язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты / Предпринимательство / Государственная поддержка развития предпринимательства/ Указ Президента Республики Узбекистан от 30.12.2022 г. N УП-287 "О мерах по разделению территорий республики на категории и внедрению дифференцированной системы поддержки предпринимательства"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.12.2022 г.

N УП-287



О МЕРАХ ПО РАЗДЕЛЕНИЮ

ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ НА КАТЕГОРИИ

И ВНЕДРЕНИЮ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


В целях сокращения экономического неравенства между территориями, внедрения новых подходов к развитию районов и городов исходя из их условий, потенциала и возможностей, а также дальнейшего улучшения предпринимательской среды, совершенствования порядка предоставления государственной поддержки и повышения ее эффективности:


1. Согласиться с предложениями Министерства экономики и финансов, Агентства статистики и Торгово-промышленной палаты, предусматривающими с 1 января 2023 года:

разделение районов и городов республики на 5 категорий согласно приложению N 1;

внедрение порядка применения к субъектам предпринимательства налоговых льгот и субсидий, иных мер их поддержки исходя из категории районов и городов.


2. Внедрить в период с 1 января 2023 года по 1 января 2026 года дифференцированный порядок налогообложения, в соответствии с которым:

а) субъекты предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в районах, отнесенных к 5-й категории, (за исключением крупных налогоплательщиков, постоянных учреждений, бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более)оплачивают:

налог на прибыль, налог с оборота и социальный налог - по налоговой ставке в размере 1 процента;

налог на имущество юридических лиц и земельный налог с юридических лиц - по налоговой ставке в размере 1 процента суммы, начисленной по этим налогам;

б) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в районах, отнесенных к 5-й категории, освобождаются от оплаты налога на доходы физических лиц в фиксированном размере;

в) для субъектов предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах, отнесенных к 4-й категории, (за исключением крупных налогоплательщиков, постоянных учреждений, бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более) базовая налоговая ставка налога с оборота устанавливается в размере 3 процентов. При этом в случаях, предусмотренных законодательством, по данному налогу сохраняются пониженные налоговые ставки;

г) Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставляется право вводить в районах, отнесенных к 4-й категории, понижающие коэффициенты:

минимальных размеров налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц, установленных Налоговым кодексом, - до 0,3;

налога на доходы физических лиц в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей - до 0,5.

Министерству экономики и финансов в месячный срок представить в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, вытекающих из настоящего пункта.


3. Установить, что с 1 марта 2024 года Акционерным обществом "Компания по развитию предпринимательства" по кредитам коммерческих банков, выделяемым в национальной валюте субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в районах, отнесенных к 4-й и 5-й категориям, по ставке, превышающей основную ставку на 4 процентных пункта и не превышающей 1,75-кратного размера основной ставки Центрального банка, предоставляется компенсация в размере до 40 процентов основной ставки в рамках определенных общих условий и правил.

4. Утвердить:

повышенные размеры субсидий, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства, согласно приложению N 2;

меры поддержки предпринимательской деятельности исходя из категории районов и городов согласно приложению N 3.


5. Министерству экономики и финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами с привлечением экспертов международных финансовых институтов и научных организаций:

в срок до 1 октября 2023 года внедрить информационную систему разделения районов и городов на соответствующие категории (далее - информационная система), обеспечивающую достоверность и прозрачность критериев и показателей оценки, а также методов расчета. При этом расходы, связанные с разработкой, запуском и поддержкой информационной системы, осуществляются за счет средств внебюджетного фонда Министерства экономики и финансов;

каждые три года в процессе формирования параметров Государственного бюджета вносить в Кабинет Министров предложения по изменению категории районов и городов исходя из состояния их социально-экономического развития.


6. Определить Министерство экономики и финансов уполномоченным органом по оценке эффективности налоговых и таможенных льгот, субсидий, а также иных видов мер поддержки (далее - государственная поддержка), предоставленных отраслям и сферам экономики, а также регионам.

Установить порядок, в соответствии с которым по итогам года:

руководители отраслевых министерств и ведомств, органов государственной власти на местах ежегодно до 1 марта представляют в Министерство экономики и финансов отчеты по эффективности отдельных видов государственной поддержки, предоставленных для развития сфер и (или) территорий;

Министерство экономики и финансов совместно со Счетной палатой ежегодно до 1 апреля вносят в Кабинет Министров аналитическую информацию по итогам оценки эффективности государственной поддержки.


7. Министерству экономики и финансов в срок до 1 июля 2023 года утвердить порядок оценки адресности и эффективности государственной поддержки, а также формы отчетности. При этом основными критериями оценки определить:

количество образованных новых субъектов предпринимательства и созданных рабочих мест;

динамику роста оборота реализации товаров (услуг);

объем извлеченной прибыли и полученных дивидендов;

объем частных инвестиций, внесенных после предоставления государственной поддержки.


8. Определить, что:

а) все виды субсидий внедряются по принципу "2+1". При этом субсидии предоставляются в первые два года и, если по результатам оценки этих субсидий показатели их эффективности будут признаны положительными, срок действия указанных субсидий продлевается дополнительно на один год;

б) субсидии, срок действия которых не определен, признаются внедренными до 1 января 2025 года;

в) субсидии подлежат возврату с получателей субсидий с процентными платежами (пеня), начисленными со дня предоставления этих субсидий по основной ставке Центрального банка в случаях:

нецелевого использования предоставленных субсидий;

несоблюдения условий применения субсидий;

предоставления поддельных документов для получения субсидий.

При этом сумма начисленных процентных платежей (пеня) не может превышать половины суммы предоставленной субсидии.


9. Рекомендовать Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан внедрить практику ежегодного заслушивания отчетов руководителей министерств и ведомств, предоставляющих субсидии, о целевом и эффективном использовании выделенных субсидий.


10. Министерству экономики и финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


11. Возложить на министра экономики и финансов, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан каждые шесть месяцев.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 30.12.2022 г. N УП-287



ПЕРЕЧЕНЬ

городов и районов Республики Узбекистан,

разделенных на категории, исходя из специализации

и условий, созданных для малого бизнеса


   

N

   

Наименование регионов

  

Города и районы

   

1-я категория

  

1.

Андижанская область

город Андижан

          

2.

Бухарская область

город Бухара

           

3.

Джизакская область

город Джизак

...