язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Предпринимательство/ Государственная поддержка субъектов предпринимательства/ Указ Президента Республики Узбекистан от 30.08.2024 г. N УП-132 "О мерах по реализации задач, определенных в четвертом открытом диалоге Президента Республики Узбекистан с предпринимателями"

Полный текст документа доступен в платной версии.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.08.2024 г.

N УП-132



О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ЗАДАЧ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ЧЕТВЕРТОМ

ОТКРЫТОМ ДИАЛОГЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ


В целях реализации предложений и инициатив, направленных на решение системных проблем, затронутых в 12 тысячах обращений, поступивших в рамках открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, проведенного 20 августа текущего года, а также исполнения приоритетных задач, определенных в открытом диалоге:


1. Утвердить в рамках Программы по реализации задач, определенных в открытом диалоге 2024 года Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, разработанной на основе предложений и инициатив, выдвинутых в ходе широких обсуждений с предпринимателями и состоящей из 5 направлений по их выполнению:

Перечень проектов актов законодательства, подлежащих разработке, (далее -Перечень) согласно приложению N 1;

План практических мероприятий согласно приложению N 2.


2. Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за качественную и своевременную разработку, согласование и внесение в установленном порядке проектов актов законодательства в соответствии с приложением N 1 к настоящему Указу, а также за безусловное исполнение мероприятий в соответствии с приложением N 2 к настоящему Указу.

Установить, что приостанавливаются стимулирующие выплаты руководителям министерств и ведомств, исполнившим поручение не в полном объеме, исполнившим с просрочкой или не обеспечившим исполнение поручения, в период со дня окончания срока исполнения поручения до обеспечения его исполнения.


3. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 ноября 2024 года:

к поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на основе государственных программ привлекаются все коммерческие банки и микрофинансовые организации;

коммерческим банкам и микрофинансовым организациям разрешается за счет их собственных ресурсов увеличивать до 300 миллионов сумов размеры беззалоговых микрокредитов, выделяемых субъектам малого предпринимательства в размере до 100 миллионов сумов в рамках Комплексной программы непрерывной поддержки малого бизнеса, реализуемой на основании постановления Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2023 года N ПП-306, с сохранением порядка рефинансирования или предоставления поручительства по беззалоговым микрокредитам.


4. Министерству экономики и финансов совместно с Налоговым комитетом внести в Кабинет Министров проект закона по освобождению с 1 января 2025 года от налога на добавленную стоимость оборота по реализации пустующих земельных участков несельскохозяйственного назначения на электронных онлайн-аукционных торгах на основе права собственности.


5. Кабинету Министров в срок до 1 ноября 2024 года принять меры по созданию удобств субъектам предпринимательства при осуществлении предоплаты за электрическую энергию и природный газ, повышению договорных лимитов объема потребления электрической энергии и природного газа и уменьшению минимум в 10 раз размера доплаты за электрическую энергию и природный газ, потребленные сверх договорных лимитов.


6. Установить, что:

а) при возмещении сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям:

не требуется предоставление налогоплательщиками в налоговые органы товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска с таможенной территории Республики Узбекистан, подтверждающие отправку товаров в страну назначения;

сведения таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу, представленные налоговым органам посредством электронного обмена данными в режиме реального времени, являются основанием для подтверждения осуществления экспорта товаров.

При этом данный порядок распространяется также на заявления, поданные для возмещения сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям с 1 декабря 2023 года до вступления в силу настоящего Указа;

б) если в контракте по импорту оборудования и (или) комплектующих частей сроком их поставки установлен период свыше 180 дней, то сроком репатриации активов по данной операции признается срок поставки, указанный в контракте.


7. Снизить в период с 1 января 2025 года по 1 января 2028 года на 50 процентов ставку налога на прибыль для предприятий общественного питания.


8. Внедрить с 1 октября 2024 года субъектам предпринимательства, оказывающим туроператорские и гостиничные услуги, с 1 января 2025 года - услуги общественного питания, сроком до 1 января 2028 года систему возврата части уплаченного налога на добавленную стоимость из республиканского бюджета ежемесячно до 25-го числа в следующих размерах:

а) предприятиям общественного питания, если часть их месячного товарооборота в безналичной форме (посредством платежных терминалов либо мобильных платежей) составила:

более 60 процентов - в размере 40 процентов уплаченной в бюджет суммы налога на добавленную стоимость;

менее 60 процентов - в размере 20 процентов уплаченной в бюджет суммы налога на добавленную стоимость;

б) субъектам предпринимательства, оказывающим туроператорские и гостиничные услуги, - в размере 20 процентов уплаченной в бюджет суммы налога на добавленную стоимость.


9. Внедрить с 1 января 2025 года систему стимулирования производителей исходя из уровня освоения товаров при осуществлении государственных закупок (кроме государственных закупок, осуществляемых корпоративными заказчиками в коммерческих целях). При этом наряду с Электронным кооперационным порталом данная система внедряется посредством Специального информационного портала по государственным закупкам во всех электронных системах государственных закупок.

Торгово-промышленной палате совместно с Министерством экономики и финансов, Агентством по техническому регулированию и Агентством статистики в двухмесячный срок внедрить систему выдачи сертификатов на товары отечественного производства в разрезе отраслей и Реестр уровня их освоения.


10. Установить, что:

с 1 ноября 2024 года внедряется Реестр факторов высокого риска жизни и здоровью человека (далее - Реестр) в общедоступном формате;

с 1 января 2025 года приостановление деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами допускается исключительно на основании факторов, включенных в Реестр, кроме случаев приостановления деятельности субъектов предпринимательства в судебном порядке и по основаниям, определяемым законом.


11. Внедрить контролирующими органами с 1 января 2025 года электронную систему "Риск-анализ" по определению риска совершения правонарушений в деятельности субъектов предпринимательства. При этом установить, что инициирование проверок и профилактических мероприятий осуществляется на основе результатов данной системы.


12. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции и Налоговым комитетом в месячный срок внести в установленном порядке проект закона по повышению в 2 раза размера ущерба, являющегося основанием для привлечения к уголовной ответственности за умышленное сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, а равно иное умышленное уклонение от уплаты установленных государством налогов или сборов.


13. Предоставить Межведомственной комиссии по работе со Всемирной торговой организацией полномочие по принятию решений о временном регулировании тарифных и нетарифных мер во внешней торговле на основании требований Всемирной торговой организации.


14. Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерство юстиции совместно со Счетной палатой ежемесячно изучает ход исполнения задач, определенных Планом практических мероприятий и Перечнем, вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информацию о результатах и предложения по решению вопросов, возникающих при исполнении поручений;

ход реализации задач, определенных в Плане практических мероприятий и Перечне, ежемесячно рассматривается на заседаниях Президиума Кабинета Министров, а также принимаются меры по решению возникающих проблем и в отношении соответствующих ответственных лиц - за допущенные недостатки;

Контрольная инспекция Администрации Президента Республики Узбекистан обеспечивает качественное исполнение в установленные сроки задач, определенных Планом практических мер и Перечнем, ответственными министерствами и ведомствами.


15. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 3.


16. Министерству экономики и финансов совместно с Министерством инвестиций, промышленности и торговли, Торгово-промышленной палатой и заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


17. Возложить на заместителей Премьер-министра Кучкарова Д.А. и Ходжаева Ж.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Ежемесячное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 30.08.2024 г. N УП-132



ПЕРЕЧЕНЬ

проектов актов законодательства, подлежащих

разработке в рамках Программы по реализации задач,

определенных в открытом диалоге 2024 года Президента

Республики Узбекистан с предпринимателями


  

N

  

Проект акта законодательства

         

Мероприятия, предусмотренные в проекте

акта законодательства

Срок исполнения

Ответственные исполнители

       

I. УВЕЛИЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

         

1.

Проект постановления Президента Республики Узбекистан о расширении системы финансирования проектов малого и среднего бизнеса

В проекте предусматривается совершенствование комплексной программы "Непрерывная поддержка малого бизнеса", деятельности АО "Компания по развитию предпринимательства" (далее - Компания) и АКБ "Банк развития бизнеса" на основе:

привлечения всех коммерческих банков и микрофинансовых организаций к поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличения размера микрокредита до 300 млн сумов за счет собственных ресурсов при сохранении порядка рефинансирования или предоставления гарантий по беззалоговым микрокредитам до 100 млн сумов;

создания региональных филиалов Компании;

распределения кредитного риска по беззалоговым микрокредитам между Компанией и коммерческими банками и микрофинансовыми организациями;

привлечения Компанией финансовых средств из республиканского бюджета и других источников, направления их на рефинансирование и определения размеров.

               

сентябрь

2024 года

Центральный банк (Сайдуллаев), Министерство экономики и финансов (Норкулов), Торгово-промышленная палата (Вахобов)


2.

Проект закона об организации деятельности микрофинансовых банков

В проекте предусматривается:

определение организационно-правовой формы микрофинансовых банков в качестве акционерного общества, установление минимального размера уставного капитала в размере 50 млрд

...