ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Государственные программы, концепции и их реализация / Социальная сфера /

Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 04.03.2021 г. N УП-6181)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 04.03.2021 г. N УП-6181



КОНЦЕПЦИЯ

развития гражданского общества

в 2021-2025 годах


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Целями Концепции развития гражданского общества в 2021-2025 годах (далее - Концепция) являются дальнейшее развитие свободного гражданского общества в стране, защита прав и законных интересов человека, демократических ценностей, повышение политической культуры и правосознания населения, укрепление отношений социального партнерства и сотрудничества в решении актуальных вопросов между государственными органами и негосударственными некоммерческими организациями, повышение инициативности и активности негосударственных некоммерческих организаций в проводимых в республике реформах во всех сферах.

Концепция определяет приоритетные направления, задачи, этапы развития гражданского общества на среднесрочную и долгосрочную перспективу и является основой для разработки целевых программ и "Дорожных карт" в данной сфере.



ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА


I. Последовательное совершенствование правовых основ развития гражданского общества.


В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:

1) укрепление правовых основ понятий "гражданское общество" и "институты гражданского общества" и совершенствование их организационно-правовых форм;

2) разработка критериев и методологии оценки деятельности институтов гражданского общества с учетом внесенного ими вклада в решение социально-экономических вопросов и развитие общества;

3) пересмотр актов законодательства о деятельности средств массовой информации, журналистов и блогеров, унификация их в законодательный акт прямого действия;

4) устранение пробелов и унификация в законодательный акт прямого действия путем объединения норм законов "О гарантиях и свободе доступа к информации", "О принципах и гарантиях свободы информации", "Об информатизации" и "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления";

5) перевод всех государственных услуг, связанных с направлениями деятельности средств массовой информации, в электронную форму;

6) перевод всех государственных услуг между негосударственными некоммерческими организациями и регистрирующим органом в электронную форму;

7) создание аналитических, научно-образовательных лабораторий (мозговых центров) для научно-теоретического изучения гражданского общества, постоянного анализа его развития;

8) проведение прикладных и фундаментальных исследований по вопросам развития гражданского общества;

9) организация курсов переподготовки и повышения квалификации представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;

10) пересмотр требований к количеству членов профессиональных союзов при их государственной регистрации, дальнейшее расширение прав профсоюзов на представление и защиту своих трудовых, других социально-экономических прав и интересов, связанных с их профессиональными интересами;

11) правовое регулирование финансирования из местного бюджета общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента;

12) разработка и утверждение Кодексов этики институтов гражданского общества;

13) изменение подзаконных актов, непосредственно регулирующих деятельность институтов гражданского общества и затрагивающих их права и законные интересы, в нормативно-правовой акт высокой юридической силы;

14) упрощение процедур и устранение бюрократических барьеров, связанных с регистрацией институтов гражданского общества и получением средств от иностранных источников;

15) анализ и обобщение Декларации о правозащитниках и других международных документов, а также совершенствование на их основе правовой базы деятельности правозащитников;

16) обеспечение полной независимости областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов от местных хокимиятов в целях повышения роли политических партий.



II. Оказание содействия институтам гражданского общества и дальнейшее совершенствование механизма их государственной поддержки.


В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:

1) разработка механизма выделения бюджетных средств институтам гражданского общества с ориентированием их на конкретные социальные цели и индикаторов определения эффективности их использования;

2) расширение практики финансирования социально ориентированных проектов путем предоставления институтам гражданского общества адресного социального заказа вместо государственного гранта;

3) расширение объема выполнения посредством институтов гражданского общества функций и задач, осуществляемых органами государственного управления;

4) принятие документов, регулирующих выделение средств Общественным фондом по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, в качестве нормативно-правового акта, а также их совершенствование;

5) совершенствование организационной структуры Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе и общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, повышение ответственности исполнительного органа управления общественного фонда в выборе проектов для выделения ими средств институтам гражданского общества и мониторинге эффективности использования данных средств;

6) разработка учебных программ и пособий по предмету "Основы гражданского общества", организация на его основе специальных учебных курсов для представителей государственных органов и институтов гражданского общества на постоянной основе;

7) расширение роли Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе в сфере отраслевого и территориального финансирования;

8) внедрение практики организации Общественной палатой и региональными общественными палатами совместно с институтами гражданского общества ежегодных общественных слушаний руководителей государственных органов по вопросам обеспечения защиты прав и законных интересов институтов гражданского общества;

9) разработка критериев разделения институтов гражданского общества на условные группы по эффективности и установление им льгот в зависимости от категории;

10) укрепление правовых основ для осуществления институтами гражданского общества любых видов предпринимательской деятельности, не указанных в учредительных документах;

11) повышение эффективности деятельности институтов гражданского общества, расширение охвата деятельности, а также укрепление их финансового обеспечения;

12) поддержка специализации институтов гражданского общества, стимулирование создания объединений негосударственных некоммерческих организаций.



III. Создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении.


В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:

1) совершенствование правовых основ участия негосударственных некоммерческих организаций на всех этапах разработки проектов актов законодательства, в том числе в процессе внесения в Кабинет Министров;

2) устранение правовых пробелов, связанных с введением конкретных механизмов проведения мониторинга институтами гражданского общества, осуществляющими общественный контроль, в том числе общественными советами при государственных органах, а также установлением ответственности за нарушение законодательства об общественном контроле;

3) создание правовых механизмов участия институтов гражданского общества в разработке важных политических, социальных и экономических программ и мониторинга за их реализацией;

4) поддержка создания негосударственных некоммерческих организаций, занимающихся проблемами молодежи, детей, занятости, женщин, престарелых и окружающей среды;

5) внедрение общедоступной онлайн-системы наблюдения за ходом реализации мер, установленных в законодательстве и государственных программах;

6) разработка государственных программ по широкому вовлечению негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в оценку эффективности деятельности государственных органов, подготовку отчетов о выполнении государственных программ и деятельности государственных органов;

7) создание взаимовыгодных и практических механизмов по осуществлению общественными советами при государственных органах своих задач;

8) повышение уровня участия институтов гражданского общества в общественном контроле, государственном управлении и реализации социальных проектов, а также дальнейшее широкое обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов.



IV. Дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества в реализации государственных социальных проектов.


В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:

1) внедрение механизмов участия институтов гражданского общества в определении направлений расходов местных бюджетов и осуществлении контроля за их исполнением;

2) внедрение правовых основ "института социально ориентированного имущества", предусматривающих передачу социально ориентированного имущества в социальных и благотворительных целях в постоянное пользование (владение) организациям, созданным в этих направлениях, с запретом распоряжения ими;

3) увеличение количества и объема представляемых государственными органами институтам гражданского общества государственных социальных заказов за счет внебюджетных средств;

4) дальнейшее совершенствование механизма реализации социальных проектов на основе принципа "государство + институты гражданского общества + субъекты предпринимательства";

5) разработка механизмов направления, координации, поддержки и поощрения, постановки на учет волонтерской деятельности, внедрение практики выполнения задач и функций государственных органов в относительно эффективной и рентабельной форме посредством волонтерства;

6) укрепление организационно-правовых основ методической, информационной, консультационной и организационной помощи и поддержки в организации деятельности корпоративного волонтерства крупных предприятий;

7) расширение участия граждан Узбекистана в программе волонтеров Организации Объединенных Наций;

8) широкое вовлечение негосударственных некоммерческих организаций в последовательную реализацию Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН.



V. Обеспечение открытости деятельности институтов гражданского общества.


В данном направлении необходимо осуществить следующие задачи:

1) внедрение "Стандарта открытости" - "Openness of non-governmental non-profit organizations" для обеспечения прозрачности процесса использования выделенных негосударственным некоммерческим организациям субсидий, грантов и социальных заказов, а также их имущества и денежных средств;

2) налаживание оперативного диалога между работниками государственных органов и представителями институтов гражданского общества посредством прямых электронных средств связи;

3) создание механизма использования институтами гражданского общества "института краудфандинга" в процессе реализации общественно значимых проектов;

4) создание единого интерактивного портала, позволяющего вести учет и направление волонтерской деятельности.



ГЛАВА 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Ожидается достижение следующих результатов в развитии гражданского общества путем реализации задач, определенных в Концепции:

налаживание эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества;

обеспечение эффективности использования субсидий, грантов и социальных заказов, выделяемых институтам гражданского общества, а также прозрачности процесса использования ими своего имущества и денежных средств;

глубокое изучение гражданского общества с научно-теоретической точки зрения и постоянный анализ его развития;

повышение информационно-образовательного потенциала и демократических навыков представителей институтов гражданского общества;

правовое закрепление участия негосударственных некоммерческих организаций во всех этапах разработки проектов актов законодательства;

совершенствование правовой базы в сфере средств массовой информации, а также повышение роли местных Кенгашей народных депутатов;

ускорение работ по осуществлению действенного общественного контроля;

развитие волонтерской и благотворительной деятельности.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 марта 2021 г.



















































Время: 0.2344
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск