый груз отчетности респондентов и расходы на сбор информации.

Кроме того, формат, структура и методы выборки важны для обеспечения достоверности получаемой информации и репрезентативности всего населения.

Отсутствие единых целостных стандартов выборки и надлежащей подготовки по вопросам формирования выборки в национальной системе статистики затрудняет осуществление процессов совершенствования и оценки качества выбора.

Для достижения данных целей определены следующие задачи:

разработка указаний по выработке вопросников в разных формах, включающих в себя вопросники в бумажном и электронном виде, интервью лицом к лицу, автоматизированные интервью по телефону и механизмы их реализации;

разработка программы пересмотра всех существующих вопросников и создание их базы;

разработка и внедрение процедур пересмотра вопросников на предмет их соответствия стандартам до их применения;

организация обучения вопросам использования методов разработки вопросников для статистических обследований;

изучение возможностей проведения выборки;

обучение работников Государственного комитета по статистике и других организаций методам выборки;

изучение действующего сборника обследований для определения вариантов, обеспечивающих проведение выборочных обследований без потери при этом общности;

совершенствование выборки обследования предприятий и домашних хозяйств с учетом планируемых изменений и разработок в статистических регистрах.



4. Внедрение анализа временных рядов, методов сезонной

корректировки и политики пересмотра информации


Предоставление статистической информации в форме временных рядов является традицией, признанной на международном уровне, которая предоставляет полезную информацию о прогнозировании фактических изменений в информации по причине периодичных, сезонных и беспорядочных происшествий, а также с точки зрения иных видов анализа.

Существуют определенные условия для формирования информации по временным рядам: методологическая согласованность в течении времени, сезонные корректировки высокочастотной информации, использование надлежащих методов дефляции.

С целью укрепления потенциала организаций-производителей информации в подготовке временных рядов определяются следующие меры:

создание временных рядов дискретных показателей в разрезе максимально продолжительного времени;

изменение вопросников для сбора дискретной информации;

внедрение метода сезонной корректировки для субгодовой дискретной информации по всем основным показателям;

совершенствование действующих индексов и методов дефляции;

разработка программ по широкому разъяснению использования временных рядов.



5. Совершенствование работ по проведению

исследований, анализа и мониторинга


Исследовательская и аналитическая работа основных производителей информации в системе статистики является важной с точки зрения повышения содержания, значимости и актуальности их статистики для пользователей.

В рамках реализации Стратегии предусматривается повышение потенциала организаций национальной системы статистики в области научных исследований и анализа, а также совершенствование методов моделирования, прогнозирования и мониторинга.

Для достижения данных целей определены следующие задачи:

разработка эффективных методов подготовки аналитических материалов и отчетов;

развитие аналитического потенциала основных организаций-производителей информации;

создание современных инструментов анализа и разработка форм отчета по анализу;

повышение потенциала всех производителей статистической информации национальной системы статистики страны в вопросах прогнозирования и моделирования.



III. УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ

СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


Пользователи статистической информации составляют неотъемлемую часть системы статистики и имеют решающее значение в совершенствовании сбора, обработки и распространения качественной информации. Поэтому важно учитывать мнение пользователей при подготовке статистических материалов.

Улучшение отношений между пользователями и поставщиками информации является одной из основных целей Стратегии, способствует повышению эффективности деятельности национальной системы статистики страны.



1. Совершенствование взаимосвязи с пользователями


Для улучшения взаимосвязи с пользователями необходимо проведение распределения и анализа по категориям в соответствии с функциями и их требованиями к статистической информации, в частности распределение на государственные ведомства, отрасли экономики, научные круги, средства массовой информации, международные организации и коллективы в целом.

Для достижения данных целей определены следующие задачи:

совершенствование взаимоотношений с пользователями для информирования общественности о текущей статистической информации;

создание медиацентра в Государственном комитете по статистике для подготовки видеоматериалов, направленных на повышение статистической грамотности населения;

проведение анализа общих потребностей пользователей и обеспечение обратной связи по соответствующим темам;

разработка стандартов предоставления информации для различных групп пользователей;

совершенствование обследований по изучению степени удовлетворенности пользователей для получения представления об изменении их мнений;

разработка обновленных форм официальных сайтов органов статистики и других производителей информации для обеспечения доступа к основной статистической информации;

разработка электронной формы подписки;

обучение пользователей навыкам анализа и использования статистической информации.



2. Совершенствование политики в области

распространения статистической информации


В настоящее время пользователи не обладают информацией в достаточном и необходимом объеме, действующая политика в области распространения информации недостаточно эффективна.

В целях создания последовательного и комплексного подхода к распространению информации предусмотрены следующие меры:

подготовка и реализация программы распространения информации, в том числе календаря опубликования информации;

совершенствование функций распространения информации;

разработка предложений о распространении статистической информации для всех организаций-производителей информации, обеспечении интеграции их информации, а также распространении посредством портала открытых данных;

внедрение международных стандартов распространения информации;

увеличение публикаций по временным рядам;

осуществление мониторинга получения информации и постоянное совершенствование;

регулярное обновление электронных информационных ресурсов Государственного комитета по статистике.



3. Совершенствование политики по поставщикам

статистической информации


Действующая система сбора информации налагает тяжелый груз отчетности на поставщиков информации, в частности сложность и большой объем вопросников оказывает негативное воздействие на полноту и достоверность полученных ответов. Поэтому требуется внедрение политики приведения к минимуму груза отчетности за счет предоставления респондентам большей гибкости в эффективном отборе, обеспечении упрощенности вопросников, сроках проведения опроса или получения заполненных вопросников.

Для достижения данных целей определены следующие задачи:

определение и реализация политики в отношении респондентов;

внедрение системы измерения груза отчетности респондентов во время проведения обследований;

установление целевых показателей сокращения груза отчетности респондентов и осуществление контроля за их внедрением;

определение прав и обязанностей респондентов и распространение соответствующей информации;

разработка методологии проведения опроса с использованием сall-центров и запуск пилотного проекта в соответствии с передовым международным опытом.



IV. УЛУЧШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ОБРАБОТКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


Информационно-коммуникационные технологии являются одними из наиболее важных требований создания эффективно функционирующей системы статистики. Принимая во внимание ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий, требованием времени является использование возможностей данных технологий в процессе сбора, обработки и распространения информации учреждениями статистики.

Цель - создание комплексной системы обработки информации, охватывающей полный цикл сбора (обследования/управления) информации. Данный процесс предусматривает разработку интегрированного программного обеспечения для разработки вопросников, создания инструментариев обследования, проведения обследований, сбора, редактирования, переписи, обобщения и распространения информации с помощью цифровых устройств, в данном процессе широко используется общая база метаинформации.

Информационные системы Государственного комитета по статистике необходимо интегрировать с базами данных других производителей статистической информации. В систему следует внедрить автоматизированный личный опрос (АЛО), автоматизированный опрос по телефону (АОТ), автоматизированный веб-опрос (АВО) и другие методы сбора информации.



1. Создание интегрированной системы формирования,

хранения и обработки статистической информации


Одной из основных целей Стратегии является создание комплексной информационной системы вместо существующих различных программ и баз данных.

В целом в целях создания эффективно функционирующей комплексной системы обработки информации предусматривается разработка подробного плана для национальной системы статистики в области ИКТ, охватывающего:

совершенствование баз данных и метаинформации, а также их классификации путем внедрения функций обработки и анализа в режиме онлайн посредством модернизации инструментов и установления нового программного обеспечения;

разработку мобильных приложений для сбора и ввода информации;

разработку и внедрение статистических регистров для обеспечения согласованности и пропорционального обновления информации;

внедрение средств автоматизированного личного интервью (АЛО);

подготовку персонала для использования средств автоматизированного личного интервью (АЛО) и автоматизированного опроса по телефону (АОТ);

совершенствование части сбора и распространения информации веб-портала Государственного комитета по статистике путем разработки новых веб-сервисов

для респондентов и пользователей;

разработку системы охраны и защиты информации;

создание и установку дополнительной резервной системы, гарантирующей безопасность информационных баз;

создание системы VoIP, связывающей центральный аппарат с Институтом и территориальными подразделениями, для организации проведения видеоконференций и организации обучения.



2. Улучшение материально-технического обеспечения

Государственного комитета по статистике, его

территориальных подразделений и Института

и модернизация информационно-

коммуникационных технологий


Существует необходимость в полном обновлении всего материально-технического обеспечения Государственного комитета по статистике, его территориальных подразделений и Института, в том числе более 60 процентов информационно-коммуникационной инфраструктуры. Программное обеспечение, используемое для обработки информации и управления базами данных, устарело и не может выполнять сложные задачи.

Для решения данных вопросов определены следующие задачи:

разработка политики и программы обновления информационной инфраструктуры, используемой в системе Государственного комитета по статистике и других производителей официальной статистики;

закупка, установка и техническое обслуживание средств и программного обеспечения;

введение в эксплуатацию центра (Дата-центра) по хранению и обработке статистической информации в целях создания мощностей, необходимых для сбора, обработки и хранения статистической информации;

разработка и реализация плана обновления материально-технической базы с привлечением необходимых финансовых средств.



V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ

СТАТИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕТОДОЛОГИЙ


Основная статистическая информация страны формируется путем ежегодно утверждаемых правительством программ государственных статистических работ, включающих в себя более 1,4 тысячи наименований или свыше 1 400-1 500 тысяч статистических работ.

Программа определяет статистические показатели, предусмотренные для формирования, Государственный комитет по статистике несет ответственность за механизмы их формирования.

Вследствие отсутствия нормативно-правовой базы и актов, определяющих механизмы координации Государственным комитетом по статистике статистических работ, данная функция реализуется неэффективно. В частности, действующая система не дает возможности обеспечения в должной мере полной согласованности методов формирования и методологических основ статистической информации в соответствии с передовыми международными стандартами.

Одной из основных целей Стратегии является разработка необходимых рекомендаций и мероприятий по совершенствованию всех отдельных статистических направлений и сбору административной информации путем интеграции международных стандартов и передового опыта.

В частности, наблюдается существенное совершенствование каждого направления статистики с точки зрения состава производителей статистической информации, охвата, согласованности, конкретности, актуальности, удобства и понятности статистической информации.



1. Укрепление потенциала системы статистики

в области переписи


За годы независимости в Республике Узбекистан мероприятия по переписи населения не проводились. Изменения, резко повлиявшие на численность населения, половозрастную структуру, особенности расселения на территории республики и другие социально-демографические характеристики, существенно ограничивают применение информации текущего учета населения.

Перепись населения играет большую роль в системе официальной статистики, служит важнейшей основой для разработки долгосрочных прогнозов и государственных целевых программ социально-экономического развития, программ создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, формирования показателей национальных целей устойчивого развития, изучения процессов размещения и использования трудовых ресурсов, проведения научных исследований.

Также не проводились мероприятия сельскохозяйственной переписи, имеющаяся статистическая информация формируется через статистические обследования и административную информацию.

Признавая необходимость и значение данных мероприятий, Указом Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года N УП-5655 "Об утверждении Концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан" предусмотрено проведение переписи населения в 2022 году, Указом Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года N УП-5853 "Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы" - сельскохозяйственной переписи в 2023 году.

В целях эффективной организации и проведения мероприятий переписи предусмотрена реализация следующих задач:

разработка организационных, финансовых, материально-технических, правовых и методологических основ переписи населения и сельскохозяйственной переписи;

образование в системе Государственного комитета по статистике отдельных подразделений по организации мероприятий переписи;

подготовка планов действий по проведению переписи населения (в том числе включающих в себя требования к средствам и программному обеспечению);

разработка и тестирование вопросников переписи;

создание инфраструктуры, необходимой для проведения переписи, и внедрение новых технологий для обеспечения охвата, качества и своевременности проведения по результатам мероприятий;

подготовка и организация кампаний по пропаганде мероприятий переписи;

разработка плана по подготовке кадров в целях повышения потенциала и квалификации лиц, участвующих в мероприятиях переписи;

проведение подготовки, необходимой для повышения знаний и навыков руководителей и интервьюеров по проведению мероприятий переписи.



2. Совершенствование национальных счетов


Система национальных счетов (далее - СНС) система взаимосвязанных статистических показателей, применяемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. С ее помощью проводятся изучения и анализ экономической деятельности страны и регионов на основе взаимосвязанных расчетов, отражающих производство, использование и распределение товаров и услуг.

В Узбекистане СНС осуществляется на основе рекомендаций Системы национальных счетов, принятых в 1993 году. Руководство по СНС разработано под эгидой таких ведущих международных организаций, как Организация Объединенных Наций, Европейская комиссия, ОЭСР, МВФ и Всемирный банк, регулярно обновляется за счет меняющихся требований ее пользователей, новых тенденций глобальной экономики, например, глобализации экономики, возрастания роли операций с финансовыми инструментами.

С 2013 года в Узбекистане принимаются меры по внедрению в практику СНС-2008. В рамках Стратегии начиная с 2020 года планируется поэтапное внедрение СНС-2008.

При этом для полного внедрения в практику СНС-2008 требуется изучение и внедрение методологических разработок в соответствии с международными стандартами путем реализации следующих задач:

повышение кадрового потенциала и квалификации, развитие профессиональных навыков в области статистики национальных счетов;

внедрение методологических разработок, определяющих объем, структуру и динамику валового внутреннего продукта;

совершенствование источников административной информации в статистических целях;

поэтапное внедрение международных классификаций и стандартов СНС, в том числе СНС-2008;

использование системы таблиц "Ресурсы и использование" для получения более конкретных оценок в отношении ненаблюдаемой экономики;

совершенствование практики составления таблиц "Ресурсы и использование" путем обновления коэффициентов затрат производства на основе результатов обследования структуры расходов предприятий;

совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры путем внедрения программного обеспечения, разработанного специально для СНС;

внесение сезонных корректировок в целях повышения качества квартальных счетов и переход от метода расчета ВВП по ценам соответствующего периода прошлого к методу расчета ВВП на основе среднегодовых цен базисного года;

совершенствование расчета структурных частей ВВП и других показателей экономической статистики в стабильных ценах, в том числе с внедрением подхода двойного дефлятирования при составлении рядов в стабильных ценах;

достижение согласованности между национальными счетами, государственной финансовой статистикой и платежным балансом;

совершенствование квартальных национальных счетов, внедрение дискретного подхода при составлении квартальной экономической статистики;

обеспечение наиболее полного охвата ВВП путем совершенствования оценки его структурных частей;

подготовка к участию в регулярном глобальном раунде Программы международных сопоставлений и совершенствование расчетов ВВП в методе расходования;

кардинальный пересмотр сроков предоставления квартальной (месячной) статистической отчетности на всех уровнях Отраслевой статистики и, соответственно, сроков формирования ВВП и других макропоказателей в соответствии с международным опытом и рекомендациями международных статистических организаций (МВФ, АБР, Межгосударственный статистический комитет СНГ).



3. Совершенствование статистики цен


В настоящее время в стране статистика цен формируется в соответствии со стандартами таких международных организаций, как МВФ, ОЭСР, Евростат, ЕЭК ООН, Всемирный банк и МОТ. Индексы потребительских цен и обследования бюджетов домашних хозяйств составлены в соответствии с Классификацией индивидуального потребления по целям (КИПЦ-1999).

Работа по составлению переписи при формировании статистики цен осуществляется на основе результатов обследования бюджетов домашних хозяйств и статистики предпринимательства.

Вместе с тем имеются недостатки в процессе составления статистики цен, в частности выборке источников информации, в результате Государственный комитет по статистике сталкивается с трудностями при учете качества продукции и услуг, новой продукции, аспектов сезонных изменений, а также охвате малых предприятий.

Разработка и реализация мер по совершенствованию порядка формирования статистики цен предоставит возможность гармонизации и обеспечения их сопоставимости с аналогичной информацией других стран, поднятия на качественно новый уровень показателей, составляемых в соответствии с действующими рекомендациями международных организаций.

Для совершенствования статистики цен предусмотрена реализация следующих задач:

внедрение международных стандартов при расчете индексов потребительских цен, в том числе критически пересмотрев методологию определения удельного веса товаров (услуг) в потребительской корзине;

разработка методологии расчета индекса цен в сельском хозяйстве;

расширение продукции и перечня предприятий, отбираемых при расчете индексов цен производителей, а также охват малых предприятий, на которые не распространяется требование о предоставлении ежемесячной информации;

осуществление отбора источников информации индекса потребительских цен на основе регистров;

совершенствование методологии расчета индекса цен на экспортируемые и импортируемые товары (услуги) и индекса цен на рынке жилья в соответствии с международными стандартами;

совершенствование методологии статистики цен с учетом качества товаров (услуг), новой продукции, сезонных аспектов и временно отсутствующих товаров, отражающих цены на товары и услуги с длительным производственным циклом и производимых на основе индивидуального заказа;

совершенствование методологии расчета индекса цен на материалы, приобретенные промышленными предприятиями;

принятие мер, необходимых для подготовки к внедрению "Классификации индивидуального потребления по целям-2018" во взаимоувязке с национальными счетами;

внедрение методов сезонной корректировки в статистику цен;

внедрение практики регулярного опубликования на официальном сайте Государственного комитета по статистике средних цен и их изменений в составе основных потребительских товаров по республике и в разрезе регионов;

внедрение эффективных механизмов формирования статистики цен, например, интеграции с онлайн-кассовыми системами и других.



4. Совершенствование обследования домашних хозяйств


Выборочное обследование домашних хозяйств - один из важных источников официальной статистики в Узбекистане. Информация, полученная в период обследований, позволяет государственным органам и общественности отслеживать благосостояние, результаты экономической деятельности и другие важные тенденции.

Государственный комитет по статистике начиная с 2000 года регулярно отслеживает уровень благосостояния населения и собирает информацию, отображающую уровень жизни населения, в рамках выборочного обследования домашних хозяйств (ВНДХ).

Выборка обследований направлена на обеспечение полномочности (репрезентативности) информации в разрезе республики и регионов.

За прошедший период выборка обследований совершенствовалась. В настоящее время размер выборки установлен на уровне 10 000 домашних хозяйств, отбираемых два раза в год из 208 кластеров. Обследования организуются посредством участия в них домашних хозяйств по принципу добровольности. В отобранных домашних хозяйствах обследования проводятся в течение одного месяца и затем меняются на другие домашние хозяйства.

Налаженная практика служит достижению поставленной цели, однако нуждается в совершенствовании для снижения затрат, расширения охвата и повышения конкретности информации, а также сокращения расхода времени, необходимого для сбора и обработки информации.

За участие в выборочных обследованиях домашних хозяйств органами статистики предусмотрено единовременное вознаграждение респондентов.

В связи с этим для совершенствования выборочного обследования домашних хозяйств предусматриваются следующие задачи:

совершенствование методологии проведения выборочного обследования домашних хозяйств;

совершенствование выборки выборочных обследований домашних хозяйств;

внедрение использования современных электронных устройств (планшетов) и технологий автоматизированного личного опроса при проведении выборочных обследований домашних хозяйств;

внедрение современного программного обеспечения для сбора, обработки и анализа информации, а также обеспечения на надлежащем уровне подготовки персонала, ведущего обследования домашних хозяйств.



5. Совершенствование статистики внешней торговли


Реформы, осуществляемые в нашей стране, способствуют росту торговых связей с зарубежными государствами. Меняются условия рынков как за рубежом, так и на внутреннем рынке, что требует постоянного изучения внешнеторговой деятельности республики для получения полной информации о внешнеторговых операциях. Действующее законодательство определяет порядок формирования итоговой информации о внешнеторговой деятельности Республики Узбекистан.

Вместе с тем в министерствах и ведомствах существуют разные подходы к подготовке аналитической информации по экспортно-импортным операциям отдельно по видам или группам продукции. Сохраняются пробелы в гармонизации классификаторов и стандартов, используемых Государственным комитетом по статистике и Государственным таможенным комитетом.

Для дальнейшего совершенствования статистики в области внешней торговли предусмотрены следующие задачи:

гармонизация классификаций и стандартов в области внешней торговли, используемых Государственным комитетом по статистике и Государственным таможенным комитетом;

дальнейшее повышение качества существующих форм отчетов в области внешней торговли;

расширение охвата статистики внешней торговли;

совершенствование практики обеспечения своевременной обработки и анализа информации в области внешней торговли;

обеспечение единой базы статистической информации и целостности информации в области внешней торговли.



