Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Труд и занятость населения / Утратившие силу акты / Занятость населения /

Закон Республики Узбекистан от 13.01.1992 г. N 510-XII "О занятости населения" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 01.05.1998 г. N 616-I)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

13.01.1992 г.

N 510-XII

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

(Новая редакция)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о занятости населения

Законодательство о занятости населения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Отношения в области занятости населения в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Законодательство о занятости населения распространяется на граждан Республики Узбекистан, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан.



Статья 2. Занятость населения

Занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок (трудовой доход).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы.

Принудительный труд, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания, запрещается, за исключением случаев, установленных законом. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к ответственности.

Занятыми считаются граждане:

работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение неполного рабочего времени или на дому, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая временные работы;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, а также в иных случаях, когда в соответствии с законодательством за временно отсутствующим работником сохраняется место работы;

избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью, ремесленники, участники семейных предприятий, члены дехканских хозяйств, производственных кооперативов, фермеры и другие в соответствии с законодательством;

проходящие службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, в том числе войсках Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Службы государственной безопасности, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан и их органах, а также альтернативную службу;

работающие в негосударственных некоммерческих организациях, в том числе религиозных, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством.


Статья 3. Признание безработным

Безработные - трудоспособные лица в возрасте от шестнадцати лет до приобретения ими права на пенсионное обеспечение, не имеющие оплачиваемой работы или занятия, приносящего доход, ищущие работу и готовые приступить к ней, как только она им будет предложена, либо пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации (за исключением обучающихся в образовательных учреждениях).

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, обратившиеся в местные органы по труду для получения содействия в трудоустройстве и зарегистрированные ими в качестве ищущих работу, признаются безработными.

Решение о признании лица безработным принимается местным органом по труду не позднее одиннадцатого дня со дня его регистрации в качестве лица, ищущего работу.

Безработным не признается лицо:

дважды отказавшееся от предложенной ему подходящей работы в течение десяти дней с момента регистрации в органе по труду;

не явившееся в орган по труду без уважительной причины в течение десяти дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Лицо имеет право на повторную регистрацию в качестве ищущего работу только по истечении тридцати календарных дней с момента отказа от предложенной работы или неявки в орган по труду без уважительной причины в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации граждан в качестве безработных определяется законодательством.


Статья 4. Подходящая работа

Для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), подходящей считается работа, не требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления, - другая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, с учетом их возрастных и иных особенностей.

Для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места.

По истечении периода получения пособия по безработице, предусмотренного частью третьей статьи 27 настоящего Закона, в случае невозможности предоставления работы по профессии (специальности), подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, прошлого опыта работы и доступных для него средств обучения.

Не может считаться подходящей работа, если:

она связана с переменой места жительства;

предложенная работа значительно удалена от постоянного места жительства и находится вне транспортной доступности. Транспортная доступность (допустимая удаленность) места работы определяется органом государственной власти на местах с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

отказ от предложенной работы обоснован имеющимися противопоказаниями по состоянию здоровья безработного, его возраста и другим уважительным причинам.


Статья 5. Основные принципы государственной

политики в области занятости населения

Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

Обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободный выбор занятости всем гражданам независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;

поддержание и поощрение трудовой и предпринимательской инициативы людей, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему достойные условия труда и жизни;

добровольность труда;

предоставление социальных гарантий в сфере занятости и обеспечение защиты населения от безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

координация мероприятий в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

взаимодействие государственных органов, профессиональных союзов, представительных органов работников и работодателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

межгосударственное сотрудничество в решении проблем занятости населения.



Статья 6. Гарантии права на труд

Государство гарантирует:

свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда;

защиту от незаконных отказа в приеме на работу и прекращения трудового договора;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

обеспечение каждому равенства возможностей в получении профессии и работы, условиях труда и занятости, оплате труда, продвижении по службе;

бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в местных органах по труду или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат при приеме на работу в другую местность;

возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах.

Статья 7. Дополнительные гарантии по трудоустройству

отдельным категориям населения

Государство обеспечивает дополнительные гарантии:

лицам, нуждающимся в социальной защите, испытывающим затруднения в поиске работы и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе одиноким и многодетным родителям, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и детей-инвалидов;

молодежи, окончившей средние специальные образовательные учреждения, а также выпускникам профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений, обучавшимся по государственным грантам;

уволенным со срочной военной службы из Вооруженных Сил Республики Узбекистан;

инвалидам и лицам предпенсионного возраста;

лицам, освобожденным из учреждений по исполнению наказания или подвергавшимся принудительным мерам медицинского характера по решению суда;

жертвам торговли людьми.

Дополнительные гарантии обеспечиваются путем создания дополнительных рабочих мест, специализированных предприятий, включая предприятия для труда инвалидов, организации специальных программ обучения, установления предприятиям, учреждениям и организациям минимального количества рабочих мест для трудоустройства категорий граждан, указанных в части первой настоящей статьи, а также другими мерами, предусмотренными законодательством.

Работодатель обязан принять на работу лиц, указанных в части первой настоящей статьи, направляемых местными органами по труду и другими органами в порядке, установленном законодательством, для трудоустройства на рабочие места в счет установленного минимального количества рабочих мест. Работодатель и уполномоченные им лица, необоснованно отказавшие в приеме на работу данных лиц, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 8. Дополнительные гарантии по трудоустройству лицам,

уволенным из Вооруженных Сил, войск Министерства внутренних дел,

Службы государственной безопасности и Министерства

по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан

Работник, призванный (поступивший) на военную службу, после увольнения в резерв или в отставку имеет право на трудоустройство по прежнему месту работы, если он обратился к работодателю по вопросу о трудоустройстве не позднее трех месяцев со дня увольнения из рядов Вооруженных сил, войск Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Работник, призванный (поступивший) на военную службу, но затем уволенный в резерв или в отставку, имеет право возвратиться на прежнюю работу (должность), если со дня призыва (поступления) его на военную службу прошло не более трех месяцев.

При реорганизации предприятия трудоустройство лиц, уволенных с военной службы, осуществляет правопреемник, а при ликвидации - местный орган по труду;

В случаях невозможности предоставления работникам гарантий, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, местный орган по труду обеспечивает трудоустройство, а при необходимости - их бесплатное профессиональное обучение.

Гарантии, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на работников, призванных на альтернативную службу.


Статья 9. Дополнительные гарантии по трудоустройству

работников, избранных на выборные должности

Лицам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах или в представительных органах работников, предоставляется после окончания их полномочий по выборной должности прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность).

Трудоустройство депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, работавших в Сенате на постоянной основе, по истечении срока полномочий, а также в случае роспуска Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона Республики Узбекистан "О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан".


Статья 9-1. Дополнительные гарантии по трудоустройству

работников, избранных или назначенных на должности судей

Лицам, освобожденным от работы вследствие избрания или назначения их на должности судей, после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), занимаемая ими до избрания или назначения на должности судей, а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность).


II. ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

Статья 10. Право на трудоустройство

Каждому принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность.

Каждый имеет право на свободный выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или через бесплатное посредничество органов по труду, а также посредством услуг частных агентств занятости.

Статья 11. Право на профессиональную консультацию,

подготовку, переподготовку, повышение квалификации

и получение информации

Граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы по труду, имеют право на бесплатную профессиональную консультацию, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение соответствующей информации с целью свободного выбора вида занятости, места работы и режима труда.


Статья 12. Право на социальную поддержку при безработице

Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение пособия по безработице.


Статья 13. Трудовая деятельность граждан Республики

Узбекистан за пределами страны и иностранных граждан

в Республике Узбекистан

Граждане Республики Узбекистан имеют право на трудовую деятельность, самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Республики Узбекистан.

Трудоустройство граждан Республики Узбекистан за пределами страны осуществляется Агентством по внешней трудовой миграции и частными агентствами занятости.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Республике Узбекистан осуществляется в порядке, установленном законодательством.


Статья 14. Право обжалования действий (решений)

органов по труду и их должностных лиц

Действия (решения) органов по труду и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу или непосредственно в суд.

III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 15. Компетенция органов государственного управления

в области регулирования занятости населения

Органы государственного управления:

разрабатывают меры по реализации структурной, финансовой, кредитной, инвестиционной и налоговой политики, обеспечивающие формирование и развития рынка труда;

проводят аналитические исследования структуры экономики, прогнозирование состояния рынка труда и положения в области занятости населения, осуществляют государственный статистический учет и отчетность в этой сфере;

разрабатывают и реализуют программы занятости населения;

обеспечивают соответствующие государственные гарантии, а также защиту законных прав и интересов граждан в области занятости;

содействуют созданию дополнительных рабочих мест, улучшению условий труда;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 16. Полномочия Министерства занятости и трудовых

отношений Республики Узбекистан и его органов на местах

в области занятости населения

Реализацию государственной политики в области занятости населения и обеспечение граждан соответствующими гарантиями осуществляют Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его органы на местах.

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан:

организует мониторинг состояния рынка труда и на этой основе формирует ежегодные заказы на создание новых рабочих мест в разрезе отраслей и территорий;

разрабатывает и реализует соответствующие рыночным условиям нормативно-правовые акты в сфере регулирования рынка труда и занятости;

оказывает методическую и практическую помощь органам государственной власти на местах и местным органам по труду по вопросам занятости населения;

определяет направления использования средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан (далее - Государственный фонд содействия занятости) для социальной поддержки безработных, создания новых рабочих мест, подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения;

обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований законодательства о занятости населения;

совершенствует систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в трудоустройстве, в соответствии с реальными потребностями экономики и рынка труда;

реализует совместно с другими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления меры по обеспечению трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученной ими специальностью;

внедряет передовые информационные технологии в процессы трудоустройства, включая создание и постоянное развитие Национальной базы вакансий;

создает современную инфраструктуру и конкурентную среду на рынке услуг по содействию занятости;

проводит информационно-разъяснительную работу среди населения и работодателей по вопросам трудовых прав и охраны труда.

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Органы по труду на местах:

обеспечивают трудоустройство обратившихся в органы по труду безработных;

оказывают содействие гражданам в подборе подходящей работы, а предприятиям, учреждениям, организациям и другим работодателям - в подборе необходимых работников;

консультируют обратившихся в органы по труду граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

заключают договоры с учебными заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями о профессиональном обучении, переобучении и повышении квалификации неработающих граждан;

обеспечивают регистрацию безработных и оказывают им помощь, включая назначение и выплату пособий;

производят оценку состояния и перспектив развития рынка труда, организуют и проводят его мониторинг и обеспечивают распространение соответствующей информации;

ведут учет граждан, обратившихся в поисках работы, а также свободных рабочих мест (вакантных должностей);

участвуют в разработке и осуществлении программ занятости населения;

осуществляют мониторинг выполнения программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на основе информации, предоставляемой предприятиями, учреждениями и организациями, включенными в указанные программы, а также данных органов государственной статистики;

получают от предприятий, учреждений и организаций информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о характере и условиях труда;

получают от государственных и негосударственных образовательных учреждений информацию об их профиле и специализации, профессионально-квалификационной структуре и численности выпускников;

направляют на предприятия, в учреждения и организации обращающихся в органы по труду граждан для трудоустройства в соответствии с их профессиональной подготовкой и уровнем квалификации при наличии в них свободных рабочих мест (вакантных должностей);

разрабатывают и вносят на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направляют указанных граждан на предприятия, в учреждения и организации для трудоустройства;

заключают от имени предприятий, учреждений и организаций по их доверенности договоры с гражданами о трудоустройстве с предварительной (при необходимости) профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, оплатой стоимости проезда, суточных расходов, а также выдают пособия при выезде на новое место жительства и работы за счет средств соответствующих предприятий, учреждений и организаций;

направляют в установленном порядке безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

распоряжаются в установленном порядке средствами Государственного фонда содействия занятости;

в установленном порядке назначают гражданам пособия по безработице.

Органы по труду на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Услуги, оказываемые органами по труду населению, предприятиям, учреждениям, организациям, другим работодателям, в том числе по информированию о состоянии рынка труда, предоставляются бесплатно.



Статья 17. Полномочия органов государственной власти на местах

по осуществлению государственной политики

в области занятости населения

К полномочиям органов государственной власти на местах в осуществлении государственной политики в области занятости населения относятся:

реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения;

принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию общих принципов государственной политики в области занятости населения;

разработка и реализация территориальных программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения;

развитие надомного труда, ремесленничества, семейного предпринимательства;

обеспечение занятости выпускников средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений;

установление минимального количества рабочих мест или резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, указанных в статье 7 настоящего Закона;

разработка и реализация мероприятий, способствующих стабилизации положения на рынке труда, включая предупреждение массового прекращения трудовых договоров, сохранение действующих и создание новых рабочих мест, организация оплачиваемых временных и общественных работ, определение территорий приоритетного развития.

Органами государственной власти на местах, а также коллективными соглашениями могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Закону условия и порядок предоставления подходящей работы, регистрации и перерегистрации безработных, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособий по безработице, оплату труда на общественных работах, а также стипендий в период профессионального обучения за счет средств местных бюджетов.

Органы государственной власти на местах могут приостанавливать на срок до шести месяцев решения о массовом высвобождении работников с одновременной частичной или полной компенсацией потерь, вызванных этой отсрочкой, предприятиям, учреждениям, организациям.



Статья 18. Участие работодателей в реализации

государственной политики занятости населения

Работодатели в Республике Узбекистан содействуют реализации государственной политики занятости путем:

выполнения условий договоров и соглашений, регулирующих трудовые отношения;

создания условий для профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников;

финансовых отчислений в Государственный фонд содействия занятости;

участия в реализации программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения;

трудоустройства граждан, указанных в статье 7 настоящего Закона, на рабочие места, число которых устанавливается органами государственной власти на местах, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), заблаговременной (не позднее, чем за два месяца) информации местному органу по труду о предстоящем высвобождении каждого работника. Порядок и сроки предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест и информации о высвобождении работников устанавливаются законодательством.

Должностные лица, виновные в несвоевременном предоставлении информации и сокрытии рабочих мест (вакантных должностей) и уклоняющиеся от отчислений в Государственный фонд содействия занятости, несут ответственность в соответствии с законодательством.

За невыполнение решений органов государственной власти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, а также в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных лиц, получивших среднее специальное, профессиональное и высшее образование или направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, должностные лица предприятий, учреждений и организаций привлекаются к административной ответственности.

Затраты работодателей на создание дополнительных рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, сверх установленного минимального количества, а также на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации этих лиц могут компенсироваться за счет средств местных бюджетов, средств Государственного фонда содействия занятости и иных средств.

Сокращение или ликвидация рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, производится по согласованию с профессиональными комитетами или иными представительными органами работников.


Статья 18-1. Участие частных агентств занятости

в содействии занятости населения

Частные агентства занятости содействуют реализации государственной политики занятости путем оказания следующих видов услуг:

подбор работы лицам, ищущим работу на территории Республики Узбекистан;

подбор кадров для работодателей;

трудоустройство лиц, ищущих работу за пределами Республики Узбекистан;

информационные и консультационные услуги в сфере трудоустройства.


Статья 19. Участие профессиональных союзов

и иных представительных органов работников

в содействии занятости населения

Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:

принимать участие в разработке и реализации законодательных актов Республики Узбекистан и решений органов государственной власти на местах по вопросам государственной политики в области занятости населения;

вносить в органы государственной власти на местах, работодателям предложения о проведении взаимных консультаций по вопросам обеспечения занятости и социальных гарантий населения.



Статья 20. Координационные комитеты

содействия занятости населения

С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на республиканском и местном уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профессиональных союзов или иных представительных органов работников, ассоциаций работодателей, органов государственного управления и других заинтересованных организаций, представляющих интересы граждан, нуждающихся в социальной защите.



Статья 21. Государственный фонд содействия занятости

Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики в области занятости населения и эффективной деятельности органов по труду создается Государственный фонд содействия занятости.

Доходы Государственного фонда содействия занятости формируются за счет:

установленного размера поступлений единого социального платежа;

доходов от размещения временно свободных средств;

иных источников в соответствии с законодательством.

Семьдесят процентов средств Государственного фонда содействия занятости остается в распоряжении органов по труду Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента с последующим перераспределением его между районами и городами, а тридцать процентов централизуется на республиканском уровне.

Направления расходования средств Государственного фонда содействия занятости определяются в соответствующих республиканской, территориальных и других специальных программах занятости населения.



Статья 22. Организация оплачиваемых

общественных работ

Органы государственной власти на местах по предложению и с участием органов по труду в целях обеспечения занятости населения организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях.

С гражданами, зарегистрированными в органах по руду и признанными безработными, заключаются срочные трудовые договоры на участие в оплачиваемых общественных работах сроком до двух месяцев с правом их продления.

При выполнении общественных работ гражданам гарантируются оплата труда по выполняемой работе, но не ниже пособия по безработице, увеличенного на пятнадцать процентов, включение времени этих работ в общий трудовой стаж, право на пенсионное обеспечение и выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Порядок организации и финансирования оплачиваемых общественных работ, а также участия в них безработных определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 23. Профессиональная подготовка и переподготовка,

повышение квалификации безработных

Профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации лиц, зарегистрированных в органах по труду и признанных безработным, может осуществляться в случаях, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

безработным утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.

Профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации безработных осуществляются по направлениям органов по труду в учебных заведениях за счет средств, предусмотренных на эти цели в Государственном фонде содействия занятости.


IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ

Статья 24. Гарантии материальной поддержки безработным

Государство гарантирует безработным:

выплату пособия по безработице;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов по труду и включение этого периода в общий трудовой стаж;

оказание материальной помощи безработному с учетом наличия у него иждивенцев;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

компенсацию затрат в связи с добровольным переездом на работу в другую местность по предложению органов по труду.



Статья 25. Дополнительные гарантии материальной поддержки

при прекращении трудового договора по отдельным основаниям

За работниками сохраняется на период поиска работы среднемесячная заработная плата с учетом месячного выходного пособия, но не более чем на два месяца, при условии, что трудовой договор с ним был прекращен в связи с:

отказом продолжать работу в новых условиях труда;

изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия;

несоответствием выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состоянием здоровья;

восстановлением на работе работника, который ранее выполнял эту работу.

Гарантии, предусмотренные частью первой настоящей статьи, распространяются также на случаи прекращения трудового договора с руководителем предприятия в связи со сменой собственника.

Если работники, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, в течение десяти календарных дней после прекращения трудового договора зарегистрировались в местном органе по труду в качестве лиц, ищущих работу, то они получают право на среднюю заработную плату и за третий месяц по прежнему месту работы по справке, выданной местным органом по труду.

В случае, когда по истечении трехмесячного периода работникам, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, не будет предоставлена подходящая работа, они признаются безработными.

Работникам, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, зарегистрировавшимся в местном органе по труду в течение десяти дней после прекращения трудового договора и проходящим профессиональное переобучение или повышение квалификации с отрывом от производства, выплачивается стипендия в порядке и размерах, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи и статьей 26 настоящего Закона.

В случае признания работодателя несостоятельным (банкротом) работники, состоящие с ним в трудовых отношениях, пользуются преимущественным правом перед претензиями всех других кредиторов в отношении заработной платы и других причитающихся им выплат.

При отсутствии у ликвидируемых предприятий средств выплата компенсацией работникам, указанным в части первой настоящей статьи, производится за счет средств Государственного фонда содействия занятости.

Работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности (штата), зарегистрировавшимся в органах по труду в течение десяти дней после прекращения трудового договора и проходящим профессиональное переобучение или повышение квалификации с отрывом от производства, стипендия в первые три месяца обучения со дня прекращения трудовых отношений выплачивается в размере не менее средней заработной платы по предыдущей работе.

Орган по труду может полностью или частично компенсировать предприятиям, учреждениям и организациям затраты на организацию обучения принятых на работу лиц, высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций.

К высвобождаемым работникам приравниваются лица, потерявшие работу в результате несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания по не зависящим от них причинам и нуждающиеся в трудоустройстве и профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации.

Лицам, высвобожденным в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменений численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия, признанным безработными, имеющим требуемый общий трудовой стаж для выхода на пенсию в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении, предоставляется право выхода на пенсию досрочно (за два года до установленного законодательством срока назначения пенсии на общих основаниях).



Статья 26. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам

в период профессиональной подготовки и переподготовки,

повышения квалификации

Лицам, потерявшим работу и заработок (трудовой доход), кроме лиц, перечисленных в статье 25 настоящего Закона, зарегистрированным в органах по труду, имеющим несовершеннолетних детей и других иждивенцев, в период профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации выплачивается стипендия в размере не менее семидесяти пяти процентов (не имеющим иждивенцев - пятидесяти процентов) их среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы, но не ниже 35,2 процентов от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, и не выше средней заработной платы, сложившейся в Республике Узбекистан.

Лицам, длительное время (более одного года) не работающим, впервые ищущим работу и нуждающимся в профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации, стипендия назначается в размере не ниже пособия по безработице, предусмотренного для данной категории населения, и не выше 35,2 процентов от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.


Статья 27. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

Пособие по безработице назначается лицам, признанным безработными в соответствии со статьей 3 настоящего Закона. Безработным мужчинам в возрасте до тридцати пяти лет, имеющим менее трех иждивенцев, пособие по безработице назначается при условии их участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Пособие по безработице начисляется и выплачивается с первого дня их регистрации в местном органе по труду.

Пособие по безработице выплачивается не более:

двадцати шести календарных недель в течение двенадцатимесячного периода - для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход) или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

тринадцати календарных недель в течение двенадцатимесячного периода - для лиц, ранее не работавших и ищущих работу впервые.

В период получения пособия по безработице безработный обязан искать работу и не реже одного раза в две недели обращаться в местный орган по труду для получения направления на работу или профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.


Статья 28. Порядок определения размеров пособия

по безработице

Пособие по безработице для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход), устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате по прежнему месту работы за последний год работы. В иных случаях пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда, установленному законодательством.

Безработным, имеющим детей в возрасте до шестнадцати лет и иных иждивенцев, размер пособия повышается на десять процентов.

Лицам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены коэффициенты, размеры пособия по безработице определяются на период их проживания в этих районах с применением коэффициента, установленного в данном районе для работников непроизводственных отраслей. Порядок применения районных коэффициентов при исчислении размера пособия по безработице определяется Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Статья 29. Размер пособия по безработице для лиц,

потерявших работу и заработок

В случае потери работы и заработка (трудового дохода) лицам, имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере пятидесяти процентов средней заработной платы по прежнему месту работы, но не ниже 35,2 процентов от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, и не выше средней заработной платы, сложившейся в Республике Узбекистан на момент начисления пособия.


Статья 30. Размер пособия по безработице для лиц,

уволенных с военной службы, из органов внутренних дел,

Службы государственной безопасности и Государственной

службы безопасности Президента Республики Узбекистан

Лица, потерявшие заработок в связи с увольнением с военной службы, из органов внутренних дел, Службы государственной безопасности и Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан, имеют право на получение пособия по безработице на условиях, предусмотренных статьей 29 настоящего Закона.

Лицам, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, Службы государственной безопасности и Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан и не работавшим перед обращением в местные органы по труду, размер пособия исчисляется на уровне 35,2 процентов от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.

Статья 31. Размер пособия по безработице для лиц,

ищущих работу впервые

Лицам, ранее не работавшим, впервые ищущим работу и имеющим право на получение пособия по безработице, в случае непредоставления местным органом по труду возможности для профессиональной подготовки или трудоустройства, гарантируется выплата пособия в размере не менее 26,5 процентов от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.


Статья 32. Размер пособия по безработице для лиц,

ищущих работу после длительного перерыва

Безработным, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гарантируется выплата пособия в следующих размерах:

для лиц, имеющих специальность, а также для лиц, оплачиваемая занятость которых в течение двенадцати месяцев составляет не менее двенадцати календарных недель, - не ниже 35,2 процентов от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, при условии, что их трудоустройство не требует профессионального переобучения или повышения квалификации;

в иных случаях, включая лиц, не имеющих специальности, при непредоставлении местным органом по труду возможностей для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации - 26,5 процентов от установленного минимального размера оплаты труда.

Статья 33. Размер пособия по безработице для лиц,

завершивших профессиональную подготовку

и переподготовку, повышение квалификации

Лица, признанные безработными после завершения профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации с отрывом от производства, имеют право на получение пособия по безработице не ниже 35,2 процентов от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.


Статья 34. Прекращение, приостановка выплаты

и сокращение размера пособия по безработице

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

трудоустройства безработного;

отказа безработного от двух предложений подходящей работы;

отказа безработного мужчины в возрасте до тридцати пяти лет, имеющего менее трех иждивенцев, от участия в оплачиваемых общественных работах;

приобретения безработным права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством;

осуждения безработного по приговору суда к наказанию в виде ареста или лишения свободы;

трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления об этом местного органа по труду;

получения пособия по безработице обманным путем;

смерти безработного.

Выплата пособия по безработице приостанавливается в случаях:

направления безработного на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации - на период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации с выплатой стипендии;

прохождения безработным курса лечения в специализированном лечебно-профилактическом учреждении - на период нахождения в таком учреждении;

участия безработного в оплачиваемых общественных работах - на период участия в этих работах.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев или размер пособия сокращен в случае неявки безработного в местный орган по труду в установленный срок по неуважительным причинам.


Статья 35. Материальная помощь безработным гражданам

Безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, может оказываться материальная помощь, выделяемая из Государственного фонда содействия занятости или из местных бюджетов.

Порядок, размеры и условия оказания материальной помощи, выделяемой из средств Государственного фонда содействия занятости или бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, определяются соответственно Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и органами государственной власти на местах.

Президент

Республики Узбекистан                                 И. Каримов



"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

1998 г., N 5-6, ст.97






































Время: 0.1930
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск