язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Охрана окружающей природной среды/ Общие положения/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.05.2025 г. N ПП-184 "Об утверждении Концепции повышения экологической культуры населения на период до 2030 года"

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство РУз. Получить демо доступ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.05.2025 г.

N ПП-184



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НАСЕЛЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 30 января 2025 года N УП-16 "О Государственной программе по реализации Стратегии "Узбекистан - 2030" в "Год охраны окружающей среды и "зеленой экономики", дальнейшего повышения эффективности предпринимаемых мер по повышению экологической культуры населения, поддержки усилий государственных органов в данном направлении, осуществляемых во взаимодействии с гражданами, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, а также инициатив Экологической партии Узбекистана, направленных на укрепление экологических знаний граждан, ПОСТАНОВЛЯЮ:


I. Ожидаемые целевые показатели


1. Определить основной целью принятия настоящего постановления достижение к 2030 году нижеследующих показателей:

(а) формирование у 3,3 миллиона воспитанников дошкольных образовательных организаций экологической культуры;

(б) укрепление у 4,2 миллиона учащихся организаций системы общего среднего образования экологического образования и воспитания, повышение их экологической культуры;

(в) укрепление у 400 тысяч учащихся организаций системы среднего специального и профессионального образования экологического образования и воспитания, повышение их экологической культуры;

(г) повышение у 1,9 миллиона студентов системы высших образовательных организаций экологической культуры;

(д) повышение у 90 процентов работников государственных органов, предприятий и учреждений экологической культуры.


II. Программные документы и механизмы их реализации


2. Утвердить:

(а) Концепцию повышения экологической культуры на период до 2030 года(далее - Концепция) согласно приложению N 1*;

(б) "Дорожную карту" по реализации в 2025-2026 годах Концепции повышения экологической культуры на период до 2030 года (далее - "дорожная карта") согласно приложению N 2*;

(в) Целевые показатели (индикаторы), ожидаемые от принятия Концепции повышения экологической культуры на период до 2030 года (далее - целевые показатели (индикаторы)), согласно приложению N 3*.


3. Установить, что:

(а) Концепция начиная с 2027 года поэтапно реализуется на основе отдельной "дорожной карты", утверждаемой Кабинетом Министров на каждые два года;

(б) организуются бесплатные учебные курсы, направленные на повышение экологических знаний работников государственных органов и организаций;

(в) негосударственным некоммерческим организациям ежегодно предоставляется государственный социальный заказ на реализацию проектов, связанных с повышением экологической культуры, за счет внебюджетных средств государственных органов и организаций путем заключения прямых договоров в установленном законодательстве порядке;

(г) своевременная и эффективная реализация мер, определенных в Концепции и "дорожной карте", достижение целевых показателей (индикаторов) учитываются в ключевых показателях эффективности (KPI) деятельности министерств и ведомств в сфере экологии, изменения климата, лесного хозяйства и туризма на 2025 год и последующие годы;

(д) институты гражданского общества, ученые, специалисты, зарубежные эксперты широко привлекаются к эффективной реализации Концепции и "дорожной карты".


III. Повышение ответственности государственного органа


4. Определить Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (далее - Минэкологии) координирующим государственным органом в сфере повышения экологической культуры населения.


5. Возложить на Минэкологии следующие дополнительные задачи:

(а) принятие мер по полноценной реализации закрепленного в Конституции в новой редакции права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии;

(б) принятие мер по дальнейшему совершенствованию системы экологического образования и воспитания на основе передового зарубежного опыта, поддержка научных исследований в данном направлении;

(в) внедрение инновационных методов пропаганды по формированию в обществе высокой экологической культуры, при этом широкое использование возможностей цифровых технологий;

(г) принятие мер по дальнейшему развитию сотрудничества с институтами гражданского общества в формировании и повышении экологической культуры населения, совершенствованию механизмов общественного контроля в борьбе с правонарушениями в сфере экологии.


IV. Меры по обеспечению открытости экологической информации


6. В связи с присоединением Республики Узбекистан к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, (Орхусская конвенция, г. Орхус, Дания, 25 июня 1998 года) установить порядок, в соответствии с которым с 1 декабря 2025 года Минэкологии обеспечивает открытость базы данных государственного мониторинга окружающей природной среды для общественности и размещает в ней следующие данные:

(а) о деревьях и саженцах (их адресах, лицах, ответственных за их уход, видах саженцев и др.), ежегодно высаживаемых в рамках общенационального проекта "Яшил макон";

(б) о заявлениях, представленных в целях получения документа разрешительного характера юридическими и физическими лицами для вырубки деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд (о заявителях, количестве деревьев, их видах и адресах), и о проводимых общественных слушаниях по вырубке деревьев (о дате, времени, адресе и результатах);

(в) о лицах, нарушивших порядок моратория, введенного по старательской добыче нерудных материалов на водоемах; 

(г) о результатах общественных слушаний, организованных в целях обсуждения среди населения и общественности вопросов возможного воздействия намечаемой и (или) планируемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды;

(д) о результатах общественных слушаний по объектам стратегической экологической оценки, в том числе всем видам градостроительной документации, проектам государственных программ, концепций, схем размещения и развития производительных сил, отраслей экономической и социальной сфер;

(е) о фактах нарушения закона, выявленных в результате рейдов, проверок, мониторингов, проведенных в сфере защиты экологии и окружающей среды, а также принятых мерах по их устранению;

(ж) о санитарно-очистительных предприятиях, закрепленных за территориями для вывоза твердых бытовых отходов (наименование предприятия, фамилия, имя, отчество руководителя и его заместителя, их номера телефонов, сведения о диспетчерской службе и службе принятия обращений, план-график вывоза твердых бытовых отходов);

(з) о предприятиях, занимающихся производством альтернативной энергии посредством приема, сортировки, переработки и сжигания отходов (наименование предприятия, вид деятельности, номера телефонов, адреса пунктов приема вторичного сырья, сортированных отходов).


V. Организационные мероприятия по формированию и повышению экологической культуры


7. Минэкологии совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций, Министерством дошкольного и школьного образования, Ассоциацией махаллей Узбекистана, Агентством по делам молодежи, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента начиная с 2025 года ежегодно проводить:

(а) республиканский эко-чемпионат "Новое дерево - новое дыхание" среди различных слоев населения, студентов и учащейся молодежи в рамках общенационального проекта "Яшил макон";

(б) акции, пропагандистские мероприятия под девизом "Превратим махаллю в территорию, свободную от мусора" - ежемесячно один раз.


8. Министерству высшего образования, науки и инноваций, Агентству по делам молодежи, Министерству дошкольного и школьного образования совместно с Минэкологии в целях полноценной реализации требования об обязательности экологического обучения во всех видах образовательных учреждений, определенного в Законе Республики Узбекистан "Об охране природы":

(а) ежегодно начиная с 2025/2026 учебного года объявлять темы научно-практических исследований по повышению экологической культуры населения на конкурсах научных проектов, реализуемых в рамках государственных программ касательно научной деятельности;

(б) создать из числа студентов высших образовательных учреждений движение Студентов-эковолонтеров Узбекистана.


9. Согласиться с предложением Минэкологии, Министерства высшего образования, науки и инноваций, Академии наук и Агентства по делам молодежи об учреждении негосударственной некоммерческой организации "Сообщество ученых-экологов", объединяющей получающих образование в Узбекистане и зарубежных государствах соотечественников-студентов и ученых, осуществляющих научные исследования в направлении экологии. При этом:

(а) Минэкологии в трехмесячный срок обеспечить государственную регистрацию "Сообщества ученых-экологов" в установленном порядке;

(б) рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе выделять "Сообществу ученых-экологов" необходимые средства по заявке Минэкологии.


10. Начиная с 1 августа 2025 года установить порядок, в соответствии с которым при выявлении следующих фактов государственные инспекторы Государственной инспекции экологического контроля проводят оперативные контрольные мероприятия после начала проверок в течение двадцати четырех часов в порядке уведомления Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства посредством регистрации в информационной системе "Единый государственный контроль":

(а) нарушение установленных требований при строительстве и реконструкции юридическими лицами на своей территории зданий, сооружений или иных объектов, умышленное повреждение, потрава, уничтожение деревьев, кустарников или других растений с применением химических и биологических средств;

(б) нарушение обязательных требований по устранению поднятия в воздух частиц пыли и песка на строительной площадке размером пятьсот квадратных метров и более, на прилегающей к ней территории и путях выезда с нее, либо допущение на этих территориях превышения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

(в) содержание диких животных, запрещенных к содержанию в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или в неволе.


VI. Организация, обеспечение и контроль за исполнением постановления


11. В целях усиления роли парламента в повышении экологической культуры населения рекомендовать Законодательной палате Олий Мажлиса:

(а) заслушивание по предложению фракции Экологической партии Узбекистана информации руководителей государственных органов о реализации Концепции, "дорожной карты", мер по достижению целевых показателей (индикаторов), утверждаемых настоящим постановлением;

(б) выработать предложения, направленные на совершенствование актов законодательства по профилактике правонарушений в сфере экологии с изучением международного опыта.


12. Рекомендовать областным, районным и городским Кенгашам народных депутатов ежегодно заслушивать отчеты начальников территориальных отделений Минэкологии и руководителей органов исполнительной власти на местах о результатах реализуемых мер по повышению экологической культуры населения, а также состоянии окружающей среды в регионах.


13. Минэкологии:

(а) совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций организовать публикацию (размещение) социальной информации, пропагандирующей повседневные правила культуры "зеленое потребление", обычаи и ценности нашего народа по нерасточительному использованию природных ресурсов, со стороны средств массовой информации, распространителей внешней рекламы и информации;

(б) в целях обеспечения своевременного и эффективного выполнения мер, предусмотренных в Концепции и "дорожной карте", утверждаемых настоящим постановлением, а также достижения целевых показателей (индикаторов):

(i) в месячный срок по согласованию с Экологической партией Узбекистана внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект нормативно-правового акта, предусматривающего учет исполнения задач, определенных в Концепции, "дорожной карте" и достижения целевых показателей (индикаторов) в ключевых показателях эффективности (KPI) деятельности на 2025 год министерств и ведомств в сфере экологии, изменения климата, лесного хозяйства и туризма;

(ii) обеспечить учет исполнения задач, определенных в Концепции, "дорожной карте" и достижения целевых показателей (индикаторов) в ключевых показателях эффективности (KPI) деятельности до 2030 года министерств и ведомств в сфере экологии, изменения климата, лесного хозяйства и туризма;

(в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


14. Агентству кинематографии совместно с Минэкологии в трехмесячный срок организовать создание для граждан, в том числе молодежи и детей, социальной информации, мультипликационных и анимационных фильмов на экологическую тематику и пропагандирующих повседневные правила культуры "зеленое потребление", обычаи и ценности нашего народа по нерасточительному использованию природных ресурсов.


15. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана совместно со средствами массовой информации на регулярной основе обеспечить:

(а) системное и аналитическое освещение экологической тематики, а также увеличение количества телепередач и выступлений по воспитанию населения в духе уважения законов в сфере экологии;

(б) широкое разъяснение в средствах массовой информации, в том числе посредством всемирной информационной сети Интернет и социальных сетей, результатов реализации Концепции и "дорожной карты", а также доведение их сути и содержания  до общественности;

(в) оперативное доведение до населения объективной и полной информации об исполнении и результатах всех мероприятий, осуществляемых в рамках Концепции и "дорожной карты".


16. Возложить на министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



*) Приложения приводятся на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 17 мая 2025 г.