ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Верховного суда / По административным делам /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.05.2022 г. N 8 "О судебной практике по рассмотрению дел об административных правонарушениях в апелляционном порядке"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.05.2022 г.

N 8



О СУДЕБНОЙ

ПРАКТИКЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В АПЕЛЛЯЦИОННОМ ПОРЯДКЕ



В связи с изменениями, внесенными в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона, на основании статьи 22 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов на то, что рассмотрение дела об административном правонарушении в апелляционном порядке является важным правовым институтом, гарантирующим участникам судебного процесса право на обжалование постановление суда первой инстанции.


2. В соответствии со статьей 324-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее - КоАО), право на обжалование (опротестование) постановления суда первой инстанции по делу об административном правонарушении принадлежит:

лицу, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, его законному представителю, адвокату;

потерпевшему, его законному представителю, адвокату;

органу, составившему протокол об административном правонарушении;

прокурору.

В связи с этим копия постановления суда первой инстанции по делу об административном правонарушении в течении трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Потерпевшему, законному представителю, адвокату, органу, составившему протокол об административном правонарушении, прокурору копия постановления вручается или высылается по их просьбе (статья 311 КоАО).


3. В соответствии с законом апелляционная жалоба (протест) адресуется суду апелляционной инстанции, но вручается или высылается в суд, вынесший постановление по делу об административном правонарушении.

В качестве суда апелляционной инстанции выступает:

по делам, рассмотренным судами по уголовным делам, - судебная коллегия по уголовным делам соответственно Суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда;

по делам, рассмотренным экономическими судами, - судебная коллегия по экономическим делам соответственно Суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда;

по делам, рассмотренным судами по гражданским делам, - судебная коллегия по гражданским делам соответственно Суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда;

по делам, рассмотренным территориальными военными судами, - Военный суд Республики Узбекистан.

Следует иметь в виду, что апелляционная жалоба (протест) на постановление областного и приравненного к нему суда, вынесенное при рассмотрение ими дела по первой инстанции или в апелляционном порядке рассматривается соответствующей судебной коллегией Верховного суда Республики Узбекистан.


4. Согласно статье 324-3 КоАО апелляционная жалоба (протест) на постановление суда, вынесенное по делу об административном правонарушении, может быть подана в течение двадцати суток со дня оглашения постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, и потерпевшим - в тот же срок со дня вручения (направления в виде электронного документа) или получения постановления.

Апелляционная жалоба (протест) на постановление суда о привлечении лица к административной ответственности, вынесенное при рассмотрении судом гражданского, экономического дела, подается в порядке и сроки, установленные соответственно Гражданским, Экономическим процессуальными кодексами Республики Узбекистан (статья 315 КоАО).


5. По закону постановление суда по делу об административном правонарушение вступает в законную силу с момента его вынесения. Однако, учитывая, что согласно статье 318 КоАО подача в установленный срок жалобы (протеста) приостанавливает исполнение постановления о применении административного взыскания (за исключением административного ареста) суду не следует до истечения этого срока обращать его к исполнению. Вынесение определения о приостановлении исполнения постановления в таком случае не требуется.


6. По ходатайству заинтересованного лица пропущенный по уважительной причине срок подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть восстановлен судом, вынесшим постановление об административном правонарушении. При этом в определении должны быть указаны причины пропуска срока, признанные судом уважительными.

Следует иметь в виду, что уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, объективно препятствующие совершению процессуальных действий (например, чрезвычайные ситуации, наводнения, эпидемии, пандемия, карантин).

Уважительными причинами могут быть признаны болезнь, беспомощное состояние физического лица, его семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевание членов семьи), а также иные обстоятельства, если они исключали либо существенно затрудняли подачу апелляционной жалобы в установленные законом сроки.


7. На определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока на апелляционное обжалование (опротестование) постановления суда может быть подана частная жалоба (частный протест), которая рассматривается в апелляционном порядке. В случае удовлетворения частной жалобы (частного протеста) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу (протест) по делу на общих основаниях.

Лицо, не согласное с определением суда о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (протеста), вправе изложить свои доводы при рассмотрении дела в апелляционном порядке.


8. В случае восстановления срока на подачу апелляционной жалобы (протеста) суд в определении одновременно решает вопрос о приостановлении исполнения неисполненного постановления суда по делу об административном правонарушении до рассмотрения дела в апелляционном порядке.


9. В соответствии с частьями второй и третьей статьи 324-1 КоАО апелляционная жалоба (протест) на постановление суда по делу об административном правонарушении вместе с делом подлежит направлению в суд апелляционной инстанции в течение трех суток со дня поступления жалобы (протеста), а в случае применения судом административного взыскания в виде административного ареста или административного выдворения - в день получения жалобы (протеста).

О направлении жалобы (протеста) с делом в суд апелляционной инстанции сообщается:

лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении и его законному представителю;

потерпевшему, его законному представителю;

адвокату;

органу, составившему протокол об административном правонарушении;

прокурору, внесшему апелляционный протест.

Лицам, участвующим в деле, одновременно направляется копия жалобы (протеста) с разъяснением права на представление возражения в суд апелляционной инстанции.


10. В соответствии со статьей 324-4 КоАО лицо, подавшее апелляционную жалобу, вправе отказаться от жалобы, а прокурор, принесший протест, и вышестоящий прокурор - отозвать протест до удаления суда апелляционной инстанции в отдельную комнату для принятия решения.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, а также потерпевший вправе отозвать жалобу своего адвоката. Вместе с тем адвокат, законный представитель не вправе отозвать свою апелляционную жалобу без согласия соответственно лица, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, или потерпевшего.

При отказе от жалобы, отзыве протеста суд апелляционной инстанции выносит постановление о прекращении апелляционного производства по делу, если по делу не имеется другая жалоба или протест.


11. Разъяснить судам, что по закону (статья 324-5 КоАО) установлены различные сроки рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) на постановление суда по делу об административном правонарушении в зависимости от категории дела и примененной меры административного взыскания.

В частности, если общий срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) судом апелляционной инстанции составляет пятнадцать суток, то срок рассмотрения жалобы (протеста) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 51-2 - 51-9 КоАО, составляет пять дней со дня поступления с делом.

Апелляционная жалоба (протест) на постановление суда об административном аресте или административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы (протеста), если назначенная судом мера взыскания в виде административного ареста не отбыта или лицо еще не выдворено.


12. Поскольку законом обязанность по извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) возложена на суд апелляционной инстанции, в материалах дела должны содержаться сведения об их надлежащем извещении.

Неявка лиц, надлежаще извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении.


13. Лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции должна быть предоставлена возможность ознакомления с поступившими на жалобу (протест) возражениями и другими материалами дела.


14. При поступлении апелляционной жалобы (протеста), поданной по истечении установленного законом срока на обжалование постановления суда по делу об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции возвращает жалобу (протест) вместе с делом в суд первой инстанции.


15. Апелляционная жалоба (протест) на постановление суда первой инстанции по делу об административном правонарушении рассматривается судьей суда апелляционной инстанции единолично.


16. Суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу (протест) в судебном заседании по правилам рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде первой инстанции с учетом особенностей производства в суде апелляционной инстанции (часть вторая статьи 324-7 КоАО).


17. При рассмотрении апелляционной жалобы (протеста) суд апелляционной инстанции, не ограничиваясь доводами апелляционной жалобы (протеста), проверяет имеющиеся в деле, а также представленные суду (истребованные судом) новые доказательства в полном объеме.

Закон не ограничивает право суда апелляционной инстанции исследовать любые доказательства, независимо от того, были ли они рассмотрены судом первой инстанции или представлены впервые.


18. В силу статьи 324-2 КоАО при рассмотрении апелляционной жалобы (протеста) суд апелляционной инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость постановления суда первой инстанции по делу об административном правонарушении.

Постановление суда по делу об административном правонарушении признается законным, если оно вынесено с соблюдением всех требований как материального, так и процессуального закона.

Обоснованным признается постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное на основании доказательств, которые всесторонне, полно и объективно исследованы судом.

Постановление по делу об административном правонарушении является справедливым, если административное взыскание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и данных о личности правонарушителя.


19. Статьей 321 КоАО установлены единые основания для отмены и изменения постановления суда по делу об административном правонарушении и суд апелляционной инстанции в зависимости от конкретных обстоятельств дела может применить эти основания в том либо другом качестве.

Основаниями к отмене или изменению постановления суда по делу об административном правонарушении являются:

неполнота или односторонность рассмотрения дела судом;

несоответствие постановления и примененных судом норм закона об административной ответственности, а также других нормативно-правовых актов фактическим обстоятельствам по делу;

существенные нарушения правил производства по делу об административном правонарушении;

несправедливость примененного административного взыскания.


20. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) на постановление суда первой инстанции суд апелляционной инстанции принимает одно из следующих постановлений:

об оставлении постановления суда без изменения, а жалобу (протест) - без удовлетворения;

об отмене постановления суда, а также постановления органа (должностного лица), составившего протокол об административном правонарушении, и возвращении дела тому же органу (должностному лицу);

об изменении постановления суда или его отмены с вынесением нового постановления;

об отмене постановления суда и прекращении производства по делу;

об изменении меры взыскания в пределах, предусмотренных актом законодательства об ответственности за административное правонарушение, не усиливая ее;

о прекращении апелляционного производства в связи с отзывом апелляционной жалобы (протеста).

Постановление суда апелляционной инстанции оглашается немедленно после его вынесения.


21. Суд апелляционной инстанции оставляет постановление суда первой инстанции без изменения, если будет установлено, что фактические обстоятельства дела исследованы полно, всесторонне и объективно, существенных нарушений норм КоАО не допущено, нормы материального закона к правонарушению применены правильно, назначенное административное взыскание соответствует требованиям статьи 30 КоАО.

Оставляя постановление без изменения, суд апелляционной инстанции вправе отсрочить его исполнения в соответствие со статьей 328 КоАО.


22. Суд апелляционной инстанции, изменяя постановление суда, вправе:

изменить квалификацию административного правонарушения без изменения меры административного взыскания;

изменить квалификацию административного правонарушения со смягчением меры административного взыскания;

изменения меры административного взыскания, в пределах санкции статьи Особенной части КоАО, не усиливая ее;

исключить определенную статью Особенной части КоАО или эпизоды правонарушения;

увеличить или уменьшить размер возмещения ущерба, а также решить вопрос о предметах правонарушения.

Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 33 КоАО вправе применить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи Особенной части КоАО, или другое более мягкое взыскание, не предусмотренное данной статьей, с указанием мотивов и оснований принятия такого решения.


23. Суд апелляционной инстанции при установлении по делу нарушения требований, предусмотренных статьями 281, 282 КоАО, отменяет постановление суда, а также постановление органа (должностного лица), составившего протокол об административном правонарушении, и возвращает дело тому же органу (должностному лицу), если допущенное нарушение повлияло на законность принятого постановления.


24. По смыслу статьи 278 КоАО, если при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции придет к выводу, что в действиях правонарушителя содержатся признаки преступления, он отменяет постановление суда первой инстанции и передает материалы прокурору.

Если по результатам изучения и проверки материалов прокурор приходит к выводу об отсутствии в действиях правонарушителя состава преступления, дело об административном правонарушении направляется в суд с постановлением прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела.


25. Суд апелляционной инстанции отменяет постановление суда и принимает новое постановление, если по результатам рассмотрения жалобы потерпевшего, его представителя или органа, составившего протокол об административном правонарушении, либо протеста прокурора приходит к выводу о необходимости усиления меры наказания или переквалификации деяния на другую статью Особенной части КоАО, предусматривающую более строгую ответственность.


26. Разъяснить судам, что постановление суда первой инстанции подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - прекращению, если в ходе рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) будет установлено любое из обстоятельств, исключающих административную ответственность, предусмотренных в статье 271 КоАО.

Отмена постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость, а также упущенная выгода, если данные предметы предназначались для предпринимательства (часть первая статьи 324 КоАО).

Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным административным арестом, производится в порядке, установленном законодательством.


27. Суд апелляционной инстанции при выявлении по делу причин совершения административных правонарушений и условий, им способствующих, должен вносить руководителю соответствующего предприятия, учреждения, организации представление о принятии мер по устранению этих причин и условий.

Такое представление должно быть вынесено судом апелляционной инстанции и в случаях установления нарушений закона, допущенных соответствующим органом (должностным лицом), ответственным за производство по делу об административном правонарушении.


28. Суд апелляционной инстанции после оглашения постановления по делу об административном правонарушении обязан разъяснить участникам судебного процесса его содержание и порядок принесения жалобы (протеста) в кассационном порядке, что должно быть отражено в протоколе судебного заседания.


29. Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента оглашения.

Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано (опротестовано) в кассационном порядке в течении шести месяцев со дня его вынесения.


30. Обратить внимание судов апелляционной инстанции на обеспечение в трехдневный срок направления (вручения) копии постановления лицу, в отношении которого вынесено постановление, и органу, составившему протокол об административном правонарушении. Другим лицам, участвующим в деле, копия постановления выдается по их запросу.

Следует иметь в виду, что копия постановления по делу, по которому применено административное взыскание в виде административного ареста либо административного выдворения, направляется (вручается) органу, исполняющему постановление, а также лицам, участвующим в деле, в день вынесения постановления.


31. В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях рекомендовать Суду Республики Каракалпакстан, областным судам и Ташкентскому городскому суду ежеквартально проводить обобщения судебной практики по рассмотрению дел в апелляционном порядке.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                       К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                         И. Алимов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2022 г.













































Время: 0.1868
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск