Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Утратившие силу акты / Расчеты /

Инструкция об организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан (Новая редакция) (Утверждена Постановлением правления ЦБ от 20.08.2005 г. N 18/1, зарегистрированным МЮ 26.10.2005 г. N 1518)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением правления ЦБ

от 20.08.2005 г. N 18/1,

зарегистрированным МЮ

26.10.2005 г. N 1518



ИНСТРУКЦИЯ

об организации работы по денежному обращению

банками Республики Узбекистан

(Новая редакция)


Настоящая Инструкция в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности" и постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 августа 2005 года N ПП-147 "О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках" устанавливает порядок организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Центральный банк имеет исключительное право на выпуск денежных знаков в обращение в виде банкнот и монет.


2. Центральный банк Республики Узбекистан с целью хранения не выпущенных в обращение денежных знаков организует резервные фонды в Главных территориальных управлениях Центрального банка Республики Узбекистан (далее - ГТУ ЦБ).


3. Во всех филиалах коммерческих банков и в коммерческих банках, не имеющих филиалов, в обязательном порядке организуются оборотные кассы, а также резерв наличных денег для своевременного удовлетворения спроса клиентов в наличных деньгах.

ГТУ ЦБ устанавливает по каждому филиалу коммерческого банка, а также по каждому коммерческому банку, не имеющему филиалов, лимит максимального остатка наличных денег в оборотной кассе, а по резервам наличных денег совместно с коммерческими банками - лимит минимального остатка наличных денежных средств.



II. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА


4. Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Узбекистан осуществляется путем составления прогноза кассовых оборотов банков Республики Узбекистан.

Центральный банк Республики Узбекистан и ГТУ ЦБ, а также коммерческие банки осуществляют прогноз кассовых оборотов по соответствующей территории и анализ состояния денежного обращения.


5. Прогноз кассовых оборотов банков республики составляется на основе показателей прогнозного расчета экономического и социального развития республики и бюджета республики.


6. Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим основным источникам поступлений и направлениям выдачи наличных денег:

     

Приход

N символов

   

Поступления торговой выручки от продажи потребительских

товаров независимо от каналов их реализации


02

Поступления выручки железнодорожного

и воздушного транспорта

  

05

Поступления выручки местного транспорта


06

Поступления квартирной платы и коммунальных платежей

  

08

Поступления выручки зрелищных предприятий

  

09

Поступления выручки предприятий бытового обслуживания

  

11

Поступления налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей

  

12

Поступления от субъектов сельскохозяйственной деятельности

  

13

Поступления вкладов

        

16

Поступления от предприятий почтовой связи

      

17

Поступления на банковские карты

         

18

Возврат микрокредитов

          

29

Прочие поступления

     

32

Итого по приходу

    

0

Превышение расхода над приходом



              

              

Расход

    


Выдачи на заработную плату (включая стипендии и командировочные расходы)

       

40

Выдачи на приобретение нефтепродуктов

           

43

Выдачи на сельскохозяйственные закупки

    

46

Выдачи субъектам сельскохозяйственной деятельности

          

47

Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений

        

50

Выдачи по банковским картам

        

52

Выдачи на прочие цели

          

53

Выдачи микрокредитов

         

54

Выдачи вкладов

             

55

Выдачи подкреплений предприятиям почтовой связи

           

59

Итого по расходу


0

Превышение прихода над расходом

       


              

7. Для составления квартального прогноза кассовых оборотов банки получают кассовые заявки от юридических лиц, имеющих основной депозитный счет до востребования в банке.


8. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, за 30 дней до начала прогнозируемого квартала получают от юридических лиц, обслуживающих их основной депозитный счет до востребования, кассовые заявки по форме приложения N 1.

Воинские части и организации Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (за исключением торговых и зрелищных организаций) сообщают банкам данные об общих суммах поступлений и выдач наличных денег в прогнозируемом квартале. Банки включают эти суммы в прогноз кассовых оборотов по статьям "Прочие поступления" и "Выдачи на заработную плату".

Кассовые обороты сводятся в ведомости по форме согласно приложению N 2 по источникам поступлений и структуре расходов.

Суммы выплат, указанные в кассовых заявках, не означают выдачу юридическим лицам наличных денег только в пределах данных заявок.


9. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, рассматривают полученные от юридических лиц кассовые заявки, обращая при этом особое внимание на полноту учета денежных поступлений в кассы юридических лиц, исходя из прогнозных цифр их деятельности, и возможность увеличения денежных поступлений.

По результатам рассмотрения полученных от юридических лиц кассовых заявок банки при необходимости и по согласованию с клиентами вносят в них уточнения.


10. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, распределяют квартальный прогноз кассовых оборотов по месяцам. При этом учитывается:

количество рабочих дней и другие особенности каждого месяца;

возможные изменения по месяцам объема розничного товарооборота, фондов заработной платы (в зависимости от сезонности работы отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, влияния праздников, времени массовых отпусков рабочих и служащих и т. п.);

сроки уплаты населением налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей;

проводимые мероприятия на местах по увеличению поступлений наличных денег в кассы банков.


11. При разработке прогноза кассовых оборотов ГТУ ЦБ используют проекты прогноза кассовых оборотов, представленные филиалами коммерческих банков или коммерческими банками, не имеющими филиалов, отчетные данные о фактических кассовых оборотах за прошлые периоды в динамике.


12. Прогноз кассовых оборотов представляется филиалами коммерческих банков или коммерческими банками, не имеющими филиалов, до 15 числа месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, в ГТУ ЦБ, а последними до 25 числа - в Центральный банк.

Прогноз кассовых оборотов высылается по электронной почте филиалами банков в ГТУ ЦБ - в сотнях тысяч сумов, ГТУ ЦБ Центральному банку - в миллионах сумов.

Одновременно с квартальным прогнозом кассовых оборотов высылается почтой пояснительная записка к нему.

Записка должна быть краткой, в ней даются обоснования прогноза кассовых оборотов в целом и пояснения ожидаемых изменений по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.


13. Прогнозные расчеты кассовых оборотов используются при разработке мер по организации налично-денежного обращения, а также при прогнозировании состояния резервов наличности и их использования, маневрирования ими в целях обеспечения достаточного объема свободных наличных средств и завоза наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров ГТУ ЦБ.



III. РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА


14. Бесперебойная выдача наличных денег населению и хозяйствующим субъектам с депозитных счетов является одним из важнейших оценочных критериев эффективности и надежности деятельности коммерческих банков при подведении итогов их работы за квартал, полугодие и в целом за год.


15. Коммерческие банки постоянно изучают и анализируют состояние денежного обращения и осуществляют практические меры по его укреплению, обеспечивают бесперебойное удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов по их требованию.


16. Коммерческие банки:

принимают меры, направленные на привлечение свободных денежных средств физических лиц во вклады, расширение безналичных перечислений денежных доходов физических лиц во вклады, развитие безналичных расчетов за товары и услуги, в том числе с использованием банковских карт;

устанавливают, по согласованию с юридическими лицами, лимиты остатка наличных денег в их кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки в банк;

осуществляют постоянный мониторинг за ежедневным поступлением наличных денег;

анализируют причины отклонения фактических поступлений и выдач наличных денег от прогнозных расчетов кассовых оборотов и принимают меры к увеличению поступлений наличности;

осуществляют оперативное управление состоянием резервов наличности и их использованием, а также маневрируют ими в целях обеспечения достаточного объема свободных наличных средств.


17. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, на основе анализа состояния денежного обращения и показателей, характеризующих его состояние, могут разрабатывать и вносить на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения, направленные на стабилизацию денежного обращения, бесперебойное удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах.


18. Организация работы по денежному обращению, координация и мониторинг за деятельностью коммерческих банков в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте возлагается на ГТУ ЦБ.


19. ГТУ ЦБ:

организуют и проводят работу по денежному обращению на соответствующей территории;

изучают состояние денежного обращения, анализируют кассовые обороты банков, производят накопление и систематизацию показателей, характеризующих состояние денежного обращения;

разрабатывают и вносят на рассмотрение органов государственной власти на местах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента предложения, направленные на укрепление денежного обращения;

осуществляют оперативное перераспределение наличности между регионами и филиалами коммерческих банков, предусмотрев бесперебойное обеспечение потребности в наличных деньгах;

совместно с коммерческими банками утверждают минимальные суммы объема резервов наличности в филиалах коммерческих банков;

анализируют работу банков по денежному обращению и направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений.

20. ГТУ ЦБ и коммерческие банки по данным о кассовых оборотах ежемесячно производят анализ налично-денежного обращения и принимают оперативные меры по укреплению денежного обращения в регионе.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОТА

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ


21. В соответствии с Правилами ведения кассовых операций юридическими лицами (рег. N 2687 от 22 июня 2015 года) юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов остатка наличных денег в кассе.

22. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе юридические лица обязаны сдавать в банк для зачисления на счета в порядке и в сроки, согласованные с банком.


23. Для установления лимитов остатка наличных денег в кассе, порядка и сроков сдачи выручки банки получают в I квартале заявку-расчет в двух экземплярах от торговых организаций по форме согласно приложению N 3, от других юридических лиц - по форме согласно приложению N 4. Для установления лимита остатка по торговым организациям используется журнал по форме согласно приложению N 5.

Лимит остатка наличных денег в кассе ежегодно устанавливается всем юридическим лицам, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.


24. По юридическим лицам, в состав которых входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в банках, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя юридического лица.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям юридических лиц, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в банках, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающим банком по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у юридического лица нескольких счетов в различных банках оно по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих банков с расчетом на установление лимита наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из банков юридическое лицо направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие банки, в которых открыты ему соответствующие счета.


25. По юридическому лицу, не представившему заявку-расчет на установление лимита наличных денег в кассе ни в один из обслуживающих банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная юридическим лицом в банк денежная наличность  сверхлимитной.

При необходимости лимиты остатка кассы могут быть пересмотрены в течение года. Для торговых организаций, имеющих небольшие кассовые обороты (по списку, утвержденному руководителем банка), лимиты остатка наличных денег в кассе, с согласия руководителей таких организаций, могут утверждаться банком на 2 года.


26. Лимиты остатка наличных денег в кассе устанавливаются:

для юридических лиц, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее в банк ежедневно в конце рабочего дня, в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы с утра следующего дня;

для юридических лиц, обязанных сдавать на следующий день, в размерах не более среднедневной выручки наличными деньгами;

для юридических лиц, имеющих право сдавать выручку не ежедневно, в размерах в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы выручки;

для юридических лиц, не имеющих постоянной денежной выручки, в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий и премий).


27. Юридические лица имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных им лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше 3 рабочих дней (для юридических лиц, расположенных на значительном расстоянии от банков, до 5 рабочих дней), включая день получения наличных денег в банке. По истечении этого срока не использованные по назначению наличные деньги возвращаются в банк и в последующем выдаются юридическим лицам по их первому требованию на те же цели.

Юридическим лицам не разрешается накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита для предстоящих расходов.


28. Эксплуатационные предприятия почтовой связи осуществляют кассовые операции в порядке, установленном Правилами ведения кассовых операций эксплуатационными предприятиями почтовой связи Узбекского агентства почты и телекоммуникаций Республики Узбекистан (рег. N 904 от 01.03.2000 г.).

Лимиты остатка денег в кассе для них устанавливаются банками по согласованию с руководителями этих предприятий с учетом размеров налично-денежного оборота и условий их работы.


29. Денежная выручка сдается юридическими лицами:

в дневные и вечерние кассы банка;

инкассаторам для последующей сдачи в банк;

объединенные кассы при юридических лицах для последующей сдачи в банки через инкассаторов.

Сроки и порядок сдачи выручки устанавливаются банками каждому юридическому лицу по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления в кассы банка.


30. Установленные лимиты остатка наличных денег в кассе, порядок и сроки сдачи выручки письменно сообщаются банками каждому юридическому лицу.

Для сообщения юридическим лицам установленных лимитов остатка наличных денег в кассе, порядка и сроков сдачи выручки банками используются вторые экземпляры заявок-расчетов, представляемых ими.


31. Банки ведут учет юридических лиц, имеющих постоянную денежную выручку, в журнале по форме согласно приложению N 5. В нем регистрируются все юридические лица, осуществляющие налично-денежные расчеты. Не регистрируются: палатки, киоски, павильоны, буфеты и т. п., продавцы которых материально ответственны перед торговыми организациями, в состав которых они входят, и сдают выручку в их кассы.


32. Банки осуществляют мониторинг за своевременностью и полнотой сдачи денежной выручки юридическими лицами.

Для осуществления указанного мониторинга на основании журнала по юридическим лицам, сдающим выручку в дневные и вечерние кассы банка, составляются списки - контрольные ведомости и передаются бухгалтерам банка по месту ведения счетов клиентов и контролерам вечерних касс, которые ежедневно делают в этих ведомостях отметки по юридическим лицам о сдаче выручки.

Начальник отдела инкассации по кругу юридических лиц, сдающих выручку через инкассаторов, ежедневно представляет начальнику отдела по денежному обращению банка справку об юридических лицах, не сдавших выручку за предыдущий день, с указанием причин.

Работники банков обязаны ежедневно просматривать контрольные ведомости и справки отдела инкассации и принимать меры к обязательной сдаче в дневную кассу всей задержанной накануне выручки, а также к недопущению задержек впредь.



V. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

НАД ВЫДАЧЕЙ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ


33. Выдача наличных денег населению и хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности, производится в пределах средств на их депозитных счетах на цели, указанные в платежных документах.

Банки обеспечивают бесперебойную выдачу наличных денег населению и хозяйствующим субъектам по их первому требованию. При этом выдача наличных денег производится в первую очередь на заработную плату и приравненные к ней платежи, на выплату пенсий, пособий, стипендий, командировочных расходов, а также вкладов населения.

Оприходование и расходование наличных денег, полученных в банке юридическими лицами, осуществляется в порядке, установленном Правилами ведения кассовых операций юридическими лицами (рег. N 2687 от 22 июня 2015 года).

34. Наличные деньги, подлежащие выдаче физическим лицам за деятельность, не связанную с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут быть перечислены на их вкладные счета в банках Республики Узбекистан.


35. Юридические лица представляют в банк сведения о сроках оплаты труда, предусмотренных коллективными договорами или иными локальными нормативными актами. Указанные данные сообщаются юридическими лицами в представляемых кассовых заявках.


36. При согласовании с юридическими лицами конкретных сроков выдачи денег на оплату труда банки учитывают необходимость распределения выдач по возможности равномерно по дням месяца в целом по банку, но с учетом установленных в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах юридических лиц сроков оплаты труда.

Банки не допускают выдачу денег на оплату труда юридическим лицам ранее установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Инструкцией.



37. Бюджетным организациям выдача денег на оплату труда производится два раза в месяц:

за первую половину месяца - с 16 по 20 число текущего месяца и за вторую половину месяца - с 1 по 5 число следующего месяца, если иное не предусмотрено в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах бюджетной организации.

Для каждой бюджетной организации в пределах указанного выплатного периода по согласованию с их руководителями должен быть установлен конкретный срок выдачи на оплату труда.


38. Сроки выдачи денег всем другим юридическим лицам устанавливаются по договоренности с ними на основании коллективных договоров или иных локальных нормативных актов.

Выдача денег на выплату денежного довольствия военнослужащим, оплату труда вольнонаемному составу воинских частей и организаций Министерства обороны производится: военнослужащим в строевых частях - с 13 по 20 число и в учреждениях и организациях - с 23 по 29 число за текущий месяц; вольнонаемному составу за первую половину месяца - с 16 по 20 число и за вторую половину месяца - с 1 по 5 число следующего месяца. Начальники гарнизонов по согласованию с руководителями банков устанавливают в пределах указанных выше сроков для каждой воинской части, организации конкретные сроки получения денег.

Выплата денежного содержания военнослужащим Министерства внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан производится один раз в месяц: строевым частям и военно-учебным заведениям - с 15 по 20 число, а их управлениям, организациям - с 20 по 25 число за текущий месяц.

Выдача денег на выплату денежного довольствия служащим  Министерства по чрезвычайным ситуациям производится 5 и 20 числа каждый месяц.


39. Сроки выплаты стипендий учащимся устанавливаются банками по согласованию с руководителями соответствующих учебных заведений или их вышестоящих организаций.

Допускается выдача денег на выплату стипендий учащимся при выездах на производственную практику до наступления срока выплаты стипендий, а также на весь период практики. Выдача учебным заведениям денег на выплаты стипендий учащимся при наступлении каникул (отпуска) производится независимо от установленных сроков выплаты стипендий.


40. При совпадении дня оплаты с выходным или праздничным днем выдача наличных денег на оплату труда и стипендии производится банками накануне этого дня. Тем юридическим лицам, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, выдача денег на оплату труда по срокам, приходящимся на выходные дни юридических лиц, производится накануне этих дней.

Выдача денег юридическим лицам для расчетов с работниками при прекращении с ними трудового договора, уходящими в отпуск, а также с работниками нештатного (не списочного) состава производится независимо от установленных сроков оплаты труда.


41. Для регулирования резервов наличности банки составляют ежегодно календарь выдач денег на оплату труда по форме согласно приложению N 6.

В календаре выдач указываются согласованные в установленном выше порядке сроки выдачи денег по юридическим лицам, конкретные суммы выдач проставляются в календаре ежеквартально по каждому месяцу на основе кассовых заявок, представляемых юридическими лицами по форме согласно приложению N 1. При этом банки проверяют, соответствуют ли сроки оплаты труда и стипендий, показанные в календаре выдач, срокам, определенным в кассовых заявках.

В календаре выдач на оплату труда указываются платежи по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (выходные, праздничные).

В календарь включаются все суммы оплаты труда, и стипендий, выплачиваемых наличными деньгами из касс банков. Не включается в календарь оплата труда, переводимая юридическими лицами через почту и для зачисления во вклады.


42. Специальные подразделения Центрального банка и коммерческих банков по мониторингу за выдачей наличных денежных средств:

- осуществляют постоянный мониторинг за ежедневным поступлением наличных средств, а также анализ состояния наличных расчетов и составляют ежемесячные отчеты о состоянии выплат, наличии задержек в выдаче наличных средств;

- рассматривают обращения и жалобы клиентов банков по вопросам беспрепятственной и бесперебойной выдачи наличных средств и принимают по ним незамедлительные меры, проводят проверки в отделениях и филиалах коммерческих банков по указанным вопросам.


43. Для оперативного реагирования по вопросам выдачи наличных денег Центральным банком и коммерческими банками в каждом регионе организуется рассмотрение заявлений клиентов, в том числе через "телефоны доверия", и незамедлительная проверка поступающих обращений.



VI. ОРГАНИЗАЦИЯ

МОНИТОРИНГА ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ

ПО БЕЗНАЛИЧНОМУ РАСЧЕТУ


44. Продажа товаров из торговых сетей регламентируется Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 ноября 2002 года N 407.

45. Расчеты за товары, осуществленные юридическими лицами с использованием корпоративных банковских карт, приравниваются к безналичным расчетам.

46. Реализация товаров по безналичному расчету может осуществляться торговыми организациями розничной торговли в пределах 10% от общего объема месячного товарооборота за прошедший месяц. При этом исчисление реализации товаров производится за каждый месяц отдельно. Не допускается реализация товаров в счет предыдущих месяцев, то есть если объем безналичной реализации товаров в текущем месяце составляет меньше 10 процентов от общего объема товарооборота за предыдущий месяц, то оставшаяся часть не переносится на следующий месяц.


47. Реализация товаров по безналичному расчету сверх 10% от общего объема товарооборота разрешается организациями розничной торговли лечебным учреждениям, домам для престарелых, домам "Мехрибонлик", домам инвалидов, учебным и просветительным заведениям.

Предприятиям розничной торговли разрешается осуществлять реализацию товаров по банковским корпоративным картам юридических лиц без ограничения доли продажи в объеме месячного товарооборота.


48. Банки в разрезе каждого организации розничной торговли заводят внесистемный учет, в котором отражается объем общего товарооборота за предыдущий месяц, возможная сумма реализации товаров по безналичному расчету в текущем месяце в размере 10% от общего месячного товарооборота, фактическая сумма реализации товаров всем организациям, кроме организаций и учреждений социальной сферы.

Банки ежемесячно ведут по каждой организации розничной торговли реестр учета суммы реализации товаров по безналичному расчету по форме согласно приложению N 7.


49. Безналичные средства, поступившие через электронную систему платежей на депозитный счет до востребования организации розничной торговли, зачисляются в тот же день, и сведения передаются сотрудникам банка, ведущим учет и мониторинг по каждому предприятию розничной торговли.

В случае реализации товаров по безналичному расчету сверх 10% от общего объема месячного товарооборота банки уведомляют об этом налоговые органы в установленном порядке.



VII. ПОРЯДОК ПОДКРЕПЛЕНИЯ

НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ГЛАВНЫМИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ  УПРАВЛЕНИЯМИ

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА


50. Выдача наличных денег должна обеспечиваться банками в первую очередь за счет текущих поступлений денег в кассы банка, а также резервов наличности.

Банки и их филиалы ежедневно, для внутреннего использования, составляют расчет, предусматривая предстоящие поступления по всем источникам прихода и расхода из кассы банка, а также учитывают особенности в поступлениях и выдачах денег по отдельным дням месяца по форме согласно приложению N 8.


51. В тех случаях, когда текущие поступления денег и резервы наличности недостаточны для покрытия расходов, филиалы коммерческих банков заблаговременно передают заявку по форме приложения N 9 в ГТУ ЦБ для получения подкрепления оборотной кассы денежной наличностью.

ГТУ ЦБ, получив заявки от филиалов коммерческих банков, определяют сумму наличных средств, подлежащих выдаче по заявкам коммерческих банков. Для учета запрашиваемых подкреплений и выдачи разрешений на подкрепление оборотной кассы используется ведомость по форме согласно приложению N 10. На основании этой ведомости издаются распоряжения на доставку наличных денег в коммерческие банки.

Подкрепление оборотной кассы филиалов коммерческих банков наличными средствами осуществляется без ограничений в пределах средств на корреспондентском счете коммерческого банка, с использованием, при необходимости, резервных фондов Расчетно-кассовых центров при ГТУ ЦБ.


52. ГТУ ЦБ может, при необходимости, обратиться в Центральный банк за разрешением о необходимом подкреплении оборотной кассы из резервного фонда Центрального банка.

Телеграммы на подкрепление подписываются руководителем ГТУ ЦБ и адресуются Департаменту денежного обращения Центрального банка Республики Узбекистан.

В телеграмме на подкрепление оборотной кассы указываются:

контрольное число, состоящее из пяти знаков, где первые три знака соответствуют конечным трем цифрам номера последнего полученного ГТУ ЦБ разрешения на подкрепление оборотной кассы, а две последние - порядковый номер телеграммы на подкрепление (телеграммы нумеруются порядковыми номерами, возобновляемыми ежегодно);

заявка о подкреплении оборотной кассы (по коду);

сумма необходимого подкрепления (по коду).

Расчет подкрепления оборотной кассы ГТУ ЦБ производят с учетом заявок коммерческих банков.


53. Разрешение на подкрепление оборотной кассы из резервного фонда Центрального банка подписывается заместителем председателя Центрального банка, на которого приказом возлагается право распоряжения резервными фондами.


54. Доставка наличных денег из оборотной кассы ГТУ ЦБ в оборотные кассы коммерческих банков производится в соответствии с Инструкцией по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках (рег. N 1831 от 27 июня 2008 года).

55. Структурные подразделения Центрального банка Республики Узбекистан ведут учет заявок ГТУ ЦБ на подкрепление оборотной кассы, выданных разрешений и их целевое использование. Для учета запрашиваемых подкреплений и выдачи разрешений на подкрепление оборотной кассы используется ведомость по форме согласно приложению N 11.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Инструкции



КАССОВАЯ ЗАЯВКА

на ___________квартал _____________200 __ г.

Наименование юридического лица

Наименование банка

тыс. сум


I. Поступление денег (кроме наличных денег, получаемых в банке)

   

Наименование показателей

Фактическое

исполнение за

соответствующий

квартал прошлого

года

Прогноз на

____ квартал

200 __ г.


всего

в т. ч.

сдается

в банк

всего

в т. ч.

сдается

в банк

1

2

3

4

5

Поступления наличными деньгами:





1. Торговой выручки (от реализации товаров)

  





2. Всех видов платных услуг






3. Налогов, сборов, пошлин и др. обязательных платежей






4. Страховых платежей






5. Прочие поступления






6. Поступления всего






  

II. Выплаты заработной платы и прочих видов оплаты труда

   

Наименование показателей

Фактическое

исполнение за

соответствующий

квартал прошлого

года

Прогноз на

____ квартал

200 __ г.

1

2

3

1. Фонд заработной платы




2. Удержания




2.1. Налоги




2.2. За форменное обмундирование




2.3. За питание на предприятиях общественного питания и в детских учреждениях




2.4. Платежей по добровольным видам страхования




2.5. Профсоюзных взносов




2.6. Удержания в Пенсионный фонд




2.7. Прочие удержания




2. Итого удержаний




3. Перечисления




3.1. Во вклады в банках




3.2. Переводами через почту




3.3. Для выдачи в других банках




3. Итого перечислений




1. Выплаты наличными деньгами, всего (1-2-3)

  



  

III. Другие выплаты

  

Наименование показателей

Фактическое

исполнение за

соответствующий

квартал прошлого

года

Прогноз

расходов

наличными

деньгами на

____ квартал

200 __ г.


1. Стипендии

  



2. Командировочные расходы




3. Пособия




4. Пенсии




5. Другие цели




  

IV. Календарь выдач на оплату труда  по установленным срокам

(суммы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке)

   

числа

месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

т. д.

30




























           


Руководитель юридического лица



Главный (старший) бухгалтер

или лицо, исполняющее его обязанности



Представляется всеми юридическими лицами за 30 дней до прогнозируемого квартала.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Инструкции


СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

к прогнозным расчетам кассовых оборотов

на ___ квартал 200 ____ г.


Наименование банка

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


       

Наименование

юридического лица

Статьи прогноза

Сумма

(тыс. сум.)


  



  



  



  


   


Подпись






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Инструкции

ЗАЯВКА-РАСЧЕТ

для установления лимитов остатка

наличных  денег  в кассе,  порядка

и сроков сдачи денежной выручки

       

200 __ год

Сум

____________________________________________________________

(наименование торговой организации)

____________________________________________________________

(наименование банка)

____________________________________________________________

  

Сум

Наименование показателей

Проектируется

организацией

Утверждено

банком

1

2

3

1. Расчетный объем розничного товарооборота на месяц




2. Расходы из выручки наличными деньгами




3. Кассовая выручка за месяц




4. Среднедневная выручка (стр. 3: на количество рабочих дней организации)




5. Лимит остатка кассы




6. Порядок сдачи выручки




7. Сроки сдачи выручки




        


Руководитель торговой

организации

Руководитель банка

                       


Главный (старший) бухгалтер

или лицо, исполняющее его

обязанности




                   




            

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Инструкции

ЗАЯВКА-РАСЧЕТ

для установления лимитов остатка наличных денег

в кассе, порядка и сроков сдачи денежной выручки



200 __ г.

       

_______________________________________________________________

(наименование юридического лица)

_______________________________________________________________

(наименование банка)

__________________________________________________________________________

        


сум

Наименование показателей

Проектируется

юридическим

лицом


Утверждено

банком

1

2

3

1. Кассовая выручка:

  



1.1. Месячная сумма

     



1.2. Среднедневная выручка (1.1: на число рабочих дней юридического лица)




2. Всего выплачено наличными деньгами на различные нужды, кроме оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и командировочных расходов




3. Среднедневной расход




4. Лимит остатка кассы




5. Порядок сдачи выручки




6. Сроки сдачи выручки




        

        

Руководитель юридического лица


Руководитель банка

                       


Главный (старший) бухгалтер

или лицо, исполняющее его

обязанности




                   





ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Инструкции


СПИСОК

юридических лиц, имеющих постоянную

денежную выручку

200 __ г. ____________


            

________________________________________________________________

(наименование банка)

________________________________________________________________

    

________________________________________________________________

      

N

п/п

Наимено-

вание юриди-

ческого лица

Адрес и

N телефона

Удаленность

от банка в км

Среднедневная выручка наличными деньгами по прогнозу

(сум)

Установленный способ сдачи выручки

Установленные сроки сдачи выручки

Лимит остатка наличных денег в кассе

(сум)

1

2

3

4

5

6

7

8

          


Подпись





  

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6

к Инструкции



КАЛЕНДАРЬ

выдач наличных денег на оплату труда

на месяц 200_ год


             

__________________________________________________________________________________________

(наименование банка)

__________________________________________________________________________________________

тыс. сум.

N депо-

зитных

счетов до

востре-

бования

Наиме-

нование

юридического лица-

зации































Итого за месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

  

































Итого

































        

             

Руководитель банка

              

Подпись работника, составившего календарь

               





ПРИЛОЖЕНИЕ N 7

к Инструкции


РЕЕСТР

учета суммы реализации товаров

по безналичному расчету

   

По

          

            

(наименование торговой организации)






Сумма объема розничного товарооборота

         




За


200__ г.     в сумме


сум.


(месяц)



            




Установленная норма для реализации товаров по безналичному расчету

            



200__ г.     в сумме


сум.


(месяц)







          

             

Сумма реализации товаров по безналичному расчету

организациям, кроме социальной сферы

     

дата платежного документа

сумма

сумма нарастающим итогом

    







ИТОГО



ПРИЛОЖЕНИЕ N 8

к Инструкции



     


"УТВЕРЖДАЮ"

  


Руководитель банка (филиала)

   

   

РАСЧЕТ

на подкрепление операционной кассы

         

на


число


месяц


год

          

Наименование банка (филиала)

       

        

(тыс. сум.)


Расчет

(или уточнение

расчета) за число

     

Расчет на число

1

2

3

        

Ожидаемые ресурсы:

  



1.

Предлагаемые кассовые поступления



2.

Обеспечение платежей за счет остатка кассы



3.

Итого ресурсов





      

Ожидаемые расходы:




4.

Выдачи на заработную плату



5.

Выдачи на другие цели - всего





в том числе:



а)





б)





в)





   




6.

Итого расход





  

7.

   

Превышение прихода над расходом (-) (3 6)

или расхода над приходом (+) (6 3)








                 




(подпись работника, составившего расчет)


         


              




         


ПРИЛОЖЕНИЕ N 9

к Инструкции

ЗАЯВКА

на получение подкрепления операционной кассы

денежной наличностью


Наименование

и номер филиала

коммерческого

банка 

Дата

получения

наличных

денег

Сумма

необходимой

наличности

Подпись

руководителя филиала

коммерческого банка


1

2

3

4

           




     


Подпись

ПРИЛОЖЕНИЕ N 10

к Инструкции

  

  



Разрешить подкрепление оборотных касс банков

в порядке внутрирегионального регулирования




(млн.сум.)



        




Подкрепить оборотные кассы банков за счет эмиссионных разрешений




(млн.сум)



       





Начальник ГТУ ЦБ




(подпись)









         


ВЕДОМОСТЬ

на подкрепление оборотных касс банков

по ________________ области (республике, городу)

за "___" ___________ 20__ г.


                   

(млн. сум)

N

п/п

Наименование

банка

Дата

телеграммы

на подкреп-

ление

Сумма

испраши-

ваемого

подкреп-

ления

Разрешено

подкрепление

по внутри-

региональному

регулированию


по

разрешению

ЦБ РУз





Сумма

Сумма

1

2

3

4

5

6

    





    

       

   

Начальник управления денежного обращения ГТУ ЦБ                Подпись

ПРИЛОЖЕНИЕ N 11

к Инструкции



Общая сумма разрешенного подкрепления

___________________________ (тыс. сум.)


Заместитель председателя Центрального банка

Республики Узбекистан

____________________________ (подпись)



ВЕДОМОСТЬ

на подкрепление оборотных касс

главных территориальных управлений

___________________________

за "___" ___________ 20__ г.

        

    

N п/п

Наименование

ГТУ ЦБ

Дата

телеграммы

на подкре-

пление

Сумма

испраши-

ваемого

подкреп-

ления

N высланной

ГТУ ЦБ

телеграммы

Разрешено

подкрепление

ключ

сумма

N разре-

шения

1

2

3

4

5

6

7

8








         


          


(дата, номер и сумма, указанные в телеграмме на подкрепление, высланной в Центральный банк Республики Узбекистан, за минусом остатка неиспользованного разрешения)

Директор Департамента

денежного обращения

Центрального банка

Республики Узбекистан

          


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2005 г., N 43-44, ст. 334


























Время: 0.1470
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск