ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Утратившие силу акты / Антимонопольная политика. Естественные монополии /Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства (Приложение N 4 к Постановлению Президента РУз 02.05.2005 г. N ПП-66)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Постановлению Президента РУз
от 02.05.2005 г. N ПП-66
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном комитете Республики Узбекистан
по демонополизации, поддержке конкуренции
и предпринимательства
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства (Госкомдемонополизации) является органом государственного управления, осуществляющим реализацию политики в области развития конкурентной среды, ограничения монополистической деятельности и регулирования деятельности естественных монополий, реорганизации экономически несостоятельных предприятий, обеспечение развития и поддержки конкуренции и частного предпринимательства, защиты прав потребителей, а также рекламной деятельности.
Госкомдемонополизации в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. Госкомдемонополизации в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и другими актами законодательства, а также настоящим Положением.
Госкомдемонополизации осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с Законом Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".
3. В систему Госкомдемонополизации входят Комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства Республики Каракалпакстан, территориальные управления по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства областей и г. Ташкента (далее - территориальные органы), Центр по совершенствованию антимонопольной политики при Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства (далее - Центр).
При Госкомдемонополизации действуют Межведомственные советы по защите прав потребителей и по рекламе, а также могут создаваться и другие межведомственные органы.
Госкомдемонополизации является рабочим органом Республиканского координационного совета по стимулированию развития малого и частного предпринимательства, в части поддержки предпринимательства.
4. Госкомдемонополизации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.
5. Материально-техническое обеспечение Госкомдемонополизации и его территориальных органов, а также оплата труда и материальное поощрение работников Госкомдемонополизации осуществляются за счет:
средств государственного бюджета в пределах выделяемых ассигнований;
части средств Фонда поддержки предпринимательства и реструктуризации предприятий;
других источников, не запрещенных законодательством.
6. Госкомдемонополизации и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, счета в банках.
II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ
7. Основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства являются:
создание условий для ускоренного развития частного сектора, в том числе защита законных прав и интересов частного предпринимательства;
проведение глубокого анализа финансово-экономического состояния и конкурентоспособности предприятий, разработка и реализация действенных мер в области демонополизации, в том числе путем разукрупнения и реструктуризации крупных предприятий-монополистов, создания на их основе частных самостоятельных производств, способных эффективно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках;
разработка и осуществление программ реструктуризации отраслей естественных монополий, предусматривающих выделение из них и последующую приватизацию производств, способных осуществлять деятельность в условиях конкурентной среды;
осуществление контроля за деятельностью предприятий естественных монополий с целью недопущения использования их монопольного положения на внутреннем рынке для необоснованного искусственного завышения цен на производимую продукцию и оказываемые услуги;
совершенствование правового поля для конкурентной среды, обеспечивающего ограничение и пресечение антиконкурентных действий крупных монополий, недобросовестной конкуренции, монополизации рынков товаров и услуг со стороны недобросовестных конкурентов, органов государственного и хозяйственного управления, а также органов государственной власти на местах;
представление интересов государства при решении вопросов об экономической несостоятельности предприятий, осуществление функций государственного регулирования в области реструктуризации и банкротства предприятий;
организация системы государственной защиты прав потребителей в тесной координации с общественными структурами защиты прав потребителей;
регулирование рекламного рынка с целью недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы.
8. Для выполнения возложенных на него задач Госкомдемонополизации осуществляет следующие функции:
в сфере осуществления государственной политики в области демонополизации:
а) формирует и ведет государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках товаров и услуг, и субъектов естественных монополий;
б) проводит анализ финансово-экономического состояния и подготавливает предложения о разукрупнении и реструктуризации крупных предприятий-монополистов, создании на их основе частных самостоятельных эффективных производств, способных выдерживать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках;
в) осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов естественных монополий, а также при приобретении акций (долей, прав) в уставном капитале хозяйствующих субъектов;
г) проводит анализ товарных и финансовых рынков в целях выявления доминирующего положения предприятий, пресечения антиконкурентных действий и необоснованного роста цен;
д) осуществляет контроль за соблюдением регулируемых цен (тарифов) и наценок на товары (работы, услуги);
е) осуществляет в установленном законодательством порядке контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
ж) совершенствует нормативно-правовую и методологическую базу, направленную на обеспечение эффективного государственного регулирования и контроля деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках товаров и услуг, и субъектов естественных монополий, развития конкурентной среды, защиты прав потребителей и рекламной деятельности;
з) координирует разработку и реализацию органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах республиканских, отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции;
и) разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию антимонопольной политики, развитию конкуренции, защите прав потребителей, направляет их в Правительство Республики Узбекистан, органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах.
в сфере регулирования деятельности отраслей естественных монополий:
а) осуществляет анализ цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, защищает права потребителей от необоснованного завышения цен и снижения качества продукции и услуг, предоставляемых естественными монополиями;
б) разрабатывает и контролирует исполнение программ реструктуризации естественных монополий.
в сфере осуществления государственного регулирования в области банкротства, реструктуризации экономически несостоятельных предприятий и контроля за деятельностью судебных управляющих:
а) проводит мониторинг и анализ финансового состояния предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, на основе создания базы данных с целью выявления неплатежеспособных, убыточных и экономически несостоятельных предприятий;
б) совместно с республиканскими и местными органами исполнительной власти обеспечивает организацию проведения мер, направленных на предотвращение банкротства предприятий;
в) организует контроль за выполнением ликвидационных процедур на предприятиях-банкротах, а также согласовывает планы досудебной санации, судебной санации и внешнего управления предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства;
г) совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями участвует в разгосударствлении и приватизации неплатежеспособных предприятий, имеющих признаки банкротства, в уставном фонде которых имеется доля государства;
д) на основании предложений уполномоченных республиканских комиссий и советов, а также органов государственного и хозяйственного управления принимает решение об инициировании процедур банкротства, реструктуризации и разукрупнении предприятий;
е) обеспечивает защиту интересов кредиторов и имущественных прав акционеров (пайщиков) при осуществлении процедур банкротства или досудебной санации экономически несостоятельных предприятий всех форм собственности;
ж) принимает решение о проведении досудебной санации предприятия, в уставном фонде которого имеется доля государства и (или) имеющего задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам;
з) участвует в разработке предложений о преобразовании неплатежеспособных, убыточных и экономически несостоятельных сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов) и коллективных хозяйств в фермерские хозяйства;
и) рассматривает вопросы и вносит в Кабинет Министров предложения о консервации и продаже объектов незавершенного строительства и основных фондов экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, подлежащих реструктуризации, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства;
к) организует систему подготовки судебных управляющих;
л) проводит аттестацию судебных управляющих и ведет единый реестр судебных управляющих.
м) принимает решения о продлении и досрочном прекращении досудебной санации предприятий, получивших государственную поддержку;
н) принимает решения по согласованию с Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан о предоставлении государственной поддержки в предусмотренных законодательством формах в период осуществления реструктуризации, разукрупнения, финансового оздоровления и проведения досудебной санации убыточным, неплатежеспособным и экономически несостоятельным предприятиям;
о) заслушивает на заседаниях своей коллегии отчеты органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах о реализации программ реструктуризации, разукрупнения и финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий;
п) заслушивает отчеты внешних управляющих, а также руководителей санируемых предприятий, получивших государственную поддержку либо имеющих государственную долю собственности.
в сфере поддержки конкуренции и предпринимательства, создания условий для ускоренного развития частного сектора:
а) разрабатывает концепции и программы развития частного, малого предпринимательства, а также механизмы их реализации;
б) осуществляет меры, в пределах своей компетенции, направленные на создание и развитие инвестиционных и рыночных структур, осуществление поддержки субъектов частного предпринимательства, создание им равных условий для широкого доступа к материально-техническим ресурсам, рынкам сбыта производимой ими продукции;
в) подготавливает предложения по совершенствованию законодательства в области формирования реальной конкурентной среды, развития рекламной деятельности;
г) в пределах своей компетенции осуществляет защиту законных прав и интересов субъектов предпринимательства от недобросовестных конкурентов, действий органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц, нарушающих антимонопольное законодательство, законодательство о защите прав потребителей, о рекламной деятельности, о банкротстве;
д) в пределах своей компетенции контролирует исполнение органами государственного управления, органами государственной власти на местах и предприятиями-монополистами принятых законодательных актов в области обеспечения широкого доступа предпринимателей на рынки товаров и услуг, недвижимости и ценных бумаг, в том числе через систему биржевых торгов.
9. Госкомдемонополизации решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через территориальные подразделения и Центр.
ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ
10. Для выполнения возложенных на него задач и функций Госкомдемонополизации имеет право:
запрашивать и получать на безвозмездной основе в установленном порядке от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, хозяйствующих субъектов информацию, необходимую для анализа уровня монополизации товарных и финансовых рынков, а также сведения об экономической состоятельности предприятий;
выдавать, в пределах своей компетенции, предписания органам государственного управления, органам государственной власти на местах, хозяйствующим субъектам и их должностным лицам об отмене принятых ими решений или прекращении и устранении вредных последствий действий, нарушающих антимонопольное законодательство, законодательство о естественных монополиях, о защите прав потребителей, о банкротстве, о гарантиях свободы предпринимательской деятельности и о рекламе, и контролировать исполнение выданных предписаний;
выдавать предписания предприятиям-монополистам, предприятиям, имеющим признаки экономической несостоятельности или находящимся в предбанкротном состоянии, о необходимости их разукрупнения и реструктуризации, а также при необходимости по решению суда осуществлять принудительное выполнение таких предписаний в порядке, установленном законодательством;
возбуждать в судах иски против недобросовестных конкурентов, органов и должностных лиц государственного и хозяйственного управления, а также органов и должностных лиц государственной власти на местах в случаях нарушения ими антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей, о банкротстве, о гарантиях свободы предпринимательской деятельности и о рекламе, а также участвовать в рассмотрении дел;
рассматривать в установленном порядке в пределах предоставленной компетенции дела об административных правонарушениях;
налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов государственного управления и органов власти на местах в случаях и порядке, установленном законодательством;
принимать решения об изъятии в установленном законодательством порядке у хозяйствующих субъектов средств (доходов, прибыли), необоснованно полученных в результате монополистической деятельности, нарушения прав потребителей и законодательства о рекламе, а также сумм налагаемых штрафов и пени;
предоставлять по заявлению хозяйствующего субъекта на основании решения коллегии возможность уплаты в рассрочку сумм, подлежащих взысканию, если исполнение решения об изъятии средств в сроки, установленные законодательством, может повлечь банкротство хозяйствующего субъекта;
осуществлять в установленном законодательством порядке проверки и мониторинги соблюдения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами и их объединениями соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
по заявлениям и жалобам потребителей об ущемлении их потребительских прав производить, по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, проверки предприятий и организаций, нарушивших эти права (за исключением их финансово-хозяйственной деятельности);
принимать участие в формировании программ реструктуризации, разукрупнения и финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий;
осуществлять контроль за ходом проведения предприятиями мер по досудебной санации и целевым использованием средств, направляемых на эти цели;
вносить в Кабинет Министров и органам государственной власти на местах предложения о передаче объектов социальной инфраструктуры предприятий, на которых осуществляется реструктуризация и санация, на баланс органов государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством;
обращаться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам;
ходатайствовать в хозяйственном суде о введении внешнего управления в ходе рассмотрения дела о банкротстве, продлении или сокращении срока внешнего управления, а также об освобождении внешнего управляющего от исполнения им полномочий;
осуществлять контроль за деятельностью судебных управляющих в соответствии с законодательством, обращаться с заявлением в хозяйственный суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства, приостанавливать и прекращать в установленном порядке действие аттестатов, выданных судебным управляющим;
принимать участие в осуществлении ликвидационного производства по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства, и признанным хозяйственным судом банкротами;
распоряжаться в порядке, установленном законодательством, средствами Фонда поддержки предпринимательства и реструктуризации предприятий.
Госкомдемонополизации может иметь иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
11. Госкомдемонополизации реализует предоставленные ему права и полномочия в строгом соответствии с законами Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О банкротстве", "О защите прав потребителей", "О рекламе", не допуская ущемления и ограничения со стороны должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Комитета свободы деятельности хозяйствующих субъектов, их установленных прав и законных интересов.
Наложение Госкомдемонополизации штрафов на должностных лиц и граждан за нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе, а также по делам о банкротстве осуществляется в строгом соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
12. Предоставленные Госкомдемонополизации права и полномочия по наложению штрафных санкций осуществляются исключительно на основании решений специальных комиссий, создаваемых в установленном законодательством порядке в центральном аппарате и территориальных органах Комитета.
13. Госкомдемонополизации в пределах своих полномочий и в установленном порядке вправе утверждать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, объединений хозяйствующих субъектов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Госкомдемонополизации вправе, в необходимых случаях, издавать с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах совместные постановления, приказы и иные акты.
14. Госкомдемонополизации несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций в строгом соответствии с установленным законодательством.
ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ
15. Госкомдемонополизации возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством.
Председатель Госкомдемонополизации имеет трех заместителей, в том числе одного первого.
16. Председатель Госкомдемонополизации:
осуществляет общее руководство деятельностью Госкомдемонополизации и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомдемонополизации задач и функций;
вносит, при необходимости, изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Госкомдемонополизации в пределах установленной общей численности, а также смету расходов центрального аппарата Госкомдемонополизации и подведомственных органов;
в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Госкомдемонополизации, руководителей его территориальных органов, а также директора Центра;
утверждает в установленном порядке положения о структурных и территориальных подразделениях Госкомдемонополизации, а также должностные инструкции работников;
отменяет решения (предписания) территориальных органов, принятые ими с нарушением законодательства Республики Узбекистан.
Председатель осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
17. В Госкомдемонополизации образуется коллегия из 9 человек в составе председателя Комитета (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников центрального аппарата.
Персональный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров по представлению председателя Госкомдемонополизации. Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями Госкомдемонополизации и приказами председателя.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы по развитию конкуренции, деятельности субъектов естественных монополий, введению и продлению досудебной санации, банкротству, реструктуризации и разукрупнению предприятий, предоставлению государственной поддержки и финансовому оздоровлению экономически несостоятельных предприятий, поддержке предпринимательства, защите прав потребителей и рекламе.
Члены коллегии, в случае разногласия с решением коллегии, могут сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
18. Госкомдемонополизации и его территориальные органы вправе создавать экспертные советы и иные совещательные органы, положения о которых утверждаются Председателем Госкомдемонополизации или начальником территориального органа.
19. Территориальными органами Госкомдемонополизации являются:
в Республике Каракалпакстан - Комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства Республики Каракалпакстан;
в областях и г. Ташкенте - территориальные управления по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства.
Территориальные органы осуществляют свою деятельность на основе Положения о них, утвержденного Госкомдемонополизации.
20. Начальники территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению Коллегии Госкомдемонополизации решением первого заместителя Премьер-министра - руководителя экономического комплекса Кабинета Министров по согласованию соответственно с председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента.
Заместители начальников и главные бухгалтера территориальных органов назначаются и освобождаются от должности начальником территориального управления по согласованию с председателем Госкомдемонополизации.
21. На работников центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства и его территориальных органов распространяются условия оплаты труда, установленные приложениями NN 3 и 9 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 апреля 1996 года N 147.
22. В Госкомдемонополизации в установленном порядке создается Фонд поддержки предпринимательства и реструктуризации предприятий, часть средств которого направляется на оплату труда и материальное поощрение работников Госкомдемонополизации в соответствии с утвержденным Порядком формирования и использования средств Фонда.
23. Реорганизация и ликвидация Госкомдемонополизации осуществляются в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2005 г., N 17-18, ст. 130