Полный текст документа доступен в платной версии.
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.06.2025 г.
N ЗРУ-1070
Настоящий Закон принят на государственном языке.
Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами
информационно-поисковой системы "Norma" и носит
информационный характер. При возникновении неясностей
следует обращаться к тексту нормативно-правового акта
на государственном языке.
О САНАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ БАНКОВ
Принят Законодательной палатой 13 февраля 2025 года
Одобрен Сенатом 29 апреля 2025 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с санацией и ликвидацией банков.
Действие настоящего Закона распространяется на банки, банковские группы и холдинговые компании, владеющие контрольным пакетом акций банков.
Положения настоящего Закона, относящиеся к банкам, также распространяются на банковские группы и холдинговые компании, владеющие контрольным пакетом акций банков, если настоящим Законом не предусмотрено иное.
Законодательство о санации и ликвидации банков состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о санации и ликвидации банков, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
холдинговая компания, владеющая контрольным пакетом акций банка, (далее - холдинговая компания) - юридическое лицо, владеющее контрольным пакетом акций банка наряду с контрольными пакетами акций (долей) других финансовых институтов;
инструменты капитала - составные элементы регулятивного капитала санируемого банка;
специальный управляющий - физическое лицо, которому передаются полномочия наблюдательного совета и правления санируемого банка;
приобретатель - физическое или юридическое лицо, которому передаются (реализуются) акции санируемого банка, а также банк, которому передаются (реализуются) активы, требования и обязательства санируемого банка;
санация - осуществление процедур санации, направленных на обеспечение непрерывности критически важных функций банков при наступлении состояния неплатежеспособности, защиту интересов вкладчиков и кредиторов, а также обеспечение финансовой стабильности;
процедуры санации - комплекс мер, связанных с применением инструментов санации и процессом реализации полномочий по осуществлению санации;
субординированный долг - необеспеченное долговое обязательство банка, которое не может быть досрочно возвращено по требованию кредитора и удовлетворяется при ликвидации банка после удовлетворения требований вкладчиков и других кредиторов;
критически важные функции - виды банковских услуг или операций, прекращение оказания которых и осуществления операций в случае сложности замены их другими услугами или операциями другого банка может привести к нарушению финансовой стабильности или ограничению оказания услуг, необходимых для реальной экономики;
долговые инструменты - ценные бумаги, подтверждающие долговые отношения, включая облигации, а также инструменты, предоставляющие право владения долговыми ценными бумагами.
Статья 4. Уполномоченный государственный орган
в сфере санации и ликвидации банков
Центральный банк Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) является уполномоченным государственным органом в сфере санации и ликвидации банков.
Центральный банк в рамках функций и полномочий по санации и ликвидации банков принимает решения независимо от органов государственной власти и управления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 5. Обособленность функций Центрального
банка по санации банков от его других функций
Центральный банк осуществляет функции по санации банков отдельно от других функций, установленных законодательством, в том числе от функций по надзору.
Центральный банк устанавливает порядок взаимодействия своего структурного подразделения по санации банков со структурными подразделениями, выполняющими функции по надзору за деятельностью банков.
Статья 6. Взаимодействие в сфере санации
и ликвидации банков
Центральный банк при выполнении своих полномочий по санации и ликвидации банков осуществляет взаимодействие и информационный обмен с государственными органами и организациями, а также с надзорными органами иностранных государств, осуществляющими консолидированный надзор за деятельностью банка, действующего в Республике Узбекистан (далее - иностранные надзорные органы), в соответствии с настоящим Законом.
Центральный банк в день вступления в силу решения о санации банка уведомляет об этом решении Агентство по гарантированию вкладов, Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан (далее - Министерство экономики и финансов), Совет по финансовой стабильности, Центральный депозитарий ценных бумаг, а также платежные системы, участником которых является банк.
