язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Вода, водопользование и водное хозяйство/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 06.05.1993 г. N 837-XII "О воде и водопользовании"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.05.1993 г.

N 837-XII



О ВОДЕ И ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ


ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование водных отношений.

Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, улучшение состояния водных объектов, а также защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, фермерских, дехканских хозяйств и граждан в области водных отношений.



Статья 2. Водное законодательство

Водные отношения в Республике Узбекистан регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими актами водного законодательства.

Водные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также и законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 2-1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


подземные воды - воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры;


поверхностные воды - воды, расположенные на поверхности земной коры;


мелиоративные объекты - водохозяйственные объекты, способствующие сбору коллекторно-дренажных и поверхностных сбросных вод и их транспортировке за пределы орошаемых земель, включающие в себя коллекторы и коллекторно-дренажную сеть, скважины вертикального дренажа, мелиоративные насосные станции (агрегаты) и наблюдательную сеть;


воды - совокупность всех вод, сосредоточенных в водных объектах;


водопотребление - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд;


ассоциация водопотребителей - негосударственная некоммерческая организация, создаваемая водопотребителями - юридическими лицами на добровольной основе для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;


водопотребитель - юридическое или физическое лицо, получающее в установленном порядке водные ресурсы с изъятием их из водного или водохозяйственного объекта для удовлетворения собственных нужд;

водный объект - естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;


охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;


водный режим - изменение во времени уровней, скорости, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах;


водные ресурсы - воды водных объектов, доступные или подлежащие к использованию;


водное хозяйство - отрасль экономики, охватывающая изучение, учет, управление, использование, охрану водных ресурсов и водных объектов, а также борьбу с вредным воздействием вод;


водохозяйственный объект - водный объект, на котором осуществляется водохозяйственная деятельность в целях накопления, управления, транспортировки, использования, потребления, отвода и охраны водных ресурсов;


эксплуатационные организации водного хозяйства - водохозяйственные эксплуатационные организации, использующие водохозяйственные объекты (отделы ирригации районов, управление ирригационных систем, управления магистральных каналов (систем), управления насосных станций и энергетики, мелиоративные экспедиции, управления эксплуатации водохранилищ и крупных гидротехнических сооружений, Министерство водного хозяйства Республики Каракалпакстан, бассейновые управления ирригационных систем при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан);

водопользование - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;


водопользователь - юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;


вредное воздействие вод - размыв, разрушение, заиление, заболачивание, засоление и другие негативные явления отдельных природно-хозяйственных объектов и территорий в результате наводнений, затоплений, подтоплений и иных воздействий вод;


плата за доставку воды и другие водохозяйственные услуги - осуществление платежей на договорной основе за оказываемые услуги по доставке воды, предоставляемые водоснабжающими организациями (водохозяйственные эксплуатационные организации, ассоциации водопотребителей и другие), и другие водохозяйственные услуги (ремонт водохозяйственных объектов, внедрение водосберегающих технологий орошения, содействие в использовании приборов управления и учета воды);

трансграничные водные объекты - водные объекты, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах;


трансграничные воды - любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах.



Статья 3. Государственная собственность на воды

Воды являются государственной собственностью - общенациональным богатством Республики Узбекистан, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.


Статья 4. Единый государственный водный фонд

Единый государственный водный фонд включает:

ручьи, саи, реки, водохранилища, озера, моря, воды каналов, коллекторно-дренажных сетей, родников, прудов и другие поверхностные воды;

подземные воды, снежные запасы и ледники.

Право на пользование водами из трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов) устанавливается международными договорами Республики Узбекистан.


ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 5. Компетенция Олий Мажлиса Республики Узбекистан

в области регулирования водных отношений

Ведению Олий МажлисаРеспублики Узбекистан в области регулирования водных отношений подлежат:

принятие законодательных актов о воде и водопользовании, внесение в них изменений и дополнений;

определение основных направлений государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и принятие стратегических государственных водохозяйственных программ;

решение других вопросов, относящихся к ведению Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области регулирования водных отношений

Ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования водных отношений подлежат:

проведение единой государственной политики в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов;

координация деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, других юридических лиц в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов, а также предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;

установление порядка образования и использования водного фонда, порядка утверждения нормативов водопользования, водопотребления и лимитов водозабора из водного объекта (далее - лимиты водозабора);

обеспечение ведения государственного учета вод и контроля за использованием и охраной их, ведение государственного водного кадастра и водного мониторинга;

разработка мер по предотвращению и ликвидации крупных аварий, бедствий, экологических кризисов и вредного воздействия вод;

установление порядка платы за пользование водными ресурсами, возмещения за загрязнение и истощение водных объектов;

развитие межгосударственных отношений в сфере водного хозяйства;

реализация мер, направленных на развитие водного хозяйства, рациональное использование воды, эффективное использование воды, смягчение негативных последствий дефицита воды, утверждение других программ по воде и водопользованию;

утверждение порядка государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий;

осуществление иных мер, предусмотренных законодательством.


Статья 7. Компетенция органов государственной власти

на местах в области регулирования водных отношений

Ведению органов государственной власти на местах в области регулирования водных отношений подлежат:

определение основных направлений использования и охраны водных ресурсов на своей территории;

обеспечение законности и правопорядка в области регулирования использования и охраны водных ресурсов;

учет и оценка состояния водных объектов, контроль за использованием и охраной вод, соблюдением установленных лимитов водозабора, ведением водопользователями учета использования вод;

содействие в формировании и утверждении адресных списков внедрения водосберегающих технологий орошения, а также в их реализации;

обеспечение соблюдения прав и законных интересов ассоциаций водопотребителей, содействие в реализации мероприятий по ремонту и восстановлению оросительной и коллекторно-дренажных сетей и доставке воды приусадебным участкам;

проведение мероприятий по сохранению и улучшению состояния водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия а также загрязнения вод, восстановление объектов, поврежденных в результате аварий, паводков, селей и стихийных бедствий;

регулирование других вопросов, предусмотренных законодательством.


ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И  КОНТРОЛЬ  В  ОБЛАСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ВОД

Статья 8. Государственное управление в области

использования вод

Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами.

Специально уполномоченными органами государственного управления в области регулирования использования вод являются Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды), Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) в пределах их компетенции.


Статья 9. Государственный контроль

за использованием и охраной вод

Задача государственного контроля за использованием и охраной вод - обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, фермерскими и дехканскими хозяйствами и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.

Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют органы государственной власти на местах, Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан, Инспекция по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Статья 10. Участие ассоциаций водопотребителей, других

негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан

в осуществлении мероприятий по рациональному использованию,

охране вод и водных объектов

Ассоциации водопотребителей, другие негосударственные некоммерческие организации в соответствии со своими уставами и граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, охране вод и водных объектов. Государственные органы при проведении этих мероприятий могут учитывать предложения ассоциаций водопотребителей, других негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан.



ГЛАВА IV. РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ,

СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ,

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ

ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ

ВОД И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 11. Условия размещения, проектирования,

строительства, реконструкции, ремонта, восстановления

и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений

и других объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, восстановлении и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод и водных объектов, должны обеспечиваться рациональное использование вод с соблюдением требований охраны здоровья и первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, а также благоприятный режим отвода коллекторно-дренажных и сточных вод. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и возвращаемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов.

Проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, должны составляться с учетом возможностей пользования водными объектами для отдыха и спорта.



Статья 12. Условия размещения, проектирования, строительства,

реконструкции и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений

и других объектов на рыбохозяйственных водоемах

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, наряду с соблюдением требований статьи 15 настоящего Закона, должны быть своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие компенсацию ущерба, наносимого рыбным запасам, другим водным животным и растениям и условиям для их сохранения, восстановления и воспроизводства.



Статья 13. Определение мест строительства, реконструкции,

ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других

объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов

Определение мест строительства, реконструкции, ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, согласовывается с организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, а также с другими заинтересованными организациями в соответствии с законодательством.



Статья 14. Согласование и государственная экспертиза

проектов   строительства,   реконструкции,    ремонта

и восстановления предприятий, сооружений и других

объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов

Проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами по экологии и охране окружающей среды, по геологии и минеральным ресурсам и другими органами, а также проходят государственную экспертизу в соответствии с законодательством.

Проекты по ремонту и восстановлению мелиоративных объектов проходят государственную экспертизу в установленном законодательством порядке.

Не допускается проектирование, строительство и реконструкция прямоточных систем водоснабжения промышленных предприятий, которые по условиям производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение и безотходную технологию.



Статья 15. Запрещение ввода в эксплуатацию предприятий,

сооружений и других объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов

Запрещается ввод в эксплуатацию:

новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод, а также оказывающих отрицательное воздействие на состояние вод и водных объектов;

оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв;

осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;

водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;

гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

групповых водозаборов без утвержденных запасов подземных вод;

буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны.

Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.


Статья 16. Согласование проектов строительства,

реконструкции, ремонта и восстановления мостов,

переходов и других транспортных коммуникаций

через водные объекты

Проекты строительства и реконструкции мостов, переходов и других транспортных коммуникаций через водные объекты подлежат согласованию с органами водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды, по контролю и надзору за безопасностью водохозяйственных объектов, Министерством по чрезвычайным ситуациям и в необходимых случаях с органами энергетики, по архитектуре и строительству, Министерством транспорта Республики Узбекистан (в части речного транспорта), а также должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, предупреждение их вредного воздействия.

Проекты по ремонту и восстановлению мостов, переходов и других транспортных коммуникаций через водные объекты, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами водного хозяйства, а также с другими органами в соответствии с законодательством и должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения и засорения вод.


ГЛАВА V. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, В ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ,

ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОСАХ И ЗОНАХ САНИТАРНОЙ

ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 17. Порядок производства работ на водных

объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах

и зонах санитарной охраны водных объектов

Строительные, ремонтные, восстановительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и иные работы на водных объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов, в зонах формирования подземных вод, влияющие на состояние вод и водных объектов, производятся в соответствии с законодательством.

Работы, влияющие на состояние вод и водных объектов, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Закона на основе научно обоснованных норм и правил с учетом интересов сельского и водного, энергетического, рыбного, лесного, бытового и коммунального хозяйств.



ГЛАВА VI. ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ВОДОПОТРЕБИТЕЛИ

И ОБЪЕКТЫ ИХ ПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 18. Водопользователи

Водопользователями могут быть эксплуатационные организации водного хозяйства, ассоциации водопотребителей, предприятия коммунально-бытовой сферы, гидроэнергетики, иные предприятия, учреждения, организации, граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.



Статья 18-1. Водопотребители

Водопотребителями могут быть предприятия, учреждения, организации, фермерские и дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.


Статья 18-2. Ассоциации водопотребителей

Ассоциации водопотребителей создаются преимущественно по гидрографическому принципу или иным условиям, обеспечивающим рациональное управление и использование водных ресурсов.

Учредителями ассоциаций водопотребителей могут быть фермерские хозяйства, дехканские хозяйства с образованием юридического лица, а также другие водопотребители - юридические лица.

Членами ассоциаций водопотребителей могут быть фермерские и дехканские хозяйства, органы самоуправления граждан, а также другие водопотребители.

Водные отношения между ассоциацией водопотребителей и ее членами, находящимися в зоне ее обслуживания, а также другими эксплуатационными организациями водного хозяйства и иными юридическими и физическими лицами регулируются на договорной основе.

Финансирование деятельности ассоциаций водопотребителей осуществляется за счет ежегодных членских взносов их членов, платы за доставку воды и другие водохозяйственные услуги на договорной основе, а также из других источников, не запрещенных законодательством.

Ассоциации водопотребителей вправе прекратить подачу воды водопотребителям в случае нарушения правил водопользования, нецелевого использования воды, а также сверхлимитного водозабора, несвоевременной уплаты членских взносов за доставку воды и другие водохозяйственные услуги до устранения выявленных нарушений закона и условий договора.


Статья 19. Объекты водопользования

Водные объекты или их части могут быть объектами водопользования и передаваться в эксплуатацию на принципах государственно-частного партнерства и иных условиях в порядке, установленном законодательством, за исключением водохранилищ, селехранилищ, а также крупных и особо важных водохозяйственных объектов.


Статья 19-1. Источники водопотребления

Водные объекты или их части могут быть источниками водопотребления и предоставляться для водопотребления в установленном законодательством порядке.


Статья 20. Частичное или полное запрещение

использования водных объектов

Использование водных объектов, имеющих особое государственное значение либо особую научную или культурную ценность, может быть частично или полностью запрещено в порядке, устанавливаемом законодательством.



ГЛАВА VII. ВИДЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

Статья 21. Виды водопользования

В зависимости от способа забора воды из водного объекта, влияния на состояние вод и водных объектов водопользование подразделяется на общее и специальное водопользование.

Общим водопользованием является использование воды физическими лицами в целях удовлетворения собственных нужд и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.

Специальным водопользованием является водопользование, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено водопользование без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.

Перечень видов общего и специального водопользования устанавливается Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам в соответствии с законодательством.

Водные объекты могут состоять в обособленном или совместном пользовании.

Водным объектом обособленного пользования является водный объект, полностью или частично переданный в пользование юридическим или физическим лицам в установленном законодательством порядке.

Водным объектом совместного пользования является водный объект, не предоставленный в обособленное пользование.

Водные объекты предоставляются в пользование по согласованию с органами водного хозяйства, санитарного надзора, по экологии и охране окружающей среды, по геологии и минеральным ресурсам в установленном законодательством порядке.

Водные объекты предоставляются водопользователям в пользование для удовлетворения сельскохозяйственных, питьевых, лечебных и бытовых нужд водопотребителей, курортных, рекреационных и других нужд населения, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных или общественных надобностей при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий.

Использование водных объектов для сброса сточных вод может допускаться лишь в случаях и при соблюдении специальных требований и условий, предусмотренных законодательством.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или одновременно нескольких целей.



Статья 21-1. Виды водопотребления

По целевому использованию водопотребление подразделяется на питьевое, коммунально-бытовое, лечебное, курортное, рекреационное, рыбохозяйственное, промышленное, энергетическое, сельскохозяйственное и другие. В зависимости от количества забираемой воды из водного объекта водопотребление подразделяется на общее и специальное водопотребление.

Общим водопотреблением является водопотребление физическими лицами в целях удовлетворения их личных питьевых, бытовых, рекреационных, лечебных нужд, водопоя животных и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.

Специальным водопотреблением является водопотребление, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопотреблению в отдельных случаях может быть также отнесено водопотребление без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.

Водные ресурсы предоставляются для потребления при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий.

ГЛАВА VIII. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 25. Преимущественное предоставление

водных объектов для нужд населения

Водные объекты предоставляются в пользование прежде всего для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.


Статья 26. Порядок предоставления водных

объектов в обособленное пользование

В обособленное пользование водные объекты предоставляются полностью или частично Кабинетом Министров Республики Узбекистан либо иным уполномоченным на то государственным органом в порядке, устанавливаемом законодательством.

Водные объекты предоставляются в обособленное пользование при обязательном оформлении разрешения на специальное водопользование или водопотребление.


Статья 27. Порядок выдачи разрешения на специальное

водопользование или водопотребление

Специальное водопользование или водопотребление осуществляется на основании разрешения.

Разрешение на специальное водопользование или водопотребление из естественных водных объектов выдается органами по экологии и охране окружающей среды по согласованию с органами водного хозяйства - по поверхностным водам, органами по геологии и минеральным ресурсам - по подземным водам.

Разрешение на специальное водопользование или водопотребление из искусственных водных объектов выдается:

Министерству водного хозяйства Республики Каракалпакстан, бассейновым управлениям ирригационных систем, управлениям магистральных каналов (систем), управлениям эксплуатации водохранилищ, организациям, эксплуатирующим трансграничные водные объекты, водные объекты межобластного значения, крупные и особо важные водохозяйственные объекты, управлениям насосных станций, энергетики и связи, мелиоративным экспедициям, а также другим водопользователям и водопотребителям - Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан из водных объектов республиканского или межобластного значения;

Министерством водного хозяйства Республики Каракалпакстан, бассейновыми управлениями ирригационных систем управлениям ирригационных систем, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов областного или межрайонного значения;

отделами ирригации районов (города Кувасая) ассоциациям водопотребителей, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов районного значения;

ассоциациями водопотребителей фермерским и дехканским хозяйствам, махаллинским сходам граждан и другим водопотребителям, находящимся в зоне их обслуживания, - из водных объектов для сельскохозяйственных нужд по согласованию с районным отделом сельского хозяйства (города Кувасая).

Порядок выдачи разрешения на специальное водопользование или водопотребление устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 28. Осуществление общего водопользования

Общее водопользование осуществляется без разрешений и ограничений сроков в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и другими актами законодательства.



Статья 29. Общее водопользование и водопотребление

на водных объектах, предоставленных

в обособленное пользование

На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование и водопотребление допускается на условиях, установленных организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, по согласованию с органами водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды, а при необходимости может быть запрещено в соответствии с законодательством.


Статья 30. Лимиты водозабора

Лимиты водозабора устанавливаются всем водопользователям и водопотребителям.

Лимиты водозабора (за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи) устанавливаются органами водного хозяйства по водным источникам, бассейновым ирригационным системам, магистральным каналам (системам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям, а в части подземных вод - по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам.

Лимиты водозабора для фермерских и дехканских хозяйств и других водопотребителей устанавливаются обслуживающими их ассоциациями водопотребителей.

Лимиты водозабора коммунального и бытового хозяйств устанавливаются соответствующими эксплуатирующими организациями.

Лимиты водозабора устанавливаются для водопользователей и водопотребителей с учетом прогноза и фактической водности источников два раза в год для нужд сельского хозяйства и один раз в год для других нужд и являются обязательными для них.

Услуги водопользователей по доставке воды, а также другие оказанные водохозяйственные услуги оплачиваются на договорной основе.


Статья 31. Сроки пользования водными объектами

Водные объекты предоставляются в постоянное или временное пользование, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

Постоянным признается водопользование без заранее установленного срока.

Срок временного водопользования должен быть не менее трех лет и не более сорока девяти лет.

Сроки временного пользования водными объектами могут быть по ходатайству заинтересованных водопользователей продлены государственными органами, принявшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное пользование или выдавшими разрешение на специальное водопользование.


ГЛАВА IX. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ВОДОПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Статья 32. Права водопользователей

Водопользователи имеют право:

пользоваться водными объектами только в тех целях, для которых они предоставлены;

строить и реконструировать сооружения, устройства и другие объекты для осуществления водопользования в установленном законодательством порядке;

проверять количество и качество предоставляемой воды;

требовать компенсацию недополученной воды по договору о водопользовании, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

участвовать в принятии решений по управлению водными ресурсами;

вносить предложения по изменению лимитов водозабора исходя из прогноза и фактической водности источника;

требовать возмещения вреда, причиненного нарушениями их прав и законных интересов, в том числе права на получение воды в соответствии с установленными лимитами водозабора и режимом подачи воды в порядке, установленном законодательством.

Водопользователи могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


Статья 32-1. Права водопотребителей

Водопотребители имеют право:

проверять количество и качество предоставляемой воды;

требовать компенсацию недополученной воды по договору о водопотреблении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

участвовать в принятии решений по управлению водными ресурсами;

вносить предложения по изменению лимитов водозабора исходя из собственных потребностей;

объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;

требовать возмещения вреда, причиненного нарушениями их прав и законных интересов, в том числе права на получение воды в соответствии с установленными лимитами водозабора и режимом подачи воды в порядке, установленном законодательством.

Водопотребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 33. Охрана прав водопользователей и водопотребителей

Права водопользователей и водопотребителей охраняются законом.

Нарушенные права водопользователей и водопотребителей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством.



Статья 34. Ограничение прав

водопользователей и водопотребителей

В случаях, предусмотренных законодательством, права водопользователей и водопотребителей могут быть ограничены в целях охраны здоровья населения, в иных государственных интересах, а также в интересах других водопользователей и водопотребителей. При этом не должны ухудшаться условия пользования водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения.


Статья 35. Обязанности водопользователей

Водопользователи обязаны:

рационально использовать водные объекты, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества вод;

соблюдать установленные лимиты водозабора и правила водопользования;

при специальном водопользовании оформить разрешение в порядке, установленном законодательством;

принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;

не допускать нарушения прав и законных интересов других водопользователей и водопотребителей, а также нанесения ущерба водным, хозяйственным объектам и природным ресурсам (землям, растительному и животному миру, полезным ископаемым и другим);

содержать в технически исправном состоянии водные объекты, водоохранные и другие сооружения, технические устройства, улучшать их эксплуатационные качества и соблюдать установленные правила их эксплуатации;

вести учет количества вод при заборе и подаче воды, а также предоставлять отчетность в порядке, установленном законодательством;

своевременно вносить платежи за пользование водными ресурсами, а также за услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги на договорной основе;

принимать меры по водосбережению и внедрению цифровых технологий;

содействовать водопотребителям в рациональном использовании водных ресурсов;

принимать меры по предупреждению и предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, ликвидации вредных воздействий вод на водные объекты, а также не допускать загрязнения площади водосбора поверхностных и подземных вод;

соблюдать установленный режим содержания водоохранных зон, прибрежных полос и зон санитарной охраны водных объектов;

в установленном порядке допускать на свои водохозяйственные объекты представителей органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной вод, и предоставлять им необходимую информацию;

своевременно информировать органы государственной власти на местах о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, влияющих на состояние вод и водных объектов, и участвовать в осуществлении работ по ликвидации их последствий, а также в ремонтно-восстановительных работах на водных объектах в порядке, установленном законодательством;

осуществлять мероприятия по охране рыбы, другой водной флоры и фауны.

Водопользователи могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


Статья 35-1. Обязанности водопотребителей

Водопотребители обязаны:

рационально использовать водные ресурсы, не допускать нецелевого водопотребления, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества вод;

соблюдать установленные лимиты водозабора и правила водопотребления;

при специальном водопотреблении оформить разрешение в порядке, установленном законодательством;

принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;

не допускать нарушения прав и законных интересов других водопотребителей и водопользователей, а также нанесения ущерба водным, хозяйственным объектам и природным ресурсам (землям, растительному и животному миру, полезным ископаемым и другим);

оснащать места забора воды средствами регулирования и учета воды, содержать в технически исправном состоянии внутренние водные объекты и сооружения, соблюдать установленные правила их эксплуатации;

вести учет количества забираемой воды и предоставлять необходимую информацию органам, выдавшим разрешение на специальное водопотребление;

своевременно вносить платежи за пользование водными ресурсами, а также за услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги на договорной основе;

принимать меры по водосбережению;

осуществлять согласованные в установленном порядке технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия по охране вод;

по требованию обслуживающих их водопользователей, органов государственной власти на местах участвовать в осуществлении мер по предупреждению и предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также не допускать загрязнения площади водосбора поверхностных и подземных вод;

соблюдать порядок и условия охраны и использования водоохранных зон, прибрежных полос и зон санитарной охраны водных объектов;

в установленном порядке допускать на свои водохозяйственные объекты представителей органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной вод, и предоставлять им необходимую информацию;

своевременно информировать обслуживающих их водопользователей, органы государственной власти на местах о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, влияющих на состояние вод и водных объектов, а также участвовать в осуществлении работ по ликвидации их последствий;

осуществлять мероприятия по охране рыбы, другой водной флоры и фауны.

Водопотребители могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА X. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

Статья 36. Основания прекращения права

водопользования или водопотребления

Право водопользования или водопотребления подлежит прекращению в случаях:

минования надобности в водопользовании, водопотреблении или отказа от них;

истечения срока водопользования или водопотребления;

ликвидации предприятия, учреждения, организации, фермерского хозяйства, ликвидации (прекращения деятельности) дехканского хозяйства;

передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;

возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования.

Право водопользования или водопотребления (кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд) может быть прекращено также в случае нарушения правил водопользования или водопотребления и охраны вод либо нецелевого водопользования или водопотребления и сверхлимитного водозабора, при неуплате платежей за пользование водными ресурсами, услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные основания прекращения права водопользования или водопотребления.



Статья 37. Порядок прекращения права

водопользования или водопотребления

Право водопользования или водопотребления прекращается путем:

прекращения действия и аннулирования разрешения на специальное водопользование или водопотребление;

изъятия водных объектов, предоставленных в обособленное пользование.

Прекращение действия и аннулирование разрешения на специальное водопользование или водопотребление осуществляются в установленном законодательством порядке.

Статья 38. Изъятие водных объектов

из обособленного пользования

Изъятие водных объектов из обособленного пользования производится в порядке, устанавливаемом законодательством.


Статья 39. Возмещение убытков, причиненных проведением

водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением

условий водопользования и водопотребления

Убытки, причиненные предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским, дехканским хозяйствам и гражданам проведением водохозяйственных мероприятий (строительство, реконструкция и ремонтно-восстановительные работы водных объектов и др.), нерациональным использованием, загрязнением, засорением, истощением вод, а также незаконным прекращением или изменением условий водопользования и водопотребления, подлежат возмещению в случаях и порядке, установленных законодательством.

Не подлежит возмещению убыток, причиненный при проведении водохозяйственных мероприятий на незаконно построенных объектах и незаконно освоенных земельных участках в прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов.



ГЛАВА XI. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

ДЛЯ ПИТЬЕВЫХ, БЫТОВЫХ И ИНЫХ НУЖД НАСЕЛЕНИЯ

Статья 40. Водные объекты, предоставляемые для питьевых,

бытовых и иных нужд населения

Для питьевого, бытового водоснабжения, а также для иных нужд населения предоставляются водные объекты, качество воды которых соответствует установленным санитарно-гигиеническим требованиям и государственным стандартам.


Статья 41. Централизованное водоснабжение населения

При пользовании водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения в порядке централизованного водоснабжения предприятия, организации и учреждения, в оперативном управлении собственности или пользовании которых находятся хозяйственно-питьевые водопроводы, вправе забирать воду из источников водоснабжения в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и разрешениями на специальное водопользование для получения воды питьевого качества и подачи ее потребителям.

Предприятия, учреждения и организации, указанные в части первой настоящей статьи, организуют учет забираемой воды, ведут регулярные наблюдения за состоянием качества воды в источниках водоснабжения и передают органам по экологии и охране окружающей среды, по геологии и минеральным ресурсам, по контролю за использованием питьевой воды, санитарного надзора и органам государственной власти на местах сведения об изменении качества воды в источниках и количестве использованной воды.


Статья 42. Нецентрализованное водоснабжение населения

При пользовании водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения в порядке нецентрализованного водоснабжения предприятия, учреждения, организации, фермерские, дехканские хозяйства и граждане вправе забирать воду непосредственно из поверхностных или подземных водных объектов в порядке общего или специального водопользования либо водопотребления. При необходимости такой забор воды должен быть предусмотрен при проектировании, строительстве и реконструкции каналов, коллекторов, водохранилищ и нормирован. Пользование водозаборными сооружениями, предназначенными для этих целей, производится в соответствии с решениями соответственно территориальных подразделений Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и по согласованию с организациями, эксплуатирующими водные объекты, а также органами по экологии и охране окружающей среды, санитарного надзора, органами самоуправления граждан. Водопользователи и водопотребители обязаны обеспечить надлежащее санитарно-техническое состояние указанных водозаборных сооружений.


Статья 43. Ограничение использования подземных вод

питьевого качества для нужд, не связанных

с питьевым и бытовым водоснабжением

Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, как правило, не допускается. В районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, в соответствии с лимитами согласно статье 30 настоящего Закона органы по экологии и охране окружающей среды, по геологии и минеральным ресурсам могут разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением.



ГЛАВА XII. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ

ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ЛЕЧЕБНЫХ, КУРОРТНЫХ И

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Статья 44. Первоочередное использование для

лечебных и курортных целей водных объектов,

отнесенных к категории лечебных

Водные объекты, отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего для лечебных и курортных целей.

В исключительных случаях органы водного хозяйства и по экологии и охране окружающей среды, геологии и минеральным ресурсам по принадлежности могут разрешать использование водных объектов, отнесенных к категории лечебных, для других целей по согласованию с органами здравоохранения и управлениями курортами.


Статья 45. Запрещение сброса сточных вод

в водные объекты, отнесенные к категории лечебных

Сброс сточных вод в водные объекты, отнесенные к категории лечебных, запрещается.


Статья 46. Порядок пользования водными

объектами для отдыха и спорта

Порядок пользования водными объектами для отдыха и спорта устанавливается законодательством.


ГЛАВА XIII. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

ДЛЯ НУЖД СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 47. Водопользование и водопотребление для нужд

сельского хозяйства

Водопользование и водопотребление для нужд сельского хозяйства осуществляются в целях создания благоприятного водного режима на орошаемых землях сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, фермерских и дехканских хозяйств, а также граждан.

Пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства осуществляется в порядке общего и специального водопользования или водопотребления с соблюдением установленного порядка лимитированного водопользования или водопотребления. Лимиты водозабора для фермерских и дехканских хозяйств, за исключением случаев понижения водности источников, не могут быть изменены без их согласия.

Разрешение на специальное водопользование или водопотребление для нужд сельского хозяйства выдается в соответствии со статьей 27 настоящего Закона.



Статья 48. Планирование водопользования

и водопотребления для нужд сельского хозяйства

Водопользование и водопотребление осуществляются на основе планов водопользования и водопотребления с учетом ежегодной фактической водообеспеченности.

Планирование водопользования и водопотребления на коллекторно-дренажной сети осуществляется с учетом состояния мелиорируемых земель, качества коллекторно-дренажной воды.

Планы водопотребления составляются и утверждаются ассоциациями водопотребителей. Ассоциации водопотребителей обобщают планы водопотребления и составляют планы водопользования ассоциаций.

Планы водопользования ассоциаций водопотребителей обобщаются отделами ирригации районов (города Кувасая), Министерством водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновыми управлениями ирригационных систем.

Составленные и обобщенные планы водопользования утверждаются:

по ассоциациям водопотребителей - отделами ирригации районов (города Кувасая) по согласованию с районным отделом сельского хозяйства (города Кувасая);

по отделу ирригации района (города Кувасая) - Министерством водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновыми управлениями ирригационных систем по согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан;

по Министерству водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновым управлениям ирригационных систем, крупным и особо важным водохозяйственным объектам - Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан.


Статья 49. Особенности водопользования

и водопотребления на орошаемых землях

Особенностью орошаемых земель является обустройство их каналами, сложными инженерными сооружениями, мелиоративной сетью.

Земли водного фонда, водные объекты, водохозяйственные объекты и сооружения эксплуатационных организаций водного хозяйства, находящиеся в контурах орошаемых земель, эксплуатируются как единая водохозяйственная система, являются государственной собственностью.

Водохозяйственные объекты и сооружения эксплуатационных организаций водного хозяйства могут передаваться в эксплуатацию на основе принципов государственно-частного партнерства в установленном порядке.

Водохранилища, селехранилища, а также крупные и особо важные водохозяйственные объекты не подлежат приватизации.

Прибрежные полосы водных объектов, I и II пояса зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения могут изыматься у землевладельцев и землепользователей для природоохранных нужд.

Пользование водными объектами для нужд орошаемого земледелия осуществляется с соблюдением установленного порядка лимитированного водопользования или водопотребления.

Забор воды разрешается только на зарегистрированных точках выдела воды (водозаборное сооружение каналов, скважина, насосная станция (агрегат) и другие водозаборные сооружения), оснащенных средствами регулирования и учета воды, на договорной основе.


Статья 50. Обязанности водопользователей, пользующихся

водными объектами для нужд сельского хозяйства

Водопользователи, пользующиеся водными объектами для нужд сельского хозяйства, кроме обязанностей, предусмотренных в статье 35 настоящего Закона, обязаны:

эффективно управлять водными ресурсами, не допускать сверхлимитного водозабора и нецелевого использования воды;

организовывать осуществление в установленном порядке строительства новых и реконструкции действующих водных объектов, а также комплексной реконструкции орошаемых земель;

содействовать водопотребителям в совершенствовании способов и методов орошения путем внедрения водосберегающих технологий и прогрессивной техники полива;

устранять причины и последствия негативных процессов на основе мониторинга вод, используемых для нужд сельского хозяйства.



Статья 50-1. Обязанности водопотребителей, пользующихся

водными ресурсами для нужд сельского хозяйства

Водопотребители, пользующиеся водными ресурсами для нужд сельского хозяйства, кроме обязанностей, предусмотренных в статье 35-1 настоящего Закона, обязаны:

поддерживать благоприятный режим орошения сельскохозяйственных культур и насаждений, а также обводнения пастбищ;

совершенствовать способы и методы орошения путем внедрения водосберегающих технологий и прогрессивной техники полива;

обеспечивать в течение не менее пяти лет применение водосберегающих технологий, разработанных и внедренных за счет субсидий, выделенных из Государственного бюджета Республики Узбекистан;

осуществлять агротехнические мероприятия, способствующие экономии воды, в том числе проводить планировку не реже одного раза в три года с помощью лазерного оборудования или длиннобазовых планировщиков при промывке почв;

осуществлять мелиоративные мероприятия, способствующие поддержанию плодородия почв;

не допускать сброса вод, предоставленных для полива, в коллекторно-дренажную сеть и другие водные объекты;

участвовать в строительстве, реконструкции, ремонте и восстановлении водохозяйственных объектов в порядке, установленном законодательством.



Статья 51. Орошение сточными водами

Орошение сельскохозяйственных культур сточными водами осуществляется с разрешения органов экологии и охраны окружающей среды по согласованию с органами государственного санитарного надзора в установленном порядке.

Промышленным, коммунальным и другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам запрещается подавать для орошения сельскохозяйственных земель воды, оказывающие вредное воздействие на плодородие почвы и производимую сельскохозяйственную продукцию.


Статья 52. Орошение земель, занятых лесами,

лесными полосами и лесопитомниками

Положения статей 48, 50 и части первой статьи 51 настоящего Закона распространяются также на орошение земель, занятых лесами, лесными полосами и лесопитомниками.



Статья 53. Пользование водными объектами для орошения

коллективных садов, виноградников, огородов

и приусадебных земельных участков

Обеспечение водой коллективных садов, виноградников, огородов и приусадебных земельных участков осуществляется ассоциациями водопотребителей на основании договора о водопотреблении в установленном порядке.

Выделение водных ресурсов для орошения огородов и приусадебных земельных участков граждан предусматривается в лимитах водозабора органов самоуправления граждан, устанавливаемых ассоциациями водопотребителей. Органы самоуправления граждан обобщают потребности граждан на воду для орошения огородов и приусадебных земельных участков, заключают договоры о водопотреблении и устанавливают порядок водопотребления между ними, а также организовывают ремонтно-восстановительные работы на оросительных сетях.



Статья 54. Запрещение водопотребителям

регулирования подачи воды из водных объектов

Водопотребителям запрещается самовольно производить регулировку гидротехнических сооружений на водных объектах с целью увеличения или уменьшения расхода воды, а также устройство на них временных перемычек, насосных станций (агрегатов) и других водоподъемных и водозаборных сооружений без согласования с ассоциациями водопотребителей и эксплуатационными организациями водного хозяйства в установленном порядке.

Запрещается самовольный забор воды из незарегистрированных точек выделов воды.



Статья 55. Запрещение проезда тракторов, транспортных

средств, прогона скота через каналы и иные

гидротехнические сооружения

Проезд тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей и других транспортных средств через водные объекты и гидротехнические сооружения, а также прогон и водопой скота в местах, не предназначенных для этих целей, запрещается.



ГЛАВА XIV. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ДЛЯ НУЖД ЭНЕРГЕТИКИ

Статья 56. Обязанности водопотребителей, пользующихся

водными объектами

для промышленных целей и нужд

тепловой и атомной энергетики

Водопотребители, пользующиеся водными объектами для промышленных целей и нужд тепловой и атомной энергетики, кроме обязанностей, предусмотренных в статье 35-1 настоящего Закона, обязаны принимать меры по сокращению расхода воды и прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства, внедрения оборотных и повторных систем водоснабжения, а также не допускать превышение радиоактивным загрязнением воды установленных норм.

Для вновь проектируемых и вводимых промышленных объектов запрещается прямоточные системы водоснабжения, за исключением предприятий и других объектов, которые по условиям производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение.

Для действующих предприятий, не имеющих оборотного водоснабжения, органами по экологии и охране окружающей среды по согласованию с органами водного хозяйства и другими устанавливаются сроки перевода на оборотное водоснабжение.


Статья 57. Ограничение использования питьевой воды

для промышленных целей

Органы государственной власти на местах в случае стихийного бедствия, аварии и при других исключительных обстоятельствах, а также при сверхлимитном водозаборе предприятием из водопровода вправе сокращать или запрещать потребление для промышленных целей питьевой воды из коммунальных и временно ограничивать из ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов в интересах первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.



Статья 58. Использование подземных вод для технического

водоснабжения и других промышленных целей

Пресные подземные воды, отнесенные к категории питьевых, запрещается использовать для производственно-технических целей за исключением случаев в районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники.

Подземные воды (пресные, минеральные, термальные), не отнесенные к категории питьевых или лечебных вод, могут в установленном порядке использоваться для технического водоснабжения, извлечения содержащихся в них химических элементов, получения тепловой энергии и других производственных нужд с соблюдением требований рационального использования и охраны вод при наличии утвержденных эксплуатационных запасов.



Статья 59. Пользование водными объектами для нужд

гидроэнергетики

Пользование водными объектами для нужд гидроэнергетики осуществляется по согласованию с органами водного хозяйства с учетом интересов других отраслей экономики, а также с соблюдением требований комплексного и рационального использования вод, если иное не предусмотрено решением Кабинета Министров Республики Узбекистан, а в соответствующих случаях - решением органов водного хозяйства и по экологии и охране окружающей среды.

Водные объекты, предоставленные для нужд гидроэнергетики, в зависимости от природных условий, хозяйственных и иных потребностей используются и для других нужд.

Предприятия гидроэнергетики, кроме обязанностей, предусмотренных в статье 35 настоящего Закона, обязаны:

соблюдать установленный правилами эксплуатации режим работы водных объектов, включая режим наполнения и сработки водохранилищ, попусков из них и колебаний уровня воды в верхнем и нижнем бьефах;

обеспечивать санитарные и природоохранные попуски.


ГЛАВА XV. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

ДЛЯ НУЖД РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 60. Ограничение водопользования на рыбохозяйственных

водоемах в интересах рыбного хозяйства

На рыбохозяйственных водоемах или их отдельных участках, имеющих особо важное значение для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб и других объектов водного промысла, права водопользователей могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства.

Перечень таких водоемов или их участков и виды ограничений водопользования определяются органами по экологии и охране окружающей среды, водного хозяйства и утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 61. Мероприятия по охране и воспроизводству

рыбных запасов

При эксплуатации гидротехнических и других сооружений на рыбохозяйственных водоемах должны своевременно осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение рыбных запасов и условия для их воспроизводства.

В местах нереста и зимовальных ям на рыбохозяйственных водоемах не допускается сбрасывание грунта и проведение других работ, отрицательно влияющих на состояние рыбных запасов и условия их воспроизводства.

Забор воды из рыбохозяйственных водоемов для промышленных целей, орошения и других нужд может производится только при условии установки по согласованию с органами по экологии и охране окружающей среды специальных приспособлений, исключающих возможность попадания рыбы в водозаборные сооружения.

Статья 62. Обязанности предприятий, учреждений

и организаций, пользующихся рыбохозяйственными

водоемами или промысловыми участками

Предприятия, учреждения и организации, которым предоставлены в пользование рыбохозяйственные водоемы или промысловые участки, кроме обязанностей, предусмотренных в статьях 35 и 35-1 настоящего Закона, обязаны:

обеспечивать условия для воспроизводства рыбных запасов;

осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и восстановление ирригационно-мелиоративных сетей, искусственных прудов и других рыбохозяйственных сооружений, а также содержать их в технически исправном состоянии;

проводить необходимые мелиоративные работы и содержать в надлежащем санитарном состоянии береговые участки в местах расположения этих предприятий, учреждений и организаций.



Статья 63. Порядок пользования водными объектами

для нужд рыбного хозяйства

Водные объекты могут предоставляться юридическим лицам для нужд рыбного хозяйства с соблюдением требований и условий, установленных законодательством.

Порядок использования водных объектов для нужд рыбного хозяйства устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 64. Пользование водными объектами

для спортивного и любительского рыболовства

Спортивный любительский лов рыбы на водоемах разрешается бесплатно или за плату в местах, закрепленных за общественными объединениями охотников и рыболовов с разрешения этих обществ, за исключением водоемов на территории государственных заповедников, природных парков и государственных биосферных заповедников. Водные объекты или их отдельные участки могут быть прикреплены к общественным объединениям охотников и рыболовов в порядке, установленном уполномоченным органом.

Спортивный и любительский лов рыбы на закрепленных за рыбохозяйственными организациями естественных водоемах, рыбопитомниках и прудовых хозяйствах, а также на приписных угодьях охотничье-рыболовных обществ производится по их разрешениям.


ГЛАВА XVI. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

ДЛЯ НУЖД ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 65. Преимущественные права водопользования

лиц, ведущих охотничье хозяйство

На реках, озерах и иных водных объектах, являющихся местами обитания диких водоплавающих птиц и ценных пушных зверей (бобров, ондатр, выхухолей, нутрий и других), органами по экологии и охране окружающей среды, водного хозяйства могут быть предоставлены преимущественные права водопользования юридическому и (или) физическому лицу, осуществляющему ведение охотничьего хозяйства, с учетом требований комплексного использования вод.



Статья 66. Порядок пользования водными объектами

для нужд охотничьего хозяйства

Порядок пользования водными объектами для нужд охотничьего хозяйства устанавливается законодательством.



ГЛАВА XVII. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ

ОБЪЕКТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Статья 67. Охраняемые водные объекты

Водные объекты или их отдельные участки, имеющие приоритетное экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное значение, объявляются охраняемыми природными территориями и изымаются из хозяйственного пользования в порядке, установленном законодательством.


Статья 68. Порядок пользования водами охраняемых

природных территорий и меры их охраны

Использование вод государственных заповедников, заповедных зон природных парков и государственных биосферных резерватов для рыболовства, охоты, сбора водных растений и организмов, а также осуществление других действий, нарушающих естественное состояние этих вод, запрещается.

Сброс сточных вод в воды охраняемых природных территорий, а также проведение гидромелиоративных работ допускается с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.

Порядок пользования и режим охраны вод охраняемых природных территорий устанавливаются законодательством.


Статья 69. Изъятие водных объектов охраняемых

природных территорий

Изъятие водных объектов охраняемых природных территорий допускается в случаях особой необходимости Кабинетом Министров Республики Узбекистан и уполномоченными органами в порядке, установленном законодательством.



ГЛАВА XVIII. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ

ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ НУЖД ТРАНСПОРТА

Статья 70. Судоходные водные пути

Реки, озера, водохранилища, каналы являются водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное пользование.

Пользование водными объектами для судоходства осуществляется по согласованию с органами водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды и Министерством транспорта Республики Узбекистан.

Статья 71. Порядок отнесения водных путей

к категории судоходных, а также установления

правил эксплуатации водных путей

Порядок отнесения водных путей к категории судоходных, а также установления правил эксплуатации водных путей определяется законодательством.


Статья 72. Пользование водными объектами

для плавания на маломерных судах

Пользование водными объектами для плавания на маломерных судах (гребных и моторных лодках, катерах, парусных яхтах и т.п.) разрешается с соблюдением правил пользования маломерными судами, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


ГЛАВА XIX. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

ДЛЯ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД

Статья 74. Условия допустимости сброса

сточных вод в водные объекты

Сброс сточных вод в водные объекты допускаются только в случаях, если он не приведет к увеличению содержания в них загрязняющих веществ свыше установленных норм и при условии очистки водопользователем и водопотребителем сточных вод до пределов, установленных органами по экологии и охране окружающей среды и санитарного надзора.

Если указанные требования нарушаются, сброс сточных вод должен быть ограничен, приостановлен или запрещен органами по экологии и охране окружающей среды и санитарного надзора вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, организаций, учреждений. В случаях, угрожающих здоровью населения, сброс сточных вод должен быть приостановлен вплоть до прекращения эксплуатации производственных и других объектов.


Статья 75. Порядок и условия пользования водными

объектами для сброса сточных вод

Порядок и условия пользования водными объектами для сброса сточных вод устанавливаются законодательством.


ГЛАВА XX. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ

ПРОТИВОПОЖАРНЫХ НУЖД И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАДОБНОСТЕЙ

Статья 76. Пользование водными объектами

для противопожарных нужд

Забор воды для противопожарных нужд допускается из любых водных объектов.


Статья 77. Порядок пользования водными объектами для

противопожарных нужд и иных государственных

и общественных надобностей

Порядок пользования водными объектами для противопожарных нужд и иных государственных и общественных надобностей устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА XXI. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОДОХРАНИЛИЩ,

ГИДРОУЗЛОВ И ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ

Статья 78. Режим наполнения и сработки водохранилищ

Предприятия, учреждения и организации, эксплуатирующие плотины, дамбы, водопропускные и водозаборные сооружения, гидроэнергетические комплексы и другие сооружения на водохранилищах, обязаны соблюдать режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учетом правил эксплуатации и интересов водопользователей, водопотребителей, собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, находящихся в зонах влияния водохранилищ.

Водохранилища создаются в целях регулирования поверхностного стока для удовлетворения потребности различных водопользователей и водопотребителей в воде.

Режим наполнения и сработки водохранилищ, колебания уровня воды, ее пропуска через гидроузел, беспрепятственный и безопасный пропуск судов, а также пропуск рыб к нерестилищам определяются правилами эксплуатации водохранилищ.



Статья 79. Порядок эксплуатации водохранилищ

Порядок эксплуатации водохранилищ определяется правилами, утверждаемыми Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ по согласованию с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Государственной инспекцией по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Инспекцией по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан и другими заинтересованными органами.



Статья 80. Организация и координация мероприятий,

обеспечивающих надлежащее техническое состояние

и благоустройство водохранилищ

Организация и координация мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое состояние и благоустройство водохранилищ, а также контроль за соблюдением правил их эксплуатации, осуществляются органами водного хозяйства и органами по контролю и надзору за безопасностью объектов водного хозяйства.



Статья 81. Эксплуатация озер и других водоемов,

используемых в качестве водохранилищ

Положения статей 78, 79 и 80 настоящего Закона распространяются также на эксплуатацию озер и других водоемов, используемых в качестве водохранилищ.



Статья 82. Порядок эксплуатации гидроузлов

и других гидротехнических сооружений

Гидроузлы и другие гидротехнические сооружения на реках, саях, каналах и коллекторах, используемые органами водного хозяйства, находятся в государственной собственности и эксплуатируются в установленном порядке.

Гидротехнические сооружения на гидромелиоративной сети ассоциаций водопотребителей, а также других водопользователей, включая оросительные каналы и коллекторно-дренажные сети, эксплуатируются водопользователями по принадлежности.

Органы водного хозяйства на договорной основе с ассоциациями водопотребителей и с другими водопользователями могут принять на техническое обслуживание гидромелиоративную сеть и сооружения на ней.


ГЛАВА XXII. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

В БАССЕЙНЕ АРАЛЬСКОГО МОРЯ

Статья 83. Регулирование пользования трансграничными

водными объектами, расположенными на территории

Республики Узбекистан и других государств

в бассейне Аральского моря

Регулирование пользования трансграничными водными объектами (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов), расположенными на территории Республики Узбекистан и других государств в бассейне Аральского моря, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.


Статья 84. Водопользование и водопотребление

на трансграничных водных объектах

Водопользование и водопотребление, проведение водохозяйственных и водоохранных мероприятий на трансграничных водных объектах осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

В той мере, в какой водопользование или водопотребление в части трансграничных водных объектов Республики Узбекистан не урегулировано международными договорами Республики Узбекистан, оно осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


ГЛАВА XXIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

О ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИИ

Статья 85. Органы, разрешающие споры

о водопользовании и водопотреблении

Споры о водопользовании и водопотреблении разрешаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, а также органами водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды, по геологии и минеральным ресурсам, иными уполномоченными на то органами и судами в порядке, установленном законодательством.


Статья 86. Компетенция органов самоуправления граждан

по разрешению споров о водопользовании и водопотреблении

К ведению органов самоуправления граждан относится разрешение споров о водопользовании и водопотреблении между гражданами по вопросам пользования водными объектами, находящимися на их территории, за исключением споров, разрешение которых отнесено к компетенции органов водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды и иных уполномоченных на то государственных органов.



Статья 87. Компетенция органов государственной власти на местах

по разрешению споров о водопользовании и водопотреблении

К ведению органов государственной власти на местах относится разрешение на соответствующей территории споров о водопользовании и водопотреблении между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами по вопросам пользования водными объектами, за исключением споров, разрешение которых отнесено к компетенции органов водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды и иных уполномоченных на то органов.



Статья 90. Компетенция Кабинета Министров

Республики Узбекистан по разрешению споров

о водопользовании и водопотреблении

К ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан относится разрешение споров о водопользовании и водопотреблении между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными в разных областях либо в одной области и Республике Каракалпакстан, за исключением споров, разрешение которых отнесено к компетенции органов водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды, по геологии и минеральным ресурсам и иных уполномоченных на то государственных органов.



Статья 91. Разрешение международных споров

о водопользовании и водопотреблении

Споры о водопользовании и водопотреблении из трансграничных вод и трансграничных водных объектов между Республикой Узбекистан и другими государствами разрешаются в порядке, определяемом международными договорами Республики Узбекистан.



Статья 92. Рассмотрение споров

о водопользовании и водопотреблении

Споры о водопользовании и водопотреблении рассматриваются по заявлению одной из сторон. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о нарушении права водопользования и водопотребления.



Статья 93. Порядок рассмотрения споров

о водопользовании и водопотреблении

Споры о водопользовании и водопотреблении рассматриваются при участии заинтересованных сторон, которые уведомляются о времени и месте разрешения спора.



Статья 94. Решения по спорам

о водопользовании и водопотреблении

По результатам рассмотрения спора о водопользовании и водопотреблении органы, разрешающие спор, выносят решения.

В необходимых случаях в решениях могут быть предусмотрены порядок и сроки их исполнения, а также мероприятия по восстановлению нарушенного права.



Статья 95. Порядок обжалования решений

по спору о водопользовании и водопотреблении

Решение по спору о водопользовании и водопотреблении может быть обжаловано в вышестоящий орган в десятидневный срок со дня его вручения.

Обжалование решения по спору не приостанавливает его исполнения. Исполнение решения по спору о водопользовании и водопотреблении может быть приостановлено или отсрочено органом, вынесшим решение, либо вышестоящим органом.



Статья 96. Решение имущественных споров,

связанных с водными отношениями

Имущественные споры, связанные с водными отношениями, разрешаются соответствующим судом в порядке, установленном законодательством.


ГЛАВА XXIV. ОХРАНА ВОД И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 97. Задачи охраны вод

Все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических, химических, биологических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод.



Статья 98. Проведение мероприятий, обеспечивающих

охрану вод и водных объектов, а также улучшение

водного режима и состояния вод

Предприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние вод и водных объектов, обязаны проводить согласованные с органами по экологии и охране окружающей среды, водного хозяйства, санитарного надзора и другими заинтересованными органами технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарно-технические мероприятия.


Статья 99. Охрана вод и водных объектов от загрязнения

и засорения отходами и отбросами

Предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам запрещается:

сброс в водные объекты производственных, бытовых и других видов отходов и отбросов;

загрязнение и засорение вод и водных объектов вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и иных продуктов;

загрязнение и засорение поверхности водосбросов, ледяного покрова, водоемов и поверхности ледников производственными, бытовыми отходами, отбросами и выбросами, а также нефтяными и химическими продуктами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

загрязнение вод удобрениями, ядохимикатами и другими вредными веществами;

нарушение режима водоохранных и санитарно-защитных зон водных объектов.

Сброс в водные объекты сточных вод допускается лишь с соблюдением требований, предусмотренных статьями 74 и 75 настоящего Закона.


Статья 100. Водоохранные зоны, прибрежные полосы

и зоны санитарной охраны водных объектов

В целях предупреждения и предотвращения загрязнения, засорения, истощения и заиления водных объектов продуктами эрозии почв, а также для поддержания благоприятного водного режима, создания нормальных условий для эксплуатации и проведения ремонтно-восстановительных работ устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные полосы водных объектов в соответствии с законодательством.

В целях охраны вод, используемых для питьевых, бытовых и лечебно-оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с законодательством.

Исходя из назначения, месторасположения и технических параметров водных объектов в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности.

Порядок и условия охраны и использования водоохранных зон, прибрежных полос и зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 101. Охрана подземных вод

Органы, занимающиеся добычей и использованием подземных вод, обязаны проводить наблюдение за их режимом на участие водозабора и прилегающей к нему территории, а также вести учет количества и качества используемых вод.

Если при проведении буровых и других горных работ, связанных с поисками, разведкой и эксплуатацией месторождения полезных ископаемых, вскрыты подземные водоносные горизонты, необходимо сообщить об этом органам по геологии и минеральным ресурсам и принять в установленном порядке меры к охране подземных вод.

Бурение поглощающих скважин для сброса промышленных сточных вод запрещается во всех случаях, когда эти скважины могут явиться источником загрязнения водоносного горизонта.

Бурение скважин на подземные воды осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, на основании разрешения, выданного Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.

Самоизливающиеся и непригодные к эксплуатации скважины подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

В зоне формирования месторождений качественных подземных вод, не допускается устройство накопителей твердых и жидких отходов, свалок, размещение промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, деятельность которых может явиться источником загрязнения месторождений подземных вод.

Мероприятия по охране подземных вод, включая создание наблюдательной сети скважин, осуществляются предприятиями, деятельность которых оказывает влияние на состояние подземных вод.



Статья 102. Охрана малых рек

Предприятия, учреждения, организации, сельскохозяйственные кооперативы (ширкаты), фермерские и дехканские хозяйства, хозяйственная деятельность которых оказывает отрицательное влияние на состояние и режим малых рек, должны осуществлять совместно с органами водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды мероприятия по сохранению водности, чистоты и качества вод.

Водоохранные полосы малых рек, режим хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений в этих полосах устанавливаются законодательством.


ГЛАВА XXV. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ

ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД

Статья 103. Обязанности предприятий, учреждений

и организаций по предупреждению и ликвидации

вредного воздействия вод

Предприятия, учреждения и организации по согласованию с органами по экологии и охране окружающей среды, водного хозяйства, по геологии и минеральным ресурсам, другими заинтересованными органами или по предписаниям уполномоченных на то государственных органов обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации:

наводнений, затоплений и подтоплений;

разрушения берегов, защитных дамб и других сооружений;

заболачивания и засоления земель;

эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других вредных воздействий вод.



Статья 104. Осуществление неотложных мер

по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий,

вызванных вредным воздействием вод

Осуществление неотложных мер по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, вызванных вредным воздействием вод, регулируется законодательством.

Выполнение работ по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций при прохождении паводков и селей на территории административного района организуют органы государственной власти района.

Для оперативного руководства работами по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, вызванных вредным воздействием вод, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти областей, районов и городов в необходимых случаях создаются паводковые и иные комиссии, в состав которых входят представители соответствующих предприятий, организаций и учреждений, а также представители органов водного хозяйства и по экологии и охране окружающей среды.

Статья 105. Мероприятия по охране, предупреждению

и ликвидации вредного воздействия вод

Мероприятия по защите от вредного воздействия вод, предотвращению и устранению их вредного воздействия на объектах, находящихся на балансе организаций, финансируемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан, выполняются за счет средств соответствующего бюджета, а на объектах, находящихся на балансе водопотребителей, - за счет их собственных средств.


Статья 106. Экономические меры рационального

водопользования, водопотребления и охраны вод

Экономические меры обеспечения рационального водопользования, водопотребления и охраны вод предусматривают:

взимание платы за пользование водными ресурсами, услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги, за загрязнение водных объектов и иные виды вредного воздействия на них;

налоговые, кредитные и иные льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при внедрении водосберегающих технологий, осуществлении деятельности, дающей водоохранный и водосберегающий эффект;

применение системы эффективных мер правового, экономического, социального, организационного, экологического и иного стимулирования.

Негосударственные некоммерческие организации в соответствии с их уставами могут стимулировать и поощрять внедрение эффективных мер по рациональному водопользованию, водопотреблению и охране вод в порядке, установленном законодательством.



ГЛАВА XXVI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И

ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОД

Статья 107. Задачи государственного учета

вод и их использования

Государственный учет вод и их использования имеет своей задачей установление количества и качества вод, составляющих единый водный фонд, и данных об использовании вод для нужд населения и отраслей экономики.



Статья 108. Планирование использования и охраны вод

Планирование использования вод должно обеспечивать научно-обоснованное распределение вод между водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, охрану и предупреждение их вредного воздействия.

При планировании использования вод учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод.


Статья 109. Государственный водный кадастр

Государственный водный кадастр включает данные учета вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользований, а также данные учета использования вод.


Статья 110. Водохозяйственные балансы

Водохозяйственные балансы составляются по бассейнам рек, бассейновым ирригационным системам и экономическим районам для оценки наличия и степени использования вод.

Водохозяйственные балансы составляются специально уполномоченными органами государственного управления в области регулирования использования вод, предусмотренными в части второй статьи 8 настоящего Закона, в пределах их компетенции и обобщаются Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан.

Статья 111. Схемы комплексного использования и охраны вод

Генеральные и бассейновые (территориальные) схемы комплексного использования и охраны вод, включая воды, сбрасываемые для нужд экосистем, определяют основные водохозяйственные и другие мероприятия, подлежащие осуществлению для удовлетворения перспективных потребностей в воде населения и отраслей экономики, а также для охраны вод и предупреждения их вредного воздействия.



Статья 112. Порядок государственного учета вод и их

использования, ведения государственного водного кадастра,

составления водохозяйственных балансов и разработки схем

комплексного использования и охраны вод

Государственный учет вод и их использования, ведение государственного водного кадастра, составление водохозяйственных балансов, разработка схем комплексного использования и охраны вод осуществляются за счет бюджета в порядке, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 113.

Порядок ведения учета, отчетности

и мониторинга при водопользовании и водопотреблении

Специальные водопользователи и специальные водопотребители ведут учет и отчетность использования воды в установленном порядке.

Мониторинг водных ресурсов осуществляется компетентными органами с целью выявления изменений водных ресурсов, в том числе подземных вод, их оценки, предотвращения и устранения негативных процессов и разработки прогнозов состояния водных ресурсов.

Порядок учета, отчетности и мониторинга водных ресурсов при специальном водопользовании и специальном водопотреблении устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА XXVII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 114. Недействительность сделок, нарушающих

право государственной собственности на воды

Переуступка права водопользования и другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, недействительны.


Статья 115. Ответственность за нарушение

водного законодательства

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 116. Возврат самовольно захваченных

водных объектов

Самовольно захваченные водные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.



ГЛАВА XXVIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ

НАРУШЕНИЕМ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 117. Возмещение убытков, причиненных

нарушением водного законодательства

Предприятия, учреждения, организации, сельскохозяйственные кооперативы (ширкаты), фермерские и дехканские хозяйства и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством.


Статья 118. Материальная ответственность должностных лиц

и других работников, по вине которых причинены убытки

Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, организации и учреждения понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут материальную ответственность в установленном порядке.


ГЛАВА XXIX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 119. Международные договоры

Если международными договорами Республики Узбекистан установлены иные положения, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются положения международного договора.



Президент

Республики Узбекистан                                                           И. Каримов



Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан,

1993 г., N 5, ст.221