Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Утратившие силу акты / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Закон Республики Узбекистан от 14.12.2000 г. N 160-II "О нормативно-правовых актах".

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.12.2000 г.

N 160-II




О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ

АКТАХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона

Настоящий Закон определяет понятие, виды нормативно-правовых актов и устанавливает основные требования, предъявляемые к ним.

Статья 2. Понятие нормативно-правового акта

Нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену норм законодательства как общеобязательных государственных предписаний.

Статья 3. Законодательство

о нормативно-правовых актах

Законодательство о нормативно-правовых актах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Виды нормативно-правовых актов Республики Каракалпакстан и основные требования, предъявляемые к ним, определяются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Статья 4. Органы или должностные лица,

принимающие нормативно-правовые акты

Органами или должностными лицами (далее - органы), принимающими нормативно-правовые акты, являются палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства, государственные комитеты и ведомства, органы государственной власти на местах.

 

 

II. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ИХ СООТНОШЕНИЕ

Статья 5. Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовыми актами являются:

а) Конституция Республики Узбекистан;

б) законы Республики Узбекистан;

в) постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

г) указы Президента Республики Узбекистан;

д) постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;

е) акты министерств, государственных комитетов и ведомств;

ж) решения органов государственной власти на местах.


Статья 6. Законодательство

Республики Узбекистан

Нормативно-правовые акты являются актами законодательства и образуют законодательство Республики Узбекистан.

Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами.

Указы Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах являются подзаконными актами.


Статья 7. Верховенство Конституции и законов

Республики Узбекистан

В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.

Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Республики Узбекистан.

Законы и иные нормативно-правовые акты в Республике Узбекистан принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан и не могут противоречить ее нормам и принципам.


Статья 8. Законы Республики Узбекистан

Законы Республики Узбекистан регулируют наиболее важные и устойчивые общественные отношения и принимаются Олий Мажлисом Республики Узбекистан или путем проведения референдума.


Статья 9. Постановления Олий Мажлиса

Республики Узбекистан

Постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан.


Статья 10. Указы Президента

Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в форме указов.


Статья 11. Постановления Кабинета Министров

Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан, решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президента Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в форме постановлений.


Статья 12. Нормативно-правовые акты

министерств, государственных комитетов

и ведомств

Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в форме приказов и постановлений. Нормативно-правовые акты, принимаемые в виде положений, правил и инструкций, утверждаются приказами или постановлениями.

Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств могут быть приняты совместно несколькими министерствами, государственными комитетами и ведомствами или одним из них по согласованию с другими.

Структурные подразделения и территориальные органы министерств, государственных комитетов и ведомств не вправе принимать акты нормативно-правового характера, кроме случаев, предусмотренных законодательством.


Статья 13. Нормативно-правовые акты

органов государственной власти на местах

Органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в форме решений.

Нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также вышестоящих органов государственной власти на местах.


Статья 14. Соотношение нормативно-правовых актов

Соотношение различных нормативно-правовых актов по их юридической силе определяется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, компетенцией и статусом органа, принявшего нормативно-правовой акт, а также видами актов.

Нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.

В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой.

В случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

Нормативно-правовой акт, принятый министерством, государственным комитетом или ведомством, имеет большую юридическую силу по отношению к нормативно-правовому акту другого министерства, государственного комитета или ведомства одного уровня, если орган, принявший такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.

 

 

III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Статья 15. Организация подготовки проектов

нормативно-правовых актов

Орган, разрабатывающий проект нормативно-правового акта, как правило, создает комиссию по подготовке проекта.

К участию в подготовке проектов нормативно-правовых актов могут привлекаться представители заинтересованных государственных органов, научных учреждений и иных организаций, отдельные граждане.

Орган, принимающий нормативно-правовой акт, может поручить в установленном порядке или заказать на договорной основе подготовку проекта нормативно-правового акта государственным органам, научным учреждениям и иным организациям, отдельным гражданам.

Орган, принимающий нормативно-правовой акт, вправе поручать подготовку альтернативных проектов нескольким государственным органам, научным учреждениям и иным организациям, отдельным гражданам или заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект.

К подготовке проектов нормативно-правовых актов по отдельным отраслям экономики, другим сферам государственного управления привлекаются министерства, государственные комитеты или ведомства, отвечающие за состояние и развитие соответствующих отраслей или сфер управления.

Координация работы министерств, государственных комитетов и ведомств по подготовке проектов нормативно-правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.


Статья 16. Изучение практики применения

нормативно-правового акта и общественного мнения

при подготовке нормативно-правового акта

При подготовке нормативно-правового акта орган, разрабатывающий проект:

- изучает и учитывает практику применения законодательства по теме проекта, выявляет общественную потребность в правовом регулировании, причины и условия, влияющие на эффективность законодательства;

- обобщает и использует предложения государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, а также граждан, материалы средств массовой информации, рекомендации научных учреждений, ученых и специалистов, данные других средств выявления общественного мнения;

- учитывает опыт законодательного регулирования в других государствах.

Проекты законов могут быть вынесены на всенародное обсуждение в порядке, установленном законодательством. Проекты иных нормативно-правовых актов могут выноситься на общественное или профессиональное обсуждение.


Статья 17. Внесение проекта нормативно-правового акта

в орган, принимающий нормативно-правовой акт

Подготовленный проект нормативно-правового акта вносится в орган, принимающий нормативно-правовой акт, с представлением, в котором обосновывается необходимость принятия акта, указываются его разработчики, дается краткая характеристика его содержания, приводится перечень государственных органов, а также организаций, с которыми проект согласован, кратко излагается содержание разногласий и мотивированное мнение о них. К проекту нормативно-правового акта, при необходимости, прилагаются финансово-экономические расчеты, статистические данные и иные сведения для его обоснования.

Проекты законодательных актов, подготовленные министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими органами или негосударственными некоммерческими организациями, не обладающими правом законодательной инициативы, представляются на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено поручением о подготовке проекта.


Статья 18. Экспертиза проектов

нормативно-правовых актов

Проекты нормативно-правовых актов подлежат обязательной юридической экспертизе.

В ходе юридической экспертизы проверяется соответствие проекта нормативно-правового акта Конституции и законодательству Республики Узбекистан, а также правилам законодательной техники.

Юридическая экспертиза может осуществляться юридической службой органа, подготовившего проект нормативно-правового акта, или органа, принимающего нормативно-правовой акт, а также Министерством юстиции Республики Узбекистан. Юридическая экспертиза проектов решений органов государственной власти на местах, имеющих нормативный характер, осуществляется управлениями юстиции областей и города Ташкента.

Для оценки качества внесенного проекта по решению органа, принимающего нормативно-правовой акт, проект нормативно-правового акта может быть подвергнут и иной экспертизе (экономической, финансовой, научно-технической, экологической и другой). В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие ранее непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта. Для проведения экспертизы могут быть приглашены ученые и специалисты из других государств и международных организаций. В оценке проекта нормативно-правового акта эксперты независимы и не связаны с позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.



Статья 19. Требования, предъявляемые к содержанию

нормативно-правового акта

Текст нормативно-правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком. Используемые в нормативно-правовом акте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в действующем законодательстве, исключающем возможность различного толкования. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.

В нормативно-правовом акте могут указываться правовые средства его реализации, включая источники финансирования, меры стимулирования, поощрения и контроля.

В нормативно-правовом акте, устанавливающем обязанности государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, а также должностных лиц и граждан, предусматриваются меры ответственности за их нарушение, если такие меры не предусмотрены законодательством или не должны быть установлены в особом акте.

В нормативно-правовой акт может включаться преамбула, содержащая разъяснение мотивов и целей его принятия. Нормативные предписания в преамбулу не включаются.

В законах нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи законов могут подразделяться на части. В частях статей могут содержаться пункты, подпункты и абзацы. В иных нормативно-правовых актах нормативные предписания излагаются в виде пунктов, имеющих порядковый номер. Пункты могут подразделяться на подпункты и абзацы.

Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативно-правовых актов объединяются в параграфы и главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы и подразделы. Разделы, подразделы, главы и параграфы имеют заголовки и нумеруются.

В нормативно-правовых актах могут быть даны определения вводимых в законодательство юридических, технических и других специальных терминов.

В случае необходимости в нормативно-правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативно-правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты.

В нормативно-правовых актах, как правило, не воспроизводятся повторно нормативные предписания, содержащиеся в действующих нормативно-правовых актах той же юридической силы.

Ссылки в статьях (пунктах) нормативно-правового акта на другие его статьи (пункты), а также на иные действующие нормативно-правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать повторений.

Статья 20. Удостоверение официального текста

нормативно-правового акта

Удостоверение официального текста нормативно-правового акта производится путем его подписания - в отношении:

- закона Республики Узбекистан - Президентом Республики Узбекистан;

- постановления Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

- постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

- указа Президента Республики Узбекистан - Президентом Республики Узбекистан;

- постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан - Председателем Кабинета Министров Республики Узбекистан или, по его поручению, Премьер-министром Республики Узбекистан;

- нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств - руководителем органа, принявшего акт;

- решения органов государственной власти на местах - соответствующим хокимом.

Статья 21. Реквизиты нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты имеют следующие реквизиты:

- вид и наименование акта;

- место, дата принятия и номер акта;

- фамилия, должность и подписи лиц, официально уполномоченных удостоверять соответствующие нормативно-правовые акты. 

Статья 22. Представление

нормативно-правовых актов

на государственную регистрацию

Министерства, государственные комитеты и ведомства в течение десяти дней со дня принятия нормативно-правовых актов представляют их в Министерство юстиции Республики Узбекистан для государственной регистрации.

Статья 23. Пересмотр ранее принятых

актов в связи с принятием нового

нормативно-правового акта

В связи с принятием нового нормативно-правового акта необходимые изменения или дополнения вносятся в ранее принятые нормативно-правовые акты и подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые акты или их части, если они противоречат новым нормативным предписаниям либо полностью поглощены новым актом или фактически утратили свое значение, но официально не признаны утратившими силу.


IV. ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

И ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 24. Требования к опубликованию

нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты должны быть опубликованы в официальных изданиях. Никто не может быть осужден, подвергнут наказанию или лишен имущества на основании закона, который официально не опубликован для всеобщего сведения.

Официальное опубликование нормативно-правового акта в изложении не допускается.

При официальном опубликовании нормативно-правового акта указываются все его реквизиты.

Опубликование нормативно-правовых актов в неофициальных изданиях, а также распространение через электронные справочные системы законодательства допускаются после их опубликования в официальных источниках и с обязательным указанием всех реквизитов, официальных источников опубликования и даты вступления в силу.


Статья 25. Официальные источники опубликования

нормативно-правовых актов

Официальными источниками опубликования законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан являются "Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "Собрание законодательства Республики Узбекистан", газеты "Халк сузи" и "Народное слово".

Официальными источниками опубликования постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан являются "Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан", "Собрание законодательства Республики Узбекистан", газеты "Халк сузи" и "Народное слово".

Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан являются "Собрание законодательства Республики Узбекистан", официальные издания министерств, государственных комитетов и ведомств.

Нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах публикуются в официальных изданиях данных органов.


Статья 26. Вступление в силу

нормативно-правовых актов

Законы Республики Узбекистан и постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также решения органов государственной власти на местах вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в самих актах не указан иной срок.

Указы Президента Республики Узбекистан и постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан вступают в силу в порядке, установленном соответственно Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и подлежат обязательному опубликованию.

Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов, ведомств вступают в силу через десять дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, если в самих актах не указан более поздний срок.

В десятидневный срок со дня государственной регистрации нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств подлежат доведению до сведения всех заинтересованных лиц. Доведение нормативно-правового акта до сведения заинтересованных лиц может осуществляться в любых формах, обеспечивающих беспрепятственный (свободный) доступ к ознакомлению с текстом нормативно-правового акта.


Статья 27. Обратная сила

нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Придание обратной силы не допускается, если закон предусматривает введение или ужесточение ответственности юридических и физических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность, либо наносит материальный ущерб юридическим и физическим лицам.


Статья 28. Действие нормативно-правового акта

во времени

Нормативно-правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Временный срок действия нормативно-правового акта может быть установлен для всего акта или его частей. В этом случае в акте должно быть указано, на какой срок или до наступления какого события он (его часть) сохраняет действие.

До истечения установленного срока или наступления события орган, принявший нормативно-правовой акт, может принять решение о продлении действия акта на новый срок, до наступления другого события, или о придании ему бессрочного характера.


Статья 29. Действие нормативно-правовых актов

по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов распространяется на граждан и юридических лиц Республики Узбекистан, а также находящихся на территории Республики Узбекистан иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, если международным договором Республики Узбекистан не установлено иное.


Статья 30. Прекращение действия

нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

- истечения срока или наступления события, на который был рассчитан нормативно-правовой акт (его часть);

- признания нормативно-правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

- признания нормативно-правового акта (его части) утратившим силу, отмены нормативно-правового акта в случаях, предусмотренных законом.

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Толкование нормативно-правовых актов

Толкование нормативно-правовых актов осуществляется в случае обнаружения неясностей в нормативно-правовом акте, неправильной или противоречивой практики его применения.

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан толкование законов дает Конституционный суд Республики Узбекистан.

Официальное толкование подзаконных актов дают органы, их принявшие.

В процессе толкования не допускается внесение в нормативно-правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих норм.


Статья 32. Систематические издания

нормативно-правовых актов

Органы, принимающие нормативно-правовые акты, издают собрания и сборники нормативно-правовых актов либо дают поручения об их издании иными органами и организациями в порядке, установленном законодательством.

Министерства, государственные комитеты и ведомства издают систематизированные сборники принятых ими нормативно-правовых актов, поддерживают сборники в контрольном состоянии, издают к ним дополнения, переиздают их.


Статья 33. Государственный учет

нормативно-правовых актов

Государственный учет нормативно-правовых актов включает в себя централизованный сбор и регистрацию таких актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию об этих актах. Порядок государственного учета нормативно-правовых актов Республики Узбекистан определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Президент

Республики Узбекистан                                                 И. Каримов


“Народное слово”, 2001 г. N 3, 4 января


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2000 г., N 11, ст. 153


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2001, N 1-2, ст. 8


















Время: 0.0031
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск