ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По иным вопросам /

По спору о применении финасовых санкций за занятие деятельностью без лицензии

Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ

Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин

Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПО СПОРУ О ПРИМЕНЕНИИ

ФИНАСОВЫХ САНКЦИЙ ЗА ЗАНЯТИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ

      

Опубликовано в НТВ N 05 (601) от 31 января 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Налоговый орган провел проверку финансово-хозяйственной деятельности на унитарном предприятии. По ее результатам составлен акт, в котором указано на осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии и получение от нее дохода. Принято решение о привлечении проверяемого к финансовой ответственности за это нарушение. Не согласившись с ним, предприятие обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании его недействительным.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены: отнесение осуществляемой предприятием деятельности к разряду лицензируемой признано необоснованным. Постановлением апелляционной инстанции оно отменено и принято новое об отказе в удовлетворении иска. Не согласившись с ним, унитарное предприятие подало кассационную жалобу.



ПОЗИЦИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Предприятие получило от компании, оказывающей услуги телекоммуникаций, право обеспечивать потребителям доступ к каналам связи, а также возможность получения/отправления информации. На основании договоров аренды оно предоставляло потребителям в пользование каналы связи. Эта деятельность не относится к категории лицензируемой и на нее необязательно получать лицензию. Компания не передавала предприятию права пользования имеющейся у нее лицензией. Предприятие не оказывало услуги телекоммуникаций, не имеет соответствующего телекоммуникационного оборудования. Решение налогового органа необоснованно, а применение финансовых санкций противоречит законодательству.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


У компании, которая по договору предоставила унитарному предприятию право заключать с потребителями договоры о предоставлении каналов связи, есть лицензия на осуществление услуг телекоммуникаций. Это означает, что аналогичная должна быть и у предприятия. Договорное делегирование полномочий в данном случае не может служить основанием для передачи права пользования имеющейся у компании лицензией. Фактически компания именно это и сделала, что законодательством запрещено. Предприятие на основе договора оказывало услуги телекоммуникаций без полученной в установленном порядке собственной лицензии. Это является нарушением законодательства, за которое предусматриваются финансовые санкции в виде взыскания полученного дохода и штрафа в таком же размере. Принятое решение законно и обоснованно.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Кассационная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установила:

- унитарное предприятие заключило с акционерной компанией договор на оперативное управление телекоммуникационной сетью, принадлежащей последней на праве собственности. В соответствии с его условиями компания делегировала предприятию полномочия заключать с потребителями от своего имени договоры аренды прямых проводов, соединительных линий, каналов и трактов связи;

- действуя в пределах переданных полномочий, унитарное предприятие предоставляло в аренду потребителям аналоговый и цифровой каналы, образованные между предприятиями связи;

- унитарное предприятие не имеет соответствующих технических средств (телекоммуникационного оборудования), позволяющего оказывать услуги телекоммуникаций;

- компания не передавала унитарному предприятию прав на лицензию в сфере оказания услуг телекоммуникаций.

Проанализировав положения законодательства, коллегия определила:

- в соответствии со статьей 2 Закона "О телекоммуникациях" от 20 августа 1999 года N 822-I услугами телекоммуникаций является продукт деятельности оператора или провайдера по приему, передаче, обработке сигналов и других видов информации через сети телекоммуникаций;

- предоставление в пользование каналов связи не относится к видам деятельности, перечисленным в статье 9 указанного Закона, которые подлежат в установленном порядке лицензированию;

- в соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности в сфере телекоммуникаций (утверждено постановлением Кабинета Министров "О мерах по совершенствованию системы управления в сфере телекоммуникаций и почтовой связи" от 22 ноября 2000 года N 458) передача прав по лицензиям другим лицам запрещается.

На основании изложенного судебная коллегия указала, что факт заключения договоров о предоставлении в пользование каналов связи не свидетельствует об оказании услуг телекоммуникаций. Унитарное предприятие предоставляло доступ к указанным каналам и не осуществляло их непосредственную эксплуатацию. Решение налогового органа было признано не соответствующим законодательству, а значит недействительным.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Предметом рассмотренного спора явилось неоднозначное понимание характера оказываемых юридическим лицом услуг. Хозяйственному суду необходимо было определить виды лицензируемой деятельности в сфере телекоммуникаций и основные их признаки, по которым можно было сделать вывод о том, относилась ли к ним деятельность, которую вел истец.

Вторым абзацем статьи 2 Закона "О телекоммуникациях" предусмотрено, что под телекоммуникациями понимается "передача, прием, обработка сигналов, знаков текстов, изображений, звуков или иных видов информации с использованием проводных, радио-, оптических или других электромагнитных систем".

Согласно части второй статьи 9 указанного Закона лицензированию подлежат проектирование, строительство, эксплуатация и оказание услуг телекоммуникаций местных, междугородных, международных сетей, а также сетей: подвижной радиотелефонной связи, персонального радиовызова, передачи данных, распространения (трансляции) телерадиопередач. Получение лицензии не требуется, если:

- кабельная сеть телевещания и проводная сеть радиовещания ограничены помещениями и территорией одного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо если общее число абонентов не превышает 10;

- юридическое лицо оказывает услуги местной, междугородной связи, а также предоставляет услуги международных телефонных переговоров (таксофонные услуги связи) и отправляет (и принимает) информацию по факсу в киосках, лавках, магазинах, барах, ресторанах, аптеках, игровых комплексах, санаториях, вдоль автомагистралей с телефонных номеров, выделенных операторами местных сетей;

- деятельность связана с ликвидацией последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих спасательных и аварийно-восстановительных работ, а также с созданием и функционированием сетей телекоммуникаций, предназначенных для использования исключительно в целях государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка;

- радиотелефонные, пейджинговые сети используются только в производственно-технологических целях без оказания услуг телекоммуникаций.

Оказание услуг телекоммуникаций - деятельность, связанная с предоставлением потребителям нематериального конечного продукта, обеспечивающего им возможность свободного приема и передачи информации. В соответствии с десятым абзацем статьи 2 Закона "О телекоммуникациях" услугами телекоммуникаций признается продукт деятельности "по приему, передаче, обработке сигналов и других видов информации через сети телекоммуникаций".

Предоставление в пользование каналов связи предполагает обеспечение доступа к ним потребителя и возможности принимать/передавать информацию. Хозяйственный суд указал, что для квалификации осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности в сфере услуг телекоммуникаций необходимо, чтобы оно имело соответствующее профилю деятельности телекоммуникационное оборудование, с помощью которого им производилась бы текущая эксплуатация каналов связи.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности в сфере телекоммуникаций вид деятельности, на осуществление которой получена лицензия, может осуществляться только получившим лицензию юридическим лицом. Передача лицензий или прав по ним другим лицам запрещается.

Передача прав по лицензии - это сделка, согласно которой лицензиат предоставляет второму субъекту право осуществлять от его или от своего имени деятельность по оказанию услуг телекоммуникаций, указанных в этой лицензии. Предоставление в пользование каналов связи не было судом признано услугой, оказываемой в сфере телекоммуникаций. Хозяйственный суд указал, что делегирование полномочий по заключению договоров на это не может быть отнесено к передаче права на лицензию, поскольку права на оказание услуг телекоммуникаций предприятию не передавались, а на заключение договоров о предоставлении в пользование каналов связи лицензии не требуется.

Пунктом 6 части первой статьи 135 Налогового кодекса предусмотрена финансовая ответственность субъектов - нарушителей обязательных требований о лицензировании: за занятие видами деятельности без лицензии взыскивается весь доход (прибыль), полученный от этой деятельности, и штраф в том же размере. Хозяйственный суд признал неправомерным ее применение в данной ситуации по причине отсутствия состава и события предусмотренного этой нормой правонарушения.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0058
АВда рўйхатга олинган рақами бўйича қатъий мувофиқлик
  • Барчаси
  • амалдаги
  • кучини йўқотган
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • исталган сана
  • аниқ сана
  • давр
  • -

Қидирувни пастга тушириш