6. Совершенствование статистики в сфере энергетики


В настоящее время отсутствует полная информация, раскрывающая общую картину в сфере энергетики страны. Имеющаяся информация основывается на административной информации Министерства энергетики и иных ведомств и организаций.

Для расчета показателей деятельности отрасли энергетики и определения потребления энергоресурсов физическими лицами планируется ввести дополнительные показатели в вопросник обследования домашних хозяйств.

Совершенствование статистики в отрасли энергетики в соответствии с международными стандартами позволит сформировать высококачественный топливно-энергетический баланс, необходимый для определения рационального и экономного потребления топливно-энергетических ресурсов хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.

Для достижения целей в данном направлении предусмотрены следующие задачи:

определение отсутствующей информации на основе потребности пользователей и совершенствование статистики в отрасли энергетики на основе стандартов ООН;

осуществление пересмотра обследования домашних хозяйств путем включения вопросов по энергоэффективности и расходованию энергии;

осуществление пересмотра форм статистической отчетности в отрасли энергетики в соответствии с международными стандартами с целью обеспечения полного охвата показателей для формирования высококачественного энергетического баланса;

повышение актуальности статистики в отрасли энергетики посредством предоставления полной и последовательной информации о состоянии энергетики.



7. Совершенствование статистики в области

охраны окружающей среды и рационального

использования природных ресурсов


Мониторинг окружающей среды является многогранным вопросом, влияющим на все отрасли экономики. Сбор статистики в области окружающей среды осуществляется органами по охране окружающей среды, промышленной безопасности, использования недр, лесного хозяйства и рядом ответственных государственных органов.

Создание основ для систем статистической отчетности, необходимой для принятия политических решений в области устойчивого экономического развития, повышение статистического потенциала ответственных министерств и ведомств в области окружающей среды предоставляют возможность улучшения механизма сбора информации и подготовки временных рядов по показателям экологии на основе рекомендаций международных организаций.

Существует необходимость в подготовке системной, дающей возможность сопоставления, широко охватывающей статистической информации и показателей, напрямую отвечающих требованиям разработки комплексной политики в рамках концепции устойчивого развития.

Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:

выявление недостающей информации на основе потребности пользователей и совершенствование статистики в области окружающей среды на основе стандартов ООН;

внедрение международного стандарта по учету экологической информации, позволяющей в рамках единой системы собирать и обобщать информацию о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в частности запасов водных, земельных, минеральных, биологических ресурсов и их изменении, а также переработке отходов, оценке запасов экологических активов и их прогнозных показателей;

изучение международного опыта по разработке статистических показателей в области окружающей среды;

использование Географической информационной системы в качестве основы для разработки и распространения статистической информации о состоянии окружающей среды;

разработка системы сбора первичной информации об окружающей среде, позволяющей создать дополнительную систему экологической и экономической статистики.



8. Совершенствование статистики предприятий


Формирование информации о статистике экономической деятельности и предпринимательства осуществляется Государственным комитетом по статистике на основе статистических отчетов юридических лиц и обследования предпринимательской деятельности.

Обследования малых предприятий и микрофирм применяются для разработки статистики малого бизнеса. Кроме того, Государственный комитет по статистике ежеквартально проводит обследование индивидуальных предпринимателей в сферах торговли, услуг, промышленности и транспорта.

Вместе с тем необходимо совершенствование действующей методологии сезонной корректировки с учетом последних международных рекомендаций.

В целях получения достоверной, научно обоснованной статистической информации, позволяющей дать реальную оценку деятельности субъектов предпринимательства и обеспечения полного разделения предприятий в разрезе регионов, а также по видам экономической деятельности предусмотрена реализация следующих задач:

осуществление пересмотра всех направлений статистики предпринимательства в соответствии с передовым международным опытом;

разработка широко охватывающего статистического бизнес-регистра и пропаганда использования единой национальной идентификации всеми субъектами страны;

совершенствование методологии проведения обследования предприятий с целью формирования достоверной и полноценной информации о статистике предприятий;

совершенствование производства информации о высокочастотных временных рядах, приспособленных с учетом сезонных изменений.



9. Совершенствование статистики государственных финансов


Статистика государственных финансов составляется Министерством финансов Республики Узбекистан. Руководство по статистике государственных финансов (далее - РСГФ-2014), разработанное МВФ в 2014 году, является основным международным стандартом в области статистики государственных финансов.

В настоящее время Министерство финансов Республики Узбекистан работает над расширением охвата статистики государственных финансов всей системы государственного управления, включая все внебюджетные средства, внебюджетные расчеты бюджетных организаций и операции других институциональных подразделений, которые в соответствии с РСГФ-2014 классифицируются как часть системы Государственного бюджета.

Министерство финансов, Государственный комитет по статистике и Центральный банк Республики Узбекистан должны работать в тесном сотрудничестве для гармонизации пособий по СНС-2008, статистике государственных финансов, денежно-кредитной и финансовой систем, платежному балансу и международной инвестиционной позиции, это обеспечит качество и достоверность статистической информации, гармонизацию стандартов и обмен экспертными знаниями.

Министерство финансов Республики Узбекистан принимает меры для повышения целостности финансовой отчетности по фискальной статистике. Классификация Государственного бюджета пересматривается в соответствии с методологией РСГФ-2014.

Для совершенствования статистики государственных финансов предусмотрены следующие задачи:

расширение институционального охвата фискальных отчетов, сбор и распространение статистики Государственного бюджета, которая в соответствии со стандартами РСГФ-2014 классифицируется как часть системы государственного управления, в том числе внебюджетные средства, внебюджетные расчеты бюджетных организаций и других институциональных подразделений;

внедрение стандартов РСГФ-2014 с учетом правильной классификации государственных операций и представления данных баланса;

обновление базы данных о государственных предприятиях и их регулярное распределение по отраслям для обеспечения полноты и достоверности финансовой статистики;

обеспечение целостности статистической информации в фискальных отчетах за счет достижения согласованности между бюджетным исполнением комплекта фискальной информации и отчетами статистики государственных финансов, сопоставления основных агрегатов в финансовых отчетах, а также повышения грамотности населения.



10. Совершенствование статистики внешнего сектора


Статистика внешнего сектора состоит из платежного баланса, международной инвестиционной позиции, валового внешнего долга, международных резервных активов, международной торговли товарами и обменных курсов.

Фундаментальной основой формирования статистики внешнего сектора являются:

а) по платежному балансу и международной инвестиционной позиции - "Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" МВФ;

б) по валовому внешнему долгу - "Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей" МВФ;

в) по международным резервам - "Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы представления информации: основные критерии" МВФ;

г) по международной торговле товарами - "Статистика международной торговли товарами: руководство для составителей, первое пересмотренное издание" ООН.

Формирование и опубликование статистики внешнего сектора осуществляются:

а) Центральным банком Республики Узбекистан - по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, валовому внешнему долгу, международным резервам и обменным курсам;

б) Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике - по международной торговле товарами.

Совершенствование статистики внешнего сектора предусматривает выполнение следующих задач:

полная автоматизация процессов формирования и обработки статистической информации внешнего сектора на основе рекомендаций МВФ;

повышение грамотности пользователей статистики внешнего сектора и уровня осведомленности широкой общественности;

внедрение требований Специального стандарта распространения информации (ССРД) МВФ;

совершенствование индикаторов внешнего долга;

обеспечение охвата, периодичности и своевременности информации по статистике внешнего сектора.



11. Совершенствование статистики денежно-

кредитного и финансового сектора


Несмотря на то, что в последние годы достигнуты определенные результаты в области денежно-кредитной статистики, Стратегия Центрального банка и Государственного комитета по статистике направлена на поддержание осуществляемых усилий по улучшению качества денежно-кредитной и финансовой статистики в соответствии с последними международными стандартами, классификациями и методологиями. В данном направлении предусмотрены следующие задачи:

осуществление пересмотра политики формирования и ведения макроэкономической и финансовой статистики;

обеспечение полноты охвата финансовой статистики Республики Узбекистан путем организации подготовки и опубликования Центральным банком "Обзора финансового сектора" и "Обзора других финансовых организаций";

совершенствование показателей финансовой устойчивости.



12. Совершенствование демографической статистики


Демографическая статистика составляется с использованием информации о рождаемости, смертности и миграции на основе результатов последнего демографического изучения (переписи), проведенного 1989 года.

Работа по регистрации актов гражданского состояния (рождение, смерть, заключение и расторжение брака и другие) осуществляется органами загса Министерства юстиции Республики Узбекистан. Регистрация прибывших и выбывших как внутри страны, так и за рубежом ведется на основе статистических купонов учета к листку прибытия и выбытия подразделениями миграции и оформления гражданства Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

В целях совершенствования демографической статистики определены следующие задачи:

систематизация информации, сформированной на основе административной информации и опроса о рождаемости, смертности и миграции;

принятие стандартной классификации по демографической статистике;

разработка стандартных периодических отчетов и сводной статистики для публикации.



13. Совершенствование статистики образования


Статистика образования в государственных образовательных учреждениях основывается на административной информации, собираемой Министерством народного образования и Министерством высшего и среднего специального образования на уровне образовательных учреждений, сбор информации о негосударственных образовательных учреждениях осуществляется Государственным комитетом по статистике.

Министерство народного образования и Министерство высшего и среднего специального образования в сотрудничестве со Всемирным банком разрабатывают информационные системы управления образованием (ИСУО), предоставляющие возможность сбора, обобщения и анализа информации в электронной форме.

Министерство дошкольного образования при содействии ЮНИСЕФ начало внедрение ИСУО и принимает меры по дальнейшему расширению применения ИСУО в других сферах, особенно в области стратегического планирования, управления и измерения качества образования. Однако по причине отсутствия опыта в области управления информацией министерство сталкивается с проблемами расширения применения ИСУО.

Для достижения целей в данной области предусмотрена реализация следующих задач:

осуществление пересмотра и совершенствования системы формирования информации в целях предупреждения дублирования статистических процессов в деятельности Государственного комитета по статистике и соответствующих министерств;

расширение рамок статистической информации, необходимой для осуществления мониторинга исполнения документов стратегического планирования в области образования в соответствии с международными стандартами, а также совершенствование классификации и методологии;

развитие статистической инфраструктуры во всех соответствующих министерствах в области образования и укрепление их потенциала по своевременному формированию качественной и актуальной информации;

оказание содействия в формировании единой структуры ИСУО.



14. Совершенствование статистики здравоохранения


Министерство здравоохранения Республики Узбекистан аккумулирует статистическую информацию о статистике здоровья населения, статистике медицинских учреждений и кадровой статистике в рамках системы министерства. Статистическая информация о расходах на здравоохранение, а также другие различные показатели могут получаться из Министерства здравоохранения, Министерства финансов, других министерств и ведомств, а также частных медицинских учреждений. Начато поэтапное внедрение системы счетов здравоохранения (ССЗ) при технической поддержке ВОЗ.

Также Государственный комитет по статистике берет информацию из государственных (не входящих в систему Министерства здравоохранения Республики Узбекистан) и частных медицинских учреждений и организаций в электронной форме.

Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:

формирование основного перечня показателей, включаемых в статистическую отчетность о здоровье и благополучии населения в соответствии с международными стандартами, а также внесение необходимых изменений для конкретного отображения статистики в отчетах национальных и международных организаций;

осуществление пересмотра статистики здравоохранения и практики распространения информации в соответствии с международными стандартами;

осуществление пересмотра и совершенствование системы формирования информации в целях недопущения дублирования работ, осуществляемых Государственным комитетом по статистике и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

расширение статистики и совершенствование методологий здравоохранения (в том числе информации, получаемой из документов о регистрации актов гражданского состояния и других источников здравоохранения), необходимых для осуществления мониторинга процессов реализации национальных стратегий в области здравоохранения в соответствии с международными стандартами;

развитие статистической инфраструктуры Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и укрепление его потенциала в области производства и анализа информации;

разработка автоматизированной системы сбора информации и системы электронного межведомственного обмена информацией для повышения эффективности и качества деятельности в области статистики здравоохранения.



15. Совершенствование статистики социальной сферы


Статистика социальной сферы составляется соответствующими министерствами и ведомствами, Государственный комитет по статистике несет ответственность за сбор, обобщение и распространение соответствующей статистической информации.

Вместе с тем показатели документов стратегического планирования в области социально-экономического развития (например, ЦУР) разрабатываются Государственным комитетом по статистике путем проведения обследований домашних хозяйств.

Вместе с тем существует потребность в совершенствовании статистики социальной сферы и бедности в соответствии с передовой международной практикой.

Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:

совершенствование программы обследования домашних хозяйств для сбора дополнительной информации об уровне жизни, образовании, окружающей среде, здравоохранении и других социальных вопросах;

совершенствование выборки и ее методологии для получения прозрачной и достоверной информации в соответствии с международными стандартами;

осуществление интеграции информационно-коммуникационных технологий в процессах проведения обследований, а также внедрение современных программ в процессы обработки, анализа и предоставления информации (STATA, SPSS);

внедрение новой "Классификации индивидуального потребления по целям-2018" для формирования потребительских расходов.



16. Совершенствование статистики

целей устойчивого развития (ЦУР)


В сентябре 2015 года Узбекистан принял резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций N 70, принятую на саммите ООН по устойчивому развитию.

В целях организации системной работы по последовательной реализации Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН до 2030 года в Республике Узбекистан принято соответствующее решение, утвержден перечень из 16 национальных целей и 125 национальных задач ЦУР.

Вместе с тем существуют ощутимые пробелы в формировании и распространении отсутствующей статистической информации ЦУР, что требует изучения и разработки необходимой методологии, а также создания соответствующих механизмов сбора информации.

Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:

внедрение международных стандартов и методологий в процессы формирования информации, необходимой для подготовки показателей ЦУР;

изучение опыта передовых стран по проведению мониторинга ЦУР;

укрепление потенциала министерств и ведомств, ответственных за разработку и мониторинг показателей ЦУР;

разработка и утверждение плана действий с конкретными сроками разработки методологий для национальных показателей ЦУР и структуры мониторинга.



17. Совершенствование статистики науки и инноваций


Подготовка соответствующей статистики о науке, исследованиях и разработках имеет важное значение для обследования инновационного развития страны и стимулирования инноваций. В статистике науки и инноваций имеется ряд проблемных аспектов. В частности, ощущается нехватка информации и потребность в методической поддержке при внедрении классификаций, методологий и инструментариев в соответствии с международной практикой, например, "Руководства Осло-2018" и "Руководства Фраскати-2015".

Кроме того, имеется необходимость в изучении опыта стран Европы по сбору, представлению и использованию статистической информации в области науки и инноваций.

Для решения данных проблем определены следующие задачи:

повышение квалификации ответственных работников Государственного комитета по статистике и Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;

разработка методологии статистики в области науки и инноваций и внедрение таких международно признанных стандартов, как "Руководство Осло-2018" и "Руководство Фраскати-2015", в процесс подготовки статистики науки и инноваций.



18. Совершенствование гендерной статистики


Государственный комитет по статистике разрабатывает и распространяет статистику по гендеру с максимально возможным уровнем распространения.

Вместе с тем текущий учет гендерной статистики не дает возможности полностью учитывать все гендерные аспекты, в том числе мониторинга выполнения международных обязательств.

Необходимо разработать качественные и количественные показатели гендерной статистики в динамических рядах по годам, отображающие гендерные аспекты в Узбекистане, соответствующие международным стандартам.

Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:

создание межведомственной рабочей группы по гендерной и детской статистике;

проведение дополнительных обследований и обработка информации для полного внедрения "Минимального базового набора гендерной статистики", разработанного Статистическим отделом ООН;

создание национальной системы индикаторов мониторинга выполнения национальных стратегий и программ по обеспечению международных обязательств и гендерного равенства, а также расширению прав и возможностей женщин.



19. Совершенствование статистики труда


На практике статистика труда ведется Государственным комитетом по статистике и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Информация о числе занятого населения формируется Государственным комитетом по статистике на основе статистических отчетов предприятий и организаций, результатов обследования рабочей силы, информации налоговых органов, а также информации государственных статистических обследований, проведенных среди образовательных учреждений о численности студентов дневной формы обучения.

"Обследования рабочей силы" (ОРС) проводится Министерством занятости и трудовых отношений.

Министерство частично следует стандартам Международной организации труда (МОТ), однако имеются заметные исключения, в частности такие, как отсутствие полного учета безработных и временно безработных лиц, практики сбора информации о количестве отработанных часов и другие. Также отсутствует конкретность в документировании охвата ответов, полученных в ходе обследований.

Действующая методика определения занятости и безработицы не полностью соответствует резолюциям Международной Конференции статистики труда (МКСТ).

Не применяются последние версии Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ-2008) и Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011).

Для совершенствования статистики в сфере труда определены следующие задачи:

обеспечение соответствия стандартам МОТ в определении других основных показателей занятости и рынка труда, адаптация и внедрение показателей МОТ;

внедрение на практике последней версии "Международной стандартной классификаций занятий-2008" и "Международной стандартной классификации образования-2011";

совершенствование методологии "Обследования рабочей силы", включая выборку и вопросники в соответствии с рекомендациями Международной организации труда;

развитие электронного сбора информации в рамках "Обследования рабочей силы";

сбор и опубликование информации о количестве отработанных часов в рамках "Обследования рабочей силы";

обеспечение полноценного проведения обследования вакантных рабочих мест в соответствии с международными стандартами;

обеспечение применения международных стандартов при проведении "Обследования затрат на рабочую силу";

формирование статистической информации о гендерной разнице при оплате труда на основе статистики доходов.



20. Совершенствование статистики туризма


Государственный комитет по статистике и Государственный комитет по развитию туризма наладили взаимное сотрудничество в работе по сбору статистической информации в сфере туризма, разрабатываемой в соответствии с международными рекомендациями по статистике туризма (МРСТ-2008) Всемирной туристской организации ООН.

Однако данная статистика требует совершенствования некоторых направлений для формирования подробной информации, в том числе о статистике внутреннего туризма, международных сравнениях статистики туризма и местных направлениях для иностранных туристов.

Для устранения данных недостатков определены следующие задачи:

создание международно согласованной системы статистики туризма;

совершенствование классификаций, методов и методологий статистики туризма в соответствии с международными стандартами (Международные рекомендации по статистике туризма-2008);

укрепление статистического потенциала организаций-производителей информации.



21. Совершенствование статистики транспорта


Нехватка широкомасштабной, достоверной и конкретной информации о сфере транспорта является одной из важнейших проблем, требующих незамедлительного решения.

В настоящее время существует проблема в определении единого методологического подхода во взятии на статистический учет основных показателей транспортной инфраструктуры отдельными подразделениями министерств и ведомств. Проблема найдет свое отображение в различных подходах к определению и сбору информации, в том числе в перечне обследуемых субъектов, основных показателях транспортной инфраструктуры.

Для устранения данных недостатков определены следующие задачи:

совершенствование классификации и методологий в области статистики транспорта в соответствии с международными стандартами и передовой практикой;

внедрение современных технологий сбора информации, основанных на технологии АЛО (автоматизированного личного опроса) с использованием планшетных устройств;

внедрение автоматизированных систем сбора информации;

совершенствование методологии расчета индекса цен и тарифов на транспортные услуги в разрезе видов транспорта;

укрепление потенциала Государственного комитета по статистике в области подготовки информации о транспортной и логистической инфраструктуре, в том числе трансграничной логистики.



22. Совершенствование статистики информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ)


Индустрия информационно-коммуникационных технологий играет роль катализатора экономики, поскольку характеризуется в качестве фактора роста и развития посредством традиционных и цифровых технологий, открывает направления взаимодействия государственных органов между собой и с обществом, в том числе для образования и профессиональной подготовки, а также диалога между гражданами.

В результате потребность в информации по ИКТ является наиболее приоритетной задачей с точки зрения соответствия последним технологическим достижениям и обеспечения обновления.

Вместе с тем в настоящее время действующая нормативно-правовая база учета электронной коммерции вызывает множество вопросов и недопонимание у ее субъектов и органов официальной статистики.

Для совершенствования статистики информационно-коммуникационных технологий определены следующие задачи:

внедрение в практику передовых рекомендаций и методологий подготовки информации о формировании и учете электронной коммерции;

совершенствование руководств и методологий в области подготовки информации об инфраструктуре ИКТ, использовании ИКТ, тарифах на услуги ИКТ, секторе производства ИКТ, использовании ИКТ в образовании, торговле ИКТ и другой информации в соответствии с международными стандартами;

повышение потенциала Государственного комитета по статистике и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций в производстве и распространении статистической информации в сфере ИКТ.



23. Совершенствование статистики ненаблюдаемой экономики


"Теневая экономика", включающая в себя неофициальную, теневую и нелегальную деятельность, является актуальной проблемой методологического и информационного обеспечения экономической статистики, связанной с проблемами охвата всех видов экономической деятельности при оценке ВВП и других экономических показателей страны.

В настоящее время при формировании экономических показателей осуществляется оценка производства неофициального сектора вышеперечисленных видов деятельности. Оценка теневого и нелегального производства не осуществляется органами статистики, налоговой службы или другими органами, реализующими макроэкономическую политику, не включается в показатели отраслевой статистики и, соответственно, не включается в валовой внутренний продукт страны.

Внедрение данной методологии в статистическую практику позволит определить масштабы теневой экономики в стране, что в свою очередь позволит органам государственного управления принимать эффективные решения и меры по ее сокращению.

Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:

разработка широко охватывающей статистической информации о неформальном секторе в соответствии с международными стандартами и передовым опытом;

совершенствование руководств и методологий, направленных на обеспечение целостности оценок ВВП.



24. Совершенствование статистики сельского хозяйства


Статистика сельского хозяйства производится Государственным комитетом по статистике на основе статистических отчетов предприятий и организаций, информации Министерства сельского хозяйства, обследований сельского хозяйства и фермерских хозяйств.

Поскольку сельское хозяйство является важным сектором экономики, существует большая потребность в достоверной и широко охватывающей национальной статистике сельского хозяйства.

Государственный комитет по статистике тесно сотрудничает с организацией ФАО ООН в составлении продовольственного баланса страны, однако публикуемая ими статистическая информация не всегда идентична, что уменьшает доверие к статистике сельского хозяйства. Вследствие того, что сельскохозяйственная перепись в Республике Узбекистан не проводилась, достоверность статистической информации подвергается сомнению.

Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:

разработка достоверной и широко охватывающей национальной системы статистики сельского хозяйства;

повышение достоверности и доступности статистики сельского хозяйства и продовольствия;

повышение доступности информации о рыночных ценах и тенденциях в сельском хозяйстве;

расширение масштаба информации об эффективности деятельности фермерских и дехканских хозяйств;

разработка организационной и методологической основы обследования сельского хозяйства;

обеспечение полноценности результатов переписи, создание необходимой инфраструктуры для своевременного и качественного проведения переписи и внедрение новых технологий (например, мобильных устройств, геопространственных информационных систем и других);

разработка и реализация плана мер по подготовке кадров в целях повышения потенциала и квалификации лиц, принимающих участие в сельскохозяйственной переписи.



25. Совершенствование жилищной статистики


Мониторинг состояния жилищного фонда страны, обеспечение эффективной деятельности рынка жилья, а также адаптация жилищной политики к нуждам граждан имеют важной значение.

В рамках деятельности Государственного комитета по статистике собирается важная информация о жилищном фонде путем сбора статистической, административной и ведомственной информации, а также обследования домашних хозяйств.

Вследствие того, что перепись населения в Республике Узбекистан долгое время не проводилась, существуют определенные трудности в определении полноценного и объективного состояния благоустройства и жилищного фонда Республики Узбекистан.

Для устранения данных недостатков определены следующие задачи:

проведение нового периодического исследования потребности в жилье;

систематизация анализа информации, переписи населения и отчетности по обследованию домашних хозяйств, а также местных административных отчетов;

принятие современных классификаций о жилье;

разработка периодических отчетов и сводной статистической информации для опубликования.



26. Совершенствование статистики инвестиций и строительства


Инвестиции и строительство, включенные в основной капитал, являются самыми крупными структурными частями ВВП, во многих странах обеспечивают долю в экономической активности. Также в них входят отрасли, на которые непосредственно влияет государственная политика, обладающие информацией, необходимой для обеспечения эффективной деятельности данного сектора.

Государственный комитет по статистике формирует статистическую информацию в строительстве, характеризует структуру и динамику инвестиций в нефинансовых активах, инвестиции в основной капитал, ввод в эксплуатацию основных фондов, производственных объектов, жилых домов и социальных объектов.

Методы и методологии, используемые для обобщения статистики строительства, нуждаются в совершенствовании в соответствии с международными стандартами для обеспечения полного охвата и достоверности первичной статистической информации об инвестициях, вложенных в строительство.

Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:

принятие новых и обновление действующих современных классификаций в соответствии с передовой международной практикой;

проведение новых периодических опросов об уведомлениях о начале строительно-монтажных работ;

систематизация статистической информации о финансировании проектов строительства;

совершенствование расчета прямых иностранных инвестиций;

разработка периодических отчетов и сводной статистической информации в сфере строительства для опубликования.



ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


От реализации Стратегии ожидаются следующие результаты:


1) для обеспечения высокой удовлетворенности пользователей в статистической информации:

улучшение результатов обследований уровня удовлетворенности пользователей;

повышение количества посещений и использования статистической информации в информационных ресурсах Государственного комитета по статистике;

увеличение количества встреч с пользователями для обсуждения вопросов о размещении информации и приоритетных направлений;

увеличение освещения Государственного комитета по статистике в средствах массовой информации с точки зрения их количества и продолжительности по времени;


2) путем обеспечения качественного стимулирования поставщиков статистической информации предусматривается достижение:

высокого или, как минимум, не снижаемого уровня ответов;

устранения недостатков в предоставлении отчетов;

устранения жалоб о нагрузке отчетности, направляемых в Государственный комитет по статистике;

уменьшения количества отрицательных комментариев в средствах массовой информации;

увеличения доли отчетности, представляемой в электронной форме;


3) путем всесторонней поддержки правительства и партнеров деятельности по развитию национальной статистики:

операционный бюджет, получаемый от Правительства, остается на том же уровне или увеличивается относительно бюджетов других государственных ведомств;

средства, получаемые на специальные разработки, сохраняются на высоком уровне;

помощь, оказываемая международными партнерскими организациями, сохраняется на прежнем уровне и все больше увеличивается;


4) путем достижения высокой мотивации и квалификации персонала:

повышается уровень удовлетворенности работников, улучшаются результаты их деятельности;

растут показатели мотивации молодых, мобильных работников;

уменьшается количество свободных рабочих мест;

оптимизируется количество отпусков по личным причинам;

улучшаются показатели операционной деятельности;


5) посредством эффективной координации всей национальной системы статистики страны:

эффективно функционирует Статистический совет;

увеличиваются периодичность и регулярность встреч между Государственным комитетом по статистике и другими производителями статистической информации, а также статистическими ведомствами других стран;

более актуальными становятся меморандумы о взаимопонимании между Государственным комитетом по статистике и каждым ведомством национальной статистики.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Национальной стратегии



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

реализации Национальной стратегии развития

статистики Республики Узбекистан

в 2020-2025 годах

    

    

       

N

      

     

Наименование

показателей

    

   

Единица

измерения

   

   

Отчетный

2019 год

   

   

По итогам годов

  

   

2020

     

     

2021

      

    

2022

     

   

2023

    

     

2024

       

    

2025

    

   

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-

ПРАВОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

       

1.

Повышение оценки в "Индексе статистического потенциала стран" Всемирного банка


в баллах (по 100-

балльной шкале)


64,4

67,8

71,1

74,4

78,7

85,3

94,0

2.

Повышение квалификации работников Национальной системы статистики в Институте повышения квалификации кадров и статистических исследований при Государственном комитете по статистике


число работников,

в год


1 100

1 123

1 210

1 240

1 300

1 350

1 400

3.

Переход на новые стандарты распространения статистической информации Международного валютного фонда


стандарт

р-ОСРД

(расширенная Общая система

распространения данных)


ССРД

(Специальный стандарт

распространения данных)


         

II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

     

4.

Число респондентов, участвующих в выборочных обследованиях, по уровню удовлетворенности отчитывающихся субъектов


в единицах,

в год


10 000

12 000

14 000

16 000

18 000

20 000

22 000

5.

Увеличение количества статистической информации (сборник данных в разделе "Официальная статистика"), публикуемой на веб-сайте Госкомстата


в единицах,

в год


140

250

280

310

340

370

400

6.

Количество индикаторов для размещения на веб-сайте Национальных целей устойчивого развития к общему количеству установленных индикаторов


в процентах

32,5

41,2

45,6

51,5

55,8

60,2

65,0

7.

Количество индикаторов для размещения на веб-сайте www.gender.stat.uz

    

в единицах

100

110

120

130

140

150

160

8.

Количество сборников данных для размещения на Портале открытых данных

       

в единицах

6 000

9 000

10 000

11 000

12 000

13 000

14 000

     

III. УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

И ПОСТАВЩИКАМИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

     

9.

Проведение опросов среди пользователей для определения уровня удовлетворенности публикуемой статистической информации


количество

опросов в год

2

2

4

4

12

12

12

10.

Проведение "круглых столов" в высших образовательных заведениях, а также брифингов, пресс-конференций и других встреч с представителями средств массовой информации


в единицах,

в год

22

30

36

50

56

60

65

11.

Уровень автоматизации процессов сбора ведомственной и административной статистической информации путем внедрения межведомственного обмена данными


в процентах

12

33

75

81

85

95

100

12.

Индекс доверия пользователей к официальной статистической информации


индекс

-

-

1,0*

1,015

1,02

1,025

1,03

        

IV. УЛУЧШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАБОТКИ

СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

     

13.

Внедрение компьютерной системы персонального интервьюирования CAPI (Computer-assisted personal interviewing) с использованием специальных устройств (планшеты) в процессы выборочных обследований


в процентах

20

30

40

50

60

70

100

14.

Обновление и переоснащение используемого IT-оборудования и программного обеспечения


в процентах

к общему

количеству IT

  

10

20

30

40

10

10

10

15.

Поэтапный переход к электронному хранению архивной информации


в процентах

3

5

10

20

30

40

50

16.

Поэтапное внедрение (до 2023 г.) автоматизированной информационной системы e-Stat 4.0, позволяющей предоставлять статистическую информацию в режиме онлайн


формы статистических отчетов,

в единицах

-

72

110

122

-

-

-

17.

Увеличение количества оказываемых государственных и интерактивных услуг


в единицах

10

12

14

16

18

20

22

18.

Количество посещений веб-сайта Госкомстата


в тысячах,

в год

   

500

550

600

650

700

750

800

19.

Проведение опросов среди пользователей информации Госкомстата о качестве предоставляемых услуг


количество

опросов, в год

   

2

2

4

4

4

4

4

      

V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ

СТАТИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕТОДОЛОГИЙ

     

20.

Освоение международных стандартов - заполняемость гармонизированными показателями статистических вопросников, составленных международными организациями


в процентах

50

55

60

65

70

75

80

21.

Совершенствование форм статистической отчетности (на основе международных рекомендаций)


в процентах

от количества форм


30

35

40

45

50

55

60

22.

Доля общедоступных показателей, раскрываемых в формате открытых данных


в процентах

40

60

75

85

90

100

100

23.

Уровень охвата публикуемых индикаторов в базах данных международных организаций на Портале открытых данных


в процентах

46

54

60

62

65

70

80

24.

Соответствие статистических методологий и классификаций передовому международному опыту


в процентах

70

75

80

85

90

95

100

      

      

*) Базовый уровень.


Примечания:

- в случае достижения целевого показателя 100% до 2025 года настоящий целевой показатель сохраняется и в последующие годы;

- государственные органы и организации в рамках своих полномочий оказывают Госкомстату практическое содействие в достижении вышеуказанных целевых показателей.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Национальной стратегии



ГРАФИК

реализации мероприятий в рамках

Национальной стратегии развития статистики

Республики Узбекистан в 2020-2025 годах

        

       

   

N

     

       

Наименование мероприятий

    

      

2020 г.

   

     

2021 г.

     

        

2022 г.

     

    

2023 г.

     

     

2024 г.

    

      

2025 г.

   

         

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-

ПРАВОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

      

1.

Совершенствование законодательства в сфере статистики





2.

Улучшение координации деятельности производителей статистической информации





3.

Совершенствование организационной структуры национальной системы статистики




4.

Разработка национальных базовых принципов обеспечения качества для национальной системы статистики



5.

Улучшение кадрового потенциала системы статистики


        

II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

      

1.

Совершенствование классификаций и других инструментариев


2.

Создание статистических регистров



3.

Совершенствование процессов и методов разработки вопросников



4.

Внедрение анализа временных рядов, методов сезонной корректировки и политики пересмотра информации




5.

Совершенствование исследований, анализа и мониторинга



      

III. УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

И ПОСТАВЩИКАМИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

       

1.

Совершенствование взаимодействия с пользователями



2.

Совершенствование политики в области распространения статистической информации


3.

Совершенствование политики поставщиков статистической информации




          

IV. УЛУЧШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ОБРАБОТКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

        

1.

Создание и совершенствование интегрированной системы формирования, накопления и обработки статистической информации



2.

Улучшение материально-технического обеспечения и модернизация информационно-коммуникационных технологий Госкомстата, его территориальных подразделений и Института


        

V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ

СТАТИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕТОДОЛОГИЙ

       

1.

Укрепление потенциала системы статистики в области регистрации


2.

Совершенствование отраслевой статистики


      

      

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 августа 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

10 августа 2020 г., N 31, ст. 352





























































Время: 0.2214
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск