Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Утратившие силу акты / Вода, водопользование и водное хозяйство /

Положение о водоохранных зонах водохранилищ и других водоемов, рек и магистральных каналов и коллекторов, а также источников питьевого и бытового водоснабжения, лечебного и культурно-оздоровительного назначения в Республике Узбекистан (Утверждено Постановлением КМ РУз от 07.04.1992 г. N 174)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением КМ РУз

от 07.04.1992 г. N 174

ПОЛОЖЕНИЕ

о водоохранных зонах водохранилищ

и других водоемов, рек и магистральных

каналов  и  коллекторов,  а  также  источников

питьевого и бытового водоснабжения, лечебного

и культурно-оздоровительного назначения

в Республике Узбекистан


1. Настоящее Положение регулирует порядок установления водоохранных зон и зон (округов) санитарной охраны водных объектов, а также режима хозяйственной деятельности в этих зонах для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных ресурсов.


2. Вокруг водохранилищ и других водоемов, а также вдоль рек, магистральных каналов и коллекторов устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные полосы; вокруг источников хозяйственно-питьевого водоснабжения - зоны санитарной охраны и санитарно-защитные полосы; вокруг источников минеральных вод и других лечебных средств - округа санитарной охраны.

Установление водоохранных зон не исключает необходимости установления зон и округов санитарной охраны водохранилищ или других источников вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных и культурно-оздоровительных нужд населения.


3. Водоохранные зоны и зоны (округа) санитарной охраны (в дальнейшем именуются "водоохранные зоны"), устанавливаются по предложению органов охраны природы, министерств, государственных комитетов, ведомств, объединений, предприятий, учреждений и организаций, эксплуатирующих соответствующие водные объекты.


4. Работы по установлению водоохранных зон выполняются специализированными проектными организациями с использованием данных гидрологических, гидрогеологических, инженерно-геологических, санитарно-эпидемиологических, агрохозяйственных, почвенных, геоботанических и топографических изысканий и обследований.


5. Водоохранные мероприятия по действующим водным объектам выполняются в два этапа:

на первом этапе устанавливаются водоохранные зоны и режим хозяйственной деятельности в этих зонах;

на втором этапе в соответствии со строительными нормами и правилами, а также отраслевыми методическими указаниями по мере необходимости осуществляются инженерные, мелиоративные, санитарно-технические и другие мероприятия.


6. Водоохранные мероприятия по вновь строящимся водным объектам разрабатываются в составе проектной документации на строительство водного объекта с соблюдением настоящего Положения.


7. Земли, включенные в водоохранную зону, за исключением прибрежных полос рек, водохранилищ и других водоемов, магистральных каналов и коллекторов, гидроузлов, насосных станций и первого пояса зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения и минеральных вод, из землевладения и землепользования сельскохозяйственных кооперативов (ширкато) и других предприятий, учреждений и организаций, а также граждан не изымаются, а используются ими с соблюдением требований настоящего Положения.

8. Прибрежные полосы рек, водохранилищ, водоемов, магистральных, межхозяйственных каналов и коллекторов, гидроузлов, насосных станций и других водных сооружений решениями Советов народных депутатов изымаются и передаются предприятиям, учреждениям, организациям по принадлежности этих объектов с целью обеспечения природоохранных и других мероприятий, необходимых для их нормальной эксплуатации.

Первые пояса зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения и минеральных вод вместе с земельными участками для строительства водозаборных и других сооружений предоставляются в установленном порядке в пользование предприятиям, учреждениям и организациям, эксплуатирующим эти сооружения.



УСТАНОВЛЕНИЕ ВОДООХРАННЫХ ЗОН

ВОДОХРАНИЛИЩ И ДРУГИХ ВОДОЕМОВ


9. Водоохранной зоной водохранилищ и других водоемов является территория, прилегающая к их акватории, на которой в целях поддержания надлежащего санитарного состояния, предотвращения загрязнения, засорения вод и заиления водохранилищ продуктами эрозии почв, а также создания и поддержания благоприятного водного режима устанавливается специальный режим и хозяйственная деятельность разрешается только после подписания с организацией, в чьем ведении находятся данные объекты, договорных обязательств о гарантированном обеспечении необходимых требований эксплуатации с привлечением средств на их содержание.


10. Водоохранные зоны устанавливаются по всему периметру водохранилища и другого водоема.

В состав водоохранной зоны включаются:

зоны прогнозируемой переработки берегов за 50 лет (зона ограничения нового строительства);

зоны эрозионной активности, включающие ложбины, овраги, балки, береговые склоны и эродированные земли с крутизной откосов более 5 градусов, оползневые участки, непосредственно примыкающие к водохранилищам и другим водоемам;

зоны временного затопления земель при форсированном подпорном уровне воды в водохранилище;

зоны постоянного подтопления земель;

защитные насаждения по берегам водохранилищ и других водоемов.


11. Ширина водоохранных зон должна определяться исходя из назначения водохранилищ и других водоемов, характеристики и хозяйственного использования прилегающих к ним земель, рельефа местности и должна составлять:

вокруг больших (емкостью от 1,1 до 10 куб. километров) водохранилищ и других водоемов - 200-250 метров;

вокруг средних (емкостью от 0,6 до 1 куб. километра) водохранилищ и других водоемов - 150-200 метров;

вокруг малых (емкостью от 0,2 до 0,5 куб. километров) водохранилищ и других водоемов - 100-150 метров;

вокруг очень малых (менее 0,1 куб. километров) водохранилищ и других водоемов - до 50 метров.

12. Границы водоохранной зоны должны устанавливаться с учетом конкретных особенностей местности и совмещаться с естественным и искусственным рубежами и препятствиями, частично перехватывающими и перераспределяющими неорганизованный поверхностный сток с вышележащих территорий, бровками речных долин, балками, дорожно-транспортной сетью и другими инженерными сооружениями.               

Внутренняя граница водоохранной зоны водохранилища принимается от уреза воды при нормальном ее подпорном уровне, других водоемов - от среднего многолетнего уровня воды.


13. Вокруг очень малых водохранилищ и других водоемов, расположенных на землевладениях сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, водоохранные зоны устанавливаются исходя из конкретных условий на месте и используются с соблюдением санитарных требований.


14. На водохранилищах и других водоемах рыбохозяйственного значения хозяйственная деятельность органов рыбного хозяйства и других ведомств, за исключением охранных, может проводиться только с согласия и на договорных условиях с владельцем объекта с гарантиями соблюдения всех необходимых требований по эксплуатации и привлечением средств на его содержание.


15. В пределах водоохранной зоны водохранилищ и других водоемов выделяется прибрежная полоса, где устанавливается более строгий режим хозяйственной деятельности.

В состав прибрежной полосы, как правило, включаются пляжи, береговые уступы, оползневые участки, осыпи в границах водоохранной зоны.

Минимальные размеры прибрежных полос устанавливаются в зависимости от видов прилегающих к водохранилищам и другим водоемам угодий (пашни, сенокосы и другие) и крутизны склонов с учетом емкостей водоемов.

На пашне, многолетних насаждениях, лесных площадках и древесно-кустарниковых насаждениях прибрежные полосы устанавливаются при крутизне склонов до 3 градусов - до 55 метров, от 3 до 8 градусов - 35-40 метров. При уклоне более 8 градусов ширина прибрежных полос определяется в каждом конкретном случае отдельно.

Во всех случаях прибрежная полоса устанавливается шириной не менее 20 метров от уреза воды при нормальном подпорном горизонте водоема.


16. На участках берегов, подверженных переработке, минимальная ширина прибрежной полосы должна быть увеличена на величину прогнозируемого отступления берега за 5-10 лет.


17. Размеры прибрежных полос водохранилищ и других водоемов в пределах населенных пунктов устанавливаются исходя из конкретных условий по согласованию с государственными органами охраны природы и санитарного надзора, а также органами архитектуры и водного хозяйства.


18. Если внешняя граница прибрежной полосы, определенная согласно пунктам 14 - 16 настоящего Положения, будет находиться ближе к берегу, чем граница отчуждения земель под водохранилище или другой водоем, тогда прибрежная полоса устанавливается по границе отчуждения земель, а если дальше - граница прибрежной полосы может выйти за пределы отчуждения земель.



УСТАНОВЛЕНИЕ ВОДООХРАННЫХ ЗОН РЕК


19.  Водоохранные зоны устанавливаются вдоль всех рек, саев и ручьев, имеющих постоянный или временный сток, независимо от того, в чьем ведении они находятся или по чьим землевладениям и землепользованиям они протекают.


20. В водоохранную зону включаются поймы, участки выклинивания подземных вод, участки, подтопляемые во время половодья и паводков, первые надпойменные терассы, бровки и крутые склоны коренных берегов, балки, овраги, непосредственно впадающие в речную долину, оползневые участки, участки берегов, подверженные переработке (дейгишу).


21. Внутренняя граница водоохранных зон рек принимается от средне-многолетнего уреза воды.


22. Ширина водоохранной зоны рек, саев и ручьев принимается с учетом геоморфологических, гидрогеологических условий, характера использования прилегающих земель и среднего многолетнего расхода в следующих размерах:

на больших реках (расходом свыше 100 куб. метров воды в секунду) - 300-500 метров;

на средних реках (от 5 до 100 куб. метров воды в секунду) - 100-300 метров;

на малых реках (от 2 до 5 куб. метров воды в секунду) - 50-100 метров;

на очень малых реках (саях до 2 куб. метров воды в секунду) - до 50 метров.

Ширина водоохранной зоны по всей длине рек устанавливается разная в зависимости от расхода стока воды на каждом отрезке его длины.


23. Размеры водоохранных зон рек Амударьи и Сырдарьи с их притоками устанавливаются по проектам, разработанным водохозяйственными проектными организациями.


24. Для водных объектов рыбохозяйственного значения ширина водоохранной зоны согласовывается органами рыбного хозяйства с органами охраны природы и водного хозяйства и оформляется специальным решением с гарантиями о ненарушении им берегоукрепительных, берегозащитных сооружений и требований экологии.


25.  В пределах водоохранной зоны по берегам рек и саев выделяется прибрежная полоса, на которой строго ограничивается хозяйственная деятельность и запрещается возведение каких-либо промышленно-гражданских строений, объектов жилья, социально-бытового и культурного назначения.

Ширина прибрежной полосы рек и саев определяется от средне-многолетнего уреза воды и устанавливается на реках в зависимости от прилегающих к ним угодий и крутизны склонов берегов в следующих размерах:

на пашне и многолетних насаждениях при крутизне склонов до 3 градусов - 35-55 метров и более 3 градусов - 55-100 метров;

на сенокосах и пастбищах при крутизне склонов до 3 градусов - 25-35 метров и более 3 градусов - 35-50 метров;

на лесных площадях и древесно-кустарниковых насаждениях при крутизне склонов до 3 градусов - 35-55 метров и более 3 градусов - 55-100 метров.

Максимальные значения относятся к наиболее эродируемым почвогрунтам.

Для горных рек и сухих саев с временным протоком воды ширина прибрежной полосы определяется в каждом конкретном случае исходя из характера использования прилегающих земель и их влияния на состояние вод.

Размеры прибрежных полос рек и саев в пределах населенных пунктов устанавливаются исходя из конкретных условий по согласованию с государственными органами охраны природы и санитарного надзора, а также органами архитектуры и водного хозяйства.



УСТАНОВЛЕНИЕ ВОДООХРАННЫХ ЗОН

И ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОС МАГИСТРАЛЬНЫХ

КАНАЛОВ И КОЛЛЕКТОРОВ


26. Вдоль всех магистральных каналов, их ветвей и межхозяйственных распредителей, магистральных и межхозяйственных коллекторов устанавливаются прибрежные полосы, в которых вводится специальный режим хозяйственной деятельности и запрещается установка каких-либо водозабирающих машин, механизмов, временных, постоянных сооружений, строений без согласия хозяйства, в чьей принадлежности находятся эти объекты.


27.  Прибрежные полосы и устраиваемые в них сооружения должны обеспечивать защиту вод от загрязнения поверхностными стоками, эрозионных процессов берегов, водотоков и других действий, влияющих на состояние вод, при этом заборы воды всеми водопотребителями в любых объемах могут осуществляться только по договорам с организациями водного хозяйства.


28.  Внутренняя граница прибрежной полосы устанавливается от расчетного уреза воды каналов и коллекторов, а внешняя граница должна совпадать с границей отчуждения земель.

Ширина прибрежной полосы и полосы отчуждения каналов, коллекторов определяется действующими нормами отвода земель, установленными органами водного хозяйства, типовыми профилями водотоков и проектами их строительства.


29. Территории прибрежной полосы каналов и коллекторов, предусмотренные проектами, передаются организациям водного хозяйства, в ведении которых эти сооружения находятся.


30. В целях предотвращения влияния на состояние вод вдоль магистральных каналов пропускной способностью свыше 50 куб. метров воды в секунду, магистральных коллекторов с проектно-расчетным расходом свыше 10 куб. метров воды в секунду устанавливаются водоохранные зоны.


31. Ширина водоохранных зон магистральных каналов и коллекторов устанавливается с учетом геоморфологических, гидрогеологических условий, характера использования прилегающих земель и принимается от границы полосы отчуждения в следующих размерах:

для магистральных каналов, пропускной способностью от 50 до 100 куб. метров воды в секунду, коллекторов с проектно-расчетным расходом от 10 до 20 куб. метров воды в секунду - 100 метров;

для магистральных каналов пропускной способностью от 100 до 150 куб. метров воды в секунду и коллекторов с проектно-расчетным расходом от 20 до 50 куб. метров воды в секунду - 200 метров;

для магистральных каналов способностью свыше 150 куб. метров воды в секунду и коллекторов с проектно-расчетным расходом свыше 50 куб. метров воды в секунду - 300 метров.



УСТАНОВЛЕНИЕ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ

ИСТОЧНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО

ВОДОСНАБЖЕНИЯ


32. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности на всех действующих, проектируемых и реконструируемых водопроводах устанавливаются зоны санитарной охраны, включающие зону санитарной охраны источников водоснабжения в месте забора воды, зону и санитарно-защитную полосу водопроводных сооружений и санитарно-защитную полосу водоемов.


33. Зона санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения в месте забора воды должна состоять из трех поясов:

первого - строгого режима;

второго и третьего - режимов ограничения хозяйственной деятельности.


34.  Границы первого пояса зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения устанавливаются на расстоянии от водозабора:


а) для рек и каналов:

вверх по течению - не менее 200 метров;

вниз по течению - не менее 100 метров;

по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 метров от уреза воды при летне-осенней межени;

в направлении к противоположному берегу: при ширине рек и каналов менее 100 метров - вся акватория и противоположный берег шириной 50 метров от уреза воды при летне-осенней межени и при ширине рек и каналов более 100 метров - полоса акватории шириной не менее 100 метров;

б) для водохранилищ и озер:

по акватории во всех направлениях - не менее 100 метров;

по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 метров от уреза воды при нормальном подпорном уровне в водохранилище и летне-осенней межени в озере.


35.  Границы второго пояса зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения устанавливаются:


а) для рек и каналов:

вверх по течению, включая притоки, - исходя из усредненной по ширине и длине реки и канала скорости течения воды и времени ее протекания от границы пояса до водозабора при среднемесячном расходе воды летне-осенней межени 95-процентной обеспеченности не менее 3 суток;

вниз по течению - не менее 250 метров от границы первого пояса;

боковые границы - на расстоянии от уреза воды при летне-осенней межени - при равнинном рельефе - 500 метров, при гористом - до вершины склона, обращенного в сторону реки или канала, но не более 750 метров при пологом склоне и 1000 метров при крутом;

б) для водохранилищ и озер;

по акватории во всех направлениях на расстоянии 3 километров при количестве ветров до 10 процентов в сторону водозабора и 5 километров при количестве ветров более 10 процентов;

боковые границы - от уреза воды при нормальном подпорном уровне в водохранилище и летне-осенней межени в озере на расстоянии 500 метров при равнинном рельефе, при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону водохранилища или озера, но не более 750 метров при пологом склоне и 1000 метров при крутом.


36.  Границы третьего пояса зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения должны быть вверх и вниз по течению рек и каналов или во все стороны по акватории водохранилищ и озер такими же, как для второго пояса, боковые границы - по водоразделу, но не более 3-5 километров от рек и каналов или водохранилищ и озер.


37. Границы первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважины, шахтного колодца, каптажа) или от крайних водозаборных сооружений группового водозабора на расстоянии:

при использовании защищенных подземных вод - 30 метров;

при использовании недостаточно защищенных подземных вод - 50 метров;

при инфильтрационных водозаборах от поверхности водоисточников - не менее 150 метров;

при подрусловых водозаборах или участке, питающем инфильтрационный водозабор, - аналогично зоне первого пояса поверхностного источника водоснабжения согласно пункту 34 настоящего Положения;

при искусственном пополнении запаса подземных вод от инфильтрационных сооружений закрытого типа - 50 метров, открытого типа - 100 метров.


38. Граница второго пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения устанавливается в зависимости от климатических районов и защищенности подземных вод с учетом времени продвижения микробного загрязнения воды до водозабора от 100 до 400 суток.


39. Границы третьего пояса зоны определяются временем продвижения химического загрязнения воды до водозабора, которое должно быть больше принятой продолжительности эксплуатации водозабора, но не менее 25 лет.

Второй и третий пояса зоны санитарной охраны при инфильтрационном питании водоносного пласта следует принимать применительно к границам второго и третьего поясов поверхностного источника водоснабжения согласно пунктам 35 и 36 настоящего Положения.


40. Зона санитарной охраны водопроводных сооружений (насосных станций, станций подготовки воды, емкостей) должна состоять из границ первого пояса и санитарно-защитной полосы вокруг него (охранная зона).


41.  Граница первого пояса зоны санитарной охраны территории водопроводных сооружений совпадает с ограждением площадки и должна быть на расстоянии:

от стен резервуаров чистой воды, фильтров, контактных осветителей - не менее 30 метров;

от стен остальных сооружений и стволов водонапорных башен - не менее 15 метров.


42. Санитарно-защитная полоса вокруг ограждения водопроводных сооружений, расположенных за пределами второго пояса зоны источника водоснабжения, должна иметь ширину не менее 100 метров.


43. Вдоль водопроводов устанавливаются санитарно-защитные полосы, ширина которых принимается от крайних водоводов:

по незастроенной территории при прокладке в сухих грунтах - не менее 10 метров при диаметре до 1000 миллиметров и не менее 20 метров при больших диаметрах, в мокрых грунтах - не менее 50 метров независимо от диаметра;

по застроенной территории по согласованию с органами государственного санитарного надзора и охраны природы допускается уменьшить вышеуказанные размеры ширины полос.



УСТАНОВЛЕНИЕ ОКРУГОВ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ

ИСТОЧНИКОВ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ДЛЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ НУЖД


44. Вокруг источников минеральных вод, месторождений лечебных грязей, минеральных озер, используемых для лечебных и культурно-оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа санитарной охраны, имеющие целью сохранение природных физических и химических свойств лечебных источников, а также предохранение их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения.

При использовании одного или нескольких связанных между собой месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных средств для них может устанавливаться единый округ санитарной охраны.


45. Округ санитарной охраны делится на три зоны: первая - зона строгого режима, вторая - зона ограничений и третья - зона наблюдений.


46. Первая зона охватывает местность, где выходят на поверхность минеральные воды, расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера, лиманы, воду которых используют для лечебных целей, пляжи, а также прибрежную полосу моря и территорию, прилегающую к пляжам, шириной не менее 100 метров.


47. Вторая зона охватывает территорию, с которой происходит сток поверхностных вод к местам выхода на поверхность минеральных вод и к месторождениям грязей, к минеральным озерам и лиманам, к местам неглубокой от поверхности земли циркуляции минеральных и пресных вод, участвующих в образовании минеральных источников; естественные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей; территорию, на которой расположены санитарно-курортные учреждения и учреждения отдыха, а также территорию, предназначенную проектной документацией для строительства таких учреждений, как парки, лесопарки и другие земельные насаждения, использование которых без соблюдения правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести к загрязнению, изменению состава или истощению запасов минеральных вод и лечебных грязей или ухудшению всей совокупности природных лечебных средств.


48. Третья зона (внешние ее границы совпадают с границами округа санитарной охраны) охватывает всю область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения, окружающие территорию, а также территории, народнохозяйственное использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны, может оказывать неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, на санитарные и ландшафтно-климатические условия.



РЕЖИМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ И ЗОНАХ

САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ


49. В водоохранных зонах водохранилищ и других водоемов, рек и саев, магистральных каналов и коллекторов запрещается:

применение и захоронение любых видов ядохимикатов для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными травами;

строительство складов для хранения ядохимикатов, пестицидов, гербицидов и минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, устройство взлетно-посадочных полос для ведения авиационно-химических работ;

устройство канализационных очистных сооружений и различного вида накопителей сточных вод;

размещение животноводческих комплексов и ферм, птицефабрик, мест захоронения зверей, скота и птиц, свалок мусора и отходов производства, химических и радиоактивных веществ, а также использование на орошение подготовленного жидкого навоза;

устройство стоянок, заправочных пунктов горюче-смазочных материалов, мест технического ухода, ремонта и мойки автотранспорта, тракторов, сельскохозяйственной и другой техники;

внесение удобрений по снежному покрову, использование в качестве удобрений необезвреженных навозосодержащих сточных вод, а также сброс неочищенных промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод;

ненормированный выпас скота, особенно на элементах овражно-балочной сети;

вырубка древесно-кустарниковых насаждений, за исключением рубок ухода за лесом и санитарных рубок.

Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, буровые, сельскохозяйственные и другие работы на водоохранных зонах водохранилищ и других водоемов, рек и саев, влияющих на состояние вод, должны производиться только по разрешению районных органов управления, согласованному с государственными органами охраны природы и санитарного надзора, а также органами водного хозяйства.

Запрещается применение авиационных обработок сельскохозяйственных и лесных угодий ядохимикатами на расстоянии 2 километров от нормального подпорного уровня воды, водохранилищ и других водоемов.


50. В пределах прибрежных полос дополнительно к ограничениям, установленным в пункте 49 настоящего Положения, запрещается:

возделывание сельскохозяйственных культур (за исключением временных посевов в междурядьях молодых насаждений) без разрешения районных органов управления, согласованного с государственными органами охраны природы и органами водного хозяйства;

применение органических и минеральных удобрений;

выпас скота и организация летних лагерей содержания скота;

любые виды строительства и расширение действующих объектов;

устройство палаточных городков, стоянок автомобилей и лодочных причалов за пределами специально отведенных для этих целей мест;

производить уничтожение тары из-под удобрений;

производить чистку, мытье тары, машин и оборудования, применяемого для транспортирования и внесения удобрений;

мытье шерсти, мочка льна, кенафа, кож.


51. На территории первого пояса зоны санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения, а также на территории первого пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений:

запрещаются все виды строительства, кроме основных водопроводных сооружений; размещение жилых и общественных зданий, проживание людей, в том числе работающих на водопроводе, прокладка трубопроводов различного назначения, за исключением трубопроводов, обслуживающих водопроводные сооружения; выпуск в поверхностные источники сточных вод, купание, водопой, выпас скота, стирка белья, рыбная ловля, применение, хранение и захоронение ядохимикатов, пестицидов, гербицидов, минеральных и органических удобрений;

все здания должны быть канализованы в ближайшую систему водоотведения с расположением очистных сооружений сточных вод за пределами первого пояса, при отсутствии канализации должны быть построены водонепроницаемые выгребы с учетом санитарных требований вывоза нечистот;

должно быть обеспечено отведение поверхностного стока за пределы первого пояса; допускаются санитарные рубки леса и уход за ними.


52. На территории второго пояса зоны санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения, а также в пределах санитарно-защитной полосы водопроводных сооружений запрещается:

загрязнение территории нечистотами, мусором, навозом, промышленными отходами, бытовыми стоками и др.;

размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, накопителей, шламохранилищ и прочих объектов, способствующих химическому загрязнению источников водоснабжения;

размещение скотомогильников, кладбищ, полей ассенизации и фильтрации, земледельческих полей орошения, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и ферм, других объектов, способствующих микробному загрязнению источников водоснабжения;

внесение удобрений в период непосредственной угрозы паводка, на замерзшую или покрытую снегом почву и авиараспыление удобрений;

добыча песка и гравия, а также проведение дноуглубительных работ;

выпас скота на расстоянии 500 метров от внешней границы первого пояса санитарной охраны.


53. На территории третьего пояса зоны санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения по согласованию государственных органов охраны природы и санитарного надзора разрешается хозяйственная и другая деятельность с соблюдением действующих санитарных норм и природоохранных требований.


54. В зонах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать уборные, помойные ямы, навозохранилища, приемники мусора и другие объекты, создающие условия загрязнения почвы и грунтовых вод.

Запрещается строительство водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, кладбищ, скотомогильников.


55. В пределах округов санитарной охраны источников минеральных вод, месторождений лечебных грязей, минеральных озер запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду, воздух, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные свойства вод и санитарное состояние территории.

В округах санитарной охраны проводятся санитарно-оздоровительные и другие мероприятия, обеспечивающие должное санитарное состояние природных лечебных средств, а также создание благоприятных условий для лечения и отдыха.


56. На территории первой зоны запрещаются не связанное непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могут оказывать вредное влияние на природные лечебные свойства источника и санитарное состояние территории.


57. На территории второй зоны запрещаются строительство объектов и сооружений, не связанных с лечением и отдыхом населения, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с развитием и благоустройством курорта, устройство поглощающих колодцев, полей орошения и подземной фильтрации, кладбищ, скотомогильников, массовый прогон скота, применение ядохимикатов для борьбы с вредителями и болезнями растений, вырубка зеленых насаждений (кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок) и всякое другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению лечебных средств.


58.  На территории третьей зоны по согласованию с государственными органами охраны природы и санитарного надзора допускаются все виды работ, которые не могут оказывать отрицательное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние территории.


59. Местные органы управления по ходатайству государственных органов охраны природы и санитарного надзора с учетом местных санитарно-гигиенических условий могут устанавливать дополнительные ограничения хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водных объектов.



ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ

ВОДООХРАННЫХ ЗОН


60. Предприятия, учреждения и организации или государственные органы охраны природы в соответствии с эксплуатационными требованиями проектов и необходимых экологических и санитарных условий вносят предложения в районные органы управления. Если предложения не находят необходимого решения, они передаются на рассмотрение областного органа управления.


61. Областные и районные органы управления в месячный срок рассматривают предложения об установлении водоохранных зон и принимают соответствующее решение.

Установление водоохранных зон на особо крупных и сложных объектах, таких, как реки Амударья, Сырдарья, Зарафшан и др., рассматривается по предложению Госкомприроды и Минводхоза Республики Узбекистан, и решение принимается Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан по согласованию с соответствующими областными хокимиятами.


62. Для рассмотрения предложений по установлению водоохранных зон создаются постоянные, районные, областные республиканские комиссии, как правило, в составе представителей органов охраны природы, водного хозяйства, санитарного надзора, архитектуры, землеустройства, а также предприятий, организаций, учреждений по усмотрению органа, образующего комиссию.

Комиссию возглавляет, как правило, один из руководителей районного, областного органа управления, а на республиканском уровне - заместитель Премьер-министра республики или по усмотрению Правительства один из его членов.


63.  Для подготовки предложений по установлению водоохранных зон проектные организации:

руководствуются действующими нормативами по эксплуатации объектов мелиорации и водного хозяйства, водоснабжения с учетом их развития, территориальными схемами и программами комплексной охраны природы и землеустройства, а также настоящим Положением;

изучают зоогеографическую, охотохозяйственную, геоботаническую, почвенную, лесохозяйственную, гидрогеологическую характеристику мест расположения водных объектов и прилегающих территорий в пределах зоны понижения и повышения грунтовых вод;

изучают ихтиологическую, рыбохозяйственную, гидрогеологическую, гидробиологическую, гидрохимическую характистику акваторий (в размере зоны 2 километров выше и 2 километров ниже створа водозаборного сооружения) водоисточника;

собирают и изучают сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке; данные об особо охраняемых видах флоры и фауны, памятниках природы, заповедниках, находящихся в зоне влияния водных объектов;

изучают и проверяют возможность определения водоохранных зон и применения действующих норм и правил с учетом предотвращения загрязнения и засорения вод, максимального сохранения ценных продуктивных угодий и существующей организации территорий, прекращения эрозионных процессов, заболачивания земель и других вредных влияний;

определяют перечень объектов, отрицательно влияющих на состояние вод.


64. Границы водоохранной зоны наносятся на планово-картографическую основу, и определяется общая площадь с учетом участка и состава угодий. На планах показываются границы всех участков, ранее отведенных для различных нужд в границах водоохранной зоны и в прилегающих к ней участках.


65. Подготавливаются данные, обосновывающие размеры водоохранных зон, о степени влияния объекта на окружающую среду и другие технико-экономические показатели. Определяются мероприятия по строительству сооружений, закрытию или сносу предприятий, зданий и сооружений, отрицательно влияющих на состояние вод, благоустройству территории и другие.


66. Материалы по установлению водоохранных зон представляются на рассмотрение комиссии.

Результаты рассмотрения материалов комиссией оформляются актом, в котором указываются:

состав комиссии;

характеристика земельных участков по угодьям, включаемым в водоохранную зону;

наличие на земельных участках строений, сооружений, оросительной и коллекторно-дренажной сети и сооружений на ней, многолетних насаждений, их балансовая стоимость;

заключение комиссии об одобрении водоохранных зон и рекомендуемые мероприятия по охране окружающей среды, памятников истории и культуры;

другие вопросы по усмотрению комиссии.


67. Одобренные комиссией границы водоохранных зон согласовываются:

по магистральным каналам и коллекторам, находящимся в ведении районных организаций, с областным комитетом охраны природы, районными органами государственного санитарного надзора, органами водного и сельского хозяйства;

по рекам, магистральным каналам и коллекторам, водохранилищам и другим водоемам, а также источникам водоснабжения и минеральных вод, находящимся в ведении областных организаций, за исключением объектов, перечисленных в абзаце 4 настоящего пункта, с областным комитетом охраны природы, областными органами государственного надзора, органами водного и сельского хозяйства;

по рекам Адмударья с притоком Сурхандарья, Сырдарья с притоком Карадарья, Нарын и Чирчик, Зарафшан, а также по источникам минеральных вод и других лечебных курортов и санаториев республиканского значения - с Госкомприродой, Минздравом, Минводхозом и Минсельхозом Республики Узбекистан.

Водоохранные зоны объектов, имеющие рыбопромысловое значение, с органами рыбоохраны.

При прохождении рек, саев, магистральных каналов и коллекторов по территории городов границы водоохранных зон и прибрежных полос согласовываются с соответствующими органами архитектуры.

Округа санитарной охраны источников минеральных вод и других лечебных средств курортов и санаториев местного значения согласовываются с областными органами профсоюзов, республиканского значения - Советом Федерации профсоюзов Узбекистана.


68. Органы государственного надзора, контроля по охране природы, другие министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреждения и организации, которым направляются материалы, рассматривают их в 10-дневный срок и дают свои обоснованные заключения.


69. Материалы по установлению водоохранных зон, вносимые на утверждение, должны содержать:

акт комиссии об установлении охранных зон;

заключения государственных и других органов о согласовании водоохранных зон;

планово-картографический материал.


70. Границы водоохранных зон утверждаются:

по магистральным каналам и коллекторам, а также водохозяйственным объектам районного значения - районными хокимиятами;

по рекам, магистральным каналам и коллекторам, водохранилищам и другим водоемам, за исключением объектов, перечисленных в абзаце 4 настоящего пункта - областными хокимиятами;

по рекам Амударья с притоком Сурхандарья, Сырдарья с притоками Карадарья, Нарын и Чирчик, Зарафшан, межобластным и межреспубликанским каналам и коллекторам, а также по источникам минеральных вод и других лечебных средств курортов и санаториев республиканского значения - Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.

Водоохранные зоны рек, саев, магистральных каналов и коллекторов, проходящих по территории города Ташкента и городов областного подчинения, утверждаются соответствующими хокимиятами.


71. Утвержденные в установленном порядке границы водоохранных зон обозначаются в натуре предупредительными знаками.


72.  После утверждения водоохранных зон проектной организацией, проводившей эти работы, изготавливается паспорт охраняемой территории согласно Приложению. В паспорте охраняемой территории указывается наименование объекта, установленные зоны (полосы) и режим использования земель в этих зонах. К паспорту прилагается графический материал с изображением границ установленных зон (полос).

Паспорт подписывается руководителем местного органа управления и направляется органам государственного надзора и другим заинтересованным органам для контроля за соблюдением режима хозяйственной деятельности.


73.  В водоохранных зонах водных объектов и прилегающих к ним территориях осуществляются следующие мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и режима вод:

технологические - направленные на строительство водооборотных систем промышленного водоснабжения, сооружений очистки и обезвреживания сточных вод; утилизацию с использованием в народном хозяйстве осадков из сточных вод; организацию технологических процессов объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспечивающих устойчивую работу сооружений по очистке и обезвреживанию сточных вод; организацию технологических процессов, исключающих образование загрязненных сточных вод;

лесомелиоративные и агротехнические - обеспечивающие укрепление берегов водных объектов, защиту их от обрушения, заболачивания, а также стабилизацию и улучшение естественного режима стока водных объектов;

гидротехнические - направленные на создание гидротехнических систем и сооружений, обеспечивающих благоприятные условия водопользования, а также на очистку в необходимых случаях русел рек и каналов, дна прудов, озер и водохранилищ от вредных наносов и отложений;

санитарно-технические - обеспечивающие обеззараживание и обезвреживание сбрасываемых в водные объекты сточных вод, а также санитарную охрану и устройство территорий, занятых под хозяйственную деятельность;

организационные - предусматривающие вынос из водоохранных зон или закрытие предприятий, зданий и сооружений, влияющих на состояние вод;

озеленительные посадки и насаждения без использования загрязняющих средств для благоприятного влияния на окружающую среду.


74. Затраты на осуществление этих мероприятий в водоохранных зонах вновь строящихся водных объектов относятся к стоимости их строительства.

Технологические и санитарно- технические мероприятия по ликвидации загрязнения территории, разрабатываемые в связи с установлением на существующих водных объектах водоохранных зон, выполняются за счет средств предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, являющихся источниками этих загрязнений, против которых при уклонении от выполнения предписаний могут возбуждаться в установленном порядке административные, экономические и иные претензии.

Гидротехнические, мелиоративные, агротехнические и организационные мероприятия выполняются за счет средств министерств, государственных комитетов и ведомств, в ведении которых находятся соответствующие водные объекты.


75. Обязанность соблюдения режима использования земель, хозяйственной деятельности и других действий, установленных настоящим Положением, возлагается на землевладельцев и землепользователей, использующих землю в водоохранных зонах.

Государственный контроль за соблюдением установленного режима производится местными органами управления, государственными органами охраны природы, санитарного надзора.

Контроль и меры, необходимые для охраны зон и сооружений непосредственно на объектах, осуществляются министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями, в ведении которых находятся сооружения с водоохранными зонами, в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

За соблюдением режима водоохранных зон может быть установлен общественный контроль общественными организациями и гражданами в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

ПРИЛОЖЕНИЕ



ПАСПОРТ



водоохранной зоны _______________________________________

на территории_____________________________________________

_________________________ района _________________ области

Республики Узбекистан

В соответствии с __________________________________________

                 (наименование органа, утвердившего границы

_____________________________________________________________________

водоохранной зоны, номер документа, его название)

на территории____________________________________________

    (наименование землевладельца или землепользователя)

_________________________________________________________

установлена водоохранная зона в границах согласно прилагаемому графическому материалу общей  площадью _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ га,

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Территория водоохранной зоны определена на расстоянии ________ м. от уреза воды.

Согласно Положению о водоохранных зонах водохранилищ и других водоемов, рек, магистральных каналов и коллекторов, а также источников питьевого и бытового водоснабжения, лечебного и культурно-оздоровительного назначения в Республике Узбекистан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан от 7 апреля 1992 года N 174, в водоохранной зоне запрещается:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В водоохранной зоне намечается осуществление следующих первоочередных мероприятий:___________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Руководители колхозов, совхозов и других предприятий, учреждений, организаций и граждане несут ответственность за соблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранной зоне.

Руководитель государственного органа управления (области, города, района)

Главный государственный инспектор

по охране природы

Время: 0.1877
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск