ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Государственные услуги /

Национальная стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022-2026 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 20.04.2022 г. N УП-113)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 20.04.2022 г. N УП-113



НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

модернизации и ускоренного развития системы

оказания государственных услуг

на 2022-2026 годы


Национальная стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022-2026 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2021 года N УП-6269 "О мерах по совершенствованию инфраструктуры оказания государственных услуг и расширению доступа населения к государственным услугам".

Стратегия определяет цели, задачи и приоритетные направления модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг с учетом текущего состояния оказания государственных услуг и передового опыта зарубежных стран в этой сфере на основе принципа "Гражданин в центре внимания при оказании государственных услуг" (Citizen - centric service).



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг имеет важную роль для минимизации человеческого фактора при взаимодействии населения с государственными органами, уменьшения бюрократических процессов, сокращения времени и затрат пользователей услуг, обеспечения прозрачности и открытости административных процедур.

В государственной политике, проводимой по расширению спектра оказания электронных государственных услуг, одним из приоритетных задач является дальнейшее улучшение благоприятной деловой среды в стране, предоставление пользователям качественных и оперативных государственных услуг.

Министерство юстиции и Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с другими уполномоченными органами обеспечивают реализацию Стратегии.

Для реализации Стратегии:

разрабатываются "дорожные карты" и реализуются определенные в них меры;

проводится анализ деятельности уполномоченных государственных органов и организаций в сфере оказания государственных услуг;

оптимизируются процессы оказания государственных услуг с использованием методов реинжиниринга бизнес-процессов (BPR);

проводятся социальные опросы среди населения;

укрепляется материально-техническая база центров государственных услуг;

совершенствуются информационно-коммуникационные технологии, используемые при оказании государственных услуг.



ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

И СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ


В результате проводимых в последние годы реформ в системе оказания государственных услуг создана современная инфраструктура для предоставления удобных и оперативных государственных услуг населению и субъектам предпринимательства.

В целях обеспечения перехода национальной системы оказания государственных услуг населению на качественно новый уровень в 2017 году в каждом районе (городе) созданы центры государственных услуг (далее - Центр).

В результате реформирования системы оказания государственных услуг налажено предоставление 172 из более чем 750 государственных услуг через Центры, 308 - через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее - ЕПИГУ) и информационную систему "Лицензия" в интерактивной форме.

На сегодняшний день оказано более 32 млн услуг физическим и юридическим лицам через 207 Центров и 141 их филиал.

Общий срок оказания государственных услуг сократился с почти 787 дней до 471 дня. В сфере предпринимательства отменены 132 процедуры лицензирования и разрешения.

В целях создания удобств для населения введен порядок пользования государственными услугами по экстерриториальному принципу, также отменена практика истребования государственными органами 73 видов документов и справок от граждан и предпринимателей.

В результате внедрения новых форм оказания государственных услуг налажено оказание 17 государственных услуг в композитной форме.

В результате внедрения оказания государственных услуг через Центры пересмотрено и упрощено более 200 процедур.

Вместе с тем существуют следующие системные проблемы, негативно влияющие на дальнейшее развитие системы оказания государственных услуг:

большая часть существующих государственных услуг по-прежнему предоставляется населению в традиционной форме, а не в электронной;

нормативно-правовые акты, регулирующие оказание государственных услуг, не соответствуют современным формам оказания государственных услуг и принципам административных процедур, а также до сих пор сохраняется установление порядка оказания государственных услуг внутриведомственными актами;

сохраняются излишние хлопоты для заявителей в связи с отказом уполномоченных органов, оказывающих государственные услуги, от применения приоритетных прав и льгот, установленных иными актами законодательства, мотивируя это только соблюдением официальных правил и требований;

работа по систематизации нормативно-правовых актов, определяющих основания для оказания государственных услуг с аналогичными процедурами, не внедрена в практику на должном уровне, что приводит к искусственному увеличению количества актов законодательства;

в едином реестре государственных услуг сохраняются дублирующие и несколько услуг, входящих в состав одной услуги, а также государственные услуги, утратившие свою актуальность;

сборы за оказание государственных услуг компетентными органами взимаются сверх понесенных ими расходов на оказание данных услуг;

остаются не устраненными причины систематических нарушений порядка оказания государственных услуг компетентными органами, предоставляющими некоторые государственные услуги;

восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц занимает длительное время из-за отсутствия механизмов досудебного обжалования неправомерных действий и решений компетентных органов при нарушении данными органами процедур оказания государственных услуг;

недостаточная обеспеченность современными информационно-коммуникационными технологиями или отсутствие информационных систем в нижестоящих организациях уполномоченных органов в регионах не позволяет в полной мере оказывать интерактивные государственные услуги;

в ряде компетентных органов не выделены или не определены работники, несущие персональную ответственность за оказание государственных услуг, что негативно влияет на качество предоставляемых государственных услуг;

из-за отсутствия альтернативных способов идентификации личности процесс идентификации при использовании гражданами государственных услуг во многом остается зависимым от электронной цифровой подписи;

низкая скорость интернета в масштабах республики и то, что оптико-волоконная сеть не доходит до отдаленных районов, приводят к низким показателям в оказании электронных государственных услуг;

отсутствие оцифровки большей части информации, используемой при оказании государственных услуг, ограничивает уровень доступа ко всем возможностям системы "Электронного правительства";

мобильное приложение государственных услуг не полностью охватывает востребованные услуги, и нет возможности использовать это приложение до окончания получения услуги, в связи с чем масштабы самостоятельного использования электронных государственных услуг остаются низкими;

органами по оказанию государственных услуг не создана необходимая инфраструктура для лиц с ограниченными физическими возможностями и лиц и с инвалидностью, в результате этого заявители сталкиваются с неудобствами в доступе к услугам в социальной сфере;

отсутствие системной работы по формированию у населения знаний и навыков по дистанционному электронному доступу к государственным услугам приводит к большим очередям в Центрах и препятствует внедрению оказания новых востребованных видов услуг;

из-за недостаточной квалификации работников, оказывающих государственные услуги, или их специализации в определенной области остается низким качество оказания государственных услуг;

сложность процессов оформления некоторых актов гражданского состояния и то, что они все еще зависят от человеческого фактора и не прозрачны, создают для населения излишние трудности в этой сфере.



ГЛАВА 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ


Цель Стратегии - увеличение спектра оказания государственных услуг, простых в использовании, удобных и прозрачных для физических и юридических лиц формах, расширение возможности самостоятельного дистанционного использования электронных государственных услуг и создание инклюзивной среды путем обеспечения равных условий для всех при оказании государственных услуг.

Для достижения цели основными задачами Стратегии являются:

предоставление удобных способов подачи заявки на получение государственных услуг;

оценка регулирующего воздействия Центров и ЕПИГУ за счет упрощения их процедур перед внедрением новых услуг, в основном путем организации пилотных услуг в конкретном регионе;

определение эффективных механизмов надежной досудебной защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;

совершенствование мобильного приложения ЕПИГУ и расширение возможностей использования популярных сервисов через данное приложение;

улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах в области электронного правительства, развития государственных услуг;

повышение эффективности деятельности Центров;

поэтапная передача некоторых государственных услуг частному сектору.

В основу Стратегии положены следующие принципы:

Гражданин в центре внимания при оказании государственных услуг (Citizen - centric service). Этот принцип подразумевает, что организационно-правовой механизм государственных услуг будет создан с максимальным удобством для пользователя. Это в свою очередь требует активного участия пользователей во внедрении и совершенствовании государственных услуг.

Создание высокой социальной ценности при низких затратах. В целях обеспечения высокого уровня удовлетворения потребностей пользователей при оказании государственных услуг государство должно эффективно использовать передовые технологии управления, государственно-частное партнерство и принципы рыночной экономики.

Инновационное развитие государственных услуг. Необходимо использовать механизм внедрения инноваций, мониторинга, контроля качества и внесения своевременных оперативных корректировок в систему государственных услуг.

Юридическая чистота и безопасность. Предоставление государственных услуг должно осуществляться в соответствии с законодательством, административными процедурами и надежными гарантиями контроля за законностью соответствующих решений и действий.



ГЛАВА 4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


Стратегия предусматривает следующие приоритетные направления:

совершенствование правовой базы, регулирующей оказание государственных услуг, и повышение эффективности административных процедур;

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферу, расширение межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных услуг, оцифровку существующих баз данных и обеспечение безопасности конфиденциальной информации;

внедрение новых видов и форм государственных услуг, повышение удобства использования услуг и научно-практический анализ предоставляемых услуг;

дальнейшее повышение ответственности уполномоченных органов при оказании государственных услуг, разработка действенных механизмов обеспечения своевременного оказания услуг населению и социальной защиты работников;

улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах и развитие международного сотрудничества.



§ 1. Совершенствование правовой базы, регулирующей

предоставление государственных услуг, и повышение

эффективности административных процедур


Для совершенствования правовой базы оказания государственных услуг и повышения эффективности административных процедур предусмотрена реализация следующих мер:

пересмотр нормативно-правовых актов, регулирующих оказание государственных услуг, на основе принципов административных процедур и их приведение в соответствие с данными принципами;

систематизация нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление государственных услуг, и оптимизация их количества;

определение процедур оказания государственных услуг, предоставляемых на основе ведомственных нормативно-правовых актов или внутренних документов, на уровне постановления Правительства;

оптимизация процедур оказания государственных услуг с использованием методов реинжиниринга бизнес-процессов (BPR);

принятие мер по приведению размера сборов, взимаемых за рассмотрение заявлений, в соответствие с расходами, понесенными полномочным органом;

поэтапная отмена порядка истребования имеющейся у государства информации у граждан полномочными государственными органами, оказывающими государственные услуги;

обеспечение постоянной актуальности Единого реестра государственных услуг путем его пересмотра;

расширение оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам на основе экстерриториального принципа, независимо от их места проживания и местонахождения;

подготовка руководства, используемого при разработке проекта нормативно-правового акта, регулирующего оказание государственных услуг.



§ 2. Широкое внедрение современных информационно-

коммуникационных технологий, расширение межведомственного

электронного взаимодействия в сфере оказания государственных

услуг и оцифровка существующих баз данных, обеспечение

безопасности конфиденциальной информации


В целях внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере, расширения межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных услуг и оцифровки существующих баз данных предусмотрена реализация следующих мер:

внедрение процессов управления данными, их защиты, оцифровка реестров оказанных государственных услуг;

реализация интеграции государственных органов на основе взаимных запросов только через платформу межведомственной интеграции системы "Электронное правительство";

внедрение единой системы идентификации в сфере оказания банковско-финансовых и государственных услуг;

внедрение альтернативных способов идентификации личности при предоставлении государственных, банковских, социальных услуг и прохождении других административных процедур (Мобил-ID, идентификация через банковскую пластиковую карту, биометрическая идентификация - Face ID, Finger Print);

создание доступа к электронным государственным услугам для соотечественников за рубежом;

совершенствование предоставления государственных услуг через мобильное приложение. Передача документов, удостоверяющих личность, в мобильное приложение по принципу "документы - в телефоне" и внедрение их идентификации по QR-коду (матричный штрих-код);

налаживание предоставления электронной цифровой подписи для физических и юридических лиц с использованием алгоритмов, отвечающих требованиям международных стандартов;

трансформация делопроизводства в сфере ЗАГСов в "безбумажную" форму;

внедрение инновационных подходов к оказанию государственных услуг путем цифровой трансформации на основе технологий блокчейн;

создание возможности осуществления также в электронном виде оплаты всех услуг, оказываемых на платной основе, в Едином реестре государственных услуг;

внедрение механизма определения общего индекса удовлетворенности пользователей в разрезе Центров, районов, областей и республики;

совершенствование мобильного приложения ЕПИГУ по принципу "от веб-сайта к мобильному приложению" (from web to app), а также расширение использования популярных сервисов через данное приложение;

внедрение практики проставления специального штампа "Апостиль" (Apostille) в электронной форме на официальных документах, оформляемых компетентными государственными органами на территории Республики Узбекистан для физических и юридических лиц;

реализация проектов по разработке информационных систем на основе государственно-частного партнерства;

формирование единого реестра адресов, включающего все объекты недвижимости, земельные участки и другие объекты. При этом введение практики внесения в обязательном порядке кадастрового номера и кода геомакон (местоположение) недвижимости как составной части реестра. Также перед вводом в эксплуатацию любого вновь строящегося здания-сооружения или новой улицы ввести порядок внесения изменения исключительно в единый реестр адресов;

предоставление консультаций и разъяснений населению по возникающим вопросам оказания государственных услуг в течение 24 часов с широким внедрением информационно-коммуникационных средств (чат, бот, телефон доверия и т.д.);

внедрение системы рейтинговой оценки деятельности государственных органов исходя из обращений, поступающих через Центры, информационные порталы, call-центры;

внедрение механизмов предоставления отдельных востребованных электронных государственных услуг для населения и субъектов предпринимательства через мобильные приложения коммерческих банков и операторов мобильной связи;

создание возможности для пользователей бесплатно получать документы, выданные в результате оказания всех видов государственных услуг, из личного кабинета в ЕПИГУ;

создание возможности оплаты государственных услуг в иностранной валюте через международную платежную карту по выбору заявителя;

внедрение порядка отправки результатов обслуживания заявителям на их мобильные телефоны при получении государственных услуг;

введение обязательного использования классификаторов и идентификаторов, разработанных непосредственно уполномоченными органами, во всех информационных системах, используемых при оказании государственных услуг. Принятие мер по унификации используемых в настоящее время классификаторов в информационных системах всех министерств и ведомств;

оцифровка персональных данных в базах данных государственных органов с использованием возможностей граждан;

поэтапное создание бесплатных зон Wi-Fi в Центрах;

пересмотр и доработка информационной системы "Единый электронный архив ЗАГСа" в удобном для пользователя виде;

принятие соответствующих мер по ограничению доступа уволенного работника к системе путем интеграции информационных систем, относящихся к системе межведомственного аппаратно-программного комплекса "Единая национальная система труда".



§ 3. Внедрение новых видов и форм государственных услуг,

повышение удобства использования услуг и научно-

практический анализ оказываемых услуг


В области внедрения новых видов и форм государственных услуг, повышения удобства использования услуг и научно-практического анализа оказываемых услуг предусмотрена реализация следующих мер:

внедрение новых видов государственных услуг исходя из современного состояния социально-экономического и технологического развития, нужд и потребностей населения и субъектов предпринимательства, а также принятие мер по слиянию или упразднению утративших актуальность государственных услуг;

внедрение оказания проактивных государственных услуг по инициативе государственных органов, предусматривающих предложение гражданам возможности пользоваться необходимыми услугами в конкретных случаях;

расширение оказания взаимосвязанных государственных услуг в композитной форме на основании одного запроса гражданина;

создание необходимых условий для самообслуживания в Центрах и повышение навыков населения в самостоятельном использовании государственных услуг;

создание инклюзивной среды для оказания государственных услуг лицам с ограниченными физическими возможностями и с инвалидностью;

проведение обследования лиц с ограниченными физическими возможностями медико-социальными экспертными комиссиями с выездом на место на основании их заявлений;

полное введение электронного обращения в органы ЗАГСа, прием заявлений на использование отдельных услуг через Центры и ЕПИГУ;

проведение разовой акции по регистрации рождений в упрощенном порядке для лиц, рождение которых не зарегистрировано, и не имеющих медицинской справки о рождении;

ведение всех видов записей актов гражданского состояния на основании "единого акта";

развитие инфраструктуры использования ID-карт, выдаваемых физическим лицам, и их широкое использование в качестве средства идентификации и верификации при оказании государственных услуг;

организация предоставления услуг в Центрах с разделением их на отдельные категории (коридоры) в зависимости от времени оказания услуг;

внедрение системы предоставления отдельных видов государственных услуг через коммерческие банки;

внедрение оказания государственных услуг в режиме 24 часа путем установки интерактивных киосков, функционирующих по принципу самообслуживания, перед зданиями Центров государственных услуг в городе Нукусе и областных центрах;

запуск услуги "DXМ drive" в Центрах, что позволит быстрое получение услуги, не выходя из автомобиля;

увеличение спектра государственных услуг, оказываемых в ускоренном порядке за дополнительную плату;

увеличение количества государственных услуг, оказываемых через отделения почтовой связи;

организация оказания населению дистанционных консалтинговых и отдельных видов государственных услуг государственным учреждением "Центр развития государственных услуг" через телефонную связь;

выявление и научный анализ проблем, возникающих при использовании государственных услуг различными социальными слоями населения;

расширение доступа к государственным услугам в отдаленных населенных пунктах, в том числе обеспечение доступа каждой семьи к услугам, предоставляемым Центрами по принципу "центр - махалля - гражданин" за счет повышения знаний и навыков председателей махаллинских сходов граждан и населения в использовании государственных услуг;

оказание выездных адресных услуг по принципу "махаллабай" исходя из спроса и потребности в государственных услугах населения, проживающего в каждой махалле. Повышение уровня удовлетворенности населения государственными услугами в данном направлении;

проведение анализа состояния доступности государственных услуг во всех регионах страны и изучение спроса на государственные услуги населения, проживающего в регионах;

разработка требований, включающих в том числе создание условий для пользователей в местах оказания государственных услуг, наличие минимального оборудования, информационных технологий, внешнего вида операторов, правил этического поведения.



§ 4. Дальнейшее повышение ответственности уполномоченных

органов при оказании государственных услуг,  разработка

действенных механизмов обеспечения своевременного оказания

услуг населению и социальной защиты работников


Для дальнейшего повышения ответственности уполномоченных органов при оказании государственных услуг, разработки действенных механизмов обеспечения своевременного оказания услуг населению и социальной защиты работников предусмотрена реализация следующих мер:

анализ причин в уполномоченных органах по оказанию государственных услуг случаев систематического нарушения процедур оказания государственных услуг, и внесение предложений по их устранению;

внедрение механизма досудебного обжалования незаконных действий и решений уполномоченных органов в случае нарушения процедур оказания государственных услуг;

реализация мер по поэтапной передаче отдельных услуг, оказываемых государственными органами и организациями, в частный сектор с повторным анализом процедур оказания государственных услуг;

введение порядка уведомления Министерства юстиции о назначении ответственного исполнителя по оказанию государственных услуг, организация обучения в сфере государственных услуг в течение месяца после назначения работника на соответствующую должность;

совершенствование порядка оценки эффективности и результативности государственных услуг, оказываемых работниками государственных органов и иных организаций, а также внедрение оценки в электронной форме;

принятие мер по социальной защите и стимулированию работников Департамента государственных услуг Министерства юстиции и Центров, осуществляющих эффективную трудовую деятельность;

принятие мер по передаче соответствующих функций территориальным подразделениям (районным и областным) или вышестоящим структурам исходя из загруженности компетентных органов в сфере оказания государственных услуг;

проведение Министерством юстиции анализа функций, полномочий и возможностей уполномоченных органов в сфере оказания государственных услуг, а также укрепление потенциала структурных подразделений уполномоченных органов посредством оценки уровня цифровизации услуг.



§ 5. Улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах

и развитие международного сотрудничества


В целях улучшения позиций Узбекистана в международных рейтингах и развития международного сотрудничества предусмотрена реализация следующих мер:

регулярное участие в рейтингах Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) и Показателей качества управления Всемирного банка (Worldwide Governance Indicators), а также улучшение позиций Узбекистана в них;

улучшение позиции Узбекистана в глобальном индексе Электронного правительства;

расширение организации зарубежных стажировок, семинаров и курсов повышения квалификации для сотрудников с участием международных экспертов в целях развития оказания государственных услуг;

проведение международных форумов по налаживанию обмена опытом с ведущими странами в сфере государственных услуг;

налаживание сотрудничества с научно-исследовательскими институтами (think tanks), осуществляющими деятельность в сфере оказания государственных услуг, исследования административных реформ;

реализация второй фазы сотрудничества в рамках проекта Программы развития ООН "Совершенствование предоставления государственных услуг и повышения уровня управления в сельских районах Узбекистана";

развитие двусторонних отношений с уполномоченными органами передовых стран в сфере государственных услуг.



ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ,

ДОСТИГАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


В целях развития национальной системы государственных услуг, внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере, повышения уровня доступа к электронным государственным услугам, внедрения в систему инновационных новшеств Стратегией предусматривается достижение следующих результатов:

обеспечение охвата государственными услугами всех регионов страны и эффективное удовлетворение спроса населения на государственные услуги;

обеспечение юридической чистоты на основе пересмотра нормативно-правовых актов, регулирующих оказание государственных услуг;

повышение уровня перехода традиционных государственных услуг в электронную форму до 80 процентов;

увеличение объема самостоятельного использования электронных государственных услуг физическими и юридическими лицами до 60 процентов;

развитие оказания государственных услуг на основе самообслуживания;

повышение качества и скорости оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам путем оцифровки необходимой архивной информации;

увеличение количества государственных услуг, оказываемых через Единый портал интерактивных государственных услуг, до 400, через Центры - до 300;

улучшение позиции Узбекистана в рейтинге развития "Электронного правительства" на 20 ступеней;

улучшение места Узбекистана в рейтингах Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН и Показателей качества управления Всемирного банка (Worldwide Governance Indicators);

доведение уровня обмена информацией при оказании государственных услуг через межведомственную интеграционную платформу системы "Электронное правительство" до 90 процентов;

доведение уровня оцифровки баз данных, используемых при оказании государственных услуг, до 80 процентов;

совершенствование системы идентификации физических лиц при оказании государственных услуг и внедрение современных средств идентификации (Мобил-ID, идентификация по банковским пластиковым картам, биометрическая идентификация - Face ID, Finger Print и др.);

повышение информационной прозрачности при оказании государственных услуг и общественного контроля за деятельностью государственных органов и иных ведомств;

достижение предоставления государственных услуг субъектам предпринимательства только по принципу "одно окно".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 21 апреля 2022 г.


































Время: 0.0045
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск