Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Утратившие силу акты налогового законодательства с 1998 по 2007 гг. / Общереспубликанские налоги /

Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по производимым и реализуемым товарам (работам, услугам) (Зарегистрирована МЮ 29.12.1997 г. N 383, утверждена 05.12.1997 г. МФ N 41, ГНК N 97-105)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАНА

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.12.1997 г.

N 383


УТВЕРЖДЕНА

МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N 41

ГОСУДАРСТВЕННЫМ

НАЛОГОВЫМ КОМИТЕТОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N 97-105

05.12.1997 г.



ИНСТРУКЦИЯ

о порядке исчисления и уплаты налога

на добавленную стоимость по производимым

и реализуемым товарам (работам, услугам)


Вводится в действие с 1 января 1998 года


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и определяет порядок исчисления и расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.


1.2. Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства, реализации товаров (работ и услуг).


1.3. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в отношении импортируемых товаров (работ, услуг) в Республику Узбекистан определяется отдельной инструкцией.


II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА


2.1. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность на территории Республики Узбекистан, за исключением юридических лиц, для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрен особый порядок налогообложения (предприятия, уплачивающие налог на валовой доход, малые предприятия, перешедшие на уплату единого налога, и сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на уплату единого земельного налога.*)

Под юридическими лицами в целях налогообложения в данной инструкции понимаются все виды предприятий, объединений и организаций (в том числе их обособленные подразделения), имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом, а также имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет (далее именуемые "предприятия").


2.2. Малые предприятия по своему усмотрению могут применять упрощенную систему налогообложения, предусматривающую уплату единого налога в соответствии с законодательством.


III. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


3.1. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость по данной инструкции являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость и используемых для собственных производственных нужд.

Под оборотами по реализации товаров (работ, услуг) понимаются отгруженная продукция, выполненные работы, оказанные услуги (в дальнейшем именуются "товары (работы, услуги)".


3.2. При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

В целях налогообложения товаром считается все, что имеет потребительское предназначение и стоимость (товар, продукция, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ, вода и т. д.).


3.3. При реализации работ объектом налогообложения является стоимость выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно- исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно- изыскательских, реставрационных и других работ.


3.4. При реализации услуг объектом налогообложения является стоимость:

- услуг пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

- услуг по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;

- посреднических услуг;

- услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных услуг;

- рекламных услуг;

- услуг по обработке данных и информационному обеспечению;

- других услуг.


3.5. К оборотам, облагаемым налогом, относятся также:

а) обороты по реализации товаров, работ и услуг, в том числе собственного производства, внутри предприятия для собственного потребления, не связанные с предпринимательской деятельностью предприятия, а также своим работникам.

б) обороты от безвозмездной передачи или передачи с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам, включая работников предприятия;

в) обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при не исполнении обеспеченного залогом обязательства.


3.6. Не является объектом обложения продажа лотерейных билетов для организатора лотереи.

При этом услуги по реализации (распространению) лотерейных билетов, оказываемые предприятиями организатору лотереи, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАГАЕМОГО ОБОРОТА


4.1. Размер облагаемого оборота по реализации определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.

При исчислении облагаемого оборота по подакцизным товарам в него включается сумма акцизов.


4.2. При передаче товаров (работ, услуг) безвозмездно размер облагаемого оборота определяется исходя из уровня цен (тарифов), без включения в них налога на добавленную стоимость, сложившегося у предприятия на момент передачи, но не ниже фактически сложившихся затрат на производство (приобретение) этих товаров (работ, услуг), а по основным средствам (нематериальным активам)- не ниже их остаточной стоимости.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) плательщиком является предприятие, их передающее.

Не включаются в облагаемый оборот основные средства, переданные безвозмездно, если безвозмездная передача основных средств происходит внутрисистемно между предприятиями по разделительному балансу, по приказу вышестоящей организации, являющейся собственником этих предприятий.


4.3. Для предприятий, осуществляющих реализацию продукции (работ, услуг) по ценам ниже фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается цена, сложившаяся у предприятия на момент реализации, но не ниже фактически сложившихся затрат на производство (приобретение) этих товаров (работ, услуг).


4.4. Для предприятий при натуральной оплате труда товарами (в том числе собственного производства) или их реализации своим работникам через кассу по ценам, ниже себестоимости, облагаемый оборот определяется в порядке, предусмотренном в пункте 4.3.


4.5. При использовании внутри предприятия товаров (работ, услуг) собственного производства, не связанных с предпринимательской деятельностью предприятия, за основу определения облагаемого оборота принимается их фактическая себестоимость.


4.6. Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов является стоимость их обработки (включая затраты и прибыль), а по подакцизным товарам - стоимость обработки с учетом акцизов.


4.7. Стоимость возвратной тары, в том числе стеклопосуды, имеющей залоговую стоимость, не включается в облагаемый оборот, за исключением реализации такой тары предприятиями-изготовителями.


4.8. Для предприятий, имеющих длительный производственный цикл (строительные, строительно-монтажные и ремонтно-строительные, пусконаладочные, проектно-изыскательские и научные организации), облагаемым оборотом является стоимость выполненных и подтвержденных заказчиками работ (услуг), по которым предъявленные расчетные документы к оплате, исходя из договорных цен с учетом их изменений, вызванных в процессе выполнения работ (услуг), повышением (снижением) цен на комплектующие, тарифов на транспортные и другие виды услуг.


4.9. Строительно-монтажные работы, выполненные для собственных нужд своими силами, не облагаются налогом на добавленную стоимость. Сумма налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, топливу, работам списывается на строительство объекта.


4.10. Для заготовительных, снабженческо-сбытовых и других предприятий, занимающихся куплей и продажей товаров (являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость), получающих доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых покупателям товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.

Для организаций, реализующих товары по договорам консигнации, размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых покупателям товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.

Для организаций, осуществляющих посредническую деятельность по договорам комиссии, размер облагаемого оборота определяется исходя из суммы комиссионного вознаграждения.

4.11. Для банков облагаемым оборотом является стоимость услуг, за исключением льготируемых, предусмотренных в пункте 6.1. настоящей инструкции.


4.12. По лизинговым услугам размер облагаемого оборота определяется исходя из лизинговой ставки (размера дохода лизингодателя).


4.13. При реализации основных средств и нематериальных активов, в том числе и вносимых в качестве доли в уставный капитал предприятий, по которым не предусмотрен зачет суммы налога на добавленную стоимость, размер облагаемого оборота определяется в виде разницы между ценой реализации и остаточной стоимостью.

4.14. Не включаются в размер налогооблагаемого оборота:

а) обороты по реализованной продукции, полуфабрикатам, выполненным работам и услугам одними структурными единицами предприятия для промышленно-производственных нужд других структурных единиц этого же предприятия (внутризаводской оборот). Под структурными единицами предприятия в данном пункте понимаются структурные единицы, не имеющие расчетного счета в учреждении банка и состоящие на балансе основного предприятия;

б) обороты по разделению имущества между членами кооператива, хозяйственных обществ и товариществ, учредителями иных видов предприятий вследствие их ликвидации. Данное положение не распространяется на случаи, если имущество ликвидированного предприятия продается другим лицам.

в) стоимость оборудования, товаров (работ, услуг), импортированных за счет бюджетных ассигнований по заказам бюджетных организаций и реализуемых заказчику.

Данная норма применяется при подтверждении финансовыми органами источника финансирования.

Примечание: В случае ввоза вышеназванных товаров по заказам бюджетных организаций, но не за счет бюджетных ассигнований, а также при их реализации не заказчикам вышеуказанных товаров, НДС исчисляется в общеустановленном порядке, т.е. объект обложения исчисляется исходя из всего оборота.


V. КОРРЕКТИРОВКА ОБЛАГАЕМОГО ОБОРОТА


5.1. В случае возврата покупателями товаров после оплаты расчетных документов, проездных документов, а также отказа заказчиками от ранее оплаченных работ или услуг, на сумму налога на добавленную стоимость по таким операциям производится корректировка оборотов по реализации товаров (работ, услуг) при условии соблюдения годичного срока исковой давности.

Если товары, на которые установлен гарантийный срок службы, возвращаются в пределах этого срока предприятию-изготовителю, зачет или возврат налога на добавленную стоимость по таким товарам производится независимо от срока первоначальной оплаты расчетных документов покупателями и поступления налога в бюджет.



VI. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ


6.1. От налога на добавленную стоимость освобождаются:

1) операция по страхованию и перестрахованию, включая услуги, связанные с этими операциями, осуществляемые посредниками и агентами по страхованию;

2) выдача и передача ссуд.

К выдаче и передаче ссуд (долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного кредита) относится подготовка документов клиентов банка (в случае отсутствия договора на подготовку ТЭО), рассмотрение пакета документов для оформления кредита (рассмотрение заявки, оценка кредитоспособности, определение цены (процента) кредита, подготовка кредитного договора и его заключение), открытие ссудного счета и кредитной линии, обслуживание кредита (кредитование), контроль целенаправленного исполнения ссуды;

3) операции, касающиеся денежных вкладов, текущих счетов, платежей, перечислений, чеков и прочих ценных бумаг.

К операциям, касающимся денежных вкладов, относятся перечисления на счета физических и юридических лиц; переводы сумм с вкладов во вклады и их оформление; переводы за пределы Республики Узбекистан.

К операциям, касающимся текущих счетов, относятся открытие банковских счетов, изменение режима счетов и переоформление счетов по заявлению клиента, зачисление денежных средств на текущие счета: хранение, операции по перечислению и выдаче со счетов, операции по приему и пересчету, закрытие счетов, выдача выписок-справок о совершении операций по текущим счетам и о состоянии счета по просьбе клиента.

К операциям, касающимся платежей и перечислений, чеков и прочих ценных бумаг, относятся исполнение инкассо, переводы, пересылка или возврат банку-корреспонденту документов, выставленных на инкассо, прием, проверка и отсылка документов по экспортному документарному инкассо, изменение условий инкассового поручения или его аннуляция, выдача документов, свободных от оплаты, операции по документарным аккредитивам, гарантийно-акцептные операции, операции с чеками (обмен наличных на чеки иностранных банков и обратно, инкассо чеков по поручению, зачисление чеков на текущий счет, обслуживание сумовой чековой книжки (постановка на учет выданной чековой книжки является не реализацией, а платой за проведение платежей с текущих счетов клиента с помощью чеков для получения клиентом наличной суммы);

4) операции, касающиеся обращения иностранной валюты и денег, являющихся законными средствами платежа, за исключением тех, которые используются в нумизматических целях.

К операциям, касающимся обращения иностранной валюты, являющейся законным средством платежа, относятся операции с наличной иностранной валютой, являющейся законным средством платежа (прием, выдача, обмен, покупка, размен, инкассо ветхой валюты, выдача разрешений на вывоз наличной валюты), конверсионные операции с иностранной валютой с выдачей документов о подтверждении операций, о курсе валюты, операции по учету и обслуживанию экспортно-импортных контрактов (проверка правильности оформления контракта и постановка его на учет для проведения платежей по контракту; контроль за своевременным и полным поступлением выручки на счета предприятий, осуществление обязательной продажи валютной выручки по контракту; снятие с учета при исполнении партнерами обязательств в полном объеме), операции через специальные телекоммуникационные банковские системы SWIFT, TELEX, REUTER, по которым осуществляются платежи и переводы;

гарантийные операции на условиях покрытия (авизование и передача гарантий, выдача и подтверждение гарантий от указанной суммы, изменение условий гарантий, подготовка и направление запросов в банки); обслуживание платежных переводов по кредитным карточкам (VISA, IAPA, Priority Pass и т.п.) (выпуск, замена, зачисление, перевод и списание денежных средств).

К операциям, касающимся обращения денег, являющихся законными средствами платежа, относятся операции, связанные с наличной денежной массой, являющейся законными средствами платежа, приводящие к смене права собственности на денежные средства, в том числе операции, связанные с использованием денег в качестве платежа.

Услуги по инкассации не относятся к операциям, касающимся обращения денег;

5) операции, касающиеся обращения ценных бумаг, за исключением операций по изготовлению и хранению ценных бумаг.

Под операциями, касающимися обращения ценных бумаг, понимаются операции купли и продажи ценных бумаг, а также другие действия, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан, приводящие к смене владельца ценных бумаг;

6) действия, выполняемые специально на то уполномоченными органами, за которые взимаются государственная пошлина, сборы.

Данная льгота применяется на все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, также пошлин и сборов, взимаемых государственными органами, органами государственной власти на местах, иными уполномоченными органами при предоставлении юридическим и физическим лицам определенных прав;

7) услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по уходу за больными и престарелыми;

8) ритуальные услуги похоронных бюро и кладбищ;

9) патентные пошлины, регистрационные сборы и лицензионные платежи за приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;

10) продукция предприятий, специализированных на производстве протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов и оказания услуг инвалидам по ортопедическому протезированию, продукция лечебно-производственных мастерских при лечебных учреждениях;

11) реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства;

12) продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов;

13) услуги организаций связи по выплате пенсий и пособий;

14) научно-исследовательские и инновационные работы, выполняемые по государственным контрактам в рамках научно-технических программ Государственного комитета Республики Узбекистан по науке и технике.

Основанием для получения данной льготы является государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, конструкторско- технологических и инновационных работ (НИОКР) в рамках научно- технических программ (НТП) ГКНТ, заключенный ГКНТ:

- с министерствами и ведомствами на программы фундаментальных исследований (ПФИ), государственные научно-технические программы (ГНТП), приоритетные государственные научно-технические программы (ПГНТП);

- с конкретными исполнителями на конкурсные научно-технические программы (КНТП), программы инновационных работ (ПИР), конкурсные проекты фундаментальных исследований (КПФИ), международные (межгосударственные) научно-технические программы (МНТП).

При этом для исполнителей НИОКР по НТП ПФИ, ГНТП и ПГНТП основанием для получения вышеназванной льготы является контракт (договор), заключенный между министерствами, ведомствами и исполнителями в рамках контракта, заключенного ГКНТ с министерствами и ведомствами по этим программам. Соисполнители по программам ПФИ, ГНТП, ПГНТП, КНТП, ПИР, КПФИ МНТП освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость после получения заключения ГКНТ;

15) услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси, в том числе маршрутного), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного).

Данная льгота предоставляется по оказанным услугам городского пассажирского транспорта, связанным с перевозкой пассажиров, с перевозкой рабочих и служащих с работы и на работу по заявкам юридических и физических лиц, с обслуживанием различных мероприятий, а также по доходам, получаемым от оказания услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования;

16) жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги, оказываемые населению.

К услугам жилищно-коммунального хозяйства, освобожденным от налога на добавленную стоимость, относятся услуги водопроводно-канализационного, теплового, газового, электроэнергетического хозяйств, санитарной очистки, лифтовых хозяйств, хозяйств по установке и эксплуатации антенн общего пользования, бюро по технической инвентаризации, по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, оплачиваемые непосредственно населением.

