язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты / Законодательные основы деятельности государственных органов/ Другое/ Указ Президента Республики Узбекистан от 20.12.2024 г. N УП-223 "О мерах по внедрению новой системы обеспечения высокого экономического роста и занятости населения в регионах, а также повышению роли и ответственности местных хокимиятов в данном направлении"

Полный текст документа доступен в платной версии.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.12.2024 г.

N УП-223



О МЕРАХ

ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ СИСТЕМЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ, А ТАКЖЕ

ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕСТНЫХ

ХОКИМИЯТОВ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ


В целях комплексного развития регионов, достижения высокого экономического роста, дальнейшего улучшения бизнес-среды, задействования точек роста, повышения подотчетности и ответственности местных хокимиятов за обеспечение занятости и увеличение доходов населения путем широкого внедрения "зеленых" принципов и подходов, а также внедрения системы, направленной на усиление их инициативности, роли "хозяина" реформ и преобразований:


1. Утвердить Целевые показатели экономического роста, снижения уровня безработицы и бедности по республике и в разрезе регионов на 2025 год согласно приложению N 1.


2. Установить порядок, в соответствии с которым годовые программы комплексного социально-экономического развития территорий (далее - Программа) утверждаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей, города Ташкента, районов и городов вместе с параметрами местного бюджета в установленные сроки. При этом программы на 2025 год утверждаются в порядке исключения до 1 февраля 2025 года.

На основе Программы в рамках Стратегии "Узбекистан - 2030" разрабатываются и согласно приложению N 2 утверждаются подпрограммы по отраслям промышленности, сельскому хозяйству, экспорту, инвестициям, строительству, оказанию услуг и иным сферам, направленные на обеспечение роста объема валового регионального продукта на 6-7 процентов, учитывающие природно-географическое расположение, специализацию, трудовые ресурсы и инфраструктурные возможности регионов.


3. Кабинету Министров совместно с соответствующими министерствами и ведомствами в десятидневный срок довести до местных хокимиятов методику разработки подпрограмм, предусмотренных программами комплексного социально-экономического развития территорий.

При этом принять во внимание природно-географическое расположение, демографические показатели, сырьевую базу, специализацию, инфраструктурные возможности, процессы урбанизации и агломерации, запасы, крупные инвестиционные проекты, основные направления эффективного использования ресурсов, а также расширение возможностей выхода на внешние рынки предпринимателей регионов.


4. В целях поэтапного достижения полного покрытия расходов местных бюджетов районов (городов) за счет их доходов и внутренних источников согласиться с предложением Сената Олий Мажлиса и Кабинета Министров о предоставлении органам государственной власти на местах следующих финансовых возможностей и полномочий, в частности:

а) перечисление с 1 января 2025 года в местные бюджеты районов (городов) поступлений от налога с оборота, налога на имущество юридических лиц, земельного налога с юридических лиц, от передачи в аренду государственных активов - в полном объеме, а также части не менее 50 процентов поступлений от подоходного налога с физических лиц (за исключением районов (городов), поступления от налогов, уплачиваемых крупными налогоплательщиками, а также доходы которых превышают их расходы);

б) распределение в равных долях 90 процентов средств, поступивших от реализации акций (долей), принадлежащих органам государственной власти на местах, (кроме расходов, вычет которых производится в соответствии с законодательством) между республиканским бюджетом Республики Каракалпакстан, областным бюджетом областей, городским бюджетом города Ташкента и бюджетом района (города), на территории которого расположен объект;

в) предоставление с 2025 года полномочий в направлении выявления дополнительных резервов бюджетных доходов и повышения заинтересованности во взимании органов государственной власти на местах:

Жокаргы Кенгесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента по:

установлению в разрезе районов (городов) фиксированных размеров налоговых ставок для индивидуальных предпринимателей в рамках минимального и предельного фиксированных размеров подоходного налога с физических лиц исходя из уровня экономического развития районов (городов);

применению повышающего коэффициента, применяемого в целях налогообложения, - до 2 раз к установленным минимальным размерам ставок арендной платы за 1 квадратный метр  недвижимого имущества в разрезе районов (городов), в частности по зонам налогообложения земельным налогом в городе Ташкенте;

Кенгашам народных депутатов районов (городов) по:

применению понижающего либо повышающего коэффициента - от 0,7 раза до 1,5 раза к ставкам налога за пользование водными ресурсами (за исключением предприятий сельского хозяйства, коммунального обслуживания, электростанций, а также крупных налогоплательщиков, перечень которых утверждается постановлением Президента Республики Узбекистан);

установлению повышающего коэффициента - до 1,3 к фиксированным ставкам налога за пользование недрами по нерудным строительным материалам (кроме известняка, предназначенного для производства цемента);

г) разрешить Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимам областей направлять средства Фонда развития предпринимательской инфраструктуры на реализацию драйверных проектов и обеспечение новых земельных участков внешними инженерно-коммуникационными сетями, необходимыми для их выставления на электронные онлайн-аукционные торги.


5. Наделить Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, города Ташкента и районов (городов) следующими полномочиями в направлении создания условий для субъектов предпринимательства и вовлечения населения в предпринимательство:

а) передачи с 1 марта 2025 года объектов недвижимого имущества, принадлежащих органам государственной власти на местах, площадью, превышающей 10 тысяч квадратных метров, оценочной стоимостью не более 5 тысячного размера БРВ, не реализованных в течение 6 месяцев, (за исключением районов города Ташкента и областных центров) с условием запуска новых проектов и создания новых рабочих мест в течение двух лет:

в прямую аренду субъектам предпринимательства сроком на 10 лет, а также предпринимателям, которые в течение 4 лет без перерыва оплачивали арендные платежи и выполняли условия  договора аренды, - для приватизации или прямой реализации по оценочной стоимости;

в аренду отечественным и зарубежным специалистам или организациям, осуществляющим деятельность по обучению международно признанным иностранным языкам и получению квалификационного сертификата, сроком на 5 лет с условием его последующего продления без взимания арендной платы в первый год.

Агентству по управлению государственными активами, Министерству экономики и финансов, Министерству юстиции в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок прямой передачи в аренду и реализации объектов недвижимого имущества, принадлежащих местным хокимиятам;

б) принятия решений о государственной регистрации земельных участков в качестве пустующей земли, находящейся в государственной собственности, при прекращении прав на земельные участки в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса.


6. Министерству экономики и финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров проекты программ ускоренного комплексного развития районов (городов) согласно приложению N 3.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономики и финансов адресные перечни как минимум из 5 драйверных проектов, дающих импульс экономическому развитию в таких направлениях, как промышленность, сельское хозяйство и оказание услуг, каждого района и города, на 2025 год.

При этом средства на расходы, связанные с поддержкой реализации программ и драйверных проектов, отражаются в параметрах Государственного бюджета отдельной строкой и используются на основании решений Кенгашей народных депутатов районов (городов).


7. Наделить хокимияты районов (городов) административными полномочиями по следующим направлениям:

а) образованию Общественного совета предпринимателей в районах (городах) в целях создания системы постоянной связи между органами государственного управления и субъектами предпринимательства;

б) назначению на должность и освобождению от должности с 1 января 2025 года руководителей районных (городских) отделов министерств и ведомств согласно приложению N 4 по согласованию с региональными управлениями ответственных министерств и ведомств, а также принятию мер поощрения либо привлечения к дисциплинарной ответственности соответствующих ответственных лиц;

в) организации в качестве правового эксперимента в период с 1 января 2025 года по 1 января 2026 года деятельности хокимиятов районов (городов) по перечню согласно приложению N 3 на основе нового подхода "Служение интересам населения и предпринимателей".

При этом исходя из основных направлений социально-экономического развития районов (городов) за счет действующих штатных единиц районных (городских) подразделений министерств и ведомств образуются подотчетные непосредственно хокимам проектные офисы, которые состоят из квалифицированных работников, начинающих и доводящих проекты до конечного результата.

Вопросы создания проектных офисов и распределения штатных единиц решаются по согласованию с Кабинетом Министров и Министерством экономики и финансов. При этом Кабинет Министров и Министерство экономики и финансов представляют заключения в недельный срок.

Соответствующим министерствами ведомствам за счет их внебюджетных средств разрешается принимать меры единовременного поощрения своих работников, привлеченных в проектные офисы, до 10-кратного размера минимальной оплаты труда исходя из результативности проектов, фактически реализуемых проектными офисами.


8. Министерствам и ведомствам внедрить порядок, предусматривающий:

привлечение в центральный аппарат министерств (ведомств) входящих в свой соответствующий комплекс заместителей хокимов районов (городов) в целях обмена опытом и обучения современным методам работы в рамках ежегодной квоты;

временный перевод на ответственные должности путем ротации обладающих потенциалом кадров (занимающих должности начальника отдела и выше) министерств (ведомств) с современными знаниями и навыками.

Агентству развития государственной службы совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о внедрении вышеуказанного порядка.


9. Министерству экономики и финансов в двухмесячный срок внести проект Указа Президента Республики Узбекистан о повышении размеров оплаты труда и материального стимулирования работников Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, районов (городов).


10. Утвердить План дополнительных мер по совершенствованию деятельности местных органов власти согласно приложению N 5.


11. Агентству развития государственной службы, Министерству экономики и финансов, Министерству юстиции совместно с соответствующими ведомствами в двухмесячный срок внедрить на электронной платформе "samaradorlik.uz" практику оценки деятельности местных хокимиятов по повышению подотчетности по 10 основным направлениям в направлении разработки и реализации программ социально-экономического развития регионов.


12. Внести изменение в постановление Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2016 года N ПП-2691 "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти на местах" согласно приложению N 6.


13. Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 20.12.2024 г. N УП-223



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

экономического роста, снижения уровня

безработицы и бедности по республике

и в разрезе регионов на 2025 год



(в процентах)

N

Наименование региона

  

Темп роста валового внутреннего продукта/валового регионального продукта

  

Уровень безработицы

Уровень бедности

Республика Узбекистан

    

6,0

5,0

6,0

1.

Республика Каракалпакстан

   

6,0

5,4

7,6

2.

Андижанская область

    

5,5

5,0

6,6

3.

Бухарская область

   

6,1

4,7

5,4

4.

Джизакская область

    

5,8

5,4

7,2

5.

Кашкадарьинская область

   

6,1

5,3

6,4

6.

Навоийская область

  

6,1

2,5

3,4

7.

Наманганская область

   

6,4

4,7

5,3

8.

Самаркандская область

    

6,3

4,8

5,4

9.

Сурхандарьинская область

    

6,1

5,6

4,9

10.

Сырдарьинская область

   

5,8

5,4

7,4

11.

Ташкентская область

     

6,8

5,1

4,5

12.

Ферганская область

   

6,3

4,5

5,0

13.

Хорезмская область

    

6,0

4,9

5,9

14.

Город Ташкент

    

8,1

4,2

4,4

       





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 20.12.2024 г. N УП-223



ПОДПРОГРАММЫ,

предусматриваемые в программах комплексного

социально-экономического развития территорий


  

N

Подпрограммы

     

Основное содержание подпрограммы

     

Министерства и ведомства, координирующие подпрограммы

1.

Подпрограмма развития региональной промышленности

В целях увеличения на 8-10 процентов в среднем годового объема добавленной стоимости и на 5-6 процентов производительности труда в промышленности создание цепочки производства от сырья до готовой продукции, учитывая природное сырье, трудовые ресурсы и "удельные преимущества" региона, в первую очередь ускоренное развитие пищевой промышленности путем расширения переработки сельскохозяйственной продукции.

       

Министерство экономики и финансов, соответствующие министерства и ведомства

2.

Подпрограмма развития сельского хозяйства

Непрерывное увеличение среднего дохода, получаемого с одного гектара, эффективное использование водосберегающих технологий и технологий, основанных на достижениях науки и селекции, организация выращивания на низкоурожайных земельных площадях под хлопок и зерно, а также земельных площадях, переданных в аренду, и приусадебных участках населения высокодоходной экспортоориентированной продукции на основе принципа "один контур - одна продукция" посредством инновационных решений.

Эффективная организация выращивания сельскохозяйственной продукции на площадях по краям полей и каналов, вдоль оросительных и коллекторно-дренажных систем.

      

Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство экономики и финансов, соответствующие министерства и ведомства

3.

Подпрограмма развития строительства

Формирование современного облика новых зданий, сооружений и центров городов, предоставление приоритета энергосберегающим и "зеленым" технологиям в строительстве, комплексное обеспечение инженерно-транспортными коммуникациями, объектами социальной сферы и оказания услуг, производственными и торговыми объектами на основе генерального плана и мастер-планов, а также строительство многоэтажных жилых домов с учетом процессов урбанизации.

   

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство экономики и финансов, соответствующие министерства и ведомства

4.

Подпрограмма развития услуг

Увеличение в среднем на 14-15 процентов в год объема рыночных услуг, в том числе как минимум на 15-20 процентов объема IT-услуг, придание рынкам современного облика, полномасштабное использование возможностей скверов, парков, прибрежной и придорожной инфраструктуры, улучшение транспортных услуг и услуг связи, развитие рекреационного туризма в горной и предгорной местности, исходя из специализации региона.

   

Министерство экономики и финансов, Министерство цифровых технологий, Министерство транспорта, Комитет по туризму, соответствующие министерства и ведомства

5.

Подпрограмма повышения объемов регионального экспорта и инвестиций

В целях повышения объема экспорта на 15-20 процентов в год, в том числе экспорта готовой и полуготовой продукции - на 25 процентов, увеличение числа предприятий, внедривших международные стандарты в регионах, привлечение иностранных инвестиций в реализацию проектов с высокой добавленной стоимостью, дающих импульс развитию региона.

   

Министерство инвестиций, промышленности и торговли, Торгово-промышленная палата, соответствующие министерства и ведомства

6.

Подпрограмма создания благоприятных условий для развития предпринимательства

Создание благоприятной бизнес-инфраструктуры для предпринимательской деятельности, реализация пустующих зданий и сооружений и земельных площадей сельскохозяйственного назначения, увеличение возможностей использования финансовых ресурсов населения и предпринимателей, оздоровление субъектов предпринимательства, деятельность которых приостановлена и работающих на малую мощность, привлечение населения в бизнес.

Министерство экономики и финансов, Торгово-промышленная палата, Агентство по управлению государственными активами, Агентство по кадастру, соответствующие министерства и ведомства

    

7.

Подпрограмма повышения занятости и доходов населения, сокращения безработицы и бедности

В целях снижения уровня безработицы до 5 процентов и уровня бедности минимум на 2-3 процента в год обучение населения иностранным языкам и на основе международно признанных программ - высокодоходным профессиям, создание условий для осуществления безработным и бедным населением ремесленнической и предпринимательской деятельности, легализация деятельности неофициально занятого населения путем его поддержки.

    

Министерство занятости и сокращения бедности, Налоговый комитет, соответствующие министерства и ведомства

8.

Подпрограмма внедрения "зеленых" принципов и подходов

В целях ежегодного увеличения доли использования альтернативных источников энергии на 5-10 процентов установка солнечных панелей, гелиоколлекторов и теплонасосов, ориентированных на повышение энергоэффективности вновь возводимых и имеющихся зданий и сооружений, домохозяйств, качественная реализация мероприятий в рамках проекта "Яшил макон" и других "зеленых" проектов.

        

Министерство энергетики, Министерство экономики и финансов, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, соответствующие министерства и ведомства

9.

Подпрограмма развития социальной сферы

В целях повышения уровня охвата детей дошкольным образованием, создания условий для получения современного образования в школах и увеличения доли охвата молодежи высшим образованием до 2030 года строительство и реконструкция объектов социальной сферы, широкое внедрение механизмов государственно-частного партнерства на объектах образования, здравоохранения, культуры, спорта и других социальных объектах, повышение возможностей пользования гарантированными медицинскими услугами в сфере здравоохранения.

    

Министерство экономики и финансов, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство культуры, Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство здравоохранения, соответствующие министерства и ведомства

  

     





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 20.12.2024 г. N УП-223



ПЕРЕЧЕНЬ

районов (городов), в которых разрабатываются проекты

программ ускоренного комплексного развития


   

...