ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Государственные программы, концепции и их реализация / Социальная сфера /Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 04.03.2021 г. N УП-6181)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 04.03.2021 г. N УП-6181
КОНЦЕПЦИЯ
развития гражданского общества
в 2021-2025 годах
Целями Концепции развития гражданского общества в 2021-2025 годах (далее - Концепция) являются дальнейшее развитие свободного гражданского общества в стране, защита прав и законных интересов человека, демократических ценностей, повышение политической культуры и правосознания населения, укрепление отношений социального партнерства и сотрудничества в решении актуальных вопросов между государственными органами и негосударственными некоммерческими организациями, повышение инициативности и активности негосударственных некоммерческих организаций в проводимых в республике реформах во всех сферах.
Концепция определяет приоритетные направления, задачи, этапы развития гражданского общества на среднесрочную и долгосрочную перспективу и является основой для разработки целевых программ и "Дорожных карт" в данной сфере.
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
I. Последовательное совершенствование правовых основ развития гражданского общества.
В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:
1) укрепление правовых основ понятий "гражданское общество" и "институты гражданского общества" и совершенствование их организационно-правовых форм;
2) разработка критериев и методологии оценки деятельности институтов гражданского общества с учетом внесенного ими вклада в решение социально-экономических вопросов и развитие общества;
3) пересмотр актов законодательства о деятельности средств массовой информации, журналистов и блогеров, унификация их в законодательный акт прямого действия;
4) устранение пробелов и унификация в законодательный акт прямого действия путем объединения норм законов "О гарантиях и свободе доступа к информации", "О принципах и гарантиях свободы информации", "Об информатизации" и "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления";
5) перевод всех государственных услуг, связанных с направлениями деятельности средств массовой информации, в электронную форму;
6) перевод всех государственных услуг между негосударственными некоммерческими организациями и регистрирующим органом в электронную форму;
7) создание аналитических, научно-образовательных лабораторий (мозговых центров) для научно-теоретического изучения гражданского общества, постоянного анализа его развития;
8) проведение прикладных и фундаментальных исследований по вопросам развития гражданского общества;
9) организация курсов переподготовки и повышения квалификации представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
10) пересмотр требований к количеству членов профессиональных союзов при их государственной регистрации, дальнейшее расширение прав профсоюзов на представление и защиту своих трудовых, других социально-экономических прав и интересов, связанных с их профессиональными интересами;
11) правовое регулирование финансирования из местного бюджета общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента;
12) разработка и утверждение Кодексов этики институтов гражданского общества;
13) изменение подзаконных актов, непосредственно регулирующих деятельность институтов гражданского общества и затрагивающих их права и законные интересы, в нормативно-правовой акт высокой юридической силы;
14) упрощение процедур и устранение бюрократических барьеров, связанных с регистрацией институтов гражданского общества и получением средств от иностранных источников;
15) анализ и обобщение Декларации о правозащитниках и других международных документов, а также совершенствование на их основе правовой базы деятельности правозащитников;
16) обеспечение полной независимости областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов от местных хокимиятов в целях повышения роли политических партий.
II. Оказание содействия институтам гражданского общества и дальнейшее совершенствование механизма их государственной поддержки.
В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:
1) разработка механизма выделения бюджетных средств институтам гражданского общества с ориентированием их на конкретные социальные цели и индикаторов определения эффективности их использования;
2) расширение практики финансирования социально ориентированных проектов путем предоставления институтам гражданского общества адресного социального заказа вместо государственного гранта;
3) расширение объема выполнения посредством институтов гражданского общества функций и задач, осуществляемых органами государственного управления;
4) принятие документов, регулирующих выделение средств Общественным фондом по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, в качестве нормативно-правового акта, а также их совершенствование;
5) совершенствование организационной структуры Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе и общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, повышение ответственности исполнительного органа управления общественного фонда в выборе проектов для выделения ими средств институтам гражданского общества и мониторинге эффективности использования данных средств;
6) разработка учебных программ и пособий по предмету "Основы гражданского общества", организация на его основе специальных учебных курсов для представителей государственных органов и институтов гражданского общества на постоянной основе;
7) расширение роли Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе в сфере отраслевого и территориального финансирования;
8) внедрение практики организации Общественной палатой и региональными общественными палатами совместно с институтами гражданского общества ежегодных общественных слушаний руководителей государственных органов по вопросам обеспечения защиты прав и законных интересов институтов гражданского общества;
9) разработка критериев разделения институтов гражданского общества на условные группы по эффективности и установление им льгот в зависимости от категории;
10) укрепление правовых основ для осуществления институтами гражданского общества любых видов предпринимательской деятельности, не указанных в учредительных документах;
11) повышение эффективности деятельности институтов гражданского общества, расширение охвата деятельности, а также укрепление их финансового обеспечения;
12) поддержка специализации институтов гражданского общества, стимулирование создания объединений негосударственных некоммерческих организаций.
III. Создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении.
В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:
1) совершенствование правовых основ участия негосударственных некоммерческих организаций на всех этапах разработки проектов актов законодательства, в том числе в процессе внесения в Кабинет Министров;
2) устранение правовых пробелов, связанных с введением конкретных механизмов проведения мониторинга институтами гражданского общества, осуществляющими общественный контроль, в том числе общественными советами при государственных органах, а также установлением ответственности за нарушение законодательства об общественном контроле;
3) создание правовых механизмов участия институтов гражданского общества в разработке важных политических, социальных и экономических программ и мониторинга за их реализацией;
4) поддержка создания негосударственных некоммерческих организаций, занимающихся проблемами молодежи, детей, занятости, женщин, престарелых и окружающей среды;
5) внедрение общедоступной онлайн-системы наблюдения за ходом реализации мер, установленных в законодательстве и государственных программах;
6) разработка государственных программ по широкому вовлечению негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в оценку эффективности деятельности государственных органов, подготовку отчетов о выполнении государственных программ и деятельности государственных органов;
7) создание взаимовыгодных и практических механизмов по осуществлению общественными советами при государственных органах своих задач;
8) повышение уровня участия институтов гражданского общества в общественном контроле, государственном управлении и реализации социальных проектов, а также дальнейшее широкое обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов.
IV. Дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества в реализации государственных социальных проектов.
В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:
1) внедрение механизмов участия институтов гражданского общества в определении направлений расходов местных бюджетов и осуществлении контроля за их исполнением;
2) внедрение правовых основ "института социально ориентированного имущества", предусматривающих передачу социально ориентированного имущества в социальных и благотворительных целях в постоянное пользование (владение) организациям, созданным в этих направлениях, с запретом распоряжения ими;
3) увеличение количества и объема представляемых государственными органами институтам гражданского общества государственных социальных заказов за счет внебюджетных средств;
4) дальнейшее совершенствование механизма реализации социальных проектов на основе принципа "государство + институты гражданского общества + субъекты предпринимательства";
5) разработка механизмов направления, координации, поддержки и поощрения, постановки на учет волонтерской деятельности, внедрение практики выполнения задач и функций государственных органов в относительно эффективной и рентабельной форме посредством волонтерства;
6) укрепление организационно-правовых основ методической, информационной, консультационной и организационной помощи и поддержки в организации деятельности корпоративного волонтерства крупных предприятий;
7) расширение участия граждан Узбекистана в программе волонтеров Организации Объединенных Наций;
8) широкое вовлечение негосударственных некоммерческих организаций в последовательную реализацию Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН.
V. Обеспечение открытости деятельности институтов гражданского общества.
В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:
1) внедрение "Стандарта открытости" - "Openness of non-governmental non-profit organizations" для обеспечения прозрачности процесса использования выделенных негосударственным некоммерческим организациям субсидий, грантов и социальных заказов, а также их имущества и денежных средств;
2) налаживание оперативного диалога между работниками государственных органов и представителями институтов гражданского общества посредством прямых электронных средств связи;
3) создание механизма использования институтами гражданского общества "института краудфандинга" в процессе реализации общественно значимых проектов;
4) создание единого интерактивного портала, позволяющего вести учет и направление волонтерской деятельности.
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Ожидается достижение следующих результатов в развитии гражданского общества путем реализации задач, определенных в Концепции:
налаживание эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества;
обеспечение эффективности использования субсидий, грантов и социальных заказов, выделяемых институтам гражданского общества, а также прозрачности процесса использования ими своего имущества и денежных средств;
глубокое изучение гражданского общества с научно-теоретической точки зрения и постоянный анализ его развития;
повышение информационно-образовательного потенциала и демократических навыков представителей институтов гражданского общества;
правовое закрепление участия негосударственных некоммерческих организаций во всех этапах разработки проектов актов законодательства;
совершенствование правовой базы в сфере средств массовой информации, а также повышение роли местных Кенгашей народных депутатов;
ускорение работ по осуществлению действенного общественного контроля;
развитие волонтерской и благотворительной деятельности.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 марта 2021 г.