ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Здравоохранение / Общие положения /Указ Президента Республики Узбекистан от 07.12.2018 г. N УП-5590 "О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан"
Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ
Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин
Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
07.12.2018 г.
N УП-5590
О КОМПЛЕКСНЫХ МЕРАХ
ПО КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В рамках реализации мер по реформированию системы здравоохранения в республике удалось достичь определенных результатов в формировании современной системы оказания медицинской помощи населению.
За истекший период усовершенствована система оказания первичной медико-санитарной помощи путем организации сельских врачебных пунктов, городских и сельских семейных поликлиник, повышена ее доступность населению. Создана единая централизованная система экстренной медицинской помощи, совершенствуется сеть республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, оказывающих высокотехнологичные медицинские услуги гражданам, в том числе на местах.
Реализован ряд целевых национальных программ по укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка. Организованы республиканский и региональные скрининг-центры, обеспечивающие предупреждение рождения детей с наследственными и врожденными заболеваниями.
В результате этого за период 1991-2017 гг. коэффициент общей смертности уменьшился на 20 процентов, материнской и младенческой смертности - в 3,1 раза. Продолжительность жизни с 1995 года увеличилась на 4,6 года и составила 73,7 года.
Вместе с тем накопившиеся за последние годы системные недостатки и проблемы в организации деятельности здравоохранения препятствуют эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы охраны здоровья граждан. В их числе:
первое, отсутствуют концепция и стратегические цели в планировании и управлении сферой здравоохранения, в результате чего проводимые реформы носят фрагментарный характер и не позволяют оправдать ожидания и запросы населения по качеству здравоохранения;
второе, система сметного финансирования сферы здравоохранения основана на устаревших, не соответствующих международной практике механизмах, что приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и хроническому недофинансированию отрасли;
третье, низкая эффективность работы по профилактике и раннему выявлению заболеваний, патронажу и формированию здорового образа жизни является причиной увеличения обращений граждан за специализированной медицинской помощью;
четвертое, слабо развита преемственность между различными уровнями и этапами оказания медицинской помощи населению, включая восстановительное лечение и реабилитацию;
пятое, осуществляемая кадровая политика не позволяет прогнозировать перспективы обеспечения специалистами на всех уровнях оказания медицинской помощи, особенно первичного звена, а также подготовки организаторов и управленческого персонала системы здравоохранения;
шестое, слабая интеграция медицинской практики с образованием и наукой на фоне низкого инновационного потенциала специализированных центров отражает неудовлетворительный уровень внедрения передовых достижений медицины в лечебно-диагностический процесс;
седьмое, отсутствуют единые стандарты в сфере электронного здравоохранения, не внедрены современные программные продукты, обеспечивающие интеграцию и эффективное управление медицинскими услугами, существующие информационные системы и технологии разрознены и носят узконаправленный характер.
В целях формирования концептуально новых моделей организации и финансирования здравоохранения, обеспечивающих кардинальное повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи населению, внедрения современных достижений медицинской науки и технологий, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Считать важнейшими направлениями реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан:
совершенствование законодательства в сфере здравоохранения путем его унификации и принятия законов прямого действия, направленных на повышение качества медицинских услуг и защиту прав пациентов, а также усиление ответственности и защищенности медицинских работников;
формирование современной системы управления и "кластерной" модели организации здравоохранения регионов, обеспечивающей интеграцию лучших практик менеджмента и управления качеством медицинских услуг на основе международных стандартов, внедрение системы аккредитации медицинских и фармацевтических организаций, лицензирования врачебной и фармацевтической деятельности;
совершенствование системы финансирования здравоохранения, определение объемов гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, внедрение системы оплаты медицинских услуг за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и новых механизмов подушевого финансирования, а также поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования;
повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи, поддержку здорового образа жизни и профилактику заболеваний, в том числе путем формирования системы медицинской стандартизации, внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения, эффективных моделей патронажа и диспансеризации;
совершенствование системы охраны материнства и детства на основе развития медицинской генетики, экстренной и специализированной медицинской помощи женщинам и детям, внедрения современных программ скрининга, создания в регионах многопрофильных медицинских комплексов и информационных систем "Мать и дитя";
развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения;
дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, совершенствование механизмов ценообразования, расширение объемов и номенклатуры производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки, в том числе на основе сертификации (аккредитации) медицинских научных и образовательных учреждений по международным стандартам, внедрения современных образовательных программ, методов и технологий;
широкое внедрение системы "электронного здравоохранения", создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов.
2. Утвердить:
Концепцию развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы (далее - Концепция) согласно приложению N 1;
Программу мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019-2021 годах (далее - Программа) согласно приложению N 2.
Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Принять предложения Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства экономики и Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан о:
внедрении с 1 января 2022 года в порядке эксперимента системы финансирования медицинских организаций за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и подушевого финансирования (далее - новые механизмы финансирования) в отдельных районах республики согласно приложению N 3;
поэтапном распространении с 1 января 2022 года новых механизмов финансирования во всех регионах республики на основе критического анализа результатов эксперимента;
введении с 1 июля 2019 года механизма смешанного финансирования в стационарных учреждениях областного и районного (городского) уровней здравоохранения, при котором лечение, не входящее в объем гарантированной бесплатной медицинской помощи, осуществляется на платной основе;
передаче с 1 июля 2019 года отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке на основе разработанных инвестиционных проектов (далее - инвестиционные проекты).
4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан (далее - Министерство) совместно с:
а) Министерством финансов, Национальной палатой инновационного здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июля 2019 года обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан "Об обязательном медицинском страховании", предусматривающего:
правовые основы, механизмы и этапы внедрения обязательного медицинского страхования;
определение субъектов обязательного медицинского страхования и уполномоченного органа по регулированию правоотношений в этой сфере, их прав и обязанностей;
источники формирования средств финансирования программ обязательного медицинского страхования;
б) Министерством иностранных дел Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия со Всемирной организацией здравоохранения и международными финансовыми институтами для обеспечения технического содействия при реализации настоящего Указа, в том числе проведения технико-экономического обоснования мероприятий по внедрению обязательного медицинского страхования.
5. Образовать Рабочую комиссию по реализации мер, направленных на кардинальное совершенствование системы здравоохранения (далее - Рабочая комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению N 4.
Определить основными задачами Рабочей комиссии организацию качественной разработки и внесения в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также принятие практических мер, направленных на реализацию Концепции.
Рабочей комиссии (Абдухакимов А.А.):
в недельный срок создать экспертные группы по подготовке проектов нормативно-правовых актов с привлечением специалистов министерств и ведомств, научно-исследовательских и образовательных учреждений, представителей институтов гражданского общества, ведущих зарубежных консалтинговых компаний и международных организаций, организовать их эффективную работу;
обеспечить подготовку проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Программой, на основе критического анализа законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта;
осуществлять постоянный контроль за последовательной и качественной подготовкой, своевременным рассмотрением и внесением в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также реализацией других мероприятий, предусмотренных Программой;
в срок до 1 апреля 2019 года подготовить инвестиционные проекты по передаче отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке и обеспечить их размещение на Инвестиционном портале Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям;
обеспечить мониторинг и широкое распространение лучших практик применения государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.
9. Министерству в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан структуры и положение об Агентстве.
Определить, что организация деятельности Агентства осуществляется за счет оптимизации штатной численности органов и организаций государственной системы здравоохранения в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на отрасль "Здравоохранение".
10. Министерству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
а) в недельный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства;
б) в двухмесячный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан по дальнейшему развитию системы медицинского образования и медицинской науки, предусматривающего:
реформирование системы среднего и высшего медицинского образования, пересмотр учебных планов, программ и учебно-методических материалов, направленных на дальнейшую оптимизацию теоретических занятий и увеличение практической составляющей, а также приведение их в соответствие с общемировыми достижениями медицинской науки и практики;
усиление роли клиник медицинских высших образовательных учреждений в интеграции передовых научных разработок и технологий в практическое здравоохранение;
совершенствование подготовки медицинских кадров по узким специальностям, оптимизацию сроков обучения в магистратуре и клинической ординатуре исходя из сложности овладения клиническими навыками;
пересмотр системы послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов здравоохранения, внедрение проблемно-ориентированных модульных учебных программ, широкое применение механизмов дистанционного обучения;
широкое привлечение к управленческому и учебному процессам высококвалифицированных и квалифицированных иностранных специалистов, зарубежных ученых и преподавателей;
в) в двухмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 07.12.2018 г. N УП-5590
ПРОГРАММА МЕР
по реализации Концепции развития системы
здравоохранения Республики Узбекистан
в 2019-2021 годах
Примечания:
нормативно-правовые акты могут пересматриваться или объединятся в единый акт в зависимости от сфер и предмета регулирования соответствующих правовых отношений;
вид нормативно-правового акта может меняться в зависимости от регулируемых отношений.
к Указу Президента РУз
от 07.12.2018 г. N УП-5590
ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных районов республики,
в которых с 1 апреля 2019 года внедряется
система финансирования за "пролеченный случай"
по клинико-затратным группам и подушевого
финансирования
N |
Наименование региона
|
Наименование района |
1. |
Республика Каракалпакстан
|
Берунийский район |
2. |
Андижанская область
|
Алтынкульский район |
3. |
Бухарская область
|
Вабкентский район |
4. |
Джизакская область
|
Пахтакорский район |
5. |
Кашкадарьинская область
|
Китабский район |
6. |
Навоийская область
|
Кызылтепинский район |
7. |
Наманганская область
|
Янгикурганский район |
8. |
Самаркандская область
|
Иштыханский район |
9. |
Сурхандарьинская область
|
Джаркурганский район |
10. |
Сырдарьинская область
|
Акалтынский район |
11. |
Ташкентская область
|
Кибрайский район |
12. |
Ферганская область
|
Бешарыкский район Алтыарыкский район Куштепинский район
|
13. |
Хорезмская область
|
Янгиарыкский район |
14. |
г. Ташкент
|
Мирабадский район |
к Указу Президента РУз
от 07.12.2018 г. N УП-5590
СОСТАВ
Рабочей комиссии по реализации мер,
направленных на кардинальное совершенствование
системы здравоохранения
1. |
Абдухакимов А.А. |
- |
заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, руководитель Рабочей комиссии
|
2. |
Шадманов А.К. |
- |
министр здравоохранения Республики Узбекистан, заместитель руководителя Рабочей комиссии
|
3. |
Исмаилов С.И. |
- |
ответственный сотрудник Администрации Президента Республики Узбекистан
|
4. |
Саидбеков Б.Р. |
- |
ответственный сотрудник Администрации Президента Республики Узбекистан
|
5. |
Юсупалиев Б.К. |
- |
первый заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан
|
6. |
Хайдаров А.Я. |
- |
первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан
|
7. |
Мирзаев М.М. |
- |
первый заместитель министра экономики Республики Узбекистан
|
8. |
Умаров О.М. |
- |
первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан
|
9. |
Хажиев И.С. |
- |
председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
|
10. |
Хакимов Р.Р. |
- |
председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
|
11. |
Бурханов А.Э. |
- |
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
|
12. |
Мухторов Н.И. |
- |
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
|
13. |
Бекенов С.Х. |
- |
первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям
|
14. |
Мансуров Ю.Н. |
- |
заместитель министра инновационного развития Республики Узбекистан
|
15. |
Аккулов А.У. |
- |
временно исполняющий обязанности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма
|
16. |
Изамов Р.Ш. |
- |
председатель Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан
|
17. |
Ризаев К.С. |
- |
заведующий Информационно-аналитическим департаментом Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам образования, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма
|
18. |
Мадрахимов У.М. |
- |
начальник управления Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан
|
19. |
Даминов Т.А. |
- |
академик Академии наук Республики Узбекистан, профессор Ташкентской медицинской академии
|
20. |
Дурманов Б.Д. |
- |
начальник отдела Ташкентского института усовершенствование врачей
|
21. |
Мирзалиева К.К. |
- |
директор ООО "AKFA MEDLINE" (по согласованию)
|
22. |
Рахимкулов Ф.А. |
- |
начальник Управления лицензирования медицинской деятельности негосударственных организаций Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, секретарь Рабочей комиссии
|
Примечание. При переходе членов Рабочей комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности либо на которых возложено выполнение соответствующих функций.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 декабря 2018 г.
"Народное слово", 8 декабря 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
10 декабря 2018 г., N 49, ст. 933