Центральный банк уведомляет иностранный надзорный орган о решениях, связанных с санацией или принудительной ликвидацией банка, принадлежащего иностранному банку и действующего в Республике Узбекистан.
Совет по финансовой стабильности (далее - Совет) осуществляет полномочия по межведомственной координации в целях обеспечения финансовой стабильности в Республике Узбекистан, изучения (анализа) рисков возникновения системных финансовых кризисов, принятия мер по предупреждению их возникновения, а также управления возникшими финансовыми кризисами и устранения их последствий.
Совет является консультативным органом, его решения принимаются на основе взаимного согласия членов Совета и носят рекомендательный характер.
Очередное заседание Совета проводится не реже одного раза каждые шесть месяцев, внеочередное заседание - по требованию членов Совета.
Центральный банк выполняет функции рабочего органа Совета.
Члены Совета предоставляют Совету всю необходимую информацию, имеющую значение для его деятельности, включая сведения, охраняемые законом. Разглашение сведений, охраняемых законом, членами Совета и лицами, приглашенными на его заседания, а также другими лицами, участвующими в подготовке соответствующих сведений для Совета, запрещается.
Состав, права и обязанности Совета, а также другие вопросы, связанные с организацией деятельности Совета, устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.
Целями санации банка являются:
предупреждение возникновения системного финансового кризиса и минимизация его негативных последствий;
обеспечение непрерывности критически важных функций банка;
защита прав и интересов вкладчиков;
минимизация выделения необходимых средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее - Государственный бюджет) для санации банка.
Цели санации имеют равнозначное значение, Центральный банк вправе отдавать приоритет определенным целям в отдельных случаях, связанных с санацией.
Принципами санации банка являются:
покрытие убытков в первую очередь за счет акционеров санируемого банка;
гарантирование прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов банка;
полная защита гарантированных вкладов и их части, превышающей предел гарантирования;
переход полномочий органов управления;
неотвратимость ответственности;
ограничение убытков вкладчиков и кредиторов банка.
Статья 10. Принцип покрытия убытков в первую
очередь за счет акционеров санируемого банка
При санации убытки покрываются в первую очередь за счет акционеров санируемого банка. При этом каждый акционер несет ответственность пропорционально размеру своей доли в уставном капитале банка по отношению к общему размеру убытка и в пределах стоимости принадлежащих ему акций.
Статья 11. Принцип гарантирования прав и законных
интересов вкладчиков и кредиторов банка
Права и законные интересы вкладчиков и кредиторов санируемого банка гарантируются посредством соблюдения очередности удовлетворения требований, установленной статьей 64 настоящего Закона. При этом права и законные интересы вкладчиков и кредиторов одного вида гарантируются в равной степени, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 12. Принцип полной защиты гарантированных
вкладов и их части, превышающей предел гарантирования
В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О гарантиях защиты вкладов в банках" к гарантированным вкладам и их части, превышающей предел гарантирования, не применяется инструмент списания и (или) конвертации.
Статья 13. Принцип перехода полномочий
органов управления
Полномочия общего собрания акционеров санируемого банка переходят к Центральному банку, а полномочия наблюдательного совета и управления - к наблюдательному совету и управлению банка или к специальному управляющему, назначаемым Центральным банком.
Лица, виновные в доведении банка до состояния неплатежеспособности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Статья 15. Принцип ограничения убытков
вкладчиков и кредиторов банка
Не допускается нанесение вкладчикам или кредиторам в результате санации банка убытков больше, чем они могли бы понести в рамках принудительной ликвидации данного банка.
Центральный банк разрабатывает план санации для системно значимого банка. План санации включает процедуры санации, которые могут быть применены Центральным банком в отношении системно значимого банка.
План санации, разработанный для системно значимого банка, подлежит пересмотру не реже одного раза в год, а также пересмотру и при необходимости обновлению при возникновении существенных изменений в организационной структуре и (или) финансовом состоянии банка или при наличии других факторов, которые могут повлиять на применение плана санации или его содержание.
Центральный банк может также разрабатывать план санации для банков, не имеющих системного значения, но выполняющих критически важные функции. При этом периодичность пересмотра плана санации устанавливается Центральным банком.
Краткое содержание плана санации, разработанного для банка, предоставляется этому банку.
Банк, для которого разработан план санации, незамедлительно уведомляет Центральный банк о любой ситуации, требующей пересмотра или обновления плана.
Банк по требованию Центрального банка участвует в разработке и обновлении плана санации в отношении себя.
Осуществление процедур, установленных в плане санации и утративших свою актуальность, не носит обязательного характера для Центрального банка.
В случае возникновения оснований для начала санации банка Центральный банк может принять решение о санации банка, даже если для этого банка не разработан план санации.
Порядок разработки плана санации и требования к его содержанию устанавливаются Центральным банком.
Статья 17. Оценка возможности санации банка
и устранение существующих препятствий
План санации банка включает оценку возможности санации этого банка.
Санация банка считается возможной при наличии возможности достижения целей санации посредством осуществления процедур санации.
При оценке возможности санации банка Центральный банк проводит анализ следующих факторов:
возможность передачи (перевода) основного направления деятельности банка и критически важных функций третьим лицам;
степень соответствия системы корпоративного управления банка основному направлению деятельности и критически важным функциям банка;
наличие работников, инфраструктуры, а также механизмов финансирования, обеспечения ликвидности и капитала, необходимых для поддержания основных направлений деятельности банка и выполнения критически важных функций;
выполнение в полном объеме банком договоров на оказание услуг при санации банка;
наличие в банке информационной системы, обеспечивающей постоянное получение точной и полной информации;
эффективность и целесообразность применения инструментов санации для достижения целей санации;
степень влияния санации банка на финансовую систему, функционирование платежных систем, доверие к банковской системе и экономику;
возможность снижения негативного воздействия банка на другие банки или финансовый рынок посредством использования инструментов и полномочий санации;
возможность осуществления сотрудничества и информационного обмена с иностранными надзорными органами;
иных факторов, которые Центральный банк считает необходимыми.
Центральный банк при оценке возможности санации банка не учитывает следующие факторы:
финансовую помощь государства;
покрытие недостатка ликвидности за счет кредита, предоставляемого Центральным банком на условиях обеспеченности, срочности и платности, за исключением экстренной поддержки ликвидности коммерческих банков в соответствии со статьей 33 Закона Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан".
Положение части четвертой настоящей статьи не исключает использования финансовой помощи государства при санации.
В случае выявления Центральным банком наличия определенных препятствий для осуществления санации по результатам оценки возможности санации банка, Центральный банк требует от банка разработки плана мероприятий по устранению этих препятствий в указанный срок.
План мероприятий по устранению препятствий для возможностей санации, разработанный банком, согласовывается с Центральным банком и банком принимаются меры по его исполнению в установленные сроки.
В случае если Центральный банк приходит к заключению, что разработанный план мероприятий не способен устранить препятствия для возможностей санации, он вправе требовать от банка:
ограничения размера рисков;
продажи отдельных активов;
ограничения или приостановления оказания банковских услуг, осуществления текущих и (или) планируемых операций;
снижения многоуровневости владения акциями (от потенциального приобретателя до бенефициарного собственника) более чем на три уровня без вмешательства в имущественные права непосредственных владельцев акций банка, организационную структуру и (или) деятельность банка и (или) банковской группы, а также создания холдинговой компании, основного общества или дочерней компании на территории Республики Узбекистан в целях облегчения санации и обеспечения непрерывности критически важных функций банка;
предоставления для целей санации дополнительной информации на регулярной основе или по требованию Центрального банка.
Центральный банк до принятия решения о санации обеспечивает проведение оценки активов и обязательств, а также внебалансовых статей банка (далее - оценка).
Оценка проводится аудиторской или оценочной организацией (далее - оценщик) в соответствии с требованиями, установленными статьей 75 Закона Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности".
Основанием для отчета об оценке является следующая бухгалтерская и иная документация:
бухгалтерский баланс банка на дату составления отчета об оценке, а также отчет о прибыли и убытках;
анализ и оценка учетной стоимости активов и обязательств банка;
перечень обязательств, отраженных на балансовых и внебалансовых счетах бухгалтерского учета банка, с указанием сроков их исполнения;
иные сведения, имеющие значение для оценки, запрашиваемые Центральным банком.
В отчете об оценке должны быть отражены все убытки банка на момент начала санации.
Результаты оценки используются для следующих целей:
получение сведений о финансовых последствиях осуществления различных процедур санации в отношении банка, а также выбор предпочтительных инструментов санации;
классификация кредиторов по очередности удовлетворения требований в соответствии с настоящим Законом, а также получение сведений о размере средств, причитающихся каждой категории кредиторов и акционеров в случае принудительной ликвидации банка;
получение сведений о степени списания и (или) конвертации соответствующих инструментов капитала и (или) обязательств;
получение сведений о передаваемых (реализуемых) активах, правах, обязательствах и (или) акциях, а также денежных средствах, выплачиваемых санируемому банку или его акционерам.
Непроведение оценки, предусмотренной частью первой настоящей статьи, не препятствует принятию Центральным банком решения о санации.
В случае наличия обстоятельств, препятствующих проведению полной оценки в порядке, предусмотренном частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, а также иных обстоятельств, ставящих под угрозу достижение целей санации, Центральный банк или назначенный Центральным банком оценщик проводит предварительную оценку активов, обязательств и внебалансовых статей банка. При этом предварительная оценка должна проводиться по возможности в соответствии с частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи.
В случае проведения предварительной оценки в соответствии с частью седьмой настоящей статьи, окончательная оценка, полностью соответствующая требованиям, установленным частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, должна быть проведена оценщиком, назначенным Центральным банком, в кратчайшие сроки для следующих целей:
обоснования решения о списании или удовлетворении требований акционеров или кредиторов либо увеличения или уменьшения сумм выплат, производимых по обязательствам;
передачи промежуточному банку активов и обязательств в дополнение к ранее переданным активам и обязательствам банка или возврата ранее переданных активов и обязательств.
Окончательная оценка, проведенная в соответствии с частью восьмой настоящей статьи, не влияет:
на выплаты, произведенные приобретателями при применении инструмента передачи (продажи) активов и обязательств;
на средства, полученные акционерами и кредиторами санируемого банка при осуществлении списания и (или) конвертации для целей применения инструмента передачи (продажи) активов и обязательств.
Краткое содержание отчета о проведенной оценке публикуется в установленном порядке на официальном веб-сайте Центрального банка.
Жалобы на оценку не подлежат рассмотрению отдельно от решения о санации.
Использование оценки, предусмотренной настоящей статьей, для определения размера компенсации в соответствии со статьей 42 настоящего Закона не допускается.
Порядок проведения оценки в соответствии с настоящей статьей устанавливается Центральным банком.
Центральный банк в рамках подготовки к санации банка и в целях своевременного принятия решений о санации формирует перечень предварительно отобранных оценщиков.
Организации, включенные в перечень предварительно отобранных оценщиков, заключают с Центральным банком договор, предусматривающий соблюдение требований информационной безопасности. Перечень предварительно отобранных оценщиков публикуется на официальном веб-сайте Центрального банка.
Включение оценщиков в перечень предварительно отобранных оценщиков осуществляется в открытом и прозрачном порядке.
Центральный банк в целях проведения оценки для санации определенного банка выбирает оценщика из числа предварительно отобранных оценщиков. Центральный банк направляет предварительно отобранным оценщикам уведомление об участии в конкурсе.
При
...