Данная льгота также распространяется на жилищные эксплуатационные управления (ЖЭУ) или товарищества, которые выступают от лица населения и осуществляют расчеты с вышеперечисленными хозяйствами за оказанные ими услуги населению;

17) услуги в сфере народного образования, связанные с учебно- производственным процессом, а также плата за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях.

Под услугами в сфере народного образования, связанными с учебно- производственным процессом, понимаются услуги, оказываемые предприятиями, объединениями и организациями в части их образовательной деятельности.

Для негосударственных образовательных учреждений данная льгота применительна при наличии у них лицензии на право образовательной деятельности.

Данная льгота также применяется на товары (работы, услуги), вырабатываемые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений (включая учебно-производственные мастерские).

При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, в частности аренды основных фондов и имущества, торговли покупными товарами, оборудованием, при посреднических и других услугах налог на добавленную стоимость уплачивается в общеустановленном порядке;

18) обороты по реализации драгоценных металлов уполномоченному государственному органу по хранению;

19) услуги по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями и объединениями.

От налога на добавленную стоимость освобождаются также изготовление и реализация указанными объединениями предметов культа и религиозного назначения;

20) медицинские, санаторно-курортные и оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги, услуги учреждений физической культуры и спорта по основной (профильной) деятельности, детских лагерей отдыха.

К медицинским услугам относятся услуги медицинской помощи и санитарного обслуживания, оказываемые учреждениями здравоохранения, стоматологическими, физиотерапевтическими, гомеопатическими поликлиниками, косметологическими лечебницами, зубопротезными отделениями и кабинетами, наркологическими амбулаториями, медицинскими водительскими комиссиями, дезинфекционными станциями, лабораториями и подразделениями санитарно-противоэпидемиологического профиля и другими учреждениями.

Ветеринарные услуги не относятся к медицинским услугам.

К санаторно-курортным и оздоровительным услугам относятся услуги санаторно-курортных и оздоровительных организаций, включаемые в стоимости путевки.

Не облагаются налогом на добавленную стоимость также услуги санаторно-курортных и оздоровительных организаций, оказываемые отдыхающим сверх стоимости путевки.

К туристско-экскурсионным услугам относятся услуги туристско- экскурсионных организаций, включаемые в стоимость путевки (курсовки) туристов на туристические маршруты и экскурсионное обслуживание.

Данная льгота также применяется на туристско-экскурсионные услуги, оказываемые туристам сверх стоимости путевок.

Не распространяется данная льгота на дополнительные платные услуги, оказываемые туристам.

К услугам учреждений физической культуры и спорта относятся услуги по проведению спортивных соревнований, праздников, спортивно-зрелищных мероприятий, календарных и матчевых встреч, проводимых в спортивных сооружениях, занятий физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности, общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики и т.п., по предоставлению спортивно-технического оборудования, тренажеров, инвентаря, формы и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений, предусмотренные в стоимости билетов (абонементов);

21) стоимость приватизируемого государственного имущества;

22) гидрометеорологические и аэрологические работы;

23) геологические и топографические работы;

24) выручка от объемов выполненных работ по эксплуатации и ремонту дорог общего пользования.

Не относится к работам по эксплуатации и ремонту дорог общего пользования строительство новых дорог общего пользования.

Предприятия (в том числе управления производственно-технической комплектации, снабженческо-сбытовые организации, подсобно-вспомогательные службы), получающие доход от осуществления работ по комплектации, заготовке, снабжению, производству материалов как для подразделений ГАК "Узавтойул", которые производят ремонт и эксплуатацию дорог общего пользования, так и других министерств и ведомств, должны уплачивать налог в общеустановленном порядке.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, включенные в установленном порядке правительством Республики Узбекистан в соответствующие перечни с указанием индекса и номера;

25) продукция и услуги по основной деятельности издательств, редакций газет и журналов, предприятий полиграфии, Телерадиокомпании, Национального информационного агентства Узбекистана.

К основной деятельности издательств, редакций газет и журналов и предприятий полиграфии относится деятельность, связанная с подготовкой и изданием печатной продукции (книг, газет, журналов, справочников, брошюр, альбомов, плакатов, буклетов, открыток, тетрадей, альбомов по рисованию и черчению, бланков и иной печатной продукции), макетирование, компьютерная графика, верстка, подготовка оригинал-макетов, прием, оформление и размещение в изданиях рекламных обращений, цветоделение, обеспечение юридических и физических лиц информацией, ее сбор и переработка, работы по переводу текстов, реализация на магнитных и бумажных носителях посредством почтовой системы и Интернет.

При этом, если определенная деятельность (прием рекламы, сбор, обработка и реализация информации) осуществляется в виде отдельных и окончательных работ и услуг, не связанных с подготовкой, изданием и распространением печатной продукции, то льготы по налогу на добавленную стоимость на доходы от этой деятельности не распространяются (например, прием рекламы для ее размещения на телевидении, наружных средствах и т.п.).

Деятельность издательств, редакций газет и журналов, предприятий полиграфии, не связанная с основной деятельностью (сдача имущества в аренду, купля-продажа, посредническая и др.), подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Издательства, редакции газет и журналов, предприятия полиграфии при осуществлении ими основной деятельности в соответствии с действующим законодательством должны пройти соответствующую регистрацию и иметь лицензию.

На предприятия, осуществляющие вышеуказанную деятельность, но не являющиеся издательствами, редакциями газет и журналов, предприятиями полиграфии, льгота по налогу на добавленную стоимость не распространяется;

26) стенографические услуги;

27) услуги по экологической экспертизе, проводимые уполномоченными государственными организациями;

28) услуги по научно-технической обработке, реставрации, переплету и использованию архивных документов, совершенствованию делопроизводства;

29) услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке;

30) строительные материалы, производимые в республике и реализуемые индивидуальным застройщикам.

Данная льгота применима также и в отношении производимых в республике строительных материалов, реализуемых жилищно-строительным кооперативам.

При этом документами, подтверждающими объемы реализации строительных материалов индивидуальным застройщикам и жилищно-строительным кооперативам, являются справки территориальных хозрасчетных управлений по координации частного жилищного строительства;

31) выполненные объемы работ подрядных, ремонтно-строительных, спецмонтажных организаций, осуществляющих строительные и спецмонтажные работы в частном жилищном строительстве.

Данная льгота также распространяется на подрядные, ремонтно-строительные и спецмонтажные организации, осуществляющие строительные и спецмонтажные работы по договорам, заключенным и с жилищно-строительными кооперативами;

32) выполненные объемы работ в жилищном строительстве по договорам, заключенным с "Узжилсбербанком" по строительству жилья для физических и юридических лиц.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам за приобретенные материальные ресурсы, которые будут использоваться подрядными организациями на строительство жилья по договорам с Узжилсбербанком, не относятся на затраты производства, а принимаются к зачету в порядке, установленном разделом 10 настоящей инструкции;

33) услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров, а также иностранных грузов через территорию Республики Узбекистан (транзитные перевозки).

К услугам по транспортировке и обслуживанию экспортируемых за пределы Республики Узбекистан грузов относятся услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке при оформлении их международными перевозочными документами.

К транзитным перевозкам иностранных грузов относятся услуги по транспортировке и обслуживанию иностранных транзитных грузов через территорию Республики Узбекистан при наличии прямых договоров с иностранными лицами или международных транспортных соглашений на осуществление транзита груза и отметок таможенных органов о фактическом ввозе и вывозе указанных транзитных грузов;

34) юридические лица, в общей численности которых работают не менее пятидесяти инвалидов, кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью.

При определению права на получение указанной льготы в общую численность работников включаются состоящие в штате работники предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате предприятия (выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера);


35) услуги подразделений охраны при органах внутренних дел;

36) негосударственные дошкольные образовательные учреждения сроком на три года с момента регистрации при условии, что высвобождаемые средства расходуются ими на укрепление материально-технической базы, приобретение оборудования, инвентаря, дидактического материала, детских игрушек и литературы.

6.2. Предприятия, освобожденные от налога на добавленную стоимость, а также производящие товары (работы, услуги), освобожденные от налога на добавленную стоимость, указанные в пункте 6.1., приобретают материальные ресурсы (работы, услуги) с налогом на добавленную стоимость.

При этом налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам (работам, услугам) относится на затраты производства (обращения).

Аналогичный порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты производства и обращения распространяется и на юридические лица, для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрен особый порядок налогообложения.

6.3. Если предприятие наряду с деятельностью, освобожденной от налога на добавленную стоимость, ведет также деятельность, облагаемую налогом, то оно должно вести раздельный учет затрат и результатов деятельности по этим видам.

Если предприятие производит однородную продукцию, поставки которой являются как облагаемыми налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемыми, то в этом случае разделение затрат производится по удельному весу облагаемого оборота в общей сумме оборота.

Пример:

Предприятие имеет за отчетный период общий оборот по реализации на сумму 200 000 сум, не включая НДС. Из 200 000 сум облагаемый оборот составляет 170 000 сум, необлагаемый (освобожденный) оборот составит 30 000 сум.

Удельный вес облагаемого оборота в общей сумме оборота по реализации составил 85% (170 000:200 000*100).

Если за данный отчетный период сумма НДС, по полученным счетам-фактурам составила 35 000 сум, то в зачет принимается только 85% от этой суммы, т.е. 29 750 сум (35 000*85/100).

Оставшаяся сумма уплаченного налога в размере 5 250 сум (35 000 - 29 750) относится на затраты производства (обращения).

6.4. Налоговые льготы, предоставленные актами законодательства Республики Узбекистан, принятыми до введения в действие Налогового кодекса, сохраняются до истечения срока, на который они были предоставлены.



VII. СТАВКИ НАЛОГА


7.1. Налог на добавленную стоимость уплачивается по ставке 20 (двадцать). процентов.


7.2. Исходя из установленных ставок сумма налога на добавленную стоимость определяется по формуле:


С ндс = Ооб х Н / 100; (1)


где: С ндс - сумма налога, взимаемая с потребителей;

Ооб - облагаемый оборот;

Н - ставка налога на добавленную стоимость.


При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость, налог определяется по формуле:


С ндс = Ст х Н / (Н + 100); (2)


где: Ст - стоимость товара (работ, услуг) с учетом налога на

добавленную стоимость.


7.3. Предприятия, освобожденные от налога на добавленную стоимость или реализующие товары (работы, услуги), освобожденные от налога на добавленную стоимость, в свободную (договорную) цену и тариф сумму налога на добавленную стоимость не включают.

Аналогичный порядок распространяется и на юридические лица, для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрен особый порядок налогообложения.


VIII. ОБЛОЖЕНИЕ ПО НУЛЕВОЙ СТАВКЕ *)


8. По нулевой ставке облагаются:

1) экспорт товаров (работ, услуг) за свободно конвертируемую валюту, включая поставки в страны Содружества независимых государств, если иное не предусмотрено заключенными межправительственными соглашениями;

2) минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы, поставляемые сельскохозяйственным предприятиям на производственные сельскохозяйственные нужды;

3) товары (работы, услуги), реализуемые для официального пользования иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Узбекистан и не проживают в республике постоянно, при условии применения иностранной стороной принципа взаимности.

-----------------------------------

*) Предприятия на продукцию, облагаемую по "нулевой ставке", налог на добавленную стоимость начисляют по ставке "0" и сумма налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, используемым на производство этой продукции, принимается к зачету.



IX. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММЫ НАЛОГА

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПОДЛЕЖАЩЕГО

УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ


9.1. Налог на добавленную стоимость на приобретаемые материальные ресурсы, а также работы (услуги), выполняемые сторонними организациями, используемые для производственных целей, на затраты производства (издержки обращения) не относится, за исключением реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость.


9.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет в соответствии с пунктом 10.1 настоящей инструкции.

Данный порядок распространяется на все предприятия и организации, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость.


9.3. Основные средства и нематериальные активы, используемые для собственных нужд, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога на добавленную стоимость.


X. СУММА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ,

ОТНОСИМОГО В ЗАЧЕТ, И ПОРЯДОК ЗАЧЕТА


10.1. Суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по полученным счетам-фактурам за фактически поступившие в течение отчетного периода товары (работы, услуги), в том числе импортированные, которые будут использоваться для облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

По импортированным товарам (работам, услугам) основанием для зачета являются грузовая таможенная декларация (акты выполненных работ, оказанных услуг) и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость.

В случае предоставления отсрочек или рассрочек по уплате налога на добавленную стоимость при импорте (в соответствии с таможенным законодательством или решением правительства) суммой налога на добавленную стоимость, относимой в зачет, будет являться фактически уплаченная сумма налога.

10.2. Не подлежит зачету сумма налога:

а) по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым предприятиями, освобожденными от налога на добавленную стоимость, а также производящими товары (работы, услуги), освобожденные от налога на добавленную стоимость;

б) по приобретенным товарам (работам, услугам), не связанным с предпринимательской деятельностью налогоплательщика;

в) по приобретенным основным средствам и нематериальным активам используемым для собственных производственных нужд;

г) по внесенным товарам (работам, услугам и материальным ресурсам) в качестве вклада в уставный капитал предприятия при их последующей реализации или использовании для облагаемого, необлагаемого оборота и для не предпринимательской деятельности.

При этом, по импортированным товарам (работам, услугам и материальным ресурсам), внесенным в качестве вклада в уставный капитал предприятия при их последующей реализации или использовании для облагаемого оборота, суммы уплаченного НДС принимаются к зачету в общеустановленном порядке;

д) если сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) в отчетном периоде отнесена в зачет, а в последующих периодах эти материальные ресурсы использовались не в предпринимательской деятельности и не для облагаемых поставок налогоплательщика, то в этих (последующих) периодах производится корректировка оборота и суммы налога в пункте 1 Расчета налога на добавленную стоимость.

10.3. В случае, когда предприятие имеет облагаемые обороты и обороты, освобожденные от налога на добавленную стоимость, в зачет по налогу на добавленную стоимость принимается сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на облагаемые поставки.

В исключение этого порядка предприятия коммунального хозяйства, независимо от оказываемых коммунальных услуг населению или предприятиям-потребителям, производят уплату налога на добавленную стоимость только при положительном сальдо, то есть в случае превышения поступлений налога на добавленную стоимость за оказанные услуги над суммой уплаченного поставщикам налога за использованные материальные ресурсы в целом по всей деятельности. При этом эти предприятия сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщикам за материальные ресурсы, использованные при оказании услуг населению, на издержки производства не относят, а принимают к зачету.

Аналогичный порядок распространяется и на АК “Узтрансгаз”. При этом стоимость газа, отпускаемого АК “Узтрансгаз” предприятиям ХГУ “Бошкоммунгаз” для дальнейшей реализации населению предприятиями Минкомобслуживания, не облагается налогом на добавленную стоимость.

В случае образования в целом по предприятию отрицательного сальдо по налогу на добавленную стоимость оно относится на затраты по производству и поставке коммунальных услуг следующего отчетного периода.


10.4. Если за предыдущий отчетный период образовалось превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, то указанное превышение засчитывается в периоде, следующем за отчетным.

В случае, если предприятие по итогам отчетного квартала имеет превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за этот отчетный период, то данное превышение (отрицательное сальдо) по письменному заявлению предприятия засчитывается в счет уплаты по другим видам налогов.


XI. СЧЕТА-ФАКТУРЫ


11.1. Предприятия, реализующие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги, облагаемые и не облагаемые налогом на добавленную стоимость, а также предприятия, имеющие льготы по налогу на добавленную стоимость, обязаны выписать лицу, получающему указанные товары (работы, услуги), счет-фактуру по форме согласно  приложению 3 к настоящей инструкции.

Счета-фактуры также выписывают и юридические лица, для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрен особый порядок налогообложения.

При этом эти предприятия сумму налога на добавленную стоимость в счете-фактуре не указывают и ставят штамп (или делают надпись) "без налога на добавленную стоимость".


11.2. Счета-фактуры выписываются не позднее даты отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг.


11.3. Счет-фактура составляется предприятием-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на имя предприятия-покупателя (заказчика) не менее чем в двух экземплярах, первый из которых не позднее даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) представляется поставщиком покупателю и дает право покупателю на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном в разделе X настоящей инструкции.

Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика.


11.4. Счета-фактуры подлежат обязательному учету в книгах регистрации поступления и выставления счетов.


11.5. Счетом-фактурой по импортированным товарам (работам, услугам) являются грузовая таможенная декларация (акт выполненных работ, оказанных услуг) и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость.

Счетом-фактурой по экспортируемым товарам (работам, услугам) является грузовая таможенная декларация.

11.6. Счетом-фактурой при реализации товаров (работ, услуг) предприятиями, оказывающими платные услуги (работы) непосредственно населению, является кассовый чек или другие документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ).


11.7. По предприятиям, осуществляющим бесперебойные поставки своей продукции, счета-фактуры составляются одновременно с оформлением счета потребителям, но не реже 1 раза в месяц. При этом составление счетов-фактур производится в том отчетном периоде, в котором состоялась реализация продукции.



XII. СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА

И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ


12.1. Предприятия расчеты по налогу на добавленную стоимость представляют в органы государственной налоговой службы по месту налоговой регистрации ежемесячно нарастающим итогом по утвержденной форме (согласно приложению 4  к настоящей инструкции), не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года в срок представления годовой финансовой отчетности.


12.2. Предприятия уплачивают налог на добавленную стоимость не позднее дня, установленного для сдачи расчетов по налогу на добавленную стоимость на основании фактического оборота по реализации за соответствующий период (месяц) в соответствии с пунктом 12.1.


12.3. Предприятия, у которых сумма платежа по налогу за истекший месяц превысила пятидесятикратный размер минимальной заработной платы, уплачивают декадные платежи (15, 25 и 5 числа следующего месяца) в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету, с последующим перерасчетом до 15 числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации.

В случае, когда сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, по расчету окажется меньше суммы, уплаченной подекадно, сумма разницы засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей.

Подрядные строительные организации уплачивают налог на добавленную стоимость один раз в месяц исходя из фактического объема выполненных работ за соответствующий период (месяц) до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

12.4. Если предприятия осуществляют нестабильное производство продукции (работ, услуг) или у предприятий отсутствует облагаемый оборот в следующем отчетном периоде, то до первого срока начисления декадных платежей они должны письменно оповестить об этом орган государственной налоговой службы.

В случае снижения предполагаемого оборота в следующем отчетном периоде начисления платежей производится исходя из заявленного оборота и предполагаемой суммы налога.


12.5. Вновь созданные предприятия, а также предприятия, которые ранее не являлись плательщиками, уплачивают налог за первый месяц деятельности исходя из фактического оборота. В последующие месяцы деятельности налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.


12.6. В случае уплаты предприятием излишних сумм налогов и сборов при условии отсутствия задолженности по налогам и сборам эти суммы возвращаются предприятию в тридцатидневный срок по его письменному заявлению или засчитываются в счет будущих платежей.



XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

И КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ


13.1. Предприятия несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.


13.2. Контроль за правильностью применения законодательства о налогах осуществляется органами государственной налоговой службы в соответствии с Налоговым  кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "О государственной налоговой службе" и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Настоящая инструкция вводится в действие с 1 января 1998 года.


С вводом в действие настоящей инструкции утрачивает силу Инструкция Министерства финансов и Главного Государственного налогового управления Республики Узбекистан "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 15 января 1993 года N 9/16 и все ранее данные разъяснения по ней.



Заместитель министра финансов                                             Э. Гадоев



Первый заместитель председателя

Государственного налогового комитета                               М. Куралов


ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Инструкции, зарегистрированной МЮ

29.12.1997 г.N 383




СЧЕТ-ФАКТУРА

N ____

от "___"____________199_ года

к товарно-отгрузочным документам N______

от "___"_________________года

Поставщик_____________________

Адрес_________________________

______________________________

Телефон_______________________

Расчетный счет N_______________

в _____________________________

город__________________________

Идентификационный номер

поставщика (ИНН)

______________________________

Покупатель___________________

Адрес________________________

_____________________________

Телефон______________________

Расчетный счет N______________

в ____________________________

город_________________________

Идентификационный номер

покупателя (ИНН)

_____________________________

Наименование товаров (работ, услуг)

Единица измерения

Коли-чество

Цена

Стоимость поставки

НДС

Стоимость поставки с учетом НДС

Ставка

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8





























Всего к оплате





Руководитель _____________________

Главный бухгалтер ________________

М. П.


Товар отпустил

__________________________________

(подпись ответственного лица от поставщика)

Получил

________________________

(подпись покупателя или

уполномоченного представителя)


По доверенности

N __ от ”__” __________ 199 __ г.

__________________________________

( ФИО получателя)

Порядок заполнения счета-фактуры


Счет-фактура выписывается не позднее даты отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг.

В счете-фактуре необходимо указать номер и дату товарно-отгрузочных документов, к которым прилагается счет-фактура.

При заполнении табличной формы следует отметить следующее:

в графе 1 - наименование товаров (работ, услуг);

в графе 2 - принятая по данному товару единица измерения (штуки, килограммы, метры и т.д.);

в графе 3 - количество отгружаемого по счету товара исходя из принятых по нему единиц измерения;

в графе 4 - цена товара по договору (контракту) на единицу измерения без НДС;

в графе 5 - стоимость за все количество данного наименования товара без НДС (гр.3 x гр.4);

если счет-фактура выписывается на выполненные работы (оказанные услуги), то указывается стоимость этих работ (услуг) без НДС, и графы 2, 3, 4 не заполняются;


в графе 6 - ставка налога на добавленную стоимость (20 или 0 процентов); в случае, если по товарам (работам, услугам) имеется освобождение от уплаты НДС, ставится прочерк;

в графе 7 - сумма НДС, исчисленная по данному товару (работе, услуге) по соответствующим ставкам; в сучае освобождения от уплаты НДС товаров (работ, услуг) ставится прочерк.

Юридические лица, для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрен особый порядок налогообложения, в графах 6 и 7 сумму налога на добавленную стоимость не указывают и ставят штамп (или делают надпись) “Без налога на добавленную стоимость”.

Предприятия, которые выписывают счет-фактуру по продукции (работам, услугам), на которые установлена единая ставка налога, графу 6 "ставка налога" не заполняют, а ставку налога указывают над графой "сумма налога".

В графе 8 указывается стоимость каждого вида товара (работы, услуги) с НДС (или по освобождаемым или облагаемым по нулевой ставке - без НДС).

По счету-фактуре по итоговой строке подводятся суммы по графам 5, 7 и 8.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Инструкции, зарегистрированной МЮ

29.12.1997 г. N 383

Штамп или отметка

налогового органа

получено

"__"___________199__г.


В _____________________ государственную

налоговую инспекцию по

_______________________________________

(полное наименование предприятия)

Фамилия ответственного лица (исполнителя)

_____________________________________________

тел.:________________ факс:__________________


РАСЧЕТ

налога на добавленную стоимость

за _______________ 199__г.

(отчетный период)

Показатели

Оборот

Ставка НДС

Сумма НДС

1

2

3

4

1. Стоимость фактически поступившего сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, работ, услуг за отчетный период по полученным счетам-фактурам, в том числе и импортированных, которые будут использоваться для облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке




2. Стоимость отгруженных товаров (работ,услуг) всего




из них:

- не облагаемых налогом на добавленную стоимость




- облагаемых по нулевой ставке




- облагаемых налогом на добавленную стоимость по действующим ставкам




3. Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по расчету

(стр.2 - стр.1)




4. Сумма авансовых платежей, уплаченная в бюджет за отчетный месяц




5. Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по предыдущему расчету

(стр.3 предыдущего расчета)




6. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая:




а) к доплате




б) к уменьшению




"___"_______________199___г.

(дата высылки расчета)


Руководитель (подпись)


Главный бухгалтер (подпись)


ОТМЕТКИ И ЗАМЕЧАНИЯ ИНСПЕКТОРА:


В результате предварительной проверки внесены следующие

исправления:

_______________________________________________________


"___"_______________199___г.

(дата предварительной проверки)


Инспектор (подпись)


СПРАВКА ИНСПЕКТОРА ПО УЧЕТУ:

По настоящему отчету в лицевом счете плательщика начислено:

_______________________________________________ сумов.

"___"_______________199___г.


Инспектор по учету (подпись)



"Бюллетень нормативных актов министерств,

государственных комитетов и ведомств

Республики Узбекистан", 1999 г., N 8, стр. 111




















Время: 0.2207
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск