ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Охрана атмосферного воздуха /

Инструкция по проведению инвентаризации источников загрязнения и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для предприятий Республики Узбекистан (Утверждена Приказом председателя Госкомитета по охране природы от 15.12.2005 г. N 105, зарегистрированным МЮ 03.01.2005 г. N 1533)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 15.12.2005 г. N 105

председателя ГК по охране природы,

зарегистрированным МЮ

03.01.2006 г. N 1533




ИНСТРУКЦИЯ

по проведению инвентаризации источников

загрязнения и нормированию выбросов

загрязняющих  веществ  в  атмосферу

для предприятий Республики

Узбекистан


Настоящая Инструкция в соответствии с Законом Республики Узбекистан  "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает порядок и правила проведения инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха и нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников предприятий Республики Узбекистан.



§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящей Инструкции используются следующие термины:

Источник выделения загрязняющих веществ - объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ (установка, аппарат, устройство, емкость для хранения, двигатель, свалка отходов).

Источник загрязнения атмосферы (источник выброса) - объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу (труба, вентиляционная шахта, аэрационный фонарь, открытая стоянка транспорта).

Стационарный источник - источник, имеющий постоянное место в пространстве относительно локальной системы координат (труба котельной, открытые фрамуги цеха).

Организованный источник - источник, осуществляющий выброс через специально сооруженные устройства (трубы, газоходы, вентиляционные шахты).

Неорганизованный источник - источник загрязнения, осуществляющегося в виде ненаправленных потоков газа, как результат: нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неэффективной работы систем по отсосу газов (пыли) в местах загрузки (выгрузки) или хранения продукта (топлива), а также пылящие отвалы, открытые емкости, стоянки, площадки малярных работ.

Точечный источник - источник в виде трубы или вентиляционной шахты с габаритными размерами сторон, близкими друг к другу (трубы круглого, квадратного, прямоугольного сечения).

Линейный источник - источник в виде канала (щели) для прохода загрязненного газа (воздуха) с поперечным сечением, имеющим значительную протяженность (длину), в несколько раз большую, чем ширина (высота): ряд открытых, близко расположенных в одну линию оконных фрамуг либо аэрационные фонари.

Площадный источник - источник, имеющий значительные геометрические размеры площадки, по которой относительно равномерно происходит выделение загрязнений, и, в том числе, как результат рассредоточения на площадке большого числа источников (бассейн, открытая стоянка автотранспорта).

Отнесение источника выброса к точечному, линейному или площадному производится с целью определения условий рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере в соответствии с установленными требованиями по расчету концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.

Предельно допустимая концентрация (далее - ПДК) - норматив, количество загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее негативных воздействий на компоненты окружающей среды.

Максимально разовая предельно допустимая концентрация (далее - ПДК м.р.) - концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, которая при вдыхании в течение 20 минут не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека.

Ориентировочно безопасный уровень воздействия загрязняющего атмосферу вещества (далее - ОБУВ) - временный норматив загрязняющего атмосферу вещества, установленный расчетным методом для целей проектирования промышленных объектов.

Предельно допустимый выброс (далее ПДВ) - экологический норматив, устанавливающий массу выбросов загрязняющих веществ в единицу времени от данного источника и /или совокупности источников воздействия на атмосферу, формирующих приземную концентрацию, не превышающую предельно допустимые нормы (квоты), установленные для человека и окружающей среды.

Квота - норма допустимого содержания загрязняющего вещества в приземном слое атмосферы, рассчитанная для района размещения предприятия с учетом воздействия на человека и окружающую среду.

Валовой выброс - количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу (тонн/год, далее т/год), при среднегодовых значениях эксплуатационной нагрузки и времени работы источника выделения, в том числе среднегодовой эксплуатационной эффективности работы пылегазоочистного оборудования, при использовании сырья, топлива и материалов, отраженного в бухгалтерской и другой отчетности предприятия.

Максимально разовый выброс - количество загрязняющего вещества, выбрасываемого в атмосферу ((грамм/секунду), далее г/с), при проектной (номинальной) нагрузке и условиях эксплуатации оборудования, не связанной с нарушением технологического процесса и определяемого по пробе, отобранной за 20-30-минутный интервал времени.

Удельное выделение - масса загрязняющего вещества, выделяющаяся от технологического оборудования, отнесенная к единице используемого сырья, мощности оборудования, времени, произведенной продукции. Показатель используется при проведении инвентаризации и определяется по утвержденным методикам и справочным данным.

Удельный выброс - масса загрязняющего вещества, выбрасываемая в атмосферу конкретным источником предприятия, отнесенная к единице произведенной продукции, используемого сырья, мощности предприятия, времени.

Санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) - зона пространства и растительности, специально выделенная между предприятием и районом проживания населения, обеспечивающая рассеивание приземных концентраций вредных химических веществ до уровня норм, установленных Государственным комитетом по охране природы Республики Узбекистан (далее - Госкомприродой).



§ 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ


2. Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении стационарных источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов по территории предприятия, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ и является первым этапом установления ПДВ.


3. Инвентаризация проводится с целью:

а) организации государственного учета предприятий - загрязнителей атмосферного воздуха;

б) определения параметров источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

в) определения исходных данных для разработки нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проведения государственного контроля за их соблюдением;

г) оценки экологических характеристик технологий и материалов, используемых на предприятии;

д) оценки эффективности работы пылегазоочистного оборудования и других воздухоохранных мероприятий предприятия;

е) разработки мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения.


4. Предприятие проводит инвентаризацию либо собственными силами, либо привлекает для этого другие юридические или физические лица.


5. Инвентаризация должна проводиться один раз за период работы предприятия. В случае реконструкции и изменения технологии производства производят уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.


6. Руководитель предприятия должен обеспечить полноту и достоверность данных инвентаризации.


7. Работа по проведению инвентаризации должна включать следующие этапы:

а) подготовительный;

б) проведение измерений и расчетов;

в) обработка результатов инвентаризации и оформление полученных материалов;

г) согласование и утверждение материалов инвентаризации.


8. На первом этапе осуществляется сбор данных о предприятии как источнике загрязнения атмосферы: месторасположение, структура предприятия, схемы и описание технологических процессов, балансовые схемы основных и вспомогательных производств. Приводятся сведения о наличии и количестве источников выбросов, годовой расход топлива, сырья и материалов.


9. На втором этапе проводится визуальное и инструментальное обследование источников выделения и выбросов загрязняющих веществ, эффективности пылегазоочистного оборудования, определяются их характеристики.


10. На третьем этапе производится анализ и систематизация полученных результатов, заполняются разделы бланка инвентаризации.


11. На четвертом этапе производится согласование и утверждение результатов инвентаризации.


12. Определение количества и состава выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится расчетными методами в соответствии с методиками, утвержденными Госкомприродой Республики Узбекистан или методиками, оформленными в виде отраслевых руководящих документов, согласованных с Госкомприродой Республики Узбекистан, либо методиками, приведенными в приложении N  1 настоящей Инструкции, с привлечением, в случае необходимости, инструментальных замеров.


13. Расчет выделений от технологического оборудования и выбросов в атмосферу должен производиться с учетом различий в работе производств, участков, агрегатов при разных режимах работы, в частности, на разных стадиях многостадийных технологических процессов.

При использовании определенного расчетного метода необходимо удостовериться, что выбранные для расчета удельные технологические показатели выделений и выбросов соответствуют именно тому технологическому оборудованию (сырью, материалам), которые используются на данном предприятии (цехе, участке).


14. Расчетные методы используют одно значение удельного выделения (выброса), которое представляет собой среднее значение, отнесенное к единице сырья, продукции, времени работы оборудования.

Если расчетная методика содержит несколько значений удельных выделений (выбросов) (г/с), их значения рассчитываются, исходя из максимального расхода сырья (материалов) в единицу времени (как правило, не более часа) при максимальной производительности процесса.


15. В случае применения на действующем предприятии расчетных методов должна быть доказана сходимость результатов расчетов и инструментальных замеров в пределах допустимой погрешности.


16. При расчете выбросов твердых компонентов и аэрозолей в атмосферу, сопровождающихся  выделением взвешенных веществ в помещение, не оборудованное системой общеобменной вентиляции (выброс через оконные и дверные проемы), либо в случае отсутствия местного отсоса от источника выделения (выброс через систему общеобменной вентиляции) необходимо принимать значение поправочного коэффициента с учетом степени укрытия помещения.


17. Для определения поправочных коэффициентов следует организовать на производствах с большими выделениями твердых частиц проведение инструментальных замеров дисперсного состава выделений в местах поступления загрязняющих веществ в атмосферу.


18. Обследование источников загрязнения атмосферного воздуха (источников выделения и выбросов), а также пылеочистного и газоулавливающего оборудования проводится последовательно по технологической цепочке, начиная от основного и заканчивая побочными производствами.


19. Наименование источников выбросов должно соответствовать технологическому регламенту, а источников выделения - спецификации на оборудование, пылегазоочистных и обезвреживающих установок - технологическому регламенту и паспортам на них.


20. Наименование выпускаемой продукции должно соответствовать наименованию, указанному в технологическом регламенте (технологической схеме, технологической и режимной карте) производства.


21. Наименования загрязняющих веществ, значение их экологических нормативов, ПДК должны соответствовать утвержденным стандартам. При отсутствии ПДК на загрязняющее вещество необходимо учитывать ОБУВ.


22. Время работы источников выделения загрязняющих веществ должно соответствовать фактической загрузке оборудования.


23. Источники как организованных, так и неорганизованных выбросов загрязняющих веществ наносятся на ситуационный план предприятия.


24. На источники выбросов загрязняющих веществ вводится сквозная нумерация по возрастающей, в порядке проведения инвентаризации.

При уточнении инвентаризации номера ликвидированных источников выбросов опускаются, а вновь вводимым присваиваются порядковые номера, следующие за последними.


25. Местоположение каждого из источников выбросов определяется в локальной  системе координат промплощадки, в первой (положительной) четверти осей координат с направлением на север, совпадающим с осью "Y".


26. Параметры организованных источников выбросов (высота, диаметр или размер сечения устья) должны соответствовать значениям, указанным в технологическом регламенте (паспортах пылегазоочистных установок) либо значениям, полученным в результате прямых измерений.


27. Неорганизованные источники выделений, расположенные в закрытых помещениях (цехах), моделируются как источники линейного типа и значения их высоты, диаметра либо размера сечения задаются параметрами таких общецеховых воздухообменных устройств, как аэрационные фонари, аэрационные шахты, цеховые фонари, дефлекторы. При этом крышные и приточно-вытяжные вентиляторы являются одиночными точечными источниками, для которых принимаются реальные значения высоты, диаметра либо размеры сечения.


28. Неорганизованные источники, расположенные на открытых площадках, моделируются как источники площадного типа. При этом для одиночных источников, выбросы от которых осуществляются равномерно со всей открытой поверхности, берутся реальные значения высоты, диаметра, либо размеры сечения источника.


29. Для неорганизованных открытых источников наземного типа, когда реальные значения параметров определить невозможно, задается высота 2 м, размер сечения 0,25 кв. м, скорость среднегодовая скорость ветра на уровне флюгера.


30. Для групповых источников, расположенных равномерно на некоторой площади (дыхательная арматура, неплотности на резервуарах) берутся реальные значения высоты, диаметра либо размеры сечения источника.


31. Температура, скорость либо объем газовоздушной смеси организованных источников выбросов должны соответствовать значениям, указанным в технологическом регламенте (паспортах пылегазоочистных установок) либо значениям, полученным в результате прямых измерений.


32. Для неорганизованных источников, расположенных в закрытом помещении (цехе), измеряются реальные значения параметров газовоздушной смеси на срезе устья таких общецеховых воздухообменных устройств, как аэрационный и цеховой фонари, аэрационная шахта, дефлекторы крышные и общеобменные вентиляторы.


33. Неорганизованные выбросы площадного типа рассматриваются как изотермические. При этом температура газовоздушной смеси приравнивается к среднемесячной жаркого месяца на уровне 2-х м от поверхности земли, скорость - к средневзвешенной скорости ветра на уровне флюгера данного населенного пункта.



§ 3. ПОРЯДОК НОРМИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ


34. На основании результатов инвентаризации осуществляется разработка нормативов ПДВ.


35. Целью нормирования выбросов загрязняющих веществ предприятия, от которого они поступают в атмосферу, является обеспечение соблюдения критериев качества атмосферного воздуха, регламентирующих предельно допустимое содержание в нем загрязняющих веществ для здоровья населения и основных составляющих экологической системы, а также условия, при которых обеспечиваются предельно-допустимые (критические) нагрузки на экологическую систему за пределами границы предприятия или его санитарно-защитной зоны.


36. Нормативы ПДВ устанавливают на каждое загрязняющее вещество, для каждого конкретного источника выброса и предприятия в целом, независимо от его принадлежности к категории воздействия на окружающую среду по результатам расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ за пределами промплощадки согласно установленным требованиям, с дальнейшим выявлением соответствия полученных результатов установленным квотам на каждое загрязняющее вещество.


37. Каждый хозяйствующий субъект, имеющий источник загрязнения атмосферного воздуха на собственной территории, ограниченной территорией других хозяйствующих субъектов, должен разработать отдельный проект нормативов ПДВ для всех видов деятельности, осуществляемых на данной территории, включая и подразделения, находящиеся на ней на арендных условиях.

В случае расположения источников выбросов предприятия на нескольких территориально удаленных друг от друга промышленных площадках разработка нормативов ПДВ производится для каждой промышленной площадки отдельно.


38. Категория предприятия при установлении нормативов ПДВ определяется в соответствии с приложением N  2 к Постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 2001 года N  491 "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе в Республике Узбекистан".


39. Нормативы ПДВ для каждого конкретного предприятия I-III категории воздействия на окружающую среду устанавливаются один раз сроком на три года.

Для предприятий IV категории норматив ПДВ устанавливается по фактическим данным, полученным по результатам проведенной инвентаризации, без разработки проекта ПДВ и проведения государственной экологической экспертизы.


40. В случае расширения, реконструкции, технического перевооружения предприятия или любого изменения технологического процесса, влияющего на изменение количественных и качественных характеристик выбросов вредных веществ в атмосферу, или по решению соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны природы, нормативы ПДВ подлежат пересмотру с последующим их сроком действия на пятилетний период.


41. Нормативы ПДВ предприятий, у которых не произошло изменений в: технологии производства, составе используемого сырья, количестве источников выбросов, количественном и качественном составе выбросов, а пятилетний срок действия истек, подлежат продлению на пять лет.

Продление срока действия нормативов ПДВ осуществляется на основе запроса предприятия с учетом обязательной проверки государственным инспектором по охране природы предприятия и его письменного подтверждения отсутствия каких-либо изменений технологии.


42. Основным критерием для установления ПДВ являются квоты на загрязняющие вещества, установленные Госкомприродой для различных эколого-хозяйственных районов и приведенные в приложении N 2.


43. Величины ПДВ устанавливаются в специальных единицах (г/с) и (т/год) и являются основными нормами выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, за соблюдением которых на предприятии должен быть организован контроль.


44. Норматив ПДВ, установленный в г/с и т/год не должен превышать значений, установленных инвентаризацией источников выбросов.

При наличии технологического пыле - и газоочистного оборудования годовое валовое значение ПДВ рассчитывается с учетом продолжительности его работы в течение года.


45. Величина ПДВ устанавливается для каждого организованного и неорганизованного источника выброса по всем имеющимся ингредиентам.


46. Превышение нормативов ПДВ устанавливается, если фактическое значение валового выброса (т/год) для предприятия в целом за рассматриваемый год больше, чем установленная величина ПДВ (т/год) по веществу, источнику, предприятию, либо фактическое значение максимально разового выброса (г/с) из любого источника выброса или предприятия в целом выше установленных величин в г/с.


47. Нормативы валовых выбросов (т/год) используются предприятием при экономическом стимулировании природоохранной деятельности, а нормативы максимально разовых выбросов - при контроле соблюдения ПДВ на источниках выбросов.


48. При проведении работ по нормированию выбросов следует учитывать передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, предусматривать внедрение более современных технологий и технических средств по сокращению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на основе удельных показателей выбросов, характеризующих уровень экологичности применяемой технологии.


49. Проект нормативов ПДВ для проектируемых и реконструируемых предприятий выполняется в рамках Заявления об экологических последствиях (далее - ЗЭП) в соответствии с Положением о государственной экологической экспертизе в Республике Узбекистан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 31 декабря 2001 года N  491.

После получения на ЗЭП положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующим комитетом по охране природы по территориальной принадлежности расположения объекта выдается разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Утвержденные в ЗЭП нормативы ПДВ действительны на протяжении 3-х лет с момента ввода предприятия в эксплуатацию, по истечении этого срока, при необходимости, проводится инвентаризация действующего предприятия и разрабатываются нормативы ПДВ.



§ 4. ОФОРМЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

И ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПДВ


50. Результаты инвентаризации оформляются в виде отдельной книги в соответствии с приложением N 3.


51. Утверждение материалов инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ проводится руководителем предприятия, согласование - председателем территориального комитета охраны природы Республики Узбекистан.


52. Разработка проекта нормативов ПДВ должна включать следующие этапы:

а) подготовка исходных данных для проведения расчетов максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере;

б) расчет максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере;

в) анализ результатов расчета;

г) разработка мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ;

д) проведение расчетов с учетом предложенных мероприятий;

е) установление нормативов ПДВ;

ж) проведение контрольного расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере при достижении нормативов ПДВ;

з) разработка мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий;

и) разработка плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ;

к) оформление проекта нормативов ПДВ.


53. Подготовка исходных данных для проведения расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ осуществляется на основе материалов инвентаризации.

При этом учитываются параметры источников выбросов, наличие пылегазоочистного оборудования и его эффективность, координаты границ территории предприятия в соответствии с генеральным планом, координаты источников выбросов, границ селитебной зоны в соответствии с ситуационным планом.


54. Для проведения расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере помимо параметров источников выбросов необходимы следующие исходные данные:

а) климатические и метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе расположения предприятия в виде таблицы приложения N 4;

б) данные о коэффициенте, учитывающем скорость оседания примесей;

в) коэффициент рельефа.

Метеорологические характеристики принимаются по данным ближайшего к предприятию метеопоста.

Коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, принимается равным  250 - для районов, расположенных южнее 40 градусов  с. ш., и 200 - для районов, расположенных севернее 40 градусов с. ш.

Коэффициент рельефа местности устанавливается на основе картографического материала в соответствии с требованиями, установленными требованиями по расчету концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.

Значение коэффициента, учитывающего скорость оседания, принимается:

а) для газообразных веществ и мелкодисперсных аэрозолей (пыли, золы, скорость упорядоченного оседания которых практически равна нулю) - 1;

б) для мелкодисперсных аэрозолей (кроме указанных) при среднем эксплуатационном коэффициенте очистки выбросов не менее 90% - 2; от 75 до 90% - 2,5; менее 75%  и при отсутствии очистки - 3.


55. Проведение расчета рассеивания загрязняющих веществ проводится за пределами промплощадки, в долях ПДКм.р. для атмосферного воздуха населенных пунктов.

Расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферу выполняется по универсальным программам расчета загрязнения атмосферы, наиболее целесообразными из которых являются программы, результаты расчетов по которым содержат информацию о нескольких наиболее существенных вкладах источников в суммарную концентрацию в каждом расчетном узле (точке). К числу таких программ относятся программы типа "Эколог", "Призма", "Призма-регион", "Кедр".

Карта полей рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы должна быть совмещена с ситуационным планом, должна содержать цифры максимальной концентрации в долях ПДКм.р. в узлах расчетной сетки и четко обозначенной границей промплощадки.


56. Анализ полученных результатов расчета проводится сравнением максимальных концентраций загрязняющих веществ за границей предприятия с квотами, с учетом вклада в уровень загрязнения атмосферы каждого источника выброса. При этом выявляются ингредиенты и источники выбросов, по которым наблюдается превышение квот.


57. На основе анализа расчетов для выявленных источников выбросов и ингредиентов с превышением квот разрабатываются мероприятия, направленные на снижение выбросов.


58. Нормативы ПДВ устанавливаются на уровне фактических выбросов, если отсутствует превышение квот за границами предприятия. При превышении квот за нормативы ПДВ принимаются выбросы, рассчитанные при условии соблюдения квот за пределами промплощадки.

В случае доказанности соответствия предложенных мероприятий наилучшим техническим достижениям за нормативы ПДВ принимаются выбросы, рассчитанные при условии реализации мероприятий.


59. Для подтверждения правильности установления норматива ПДВ выполняются контрольные расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферу по ингредиентам, для которых предусмотрены воздухоохранные мероприятия.


60. На период неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ. Оповещение о переходе предприятия на режим работы в условиях НМУ производится органами гидрометеорологической службы.


61. Предложения по контролю за соблюдением нормативов ПДВ оформляются в виде плана-графика, в котором приводятся выбросы от источников, дающих наибольший вклад в загрязнение атмосферы, методы их контроля и даются ссылки на методики, по которым определяется содержание ингредиентов в выбросах расчетным путем и/или инструментальными замерами.


62. Оформление проекта нормативов ПДВ проводится в соответствии с требованиями, приведенными в приложении N  5.


63. Утверждение проекта нормативов ПДВ проводится руководителем предприятия. Согласование нормативов ПДВ для предприятий I-II категорий воздействия на окружающую среду осуществляется заместителем председателя Госкомприроды, а для предприятий III-IV категорий воздействия на окружающую среду - председателем территориального органа Госкомприроды.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 1, ст. 4























Время: 0.1642
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск