ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Уголовная ответственность. Исполнение наказания /

Закон Республики Узбекистан от 17.04.2008 г. N ЗРУ-154 "О противодействии торговле людьми" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 17.08.2020 г. N ЗРУ-633)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

17.04.2008 г.

N ЗРУ-154



О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

(Новая редакция)


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области противодействия торговле людьми.



Статья 2. Законодательство о противодействии

торговле людьми


Законодательство о противодействии торговле людьми состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о противодействии торговле людьми, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


торговля несовершеннолетним - любое действие или сделка, независимо от использования при этом средств воздействия, указанных в определении "торговля людьми", посредством которых несовершеннолетний незаконно передается родителем, иным законным представителем или другим лицом иному лицу за вознаграждение с целью его эксплуатации либо получения материальной или другой выгоды;


страна происхождения - государство, с территории которого осуществлен вывоз жертв торговли людьми либо граждане которого являются жертвами торговли людьми;


принуждение - физическое, психологическое, сексуальное и экономическое насилие или угроза его применения с целью побудить принуждаемое лицо вопреки или помимо его воли к совершению каких-либо действий или к отказу от их совершения в пользу принуждающего лица либо иных лиц;


торговля людьми - вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или ее применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация людей означает эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние либо изъятие органов и (или) тканей человека;

жертва торговли людьми - физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми, независимо от того, имелось ли его согласие на это действие и от участия этого лица в уголовном процессе;


идентификация жертв торговли людьми - комплекс мер, осуществляемых в отношении физических лиц, направленных на получение сведений о совершении или о намерении совершить в отношении них действия, квалифицируемые как торговля людьми;


противодействие торговле людьми - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми, минимизации ее последствий, оказанию помощи жертвам торговли людьми;


предполагаемая жертва торговли людьми - физическое лицо, признанное в качестве предполагаемой жертвы торговли людьми в результате первичной идентификации;


торговец людьми - лицо, которое самостоятельно или в группе лиц совершает любые действия, связанные с торговлей людьми, а также должностное лицо, которое своими действиями содействует торговле людьми, а равно не препятствует и не противостоит ей, хотя обязано это делать в силу своих должностных полномочий.



Статья 4. Основные принципы противодействия

торговле людьми


Основными принципами противодействия торговле людьми являются:

законность;

неотвратимость ответственности торговцев людьми;

недопустимость дискриминации жертв торговли людьми;

социальное партнерство.



Статья 5. Основные направления государственной политики

в области противодействия торговле людьми


Основными направлениями государственной политики в области противодействия торговле людьми являются:

реализация мер, направленных на противодействие торговле людьми, в том числе устранение причин и условий, способствующих торговле людьми;

реализация правовых, политических, социально-экономических, медицинских, профилактических, информационных мер, направленных на предупреждение торговли людьми, в том числе повышение правового сознания и правовой культуры населения;

своевременное выявление и пресечение торговли людьми, устранение ее последствий, а также обеспечение принципа неотвратимости ответственности торговцев людьми;

государственная поддержка, в том числе социальная защита жертв торговли людьми, предполагаемых жертв торговли людьми;

развитие и стимулирование деятельности по проведению научно-исследовательских работ, конференций, семинаров-тренингов и круглых столов, а также деятельности по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников государственных органов, осуществляющих деятельность в области противодействия торговле людьми;

международное сотрудничество в области противодействия торговле людьми.



ГЛАВА 2. ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ И УЧАСТВУЮЩИЕ

В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ


Статья 6. Национальная комиссия по противодействию

торговле людьми и принудительному труду


Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду (далее - Национальная комиссия) является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти и управления, других организаций в области противодействия торговле людьми.

Решения Национальной комиссии являются обязательными для исполнения органами государственной власти и управления, органами самоуправления граждан, а для негосударственных некоммерческих организаций носят рекомендательный характер.

Национальная комиссия состоит из:

Подкомиссии по вопросам противодействия торговле людьми;

Подкомиссии по вопросам противодействия принудительному труду.

Порядок формирования и организации деятельности Национальной комиссии определяется Президентом Республики Узбекистан.



Статья 7. Территориальные комиссии по противодействию

торговле людьми и принудительному труду


Территориальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду (далее - территориальная комиссия) является территориальным коллегиальным органом, координирующим деятельность территориальных подразделений органов государственной власти и управления, других организаций в области противодействия торговле людьми.

Порядок организации деятельности территориальных комиссий в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте, районах (городах) определяется решением Национальной комиссии.



Статья 8. Национальный докладчик по противодействию

торговле людьми и принудительному труду


Национальный докладчик по противодействию торговле людьми и принудительному труду (далее - Национальный докладчик) - уполномоченное лицо, которое ежегодно предоставляет информацию о складывающейся ситуации и принимаемых мерах по противодействию торговле людьми и принудительному труду Президенту Республики Узбекистан, а также с целью информирования о них общественности и международного сообщества организует брифинги для средств массовой информации, отстаивает национальные интересы Республики Узбекистан на международной арене в данной области.

Функции Национального докладчика выполняет председатель Национальной комиссии.

Национальный докладчик имеет право пользоваться всеми источниками информации, а также запрашивать информацию у соответствующих государственных органов, а также негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих и участвующих в деятельности по противодействию торговле людьми.



Статья 9. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области противодействия торговле людьми


Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области противодействия торговле людьми;

обеспечивает исполнение законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан в области противодействия торговле людьми;

разрабатывает, утверждает и обеспечивает реализацию государственных программ в области противодействия торговле людьми;

утверждает порядок осуществления первичной и окончательной идентификации жертв торговли людьми, а также перенаправления жертв торговли людьми;

в целях оказания помощи и предоставления защиты жертвам торговли людьми, предполагаемым жертвам торговли людьми организует деятельность специализированных учреждений по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми;

утверждает порядок оказания помощи и предоставления защиты жертвам торговли людьми, предполагаемым жертвам торговли людьми;

обеспечивает взаимодействие государственных органов и других организаций по противодействию торговле людьми.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Государственные органы, осуществляющие

деятельность по противодействию торговле людьми


Государственными органами, непосредственно осуществляющими деятельность по противодействию торговле людьми, являются:

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

Генеральная прокуратура Республики Узбекистан;

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан;

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом;

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.

Деятельность по противодействию торговле людьми могут осуществлять и другие государственные органы в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия Министерства внутренних дел Республики

Узбекистан в области противодействия торговле людьми


Министерство внутренних дел Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми;

вносит предложения по совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

осуществляет первичную идентификацию предполагаемых жертв торговли людьми;

организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность по раскрытию преступлений, обеспечивает проведение доследственной проверки и предварительного следствия по уголовным делам, связанным с торговлей людьми, в том числе с использованием современных технологий и информационных систем;

осуществляет сотрудничество с международными организациями и правоохранительными органами других государств по пресечению деятельности лиц, организованных групп и преступных сообществ, занимающихся торговлей людьми;

предоставляет информацию соответствующим органам государственной власти и управления о лицах, организованных группах и преступных сообществах, занимающихся торговлей людьми;

проводит комплексную разъяснительно-профилактическую работу среди населения по противодействию торговле людьми с участием средств массовой информации;

осуществляет мероприятия по противодействию торговле людьми, предусмотренные международными договорами Республики Узбекистан;

взаимодействует с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию торговле людьми.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия Генеральной прокуратуры Республики

Узбекистан в области противодействия торговле людьми


Генеральная прокуратура Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми;

вносит предложения по совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

осуществляет первичную идентификацию предполагаемых жертв торговли людьми;

осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о противодействии торговле людьми;

координирует деятельность органов, осуществляющих доследственную проверку, дознание и предварительное следствие в области противодействия торговле людьми;

участвует в пропаганде, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры населения и укрепление законности в области противодействия торговле людьми;

осуществляет статистический учет преступлений, связанных с торговлей людьми;

взаимодействует с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию торговле людьми.

Генеральная прокуратура Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Полномочия Службы государственной безопасности

Республики Узбекистан в области противодействия торговле людьми


Служба государственной безопасности Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми;

вносит предложения по совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

осуществляет первичную идентификацию предполагаемых жертв торговли людьми;

выявляет связи международных террористических организаций и организованных преступных групп с торговцами людьми;

проводит доследственную проверку и предварительное следствие по уголовным делам, связанным с торговлей людьми, осуществляемой международными террористическими организациями и организованными преступными группами;

принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению попыток пересечения торговцами людьми и жертвами торговли людьми Государственной границы Республики Узбекистан;

взаимодействует с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию торговле людьми.

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 14. Полномочия Министерства занятости

и трудовых отношений Республики Узбекистан

в области противодействия торговле людьми


Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми;

вносит предложения по совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

осуществляет первичную идентификацию предполагаемых жертв торговли людьми;

оказывает правовую и социальную защиту, а также материальную помощь гражданам, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, оставшимся без документов, устанавливающих личность, и средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом;

принимает меры по трудоустройству жертв торговли людьми;

контролирует соблюдение лицензионных требований и условий юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству граждан Республики Узбекистан, в том числе за рубежом;

взаимодействует с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию торговле людьми.

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 15. Полномочия Министерства иностранных дел

Республики Узбекистан, дипломатических представительств

и консульских учреждений Республики Узбекистан за рубежом

в области противодействия торговле людьми


Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом в пределах своих полномочий:

участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми;

вносят предложения по совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

осуществляют первичную идентификацию предполагаемых жертв торговли людьми;

осуществляют деятельность по защите прав и законных интересов находящихся за пределами Республики Узбекистан граждан Республики Узбекистан, а также лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Узбекистан, ставших жертвами торговли людьми, предполагаемыми жертвами торговли людьми;

способствуют возвращению в Республику Узбекистан жертв торговли людьми, предполагаемых жертв торговли людьми, а в случае отсутствия у них документов, удостоверяющих личность, принимают меры по установлению их личности и оформляют им документы, дающие право на возвращение в Республику Узбекистан, без взимания консульских и иных сборов;

при необходимости предоставляют сведения о законодательстве Республики Узбекистан о противодействии торговле людьми соответствующим компетентным органам государства пребывания консульского учреждения;

предоставляют жертвам торговли людьми, предполагаемым жертвам торговли людьми информацию об их правах и законных интересах;

взаимодействуют с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию торговле людьми.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 16. Полномочия Министерства здравоохранения Республики

Узбекистан в области противодействия торговле людьми


Министерство здравоохранения Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми;

вносит предложения по совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

осуществляет первичную идентификацию предполагаемых жертв торговли людьми;

организует оказание медицинской помощи жертвам торговли людьми, предполагаемым жертвам торговли людьми;

взаимодействует с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию торговле людьми.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 17. Содействие государственным органам, осуществляющим

деятельность по противодействию торговле людьми


Государственные органы, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, а также граждане могут:

оказывать содействие и необходимую помощь государственным органам в противодействии торговле людьми;

принимать участие в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми;

принимать участие в повышении правового сознания и правовой культуры населения в области противодействия торговле людьми;

вносить предложения по совершенствованию законодательства о противодействии торговле людьми;

принимать участие в идентификации жертв торговли людьми на любом этапе;

оказывать содействие в осуществлении мер по социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми, в том числе в создании специализированных учреждений по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми;

осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о противодействии торговле людьми;

участвовать в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации могут создавать центры по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми в порядке, установленном законодательством.

Средства массовой информации могут освещать мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области противодействия торговле людьми, в том числе на повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к торговле людьми.

Государство поддерживает содействие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в противодействии торговле людьми в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ


Статья 18. Предупреждение торговли людьми


Меры по предупреждению торговли людьми включают в себя:

разработку и реализацию программ, направленных на предупреждение граждан стать жертвой торговли людьми, решение социально-экономических проблем, являющихся причиной уязвимости и подверженности их риску;

осуществление постоянного мониторинга деятельности в области противодействия торговле людьми с целью выявления проблем и выработки решений этих проблем;

повышение информированности общества об опасных ситуациях, в которых могут оказаться жертвы торговли людьми, о мерах защиты, предоставляемой государством и специализированными учреждениями по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми, о мерах уголовного и административного воздействия, принимаемых государством для противодействия торговле людьми;

установление требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих туристскую деятельность, а также деятельность по трудоустройству населения;

разработку и реализацию образовательных программ в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях Республики Узбекистан в области противодействия торговле людьми;

меры по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников государственных органов, осуществляющих деятельность по противодействию торговле людьми.

Предупреждение торговли людьми может включать и другие меры в соответствии с законодательством.



Статья 19. Единая информационная база данных


В целях обеспечения эффективного противодействия торговле людьми, выявления и пресечения преступной деятельности торговцев людьми, идентификации жертв торговли людьми и систематизации соответствующей информации Министерство внутренних дел Республики Узбекистан совместно с другими государственными органами организует создание единой информационной базы данных о преступлениях в области торговли людьми (далее - база данных).

В базу данных вносится информация, полученная:

от государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;

в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, доследственной проверки, предварительного следствия и судебного разбирательства;

от Национального центрального бюро Интерпола в Республике Узбекистан;

по горячей линии, телефонам доверия и из других источников.

В базу данных вносится информация о:

торговцах людьми;

жертвах торговли людьми, предполагаемых жертвах торговли людьми с выделением информации о женщинах и детях, а также результатах оказанной им помощи;

видах эксплуатации, методах совершения преступления и другая информация.

Информация, внесенная в базу данных, является конфиденциальной.



ГЛАВА 4. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖЕРТВ

ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И СОТРУДНИЧЕСТВО

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ИХ ЗАЩИТЕ


Статья 20. Идентификация жертв торговли людьми


Идентификация жертв торговли людьми осуществляется в целях их выявления и предоставления им необходимой помощи и защиты, а также предотвращения риска повторного вовлечения их в торговлю людьми.

Идентификация жертв торговли людьми осуществляется в следующие этапы:

первичная идентификация - государственными органами, непосредственно осуществляющими деятельность по противодействию торговле людьми, и их территориальными подразделениями;

окончательная идентификация - территориальными комиссиями.

При первичной идентификации осуществляются меры, направленные на получение, изучение и оценку сведений с целью принятия решения о признании лица предполагаемой жертвой торговли людьми.

При окончательной идентификации принимаются решения о признании или отказе в признании лица жертвой торговли людьми.

Порядок идентификации жертв торговли людьми устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Идентификация жертв торговли людьми прекращается в случае:

признания лица жертвой торговли людьми;

получения сведений, что в отношении предполагаемой жертвы не совершались преступные действия.



Статья 21. Признание лица предполагаемой жертвой

торговли людьми


Признание лица предполагаемой жертвой торговли людьми осуществляется по результатам первичной идентификации в срок не более пяти суток с момента обращения (за исключением обращений о лицах, находящихся за пределами Республики Узбекистан) в государственные органы, непосредственно осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми.

По результатам первичной идентификации государственные органы, непосредственно осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми, при наличии достаточных оснований признают лицо предполагаемой жертвой торговли людьми.

В случае признания лица предполагаемой жертвой торговли людьми государственный орган, осуществивший первичную идентификацию, обязан ознакомить данное лицо с его правами и с его согласия направить в соответствующую территориальную комиссию или при необходимости - в специализированное учреждение по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми.



Статья 22. Права предполагаемой жертвы торговли людьми


Предполагаемая жертва торговли людьми имеет право:

на получение временного крова, медицинской, психологической, правовой и иной необходимой помощи;

пользоваться услугами бесплатного переводчика.

Предполагаемой жертве торговли людьми предоставляется срок не менее тридцати суток, исчисляемый со дня обращения в государственные органы, непосредственно осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми, для физического и психологического восстановления и принятия решения о сотрудничестве с правоохранительными органами в связи с совершенным в отношении нее преступлением.

Порядок оказания помощи и предоставления защиты предполагаемым жертвам торговли людьми определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 23. Признание лица жертвой торговли людьми


Признание лица жертвой торговли людьми осуществляется по результатам окончательной идентификации территориальной комиссией в сроки, предусмотренные статьей 28 Закона Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц", с момента поступления решения о признании лица предполагаемой жертвой торговли людьми.

Окончательная идентификация осуществляется коллегиально после выяснения и уточнения необходимых обстоятельств.

Лицо, признанное жертвой торговли людьми, имеет право на социальную реабилитацию и адаптацию.



Статья 24. Перенаправление жертв торговли людьми,

предполагаемых жертв торговли людьми


Перенаправлением жертв торговли людьми, предполагаемых жертв торговли людьми является система сотрудничества государственных органов по защите жертв торговли людьми. Перенаправление жертв торговли людьми осуществляется государственными органами во взаимодействии с органами самоуправления граждан и негосударственными некоммерческими организациями, специализированными учреждениями по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми.

Порядок перенаправления жертв торговли людьми определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 5. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ

ЛЮДЬМИ И ОКАЗАНИЕ ИМ ПОМОЩИ


Статья 25. Специализированные учреждения по оказанию

помощи и защите жертв торговли людьми


В целях оказания помощи и предоставления защиты жертвам торговли людьми Кабинетом Министров Республики Узбекистан создаются специализированные учреждения по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми (далее - специализированные учреждения).

Основными задачами специализированных учреждений являются:

обеспечение жертв торговли людьми, предполагаемых жертв торговли людьми благоприятными условиями проживания и средствами личной гигиены;

обеспечение жертв торговли людьми, предполагаемых жертв торговли людьми питанием, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

оказание жертвам торговли людьми, предполагаемым жертвам торговли людьми неотложной медицинской, психологической, социальной, правовой и иной помощи;

обеспечение безопасности жертв торговли людьми, предполагаемых жертв торговли людьми;

оказание жертвам торговли людьми, предполагаемым жертвам торговли людьми содействия по установлению контактов с родственниками;

предоставление жертвам торговли людьми, предполагаемым жертвам торговли людьми информации об их правах и законных интересах;

оказание жертвам торговли людьми содействия в социальной реабилитации и адаптации.

Специализированные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 26. Социальная реабилитация и адаптация

жертв торговли людьми


Социальная реабилитация и адаптация жертв торговли людьми осуществляются в целях их возвращения к нормальному образу жизни.

Социальная реабилитация и адаптация жертв торговли людьми включают в себя:

оказание материальной помощи на период устройства в специализированные учреждения;

обеспечение временным жильем, питанием, санитарно-гигиеническими средствами, а в необходимых случаях - одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

оказание помощи в трудоустройстве, получении образования, профессиональной ориентации и профессиональной подготовке и переподготовке;

оказание помощи по социальной реинтеграции, включая помощь в поиске родственников;

организацию программ, разработанных для социальной реабилитации и адаптации, предупреждения повторного вовлечения лиц в преступления, связанные с торговлей людьми.

Социальная реабилитация и адаптация жертв торговли людьми осуществляются на основе индивидуального плана работы с жертвой торговли людьми, утверждаемого территориальной комиссией.

Отказ жертв торговли людьми от участия в уголовном процессе не лишает их права на получение помощи до момента социальной реабилитации и адаптации.

Социальная реабилитация и адаптация жертв торговли людьми осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Порядок осуществления социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 27. Меры безопасности и иные гарантии,

предоставляемые жертвам торговли людьми


Жертве торговли людьми, заявившей о своем желании сотрудничать с правоохранительными органами в целях обнаружения лиц, подозреваемых в торговле людьми, обеспечиваются меры безопасности в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса".

Иностранному гражданину или лицу без гражданства, признанному в соответствии с настоящим Законом жертвой торговли людьми, предоставляется право временного пребывания в Республике Узбекистан независимо от обстоятельств его въезда на территорию Республики Узбекистан.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства признан в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан потерпевшим или является свидетелем по уголовному делу либо оказывает помощь соответствующим органам в обнаружении лиц, подозреваемых в торговле людьми, по мотивированному ходатайству должностного лица органа, осуществляющего доследственную проверку, следователя, прокурора, судьи к такому лицу не могут быть применены меры по депортации до вынесения решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми.

Возвращение жертв торговли людьми в страну происхождения или государство их постоянного проживания осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Жертвы торговли людьми в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, освобождаются от гражданской, административной и уголовной ответственности за деяния, совершенные под принуждением либо угрозой.



Статья 28. Конфиденциальность сведений о жертве

торговли людьми


Информация о жертвах торговли людьми, предполагаемых жертвах торговли людьми и об обстоятельствах совершенных в отношении них преступлений, а также сведения о принимаемых мерах безопасности не подлежат разглашению.

Средства массовой информации не вправе разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность жертвы торговли людьми, предполагаемой жертвы торговли людьми, без ее согласия, а в отношении несовершеннолетней жертвы торговли людьми, несовершеннолетней предполагаемой жертвы торговли людьми - без согласия родителей или лиц, заменяющих родителей, либо органа опеки и попечительства.



Статья 29. Расходы, связанные с оказанием помощи

и защиты жертвам торговли людьми, предполагаемым

жертвам торговли людьми


Расходы, связанные с оказанием помощи и защиты жертвам торговли людьми, предполагаемым жертвам торговли людьми, в том числе их содержанием, возвращением в страну происхождения или государство их постоянного проживания, осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Лица, признанные судом виновными в торговле людьми, возмещают в полном объеме расходы, связанные с содержанием и реабилитацией жертв торговли людьми.



ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ТОРГОВЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ


Статья 30. Особенности профилактики торговли несовершеннолетними


Особенности профилактики торговли несовершеннолетними включают в себя:

выявление родителей или лиц, их заменяющих, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей по воспитанию детей;

выявление семей, ведущих антиобщественный образ жизни, и детей, нуждающихся в государственной защите, с целью оказания им помощи;

мониторинг деятельности детских домов и родильных комплексов.

Профилактика торговли несовершеннолетними может включать и иные мероприятия в соответствии с законодательством.



Статья 31. Особенности идентификации несовершеннолетней

жертвы торговли людьми, несовершеннолетней предполагаемой

жертвы торговли людьми


Идентификация несовершеннолетней жертвы торговли людьми, несовершеннолетней предполагаемой жертвы торговли людьми должна осуществляться в специально оснащенном помещении с использованием технических средств фиксации, в присутствии законного представителя и (или) представителя органа опеки и попечительства, с обязательным участием психолога, а также с учетом пола, возраста и других особенностей несовершеннолетнего.

Решение о признании несовершеннолетнего жертвой торговли людьми, предполагаемой жертвой торговли людьми принимается независимо от его согласия, а в отношении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста, - с его добровольного согласия, на основании обращения законного представителя и (или) представителя органа опеки и попечительства, представителей соответствующего специализированного учреждения.



Статья 32. Особенности защиты и оказания помощи

несовершеннолетней жертве торговли людьми,

несовершеннолетней предполагаемой жертве

торговли людьми


Несовершеннолетней жертве торговли людьми, несовершеннолетней предполагаемой жертве торговли людьми обеспечиваются права и свободы, гарантированные законодательством Республики Узбекистан, и на основании международных договоров Республики Узбекистан, регламентирующих права детей и гарантии их реализации.

В случае если возраст несовершеннолетней жертвы торговли людьми, несовершеннолетней предполагаемой жертвы торговли людьми неизвестен, но имеются объективные основания полагать, что она не достигла возраста восемнадцати лет, то до окончательного установления фактического возраста такого лица предоставляется помощь, предусмотренная настоящей статьей и иными актами законодательства для оказания помощи несовершеннолетним жертвам торговли людьми, несовершеннолетним предполагаемым жертвам торговли людьми.

Несовершеннолетняя жертва торговли людьми, несовершеннолетняя предполагаемая жертва торговли людьми должна быть размещена в специализированных учреждениях отдельно от взрослых.

Несовершеннолетним жертвам торговли людьми, несовершеннолетним предполагаемым жертвам торговли людьми, помещенным в специализированные учреждения, обеспечивается возможность обучаться в государственных образовательных учреждениях, поддерживать связь с семьей или родственниками.

В случае если несовершеннолетние жертвы торговли людьми, несовершеннолетние предполагаемые жертвы торговли людьми остались без попечения законных представителей или не осведомлены об их местонахождении, принимаются меры по розыску родителей или лиц, заменяющих родителей, либо других родственников.



ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 33. Международное сотрудничество в области

противодействия торговле людьми


Международное сотрудничество в области противодействия торговле людьми осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Основными направлениями международного сотрудничества в области противодействия торговле людьми являются:

разработка и организация заключения международных договоров Республики Узбекистан в области противодействия торговле людьми, в том числе по вопросам социальной реабилитации и адаптации пострадавших от торговли людьми;

взаимодействие со специализированными компетентными органами иностранных государств, включая проведение оперативно-розыскных мероприятий, в целях предупреждения, выявления, пресечения торговли людьми и связанных с ней преступлений;

совместное создание и развитие информационных систем и средств оперативного оповещения, реагирования и контроля, направленных на повышение эффективности противодействия торговле людьми;

обмен опытом в области противодействия торговле людьми.

Государственные органы, непосредственно осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми, имеют право направлять в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и отвечать на их запросы.

Органы и организации, осуществляющие и участвующие в деятельности по противодействию торговле людьми, в целях предупреждения торговли людьми, идентификации жертв торговли людьми, предоставления им защиты и оказания помощи могут осуществлять сотрудничество с международными и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области противодействия торговле людьми.

Сотрудничество с международными и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области противодействия торговле людьми, осуществляется в форме реализации проектов международной технической помощи, направленных на противодействие торговле людьми, в том числе посредством создания центров по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми и в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.



Статья 34. Финансирование и материально-техническое

обеспечение мероприятий по противодействию торговле людьми


Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по противодействию торговле людьми осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Расходы, связанные с обеспечением защиты жертв торговли людьми, не могут быть возложены на самих жертв торговли людьми, предполагаемых жертв торговли людьми.



Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства

о противодействии торговле людьми


Лица, виновные в нарушении законодательства о противодействии торговле людьми, несут ответственность в установленном порядке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 августа 2020 г.


"Народное слово", 18 августа 2020 г.










































Время: 0.2253
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск