язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты / Социальное обеспечение / Социальная защита отдельных категорий граждан/ Указ Президента Республики Узбекистан от 14.11.2024 г. N УП-185 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты детей"

Полный текст документа доступен в платной версии.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.11.2024 г.

N УП-185



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ


В целях совершенствования форм альтернативного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пострадавших от насилия и по этой причине отобранных из семьи (далее - дети, нуждающиеся в социальной защите), а также обеспечения интеграции в общество молодежи из числа сирот и оставшихся без попечения родителей:


1. Определить приоритетными направлениями государственной политики по социальной защите детей:

внедрение системы социальной защиты, ориентированной на обеспечение воспитания детей в семейном окружении, предупреждение социального сиротства путем поддержки и содействия в выведении из бедности семей;

расширение масштаба услуг, ориентированных на интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

размещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с формами альтернативного устройства исходя из их наилучших интересов;

проведение поэтапной деинституционализации формы альтернативного устройства в виде помещения в специализированные воспитательные учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

внедрение эффективной системы защиты прав и интересов, обеспечения представительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


2. Согласиться с предложением Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство) по определению следующих форм альтернативного устройства детей исходя из их наилучших интересов:

установление опеки и попечительства;

усыновление (удочерение) ребенка;

передача в приемную (фостерную) семью (принятие в семью на воспитание (патронат), а также в детские дома семейного типа (краткосрочное, долгосрочное либо специализированное размещение);

размещение в специализированных воспитательных, оздоровительных и медико-социальных учреждениях.


3. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) с 1 января 2025 года отменяется порядок временного приема детей из малообеспеченных семей в дома милосердия и детские дома. При этом помощники хокимов и социальные работники принимают меры по выведению семей из бедности в рамках Программы "От бедности к благополучию";

б) с 1 февраля 2025 года в детских домах внедряется услуга "Дом матери" для матерей, в том числе беременных женщин, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию и остались без поддержки близких родственников, в результате чего были готовы отказаться от воспитания собственного ребенка (далее - матери, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию). При этом:

матерям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, и их детям (не достигшим возраста 4 лет) предоставляется временный приют на срок до 1 года на основании социального договора;

матерям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, оказываются социальные, правовые, психологические и медицинские услуги, им прививаются материнские и профессиональные навыки;

центры социальных услуг "Инсон" (далее - центры "Инсон") оказывают содействие в овладении профессий и обеспечении занятости матерей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию;

в) с 1 марта 2025 года официально занятым одиноким матерям (отцам), включенным в Реестр бедных семей, за счет средств Государственного фонда социальной защиты на основании социального договора оказывается материальная помощь до полуторакратного размера базовой расчетной величины из расчета на одного ребенка для пользования услугами дошкольного образования до достижения ребенком (детьми) возраста трех лет.

При этом если дети - близнецы, то материальная помощь выделяется каждому из близнецов.


4. Определить, что с 1 февраля 2025 года:

а) касательно выявления детей, нуждающихся в социальной защите:

центры "Инсон" проводят комплексную оценку социального состояния и условий жизни детей, нуждающихся в социальной защите, по результатам которой устанавливают социальный статус детей;

до установления социального статуса и формы альтернативного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также пострадавших от насилия и по этой причине отобранных из семьи, внедряется порядок их краткосрочного размещения в детских домах семейного типа на срок до шести месяцев;

размещение детей в соответствии с формами альтернативного устройства (кроме усыновления (удочерения) и принятия в приемную (фостерную) семью) осуществляется на основании решения центров "Инсон", создание и упразднение детских домов семейного типа - региональных управлений Агентства;

помещение в приемную (фостерную) семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании договора, заключаемого между центрами "Инсон" и лицами, принявшими ребенка на воспитание. При этом соглашения, заключенные с приемными родителями, и (или) решения о размещении детей, принятые до принятия настоящего Указа, остаются в силе до истечения срока размещения детей в соответствии с формами альтернативного устройства;

б) касательно ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, изъявивших желание принять их по одной из форм альтернативного устройства:

выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ведение учета таких детей и лиц, изъявивших желание принять их по одной из форм альтернативного устройства (далее - кандидаты), осуществляются в информационной системе "Единая национальная социальная защита" (далее - ИС "ЕНСЗ");

на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан создается возможность приема заявлений от кандидатов;

некоторые виды требуемых документов от кандидатов центры "Инсон" получают самостоятельно посредством Межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство";

сведения о размещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планы индивидуального развития и интеграции, разработанные для детей, а также данные по результатам мониторинга их исполнения регулярно вносятся в ИС "ЕНСЗ";

в) касательно форм альтернативного устройства детей, нуждающихся в социальной защите:

отменяется требование необходимости полной семьи, состоящей из мужа и жены, для создания детских домов семейного типа, а также гражданам Республики Узбекистан, достигшим возраста 30 лет, разрешается создание детских домов семейного типа;

граждане, создавшие детские дома семейного типа, признаются самозанятыми лицами и не допускается возложение ими своих обязательств на других лиц или привлечение третьих лиц;

дети, нуждающиеся в социальной защите, передаются на воспитание в семью (патронат) только их родственникам;

средства, выделяемые государством на расходы по проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных (фостерных) семьях, а также на воспитание (уход) детей гражданами, создавшими детские дома семейного типа, сохраняются до окончания их воспитанниками общих средних, средних специальных и начальных профессиональных образовательных учреждений.


5. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 сентября 2024 года N ПП-330 "О первоочередных мерах по реализации Программы "От бедности к благополучию" определено, что:

с 1 апреля 2025 года в целях предупреждения социального сиротства, заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также оказания услуг по воспитанию на основе индивидуального подхода в атмосфере, максимально приближенной к семейному окружению, в махаллях создаются компактные детские дома семейного типа;

на первом этапе данные мероприятия проводятся в 2024 году в городе Ташкенте за счет средств Государственного фонда социальной защиты.


6. Создать с 1 января 2025 года на поэтапной основе компактные детские дома в Андижанской области при медико-социальном учреждении в системе Агентства, в городе Ташкенте и Самаркандской области при воспитательных учреждениях в системе Агентства для размещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


7. Внедрить с 1 апреля 2025 года порядок привлечения негосударственного сектора к процессу предупреждения социального сиротства, оказания услуг по уходу и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на долгосрочной или краткосрочной основе, в соответствии с которым:

услуги по уходу и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на долгосрочной или краткосрочной основе оказываются негосударственными организациями на основании договоров государственного социального заказа, аутсорсинга или иных видов договоров, заключаемых с Агентством в соответствии с законодательством;

количество размещаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для оказания негосударственными организациями услуг по уходу и воспитанию таких детей на

...