ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Наука / Общие положения /

Концепция развития науки до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 29.10.2020 г. N УП-6097)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 29.10.2020 г. УП-6097



КОНЦЕПЦИЯ

развития науки до 2030 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Стратегической целью Концепции развития науки до 2030 года (далее - Концепция) является переход к инновационному и высокотехнологичному формату развития национальной экономики, задействование и целенаправленная мобилизация конкурентных преимуществ нашей страны, расширение объема инновационой продукции, направление инвестиций в отрасли, обеспечивающие опережающий экономический рост, повышение в разы уровня жизни населения, поиск научного решения актуальных проблем социальной сферы на основе инновационных подходов, научных исследований и достигнутых результатов, развитие научного сотрудничества на международном уровне, обеспечение исполнения законов "О науке и научной деятельности" и "Об инновационной деятельности".

Концепция определяет основные направления, задачи, среднесрочные и долгосрочные этапы развития науки и научной деятельности, а также является основой для разработки целевых программ и комплексных мер в данной сфере.



ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ

НАУКИ, ЕЕ ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

И ИМЕЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ


Глобализация и процесс перехода мировой экономики к новому технологическому развитию приводят к усилению конкуренции на мировых товарных и финансовых рынках, в сфере внедрения цифровых технологий и методах решения возрастающих социально-экономических проблем населения. Основное решение данных проблем видится в занятии достойного места в ряду передовых стран в сфере науки и инноваций, достижении международной конкурентоспособности в период четвертой промышленной революции, поиске новых решений накопившихся институциональных проблем, а также разрешении спорных вопросов, образующихся вследствие глобализации.

В условиях жесткой конкуренции формирование экосистемы, обеспечивающей развитие приоритетных направлений и проведение инновационных разработок, является наиболее важной задачей.

Поэтому развивающиеся страны принимают меры для активного освоения высокотехнологичного производства и глобального маркетинга в целях повышения и укрепления конкурентоспособности, создания своих научных школ в приоритетных направлениях, привлечения опытных и квалифицированных специалистов, поддержки перспективных стартапов, обладающих инновационным потенциалом, целевого использования государственных льгот для создания финансовой и институциональной основы своего долгосрочного устойчивого развития.

На сегодняшний день научный сектор нашей страны состоит из более 100 академических и отраслевых научных учреждений, из них осуществляют свою деятельность 65 научно-исследовательских институтов, 31 исследовательский центр (в том числе 14 специализированных научно-практических центров), а также 8 научных организаций другого типа. Наряду с этим научные исследования проводятся также в высших образовательных учреждениях и их филиалах.

Принят стратегический план, направленный на развитие человеческого капитала на пути достижения важнейшей цели - вхождение Узбекистана в перечень 50 ведущих стран мира в рейтинге "Глобальный инновационный индекс" до 2030 года.

Поставленная цель требует адаптации сферы науки к требованиям современной экономики, что, в свою очередь, направлено на реализацию кардинальных структурных, организационных, финансовых, кадровых, инфраструктурных реформ и преобразований, регулируемых соответствующей правовой базой в сфере науки.

За последние годы принято свыше 20 нормативно-правовых актов, направленных на приоритетное развитие и государственную поддержку сферы науки, основанных на принципах непрерывности, открытости, прозрачности и конкуренции.

Создание в 2017 году Министерства инновационного развития имеет особое значение, новое ведомство осуществляет реализацию единой государственной политики, направленной на всестороннее развитие жизни государства и общества в сфере научной и инновационной деятельности, повышение интеллектуального и технологического потенциала страны.

Налажена система содержания всех научных организаций Академии наук за счет Государственного бюджета, финансирования их научных проектов на основе грантов.

10 научных организаций Министерства высшего и среднего специального образования возвращены в систему Академии наук, наравне с повышением статуса и роли Академии наук поднят авторитет науки в обществе, в положительную сторону изменились мнение и отношение молодежи к данной сфере.

В 2017-2021 годах на укрепление и обновление лабораторий научных организаций выделено 32 миллиона долларов США, поэтапно реализуются соответствующие меры.

Наряду с этим в сфере науки сохраняются следующие основные проблемы, требующие своего решения в ближайшем будущем:

во-первых, низкая заинтересованность предприятий реального сектора экономики в науке. Низкая заинтересованность отраслей экономики во внедрении на практике результатов технологических разработок и научных исследований отечественных ученых является препятствием на пути технологического развития экономики страны и ложится тяжелым бременем на Государственный бюджет. Кроме того, значительная часть научных проектов формируется по инициативе научных организаций, то есть сегодня финансируются не исследования, являющиеся приоритетными для государства, а исследования в рамках функциональных задач научных организаций, выразивших желание и способных их реализовать, которые, однако, не дают возможности получения конкретного итогового результата (продукции);

во-вторых, отсутствие экономического сотрудничества между отдельными элементами инновационной инфраструктуры (инновационными фондами, центрами внедрения технологий, инженерными лабораториями, технопарками и другими), что требует улучшения внедрения знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынок;

в-третьих, неразвитость малого инновационного предпринимательства и производства наукоемкой продукции. Не полностью сформированы опыт и навыки создания научными организациями инновационных предприятий;

в-четвертых, не полностью налажена система организации науки, прогнозирования расходов и ведения экономического анализа в научных организациях. Руководство научных организаций состоит в основном из представителей науки, не обладающих достаточными навыками коммерциализации результатов научных исследований, обновления ресурсной базы и инфраструктуры организаций, поощрения разработок;

в-пятых, невысокая активность деятельности по привлечению частного сектора в развитие научного потенциала. Привлечение средств частного сектора в сферу науки является ключевым фактором создания и внедрения в производство новых технологий и наукоемких продуктов, достижения и удержания конкурентоспособности на рынке;

в-шестых, повышение среднего возраста коллективов, в которых проводятся научные исследования, а также академиков и соискателей. Средний возраст соискателей, работающих в научных организациях, составляет сегодня 51 год, что требует более активного привлечения молодежи к науке, ускорения темпа исследований;

в-седьмых, малочисленность ученых по отношению к численности населения. На сегодняшний день на один миллион населения в среднем приходится 950 научных работников. Основной причиной этого является недостаточная организация работ по привлечению молодежи к науке, низкий уровень интеграции науки с системой образования, а также материальной, социальной и духовной поддержки труда ученых;

в-восьмых, низкий уровень получения отечественных и зарубежных патентов на результаты научных исследований. В 2014-2018 годах по результатам фундаментальных и инновационных проектов, профинансированных за счет средств Государственного бюджета, научными организациями и высшими образовательными учреждениями запатентовано 700 изобретений, из них доля зарубежных патентов составляет всего 1 процент. Поэтому требуется правильно и эффективно организовать работу по регистрации полученных патентов в зарубежных государствах;

в-девятых, неразвитость экономических и правовых механизмов внедрения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Отсутствие рынка патентов на интеллектуальную собственность, полученных учеными. Невысокий уровень заинтересованности хозяйствующих субъектов во внедрении результатов интеллектуальной деятельности;

в-десятых, недостаточный уровень направления финансовых ресурсов на финансирование науки и научных исследований. В настоящее время всего 0,2 процента средств от валового внутреннего продукта страны направляются на финансирование науки и научных исследований, и данный показатель намного ниже показателя средств, направляемых на финансирование науки рядом развитых и развивающихся стран;

в-одиннадцатых, недостаточность налаженности связи между научными организациями и высшими образовательными учреждениями, необеспеченность прочной интеграции образования, науки и производства. Наступил период, когда требуется организация научной деятельности научных организаций, учитывающая перспективы социально-экономического развития страны;

в-двенадцатых, невысокий уровень коммерциализации результатов научно-исследовательских работ, что не дает возможности привлечения инвестиций и банковских кредитов научными организациями и созданными ими инновационными предприятиями;

в-тринадцатых, негармонизированность процесса аттестации в послевузовском образовании, системы квот, присуждения ученой степени с мировым опытом. Из-из бюрократических препон подготовка высококвалифицированных научных кадров в данных направлениях находится не на должном уровне;

в-четырнадцатых, концентрация научных организаций в основном вокруг столицы и отсутствие современных научных лабораторий в регионах. Расположение около 90 процентов научно-исследовательских лабораторий в городе Ташкенте ограничивает ведение в регионах научно-исследовательской деятельности на уровне современных требований;

в-пятнадцатых, недостаточный уровень технологического оснащения научной базы. Уровень технологической модернизации сферы науки, оснащения современным оборудованием научных организаций и высших образовательных учреждений остается невысоким, не полностью сформирована система проведения анализа состояния технологической базы сферы науки и ее регулярного обновления;

в-шестнадцатых, неразвитость конкуренции между научными организациями, неполное внедрение их национального рейтинга и системы постоянной ежегодной оценки. Значительная часть научных организаций ведут деятельность как единственные, не проявляются в качестве конкурента в соответствующих направлениях науки;

в-семнадцатых, несформированность сообщества независимых научных экспертов. "Конфликт интересов", возникающий в процессе обсуждения научных проектов в научно-технических советах, состоящих из отечественных ученых, негативно сказывается на объективности и качестве заключений, выносимых по проектам;

в-восемнадцатых, недостаточный уровень пропаганды достижений науки. Пропаганда информации о потенциальных рынках реализации новых технологий и продукции, об объектах вложения капитала, приносящих высокий доход частным инвесторам и кредитным организациям, организована слабо;

в-девятнадцатых, на невысоком уровне остается издание учеными научных статей в международных журналах с высоким импакт-фактором, индексированных в авторитетных мировых базах данных. В настоящее время среди статей, опубликованных в международных научных журналах, индексируемых в таких базах данных, как WEB of Science, SCOPUS, валовая доля Узбекистана составляет около 0,1 процента. Согласно анализу ресурса SJR (ScimagoJournal & CountryRank), на основе базы данных Scopus, включающей 22 тысячи наименований научных журналов свыше 5 000 издательств, по показателю цитируемости на одну статью Узбекистан занимает 220 место из 239 стран (6,52), показатель H-индекса нашей страны равен 86.



ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ НАУКИ


Приоритетными направлениями развития науки являются:

первое, совершенствование системы управления сферой науки;

второе, совершенствование системы финансирования науки и научной деятельности, а также диверсификация источников финансирования;

третье, подготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров и их ориентация на научную деятельность;

четвертое, создание современной инфраструктуры развития науки;

пятое, формирование современной информационной среды, способствующей развитию науки.



ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЯ НАУКИ


§ 1. Совершенствование системы управления сферой науки


Совершенствование системы государственного управления сферой науки предусматривает координацию и управление научно-исследовательскими программами уполномоченным государственным органом.

Организация научной деятельности требует обеспечения согласованности и последовательности следующих основных процессов управления:

определение политики в сфере науки - предусматривает установление национальных приоритетов и управление научными программами уполномоченным государственным органом в данной сфере;

выявление потребностей - предусматривает отбор проектов государственных программ по научной деятельности в рамках приоритетных научных направлений, в данных целях уполномоченный государственный орган совместно с отраслевыми министерствами разрабатывает проекты программ по научной деятельности;

планирование - предусматривает определение механизмов реализации поставленных задач и ожидаемых результатов с определенными показателями;

финансовый анализ - определяет поэтапную оценку объема необходимого финансирования с учетом поставленных задач;

анализ заказов - предусматривает проведение технической и научной экспертизы требований, поступивших от органов государственного, хозяйственного управления и органов государственной власти на местах;

реализация (или финансирование) - предусматривает финансирование проектов государственных программ по научной деятельности из Государственного бюджета;

мониторинг и анализ результатов - предусматривает оценку состояния реализации государственных программ по научной деятельности и достижение ожидаемых результатов;

оценка результатов специалистом - осуществляется посредством проведения научной и технической экспертизы. При этом допускается экспертиза промежуточных результатов по проектам;

коммерциализация и ориентация результатов на производство - предусматривает внедрение результатов в секторы экономики и социальную сферу;

управление научной деятельностью - предусматривает управление наукой и научной деятельностью уполномоченным государственным органом.

По направлению совершенствования системы управления сферой науки проводится следующая работа:

1) организация применения программного целевого подхода в управлении наукой, внедрения и использования новых инструментов управления, с учетом международного опыта эффективного проектного управления, в целях предоставления возможности эффективного распределения бюджетных средств внутри организации, осуществления контроля за процессом реализации проекта и внесения корректировок в его реализацию, принимая во внимание изменения во внутренней и внешней среде. На грантовые проекты, финансируемые из бюджета, внедряется государственный заказ, конкурсы на проекты регулярно проводятся уполномоченным государственным органом в тематической форме;

2) разработка национальной программы, включающей стратегическую оптимальную базу целевых показателей, подготовку и реализацию работ по глубокому, детальному экспертному анализу и прогнозированию в сфере научной деятельности в целях определения состояния и перспектив развития сферы науки в республике;

3) проведение международными аудиторскими организациями независимого научного аудита научного потенциала, государственной научно-технической экспертизы и приоритетных направлений развития науки нашей страны в целях оценки состояния и деятельности научных организаций, координации государственной политики в области развития науки, определения задач и направлений стратегического развития сферы науки, выявления положительных и отрицательных сторон развития области научных исследований на системной основе (один раз каждые три года).

За проведение независимого научного аудита непосредственную ответственность несет уполномоченный государственный орган, на основе результатов независимого аудита предусматривается создание новой инфраструктуры и направлений науки, а также расширение (или сокращение) либо реорганизация для осуществления деятельности в новых направлениях - действующих в зависимости от эффективности;

4) создание уполномоченным государственным органом системы проведения ежегодного мониторинга с формированием национальной рейтинговой системы научных организаций, интегрированной с результатами независимого научного аудита по направлениям мониторинга;

5) создание форсайт-групп и проведение форсайт-исследований для выявления перспективных научных и технологических направлений инновационного развития каждой сферы, экономической оценки результатов научной, технической и промышленно-технологической деятельности, предоставляющих возможность вынесения заключения о преимуществах и недостатках научного и технического развития;

6) введение практики назначения, в качестве приоритета, на должности руководителей научных организаций молодых специалистов, обладающих навыками управления сферой науки и экономическими знаниями с внедрением системы подготовки и повышения квалификации руководителей научных организаций в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан на постоянной основе. Введение в каждой научной организации должности консультанта по науке и научной деятельности, назначение на данную должность известных деятелей науки и авторитетных ученых, наделение консультанта правом управления Научным советом организации;

7) создание научного сообщества в каждой области науки в целях усиления социального партнерства между государством и научными организациями посредством развития системы самоуправления в науке, реализации проектов, формирования и обеспечения эффективной деятельности научных направлений в рамках социального партнерства, а также повышения ответственности научных школ, деятелей науки и ведущих ученых за данную сферу.



§ 2. Совершенствование системы финансирования науки

и научной деятельности, а также диверсификация

источников финансирования


По направлению совершенствования системы финансирования науки и научной деятельности, а также диверсификации источников финансирования проводится следующая работа:

1) поэтапное увеличение к 2022 году до 0,8 процента от валового внутреннего продукта средств, выделяемых на развитие науки.

При этом данные средства направляются на такие запланированные мероприятия, как организация научных исследований в соответствии со стратегически важными направлениями социально-экономического развития страны, финансирование по результатам конкурсов на государственные заказы государственных, региональных, международных научных программ и стартап-проектов создания продукции, требующей глубоких научных познаний, а также коммерциализация новых разработок, создание инфраструктуры направлений современной науки, обновление научной базы научных организаций, финансирование института послевузовского образования (докторантуры);

2) расширение практики финансирования научных проектов на основе равноправного партнерства с частным сектором и отраслевыми организациями. При этом в рамках государственного заказа проводятся конкурсы тематических проектов, направленные на решение проблем предприятий, по результатам которых налаживается финансирование на основе равноправного партнерства и достигается увеличение доли частных отраслевых предприятий в финансировании научной деятельности;

3) привлечение льготных заемных средств, выделяемых международными финансовыми институтами, в частности Всемирным банком в целях дополнительного финансирования научно-инновационных проектов. Направление привлекаемых средств в форме грантовых проектов на финансирование исследований на конкурсной основе, коммерциализацию новых разработок путем создания инновационных предприятий, развитие экосистемы научной и инновационной деятельности, а также создание в стране центров трансфера технологий;

4) осуществление системной деятельности по привлечению грантов, средств технического содействия и других средств внешнего безвозмездного содействия донорских организаций зарубежных государств науке и научной деятельности. Проведение в данных целях аккредитации в Узбекистане ряда международных научных фондов;

5) создание венчурных фондов в целях уменьшения возможного "риска неудач" при финансировании инновационных разработок и стартап-проектов совместно с ведущими зарубежными инвестиционными компаниями с участием средств фонда при Министерстве инновационного развития;

6) ускорение научно-исследовательских работ в перспективных и новых областях науки, включая цифровые технологии, искусственный интеллект, робототехнику, фармацевтику, биотехнологии, нанотехнологии, энергетику, инженерию, электронику, механику, машиностроение, геномику, астрономию, программирование, промышленный дизайн и криминалистику.

Организация развития науки одновременно с ориентацией на потребности секторов экономики, пропорциональную структуру расходов и требования частного сектора. При этом распределение состава расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по:

видам исследований: на развитие и поддержку науки в фундаментальных исследованиях - 15 процентов от всех выделенных средств, прикладные исследования - 20 процентов, опытно-конструкторские разработки - 65 процентов. При этом внесение соответствующих изменений в распределение средств производится в зависимости от специфики сферы социально-гуманитарных наук;

источникам финансирования: Государственный бюджет - 45-50 процентов, частный и коммерческий сектор - 45-50 процентов, иностранные инвестиции - 5 процентов.

Требуется финансирование приоритетных исследований и программ государственного значения (сферы минеральных ресурсов, горнодобывающей и топливно-энергетической отраслей, системы водного хозяйства, обеспечения сейсмической и экологической безопасности, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других).

Наряду с данными мерами предусматривается поощрение формирования и финансирования заказов частного сектора на научную продукцию в целях достижения самостоятельного обеспечения в процессе финансирования экономики с научной точки зрения.

Проведение отбора исполнителей проектов осуществляется среди научных сообществ внутри страны и за рубежом на основе критериев эффективности, актуальности, высокой квалификации и оснащения оборудованием с учетом интересов государства.

Предусматриваются совершенствование нормативно-правовых основ, регулирующих возникновение и реализацию гражданских прав в результатах научной деятельности, а также создание инфраструктуры, обеспечивающей ее внедрение в промышленность.



§ 3. Подготовка высококвалифицированных научных

и инженерных кадров и их ориентация

на научную деятельность


По направлению подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров и их ориентации на научную деятельность проводится следующая работа:

1) формирование новой научно-исследовательской инфраструктуры в ведущих научных организациях и университетах, укомплектованной квалифицированными кадрами, способными обеспечить высокий уровень научных исследований;

2) переход на целевую подготовку научных кадров в приоритетных научных направлениях в рамках подготовки докторов наук (DSc) и докторов философии (PhD);

3) включение в порядок присвоения ученых званий "доцент" и "профессор" требования о наличии опыта, приобретенного после докторантуры;

4) внедрение в государственных научных организациях новой кадровой политики с уделением основного внимания на внедрение стратегического управления в работу с кадрами;

5) организация различных курсов повышения квалификации для ученых, изучающих английский язык с реализацией программ для преподавателей и студентов между ведущими отечественными университетами и зарубежными университетами в целях переподготовки и непрерывного повышения квалификации специалистов;

6) оказание содействия в организации краткосрочных научных стажировок, обучении, повышении квалификации в ведущих зарубежных исследовательских центрах, участии в международных научно-технических конференциях и научных проектах, а также издании научных работ молодых талантливых ученых за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей и Фонда "Эл-юрт умиди" в порядке, установленном законодательством;

7) проведение профессиональных тренингов для исследователей и ученых;

8) принятие мер по совершенствованию системы подготовки кадров с ученой степенью, приведению данной системы в соответствие с мировыми стандартами. При этом предусматривается расширение полномочий ведущих научных организаций и университетов по самостоятельному присуждению ученой степени, а также кардинальное реформирование практики защиты диссертаций и проведения аттестации;

9) полное возложение на уполномоченный государственный орган системы выделения квот институту послевузовского образования (докторантуре) с осуществлением мониторинга и проведением оцифровки;

10) направление на краткосрочные научные стажировки в рамках грантовых проектов, финансируемых на основе государственного заказа, участие в международных научных конференциях, а также предоставление разрешений на размещение заказов на подготовку кандидатов наук, докторов философии (PhD) и докторов наук (DSc) и их финансирование в рамках грантовых проектов в качестве нового механизма;

11) создание для студентов, обучающихся по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры высших образовательных учреждений, условий, необходимых для занятия научной деятельностью, а также механизмов их стимулирования. В результате предусматривается увеличение числа магистров, окончивших обучение и изъявивших желание продолжить научную деятельность;

12) дальнейшее совершенствование механизмов работы и осуществления контроля (мониторинга) за деятельностью докторантов, обеспечение своевременного допуска докторантов к защите научных работ.



§ 4. Создание современной инфраструктуры

развития науки


По направлению создания современной инфраструктуры развития науки проводится следующая работа:

1) оснащение современным оборудованием научных лабораторий научных организаций и высших образовательных учреждений и обеспечение их комплектующими;

2) создание сети национальных научных лабораторий в рамках инфраструктуры научной деятельности (научных организаций и высших образовательных учреждений);

3) обеспечение полноценного и эффективного использования потенциала научных организаций и учреждений с условием создания возможности широкого доступа отечественным и зарубежным ученым к оборудованию, опытно-производственным базам и другим научным ресурсам центров с целью развития науки. Для этого при научных организациях поэтапно создаются научные лаборатории коллективного пользования по приоритетным направлениям научного развития, а также современные лабораторные комплексы, оснащенные оборудованием, соответствующим мировым стандартам GLP и GMP;

4) концентрация внимания на развитии и поддержке в рамках инвестиционных программ негосударственных проектных и конструкторских организаций;

5) создание научно-инновационных кластеров, инновационных центров, конструкторских мастерских, бизнес-акселераторов и стартап-акселераторов в составе научных организаций и университетов, в территориальных центрах - инновационных центров, молодежных технопарков, центров трансфера технологий, малых научно-производственных кластеров и инновационных полигонов;

6) создание отдельных компаний, занимающихся коммерциализацией научных разработок и маркетингом продукции с возложением на них обязанности ведения маркетинга новых разработок, созданных в рамках научных программ, а также обязательств по коммерциализации на основе партнерства;

7) создание фондов с участием частного сектора и хозяйствующих субъектов, в том числе органов государственного управления, а также условий для коммерциализации новых разработок;

8) образование структуры, ответственной за экспертизу научных проектов в целях минимизации риска "конфликта интересов" в процессе проведения научной экспертизы, обеспечение проведения экспертизы полностью через интерактивную платформу с привлечением к обсуждениям зарубежных специалистов.



§ 5. Формирование современной информационной

среды, способствующей развитию науки


По направлению создания современной информационной среды, способствующей развитию науки, проводится следующая работа:

1) создание национального научного портала: в рамках портала образуется единое академическое пространство, включающее в себя все сведения о научном потенциале нашей страны, внедряется система подачи и регистрации заявлений на финансирование научно-исследовательских проектов в автоматизированном режиме;

2) внедрение рейтингов ученых, организаций, источников научно-технической информации: принимая во внимание важную роль информации в процессе принятия управленческих решений, внедряются показатели оценки научного потенциала. Внедрение объективных количественных показателей способствует отбору проектов для финансирования, что в результате предусматривает повышение эффективности научно-исследовательской деятельности;

3) прогнозирование научного и научно-технического развития: системный процесс прогнозирования научного и научно-технического развития имеет важное значение для формирования информации о научных исследованиях, необходимых производителям наукоемкой продукции на отечественном и международном уровне;

4) оценка научно-технического потенциала страны: анализ состояния сферы науки и тенденций ее дальнейшего развития проводится по направлениям изучения качественного и количественного развития науки страны в последние годы, выявления и анализа сильных и слабых сторон отечественного научно-технического потенциала, анализа деятельности научных организаций и высших образовательных учреждений, а также эффективности развития научной инфраструктуры, изучения механизмов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие, совершенствования системы оценки эффективности и результативности научно-исследовательских программ.



ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Реализация Концепции приведет к следующим результатам:

координация, эффективное управление и перенаправление на приоритетные научные направления программ научных исследований;

достижение сбалансированного финансирования науки государством и частным сектором посредством базового, целевого программного и грантового финансирования;

достижение внедрения стандартов Good Scientific Practice (GSP) и Good Laboratory Practice (GLP), организация деятельности национальных научных лабораторий по стандартам GLP и Good Manufacturing Practice (GMP), соответствующих международным критериям;

устранение плагиата и присвоения научных идей в целях защиты прав ученых на интеллектуальную собственность;

внедрение новой системы материального стимулирования работников сферы науки;

повышение активности патентования результатов исследований и разработок в республике и за рубежом;

разработка и реализация научных программ по приоритетным научным направлениям и достижение конкурентоспособных результатов;

расширение участия субъектов предпринимательства, в том числе национальных компаний, в научно-исследовательской деятельности посредством внедрения механизмов реализации совместных научно-технических программ, финансирования исследовательских проектов на основе равного партнерства и создания механизмов стимулирования частного сектора;

создание системы документирования результатов научных работ, отвечающей требованиям бизнеса;

коммерциализация результатов научно-практических исследований и разработок на рынке;

приведение отчетов о научных исследованиях в соответствие с международным менеджментом и научной практикой;

создание эффективных и благоприятных условий пользователям отечественной и международной научно-технической информации;

создание научных центров с участием иностранных инвесторов;

расширение взаимного обмена научными достижениями за счет создания современной и развитой научно-инновационной инфраструктуры.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 октября 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2 ноября 2020 г., N 43, ст. 474







































Время: 0.0044
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск