Умная подшивка
Умная подшивка/ Деятельность отдельных отраслей/ Туризм/ Особенности ведения туристического бизнеса ("НТВ" N 35 от 5.09.2023 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Материал действителен на дату публикации*
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ
ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА
И РАБОТА ПО НЕМУ
Бухгалтер туристского предприятия работает со множеством документов. Их своевременное представление в бухгалтерию - одно из основных условий признания доходов и расходов в четко оговоренные сроки. Чтобы этого добиться, составьте и утвердите у руководителя график документооборота. С его помощью можно регламентировать движение документов в бухгалтерском учете предприятия: их создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработку и передачу в архив (п. 51 Положения, рег. МЮ N 1297 от 14.01.2004 г.). Важной составляющей графика является указание конкретных сроков представления документов и назначение ответственных за это лиц.
Как правило, график документооборота составляет главный бухгалтер, а вводит в действие руководитель туристского предприятия своим приказом (п. 52 Положения, рег. МЮ N 1297 от 14.01.2004 г.).
Сотрудники предприятия должны создавать и отправлять (передавать) документы согласно графику. Поэтому каждого исполнителя снабдите выпиской из графика документооборота под роспись. В ней перечислите:
q документы по его компетенции;
q сроки;
q отделы и сотрудников, через которых должен пройти документ.
Естественно, тот, кто создал и подписал документ, отвечает за:
q соблюдение графика;
q оперативное и правильное создание документов;
q передачу документов в бухгалтерию;
q их правдивость.
Общий мониторинг исполнения графика документооборота осуществляет руководитель предприятия или сотрудник, на которого возложена данная функция (п. 57 Положения, рег. МЮ N 1297 от 14.01.2004 г.).
ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ
ГРАФИКА ДОКУМЕНТООБОРОТА
Самая главная задача графика - создать эффективный документооборот. То есть установить:
q оптимальное количество отделов и лиц, через которые будет проходить первичный документ;
q период нахождения документа в каждом отделе.
Составление и соблюдение графика документооборота позволяют бухгалтеру контролировать внутренние процессы на предприятии.
Сотрудники турпредприятия должны понимать, какие документы исходят от предприятия, а какие поступают извне, кто и на основании чего их составляет. Число копий тоже немаловажный фактор. Также важно, кто проверяет документы и дает им дальнейший ход.
Можно составить отдельный график по каждому участку бухгалтерского учета.
Не имеет принципиального значения, как именно выглядит график документооборота. Это могут быть и таблица, и схема, и даже рисунок. Главное, чтобы он охватывал 4 основные стадии для любого документа:
1) создание;
2) проверку;
3) обработку, занесение в базу;
4) передачу во внутренний архив предприятия.
В приказе, который вводит в действие график документооборота, обозначьте меры, применяемые по отношению к ответственным лицам при его нарушении. В зависимости от количества и повторяемости нарушений могут быть приняты меры в виде:
q выговора;
q штрафа, удерживаемого из заработной платы;
q увольнения.
Также в приказе можно указать, что сотрудники, относящиеся к ведению документов ответственно и выполняющие график исправно, будут поощряться премиями или подарками.
КАК ПРИЗНАЕТ СВОЙ
ДОХОД ТУРОПЕРАТОР
В Узбекистане доходы, полученные от предоставления услуг, признаются по факту их оказания (ст. 18 Закона N 279-I от 30.08.1996 г.).
Суммы, поступившие от туристов в оплату туров, являются авансами и доход туроператора не увеличивают. Доходы от реализации тура на основе промежуточных выплат и полученных от туристов авансов не признаются (п. 18 НСБУ N 2, рег. МЮ N 483 от 26.08.1998 г.).
Авансы учтите в составе обязательств и отразите на счете 6310 "Авансы, полученные от покупателей и заказчиков".
Признавайте доход только после того, как все услуги, входящие в тур, будут фактически оказаны туристу. Это и есть момент признания дохода от оказания тура.
Доход признавайте отдельно по каждому заключенному туристскому договору на дату окончания тура.
Однако документально подтвердить момент завершения оказания услуг туроператору бывает сложно, поскольку:
q документы (турпутевка, ваучер, акт выполненных работ, счет-фактура) оформляются на туристском предприятии;
q услуги, как правило, оказываются в другом месте;
q по возвращении из тура турист часто не подтверждает факт получения им услуг.
Поэтому в договорах (офертах) на предоставление туруслуг четко оговорите, что именно будет считаться фактом выполнения обязательств туроператора. Например, если заказчик по факту оказания туристских услуг не предъявляет претензий к исполнителю, услуга считается оказанной.
Вы вправе признать доход на основе следующих документов:
1) турпутевка (ваучер). Она устанавливает право туриста или группы туристов на туристские услуги, входящие в состав тура, и подтверждает факт их оказания (ст. 3 Закона N ЗРУ-549 от 18.07.2019 г.).
Общеобязательной формы этого документа нет. Поэтому воспользуйтесь разработанной нами формой либо составьте ее сами. В любом случае форму документа утвердите приказом руководителя, включите ее в учетную политику.
Рекомендуем разделить ваучер на две части. Одна передается туристу для предъявления организациям, оказывающим туристские услуги (гостиницы, кафе, транспортная организация и т. п.). Вторую часть турист возвращает туроператору для подтверждения факта их оказания. На дату окончания тура оформите счет-фактуру и акт об оказании услуг;
2) если не используете ваучер, на дату окончания тура оформите счет-фактуру и акт об оказании услуг.
Одновременно с доходами туроператор признает и связанные с предоставлением туруслуг расходы - себестоимость реализованного турпродукта. Определите ее по каждому турпродукту. Себестоимость попадет в расходы в период признания дохода, то есть по факту предоставления туруслуг. Оформите это следующей бухгалтерской проводкой:
q дебет 9130 "Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг";
q кредит 2010 "Основное производство".
КАКИЕ ОШИБКИ
ДОПУСКАЕТ ТУРОПЕРАТОР
Туроператоры часто признают доход от реализации тура в момент передачи турпутевки (ваучера) клиенту. Это может привести к ряду последствий:
1) если доход от реализации тура признан в момент передачи турпутевки, доход за этот отчетный период искусственно завышается. А на момент фактического оказания услуг он будет занижен. Это приводит к неверному учету нераспределенной прибыли и, следовательно, дивидендов учредителей за соответствующие отчетные периоды;
2) доход от продажи турпутевки (ваучера) признан в одном, а услуги по нему оказаны в другом налоговом периоде (календарном году). Если ставки налога за эти периоды разные, платежи будут рассчитаны неверно. При налоговой проверке это приведет к их доначислению. А за ведение учета прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения с нарушениями установленного порядка, если эти действия привели к занижению причитающейся суммы налогов или сборов, на должностных лиц налагается штраф в размере 3 БРВ (ч. 1 ст. 175 КоАО);
3) неправильный учет при
...