язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Социальное обеспечение/ Социальная поддержка отдельных категорий граждан/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 18.07.2024 г. N ПП-267 "О кардинальном совершенствовании порядка предоставления населению государственной социальной поддержки"

Полный текст документа доступен в платной версии.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.07.2024 г.

N ПП-267



О КАРДИНАЛЬНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ПОРЯДКА   ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ   НАСЕЛЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ


В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2023 года N УП-82 "О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля" и в целях обеспечения гарантированного получения населением государственной социальной поддержки, ее адресности и эффективности:


1. Определить основными направлениями перехода к предоставлению населению всех мер государственной социальной поддержки на основе цифровых технологий:

поэтапную полную автоматизацию процессов назначения, предоставления, мониторинга и оценки социальных платежей и субсидий, социальных услуг и помощи, а также всех других мер государственной поддержки населения, имеющих социальный характер, посредством внедрения информационной системы "Социальная карта" (далее - ИС "Социальная карта");

исключение необходимости сбора документов со стороны категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, для получения социальных услуг, помощи и выплат, а также иных мер государственной социальной поддержки с учетом их потребностей;

создание возможности получения государственной социальной поддержки адресно, в короткие сроки, дистанционно и проактивно;

упрощение взаимодействия между государством и субъектами предпринимательства за счет развития цифровых сервисов в рамках внедрения социального страхования;

повышение эффективности деятельности государственных органов и органов государственной власти на местах, предоставляющих государственную социальную поддержку на уровнях республики, области, района (города) и махалли.


2. Установить порядок, в соответствии с которым следующие меры поддержки предоставляются населению посредством социальной карты с использованием ИС "Социальная карта":

а) с 1 декабря 2024 года вновь назначаемые социальные выплаты, услуги и льготы, в том числе приобретение протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации в стоимости ваучеров, определяемых Кабинетом Министров, согласно приложениям NN 1 и 2;

б) с 1 апреля 2025 года поэтапно:

подтверждение лица инвалидом, студентом, учащимся, участником войны или лицом, приравненным к участнику войны. При этом упраздняются бумажные формы справок и удостоверений об инвалидности, студенческих удостоверений, ученических удостоверений, удостоверений участника войны или приравненного к нему лица с заменой их на социальную карту;

льготы на использование услуг общественного автомобильного, железнодорожного, авиа- и речного транспорта, линейного такси для лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями, а также льготы для других категорий населения, имеющих право на льготное пользование данной услугой;

льготы на бесплатное или с частичной оплатой посещение государственных социальных объектов, концертно-зрелищных и иных мероприятий, вход на которые регулируется на основе системы билетных операций;

в) с 1 октября 2025 года осуществление в городе Ташкенте и Янгиюльском районе Ташкентской области в качестве эксперимента, с 1 января 2026 года - в остальных регионах республики, возврата в течение одного рабочего дня суммы оплаченного налога на добавленную стоимость физическим лицам, являющимся представителями малообеспеченных семей, получающими детское пособие или материальную помощь, зарегистрированных в информационной системе "Единый реестр социальной защиты", а также представителями семей, включенных в информационный модуль "Реестр бедных семей", в пределах установленного размера при приобретении определенных законодательством товаров (услуг);

При этом не требуется сканирование фискального знака закупочного чека с помощью матричного штрих-кода (QR-код) такой покупки через специальное мобильное приложение налоговых органов;

г) с 1 февраля 2026 года предоставление гражданам всеми государственными органами и организациями, органами самоуправления граждан и иными структурами, осуществляющими деятельность в системе министерств и ведомств за счет бюджетных средств, социальных услуг и помощи, субсидий, грантов, льгот и социальных гарантий, а также других платежей, имеющих материальное (денежное) выражение, за счет бюджетных средств в соответствии с графиком по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров;

д) с 1 января 2027 года пользование иными льготами и социальными гарантиями, установленными в актах законодательства.

3. С 1 декабря 2026 года предоставить лицам, получающим пенсии, право по их желанию получать пенсии по возрасту, инвалидности и потере кормильца через социальную карту.

4. Установить, что:

социальная карта выдается Национальным агентством социальной защиты (далее - Агентство) гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Узбекистан (далее - граждане), в порядке, установленном Кабинетом Министров, и является одним из документов, обеспечивающим реализацию прав граждан на получение мер государственной социальной поддержки, а также содержит уникальный персональный номер, не подлежащий изменению;

порядок запрета и ограничения на осуществление отдельных операций по социальной карте устанавливается Кабинетом Министров;

база данных ИС "Социальная карта" формируется и ведется Агентством на основании данных, в том числе биометрических, предоставленных гражданами и государственными органами в порядке, установленном Кабинетом Министров.


5. Кабинету Министров:

а) в недельный срок принять постановление, предусматривающее определение частного инвестора для создания совместного предприятия (далее - Предприятие) в целях разработки, тестирования, ввода в промышленную эксплуатацию и совершенствования ИС "Социальная карта" (далее - Проект), а также иные меры, необходимые для реализации Проекта;

б) определять финансовых агентов, через которых меры государственной социальной поддержки будут зачисляться на социальные карты, а также других участников Проекта на основе предложений Агентства;

в) до 1 октября 2024 года утвердить Положение о социальной карте Республики Узбекистан;

г) до 1 декабря 2025 года утвердить:

График поэтапной выдачи социальных карт всем проживающим в республике категориям населения, нуждающимся в социальной помощи;

Единый перечень и классификатор социальной помощи и субсидий, предоставляемых на основе коллегиальных решений "махаллинской семерки", утвержденный Указом Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2023 года N УП-209, из фондов "Молодежная тетрадь", "Женская тетрадь" и "Саховат ва кумак" и из иных фондов поддержки, а также предоставляемых льгот и социальных гарантий в соответствии с законодательством.


6. Установить, что на Агентство не распространяются порядок проработки и утверждения проектных предложений, подлежащих реализации за счет привлекаемых грантов, зарубежных консультантов и экспертов, средств технического содействия для исполнения своих задач и функций, и требования постановления Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2024 года N ПП-198 "О дополнительных мерах по обеспечению эффективности экспертного содействия при реализации структурных реформ".


7. Утвердить:

План мер по внедрению программно-аппаратного комплекса информационной системы "Социальная карта" согласно приложению N 3*;

Перечень наборов государственных данных, подлежащих информационному взаимодействию путем интеграции информационной системы "Единая национальная социальная защита" с межведомственной интеграционной платформой "Электронное правительство", согласно приложению N 4.


8. Министерству цифровых технологий совместно с заинтересованными организациями в установленном порядке оказать содействие Агентству и Предприятию в проведении аттестации, экспертизы и сертификации проектно-технической документации, а также аппаратных средств и программных продуктов, внедряемых в рамках реализации Проекта.


9. Распространить на Предприятие, участвующее в реализации Проекта, и платежную организацию налоговые и таможенные льготы, предоставленные законодательством для резидентов Технологического парка программных продуктов и информационных технологий.

Определить, что товары (работы, услуги), предоставленные Предприятием, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль, налогу с оборота и налогу на доходы физических лиц у получающей стороны.


10. В соответствии с требованиями (заявками) Агентства обеспечить:

Министерству иностранных дел - оформление въездных виз зарубежным специалистам, принимающим участие в реализации Проекта, без взимания консульских и иных сборов;

Министерству внутренних дел - выдачу и продление многократных виз, а также регистрацию зарубежных специалистов, принимающих участие в реализации Проекта, по месту временного пребывания и ее продление;

Министерству занятости и сокращения бедности - выдачу в установленном порядке удостоверений на право осуществления трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан высококвалифицированным зарубежным специалистам, принимающим участие в реализации Проекта.


11. Агентству:

а) внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан в срок до:

1 мая 2025 года совместно с Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан предложения о целесообразности охвата всех категорий лиц, нуждающихся в социальной помощи, в том числе получателей пенсий, и предоставления всех мер государственной социальной поддержки посредством социальной карты по итогам изучения результатов пилотной фазы внедрения социальной карты;

1 июля 2026 года предложение о создании коммерческого банка в рамках реализации Проекта с привлечением частных инвесторов, в том числе институциональных;

1 марта 2026 года предложения об утверждении Концепции дальнейшего развития информационной системы "Единая национальная социальная защита", а также о переходе к предоставлению мер государственной социальной поддержки на основе цифровых технологий;

б) обеспечить взаимную интеграцию и обмен данными между информационными системами "Единая национальная социальная защита" и "Социальная карта" с учетом требований информационной безопасности.


12. Центральному банку Республики Узбекистан:

оказать содействие в выдаче в установленном порядке лицензий и документов разрешительного характера, отнесенных к его полномочиям, в рамках реализации Проекта по обращению Агентства;

в трехмесячный срок совместно с коммерческими банками-эквайерами провести инвентаризацию MCC-кодов (код категории продавца) всех выданных платежных терминалов в точках продаж для обеспечения правильной классификации торгово-сервисных предприятий по их основной деятельности при обслуживании социальных карт;

...