ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Положение о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов (Приложение к Постановлению Президента РУз от 15.03.2021 г. N ПП-5025)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 15.03.2021 г. N ПП-5025



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения оценки регуляторного

воздействия проектов нормативно-правовых актов

и принятых нормативно-правовых актов


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


разработчик - государственный орган и организация, разрабатывающий проект нормативно-правового акта или проводящий оценку регуляторного воздействия принятого нормативно-правового акта;


оценка регуляторного воздействия (ОРВ) - комплекс мер, направленный на выявление и оценку возможных последствий принятия проекта нормативно-правового акта, а также выявление достижения целей регулирования и эффективности нормативно-правового акта и последствий, наступивших вследствие применения методов регулирования;


заинтересованные стороны - физические и юридические лица, государственные органы и организации, органы государственной власти на местах, причастные к изучаемой проблеме или предлагаемому регулированию;


выгода - прибыль или доход в любой форме, которые могут быть получены (были приобретены) заинтересованными сторонами в результате выполнения требований, предусмотренных в проекте нормативно-правового акта или принятом нормативно-правовом акте;


издержки - прямые и косвенные расходы, которые могут быть причинены (были причинены) заинтересованным сторонам вследствие выполнения требований, предусмотренных в проекте нормативно-правового акта или принятом нормативно-правовом акте;


отчет об ОРВ - документ, подготавливаемый разработчиком по итогам проведенной ОРВ проекта нормативно-правового акта или принятого нормативно-правового акта;


заключение о результатах ОРВ - документ, подготавливаемый органами, выдающими заключение, по итогам рассмотрения отчета об ОРВ и оценки воздействия на соответствующую сферу проекта нормативно-правового акта или принятого нормативно-правового акта;


органы, выдающие заключение - органы, выдающие заключение по проекту нормативно-правового акта или принятому нормативно-правовому акту, а также отчету об ОРВ, по принадлежности.


3. ОРВ проводится в целях выявления возможных последствий, в том числе возложения на заинтересованные стороны необоснованных издержек, излишних обязательств, запретов и ограничений, которые могут возникнуть вследствие разработки и принятия проекта нормативно-правового акта, а также действия нормативно-правового акта путем анализа проблемы, путей ее решения и целей регулирования.


4. ОРВ в обязательном порядке проводится по проекту нормативно-правового акта и принятому нормативно-правовому акту, предусматривающим воздействие на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также окружающую среду.


5. По проекту нормативно-правового акта или принятому нормативно-правовому акту ОРВ, в том числе общественное обсуждение, не проводятся в следующих случаях:

проект нормативно-правового акта направлен на предупреждение чрезвычайных ситуаций или ликвидацию их последствий, введение ограничительных мер (карантина) по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

проект нормативно-правового акта или принятый нормативно-правовой акт предусматривает изменения и дополнения, направленные на приведение в соответствие с требованиями принятых новых актов законодательства;

проект нормативно-правового акта или принятый нормативно-правовой акт не отвечают критериям, указанным в пункте 4 настоящего Положения.

В случаях, указанных в данном пункте, в пояснительной записке проекта разработчик должен обосновать отказ в проведении ОРВ.

Если проект нормативно-правового акта или принятый нормативно-правовой акт содержат государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, по инициативе разработчика или на основании поручения по ним может проводиться ОРВ без выставления на общественное обсуждение.


6. Источниками информации для проведения ОРВ являются:

официальные статистические данные;

сведения государственных органов и организаций;

научно-аналитические материалы и публикации, материалы научно-практических семинаров, конференций и заседаний по вопросам прогнозирования последствий;

результаты социальных опросов, проведенных уполномоченными организациями и разработчиком;

публикации в средствах массовой информации, включая официальные веб-сайты во всемирной информационной сети Интернет;

данные, полученные (выявленные) в процессе проведенных изучений, в том числе непосредственно государственными органами и организациями в рамках проведения ОРВ с выездом на место;

иные источники, не запрещенные актами законодательства.


7. По поручению Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, а также по инициативе разработчика перед разработкой проектов (при планировании) может быть проведена ОРВ их концепции.

Проект, разработанный в рамках концепции проекта, по которому проведена ОРВ, не подлежит повторному проведению ОРВ, за исключением случаев, если проектом установлено внедрение инструментов регулирования, непредусмотренных в его концепции.


8. ОРВ проекта нормативно-правового акта или принятого нормативно-правового акта проводится на основании методики, утверждаемой в соответствии с данным Положением.


9. В государственных органах и организациях для проведения ОРВ проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов создается рабочая группа по ОРВ из числа юристов, экономистов, представителей экспертно-аналитических групп, осуществляющих деятельность в государственных органах, а также работников, назначенных ответственными за ОРВ.

Организация работ по проведению ОРВ проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов и координация деятельности рабочей группы по ОРВ в государственных органах и организациях осуществляются работниками государственных органов и организаций, назначенных ответственными за ОРВ.



ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОРВ ПРОЕКТОВ


§ 1. Разработка проекта и отчета об ОРВ,

проведение общественного обсуждения и их согласование

с министерствами и ведомствами


10. При разработке проектов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, подготавливается отчет об ОРВ по форме, утверждаемой Министерством юстиции, и оформляется за подписью первого руководителя (в исключительных случаях - его первых заместителей) разработчика.


11. В отчете об ОРВ отражаются следующие данные:

описание проблемы в качестве решения которой предлагается проведение ОРВ, анализ негативных последствий, которые могут возникнуть вследствие непринятия мер регулирования;

описание целесообразности и преимуществ применения избранного метода для целей предлагаемого регулирования, решения выявленной проблемы и достижения намеченных целей;

анализ допустимых альтернативных методов решения проблем;

сведения о субъектах, на интересы которых воздействует предлагаемый проект;

результаты анализа и сравнения, проведенных путем количественного расчета получаемой выгоды и (или) образующихся издержек заинтересованных сторон вследствие принятия проекта и его реализации;

воздействие предлагаемого метода регулирования на соответствующую сферу и риск возможных негативных последствий вследствие его применения;

организационные, технические, методические, информационные и иные мероприятия, необходимые для достижения целей регулирования;

прогнозируемая дата вступления проекта в силу;

другие данные, связанные с проведением ОРВ.


12. В отчете об ОРВ отражается конкретное описание (положительных, негативных или нейтральных) последствий воздействия проекта.


13. Проект, имеющий важное экономическое и общественно-политическое значение, и отчет об ОРВ, как правило, проходят общественное обсуждение путем их размещения разработчиком на портале обсуждения нормативно-правовых актов (regulation.gov.uz) (далее - портал) на срок, установленный им самим, но не менее 15 дней.

14. Обоснованные предложения по проекту представляются участниками общественного обсуждения в произвольной форме с использованием технических возможностей портала.


15. Участники общественного обсуждения, а также другие организации и граждане могут проводить альтернативную оценку регуляторного воздействия проекта. Заключения, подготовленные по результатам альтернативной оценки регуляторного воздействия проекта, проведенной участниками общественного обсуждения, в обязательном порядке рассматриваются соответствующими государственными органами.


16. В ходе общественного обсуждения разработчик может проводить обсуждение проекта, отчета об ОРВ и иных необходимых данных с заинтересованными сторонами, включая представителей академических кругов и зарубежных экспертов, в целях оценки целесообразности и необходимости внедрения инструментов регулирования в определенной сфере.


17. Разработчик обобщает предложения, представленные участниками общественного обсуждения и заинтересованными сторонами, и размещает на портале не позднее 5 дней после завершения обсуждения проекта обоснованную справку о принятии или отклонении предложений по форме, утверждаемой Министерством юстиции, вместе с проектом, доработанным на основании данных предложений, и отчетом об ОРВ.

Справка о результатах рассмотрения предложений участников общественного обсуждения прилагается к отчету об ОРВ на всех стадиях проведения ОРВ.


18. Если текст проекта после его доработки на основе общественного обсуждения кардинально отличается от ранее размещенного для общественного обсуждения, в частности, если изменены его концептуальные положения, проект выносится на общественное обсуждение повторно.


19. По проекту, который во время общественного обсуждения вызвал широкое обсуждение в средствах массовой информации и социальных сетях или обоснованные возражения населения, разработчик по собственной инициативе или по требованию Министерства юстиции проводит пресс-конференции и брифинги для представителей средств массовой информации, журналистов, граждан и субъектов предпринимательства по разъяснению цели, сути, содержания и значения данного проекта.


20. Разработчик в течение срока проведения общественного обсуждения размещает проект и отчет об ОРВ в Единой электронной системе разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов для согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.


21. Согласование проектов с заинтересованными министерствами и ведомствами осуществляется в порядке и в сроки, установленные актами законодательства.



§ 2. Согласование проекта и отчета об ОРВ

с органами, выдающими заключение


22. Проект и отчет по ОРВ, доработанные по итогам общественного обсуждения и межведомственного согласования, а также иные данные, необходимые для выдачи заключения по ОРВ, предоставляются в органы, выдающие заключение, для изучения оценки воздействия на соответствующую сферу.


23. Проект нормативно-правового акта и отчет об ОРВ изучаются:

Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан - на предмет воздействия на предпринимательскую деятельность;

Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан - на предмет воздействия на конкуренцию;

Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан - на предмет воздействия на окружающую среду.

Изучение воздействия проекта нормативно-правового акта на права, свободы и законные интересы граждан проводится государственными органами и организациями, ответственными за осуществление государственной политики в соответствующей сфере в процессе согласования.

Территориальные подразделения государственных органов, предусмотренных настоящим пунктом, выдают заключения по проектам решений органов государственной власти на местах.

При необходимости органы, выдающие заключение, могут совместно подготовить согласованное заключение путем взаимного обсуждения проекта и отчета об ОРВ.


24. Органы, выдающие заключение, имеют право запрашивать у разработчика дополнительную информацию при изучении отчета об ОРВ.


25. По результатам ОРВ органы, выдающие заключение, в течение 10 дней оформляют заключение о целесообразности, необходимости доработки или нецелесообразности проекта и предоставляют разработчику за подписью первого руководителя (в исключительных случаях - его первых заместителей) органов, выдающих заключение.



§ 3. Внесение проекта и отчета об ОРВ

в Министерство юстиции


26. Проект и отчет об ОРВ, доработанные после проведения общественного обсуждения и межведомственного согласования, а также получения заключений о результатах ОРВ, вместе с заключениями о результатах ОРВ и другими необходимыми материалами вносятся разработчиком в Министерство юстиции для проведения в установленном порядке правовой экспертизы и изучения качества проведенной ОРВ.


27. Проект и отчет об ОРВ вносятся в Министерство юстиции исключительно при наличии заключений о результатах ОРВ органов, выдающих заключение.


28. Министерство юстиции изучает соблюдение разработчиком в процессе проведения ОРВ требований настоящего Положения, наличие в проекте необоснованных издержек заинтересованных сторон, возложение излишних обязанностей, запретов и ограничений, а также обоснованность решения проблемы предлагаемым методом регулирования.


29. В случае выявления проведения разработчиком процессов ОРВ без соблюдения требований настоящего Положения Министерство юстиции возвращает разработчику проект, отчет об ОРВ и заключения о результатах ОРВ для устранения недостатков, допущенных в процессе проведения ОРВ, с установлением конкретных сроков для проведения дополнительного изучения.


30. В случае проведения разработчиком процессов ОРВ в полном соответствии с требованиями настоящего Положения Министерство юстиции выдает заключение о целесообразности или нецелесообразности принятия проекта, которое содержит в себе информацию о наличии или отсутствии в проекте необоснованных издержек сторон, возложения излишних обязанностей, запретов и ограничений, а также обоснованности или необоснованности решения проблемы предлагаемым методом регулирования.


31. При внесении разработчиком проекта в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров к нему прилагаются отчет об ОРВ, заключения органов, выдающих заключение, и Министерства юстиции.



ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОРВ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ


§ 1. Разработка и утверждение плана проведения

ОРВ нормативно-правовых актов


32. ОРВ проводится по следующим нормативно-правовым актам:

нормативно-правовые акты, при разработке проектов которых проведена ОРВ;

нормативно-правовые акты, предусматривающие случаи, указанные в пункте 4 настоящего Положения.

ОРВ нормативно-правового акта может быть проведена повторно минимум через один год после проведения ОРВ.


33. ОРВ нормативно-правовых актов проводится разработчиком или государственными органами и организациями по нормативно-правовым актам, являющимся предметом регулирования в рамках их компетенции, в соответствии с планом проведения ОРВ нормативно-правовых актов (далее - план проведения ОРВ), утверждаемом Кабинетом Министров.


34. В плане проведения ОРВ отражаются:

наименование и реквизиты нормативно-правовых актов, подлежащих проведению ОРВ;

основания для проведения ОРВ нормативно-правового акта;

государственный орган, ответственный за проведение ОРВ;

срок проведения ОРВ.


35. Государственные органы и организации ежегодно в срок до 1 февраля формируют предложения по проекту плана проведения ОРВ в соответствии с формой, утверждаемой Министерством юстиции, и представляют Министерству юстиции за подписью первого руководителя (в исключительных случаях - его первых заместителей).


36. Министерство юстиции ежегодно в срок до 10 февраля на основе предложений государственных органов и организаций разрабатывает проект плана проведения ОРВ и размещает его на портале на срок 10 дней для проведения общественного обсуждения.


37. Министерство юстиции обобщает предложения, представленные участниками общественных обсуждений, и ежегодно в срок до 1 марта вносит в Кабинет Министров обоснованную информацию об их принятии или отклонении, а также план проведения ОРВ, доработанный на основе указанных предложений.


38. План проведения ОРВ ежегодно в срок до 20 марта утверждается Кабинетом Министров.

Министерство юстиции обеспечивает доведение до широкой общественности плана проведения ОРВ, утвержденного Кабинетом Министров, путем его размещения на портале и опубликования в средствах массовой информации.


39. Органы государственного управления и другие организации в рамках исполнения постановления Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2019 года N ПП-4505 "О мерах по повышению эффективности исполнения актов законодательства на основе современных механизмов правового мониторинга" проводят мониторинг исполнения нормативно-правовых актов (правовой мониторинг) одновременно с проведением ОРВ нормативно-правовых актов и учитывают его результаты при проведении ОРВ.



§ 2. Проведение ОРВ и общественного

обсуждения нормативно-правовых актов


40. Разработчик проводит ОРВ нормативно-правовых актов в соответствии с планом проведения ОРВ и по результатам составляет отчеты об ОРВ по форме, утверждаемой Министерством юстиции, которые оформляет за подписью первого руководителя (в исключительных случаях - его первых заместителей) разработчика.


41. В отчете об ОРВ в обязательном порядке отображаются:

вид, наименование и реквизиты нормативно-правового акта;

отчет об ОРВ, подготовленный при разработке проекта нормативно-правового акта и заключения о результатах ОРВ (при наличии);

сведения о достижении целей и эффективности регулирования;

анализ положительных и негативных последствий в нормативно-правовом акте, возникших вследствие применения метода регулирования;

сведения о субъектах, на интересы которых нормативно-правовой акт оказал воздействие;

результаты анализа и сравнения, проведенных путем количественного расчета полученной выгоды и (или) возникших издержек заинтересованных сторон в результате действия нормативно-правового акта;

заключение о целесообразности применения методов регулирования, предусмотренных в нормативно-правовом акте, или необходимости их отмены;

иные сведения.


42. В отчете об ОРВ отображается конкретное описание положительного, негативного или нейтрального воздействия последствий, возникших в результате действия нормативно-правового акта.


43. Отчет об ОРВ в обязательном порядке проходит общественное обсуждение в течение 10 дней путем его размещения разработчиком на портале.


44. Участники общественного обсуждения могут проводить альтернативную оценку регуляторного воздействия нормативно-правового акта. Заключения, подготовленные по результатам альтернативной оценки регуляторного воздействия нормативно-правового акта, проведенной участниками общественного обсуждения, в обязательном порядке рассматриваются соответствующими государственными органами.


45. Разработчик в ходе общественного обсуждения может проводить обсуждение отчета об ОРВ с заинтересованными сторонами в целях оценки целесообразности и необходимости внедрения инструментов регулирования в определенной сфере.


46. Разработчик обобщает предложения, представленные участниками общественных обсуждений и заинтересованными сторонами, и размещает на портале не позднее 5 дней после завершения срока обсуждения справку о принятии или отклонении указанных предложений по форме, утверждаемой Министерством юстиции, и отчет об ОРВ, доработанный на основе этих предложений.

Справка о результатах рассмотрения предложений участников общественного обсуждения прилагается к отчету об ОРВ на всех стадиях проведения ОРВ.



§ 3. Согласование отчета об ОРВ с органами,

выдающими заключение


47. Отчет об ОРВ, доработанный с учетом итогов общественного обсуждения, представляется в органы, выдающие заключение, для изучения оценки воздействия на соответствующую сферу.


48. Отчет об ОРВ изучается:

Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан - на предмет воздействия на предпринимательскую деятельность;

Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан - на предмет воздействия на конкурентную среду;

Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан - на предмет воздействия на окружающую среду;

государственными органами и организациями, ответственными за осуществление государственной политики в соответствующей сфере - на предмет воздействия на права, свободы и законные интересы граждан.

Территориальные подразделения государственных органов, предусмотренных настоящим пунктом, выдают заключения по принятым решениям органов государственной власти на местах.

При необходимости органы, выдающие заключение, могут совместно подготовить согласованное заключение путем взаимного обсуждения отчета об ОРВ.


49. Органы, выдающие заключение, имеют право запрашивать у разработчика дополнительные сведения в процессе изучения отчета об ОРВ.


50. По результатам ОРВ органами, выдающими заключение, в десятидневный срок оформляется заключение о результатах ОРВ и предоставляется разработчику за подписью первого руководителя (в исключительных случаях - его первых заместителей) органов, выдающих заключение.



§ 4. Внесение отчета об ОРВ в Министерство юстиции


51. Отчет об ОРВ, доработанный после проведения общественного обсуждения и получения заключений о результатах ОРВ, вносится в Министерство юстиции для изучения качества ОРВ.


52. Министерство юстиции изучает соблюдение разработчиком требований настоящего Положения, достижение целей регулирования, положительные и негативные последствия, возникшие вследствие применения метода регулирования в нормативно-правовом акте, возникновение (невозникновение) необоснованных издержек заинтересованных сторон, излишних обязанностей, запретов и ограничений.


53. В случае выявления проведения разработчиком процессов ОРВ без соблюдения требований настоящего Положения Министерство юстиции возвращает разработчику отчет об ОРВ и заключения для устранения недостатков, допущенных в процессе проведения ОРВ, с установлением конкретных сроков проведения дополнительных изучений.


54. В случае подготовки разработчиком отчета об ОРВ в полном соответствии с требованиями настоящего Положения Министерство юстиции в десятидневный срок подготавливает заключение, которое содержит в себе информацию о достижении целей регулирования, положительных и негативных последствиях, возникших вследствие применения метода регулирования в нормативно-правовом акте, возникновении (невозникновении) необоснованных издержек заинтересованных сторон, возложения излишних обязанностей, запретов и ограничений и представляет его разработчику.



§ 5. Внесение итоговой информации о результатах

ОРВ в Кабинет Министров


55. Министерство юстиции в соответствии с планом проведения ОРВ, как правило, ежеквартально анализирует состояние проведения ОРВ нормативно-правовых актов и по результатам анализа вносит в Кабинет Министров информационно-аналитическую информацию, отражающую состояние реализации плана проведения ОРВ, свод отчетов об ОРВ и предложения по совершенствованию законодательства (при наличии).


56. По итогам рассмотрения информационно-аналитической информации Кабинет Министров утверждает "дорожную карту", направленную на реализацию результатов проведения ОРВ нормативно-правовых актов, или принимает меры по включению предложений о полном или частичном изменении норм нормативно-правовых актов в Программу по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов либо в планы подготовки проектов подзаконных нормативно-правовых актов.



ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ОРВ


57. Контроль за проведением процессов ОРВ с соблюдением требований настоящего Положения осуществляется Министерством юстиции.


58. Министерство юстиции в качестве специального уполномоченного органа по координации деятельности в сфере оценки регуляторного воздействия выполняет следующие задачи:

координирует деятельность по проведению оценки регуляторного воздействия органов государственного управления, исполнительной власти на местах и других организаций с оказанием методической помощи;

осуществляет мониторинг деятельности государственных органов и организаций по проведению оценки регуляторного воздействия и общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов;

в случаях непредставления ответа (оставления без рассмотрения) по поступившим в процессе общественного обсуждения и признанным обоснованными предложениям по проектам нормативно-правовых актов и действующим нормативно-правовым актам вносит в государственные органы и организации обязательные для исполнения представления об устранении данных недостатков;

формирует список работников государственных органов и организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия, вносит предложения о повышении их квалификации и совершенствовании навыков, включая организацию для них учебных мероприятий за рубежом;

проводит системный анализ показателей Республики Узбекистан в соответствующих международных рейтингах, а также разрабатывает предложения по их дальнейшему улучшению.


59. Министерство юстиции ежегодно подготавливает информацию о состоянии системы ОРВ в стране, публикует ее в средствах массовой информации и вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


60. К процессам проведения ОРВ могут привлекаться специалисты научно-образовательных учреждений, представители негосударственных некоммерческих организаций и иных институтов гражданского общества, зарубежные специалисты, а также специалисты-практики.

Финансирование мер, предусмотренных в настоящем пункте, осуществляется за счет средств, не запрещенных актами законодательства.


61. Руководители государственных органов и организаций, а также работники, ответственные за проведение ОРВ, несут ответственность за обоснованность и качество произведенных расчетов, а также представленных данных, отчетов и заключений.


62. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном актами законодательства.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 марта 2021 г.
















































Время: 0.0339
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск